Общество 
30.01.2015

«Татарстан-2030»: «16 лет взросления» или «Прыжок барса»?

Глава авторского коллектива стратегии социально-экономического развития республики рассказал «БИЗНЕС Online», зачем она нужна в кризис

В Татарстане стартовало обсуждение стратегии социально-экономического развития, первая редакция которой была опубликована неделю назад. Директор ресурсного центра по стратегическому планированию при Леонтьевском центре Борис Жихаревич накануне начал серию презентаций документа для представителей исполнительной и законодательной власти, а вчера вечером принял участие в интернет-конференции с читателями газеты «БИЗНЕС Online». По его словам, за реализацией стратегии после ее принятия будет наблюдать постоянно действующий экспертный совет во главе с экс-министром финансов РФ Алексеем Кудриным.

Борис Жихаревич: «Цель стратегии — создать набор идей, под которой подпишется большая часть элиты и населения»
Борис Жихаревич: «Цель стратегии — создать набор идей, под которым подпишется большая часть элиты и населения»

«МЫСЛЬ, РОЖДЕННАЯ СОВМЕСТНЫМИ УСИЛИЯМИ, НАМНОГО ЦЕННЕЕ»

В начале интернет-конференции Борис Жихаревич напомнил, с чего все начиналось. По его словам, летом 2012 года подходил к концу срок реализации стратегии развития Казани, разработку которой проводил Леонтьевский центр. И специалисты центра предложили разработать новый вариант программы на следующий период. Однако президент РТ Рустам Минниханов сделал встречное предложение — разработать уже документ республиканского уровня. После этого почти 9 месяцев стороны присматривались друг к другу. «Мы сразу заявили, что такая работа не делается впопыхах, на ее подготовку понадобится год, а еще лучше полтора. Это время понадобится на активацию ведущих экспертов и местного бизнес-сообщества», — рассказал Жихаревич.

Он подчеркнул, что Леонтьевский центр рассматривает эту работу, как особый процесс коммуникаций, в ходе которого люди обмениваются идеями, повышают свой уровень образования, растут ментально и совместно думают о будущем. «Если о будущем за них подумал какой-то дядя, хоть и самый умный, то все равно эффект будет не тот. Это будет чужое. Мысль, рожденная совместными усилиями, намного ценнее. Я горжусь тем, что в стратегии есть следы мыслей, рожденных совместно в поисковых конференциях, идей, которые стали брендовыми», — сказал директор Ресурсного центра по стратегическому планированию.

Стратегию развития Татарстана до 2030 года передали лично в руки президенту РТ Рустаму Минниханову
Стратегию развития Татарстана до 2030 года передали лично в руки президенту РТ Рустаму Минниханову

Примечательно, что Леонтьевский центр не «схапал» все деньги, выделенные на разработку стратегии, а пригласил к сотрудничеству по этому проекту ведущих специалистов из разных сфер. «В результате мы создали консорциум из 9 очень мощных организаций. Кроме Леонтьевского центра в него вошли Высшая школа экономики, Центр независимых социологических исследований. Пространственными аспектами занималась «Лаборатория градостроительства», экономическую часть разрабатывала инвестиционно-консалтинговая компания «АВ», Институт социальной политики, японский исследовательский институт Номура, EY (бывший Ernst&Young). На отдельные операции привлекался аналитический центр «Эксперт-Урал», — рассказал Жихаревич.

«ЭТО ДОКУМЕНТ ОБЩЕСТВЕННОГО СОГЛАСИЯ»

Каверзный вопрос наших читателей о том, насколько актуален сейчас, на фоне девальвации рубля и нарастающего кризиса, разработанный документ, не смутил руководителя авторского коллектива стратегии, хотя он и признал, что эксперты всегда готовятся к прошлой «войне». «Мы знаем, что было, знаем, как сейчас обстоят дела, но что будет в будущем, мы можем только предполагать. Однако надо понимать, что стратегия — это не про цифры. Цифры «плывут», обстоятельства меняются. Цель же стратегии — создать набор идей, под которым подпишется большая часть элиты и населения, поймут, что это правильные идеи и в этом направлении начнут двигаться. Это документ общественного согласия и широкого народного обсуждения. В условиях ограниченных ресурсов стратегия поможет сохранить то, что будет важно в будущем», — пояснил Жихаревич.

