42-летний Ирек Салихов — плоть от плоти высшего слоя татарстанского истеблишмента 42-летний Ирек Салихов — плоть от плоти представитель высшего слоя татарстанского истеблишмента Фото: «БИЗНЕС Online»

Начало пути: отец — доверенное лицо Шаймиева, работа в «дочке» «Татнефти»

42-летний Ирек Салихов — плоть от плоти представитель высшего слоя татарстанского истеблишмента. Родился в Актаныше, на родине первого президента РТ Минтимера Шаймиева (тот появился на свет в селе Аняково Актанышского района, в 50 км от Актаныша). Фарит Салихов, отец бизнесмена, в советское время был видным партийным функционером, главой Актанышского района, близким Шаймиеву. Как пишет «Элита Татарстана», на рубеже 1980–1990-х годов он был первым секретарем Актанышского райкома КПСС. Ему же Минтимер Шарипович предложил стать одним из своих доверенных лиц на первых выборах президента РТ, состоявшихся 12 июня 1991 года. В последующем Салихов-старший работал в дорожной отрасли: был директором актанышского подразделения «Татавтодора» — ООО «Татавтодор-Актаныш» (гендиректор ОАО «Татавтодор» — Айрат Шаймиев, сын экс-президента РТ). Позже отец депутата занялся производством кирпича и, судя по данным базы «Контур.Фокус», до сих пор остается единственным владельцем ООО «Актанышский кирпич», правда, выручки в прошлом году компания не зафиксировала, чистый убыток — 375 тыс. рублей.

Салихов — один из самых состоятельных депутатов Госсовета Татарстана. В 2019 году он оказался самым богатым, хотя на выборы в республиканский парламент VI созыва шел как скромный доцент кафедры экономики КНИТУ-КХТИ. Тогда он указал в декларации 177 млн рублей годового дохода. В 2020 году депутат задекларировал 69 млн рублей (плюс 2 млн рублей заработала супруга), очутившись только на 6-м месте по доходам среди депутатов ГС РТ. В уходящем году депутат продал дом площадью 226 кв. м, из собственности исчезли доли в двух квартирах.

Из недвижимости у Салихова на момент последнего отчета было четыре машино-места, три нежилых помещения и четыре земельных участка общей площадью 1,3 млн кв. метров. Передвигается бизнесмен на Mercedes-Benz V 220 D 4Matic (2016 года), а в 2020 году у него появился новый транспорт — электромобиль Porsche Taycan Turbo 2020 года, ценник которого стартует от 15 млн рублей. На супругу и двух несовершеннолетних детей записано две квартиры — 76,7 и 78,6 кв. метра. В пользовании депутата — жилой дом на 156 «квадратов» с земельным участком (1,5 тыс. кв. м) и квартиры, записанные на родню.

Окончил Салихов актанышскую школу с золотой медалью, далее — Уфимский государственный нефтяной технический университет. С 2001 по 2008 год работал в «Татнефти». Кем именно, в официальной биографии на его сайте не уточняется, лишь говорится, что он прошел путь от «экономиста цеха до руководящих должностей». В самой «Татнефти» нам сообщили, что Салихов действительно в 2001 году работал в ООО «Татнефть – Лениногорское УПНП и КРС».

В 2008 году в возрасте 29 лет Салихов открывает нефтетрейдерскую компанию «Ядран-Ойл». Довольно быстро компания вошла в число ключевых трейдеров Татарстана В 2008 году в возрасте 29 лет Салихов открывает нефтетрейдерскую компанию «Ядран-Ойл». Довольно быстро она вошла в число ключевых трейдеров Татарстана Фото: © Александр Кондратюк, РИА «Новости»

«Пробы нефтяного пера»: «Ядран-Ойл», Shell

Поработав 8 лет в нефтянке, Салихов в 2008 году в возрасте 29 лет открывает нефтетрейдерскую компанию «Ядран-Ойл». Довольно быстро она вошла в число ключевых трейдеров Татарстана. Пиком успеха стал 2014 год, когда выручка компании превысила 38,8 млрд рублей. Затем показатели, согласно базе «Контур.Фокус», начали понемногу сползать вниз: 2015-й — 17,7 млрд рублей, 2016-й — 15,4 млрд, 2017-й — 16 млрд, 2018-й — 13,3 млрд рублей.

