Машиностроение 
18.03.2015

Россия готовит в Казани «кузькину мать» для Запада?

В столице РТ могут заново развернуть производство стратегических ракетоносцев Ту-160

Как стало известно «БИЗНЕС Online», «Туполеву» и Казанскому авиазаводу поручено просчитать возможность восстановить производство Ту-160 — части ядерной триады России. По оценкам экспертов, в нынешних условиях такой перезапуск обойдется в десятки, если не в сотни миллиардов рублей и равнозначен подвигу. Но выхода нет: для эффективного боевого дежурства стране нужны еще минимум 15 «стратегов», стоимость которых оценивается в 15 - 20 млрд. рублей за самолет.

Крайний новый Ту-160, достроенный из заделов советского времени, был сдан в апреле 2008 года
Крайний новый Ту-160, достроенный из заделов советского времени, был сдан в апреле 2008 года

АВИАЗАВОД С «БЛЭК-ДЖЕКОМ»

О возможном возобновлении производства на Казанском авиационном заводе (КАЗ) ракетоносцев Ту-160 (по классификации НАТО — Blackjack) в авиастроительной отрасли заговорили примерно месяц назад. Это можно было бы счесть фантастическими слухами, но 7 марта телеканал «Звезда» вдруг, без всякого оперативного повода, выдал занятный сюжет под заголовком «Казанский авиазавод модернизирует бомбардировщик Ту-160». Материал прошел незамеченным, и, похоже, именно для этого его и поставили на вечер выходного дня, снабдив нейтральным названием. Но, думается, запрятанное в нем «послание» достигло «кого надо». «В Казани рассматривают возможность начать выпускать новые Ту-160», — будничным тоном сообщает журналист сенсационную новость. «На сегодня этот вопрос прорабатывается, — комментирует директор КАЗа по производству Андрей Лядов. — Есть трудности, конечно, но основной технологический состав находится здесь, на заводе, и, в принципе, возобновить его возможность есть».

«БИЗНЕС Online» предложил КАЗу более подробно рассказать о перспективах по Ту-160, но на момент выхода материала ответа на запрос не получил. Зато кое-что рассказали наши источники в авиастроительной отрасли. «Судя по видимым движениям, вариант с перезапуском производства Ту-160 прорабатывается интенсивно», — сообщил один. «Думаю, пока речь идет о проработке вопроса, — рассказал другой. — Оценят состояние технической документации, стапелей, оборудования, скажут, насколько реально возобновление производства, и, если да, то в какие сроки. Но настрой очень серьезный».

Руководство России уделяет повышенное внимание Дальней авиации. Владимир Путин в кабине Ту-160
Руководство России уделяет повышенное внимание дальней авиации. Владимир Путин в кабине Ту-160

ПЯТНАДЦАТЬ ТУ-160? ЭТО НЕСЕРЬЕЗНО

Почему возникла идея о возобновлении производства? Один из источников увязывает идею с нынешним состоянием программы перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА): «Для создания ПАК ДА нет ни технологий, ни опыта. Как их получить? Можно десятилетиями возиться, но времени, похоже, уже нет. А производство модернизированного Ту-160 позволит и технологии отладить, и опыт получить, и парк стратегической авиации пополнить. И сроки для решения, думаю, жесткие, поскольку вопрос насущный. Что такое 15 имеющихся сегодня Ту-160, из которых летают максимум 5? Это несерьезно. Думаю, новый Ту-160 должен стать промежуточной машиной до появления ПАК ДА. Да, быстро развернуть производство нереально, но ведь и ПАК ДА еще и в чертежах нет».

Схожей точки зрения придерживается и главный редактор портала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. «Думаю, смысл в возобновлении производства есть, — рассказал он «БИЗНЕС Online». — Модернизированная версия Ту-160 — это очень современный самолет. И в любом случае его постройка обойдется гораздо дешевле, чем разработка и строительство ПАК ДА, до появления которого к тому же надо чем-то закрывать существующую дырку». А, по мнению Мураховского, «заткнуть» ее необходимо: «Нынешнего количества Ту-160 явно недостаточно, чтобы нести боевое дежурство по советскому образцу — постоянно держать в воздухе на важнейших стратегических направлениях хотя бы 3 - 4 таких бомбардировщика». Плюс, по мнению Мураховского, Ту-160 выгодны: «По договору о стратегических наступательных вооружениях, можно построить сколько угодно Ту-160. Каждый засчитывается за один носитель и одну боеголовку. В этом смысле для нас выгодны такие бомбардировщики, потому что, как мы знаем, они могут нести гораздо большее количество средств поражения с ядерными зарядами».

СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СОЗНАНИЕ ЗАПАДНЫХ ПАРТНЕРОВ

Наверное, на планы военных по Ту-160 повлияла и нынешняя международная обстановка, при которой патрульные стратегические ракетоносцы в международном воздушном пространстве — довольно эффективное средство воздействия на сознание западных «партнеров». Сегодня они то и дело предъявляют претензии в связи с жалобами лидеров европейских государств на участившиеся полеты российских стратегов. В минобороны РФ на это стандартно отвечают, что полеты выполняются в строгом соответствии с международными правилами над нейтральными водами.

«Безусловно, это инструмент политики, причем как внешней, так и внутренней, — рассказал «БИЗНЕС Online» главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов. — Плюс потенциальный противник вынужден затрачивать ресурсы на обнаружение, перехваты, сопровождение и так далее». По данным НАТО, в 2014 году ее истребители 400 раз поднимались на перехват российских самолетов — вдвое больше, чем в 2013-м. А осенью прошлого года министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил, что дальняя авиация будет патрулировать не только вдоль границ России, над акваторией Северного Ледовитого, в западной части Атлантического и в восточной части Тихого океанов, но и в акватории Карибского бассейна и Мексиканского залива. Тогда же командование сил НАТО в Европе заявило, что российская авиация явно активизировалась, стала использовать большее число машин и залетать дальше, чем обычно. 2 марта Шойгу заверил, что стратегические бомбардировщики в будущем освоят новые районы боевого патрулирования с учетом сотрудничества с союзниками. Можно предположить, что речь идет прежде всего о Венесуэле и Никарагуа, на аэродромы которых наши ракетоносцы недавно нанесли визиты. Базы в этих странах позволят «стратегам» находиться возле США постоянно, а не несколько часов, как сейчас. И американцы это понимают.

Также Фролов отметил еще один важный фактор: «рутинную учебу» экипажей, и подытожил: с учетом того, что часть Ту-160 находится в ремонте и на обслуживании, имеющихся полутора десятков таких самолетов, наверное, недостаточно.

Первый серийный Ту-160 в цехе Казанского авиазавода
Первый серийный Ту-160 в цехе Казанского авиазавода

ДАВНЯЯ МЕЧТА КАЗАНСКОГО АВИАЗАВОДА

Для понимания масштаба затеи надо сделать лирический экскурс в историю. Постановление правительства о создании стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160 было подписано 26 июня 1974 года. Главным конструктором назначили Валентина Близнюка, до этого работавшего по теме сверхзвукового пассажирского лайнера Ту-144. Через три года были готовы эскизный проект и макет. Три прототипа собирались с 1977 года в Москве (фюзеляжи делали в Казани, крылья и мотоотсеки — в Воронеже, оперение и воздухозаборники — в Иркутске, шасси — в Куйбышеве). Одновременно в Казани началась подготовка к серийному производству машины (по слухам, изначально местом выпуска предполагали сделать Ульяновск). Среди прочего пришлось вдвое увеличить площади завода, научиться сваривать титан и освоить другие уникальные технологии. Интересно, что главными кураторами темы были люди, так или иначе связанные с Казанью: министр авиационной промышленности (1965 - 1977) СССР Петр Дементьев родился в селе Уби (с 1930 года — в составе Дрожжановского района ТАССР), а его преемник (1981 - 1985) Иван Силаев — выпускник КАИ. 18 декабря 1981 года в Жуковском экипаж Бориса Веремея поднял машину в первый полет. Первый серийный Ту-160 взлетел в Казани 10 октября 1984-го.

Всего должны были построить сотню Ту-160, но в 1992 году, на «отметке» в 34 самолета, Россия решила прекратить производство — вроде как США больше не враг (в этом же году стратегическая авиация России перестала патрулировать удаленные регионы планеты). Причем после развала СССР 19 машин остались на Украине, где была одна из баз «стратегов». 8 бомбардировщиков после длительных переговоров украинцы вернули в счет нефтегазовых долгов, 1 оставили в музее в Прилуках, а 10 разрезали, причем на американские деньги...

В 1997-м производство в Казани решили восстановить, но намерение вылилось лишь в достройку двух заделов — одну машину сдали в 2000-м, вторую — в 2008-м. Любопытно, что ближе к завершению строительства крайнего самолета военные и руководство Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) вновь заявили о возобновлении программы Ту-160: КАПО им. Горбунова (так назывался КАЗ) должно было выпускать по одному Ту-160 в два года и в итоге довести их группировку до 30 (это заявление совпало с возобновлением регулярных полетов стратегической авиации России на патрулирование отдаленных районов мира). Но вновь никакого продолжения.

