Общество 
28.08.2010

Парадоксы кризиса: бездомные на БМВ

 

Пока официальный Вашингтон выступает с заявлениями о возобновлении экономического роста, жизнь многих рядовых американцев превратилась в настоящую драму. Потеря работы, жилья стали обычным явлением в самых различных слоях общества. Эксперты предрекают исчезновение в стране большей части среднего класса и даже превращение самой могущественной страны в государство третьего мира. Картину нынешней американской действительности обрисовал респектабельный немецкий "Шпигель", который трудно заподозрить в антипатиях к Америке.  

НОВЫЕ БЕДНЫЕ

 

Американские богатеи хвалятся своей щедростью: смотрите все - мы тратим миллиарды на благотворительность. В то же самое время остальным гражданам страны живется плохо, как никогда. В США редко бывал такой уровень долгосрочной безработицы, как сейчас. Пропасть между беднейшими слоями и сливками общества стремительно увеличивается.

 

Вентура - маленький городишко на тихоокеанском побережье, примерно в часе езды на север от Лос-Анджелеса. Вентура - это Калифорния, какой ее изображают на туристических картинках: с пляжами для серфингистов и виллами с видом на море. "Богатое место, - говорит капитан Армии спасения Уильям Финлей. - Но и здесь почти каждый пятый боится оказаться без крыши над головой".

 

По инициативе капитана Финлея прошлым летом здесь запустили пилотный проект, разрешающий ночевать в автомобилях в пределах города. Обычно это строго воспрещается - не только здесь, но и повсюду в Америке. Кому хочется видеть рядом со своим домом старый микроавтобус, набитый мексиканскими гастарбайтерами?

 

Но где-то в начале прошлого года жители Вентуры стали замечать, что перед их домами подолгу стоит не авторухлядь, а паркуются приличного вида универсалы. И кучкуются в них не сборщики овощей или бездомные, а их бывшие соседи.

 

А Уильям Финлей обнаружил, что бесплатное питание стало привлекать в два раза больше людей, чем прежде, и что некоторые приезжают даже на BMW - те, кому пока удается сохранить дорогую машину как воспоминание о лучших временах.

 

Финлей называет их новыми бедняками: "Это тип людей, раньше не встречавшийся в нашей практике. Никто из них и в самом страшном сне не мог представить себе, что станет бездомным". Еще недавно у них было достаточно денег, а у некоторых - даже много.

 

"Сам я вырос в бедности. Мы ездили на развалюхах и были рады, если удавалось где-нибудь бесплатно поесть, - рассказывает Финлей. - Но раньше мы выбирались из нищеты, и наш путь вел наверх!" То был американский путь, которым шли миллионы. "А сегодня люди, еще недавно имевшие просторный собственный дом, приезжают к нам на машинах, некогда купленных за $50 тыс. Сегодня они не знают, что делать, многие в полной растерянности", - говорит Финлей.  

 

РЕЦЕССИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ


 Сегодня американский путь нередко ведет вниз по наклонной плоскости. Еще недавно было время, когда казалось, что из самого тяжелого экономического кризиса, случившегося за многие десятилетия, Америка выбралась так же уверенно, как из всех предыдущих, - сильной, энергичной, окрепшей.

 

Уже прошлой осенью начали поступать сообщения, что возобновился рост экономики - намного раньше, чем ожидалось. Банки, над судьбой которых недавно все причитали, опять стали грести миллиарды. Предприниматели из разных уголков страны сообщали, что бизнес их вовсю процветает. Рынок ценных бумаг почти вернулся на докризисный уровень. Даже число миллионеров в 2009 году увеличилось на целых 17%.

 

Несколько недель назад 40 сверхбогачей, объединившихся вокруг основателя Microsoft Билла Гейтса, заявили, что выделят на благотворительные цели по половине своих состояний, по меньшей мере в завещании. Выходит, страна купается в таком благополучии, что люди раздаривают миллиарды?

 

Идею Гейтса можно интерпретировать и по-другому - как имиджевое мероприятие. Поскольку американские богатеи чувствуют, что они и на кризисе погрели руки, тогда как число проигравших на сей раз оказалось необычайно высоким. И в американском обществе крепнет ненависть к "тем, кто там, наверху".

 

Люди с низкими доходами уже ощущают: подъем опять идет на убыль. Эксперты опасаются, что экономика США будет испытывать трудности в течение многих лет. И, несмотря на многочисленные программы помощи, проводимые государством, луч надежды так и не дотянулся до широких масс народа. Напротив, многие стремительно беднеют.

 

Согласно недавним опросам общественного мнения 70% населения считают, что рецессия полным ходом продолжается. И на сей раз она затрагивает не только тех, кто и без того был беден, по кому - как обычно при рецессиях - она бьет сильнее всего.

 

Ныне в числе жертв и люди с хорошим образованием, и те, кто до сих пор прилично зарабатывал. Они, считавшие себя стабильным средним классом, ныне почувствовали такую угрозу, какой на протяжении истории страны не ощущали никогда: четверо из десяти американцев, относящих себя к среднему классу, опасаются, что не смогут сохранить свой социальный статус.

АМЕРИКЕ ГРОЗИТ ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД

 

"Прощай, средний класс!" - гласил заголовок New York Post, которая привела "25 статистических показателей, доказывающих, что этот слой в Америке подвергается систематическому разрушению". Ведущий обозреватель Арианна Хаффингтон на позапрошлой неделе в почти апокалипсическом тоне предостерегала: "Америке грозит опасность превратиться в страну третьего мира!".