В 2015 году Салихов загорелся новым проектом, решив зайти в розничные продажи моторного топлива в партнерстве с международной корпорацией Shell. Именно под этим брендом о Салихове и узнала широкая общественность. Первые две заправки Shell были открыты в Казани в октябре 2016 года, на мероприятие приехал исполнительный вице-президент концерна Shell Иштван Капитани. Впоследствии сеть доросла до 8–10 АЗС в Казани. К 2020 году планировалось развернуть аж 55 бензозаправок Shell в республике. Однако захватить рынок у салиховских АЗС не получилось, серьезной прибыли они не генерировали, в 2017–2018 годах Салихов продал АЗС самой Shell.

История одного нефтетрейдера: миллиарды, дружба с Салиховым, сеть Shell… банкротство и отъезд в США

Постепенно начал сдавать позиции и нефтетрейдер. В 2019 году «Ядран-Ойл» был переименован в АО «Трейд-Ойл» и сократил выручку вдвое, до 5 млрд рублей. В 2020-м компанию реорганизовали в ООО «Трейд-Ойл», а через полгода она уже оказалась ликвидирована в форме разделения на ООО «Девелопмент+», ООО «Вест ЛТД», ООО «Астор» и ООО «Магистраль» (все они также находятся в стадии ликвидации).

Ликвидация нефтетрейдерской компании сопровождалась уходом с рынка ряда ее торговых партнеров. Так, обанкротилась компания «Ликада Плюс» (позже — «ГСМ-Трейд»), которая в 2017–2018 годах вместе с «Ядран-Ойлом» входила в тридцатку крупнейших предприятий РТ по выручке. Та же участь постигла нижнекамское ООО «Крекинг-Проф», чей конкурсный управляющий в сентябре 2020 года даже смог добиться наложения ареста на имущество Ирека Салихова, его партнера Дамира Мадьярова, а также ряда родственных им компаний на общую сумму в 620 млн рублей (предположительно, за мнимые сделки по выводу средств). Но позже арест был снят.

Однако нефтетрейдинг и сегодня остается в орбите интересов Салихова. Более того, как гласит новый сайт, сейчас у него «добыча, переработка и реализация нефти и нефтепродуктов». Соответствующие направления занимают 42% бизнеса. Добыча нефти составляет более 1 млн т в год, переработка — 1,2 млн т в год, трейдинг нефтепродуктов — более 18 млн т в год. Это действительно открытие: раньше о нефтедобывающих активах Салихова ничего не было известно.

Еще в 2016 году устами члена совета директоров компании «Ядран-Ойл» Андрея Мирошниченко было заявлено о планах создать полноценную вертикально-интегрированную компанию. «В наших планах — создание нефтехимического и нефтяного комплекса. В данный момент мы опираемся в этом на наших давних партнеров — „Татнефть“ с ТАНЕКО и ТАИФом. Мы считаем, что есть технологические и экономические предпосылки для создания новых предприятий в данной области», — сообщал представитель компании. Но дальше этих заявлений, насколько нам известно, дело не пошло. Что касается добычи нефти компаниями Салихова, то и здесь пока нет конкретики. Не в курсе нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей ипостасей работы ГК «Ядран» и гендиректор ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» Рафинат Яруллин, к которому мы обратились за комментариями. Остается лишь предположить, что эту деятельность компания Салихова ведет за пределами РТ, а может быть, даже за границей. Мы отправили запрос в пресс-службу компании с целью разобраться в вопросе. На момент публикации ответа не поступило.

Летом 2021 года пресс-секретарь группы «Ядран» Лилия Клюковская сообщала, что сейчас нефтетрейдингом занимаются две компании: торговый дом «Ядран-Энерго»  и ООО «Альянс-Ойл». Вторая компания («торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами»), которая через торговый дом «Ядран-Энерго» принадлежит лично Салихову, показала в 2020 году выручку в 7,5 млрд рублей, чистая прибыль составила 90,7 млн рублей. У самого ТД «Ядран-Энерго» выручка скромная — 1,8 млн рублей за 2020 год, чистая прибыль — 419 тыс. рублей.