Главный конструктор Ту-160 Валентин Близнюк (четвертый справа) на церемонии передачи военным крайнего Ту-160
Главный конструктор Ту-160 Валентин Близнюк (четвертый справа) на церемонии передачи военным крайнего Ту-160

Как рассказал «БИЗНЕС Online» руководивший предприятием в 2008 году Васил Каюмов, завод был готов хотя бы достроить две машины из советских заделов, но нового контракта не последовало: «Минобороны тогда решило все силы бросить на восстановление и обслуживание украинских машин» (кстати, как отмечает Фролов, достройка упомянутых двух заделов — давняя мечта КАЗа, и каждый из этих самолетов мог бы «потянуть» на 15 - 20 млрд. рублей). А на церемонии передачи военным крайнего самолета президент ОАК Алексей Федоров, казалось, и вовсе поставил точку в истории строительства Ту-160. Выразив уверенность в том, что новые стратегические бомбардировщики будут производить на КАПО, он заявил, что это будет не Ту-160, а новый «стратег», то есть ПАК ДА. Ту-160 же решили радикально модернизировать — эту программу планировали завершить в 2015 году, но, насколько известно, на сегодня до стандарта, который в СМИ часто называют Ту-160М, доведен в лучшем случае один самолет. В конце 2014 года КАЗ передал военным один Ту-160 после «капитального ремонта с модернизацией». Впрочем, та ли это модернизация, непонятно. Как сообщает пресс-служба предприятия, «Ту-160 проходят модернизацию первой очереди, при этом заменяется практически все бортовое радиолокационное и навигационное оборудование».

ПОДВИГ ИЛИ УТОПИЯ?

Насколько реально сегодня провести титаническую работу по перезапуску производства Ту-160? «Это трудновыполнимая задача», — пессимистичен источник «БИЗНЕС Online». «С одной стороны, это утопия, — не добавил оптимизма второй источник, — с другой, раз военные поставили задачу, надо ее выполнять. Не с нуля же, в конце концов, будем стартовать, есть опыт модернизации, в конце концов, на заводе остаются заделы двух машин, с которых можно начать».

Источники и эксперты схематично обрисовали ударные направления фронта работ.

Первое: оцифровка документации. «Сейчас в плазово-шаблонном методе самолет не сделаешь — надо в цифру переводить, — отметил один из источников. — А это, если по серьезному, года на четыре работы». «Это труд для 500 человек года на три, — уточнил другой источник. — Где 500 специалистов по оцифровке набрать?!»

Второе: кадры. «Работа предстоит очень ответственная, и в первую очередь по кадрам, потому что их на сегодня нет, — категоричен источник. — Специалистов, которые Ту-160 когда-то занимались, — единицы». «Все стоит либо денег, либо больших денег, либо очень больших денег, однако это решаемо, а вот человеческий ресурс... — указывает Каюмов. — Инженеры и конструкторы где-то еще есть, к тому же большая надежда на тех, кто сегодня занимается глубоким капремонтом, но что касается рабочих, будет сложнее».

Ту-160 давно стал не только символом мощи государства, но и своего рода торговым знаком Казанского авиазавода. Дмитрий Медведев на КАЗе
Ту-160 давно стал не только символом мощи государства, но и своего рода торговым знаком Казанского авиазавода. Дмитрий Медведев на КАЗе

Третье: деньги. Фролов отметил, что инвестиции в производственные мощности и стоимость самолетов выльются в колоссальные суммы. Он опасается, что программа строительства Ту-160 пойдет в ущерб финансированию строительства тактической авиации, «которая все же России более необходима». При этом Фролов выразил уверенность, что производство будет штучным, и было бы бы оптимальным довести количество Ту-160 до 30.

Четвертое: восстановление былого опыта и освоение нового. «Что потребуется восстановить для производства Ту-160? Да все! — уверен источник. — Например, сложнейшую вакуумную сварку титановых конструкций». «С восстановлением установки для сварки титана и с поиском специалистов под нее будет сложно, — предупреждает Каюмов. — Когда я пришел на завод, она уже была в плачевном состоянии. Да, подобные аппараты где-то есть, но предназначены они для работы с изделиями меньших размеров, у Ту-160 — это же 13-метровая титановая балка!» «Некоторых агрегатов для Ту-160 в Казани никогда не делали: производство крыла, мотогондол, оперения придется осваивать», — говорит другой источник.

Пятое: комплектующие. «Раньше по Ту-160 было много украинских поставщиков, — напомнил источник — Как быть с этим?» Такие же сомнения выразил и Каюмов. Он отметил, что в 2008 году о перезапуске производства Ту-160 было сложно говорить еще и по причине сложной ситуации у комплектаторов: «Ведь военные мониторили обстановку не только на головном заводе, но и у контрагентов и прекрасно знали их состояние — были очень серьезные проблемы. Но, может, сегодня замену уже нашли?» Мураховский уверен, что кооперацию по Ту-160 реально организовать исключительно российскую, и, возможно, наладить ее будет даже проще, чем в СССР: «Понятно, что придется провести серьезную работу по воссозданию цепочек кооперации, а это несколько сотен предприятий! Но, возможно, сейчас это сделать даже проще, чем в СССР: созданы мощные холдинги, вроде концерна «Радиоэлектронные технологии», Объединенной двигателестроительной корпорации, которые уже могут решать серьезные задачи». Кстати, отметим и решение о возобновлении производства предназначенных для Ту-160 двигателей НК-32, серию которых остановили примерно тогда же, когда и выпуск самолета, в 1993-м. Установочную партию модернизированных движков должны выпустить на самарской фирме «Кузнецов» в 2016 году.

Как большой плюс Мураховский подчеркнул и то, что сегодня у России есть опыт восстановления строительства больших самолетов: «Опыт по перезапуску серии транспортного Ил-76 оказался успешным (новое название — Ил-76МД-90А, неофициальное — Ил-476прим. авт.). Так что, если решение по Ту-160 примут и выделят деньги, все реально. Когда производство Ил-76 только начинали переносить из Ташкента (решение об этом приняли в 2006 году, проектирование Ил-476 закончили в 2009-м, первый полет состоялся 22 сентября 2012-гоприм. авт.), тоже мало кто верил, что это удастся».

Одной фразой масштаб работ по строительству нового поколения Ту-160 оценил Каюмов: «Придется подвиг совершать».

Фото: kaztupolev.ru, rostec.ru, government.ru

Справка

Стратегический многорежимный бомбардировщик Ту-160 предназначен для поражения ядерным и обычным оружием объектов в удаленных географических районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий. Размах крыла — 55,7/35,6 м (стреловидность может меняться в диапазоне 20 - 65 градусов), длина — 54,1 м, высота — 13,1 метра. Экипаж — 4 человека. Двигатели — четыре НК-32. Имеется убираемая штанга-топливоприемник системы дозаправки в полете. Максимальная взлетная масса — 275 000 кг, масса пустого самолета — 110 000 кг, нормальная боевая нагрузка — 9 000 кг, максимальная боевая нагрузка — 40 000 килограммов. Максимальная скорость на большой высоте — 2200 км/ч (но ограничена 2000 км/ч в целях сохранения ресурса), максимальная скорость у земли — 1030 км/ч, потолок — 16 000 м, практическая дальность полета с нормальной нагрузкой — 13 200 км, с максимальной нагрузкой — 10 500 километров. В двух внутрифюзеляжных грузоотсеках может размещаться различная целевая нагрузка. Она включает стратегические крылатые ракеты (12 единиц на двух многопозиционных пусковых установках барабанного типа) и аэробаллистические гиперзвуковые ракеты (24 единицы на четырех пусковых установках). Какими будут характеристики модернизированного Ту-160, неизвестно.

Потянет ли Россия возрождение Ту-160? (18.03.15)
13%Новый виток гонки вооружений – повторение ошибок СССР
50%Нет другого выхода, иначе нас сомнут
25%Деньги-то найдут, а вот специалистов откуда взять?
12%Таких реальных намерений нет – это просто «бряцание боеголовками»
Ваш голос учтен
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (182) Обновить комментарии
  • Анонимно
    18.03.2015 08:27

    Так и до мобилизации рукой падать)

    • Анонимно
      18.03.2015 08:28

      не боись, не всех призовут

      • Анонимно
        18.03.2015 10:19

        Почему то не боюсь призыва. Странно даже.

      • Азат Д
        18.03.2015 17:17

        Да, кто "откосил" тех не призовут. У нас почти все молодые чиновники "косые" как не посмотришь их биографию.

        • Анонимно
          18.03.2015 23:49

          справдливо всех чиновников поставить в строй ( от 20 до 60 лет) имущество сдать старшинам, одеть, обуть и на погранзаставы на 5 лет - потом поселить в служебные квартиры и вернуть всех на должности.... но ранее переданное старшинам имущество - не возвращать....

    • Анонимно
      20.03.2015 10:15

      Конечно, рассуждения о строительстве самолета = мобилизация. Как ещё при постройке на КАПО Ту для ФСБ всех не призвали, удивительно.

  • Анонимно
    18.03.2015 08:27

    Время окончательного осознания того, что мы никому не нужны сильными и самостоятельными, кроме самих себе уже давно пришло! Но вот, как быть с восстановлением истинного (не ура-патриотического) доверия населения? Здесь на одной пропаганде и лозунгах не получится - здесь нужно восстанавливать порядок и справедливость с верху до низу... а с этим все сложно.