Еще не до конца преодолены ипотечный, финансовый, экономический кризисы и в итоге – кризис неплатежей по кредитам. А Америке уже действительно грозит социальный ледниковый период такого размаха, какого страна не переживала со времен Великой депрессии.

 

Впервые после Второй мировой войны США столкнулись с проблемой долгосрочной безработицы. Людей, в течение длительного времени остающихся без работы, уже сейчас в три раза больше, чем во времена любого из прошлых кризисов, - и показатели продолжают расти.

 

Уже год прошел после официального объявления об окончании рецессии. А безработица устойчиво держится на уровне 9,5%. И это только официальные данные. Если учесть тех, кто бросил искать работу, и тех, кто перебивается, найдя вариант с неполной занятостью, приносящий всего пару сотен долларов в месяц, и потому вынужден проедать прежние запасы, безработица превысит 17%.

 

В недавнем годовом отчете Министерства сельского хозяйства говорится, что снижается уровень безопасности в сфере питания. 50 млн американцев временами недоедают. Каждый восьмой из взрослых американцев и каждый четвертый ребенок сейчас используют благотворительные талоны на питание. Для самой богатой страны в мире это показатели невероятные.

 

Еще опаснее то, что Америка, всегда отличавшаяся неколебимым оптимизмом и верой в то, что подняться с низов на самый верх здесь может каждый, начинает терять свой хваленый позитивный настрой. Значительное большинство граждан США теперь полагают, что следующие поколения будут жить хуже нынешних.
 

ТОЧКА НЕВОЗВРАТА

 

Многие американцы сегодня вынуждены признать, что их "американская мечта" в последние годы была сродни горячечному бреду. Реальность горька: рабочих мест все меньше, заработная плата уже в течение десятков лет не поднимается, резко обостряется неравенство. Страна только в последние месяцы стала понимать, что имеет дело с давно обозначившимся структурным кризисом: хотя экономика растет, число рабочих мест не восстанавливается, прибыли фонтанируют, а нищета ужесточается от недели к неделе. Washington Post отмечает: приходит осознание, что финансовый кризис оказался лишь "точкой невозврата", за которой "возобладала тенденция к ухудшению".

 

Бум в торговле ценными бумагами и недвижимостью, необузданная страсть брать кредиты и потребительская горячка долгое время скрывали тот факт, что тридцать лет экономического роста почти никак не отразились на жизни широких масс. В 1978 году средний доход мужского населения в США составлял $45 879. С поправкой на инфляцию в 2007 этот показатель составил $45 113.

 

Но куда же тогда девались все средства? Все эти гигантские прибыли бирж и концернов, доходы от бума на финансовом рынке и, наконец, этот ВВП, выросший за прошедшие 30 лет на 110%? Деньги ушли к тем, у кого их без того всегда было в избытке.

 

Доходы 90% американцев с 1973 года выросли лишь незначительно. За это же время поступления самых богатых увеличились почти в три раза. В 1979 году треть всех прибылей, создававшихся в стране, шла в руки наиболее состоятельных, составлявших всего 1% американского общества. Сегодня на их долю приходится почти две трети прибылей. В 1950 году глава фирмы в среднем получал в 30 раз больше, чем простой работник. Ныне доход шефа превышает заработки сотрудника в 300 раз. 1% американцев распоряжаются 37% национального достояния.

 

Неравенство достигло масштабов, каких не отмечалось с 20-х годов прошлого века. До сих пор, однако, это никого не волновало.

 

В Америке высшей инстанцией, которая должна всех рассудить, считается свободный рынок. Кто мало зарабатывает, сам виноват. Тому, кто зарабатывает много, аплодируют и подражают. При этом слишком долго игнорировали тот факт, что людей, которым удавалось пробиться наверх, становилось все меньше.

 

По статистике, шанс людей с низкими доходами подняться в верхний сектор среднего класса составляет 4%, а это меньше, чем почти в любом развитом промышленном государстве.

 

НА ЧТО НАДЕЕТСЯ ОБАМА?


Политический класс пока не может найти выхода из социального кризиса, становящегося все острее. Вашингтон все еще ожидает появления рабочих мест, но пока напрасно. Впечатление такое, что президент Обама и его администрация просто полагаются на то, что американцы сами вытащат себя из болота. И лучше всего, если бы они совершили это привычным способом: тратя деньги. Две трети валового продукта Америки зависят от потребления на внутреннем рынке.

 

Глава Федерального резерва Бен Бернанке продолжает накачивать рынок деньгами, хотя дефицит государственного бюджета достиг уже $1 трлн 400 млрд - цифры, от которой захватывает дух. А результатов по-прежнему нет.

 

Лауреат Нобелевской премии Пол Кругман на позапрошлой неделе, рассказывая о жизни американской провинции, с тревогой восклицал: "В Америке гаснут фонари". Лауреат рассказывает, что многие города не в состоянии содержать в порядке даже свои улицы.

 

А причина в том, что многие американцы перестали быть потребителями. Сбережений у них не осталось, дома их наполовину обесценились, дешевых кредитов им больше не дают. Зарабатывают они меньше, чем прежде, или вовсе остались без работы. Соответственно и налогов они больше не платят.