«Для республики мы разработали модель «Татарстан: 7+5+3» — семь направлений конкуренции, пять базовых экономических комплексов и три экономических зоны в регионе»
«Для республики мы разработали модель «Татарстан: 7+5+3» — 7 направлений конкуренции, 5 базовых экономических комплексов и 3 экономические зоны в регионе»

Он подробно пояснил положения разработанного документа, отметив, что в мире идет конкуренция за человеческий капитал. Поэтому Татарстан к 2030 году должен стать магнитом для лучших, более талантливых, креативных молодых людей.

«Для республики мы разработали модель «Татарстан: 7+5+3» — 7 направлений конкуренции, по которой конкурируют регионы и предприятия друг с другом, 5 базовых экономических комплексов и 3 экономические зоны вокруг трех агломераций — Казанской, Камской и Альметьевской. Программа предусматривает образования на их базе волго-камского метрополиса, который позволит создать синергию всех трех агломераций за счет создания скоростных транспортных коридоров», — рассказал он.

«МЫ НЕ ХУЖЕ АЗИАТСКИХ ТИГРОВ»

Читатели «БИЗНЕС Online» попросили Жихаревича в двух словах описать главную мысль стратегии развития Татарстана, которая должна стать программой Минниханова на следующий президентский срок. Они напомнили, что у Хрущева был лозунг «Догоним и перегоним Америку», у Шаймиева — сначала «Мягкое вхождение в рынок», потом «Жизнь после нефти». У Медведева — «Модернизация и инновации».

— Мы думали над этим слоганом и до сих пор продолжаем спорить. Я предлагал два варианта. Первый вариант: «16 лет взросления». Поскольку мы отталкиваемся от человеческого капитала, то людям, которым сейчас 16 лет, к моменту завершения программы будет 32 года. Это период, когда человек формирует себя, к 30 годам становится понятно, кем он стал, раскрывается весь его потенциал. И Татарстан за этот период должен вырасти из регионального лидера российского масштаба до лидера мирового масштаба, конкурентного на глобальном рынке. Встать в один ряд с теми регионами, которые являются точками роста мировой экономики. Вторая идея краткого лозунга «Прыжок за черту» связана с идеей необходимости Татарстану перепрыгнуть через некую оранжевую черту от существующей крупнотоннажной индустриальной экономики в «умную», инновационную экономику, где уже находятся ведущие страны мира. Это клиентоориентированная малотоннажная экономика, поощряющая инновации и создание новых продуктов с высокой добавленной стоимостью.

— Может, правильнее назвать «Прыжок барса»? — предложили корреспонденты «БИЗНЕС Online».

— По аналогии с прыжком азиатского тигра быстрорастущих экономик Юго-Восточной Азии?

— Да, мы не хуже азиатских тигров. Наш татарстанский барс готов прыгнуть в инновационную экономику, оттолкнувшись от нефтедобычи, — согласился Жихаревич.

СОВЕТ МУДРЕЦОВ

Он рассказал, что экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин, который курировал проект разработки стратегии «Татарстан-2030», согласился возглавить экспертный совет по стратегии при президенте РТ, который сейчас создается в республике. По словам Жихаревича, в этот совет вошли такие ведущие отечественные экономисты, как ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Владимир Мау, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, Михаил Дмитриев, который ранее возглавлял Центр стратегических разработок, а также бывший замминистра экономики РФ Андрей Клепач. «Они будут выполнять функцию попечительского совета, с которым президент сможет советоваться по ходу реализации стратегии», — пояснил он.