    • Анонимно
      18.03.2015 08:54

      Мы, россияне - великий народ. Величайшим доказательством служит героическое преодоление проблем нами же созданных. Но все же это напоминает бряцание дедовскими амулетами и имитация криков слона - кризис, впереди неопределенность как экономическая, так и политическая. Что там дальше будет - не занают и политики и олигархи. Может быть, это попытка своровать под шумок последнее и с этим раствориться в презираемых, но таких близких по "духу" гейропах.

  • Анонимно
    18.03.2015 08:33

    Пусть только аэродром подальше от города уберут, а то на кварталах шум запредельный от них

    • Анонимно
      18.03.2015 08:54

      так вот откуда этот шум!!!! а я уже всю голову сломал, никак не мог понять что такое.

      • Анонимно
        18.03.2015 10:18

        А голову поднять наверх не догадались?

        • Анонимно
          18.03.2015 10:51

          Не факт, что шум с полетами связан. Двигатели на аэродроме тоже гоняют, но без взлета.

          • Азат Д
            18.03.2015 17:19

            "газовка". Самолёт на тормоза ставится, тросами привязывается и на всех режимах проверяется работа систем.

        • Анонимно
          18.03.2015 11:36

          поднимал конечно! самолетов не видел

      • Анонимно
        18.03.2015 11:57

        На Горках тоже шум слышен, но ничего в небе не видно.

  • Анонимно
    18.03.2015 08:34

    Давайте без лишнего пафоса! Тоже мне проблему нашли - где взять 500 специалистов по оцифровке? Просто смешно! Да студентов наймите за 3 копейки и научите их в сканер засовывать, а рисовать и чертить в компе они и сами лучше вас умеют!Все технические трудности, конечно, понятны, но... Технологии ушли на 50 лет вперед. То, что раньше делалось вручную - теперь автоматизировано. А главное, перешло на рыночные рельсы, и теперь за реальные деньги освоят любой процесс, лишь бы платили!В третьих, открыт весь мир (почти весь), а за деньги оттуда сбегутся миллион специалистов, и поставят и вакууумную сварку, и комплектующие наладят и тд. Вывод очень прост: если наши отцы смогли в тех условиях наладить производство, то мы в наших можем это сделать проще и эффективнее. При всем дебете-кредите мы в лучших условиях, чем они. Наши преимущества и возможности перекрывают наши сложности и недостатки.

    • Анонимно
      18.03.2015 09:32

      Тоже мне, как просто все! Некоторые вещи, которые мы потеряли, никто в мире так и не научился делать. Так что просто деньгами тут ничего не решить.

      • Анонимно
        18.03.2015 10:37

        Именно поэтому такие вещи надо начинать восстанавливать немедленно. Пока еще можно хоть каких то еще живых пенсионеров привлечь для консультаций.

      • Анонимно
        20.03.2015 10:23

        Если есть проблема - нужно её решать, а не рассказывать, что вот проблема и ничего сделать неможно.

    • Анонимно
      19.03.2015 11:09

      Студенты такого напроектируют - офонареете.Я несколько лет назад работал в строительстве. Ваши "студенты" (студенты 3 курса из КГАСУ) делали проект здания. Подрядчик хотел тоже сэкономить 3 копейки и нанял этих неопытных остолопов. Когда стали работать по этому "проекту" - волосы дыбом встали - он совпадал с реальностью процентов на 50...Так что не надо.

    • Анонимно
      20.03.2015 00:11

      Под оцифровкой понимается совсем не то, что Вы подразумевается. Сканированный чертёж нельзя назвать полностью оцифрованным. Полностью оцифрованный - имеющий на 100% определённую 3D-модель. И "Компас" с "Автокадом" здесь не помогут. Требуется знание "тяжёлых" САПР (CATIA, NX и пр.). Одно только оснащение техникой и соответствующими лицензионными САПРами тянет на суммы от 200 млн. до 1 млрд. рублей. Задача не так проста, как Вам кажется.

  • Анонимно
    18.03.2015 08:42

    Российская экономика на страшную величину зависит от цен на нефть и газ. Достаточно сказать, что третий по величине наш экспорт – это экспорт вооружений, и он составляет примерно одну треть от экспорта компании Walt Disney мирового по объему. То есть, Walt Disney продает мультиков на сумму в три раза больше, чем мы оружия.

    • Анонимно
      18.03.2015 09:16

      Ну и что из этого следует? Как вы можете сравнивать глобализированную компанию, основоположника отрасли, работающую на рынке почти сто лет и вышедшую из омерзительного коммунистического эксперимента с плановой бесперспективной экономикой страну, только заходящую на мировые рынки в условиях жесточайшей конкуренции и нежелания всего мира принимать нас? Оставившего нам одну нишу - сырьевую? Если бы в США было плановое хозяйство - там бы не было никакого Уолта Диснея, вообще не было бы мультипликации развитой, как ее нет в Северной Корее и тд. А мы еще как-то пытались шедевры делать! Нет смысла нам сравниваться с США! То, что СССР по многим критериям был наравне - это была лишь фикция, которую создавали путем зажимания потребительского рынка и направления всех средств и сил страны на конкуренцию по нескольким отраслям. Но если рынок у них позволял все делать легко и играючи, а все были богаты и довольны, то у нас коммунисты создали условия для тяжелого невыносимого труда и напряжения, причем все были бедны и недовольны. Какое-то время педалировали идеологию, но потом и она обесчестилась. Все рухнуло!Нужно, чтобы и в оружии, и в мультфильмах, и в авиастроении, и в производстве СВЧ-печи, чайника, электромясорубки, автомобиля - наш человек получил возможность развиваться! И тогда, уверен, результат будет лучше, чем на западе. Пока мы живем в условиях то плановой экономики, то при переходе от него к рынку, но без инвестиций и кредитов, да еще нас душат при любой возможности.

      • Анонимно
        18.03.2015 09:44

        Вы апологет "невидимой руки рынка"? Так он не работает с XIX века. Хоть Глазьева почитайте.

        • Анонимно
          18.03.2015 10:53

          Во-первых, Глазьев, хотя я его и уважаю, но в экономике его много политики и идеологии. Так что он не пример для консультаций.Во-вторых ,вы правы, невидимая рука рынка устарела. Доказано, что госрегулирование необходимо. Но в отдельных случаях и отраслях. Но извините, в СССР - это не было госрегулирование. Это была тотальная плановая экономика, которая зажимала все - от конкуренции до логистики, от частной инициативы до внедрения новых технологий, от приоритетов потребительского спроса до рентабельности (которая считалась спекуляцией). На это вам нечего возразить!

      • Марат Ш
        18.03.2015 10:04

        Тем не менее, это вся наша экономика - упала цена на нефть, упало то, что нам приходит. Упал объем нефтедолларов – упало всё в стране. Мы видим – минус 40 автомобильный транспорт, минус 50 бытовая техника и т.д. И с каждым годом это будет всё хуже, потому что это наложилось на стагнацию внутренней экономики. И можно долго болтать, но, конечно, не будет никакого толкового импортозамещения, и, конечно, не будет никакого внутреннего подъема конкурентоспособности. Это разговор на пару часов, поэтому не будем об этом сейчас.

        • Анонимно
          18.03.2015 10:55

          Вы правы, не с чем спорить. Но я уверен, что дай сейчас нормальное финансирование проектов, законы нормальные уже есть и работают, дай нормальное налогообложение и администрирование бизнеса - и Россия озолотится!

          • Так как рынки на разных уровнях все поделены, то логично, что в среде олигархов далеко не все хотят перехода к НОРМАЛЬНОМУ конкурентному рынку и нормальным законам, а без этого не будет никакого развития, и гибель грозит всем. Хотя у них-то у всех парашюты есть, поэтому мы и топчемся на месте , имитируем борьбу с кризисом .. пока только на словах.

          • Азат Д
            18.03.2015 17:44

            Вы хотите сказать что проекты не финансируются? Посмотрите сколько вложено в "Роснано", "Сколково", "Новая Тура" - там не меряно денег. Где результат?

    • Анонимно
      18.03.2015 10:48

      я вас больше скажу, компания apple продает смартфонов и ноутов в четыре раза больше чем Газмпром газа)))

      • Анонимно
        18.03.2015 11:15

        Этим комментарием вы только показываете, что ничего не понимаете в экономике. Ну напишите тогда, что компания Apple круче, чем вся французская экономика. И что это дает? вы сравните Газпром и американскую газовую промышленность. И кто там круче, а?

      • Анонимно
        18.03.2015 11:30

        А я скажу еще больше: капитализация одной только американской компании apple выше, чем капитализация ВСЕГО российского фондового рынка. Кстати и microsoft тоже превышает по капитализации весь российский фондовый рынок.

      • Анонимно
        18.03.2015 12:23

        из рейтинга ФОРБС 2000Gazprom - sales $164,6 B (B это милиард)APPLE - sales $173,8да и то это за 2014 не самый лучший год, Хотя в 2013 году Газпром превосходил APPLE по выручке. Так что аккуратней с цифрами

    • Анонимно
      20.03.2015 10:24

      И? Предлагаешь все заводы перепрофилировать под мультстудии?