 

Поэтому многим штатам и городам приходится бороться с гигантскими дырами в своих бюджетах. На Гавайях есть недели, в которые по пятницам ради экономии отменяют занятия в школах. В штате Джорджия в одном сельском округе просто ликвидировали общественное автобусное сообщение. В Колорадо-Спрингс, городе с 380-тысячным населением, ради экономии электричества отключили треть уличных фонарей.

 

После финансового кризиса в Америке происходят абсурдные вещи. С одной стороны, эмиссионный банк постоянно печатает свежие деньги, и администрация только в спасение концерна AIG вкачала $182 млрд. А с другой - в некоторых регионах действительно отключают фонари, поскольку Вашингтон отказывает в финансовой помощи, объясняя это необходимостью экономить. "Америка идет по плохо освещенной и неасфальтированной дороге в никуда", - предупреждает экономист Пол Кругман. 
 

СВЕСТИ КОНЦЫ С КОНЦАМИ

 

Шанель Саведра уже шагает по этому пути. Почти три недели она с мужем ночевала в автомобиле. "Никогда бы не поверила, что до этого дойдет. Никогда, никогда! - говорит она со слезами на глазах. - Я это как-то еще переживу. Но детям очень тяжело". У нее их трое - девяти, пяти и трех лет.

 

"У нас был дом в Сан-Бернардино, это чуть дальше к югу". В июле 2009 года ее муж потерял работу. Его фирма строила коттеджи под ключ. В один "прекрасный" день оператор энергоснабжения отключил подачу газа. "Чтобы искупать детей, мы грели воду на гриле". В августе их выгнали из дома - арендную плату платить было нечем.

 

Друзья и родственники помочь не могли. Сейчас семье дали комнату в центре Вентуры в приюте Армии спасения, которым управляет капитан Финлей.

 

То, что люди без всяких промежуточных этапов превращаются в бездомных, трудно себе представить, особенно когда смотришь кадры, знакомые каждому по фильмам и телесериалам. Там перед домом ухоженный садик, гараж на две машины, над ним - баскетбольное кольцо. Такая Америка существует, но она становится все меньше. А желающие сохранить по крайней мере иллюзию благополучия часто не могут даже этого себе позволить.

 

Уже в течение двух десятилетий гражданам Америки приходится бороться с ростом базовых расходов. С начала нового века семьям пришлось платить за медицинскую страховку и ипотечные кредиты вдвое больше, чем платили предыдущие поколения.

"Чтобы свести концы с концами, в миллионах семей работать приходится уже обоим родителям", - констатирует профессор Гарвардского университета Элизабет Уоррен, назначенная президентом Обамой надзирать за государственными мерами по спасению банков. Средняя семья уже израсходовала все свои средства и сбережения на то, чтобы просто выжить, отмечает она.

 

На все прочие цели - образование, здравоохранение, потребление - американцам приходилось деньги занимать. Долги частных домохозяйств сейчас составляют около $13,5 трлн.

 

Груз долгов угрожает многих раздавить. Более 60% американцев не имеют никаких запасов и живут от зарплаты до зарплаты. Даже неоплаченная квитанция из больницы может обрушить все благополучие семьи.

 

Муж Шанель Саведры, правда, тем временем нашел работу - на складе фирмы, производящей авиатурбины. Но чтобы покинуть приют для бездомных, этого недостаточно. "У меня все еще нет работы", - сокрушается Шанель. А ее мужу платят слишком мало. Супружеская пара оказалась в числе "работающих бедняков", которых в США становится все больше. К ним относят тех, кто даже при двух низких зарплатах не способен прокормить семью. "Только чтобы отдать в детский сад на неполный день мою младшую дочь, нужно заплатить минимум $600 в месяц", - рассказывает Шанель.

 

До рецессии в Америке, чтобы снова выбраться наверх, ей и ее мужу пришлось бы работать на двух работах каждому. Днем они бы стояли за кассой в магазине Wal-Mart, ранним вечером он бы подрабатывал поваром в ресторане McDonald's или сторожем на полночи, а она - уборщицей. За такую работу платят мало, и перспектив нет никаких. Но в сумме можно было бы заработать достаточно, чтобы выкрутиться. До рецессии Шанель не купалась в роскоши, но на жизнь хватало - как и всем, кто был готов трудиться и не щадить себя.

 

Какую работу она ищет сейчас? "Я согласна на любую - хоть продавщицей, хоть ассистенткой врача. Каждый день рассылаю резюме. Но ничего не находится", - сетует она.

Der spiegel

 

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (19) Обновить комментарии
  • Анонимно
    28.08.2010 00:00