Жихаревич также поделился своими суждениями об эффективности существующей в Татарстане вертикали власти. «Сейчас в Татарстане создана формально эффективная система управления. Идет грандиозная работа внутри министерств. Люди работают по 16 часов. Но значительную часть этой работы составляет текущая суета. Причем зачастую министерства занимаются тем, чем, по моему мнению, они заниматься не должны. А вот стратегическим видением министерства не успевают заниматься из-за текучки, — отметил он. — Наше предложение выхода из этой ситуации — создать институт кластерной активации. Эта организация бы занималась стратегическими вопросами развития экономики Татарстана, подчиняясь президенту и координируя деятельность с экспертным советом по стратегии». При этом Жихаревич отметил, что решение о создании института руководством республики пока не принято.

«ЭТО БУДЕТ ИЛИ ХОРОШАЯ СТРАТЕГИЯ, ИЛИ ХОРОШАЯ КНИГА»

Читатели «БИЗНЕС Online» выразили удивление, что такая большая работа с серьезнейшим содержанием, которая станет главным документом республики более чем на три пятилетки, была скромно опубликована на сайте проекта, причем выбрано было самое неудачное время — в пятницу вечером. Не было никакого общественного резонанса вокруг этого. Не было никакого большого курултая, помпезных речей, перерезания ленточки и запуска воздушных шариков.

«Общественный резонанс еще предстоит создать», — признал Жихаревич. Сейчас опубликована первая редакция стратегии, она разослана в министерства и ведомства, ее там изучают. А общественная инициация произойдет через такие интервью, как сейчас он дает «БИЗНЕС Online».

Сейчас опубликована первая редакция стратегии, она разослана в министерства и ведомства
Сейчас опубликована первая редакция стратегии, она разослана в министерства и ведомства

По его словам, 14 февраля в Казани пройдет поисковая молодежная конференция «Стратегия Татарстана — моя стратегия», потом месяц будет на доработку проектов, того содержания, которое хотели бы увидеть в стратегии. 15 марта начнется процесс официального согласования — министерства начнут визировать документ, и через месяц, 15 апреля, документ попадает в кабинет министров РТ. Предполагается, что в районе 15 мая стратегия будет внесена на утверждение в Госсовет РТ в качестве республиканского закона.

«Депутаты у нас спрашивали: как вы гарантируете, что стратегия будет реализована? Странный вопрос, ведь они сами и должны принять законы, на базе которых и должна реализовываться стратегия. Я считаю, что если удастся ее реализовать, то это очень хорошая стратегия. А если не удастся, то у нас получилась очень хорошая книга. Можно будет вернуться, перечитать умные мысли», — отметил Жихаревич.

Также он рассказал о роли личности Минниханова в появлении этого документа, о необходимости для успешной реализации стратегии добиться внутреннего договора с элитой республики, о том, сможет ли Татарстан в одиночку вырваться из исторически замкнутого круга «оттепель — закручивание гаек», в котором уже много столетий находится Россия.

Подробнее об этом и многом другом читайте в полной стенограмме интервью, которая будет вскоре опубликована на сайте «БИЗНЕС Online».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (40) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    30.01.2015 11:53

    Почитал, или наши подчистили или сами разработчики особо не напрягались, но в целом непохоже на прорывной стратегический документ, такие минэкономики регулярно рисовало раньше

  • Анонимно
    30.01.2015 11:53

    В нынешних экономических условиях даже на год планировать-представляется сомнительным и пустой тратой денег. Но раз уж решили, чтобы такой документ у республики был, то могли бы отдать заказ нашим специалистам и исследователям, например, в КФУ. А так и документ ненужные, и деньги на сторону ушли.

  • Анонимно
    30.01.2015 12:02

    Почему стратегию социально-экономического развития республики придумают Жихаревич, Кудрин. Где наши научные деятели в этой области из КФУ, наша Академия наук???? где наши Минэкономики, Минфин, Минземуимущество, Министерство торговли, Министерство сторительства????