  • Анонимно
    18.03.2015 08:49

    Царь блефует

    • Анонимно
      18.03.2015 09:37

      страшно стало?или досих пор непонятно на какую страну тяфкаете?

    • Gesta
      18.03.2015 13:25

      Если постоянно твердить, что будет так, то люди верить будут. А если будут верить, то будет пробовать. А кто пробует, тот успеха добьется. Поэтому пусть лучше царь нам твердит, что мы можем. Чем говорит, что мы никто.

  • Анонимно
    18.03.2015 08:59

    Более двадцати лет забвения прошло и наконец вроде взялись за ум (спасибо америкосам). Я помню в 93 г. керосина не было летать, сидели на земле, в летно-технической столовой ржавой капустой кормили, а американцы потирали ручёнки. Я уверен, что придет время отказаться от иномарок в ГА и вспомнить, как строились свои самолеты. Может это время уже наступило? Вон как авиакомпании разлетаются вдребезги!

    • Марат Ш
      18.03.2015 10:27

      Некоторые товары запретили в страну ввозить – да мы этого сейчас не почувствуем, мы почувствуем это через десять лет, когда встанут наши нефтеперерабатывающие предприятия, нефтедобыча, и когда наше вооружение станет окончательно анахронизмом, потому что новых технологий, новых систем мы не будем получать. Сейчас мы это пока никак не видим.

      • Анонимно
        18.03.2015 10:40

        Смени пластинку быть алармистом в нынешней ситуации не оригинально.РАБОТАТЬ надо и все получиться.

      • Анонимно
        18.03.2015 11:10

        Вы пишете ерунду! Какое вооружение мы закупаем? Вы о Мистралях? Кажется, у нас в вооружении лучшие технологии пока. А что касается нефтянки и тд. - ну весь мир не сошелся клином на западе! Дайте запрос китайцам - сделают любые запчасти! Да и даже в СССР через посредников закупалось что угодно, любые санкционные запчасти - западные корпорации сами искали способы продать свое оборудование.

    • Азат Д
      18.03.2015 17:23

      Почему они нас тогда не захватили, как хотят сейчас, о чём нам из телевизора говорят?

    • Анонимно
      18.03.2015 20:21

      Вот тогда мы станем настоящей державой и ни один америкос даже мечтать будут ущемлять нас. Как бы им показать действительную "кузькину мать"?

  • Анонимно
    18.03.2015 09:02

    Получится, если восстановят в Казани филиал Туполевского КБ! В противном случае - ничего не получится!

  • Анонимно
    18.03.2015 09:04

    Технологии к сожалению уже потеряны: цетроплан титановый уже не смогут, куча электроники не изготавливают, а просто переставляют с самолета на самолет, двигатели столько лет собираются возобновить, что за это время можно было новые сделать.

  • Анонимно
    18.03.2015 09:05

    Хорошо бы было! Раньше заводская труба весь район кормила. Надо восстанавливать осознание истинного труда. Сколько может молодежь сидеть в этих маркетах. Достойная зарплата инженерам и пойдет дело. А то совсем расслабились и работать разучились.

    • Анонимно
      18.03.2015 10:16

      Да как вы не поймете?! Пока у государства цель возродить и укреплять частную собственность, труд о котором вы говорите не будет славится. Я, допустим готов работать для Родины. Но для обогащения чужого кармана, нет уж увольте!!! Поэтому и мальчики сидят в маркетах, потому что политика государства к этому подталкивает.

      • Анонимно
        18.03.2015 10:40

        Ни черта ты не готов для Родины делать! Если бы готов был, то делал, а не скулил, выискивая себе отговорки, причины и врагов. Узнаю брата Колю, "политика государства" и "укрепление частной собственности" у него виновата! Не собственная ленивая задница, а кто-то другой. Заниматься бизнесом, создавать производства, платить налоги - может быть это самый лучший патриотизм, а не нытье по прошлому и стучание пьяным кулаком по столу в стиле "ух мы всем им кузькину мать покажем!". Хорошо устроились подобные вам, виноватого нашел и сиди ной дальше. Ты что дерево? - ну так делай что-нибудь. К зеркалу почаще подходи, если хочешь найти причину своих неудач.

        • Анонимно
          18.03.2015 13:33

          Вот что говорит пр. Симеон в Девятом «Огласительном слове»: «Существующие в мире деньги и имения являются общими для всех, как свет и этот воздух, которым мы дышим, как пастбища неразумных животных на полях, на горах и по всей земле. Таким же образом все является общим для всех и предназначено только для пользования его плодами, но по господству никому не принадлежит. Однако страсть к стяжанию, проникшая в жизнь как некий узурпатор, разделила различным образом между своими рабами и слугами то, что было дано Владыкою всем в общее пользование. Она окружила все оградами и закрепила башнями, засовами и воротами, тем самым лишив всех остальных людей пользования благами Владыки. При этом эта бесстыдница утверждает, что она является владетельницей всего этого, и спорит, что она не совершила несправедливости по отношению к кому бы то ни было... Дьявол внушает нам сделать частной собственностью и превратить в наше сбережение то, что было предназначено для общего пользования, чтобы посредством этой страсти к стяжанию навязать нам два преступления и сделать виновными вечного наказания и осуждения. Одно из этих преступлений - немилосердие, другое - надежда на отложенные деньги, а не на Бога. Ибо имеющий отложенные деньги... виновен в потере жизни тех, кто умирал за это время от голода и жажды. Ибо он был в состоянии их напитать, но не напитал, а зарыл в землю то, что принадлежит бедным, оставив их умирать от голода и холода. На самом деле он убийца всех тех, кого он мог напитать». А теперь подумай, "патриот"!

      • Анонимно
        18.03.2015 11:03

        Вы просто сидите и мелете языком! За Родину работают нищие врачи и учителя. Но этого не должно быть! Я пришел в частную клинику АВА Казань - там все работает, все довольны, оборудование новое, туалеты чистые, удобные для инвалидов. Да, процедуры платные, но так и должно быть.Если взять крупные корпорации - там так же, только более масштабно! Причем здесь чужой карман или государственный? Если этот карман эффективнее государственного, платит мне больше, чем государство, кропотливо заботится о своем бизнесе - что в этом плохого? В то время, как государство трудящихся запускало наши деньги на поддержку революций в Латинской америке, кто из нынешних владельцев бизнеса будет делать это? Дураков нет! По многим позициям обогнали результаты СССР давно, а вы все еще мечтаете о коммунизме!

        • Анонимно
          18.03.2015 11:33

          а сейчас мои день траться на войну с украиной + на оплату шопинга любовниц чиновников!так что не надо идеализировать нынешнюю ситуацию в стране!

          • Gesta
            18.03.2015 13:40

            Так это везде так. В США тратятся на войну в Сирии и на покупку шлюх для губернаторов. Не верите - погуглите. Так что везде так. Но никто нынешнюю ситуацию идеализировать. Просто если пытаться стать сначала ангелом, а потом что-то делать, можно и с голоду помереть. Опять же, возвращаясь во времена СССР, которые я помню, много ли у чиновника было возможностей? И государство в лице общества лупасило по пальцам так, что брали, но очень осторожно и немного. Из бардака 90-х и распущенности в нормальное состояние дорога неблизкая, но по ней все-равно идти надо, а не ждать пока нам демократию в упаковке принесут по доброте душевной.

        • Азат Д
          18.03.2015 17:39

          А если одно государство эффективнее другого? И, государство, которое проигрывает конкуренцию в мире, начинает «быковать» и своё население загонять в казарму, на паёк. Что для вас значит Родина - госаппарат? Почему вы выбрали частную клинику , а не государственную? только не пишите что платите налоги, сейчас в госклинике вы нужнее.

  • Анонимно
    18.03.2015 09:10

    Вспомнили о 22-м заводе. Наконец то! Сколько раньше людей работало на заводе? Тысячи человек, да в три смены! Зарплаты у фрезеровщиков, станочников были по советским меркам очень хорошие. Сейчас, корпус под 160-ю машину стоит пустой. Его ширина 500метров! Это второй авиазавод, специально построенный под эту машину. Возможно, современные компьютеризированные станочные комплексы не потребуют столько специалистов. Поколения наших мужиков спиваются в деревне. Нужны общежития, семейки, гостинки, малометражки, людей привозить, обучать и давать работу и жилье. Так строился КамАЗ.Была Олимпиада, потратили по разным источникам 1,3 трлн. рублей. Здесь новое дело!Для Казани, Республики это лучше Универсиады!Срочно создавать команду, штаб и ВПЕРЕД!

    • Анонимно
      18.03.2015 09:24

      Полностью согласен. Кроме того завод потащит экономику. Это рабочие места, деньги. Увеличится покупательная способность части населения и т.д.

      • Азат Д
        18.03.2015 17:42

        Покупательная способность увеличится, если будут производится другие товары, иначе сосать лапу, так как за границей вы не чего не купите, так как взамен не сможете предложить свой товар, так как им не продаст государство этот самолёт , да он им не нужен.