    Что такое экономический кризис? Многие рисуют его так, как в этой статье. Потеря работы, обесценивание накопленных богатств, невозможность удовлетворять те потребности, которые сформировались в былые годы. Но Америка, да и вся капиталистическая система построена на периодических спадах и подъемах. Бывает спады в различных отраслях экономики из-за изменения конъюнктуры, тогда перестраивается эта отрасль и все приходит в норму, но бывает спады или кризис в отдельной стране или группе стран, тогда возникают более длительные периоды перестройки. Тот же Союз и соцлагерь развалился. Вся экономика была перестроена, теперь мы уже двадцать лет живем в новых реалиях. То же происходит и с ведущей экономикой мира, с американской экономикой. Раз в несколько десятилетий происходит снятие напряженности, которая копилась в ней в течение этого периода. Кризис – это время, когда все системные ошибки в экономике становятся явными и происходит их устранение и коррекция курса. После всех кризисов Америка становилась только сильней и могущественней. И это урок и для нас. Мы тоже испытываем системный кризис, но критическая масса ошибок пока еще не привела к кризисным явлениям. В России нет кризиса в том понимании, как это происходит на Западе. Мы только ощущаем его дыхание. Потребляют они там больше нефти или нет. Растет у них производство или нет? Как там с безработицей в Америке или в Германии? А как чувствует себя Китай, наша надежда на рост мирового валового продукта? От всего этого зависит наполняемость нашего бюджета, курс рубля, работа наших заводов, которые продают свою продукцию туда. Мы не собираемся перестраивать свою экономику. По мысли наших руководителей – она и так хороша, нефти на наш век еще хватит, а зачем излишние волнения, по поводу того, что еще только будет. Главное, чтобы Запад и Китай встали на ноги и продолжили покупать нашу нефть. Так что от того, как чувствуют себя американцы, зависит наше с вами благополучие, т.е. в том виде, в котором мы ее имеем. Если и дальше американцы будут спать в авто, то дала наши в перспективе будут не очень. Китай тоже не сильная наша надежда, она тоже зависит от американской экономики.

  • Анонимно
    28.08.2010 00:00

    1. В 60-70е Америка пошла по пути деиндустриализации, и незаметно превратилась из экономического лидера (тут вопрос спорный, СССР был местами покруче) в финансового. Нет товара, но есть "ценная" бумага.2. Сейчас у них загибаются (загнулись) последние высокотехнологичные отрасли, авто-, авиа- и ИТ.3. И как обычно происходят кризисы, сначала обман, потом вера в бумажки и рост, потом раскрытие обмана и крушение (возвращение к справедливости). Так же это произойдет и с основой всех бумажных основ. :)

  • Анонимно
    28.08.2010 00:00

    Это все от оптимизма или дурости американских граждан, нельзя ведь дом поменьше, машину подешевле или вообще велосипед. Не бери кредиты, живи скромно. У нас в Казани в каждом доме есть жители имеющие большие долги по квартплате, просто их не выселяют. Пока не выселяют.

  • Анонимно
    30.08.2010 00:00

    Ваш комментарий хочется разделить на две части. В том, чо касается нашей страны - с Вами абсолютно согласен. Наше счастье дожлжно находиться в наших руках, нам необходимо стороить свою индустриальную и постиндустриальную экономику. Пока с этим есть проблема - до сих пор опираемся на сырьевые ресурсы и наследство СССР. А что касается Америки, то здесь, мне кажется, вы заблуждаетесь и излишне за них переживаете. Проблема США - это кризис потребления в том смысле, что производят они в два раза больше, чем потребляют. И этот тип жития подходит у них к концу. Все есть предел, все выжрали вокруг. Так что наше счастье (как и счатсье всех стран третьего мира) заключается в том числе и в том, чтобы побыстрее рухнали самоеды. А то, что перестанут покупать нашу нефть - это благо. Быстрее наша элита начнет под давлением обстоятельств перестраиваться...

  • Анонимно
    30.08.2010 00:00

    Прежде чем писать о том, что США превратились в бумажного тигра или в самоедов, то стоит взглянуть на последнюю статистику. 22процент мирового экспорта наукоемкой продукции приходится на долю США, а это компьютеры и средства информатики, производство средств телекоммуникаций, производство современного промышленного оборудования, микроэлектроники и электроники, электротехники и многое, многое другое. Весь перечень невозможно представить. Доля России в этой продукции едва составляет 1процент (около 0,7процент). Да и то эта та часть, которая производится при участии тех же западных компаний или по их лицензиям, а еще часто просто слизывают, нарушая авторские права . В США представлен весь спектр промышленного производства, включая горнодобывающую, металлургическую, нефтехимическую, авиа-, авто- и т.д. и т.д. И все это на самом передовом уровне. Самое сильная в мире авиа- и аэрокосмическое строение (как гражданская, так и военная), автомобильная промышленность (по объему производства ей на пятки наступает Япония, но только из-за открытых заводов на территории США), производство оптико-волоконного, навигационного и энергетического оборудования и самое массовое военное производства, производство измерительного и научного оборудования и многое, многое другое. Кроме того, Соединенные Штаты, страна с самым высоким производством продовольствия и сельскохозяйственной продукции, крупнейший в мире производитель зерна. На ее долю приходится на мировом рынке 50процент кукурузы, 21процент говядины, свинины, баранины, около одной трети пшеницы, а уж про куриные ножки Буша только глухой не слышал. Всего доля США в поставках на мировой рынок сельскохозяйственной продукции составляет 17 процент (2007 г.). Теперь будет еще больше. И это все производится 22 млн. человек, занятых в сельскохозяйственном производстве, включая и переработку и хранение. При общей численности населения в 300 миллионов, т.е. меньше 10процент. Не стоит забывать также и о том, что США тоже добывают нефть и на 50процент обеспечивают себя сами и лишь остальные 50процент нефти импортируют. В газодобывающем секторе США на 77процент обеспечивают себя в потребностях, а после принятия программы развития не традиционной энергетики, это доля должна достигнуть 100процент. Так на этом пролетел Газпром, который начал программу экспорта газа в США. Теперь там их не ждут, они развили технологию добычи сланцевого газа. Причем большая часть этих ресурсов не используется на полную мощь и законсервирована. Кстати, это относится и производственным мощностям, т.е промышленность работает не на пределе своей мощности, а может постоянно модернизироваться не снижая объемов производства. Есть такое новое состояние экономики, которое называется экономика знаний, или еще говорят об инновационной экономике, в которую Россия только пытается войти. Вот и Медведев недавно съездил в США, просил помочь. Сколково, деньги на науку и образование, нанотехнологии – вот модные веяния у российских чиновников. Но США давно все это уже прошли, они находятся на новом переломном моменте, до которой нам еще ползти и ползти при таких темпах развития. Поэтому часть своего массового и грязного производства они отдают на сторону. Им оно не нужно в таком объеме. Дешевле производить тонну стали в России или в Китае, тем более им она больше нужна для производства труб для прокачки нефти, а все усилия направить на научные изыскания и опытно-конструкторские разработки. Но специальные сорта стали все равно производятся в США. Тем не менее она по общей доли выплавки всей стали занимает третье место в мире после Японии и Китая, опережая Россию в 1,5 раза. Вообще-то объем ВВП России составляет всего 11процент от ВВП США. И это за счет того, что из недр течет нефть и поступает газ, а в лесу растут деревья. По поводу излишнего переживания за США. К сожалению, за них не имеет смысл переживать, а вот за нас, да. Переживаю, так как вижу, что делается у нас все не так. Чиновники заняты не делом, а освоением денег под разными предлогами, будь то развитие нанотехнологии или биотехнологии, или Олимпиады, строительства дорог. Поэтому стоимость того же километра дороги у нас превышает то, что строят в США и в Германии. А деньги всплывают в виде новых Мерседесов и Бентли у наших чиновников. Самая продаваемая машина в России – Форд (США для тех, кто не знает). Больше нет комментариев.