Возможно, чуть больше сведений о географии и логистике поставок нефтепродуктов раскрывает англоязычный сайт, который по косвенным признакам весьма похож на сайт компании Ирека Салихова. Так, за рубежом указанная на сайте компания позиционируется как Ipek Group и брендируется как Ipek Sa. На сайте указано, что компания сотрудничает с рядом нефтяных компаний России, в том числе и татарстанских: Shell, «Татнефть», ТАНЕКО, «Нижнекамскнефтехим». Хотя имени Ирека Салихова на сайте не приводится. 

Эта компания поставляет нефтепродукты (нефть, мазут, дизельное топливо, легкую нафту, бензин, газойль, вакуумный газойль, авиационный керосин) в такие страны, как Испания, Италия, Нидерланды, Болгария, Сингапур, Малайзия, Турция, Греция, страны Персидского залива. Поставки идут через черноморские порты Краснодарского края (Кавказ, Новороссийск и Туапсе), а также через российские порты на Балтике и Белом море (Санкт-Петербург, Приморск, Архангельск, Высоцк и Усть-Луга), а также через нефтепровод «Дружба». Кроме того, у Ipek Group имеются соглашения с иностранными портами в Турции (Джейхан), Румынии (Мидия), Латвии (Рига), Италии (Генуя, Триест).

На сайте говорится, что Ipek Group — «быстрорастущая компания» с годовым оборотом в $4,2 млрд и собственными представительствами в Швейцарии, Лондоне и в Дубае. Размах, конечно, впечатляет. $4,2 млрд по сегодняшнему курсу — это более 300 млрд рублей, почти половина от выручки всей «Татнефти» за 2020 год (720,7 млрд рублей). Мы отправили запрос в российскую компанию Салихова по поводу принадлежности данной международной структуры, но ответа на момент выхода материала не получили.

В 2019 году в группу вошел Актанышский молочный комбинат. 75% завода принадлежит ООО «Эксимторг» (директор и учредитель на 100% Алексей Савчук), 25% — ООО «Ядран-Агро» В 2019 году в группу вошел Актанышский молочный комбинат. 75% завода принадлежит ООО «Эксимторг» (директор и учредитель на 100% — Алексей Савчук), 25% — ООО «Ядран-Агро» Фото: aktanysh.tatarstan.ru

Производство: крахмал, молоко, нерудные материалы

В 2013 году Салихов начал диверсификацию своего бизнеса. Принцип «не складывать все яйца в одну корзину» был принят предпринимателем на вооружение. Сегодня ГК «Ядран» ведет деятельность по 6 основным направлениям в 15 регионах РФ и за рубежом и называет себя «мультинациональной» компанией. 19% бизнеса группы приходится на четыре промышленных предприятия.

Первое из них — Уруссинское предприятие нерудных материалов (УПНМ) — одно из старейших предприятий Ютазинского района, создано в июне 1961 года. Основной задачей было обеспечение объектов обустройства татарстанской нефти и газа стройматериалами. С этой целью компания ведет добычу гравия и строительного песка, гипсового камня и строительного кирпича из окрестных карьеров, а также занимается строительством и отсыпкой дорог.

По данным Росстата, в прошлом компания принадлежала государству, точнее, ОАО «ПРСО „Татавтодор“», учредителем которого на 100% являлось МЗИО РТ. Так или иначе, с 2014 года предприятием владеют структуры Ирека Салихова. На данный момент 95% принадлежит ООО «С-Холдинг», с 2021 года долю в 5% получил директор УПНМ Радик Солтанов. Периодически предприятие трясут контрольные органы — то Россельхознадзор, то Ростехнадзор, но хорошие экономические показатели позволяют легко покрывать все претензии ревизоров. В 2020 году выручка компании составила 178,8 млн, чистая прибыль — 79,3 млн рублей.