  • Анонимно
    30.01.2015 12:08

    Вопрос. Зачем нам программа, которая будет создавать рабочие места для приезжих? Пусть даже под привлекательной вывеской. Для чего тут разводили весь этот балаган, если плодами будут пользоваться другие. Это стратегия нашего руководства, высказанная в свое время Муратовым. Он сказал, если наши не согласятся работать за копейки, то он пригласит к нам работников из Средней Азии, которые будут и на стройке работать, и дворы подметать, и автобусы водить. Только вопрос, так они себе условия создают? Но вот вроде дошло, что большое количество мигрантов из Средней Азии это угроза внутренней стабильности и угроза им самим. Но тут вот новая идея. Будут создавать условия, чтобы сюда под видом людей творческих приехали работать к нам приезжие со всей России и вполне возможно и из Украины. Там тоже можно найти людей "креативных и творческих". Так в чем глобальная цель то? Превратить нашу республику в "транспортный коридор", в Мекку для приезжих, чтобы разбавить местных? Зачем нам создавать новый город, в котором будут жить приезжие, финансируя все это за наш счет? Упс

  • Анонимно
    30.01.2015 12:20

    Вообще не то в голове.когда космос начнем осваивать.окультизм и науку нужно объединить. Нано био генная инженерия выращивание органов.клонирование людей и все в этом направление.нужна новая индустриализация.Галям

  • Анонимно
    30.01.2015 12:39

    Согласен с Борисом Жихаревичем -Татарстану нужен очередной договор между элитой и обществом, который определяет основные направления -контуры развития республики. Уважаемые комментаторы обсуждают только вопросы, связанные с авторами Стратегии. Следовательно, еще не готовы рассматривать по существу -общественный договор, направленный на развитие.В.Ф. Терзи

    • Анонимно
      30.01.2015 13:28

      Что касается создания "института кластерной активации", думаю сначала необходимо сформировать структуру при Президенте, ответственную за стратегическое планирование, проектирование и управление технологическим развитием РТ.

  • Анонимно
    30.01.2015 12:43

    зато для трудоустройства детей руководства теперь будут созданы институты агломераций, департаменты кластеров. Как туда трудоустроится?

  • Анонимно
    30.01.2015 12:49

    Помнится, в 90-е годы в Татарстане работала американская группа "Монитор", которые получили кучу денег, а результата их стратегии нет. Как бы и с этими ребятами такое не получилось. Татарстан не может развиваться отдельно от России.

  • Анонимно
    30.01.2015 13:09

    Надо развивать человеческий капиталл.

  • Анонимно
    30.01.2015 14:40

    Поддерживаю данную работу! Всё правильно делается. Под эту стратегию в Москве будут обосновывать необходимые ресурсы для развития Татарстана.

    • Анонимно
      30.01.2015 15:02

      Дадут деньги на строительство еще одного завода, который вконец испортит экологию Да тот же завод по производству углеродных нанотрубок, кто доказал, что экологически безопасен. Много говорят и пишут про ГМО, хотя никто еще не доказал их вред, а вот с углеродными наночастицами дело может обстоять похуже. Тем более, если их использовать как наполнители для изменения свойств обычных материалов. Интересно, как они изменят свойства материала, из которого мы состоим? Никто это не исследовал, хотя есть подозрения на то, что они могут быть очень мощными канцерогенами. Упс

      • Анонимно
        30.01.2015 15:15

        Уважаемый Упс может вы укажете те направления, по которым необходимо РТ развиваться. Или вы против любого развития, как большинство населения РФ.