        • Gesta
          18.03.2015 21:12

          Так вся соль, что высокие технологии из оборонки идут в большом количестве. И если сегодня даже эти самолеты не делать, то послезавтра вообще ничего не будем уметь делать, не будет никакого товара.

          • Анонимно
            19.03.2015 08:45

            Азат Д

            Расскажите по подробней.

            И конкретно чем вы из оборонки пользуетесь или пользовались. Или вы хотите сказать, для того чтобы производить, например, радиоприемник, надо танки с самолетами строить?

            • Gesta
              19.03.2015 15:26

              Гуглить ленитесь? Введите "военные изобретения в мирной жизни".Из простого инфа из Википедии русской про радио. Найдите сами, где первый раз примена радиосвязь в России: "В России изобретателем радиотелеграфии традиционно считают А. С. Попова[3][4]. В первых опытах по радиосвязи, проведённых в физическом кабинете, а затем в саду Минного офицерского класса, приёмник обнаруживал излучение радиосигналов, посылаемых передатчиком, на расстоянии до 60 м. 7 мая 1895г. на заседании Русского физико-химического общества в Петербурге. А. С. Попов продемонстрировал действие своего прибора, явившегося, по сути дела, первым в мире радиоприемником. День 7 мая стал днем рождения радио.Приемник ПоповаДалее радиосвязь была установлена на расстоянии 250 м. Работая над своим изобретением, Попов вскоре добился дальности связи более 600 м. Затем на маневрах Черноморского флота в 1899г. ученый установил радиосвязь на расстоянии свыше 20км, а в 1901г. дальность радиосвязи была уже 150км. Важную роль в этом сыграла новая конструкция передатчика. Искровой промежуток был размещен в колебательном контуре, индуктивно связанном с передающей антенной и настроенном с ней в резонанс. Существенно изменились и способы регистрации сигнала. Параллельно звонку был включен телеграфный аппарат, позволивший вести автоматическую запись сигналов. В 1899г. была обнаружена возможность приема сигналов с помощью телефона. В начале 1900г. радиосвязь была успешно использована во время спасательных работ в Финляндском заливе. При участии А. С. Попова началось внедрение радиосвязи на флоте и в армии России."Особенно в ответе на Ваш вопрос важное последнее предложение. Не в быту, а для связи флота. Все остальное Гугл в помощь.

  • Анонимно
    18.03.2015 09:11

    Если не будет самолета - вот тогда и мобилизация, шапками закидывать придется. Самолет отличный, надо строить!

  • Анонимно
    18.03.2015 09:21

    А если логически подумать?Самолет уже спроектирован. При модернизации основные конструкции планера редко затрагивают, в основном меняют авионику, радары, системы вооружения. 160-й уже производили т.е. хоть какое-то оборудование для его производства должно сохраниться. Отсюда вопрос: зачем нужна оцифровка чертежей если все ранее производилось и без цифры?

    • Анонимно
      18.03.2015 09:55

      ????вы хоть чуток в теме????или оцифрованный проект это по Вашему просто картинка на мониторе??? диву даюсь от таких комментариев

    • Анонимно
      18.03.2015 10:26

      Даже я далекий от этого понимаю зачем. Просто большинство оборудования работает на заранее программируемых чертежах. Т.е что то типа загрузил циферки а машина тебе порежет ровненько под размеры.

      • Анонимно
        18.03.2015 11:05

        Я тоже далек, однако все таки мне кажется, что гораздо проще отцифровать или заново создать на компе, чем как раньше чертили вручную, на бумаге, линейкой и циркулем. Есть что возразить?

      • Анонимно
        18.03.2015 11:09

        А до появления станков с ЧПУ как эти самолеты делали? Если старое оборудование осталось, то не факт что оцифровка потребуется.

        • Анонимно
          18.03.2015 12:20

          А там люди были которые умели работать на том оборудовании и по тем чертежам, а сейчас в большинстве своем нет тех людей, в лучшем случае на пенсии...

    • Анонимно
      18.03.2015 10:54

      есть такое понятие как сквозное проектирование!конструктор-технолог-цех-склад!

    • Анонимно
      22.03.2015 21:49

      Посмотрите "Русский Еврей" новости там такие самолеты для Путина проектируются, нам и не снилось!

  • Анонимно
    18.03.2015 09:32

    Главное надо начинать что то делать. Вот это и должно стать началом.

  • Liko
    18.03.2015 09:34

    Ситуация связана с тем, что вчера в Украине был принят закон по Донбассу, который ясно показал, что Украина не собирается выполнять минские соглашения. Соответственно, мирный процесс фактически сорван Киевом.

  • Анонимно
    18.03.2015 09:38

    Хороший комментарий! по делу!

  • Анонимно
    18.03.2015 09:43

    В первую очередь надо Туполев в Казань перевести, что бы каждую гайку месяцами не согласовывать. И деньги(кроме самого проекта) найти на реконструкцию 2 ТЭЦ в Казани.

  • Анонимно
    18.03.2015 09:47

    Бывших работников КАПО надо привлечь, в том числе пенсионеров. Сколько золотых рук вынуждены были покинуть завод в прошлые годы! Если дать им достойную зарплату, многие с радостью вернутся на завод.

    • Анонимно
      18.03.2015 10:21

      Да вы думаете они в холодильнике хранятся,ожидая когда их позовут?

      • Gesta
        18.03.2015 13:21

        Иногда и делать ничего надо, наставником только побыть. Толковому человеку один раз показать и все будет потом сам делать. Поэтому и пенсионеров привлечь можно, особенно кто по вредности в более молодом возрасте ушел.

  • Анонимно
    18.03.2015 09:57

    Где будут новые двигатели заказывать? Если не ошбаюсь завод который их изготавливал закрытю. Чертежи то хоть остались?

    • Анонимно
      18.03.2015 10:44

      А Вы статью еще раз перечитайте. Глядишь некоторые вопросы и снимутся. Двигатели по любому нужны. Даже если только старые самолеты будут летать. У них ресурс гораздо ниже чем у планера.

    • Анонимно
      20.03.2015 10:22

      Движки-то как раз выпускаются, тут всё норм.

  • Анонимно
    18.03.2015 10:00

    хорошую зарплату рабочим чтобы могли хорошо жить а не просто жить хорошо тогда и спецы найдутся

  • Liko
    18.03.2015 10:18

    очередная фаза украинского кризиса может привести запросто к потере мариуполя. это будет катастрофа для экономики украины и повысит существенно самостоятельность днр/лнр. это крупнейший порт, 10-15% экспорта украины на местных сталелитейных заводах и много чего еще. плюс прямой выход на запорожье и местные энергетические мощности. после этого украина будет вынуждена объявить войну россии. так или иначе в этом случае вероятность кампании по умиротворению киевских властей будет очень велика. чтобы избежать большого конфликта сейчас критически важно убедить европу, если это в принципе возможно, что срыв мирных договоренностей за киевом. ну и показать мускулы сша, чтобы не лезли. все это неприятно, конечно, но других вариантов нет пока у власти в киеве американские марионетки

  • Анонимно
    18.03.2015 10:31

    Надо строить. Планер точно соберем. А там и моторостроители подтянутся.

  • Анонимно
    18.03.2015 10:37

    Только вот конструкторское проектирование на КАПО вдеться программами разработанными Пентагоном!И все разработки автоматически попадают спец службам США!

  • Анонимно
    18.03.2015 10:46

    Недавно был на КМПО ,просто ждал знакомого! подошел ко мне мужик в галстуке и в пиджаке солидном и шепотом мне говорит-Вы хотели станки выкупить??? Я был в шоке! Это военный завод какие станки??? кто выкупить???

    • Анонимно
      18.03.2015 11:28

      Какой военный? Турбины для Газпрома пилят

    • Анонимно
      18.03.2015 11:29

      Там куча арендаторов сидит!

      • Анонимно
        18.03.2015 11:35

        тогда с какого перепуна там такая охрана с оружием*?? сидят тетки и чуть ли не в карманы лазают!а если еще и флешку найдут ,какие то акты начинают составлять! для чего этот фарс???

  • Анонимно
    18.03.2015 11:16

    Пример с Эпплом не очень убедителен. Завтра изобретут новый вид связи, акции Эппла грохнутся с треском. Или вот начнется война, к примеру. А газ в России никуда не денется.

    • Анонимно
      18.03.2015 11:31

      а вот если США начнут раздавать гражданство россиянам в упрощенном режиме!?Через год в россии останется 15 млн жителей!Инвалиды,пенсионеры,заключенные,умалишенные и кабинет министров с президентом!

      • Анонимно
        18.03.2015 11:50

        ха-ха-ха, ржу, не могу...гражданство США...

      • Анонимно
        18.03.2015 12:01

        это точно... впрочем у некоторых оно уже есть!

      • Анонимно
        18.03.2015 12:08

        а я не отношусь к перечисленным, но останусь, мне и здесь хорошо))) Я живу на земле своих предков, горжусь своим народом и его историей. Чувствую себя счастливым человеком и не испытываю зависти к тем у кого много денег или живут в более благополучных государствах. А люди, которые бегут в другие страны, бегут от себя, поскольку не государство, а они сами являются источником своих проблем.