  • Анонимно
    30.08.2010 00:00

    Вы забыли упомянуть некоторые вещи. Например, что все крупнейшие корпорации США являются техническими банкротами (см. материалы Авантюриста). Что реальная доля эксклюзивной высокотехнологичной промышленности в ВВП США менее 1процент (см. там же). Что у США нет критического превосходства ни в одной сколь-нибудь важной технологии. Что производительность труда в промышленности США (а не в дутой "экономике знаний") РАВНА российской (см. расчёты материалов "Русской доктрины"). Про реальную нищету и голод в Америке - когда каждый шестой вынужден пользоваться продуктовыми талонами - и без меня много написано.

  • Анонимно
    30.08.2010 00:00

    Для ДД, не понятно, правда, что это означает. Если кому-то зашорины мозги, с этим поделать ничего нельзя. Но других как-то не надо вводить в заблуждение непонятными цифрами и ссылками на каких-то авторитетов в виде "авантюриста" или "русской доктрины". Утверждают, что всего 1 процент от ВВП в США занимает высокотехнологичная промышленность. Приведу пример. Нет не для Вас, вам это уже не поможет, к сожалению. Фирма «Интел» занимает 75процент мирового объема выпуска микропроцессоров. Что это такое? Это, например, главная деталь тех же компьютеров. Годовая продажа этой фирмы около 40 млрд. долларов. ВВП США за прошлый год составил 14 трлн. долларов. 1процент от этой суммы всего 140 млрд. долларов, так вот это означает, что нужно иметь только 4 (четыре) такие фирмы, которые и закроют 1процент ВВП, а их там в США сотни. Я ссылаюсь на статистику, которую еще никто не отвергал. Производительность в промышленности такая же как и в России. Другое утверждение. Если бы это было так. Я привел пример с сельским хозяйство, где занято всего 7процент населения США, но обеспечивают более 20процент мирового производства говядины, баранины и свинины. Мирового. Мы же при доле 35процент занятых в сельском хозяйстве себя мясом обеспечить не можем. Те же показатели и в других отраслях промышленности. Тот же Газпром. Число занятых на единицу выпускаемой продукции превышает аналогичные показатели в США чуть не 10 раз. И это в самой не человекоемкой отрасли. По поводу «дутой» экономике знаний. Прежде что-либо подобное писать, надо все же быть в теме разговора, т.е. знать о чем пишешь. Приведу пример. Чтобы выкопать здоровую яму можно нанять 1000 тысячу малообразованных людей с лопатами. Они справятся с этой работой за то же время, за которое справляется один экскаватор, придуманный и построенный грамотными конструкторами и инженерами. Но эти 1000 землекопов рабочих потребуют для своего содержания еще много чего. Вот в этом и есть разница между «реальной» экономикой и «дутой» экономикой знаний. И это простой пример, но он дает представление об этих понятиях на элементарном уровне.

  • Анонимно
    30.08.2010 00:00

    Шож Вы так убиваетесь, вы ж так не убьётесь...Чернобородкин, про продуктовые талоны и другие "неудобные" вопросы Вы таки пропустили. Нечего сказать?