В 2019 году в группу вошел Актанышский молочный комбинат. 75% завода принадлежит ООО «Эксимторг» (директор и учредитель на 100% — Алексей Савчук), 25% — ООО «Ядран-Агро». Савчук — крупный инвестор с глубокими белорусскими корнями. Его компании «Славяна» и «Эксимторг» — одни из крупнейших на территории РФ дистрибьюторов белорусских молочных продуктов. Они реализуют в нашей стране как продукцию собственного (белорусского) производства, так и других производителей. На родине Савчук является акционером компаний «Молочные горки», Горецкого пищевого комбината (бренд Exponenta), «Белсыр». Инвестирует белорусский предприниматель и на территории РФ, имеет бизнесы в Смоленске, Брянске и вот теперь в Татарстане. Бизнесмен выкупил актанышский завод за 105–110 млн рублей в 2017 году. В начале декабря Савчук посетил Татарстан — задумал построить в Кукморском районе завод по производству моцареллы.

Сегодня предприятие выпускает сухое молоко, сливочное масло и большой ассортимент кисломолочной продукции. Средний объем переработки — 4,5 тыс. т молока в месяц. В прошлом завод был филиалом «Вамина» и носил название «Актанышский завод сухого обезжиренного молока».

Каково истинное распределение ролей в этом союзе, судить трудно, формальное распределение долей может не отражать реального положения дел. Так или иначе, пока вывести предприятие на уровень безубыточности не получается. В 2020 году актанышский молокозавод сработал с выручкой в 432 млн рублей и убытком в 124,8 млн рублей.

В 2020 году Салихов приобрел долю в ООО «Биполь» в Набережных Челнах. На заводе производятся модифицированные крахмалы глубокой переработки. До сделки с «Ядраном» завод принадлежал челнинским предпринимателям Айзату Шаехову и Айназ Ахметзановой (по 39,47%) и ООО «Мензелинский хлебозавод» (21,05%), которое, в свою очередь, принадлежит трем братьям — Ринату, Рашиду и Радику Бакировым. В 2020 году ООО «Ядран-Групп» выкупило у них 51% компании, доли Шаехова и Ахметзяновой уменьшились соответственно до 17%, а у братьев Бакировых — до 15%. В конце ноября этого года у завода появился новый гендиректор — Руслан Бильданов.

«Биполь» начал работать в 2015 году, сначала производил модифицированный буровой крахмал, необходимый для нужд нефтяной промышленности, впоследствии линейка была существенно расширена — стали производить крахмал для производства гипсокартона, бумажных крафт-мешков, обойного клея и др. Когда задумали новое производство — выпуск катионного крахмала, потребовались вложения. Владельцы решили привлечь внешнего инвестора, которым и выступила ГК «Ядран».

«Мы долго анализировали потенциал этого приобретения, и к моменту сделки были уверены, что он может стать успешным инновационным стартапом. Наши аналитики выяснили, что на постсоветском пространстве практически никто не производит крахмал сложной модификации! Он действительно востребован как в нашей стране, так и за рубежом», — делился Салихов в интервью «Коммерсанту» в апреле 2021 года.

Бизнесмен считает, что продукция «Биполя» может стать конкурентом зарубежным производителям модифицированного крахмала, таким как американские Cargill, ADM, Ingredion, английский Tate& Lyle, французский Roquette.

На мусорном рынке, помимо упомянутого выше «КамВторГрупп», к сфере интересов Салихова относят регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на востоке Татарстана — компанию «Гринта» На «мусорном» рынке, помимо упомянутого выше «КамВторГрупп», к сфере интересов Салихова относят регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на востоке Татарстана — компанию «Гринта» Фото: «БИЗНЕС Online»

В июне 2020 года Салихов через «Ядран-Групп» приобрел 51% в компании «КамВторГрупп», до сделки предприятием 50/50 владели предприниматели Ильдар Хузин и Вячеслав Литонов. На сегодня Литонов вышел из бизнеса, а доля Хузина снизилась до 49%. Компания была создана в Челнах в 2016 году, занимается сбором, обработкой, транспортировкой и утилизацией промышленных отходов III–IV класса опасности. В том числе принимают на утилизацию отходы сельского хозяйства (канистры из-под пестицидов, мешки из-под удобрений). Принимают для переработки отходы сырой резины, бракованные изделия из пластика — трубы, пленки, а также каучук. В свою очередь, на заводе из вторсырья производят полиэтиленовую и полипропиленовую крошку и даже нехитрые хозяйственные товары: пластиковые тазы, ведра, совки, горшки, подносы. Директор «КамВторГрупп» — Роман Курилин. В 2020 году компания получила 232,9 млн выручки, чистая прибыль — 678 тыс. рублей.