      • Анонимно
        18.03.2015 14:08

        Зачем тебе упрощенный режим. Езжай, дождешься.

      • Анонимно
        18.03.2015 18:50

        Молодец! На 100% с тобой согласен

    • Анонимно
      18.03.2015 15:42

      Не сомневаюсь в том, что будет изобретен новый вид связи. Но сильно сомневаюсь в том, что его изобретут в России. Сдается мне, что ее участь - вечно быть сырьевым придатком остального мира.

  • Анонимно
    18.03.2015 11:59

    Если будут наказаны те,кто целенаправленно разваливал нашу промышленность,то оставшиеся пенсионеры быстро востановят утраченное.Но это скорее фантастика,а на новое поколение надежды ,к сожалению,нет.Технарей убивали как класс,а менагер не создатель,менагер продаван.

  • Анонимно
    18.03.2015 12:03

    я предлагаю возродить конную армию и на конях вдоль границ скакать с шашками наголо - пусть НАТО боится... а то видите ли у них лазерные пушки появились))

    • Анонимно
      18.03.2015 12:20

      И вместо шашек лазерный фонарик,21 век всё-таки.Опять-же глаз пилоту истрибителя можно ослепить,потренироваться лет 20.

    • Анонимно
      18.03.2015 12:34

      У нас ведь как получится: купила мама коника, а коник без ноги.

    • Gesta
      18.03.2015 13:43

      А давайте все выйдем на границу и ручки поднимем, чего ж на конях скакать. Отдадим оружие как хохлы, раздолбаем армию свою как они же. Хочешь мира - готовься к войне. Глядишь побряцает оружием и слухами Россия, хоть на паспорт российский с уважением посмотрят. Американцев, знаете ли, не за ум, красоту или доброту в мире уважают. За то, что у них денег много и что, в случае чего, по зубам дать могут.

      • Анонимно
        18.03.2015 18:03

        То что амеры по зубам дать могут это мы знаем,за две недели раздолбали в пыль армию Саддама, у которого на вооружении была современная советская-российская техника,Саддам на это денег не жалел.А вот откуда у амеров много денег,нефтью газом не торгуют,только закупают?

        • Gesta
          18.03.2015 20:58

          У Саддама было устаревшее оружие времен дружбы с СССР. Оно уже на этапе Бури в пустыне отстало лет на 10. А на момент вторжения США так вообще ни о чем после 9/11.Посмотрите какими темпами растет долг США. Они огромную часть бюджета финансируют, продавая свои облигации. Им зачем нефть, если они могут деньги напрямую получать из ничего? Вот они эти деньги вкачивают в свою в т.ч. экономику, что потом мультипликативно отражается и на поступлениях налогов. Вы на минутку представьте, что рубль - это средство накопления всего мира. Зачем тогда вообще нефть? И при этом расплатиться США единовременно никогда не сможет, у нее столько ценностей нет.Вот на наши российские ЗВР в долларах потом США платят чиновнику своему, который затем на эти деньги покупает айфон, налоги от производства которого идут китайской казне, которая потом их превращает в доллары в своих ЗВР.

    • Анонимно
      20.03.2015 10:22

      Ок, ты будешь на конях.

  • Анонимно
    18.03.2015 12:52

    Да хватит Вам ерничать. Наконец пришли к укреплению позиций и повышению обороноспособности страны , а то все кланялись в пол и шапки ломали. Время пришло учитывать интересы России и возродить то, что Горбачев развалил.

    • Анонимно
      18.03.2015 13:26

      Да давайте силой присоеденим к себе все бывшие республики. Введем плановую экономику, поставим новый железный занавес чтоб ни один смартфон оттуда к нам не прорвался и талонную систему продажи продуктов заодно и наступит всеобщее счастье

      • Gesta
        18.03.2015 21:22

        Давайте отойдем от СССР. Возьмите для примера Российскую империю при Александре 3 или даже перед Первой мировой. Она-то чем плоха была? Почему то достоинство, которое было у этой страны, скопировать нельзя? Что, цари русские давали слабину какую-то, кроме Николая кровавого? И ничего, те нравы явно позволили бы смартфоны импортные завозить.

  • Анонимно
    18.03.2015 13:05

    Уважаемые коллеги!!!К сожалению это очередной бред. И мы клюем на эту удочку. Как координатор казанской промышленности с 1996-2005 гг. ответственно заявляю, нет сегодня у нас главных -конструкторов самолетов типа А.Н. Туполева, поэтому мы не сможем возродить разрушенные производственные комплексы. Скажите, кто будет главным -конструктором, которому доверять млрд. рублей и подбор настоящих специалистов -профессионалов, а не родственников и друзей приятелей на основные должности.

    • Gesta
      18.03.2015 13:45

      Бред - это когда папуасы реактивный самолет строят. А в нашем случае это просто дороже в 2 раза станет и дольше, чем должно быть.

      • Анонимно
        18.03.2015 15:28

        в 2 раза? Да вы оптимист, батенька. Во сколько обошлась Олимпиада в Сочи? А, к примеру, казанское метро? Стоимость километра казанского метро - самая высокая в мире

        • Romman
          18.03.2015 15:59

          Уверен, этот антирекод будет побит, при строительстве новой ветки метро в Казани.

        • Gesta
          18.03.2015 16:49

          Цитирую: "поэтому мы не сможем возродить разрушенные производственные комплексы". Вот я и пишу, что сможем. Вопрос только в цене. Что-то не так?

      • Анонимно
        18.03.2015 16:17

        Уважаемый Gesta!Назовите имя главного-конструктора модернизации ТУ-160 и вы сами поймете, что это бред.

        • Gesta
          18.03.2015 18:09

          Потому и в 2 раза. Один спустит один бюджет в унитаз, второй после провала первого на еще один бюджет исправит.Я не спец в советской военке, но из того, ч то знаю, в СССР тоже не все сразу делалось и недешево обходилось. А сколько F-22 обошелся американцам?

          • Анонимно
            18.03.2015 20:36

            Уважаемый Gesta!Не морочте людям голову. Почитайте про главных конструкторов самолетов, хотя бы про А.Н. Туполева.

            • Gesta
              18.03.2015 21:17

              Читал про Сухого раз десять книгу советского издания, про Туполева не довелось. Понял из нее, что Сухой простой талантливый парень, которого страна в нужное время вытащила в генконструкторы. И что конкуренции у него было много. И завистников и обидчиков. Они всегда были. Ему тоже было очень непросто.Но условия сложились так, что он смог и создал свои самолеты. А вот если бы СССР не пытался построить ничего, то так бы и помер никем.

        • Анонимно
          18.03.2015 19:00

          Зиганшин Равиль Хабибулович

    • Анонимно
      18.03.2015 14:01

      Не будет подбирать "родственников и друзей приятелей на основные должности", если будет знать как при Сталине, что в случае неудачи будет отвечать как своей головой, так и родственников и друзей приятелей.

      • Анонимно
        18.03.2015 15:31

        Зачем на должность родственника ставить? На должности будет Вася Пупкин, который и при Керенском сидел и при царе сидел... Посмотрите разборки по Адмиралу, паны дерутся у холопов чубы летят. Деньги развороют, дворцы построят, а стрелочников посадят. Суровая правда жизни.

    • Анонимно
      18.03.2015 14:04

      "...координатор казанской промышленности с 1996-2005 гг"Можете дальше не продолжать. Все понятно.

    • Анонимно
      20.03.2015 10:21

      Если дело в наличии одного человека, то плёвое дело, всё сделаем. Но мне думается, что вопрос посерьезней.

  • Анонимно
    18.03.2015 13:20

    Есть предложение Ту-160 восстанавливать в беспилотном варианте. Операторы будут управлять машиной с земли и с орбитальных станций.

  • Анонимно
    18.03.2015 14:31

    было бы круто. и России мощь, и нам высококвалифицированные рабочие места.Для молодежи стимул стать инженерами . а не юристами и бухгалтерами

  • Анонимно
    18.03.2015 14:57

    Все, думаю, сойдутся в одном мнении: без мужиков типа Королева и ему подобных зверей страну не вздыбить. Так и будем колупаться и чесать языками. А для этого до крайности надо отношения с САСШ довести, до градуса и кой-кого в бараний рог скрутить и блевотин для молодежи в виде этой теперешней культурки отнять. В целом понятно, что для настоящего дела страну придется актуализировать.

    • Gesta
      18.03.2015 17:02

      А откуда берутся Королевы? Нужен сейчас Украине или Ираку или Польше Королев? США нужен и они у них есть. И у СССР был, потому что страна имела идеологию, которая толкала людей развиваться именно в этом направлении. Плохо одно - пока у РФ нет стратегии развития, которую будет придерживаться преемник. У Китая такую стратегию поддерживает компартия, в США это общая национальная идея. У нас пока Путин толкает, но ему тоже немного осталось.

  • Анонимно
    18.03.2015 14:59

    Зачем это металлолом развивать, будущее за НЛП и андроидом, и твиттером.