        • Анонимно
          30.01.2015 16:01

          Видите ли, я могу много об этом говорить, да написать могу. Но, есть большое но. Пока существует эта система власти, что-либо говорить и писать бесполезно. Все уйдет в песок, а если что-то и будут делать, только для того чтобы быстро набить карман. Потому то все программы, стратегии рассчитаны на то, чтобы не развиваться, а чтобы получить деньги под красивую обертку. А другие будут давать опять таки из своих интересов. Так что никто о развитии не говорит. Это почти никому из власть предержащих не интересно, точнее интересно, если будут на это давать деньги. Потому все эти стратегии для развития самой республики и благополучия его народа ничего не дадут. Например, ну что дает большой стадион, построенный в Казани для жителей республики? Да, потратили много денег, протрубили на весь мир о Казани, провели там Универсиаду. И что? У нас не было куда запихать эти 12 млрд. рублей, а может и больше. Вот, если бы сказали бы, на что потратить с пользой эти 12 млрд. рублей, то тут масса предложений. И все они дадут толчок для развития. А так этот стадион стоит и кушает деньги. Пока новый ы качестве дорогого украшения города, вот еще собираются провести какие-то соревнования. Но окупится ли все это? Может следовало бы построить дороги до деревень, которые кормили бы город, чтобы сельские жители могли быстро добираться со своими продуктами до города, и обратно купив что-то в городе. Может построили бы новый научно-исследовательский центр, например, для исследований в области молекулярной биологии и генетики. Очень много предложений. Но вот они не в коня корм. Упс

          • Анонимно
            30.01.2015 16:45

            Вспомните,господа,в 90 ые была мода по изданию брошюр разных теоретиками от власти!Помню,какие то финансовые конфликты и разоблачения гремели...История развивается по спирали?знакум

            • Анонимно
              30.01.2015 16:52

              А это причем? Никто сегодня брошюр выпускать не будет. Никому это не надо. Все при своих. Упс

              • Анонимно
                30.01.2015 17:27

                "Производство" разного рода стратегий разве не из этой колоды?Ведь недавно еще как нам преподносили "Стратегию-20".Только масштаб был другой-Российский!Где пенсии к этому времени обещали 66 000тысяч сегодняшними деньгами,а зарплату среднюю 180 000!Теперь молчат про ЭТУ Стратегию!знакум

                • Анонимно
                  30.01.2015 17:54

                  да и стоило бы посмотреть на СПИСОК разработчиков "Стратегия-20"!Много ИНТЕРЕСНЫХ,именно интересных фамилий увидите!Да,еще предложенные варианты решения проблем...как все знакомо,а!Только все время отодвигают сроки КОММУНИЗМА...Согласитесь,господа,ну нет же реальных ЖИЗНЕННЫХ,понятных простому человеку предложений по преодолению возникших проблем!знакум

          • Анонимно
            30.01.2015 16:47

            Уважаемый Упс! Несколько ранее (12.08)Вы были не согласны с приездом к нам спецов из других регионов. Сейчас предлагаете строить какие-то новые научно-исследовательские центры. Работать там будут только свои, местные? Создается впечатление, что пока у Вас в голове каша

            • Анонимно
              30.01.2015 17:14

              Научно-исследовательский центр должен работать, полностью ориентируясь на своих специалистов. Если их нет, то следует оправить на учебу за границу, с условием возврата и представлением для них условий работы и жизни. Да, приглашают и специалистов, но на год, два, три, чтобы он поработал, научил, провел обмен идеями, опытом, а затем свой. Так работают во всем мире. Упс

              • Анонимно
                30.01.2015 17:39

                Кстати, это и есть реальное развитие человеческого капитала. Упс

                • Анонимно
                  30.01.2015 18:16

                  Хотя, это только некий пример. Но надо вести работу по развитию человеческого капитала на месте, основываясь на своих кадрах, своих людях. Вот для этого должна быть создана программа - как это сделать. Это должно стать основная идеология этой стратегии, а не на том, что кого-то там пригласим, заполним места приезжими, и они все нам тут сделают. Вот есть для этого программа "Алгарыш", но она бессистемна, ее реализовывают те, кому до фени ее цели. Опять речь идет о том, что там кто-тот получит с этого. Кто-то сможет съездить туда за госсчет, а зачем и не важно. Упс

                  • Анонимно
                    30.01.2015 21:54

                    Упс, я - татарин, но живу в Узбекистане. И еще я довольно успешен и знаю многих других татар, которые успешны на своем попреще. Т.е., по-вашему, мы Татарстану не нужны?