На «мусорном» рынке, помимо упомянутого выше «КамВторГрупп», к сфере интересов Салихова относят регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на востоке Татарстана — компанию «Гринта». Она отвечает за сбор и утилизацию твердых коммунальных отходов в 22 районах республики. Салихов не признается, что имеет отношение к данному предприятию, хотя бывшие сотрудники «Гринты» рассказывали «БИЗНЕС Online», что Ирек Фаритович лично включен во все вопросы работы регоператора, знает большинство сотрудников, проводит планерки и т. д. Учредителями «Гринты», по информации «Контур.Фокуса», являются Сайфуддин Нуров (99%) и Айдар Иманаев (1%). Фигуры явно номинальные. Нуров ранее не участвовал в каком-либо бизнесе, Иманаев упоминается лишь однажды как участник актанышской федерации татаро-башкирской национальной спортивной борьбы.

Связь «Гринты» и Салихова тем временем просматривается довольно просто — гендиректор компании Светлана Ярлыченко ранее работала директором в компании «Камвторполимер», которая в 2018 году на 51% принадлежала ООО «Ядран-Инновации». В 2016 году «Камвторполимером» владел вышеупомянутый Хузин, совладелец «КамВторГрупп», а его брат, Ильнур Хузин, владел «Камвторполимером» вплоть до его банкротства в 2020 году.

Выручка «Гринты» в 2020-м составила 2,2 млрд рублей, чистая прибыль — 114,1 млн рублей.

Строительство: АЗС, логистические центры, производственные цеха и мечеть

Преуспел Ирек Фаритович и на ниве строительства. Компания «Ядран-Строй» создана в 2014 году, директором является Марсель Сунгатуллин, учредитель на 100% — «Ядран-Групп». До середины 2018 года совладельцем компании выступал родной брат предпринимателя Илнар Салихов, но сейчас формально он не имеет к ней отношения. Нужно сказать, что Илнар Салихов также вышел и из других компаний брата, на момент написания статьи у него осталось лишь около 5,3% в ООО «с-Холдинг».

На сайте строительной компании сообщается о более 50 выполненных проектах общей площадью 200 тыс. кв. м: это и сеть АЗС Shell, и административно-офисное здание «Ядран-Ойл», а также магазин-дискаунтер «Ситилинк», распределительный центр Ozon.ru и др. Кроме того, «Ядран-Строй» занимался демонтажем старых модулей завода «Нижнекамскнефтехим». Изюминка портфолио — мечеть «Ирек», построенная в поселке нефтяников на набережной Казанки в память о погибшем в авиакатастрофе сыне президента Татарстана Иреке Минниханове. Муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин сообщал, что строительство мечети финансируют Ирек Салихов и глава «ПСО Казань» Равиль Зиганшин. На сайте «Ядран-Строя» уточняется, что компания отвечала за выполнение фасадных работ и благоустройство территории. 

На сайте строительной компании сообщается о более 50 выполненных проектах общей площадью 200 тыс. кв метров. Изюминка портфолио — мечеть «Ирек» На сайте строительной компании сообщается о более 50 выполненных проектах общей площадью 200 тыс. кв. метров. Изюминка портфолио — мечеть «Ирек» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Ядран-Строй» имеет собственный автопарк и спецтехнику, обещает заказчикам выполнить любую работу — от проектирования до сдачи объекта под ключ. Берутся даже за сложные виды строительства, такие как строительство дорог и рекультивация свалок. «Ядран-Строй» 8 раз участвовал в гостендерах, из них 6 раз успешно — на общую сумму в 2,6 млрд рублей. В 2018 году выполнял строительно-монтажные работы на площадке индустриального парка «Зеленодольск», в 2020-м построил детский сад в ЖК «Волжские просторы».