  • Анонимно
    31.08.2010 00:00

    еам бы их талоны. Жил в Германии и знаю, что это такое. Общий размер пособия ок. 1.000,00 Евро + талоны на питание. Неплохо однако. В штатах похоже. Им до наших бедных как до Пекина. Неудобные вопросы они для Вас неудобные. Хе-хе... :-)

  • Анонимно
    31.08.2010 00:00

    Не совсем понятно, зачем вы своими аргументами США за волосы вытаскиваете из кризиса, в который они сами себя вогнали. Ну да ладно, вам виднее.Хочу на паре моментов остановиться.1. Многие в США давно уже бьют тревогу, что на выскотехнологичные профессии учатся в основном студенты, приезжающие по иммиграционной визе. Большинство из них уезжает обратно на родину. Отсюда долгосрочная утечка мозгов из страны. Это к вопросу о судьбе США, как поставщика высоких технологий.2. Примеры с корпорациями тоже мимо. Корпорации вроде Интел и иже с ними, они не принадлежат никакой стране. Они располагаются там, где им удобнее по налоговым и политическим причинам. Начиная с 2011 года, истекает немало налоговых послаблений для корпораций в США. Соответственно, им все меньше причин оставаться там. Более того, уже отчетливо видно, как часть их работ утекает в Азию и Восточную Европу. Они могут продолжить этот процесс - благо есть пример, как рабочие места по производству товаров, были перенесены в страны третьего мира под видом глобализации и свободной торговли.3. Долгие годы ВВП США рос за счет того, что население тратило больше, чем зарабатывало, благодаря дешевым (на первый взгляд) кредитам. Статистика этого года показывает обратную тенденцию. Не то что росту, но даже восстановлению экономики взяться неоткуда, если армия безработных (а, соответственно, и налоговая и потребительская база) ежемесячно растет. А она вот уже два года растет безе передыху. По состоянию на май 2010 в США почти 41 млн. людей получают пособие по безработице. И это только официально.4. Интересным фактом также служит то, что на фондовом рынке США, который до недавних пор был национальным спортом для всего среднего класса, сегодня не осталось розничных инвесторов. Между собой торгуют только инвестбанки и те фонды (пенсионные или хедж), что еще не успели убежать в менее рисковые активы (типа бондов или вообще в третьи страны).5. Также заставляет задуматься, что новые ГКО, которые регулярно печатает казначейство, закупаются более чем на половину Федеральным Резервным Банком или крупными финансовыми институтами (Голдман, Сити, ДжейПиМорган), которые пользуются нулевой ставкой (ZIRP), и потом имеют проценты с ГКО - получается, новый долг монетизируется теми, кто его создал, и все за счет налогоплательщиков. 6. Ну и внимательнее смотрите, на чем сегодня держится рост ВВП (скромный, к тому же) у США. Если убрать траты госбюджета (а они растут в астрономической пропорции), то рост будет в лучшем случае нулевым.Резюме - большие цифры, которые вы приводите, это заслуга прошлых лет и периода дешевых денег, благодаря которым был искусственный рост экономики. Однако сегодня ситуация в США меняется ОЧЕНЬ быстро, и потому старые показатели неприменимы. Ближайшие 5 лет покажут, насколько сильны США.

  • Анонимно
    31.08.2010 00:00

    Что же так все переживаете за США? О себе надо думать, а американцы как-нибудь и без ваших переживаний и моей защиты обойдутся. Но чтобы не оставалось незавершенности и не считали, что есть неудобные вопросы, попытаюсь ответить. Во первых, о журнале «Шпигель» и его публикациях. Это немецкий журнал неолиберальной направленности, публикации которого не особо отличаются объективностью. Нет, нельзя сказать, что они там пускают дезу, но вот факт о том, что каждый восьмой взрослый американец пользуется продуктовыми карточками и каждый четвертый ребенок – это просто вводят в заблуждение. Так другими словами утверждается, что 12процент американцев пользуется продуктовыми карточками, но в США почти 10 процент официальных безработных, получающих пособие по безработице, которая включает и продуктовые карточки. Эта система давно уже действует там, начиная с 60-х годов. Это электронная карточка, по которой каждый человек из социально незащищено группы получает в месяц более 100 долларов на человека. Под эту категорию попадают даже те, кто смог приехать в США, но неожиданно оказался на мели. Кстати, когда наши в начале 90-х толпой ринулись в Америку, то многие к своему удивлению получили такие карточки. Они все попали в разряд социально незащищенных. И многие дети из этих семей попадает в эту же категорию. В той благополучной Германии все дети получают пособия, т.е. если на одного члена семьи, включая детей, не приходится социальная норма проживания ( не путать с нашим прожиточным минимумом в 100 долларов), а это более 1000 евро на человека, то все дети начинают получать детские пособия. Это сделано, чтобы не было большого социального неравенства у семей с детьми и бездетными. И немцы с удовольствием этим пользуются, рожая больше детей и не в чем себя не ущемляя. Ведь детей берет на содержание государство и никто это не считает признаком большой беды. Конечно, журнал «Шпигель» очень часто обвиняют в бульварности, и попытке написать что-нибудь скандальное. Очень часто после таких публикации и скандала его тираж только поднимался. А муссирование вокруг продовольственных карточек возник не зря. В России в Государственной Думе уже думают как вести такие карточки с января или с осени. Все будет зависеть от ситуации с продовольствием. Если там это делают из экономии, у нас сделают это от безысходности, от отсутствия продовольствия. Вот пишет Шпигель : «В штате Джорджия в одном сельском округе просто ликвидировали общественное автобусное сообщение.» Да, ведь в США автобусное сообщение – это просто ненужная роскошь. У всех есть машины и не одна, только дети ездят в школьных автобусах, но их не возможно отменить. А ездить из одного села в другое на автобусе – это уже и у нас так не делают. Возможно, по какому-то решению пустили автобусное сообщение между селами, не путать междугородние сообщения, которые останавливаются и в поселениях, а затем решили, что надо подтянуть пояса. Все таки кризис, надо экономить, но из этого делать какие-то глобальные выводы о крахе Америки. Глупо. «В Колорадо-Спрингс, городе с 380-тысячным населением, ради экономии электричества отключили треть уличных фонарей.» Да, и с этими двумя третями уличных фонарей могут обойтись. Тот кто летал ночью над городами Штатов или той же Европы, а затем попадает в воздушное пространство России возникает ощущение огромного темного пространства под тобой после ярко освещенных внизу улиц городов и поселений. «Более 60процент американцев не имеют никаких запасов и живут от зарплаты до зарплаты.» Но, мне всегда казалось, что у большинства людей нет никаких запасов. И жить от зарплаты до зарплаты – это обычное явление. Большинство даже состоятельных людей живет, покупая многие вещи в рассрочку, и потихонечку расплачиваясь. Это называется потребительский кредит или ипотека. У большинства немцев или американцев, кредит на дом оформлен на десять – пятнадцать лет под 3процент годовых, вот и расплачиваются по мере того, как они зарабатывают. Тоже самое может быть и с машиной. Никто не копит и не держит деньги просто в банке под те же проценты. Я думаю, что ответил на все неудобные вопросы. Если хотите найти соломинку в чужом в глазу, а у себя бревна не заметить, то тут уж ничем не поможешь, но надежда все же остается. Модератору. Вроде в этом посте нет ничего такого, чтобы его забанить, но что-то мешает его поставить. Я отвечаю только на вопросы и привожу свои аргументы.