                    • Анонимно
                      30.01.2015 22:12

                      Почему не нужны, разве так ставиться вопрос? Вопрос в другом, как вы готовы помочь Татарстану, своей нации? "Не спрашивай, что Татарстан должен сделать для тебя, спроси, что ты можешь сделать для республики." Упс

                      • Анонимно
                        30.01.2015 23:35

                        Вы говорили о том, что не нужно привлекать человеческий капитал со стороны, поэтому я и спросил. Упс, насчет помощи нации и республике - вы же все сами прекрасно понимаете.

  • Анонимно
    30.01.2015 22:24

    Барс и Зилант один раз уже прыгали в 90-годы, так что опыт есть.Только на этот раз необходимо сделать двойной прыжок с 4 технологического уклада в 6 технологический уклад, или как принято говорить в Индустриализацию 4.0

    • Анонимно
      30.01.2015 22:38

      Таким образом Стратегия 2030 должна служить началом подготовки двойного прыжка Барса -Ирбиса. Состоится этот прыжок или нет мы пока не знаем. Но готовится надо. Без подготовки точно ничего не получится.

      • Анонимно
        31.01.2015 13:31

        На самом деле Стратегия 2030 это попытка мониторинга всех слоев общества (власти, бизнеса, науки, образования и населения республики) к готовности попытаться осуществить двойной прыжок Барса-Зиланта в новое технологическое будущее.Учитывая, что видные представители этих слоев пока отмалчиваются, можно сделать вывод, что готовности нет. Кто-то в комментариях БО написал очень точно -зачем думать о развитии, если впереди мировая война.Большой войны не будет, но если мы упустим шанс совершить технологический рывок, то РФ и РТ окажутся на обочине новой истории.

        • Анонимно
          31.01.2015 13:51

          Думаю, что БО в состоянии провести мониторинг среди всех слоев населения республики на предмет их готовности к технологическому рывку, например, на уровне Южной Корее, Китая или даже Турции.Например, задав простой вопрос, вы хотите развиваться как:Турция (имеет много совместных предприятий со странами ЕС, особенно Германией),Китай (имеет технологические зоны с ведущими странами мира, включая США),Южная Корея (имеет зону свободной торговли с США)или ничего не надо делать -через несколько лет все вернется с ростом цен на нефть.

  • Анонимно
    31.01.2015 05:32

    Бред сивой кобылы и не более

  • Скорее больше подходит слоган: "Барс готовится к прыжку".....Многие практики и люди бизнеса часто задавали вопрос о механизме учета их перспективных планов и технологии получения одобрения и согласований у новых соруководителей республики по существующей схеме реализации проекта в виде упомянутого "консорциума девяти" и других операторов модели и блок-схемы "галактики".Также до настоящего момента не заработали т.н. площадки для обсуждений и, как всегда "в посулах", общественных площадках...Да, правда есть на сайте проекта 2030 "безответное" окно для вопросов в "он-лайне"...Итак, "лед тронулся.....".

    • Анонимно
      1.02.2015 09:10

      Согласен со всеми утверждениями.Только не слоган, а девиз Стратегии "Барс готовится к двойному прыжку".Что касается участия бизнеса, то здесь уже в развитых странах есть примеры создания проектных Консорциумов для разработки и реализации новых проектов с участием власти, бизнеса и науки с образованием.Что касается площадок для обсуждения, то они должны быть созданы во всех СМИ.Согласование с министерствами необходимо включить согласование министерств с курируемыми предприятиями и организациями.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.