В 2021 году стройфирма выиграла два крупных тендера у ГИСУ РТ на 656 млн и 872 млн рублей, все — на выполнение работ по рекультивации. В первом случае речь идет о рекультивации иловых полей биологических очистных сооружений в Казани, во втором — о рекультивации Самосыровского полигона ТБО в столице РТ. За 2020 год компания получила выручку 864 млн рублей, чистая прибыль составила 1,2 млн рублей.

ГК «Ядран» правляет индустриальным парком «Зеленодольск» и Свияжским межрегиональным мультимодальным логистическим центром (СММЛЦ) ГК «Ядран» управляет индустриальным парком «Зеленодольск» и свияжским межрегиональным мультимодальным логистическим центром (СММЛЦ) Фото: Сергей Елагин

Комплексное развитие территорий

Еще один ранее малоизвестный аспект деятельности ГК «Ядран» — управление промышленными площадками. Компания Салихова управляет индустриальным парком «Зеленодольск» и свияжским межрегиональным мультимодальным логистическим центром (СММЛЦ), обе площадки входят в территорию ТОСЭР «Зеленодольск», а все их резиденты пользуются соответствующими льготами. Управление осуществляется через единое юрлицо — ООО УК «Индустриальный парк Зеленодольск» (ИПЗ), исполнительным директором выступает Лейсан Шарафеева. Компания на 0,0013% принадлежит «Ядран-Групп» и на 99,9987% — ООО «Альянс Ойл». В 2020 году доходы ИПЗ составили 181,1 млн рублей, чистая прибыль — 594 тыс. рублей. 

Индустриальный парк «Зеленодольск» создавался с 2016 года и со всей инженерной инфраструктурой был запущен в 2018-м. Известно, что из фонда развития моногородов на его создание было выделено 931,5 млн рублей, а из бюджета РТ — 357,7 млн рублей. Площадка территориально расположена рядом с Новой Турой, площадь составляет 104 гектара. На территории индустриального парка построены распределительные центры Wildberries, Ozon, X5 Retail Group. В числе резидентов значатся также крупные компании ООО «ТатФарм» (производство лекарственных средств) и ООО «Промэнерго» (изготовление электрооборудования). В ноябре 2020 года к числу резидентов добавились ООО «Саэльра» (производственно-складской комплекс «Бахетле», компания принадлежит Эльвире Харламовой, дочери Муслимы Латыповой), ООО «Итле китчен», ООО «ТМК Групп», ООО «Татлифт». На сегодня в индустриальном парке «Зеленодольск» 19 резидентов, он заполнен на 100%, часть производств уже запущена, часть — в стадии строительства или проектирования. Общая стоимость проектов — 16,3 млрд рублей.

Второй промплощадкой в сфере интересов Салихова совсем недавно стал свияжский межрегиональный мультимодальный логистический центр.

Мнение
Когда индустриальный парк «Зеленодольск» оказался заполненным, а желающих стать резидентами становилось все больше и больше, мы стали искать локации, где мы можем запустить еще один парк. Расширяться в рамках существующего промпарка было уже невозможно. Обнаружили СММЛЦ, который тоже относится к ТОСЭРу, решили взяться за его развитие.
Лейсан Шарафеева   исполнительный директор УК «Индустриальный парк Зеленодольск»
Лейсан Шарафеева исполнительный директор УК «Индустриальный парк Зеленодольск»

В целом СММЛЦ задумывался властями республики еще в начале 1990-х как интегрирующий центр в области международной и межрегиональной грузопереработки на перекрестке транспортных коридоров Север – Юг, Запад – Восток и создаваемого маршрута Европа – Западный Китай. Проект был включен в ФЦП «Модернизация транспортной системы России на 2006–2010 годы», а позже — в ФЦП развития транспортной системы России на 2010–2015 годы.