  • Анонимно
    31.08.2010 00:00

    Ответ Радже, хотя я знаю, что они водятся в двух местах. В Индии и у нас в единственном экземпляре, неужели у нас началось их размножение? Итак. Не совсем понятно, зачем вы своими аргументами США за волосы вытаскиваете из кризиса, в который они сами себя вогнали.Не нравятся мне те, кто черное пытаются выдать за белое и наоборот, очернить белое. И смысл здесь один - у нас не так уже и плохо, в той же Америке еще хуже. А это уже вредно для самих россиян. И это старая наша болезнь, которая начинает давать новые рецидивы. Советский Союз, пользуясь тем, что 100процент населения не с чем было сравнивать, ее не выпускали за границу, и ей можно было вливать в мозги все, что угодно. Анекдот тех времен про стоящий вагон в тупике с закрытыми окнами, в котором сидел Брежнев, а сотрудники КГБ раскачивали вагон и убеждали генсека, что мчимся на всех парах к светлому будущему. Чем это закончилось, вы все знаете. Вот первое ваше утверждение. «Многие в США давно уже бьют тревогу, что на высокотехнологичные профессии учатся в основном студенты, приезжающие по иммиграционной визе. Большинство из них уезжает обратно на родину. Отсюда долгосрочная утечка мозгов из страны. Это к вопросу о судьбе США, как поставщика высоких технологий». Вы выдаете желаемое за действительное. США за последние несколько десятилетий стала всемирным университетом. Сюда приезжают огромное количество студентов и профессоров для их обучения. Здесь только один университет средней руки имеет бюджет равный бюджету всей Казани. Конечно, все они не остаются в США, очень большое количество и уезжает, но наиболее одаренные остаются и продолжают там работать. Кстати, это еще одна услуга, которая вносит свой вклад в ВВП. А через университеты США прошли все те специалисты Японии, Тайваня, Китая, Индии и т.д., которые смогли поднять экономику этих стран. Не просто начиналось китайское или индийское чудо в экономике. А все началось с экономики Тайваня и Японии. Та же власть Тайваня после отделения от коммунистического Китая заставила всех своих специалистов с согласия США пройти там обучение, но еще пригласила к себе на работу тех китайцев, которые давно там осели. И ничего с тех пор и другие страны стали посылать своих студентов пройти обучение в этой стране. Вот второе утверждение: «Корпорации вроде Интел и иже с ними, они не принадлежат никакой стране. Они располагаются там, где им удобнее по налоговым и политическим причинам.» Ну да, Газпром вот возьмет и уплывает в оффшорную зону. Там не надо вообще платить налоги. Так и все руководство Интел (да, и любой корпорации) и все его производство перебазируется в Россию или в Китай, или в Индию, а может на Сейшелы, там вообще можно создать свое правительство и тепло к тому же, океан кругом. Корпорация всего лишь означает, что она выпускает акции, которые продаются любым гражданам любой страны и получают за это деньги при размещении акций. Вот Россия уже какой год пытается купить фирму Инфинеон (производство микрочипов в Германии, первое место в Европе). Эта фирма работает с убытками уже какой год. Его акции опустились с 90 евро до 4 евро, но какой год ведут переговоры, а воз и ныне там. Нельзя передавать стратегические, т.е обладающие очень важными ноу-хау в производстве микрочипов на сторону. Вот тот же Интел только вчера сообщила, что сделала официальное предложение о покупке одного из подразделений Инфинеон за 1.4 –млрд. доллара. Это то подразделение, которое интенсивно сотрудничало с Интел в создании новых чипов. Вот передадут Интел, тогда оставшееся от Инфинеон можно будет и продать. Это уже второй сорт, хотя для нас и он может сгодится.Таких примеров много. Вот история с Опель. Тоже хотели купить вместе с его научно-исследовательским центром, но даже Меркель не смогла убедить продать его России. Американская автомобильная корпорация GM переведет полностью весь центр в США, а все остальное ликвидируют. Вот так работают американские корпорации, да и не только американские. Потом куда они могут переехать, чтобы успешно работать? В Россию я думаю по мысли пишущих. Также можно разобрать и все последующие утверждения. И по поводу ВВП США, и по поводу фондового рынка, и по поводу госблигаций США.