  • Анонимно
    18.03.2015 15:20

    А вы господа, рассуждающие про "кузькину мать" приготовили саван, чтобы успеть одеть за несколько минут, прежде чем сгорите в ядерном пламени. Только имейте в виду, что первые ракеты с ядерными боеголовками полетят и в сторону Казани. И понять не сможете, когда и что началось. Пока бравурные речи и обещание присоединить Аляску. А потом раз и начнется. Глазом моргнуть не успеете, как окажитесь на том свете. Это как в русскую рулетку. Знаете про такую игру. Опрокидываете чарку, берете револьвер, крутите барабан с одной пулей и приставив дулом к виску нажимаете на курок. Если повезет, то башку не снесет, а в другой раз и без башки останешься. Goody

    • Анонимно
      18.03.2015 15:44

      да уж ! страшно становиться когда слышишь подобных крикунов -которые всех шапками закидают и научат любить нашу Россию!кто то просит аляску оккупироватькто то Киев взятькто то ракету запустить в центр НьюЙорка!хочется подойти и дать леща таким крикунам.И рассказать что останется от него после таких действий.Посмотрите документальные фильмы о первых минутах после взрыва ядерной бомбы в Хиросиме! как с живых людей кожа слезала и матери детей по кускам с асфальта сдирали!Не дай бог такое повториться. Нельзя провоцировать никого.

      • Gesta
        18.03.2015 16:59

        Не бомбы надо кидать, а чтобы не доводили до ситуации, когда бомбы заработают. Хочешь мира - готовься к войне. Ирак и Ливия, когда надо стало, быстро в хаос превратились, когда им демократию начали насаждать. Армии были слабые, слабее конкурента и проиграли быстро. Американцы потому и полезли туда, что просчитали возможные потери свои и сочли их невысокими. В Иран-то не лезут до сих пор почему-то, что-то их останавливает, хотя с тех пор уже успели Сирию начать щипать.У Украины в период хаоса при слабой армии тут же кусочек сосед отгрыз. Думаете, Китай забыл про трехэтапное изъятие земли Хабаровского края в 19-ом веке? Германия, думаете, не хочет получить назад владение Фридриха Великого? Поэтому и нужно выглядеть сильным, чтобы не лезли. Наличие оружия успокаивает всех сторон конфликта, делает речь более продуманной и способствует мирному разрешению конфликта. Поэтому для того, чтобы РФ сохранила свою территорию, ей нужна сильная армия и хорошее оружие. А хорошее оружие для США это то, которое сделает войну с противником США слишком дорогой.

    • Анонимно
      18.03.2015 19:47

      Для крематория саван не нужен.

  • из тетюш
    18.03.2015 16:11

    Ой, народ, это всё очень дорого,ну вроде авианосца. А это нам надо, пример СССР ещё не всеми забыт. А за одну эту красивую вещь можно год всех пенсионеров обеспечить, кто нам дороже имперская спесь или бабушки и дедушки?

  • Анонимно
    18.03.2015 16:22

    Тут, по-моему, многим хочется поиграть мускулами и побряцать оружием, а кое-кому и вовсе повоевать. Только надо помнить, что второй раз история повторяется в виде фарса. Хороший пример - Сухой Суперджет 100. Он несопоставим по сложности с Ту-160 и то, всем известно, как его строили, с какими сложностями столкнулись, как запускали в серию.

    • Gesta
      18.03.2015 18:10

      Первые дети всегда непросто воспитываются. Это потом на вторых и третьих легко идет.

      • Анонимно
        18.03.2015 18:33

        в образование и науку надо вкладываться, в не в устаревшие железки

        • Gesta
          18.03.2015 20:01

          А чего Израиль-то и в оружие и в медицину и в сельское хозяйство вкладывается? Никак они не забудут, что если бы у евреев, кроме ума и денег, была бы дубинка, то никакого Холокоста не было бы. Вырезали бы они Гитлера, как этих террористов мюнхенских. Евреи, они же умные, раз вокруг одни враги, решили стать не только умнее, но еще и сильнее.США, кстати, тоже почему-то оружие не перестает носить. Они ракетами свои университеты прикрывают. Мы что, хуже или второй сорт?

        • Анонимно
          20.03.2015 10:20

          Правильно, нужно в новые железки. При модернизации в самолете как правило дофига нового появляется.

    • Анонимно
      20.03.2015 10:19

      И построили, и запустили. Говорят, очень многим отраслям проект помог.

  • Анонимно
    18.03.2015 18:03

    Какой ТУ-160? ВЫ тут все больные что ли??? ФЛЕШКУ!!!Карту памяти российского производства мне покажите!!!!! Начните с малого!!!

    • Анонимно
      18.03.2015 19:03

      А это все эффективным менеджерам и прочим "удащливым" ни к чему. Мы, по их заявлениям, сразу в 7-й технологический уклад шагнем

    • Gesta
      18.03.2015 20:18

      А вы мне покажите экспортную нефть китайского происхождения. Или банан канадского. Или строевой лес французский. Или экспортные азотные удобрения из Великобритании.Каждая страна делает что-то. Зачем нам делать флешки, если Китай делает их лучше всех?Вы мне, кстати, айфон производства США покажите. И что, США теперь бояться, что Китай Фокскону запретит айфоны поставлять?Российскую нефть и газ тяжело заменить. Если уж после Афганистана СССР не запретили продавать, то и сейчас не будут. Вопрос в цене для конечного пользователя. Газа много, но много ли газа по приемлемой цене?

  • Анонимно
    18.03.2015 18:21

    кажется мой мир превращается в сумасшедший дом. обветшалый деревянный разваливающийся с выживающими из ума директорами....ТУ 160 ??? ЗАЧЕМ ??? КОГО ВЫ ХОТИТЕ НАПУГАТЬ ЭТИМ СТАРЬЕМ ? РАДИ ЧЕГО ??? верните деньги в социалку и прекращайте это сумасшествие !

    • Анонимно
      18.03.2015 19:48

      Железка уйдет служить армии, а денежки за нее как раз и пойдут на социалку, развитие производства, науку, зарплату рабочим конструкторам инженерам электронщикам и тд, в итоге останутся в Казани или России, если экспатов не будет...

      • Gesta
        18.03.2015 20:24

        +1. Тем более что РФ в отличие от СССР оружие не дарит, а продает. И на арабские, индийские, китайские деньги оборонка новое придумывает. Это не модель, когда оборонка не создает полезного в экономике, потому что бюджет тратит налоги на бесполезное для экономики оружие, это реальная торговля реальным товаром и увеличение ВНП.

        • Анонимно
          18.03.2015 22:17

          сравнивайте убогое с великим ссср

          • Gesta
            19.03.2015 09:47

            Убогим у нас государство было очень часто. Только любое великое вырастает из малого и убогого. С чего-то надо начинать. А если не начинать, то можно всю жизнь так убогими и жить. У РФ неплохие стартовые позиции - долгов нет, старых надоевших союзников нет, технологический задел есть, политическое устройство без лишнего загона по идеологии. Если воспользоваться и не перегнуть, то хоть красненький паспорт наш будут в руки брать с уважением, а не как нигерийский.

    • Gesta
      18.03.2015 20:05

      Ну да, сегодня в социалку, а завтра пенсионерам платить нечего будет. Танки-то продали как хохлы и когда сосед принялся страну откусывать, потому что не боится Украину, защищаться-то нечем, на гирлянды в Киеве все потратили.Пока что расходы РФ на оборону в % далеко от того, что есть в других странах. А расходы Польши на оборону нам не указ, их ЕС защитит.

  • Анонимно
    18.03.2015 20:17

    Во-первых, состояние завода таково, что он просто физически не сможет наладить производство, даже штучное, в обозримом будущем. Даже Ан-70, с готовой документацией и сам по себе самолет не самый сложный, не смогли освоить.Во-вторых- деньги в стране стремительно кончаются. Скоро могут начаться задержки по зарплате бюджетникам. Родственник-полицейский говорит, что у них все вакансии посокращали, и премии отменили. Т.е. работы больше-денег меньше. Сейчас в новостях сказали- уже даже на разрекламированный газопровод в Китай "Сила Сибири" денег нет. Советский Союз развалился не из=за мифических козней ЦРУ, а надорвался от гонки вооружений. Бомберы строили, а жрать было нечего. В Казани в начале 80-х талоны на картошку вводили. А на масло и колбасу талоны были с конца 70-х до самого конца.

    • Gesta
      18.03.2015 21:04

      СССР надорвался из-за того, что производил ненужные товары. Финансировал коммунистические режимы. Отдавал бесплатно оружие. Пытался вести себя как США. Но при этом не доллары печатал, а ренужные никому рубли.А сейчас РФ не пытается менять мир и не копирует США. Восстановить КАПО и построить ТУ-160 не так дорого как поддерживать Кубу. При Иване Грозном не разорились себя защищать, при Петре Первом, Екатерине Второй, Александе Первом, Николае Втором, Александе Третьем тоже справлялись на оружие денег тратить. А вот когда жалели денег, то получалась Крымская война, после которой 19 лет ноги Англия с Францией о нас вытирали.

      • Анонимно
        18.03.2015 21:52

        СССР худо-бедно обеспечивал себя почти всем. Критической зависимости от импорта не было. А Россия даже семена на посев закупает за границей. Своего станкостроения, элементной базы, давно ничего нет. Одни амбиции. Только без амуниции.