Акцент делался на контейнерных грузах, наиболее важным игроком при этом должно было стать ОАО «РЖД», точнее, его «дочка» — «Трансконтейнер».  Но в какой-то момент главный потенциальный участник — РЖД — от проекта отошел. Сроки сдачи СММЛЦ также постоянно сдвигались: 2013-й, 2015-й, 2017-й. По итогам первого этапа строительства был выполнен гидронамыв территории, закончено строительство причальной стенки, подъездных железнодорожных путей, автомобильной дороги с транспортной развязкой, соединяющей СММЛЦ с федеральной трассой М7 «Волга», проведено электроснабжение, модернизировано оборудование железнодорожной станции «Свияжск». На территории центра также было построено противорадиационное укрытие на 600 человек.

В минэкономики РТ, куда «БИЗНЕС Online» обратился за информацией о государственном финансировании проекта, нам сообщили, что строительство причальной стенки обошлось в 2,4 млрд рублей, железнодорожных путей — 230 млн рублей В минэкономики РТ, куда «БИЗНЕС Online» обратился за информацией о государственном финансировании проекта, нам сообщили, что строительство причальной стенки обошлось в 2,4 млрд рублей, железнодорожных путей — 230 млн рублей Фото: Сергей Елагин

В минэкономики РТ, куда «БИЗНЕС Online» обратился за информацией о государственном финансировании проекта, нам сообщили, что строительство причальной стенки обошлось в 2,4 млрд рублей, железнодорожных путей — 230 млн рублей. Кроме того, было построено 5,2 тыс. м автодорог (по парку) и 9 тыс. кв. м (от парка до федеральной трассы М7), общая сумма при этом не называется. Разные источники в разное время называли то 8 млрд рублей (минтранс РТ), то 12,5 млрд рублей (ФКУ «Ространмодернизация»).

Второй этап проекта, а именно создание портовых, контейнерных и складских зон, административно-сервисного центра и другой инфраструктуры, между тем затормозился. Власти республики не раз пытались передать проект в надежные руки. В разные годы сообщалось, что его оператором стала ОЭЗ «Алабуга», но, как говорят «БИЗНЕС Online» участники рынка, Тимур Шагивалеев проектом особо не занимался. Интерес к нему выказывал Зиганшин, его ПСО «Казань» было подрядчиком строительства логоцентра, в дальнейшем СММЛЦ интересовал его применительно к «Татфлоту» — в дальнейшем грузовой порт планировалось перенести из Казани в СММЛЦ. Но в последние годы «Татфлот» пытаются регулярно обанкротить, да и дела у строителя космодрома идут в последнее время неважно, так что сейчас Зиганшину не до Свияжска. Сватали СММЛЦ даже туркам, но оператор организованной промзоны «Гебзе» так и не приземлился на татарстанскую землю. Говорят, что основная причина — антироссийские санкции, а потом и коронавирус.

Корреспонденты «БИЗНЕС Online» побывали на месте и своими глазами увидели, как на площадке СММЛЦ начали возводить первый корпус складского терминала. Корреспонденты «БИЗНЕС Online» побывали на месте и своими глазами увидели, как на площадке СММЛЦ начали возводить первый корпус складского терминала. Фото: Сергей Елагин

Что ждет СММЛЦ под крылом «Ядрана»

Как сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе АИР РТ, 6 сентября 2021 года по распоряжению президента РТ Рустама Минниханова УК «Индустриальный парк Зеленодольск» без проведения торгов были переданы (на условиях аренды) земельные участки СММЛЦ общей площадью 110 га, этому предшествовало решение инвестиционного совета РТ. Отметим, что общая площадь СММЛЦ по проекту 244,5 гектара. Предполагается, что в дальнейшем оставшаяся часть земельных участков также будет выделена решением инвестсовета РТ. Вся построенная в СММЛЦ инфраструктура и земля остаются в госсобственности, но по мере строительства резиденты получат право выкупать землю. В перспективе территория СММЛЦ может быть увеличена до 2,2 тыс. га (территория зарезервирована постановлениями правительства РТ).

Для сделки летом 2021 года уставной капитал УК «ИПЗ» был увеличен почти до 800 млн рублей. Как нам пояснили в компании, деньги внесены ООО «Альянс Ойл» (входит в ГК «Ядран»), поскольку процедура передачи земельного участка в аренду без торгов предусматривает наличие собственных средств на реализацию проекта.