  • Анонимно
    31.08.2010 00:00

    По двум берегам АтлантикиМрачных прогнозов полно. Доллар кричат это фантики,Скоро он ляжет на дно.В белье чужом любят копание,Прогнозы приносят гешефт.Пиарятся в кризисомании И вынесении фетв.Дружно хоронят Америку,Её обвиняя во всём.Анализ сменив на истерику,Проклятьям её предаём.В каждой статье смакованиеПроблем, недостатков страны.Напомнило их ликованиеБулгаковский бал Сатаны.Ждут США обанкротятся-Долг, нищета, дефицит.Мощь, капитал не воротятся,Бюджетный пропал профицит.Пророчат ей гиперинфляциюЗа прошлые банков грехи.Стагнацию и изоляциюПропели в Москве петухи.Грядёт, говорят, апокалипсисИ ждёт экономику крах.Город озёр - МиннеаполисСкоро обрушится в прах.Мир в ожидании хаоса,Маячит глобальный конфликт. На доллары и Микки МаусаСмотрят все как на реликт.Любят у нас сеять панику,Дельцы-прогнозисты кругом.В таблицы сведя всё и в графики,Судного дня ждут потом.Теории их алармисткиеПроекции страхов своих.Выводы пропагандистскиеВызвать способны лишь чих.Моллюску спросите вы Пауля,Он даст без ошибок прогноз.Не написав ни каракуля,Ответит на всякий вопрос.Оставьте в покое Америку,Займитесь собой наконец.Ищите свою лучше эврикуИначе самим нам копец.Циклами спад потребленияВыдержат там в США.В России же мрёт население,Их нам не догнать никогда.И пусть она символ крушенияИндексов и ипотек.В этой стране тем не менее,Коллапс будет в стиле хай-тек.

  • Анонимно
    1.09.2010 00:00

    Вы о чем говорите? О каком кризисе Америки? Только вдумайтесь в то что я напишу ниже...Одна америка тратит на оборонку больше, чем весь мир вместе взятый....О каком кризисе вы говорите.А талоны на питание дают в придачу к пособию.....так что не надо ляля...а проблемы и бедные есть везде...только проблема бедности в америке носит личный характер, а в России государственный характер...По другому говоря в России бедным делает человека государство, а в Америке бедный делает себя сам...

  • Анонимно
    1.09.2010 00:00

    Какие объемные по количеству букв комментарии. Как правило если количество букв занимает больше 2/3 листа формата А4 такие бумаги не читают.

  • Анонимно
    1.09.2010 00:00

    Если в америке все так плохо то когда же они начнут эмигрировать в самую лучшую страну на свете (если орт смотреть), когда их ученые и лучшие инженеры приедут к нам со своими научными центрами и университетами, а то едут одни равшаны с джамшутами прям беда."Там где правит идеология истина никому не нужна"

  • Анонимно
    1.09.2010 00:00

    "Какие объемные по количеству букв комментарии. Как правило если количество букв занимает больше 2/3 листа формата А4 такие бумаги не читают."Это правило относится к деловым бумагам, которые читает сверх меры занятый чиновник. Если придерживаться этого правила, то вообще о чем то серьезном писать не имеет смысла, одни заявления телеграфным текстом, короткие сообщения или оскорбления в адрес своего оппонента.

  • Анонимно
    1.09.2010 00:00

    да что вы все про талоны. Талоны в США, это не наши перестроечные талоны на кусок мыла и пол кг и колбасы. Талоны в США - это рай для лентяев. Они идут с этими талонами в магазин и покупают все что хотят (деликатесы, торты, колу, пиццу и тд.). Вы видели чтобы у нас колу покупали малоимущие? а там покупают. и талоны даются на каждого члена семьи, даже на младенца, выходит крупненькая сумма. Да еще плюс талоны на "молочную кухню" в нашем понимании (молоко и молочные продукты для младенцев) тоже много продуктов дают, что можно всю семью на ети молочные талоны кормить (молоч. прод., соки, завтраки, овощи и фрукты, яйца, крупы). хто они там недоедают? Свой второй гамбургер, наверное. Похудеют хоть немного. США - 1 в мире по ожирению. И самое толстое население, как раз те, которые соц. помощью пользуется. Ну просто надо быть экстра-ленивым, чтобы умереть там от голода. Не дадут, сразу завалят талонами на питание и другой помощью, не только государственной, но и частной (церкви, благотворительные организации и тд).Так что про недоедании - это все журналисты придумали, чтобы руским легче жить было, читая как плохо американцам, как им холодно и голодно. Кто ночует в машинах могут переехать в американскую глубинку (Монтана, Ваеминг, Идахо и другие колхозные штаты), где и дома дешевле и работы всегда завались. Но нет же, не хотят уезжать из Калифорнии, где тепло и солнечно круглый год. Лучше будут ночевать в машинах, плакаться журналистам и ждать гос. помощи.

  • Анонимно
    7.09.2010 00:00

    Уважаемые! Посмотрите сайт www.kpe.ru Просмотрите, прослушайте аналитику. Миром правит "Комитет 300" и он планирует уничтожить 5 миллиардов людей на Земле. Союз развалили, сейчас США будут рзваливать!США - потребляют почти 50 процентов ресурсов Земли, а Хозяевам это не надо! Так что СКОРО!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.