        • Gesta
          18.03.2015 22:29

          Китай 50 лет назад воробьев ловил, чтобы зерно не жрали. Сегодня может сам копировать наши самолеты. Через 50 лет будет делать сам передовые самолеты. Они смогли, а мы с таким багажом почему не можем? СССР в 30-50 ые годы финансировал науку, которая потом смогла сделать ТУ-160, тем, что гробила крестьян. Сейчас у нас есть нефть. Ее будем продавать, а на прибыль снова воспитывать ученых и инженеров. Нефть по нашей налоговой системе больше всего приносит денег государству, поэтому не страшно, что есть частные нефтяные компании. Как план? Быстро не будет, лет 30 уйдет.

          • Анонимно
            18.03.2015 23:47

            Так себе план. При нынешнем руководстве страны ничего не будет работать. 15 лет лет продают нефть и разваливают промышленность, а забыл, они лозунги "производят". Рассказывают о величие страны, о загнивании запада не забывая туда выводить награбленное. Вы их этих что ли?

            • Gesta
              19.03.2015 09:50

              Вам сколько лет? Вы 1996 год помните? Я помню. И могу сказать, что страна очень сильно поменялась с 1996 года. Что-то за 15 лет они сделали. Могли больше, факт. Но Путину сравнительно немного осталось, он напоследок хоть что-то пытается делать, чтобы осталось после него. Можно, конечно, ничего не делать. Но тогда ничего не будет точно.

    • Анонимно
      20.03.2015 10:18

      Верный комментарий. Ту-160 нужен, но масло нужнее.

  • Анонимно
    18.03.2015 22:49

    140 миллионов населения при 75% бездельников не могут даже теоретически контролировать 1/7 часть суши. Вот и вся математика без ложных идеологических радостей.

  • Анонимно
    19.03.2015 01:10

    Ту-160 построить в Казани надо, первый блин комом, а потом научимся. Это самый лучший бомбордировщик сегодня, и безусловно построить его лучше, чем строить самолет-небылицу, вроде Суперджета100. Нужна идея, а Ту-160 отличная идея.

  • Анонимно
    19.03.2015 08:31

    Ту-160 это отличная боевая машина, и если ее начнут строить заново, то наверняка там будет новая электроника и новые бомбы, то есть это будет хороший ресталинговый бомбордировщик. Идея ее воссоздания лучше, чем строить новый самолет бомбордировщик, который появится непонятно когда, плюс это позволит набрать квалифицированных рабочих и создать коллектив фактически заново.

    • Анонимно
      19.03.2015 09:08

      Вы просто не понимаете, о чем говорите. Это не гастарбайтеров набрать молотком махать. Все квалифицированные рабочие, которые умеют хоть как-то строить такой самолет, или умерли или давно на пенсии, не передав свой опыт молодым. При Советском Союзе такие квалифицированные рабочие получали в разы больше, чем офицеры в армии.

      • Gesta
        19.03.2015 09:58

        Мне кажется, что в СССР квалифицированных рабочих не из США или Германии набирали. Они приезжали работать из деревень, учились, а потом делали. Как схема, если попытаться все-таки научить людей и, заплатив кучу денег, получить самолет плюс обновленный на федеральный деньги завод плюс новых квалифицированных рабочих.Если скажете, что люди не хотят работать квалифицированными рабочими с хорошей зарплатой, посмеюсь. У нас на нашем маленьком заводе несколько человек с высшим или средним профессиональным (не нашего профиля) образованием работают операторами. Значит, есть такие люди, кто за деньги готов будет детали точить, а не в офисе сидеть.

  • Анонимно
    19.03.2015 08:49

    Ту-160 - это самолет для пиара, красивый, большой, но в современной войне ему не место.

    • Gesta
      19.03.2015 10:00

      Не дай Бог такую войну, в которой можно будет проверить все оружие, которое человек создал. Все эти авианосцы, ракетоносцы, стратегическая авиация делается ровно для того, для чего Израиль имеет ядерное оружие - чтобы не лезли. Т.е. для пиара. А если под современной войной иметь ввиду локальные конфликты, там он бесполезен, не того размера кувалда.

    • Анонимно
      20.03.2015 10:17

      Тебе виднее конечно.

  • Анонимно
    19.03.2015 09:02

    Уважаемые Татарстанцы!!!Разрушить и потерять легко а восстановить сложнее.Сколько копий сломали на том что ЛИБЕРАЛЫвместо модернизации общественного строя разрушили не только СССР но и былую военную мощь и эти люди ещё живы их надо безусловно привлекать к ответственности.А то что получается!!!Многодетная мать женщина в Ростовской области позвонила родственникам на Украину и сообщила что соседняя часть куда то исчезла и по её мнению якобы убыла на Украину.Так её тут же арестовали и обвинили в измене РОДИНЕ.А ЛИБЕРАЛЫ как то:Ципко,Бурбулис,Чубайс,Шахрай и др.и в том числе главный Горбачёв Мишутка бывший Тракторист из Краснодара,напрямую договаривались с ЯНКИ спиливать эти ТУ 160,связка Горбачёв,Шеварнадзе подарили Американцам огромные МОРСКИЕ акватории относящиеся к территории России нарушая конституцию России,совершали и другие вопиющие преступления против не только СССР но и Российской Федерации,что является прямой изменой РОДИНЕ.И они эти ПРЕДАТЕЛИ РОДИНЫ которые сейчас кайфуют и живут припеваючи кто в Германии,кто в великолепных дворцах под Москвой.Почему СК РФ не возбуждает против этих кучки предателей УГОЛОВНЫХ ДЕЛ в ЧАСТИ ИЗМЕНА РОДИНЕ с ОТЯГЧАЮЩИМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ???? НАРОДЫ РОССИИ требуют провести аресты всех кто приложил руку к измене РОДИНЕ МАТЕРИ РОССИИ.С Уважением Простой Человек

    • Анонимно
      19.03.2015 09:40

      Вот тут, я тебя, "непростой человек" поддерживаю! А то ты всё: "плитка, плитка, некому ложить!"

  • Анонимно
    19.03.2015 13:32

    Что за слово используется в тексте "крайний самолет"? Крайний с какого края? Правильно говорить последний.

    • Анонимно
      19.03.2015 16:05

      У летчиков не принято употреблять слово "последний", вместо этого говорят "крайний". У них это переняли авиастроители. А у пишущих на эти темы журналистов это, с одной стороны, знак уважения к "летунам", с другой, - пикантный элемент отраслевой экзотики.

  • Анонимно
    19.03.2015 15:48

    А может кто-нибудь объяснить зачем нашей оборонке эти самолеты? Чем они эффективнее подводной лодки с ядерным вооружением или ядерной ракеты, если любой такой самолет на подлете к границе потенциального врага может быть легко сбит обычным истребителем или средствами ПВО.

    • Анонимно
      20.03.2015 10:16

      Они не эффективнее флота или наземки, просто нужен комплекс, а не только флот или только наземка, или только они два без воздуха.

  • Анонимно
    19.03.2015 16:08

    Главное чтобы талоны не забыли на всЁ ввести! А то с голоду помирать начнем!

    • Gesta
      20.03.2015 14:46

      Талоны будут, когда мы начнем капитализм по миру продавать. К этому времени США станет социалистической страной и мы будет самый передовой капиталистический строй на Кубе насаждать. А пока нам надо прикрыть только свою территорию, талоны на еду не нужны будут, деньги-то от нефти России идут.

  • Анонимно
    20.03.2015 10:14

    Если очень надо - то, конечно, сделаем. Потому что с ПАК ДА, похоже, действительно большие проблемы и нужно заново нарабатывать опыт, а без дальней авиации нам, как ни крути, нельзя. Только вот сколько это будет стоить...

    • Gesta
      20.03.2015 14:45

      Если нарезать Крым кусками и продать, сколько он мог стоить? Украина отдала его бесплатно, ничего с этого не получила, армии-то нет.А сколько стоит Хабаровский край, который Китай взял бы с удовольствием. Или Калининград? Я думаю, что не дешевле вложиться в свою оборону. Нам же не социализм экспортировать по миру, а свой уголок прикрыть.

  • Анонимно
    21.03.2015 10:37

    Значит опять скоро продукты будут по талонам!

  • Анонимно
    7.04.2015 00:47

    надо делать самолеты штурман 1941 год рожденья

  • Анонимно
    7.04.2015 10:46

    Сделать можно главное желание кости есть мясо обрастет.

  • Анонимно
    10.04.2015 11:50

    "Причем после развала СССР 19 машин остались на Украине, где была одна из баз стратегов. 8 бомбардировщиков после длительных переговоров украинцы вернули в счет нефтегазовых долгов, 1 оставили в музее в Прилуках, а 10 разрезали, причем на американские деньги..."Что значит разрезали? Я так полагаю американцы теперь в курсе как машина устроена и знают ее слабые места?... значит надо ее модернизировать так чтобы они не могли использовать свои знания.

  • Анонимно
    11.04.2015 21:27

    Кукловоды Абамы,через фашистов Украины,сде-лали Вызов боеспособностиРоссии -планомерно продвигаясь к границам.А на Вызовы должен адекватный Ответ.Например,через соседей кукловодам или Ту-160. Фарит абзый.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.