Согласно бизнес-плану, сообщают в АИР, в СММЛЦ планируется создание не менее 891 нового рабочего места, а инвестиционные затраты по проекту составят 2,284 млрд рублей с учетом инвестиций резидентов. В минэкономики РТ нам предоставили немного другие расчеты с максимально плановыми значениями с учетом реализации всех очередей резидентов. «Планируемая реализация инвестиционных проектов резидентов, по оценке, составит более 12 млрд рублей, при этом СММЛЦ также нуждается в возведении объектов инженерной и дорожной инфраструктуры. Общая стоимость строительства оценивается в 1,5 млрд рублей», — говорится в сообщении пресс-службы министерства экономики РТ. 

Шарафеева пояснила, что на первом этапе, в 2022–2023 годах, в СММЛЦ планируется создать даже больше — 5 132 рабочих места, а с развитием парка в последующие годы — до 20 тыс. человек. В первый этап строительства запланированы частные инвестиции в размере 6 млрд, а с развитием площадки — до 20 млрд рублей.

«Мы получили без торгов земельные участки, получили статус муниципального промышленного парка, а так как СММЛЦ входит в территорию моногорода и ТОСЭР, мы смогли сохранить все те же условия для резидентов, что и в индустриальном парке „Зеленодольск“. Это позволило привлечь сюда крупные маркетплейсы, фулфилменты», — делится Шарафеева.

Вся территория СММЛЦ на сегодняшний день уже закреплена либо за действующими резидентами, либо за компаниями, которые готовят документацию и должны получить статус резидента в ближайшем будущем Вся территория СММЛЦ в настоящее время уже закреплена либо за действующими резидентами, либо за компаниями, которые готовят документацию и должны получить статус резидента в ближайшем будущем Фото: Сергей Елагин

Самым крупным по занимаемой площади и самым первым резидентом стало ООО «Казаньэкспресс Фулфилмент» (ООО «Казаньэкспресс»). Корреспонденты «БИЗНЕС Online» побывали на месте и своими глазами увидели, как на площадке СММЛЦ начали возводить первый корпус складского терминала. Его сдача намечена на конец июля 2022 года. В будущем маркетплейс Kazan Express планирует рядом построить еще 7 таких зданий. Уже виднеется стройка второго резидента — ООО «Выбор Поволжье» (производство тротуарной плитки), работы там также набирают обороты. На стадии предпроекта находится создание складского комплекса AliExpress, также в числе резидентов «Свияжск Зернопродукт» (УК «Август Агро»), ООО «МирТруб». По словам Шарафеевой, компания «Волга-Днепр» (это один из крупнейших грузовых авиаперевозчиков в РФ) рассматривает возможность разместить на территории СММЛЦ свой логистический центр. 

Вся территория СММЛЦ в настоящее время уже закреплена либо за действующими резидентами, либо за компаниями, которые готовят документацию и должны получить статус резидента в ближайшем будущем. Единственная свободная территория на сегодня — это зона контейнерного терминала площадью 30 гектаров. По словам Шарафеевой, есть несколько претендентов, но, кто именно зайдет в итоге в качестве резидента, пока неясно. Исполнительный директор не исключает, что УК «ИПЗ» сама инвестирует в создание площадки контейнерного терминала и покупку кранов (один кран может стоить 500 млн рублей!), а выбранный оператор в дальнейшем зайдет уже на готовую инфраструктуру.

Между тем в АИР РТ, очевидно, не вполне довольны тем, как начали работу структуры Салихова. «На данную управляющую компанию поступали жалобы от инвесторов из Зеленодольска по инженерным сетям и другим вопросам, входящим в прямые обязанности УК. Однако, поскольку площадка является частной, решение об уровне компетентности ее руководства остается на акционерах, которые, возможно, не до конца понимают сложности и тонкости работы с инвесторами», — сообщили нам в пресс-службе АИР РТ. 

Шарафеева парировала, что компания заканчивает проектирование систем газо- и водоснабжения, а также канализации и электричества. «Графики выстроены согласно пожеланиям первых резидентов. В первую очередь до них будем доводить инфраструктуру. Синхронизировались по их графику», — сообщила представитель УК «ИПЗ». Электроснабжение на площадке частично есть уже сейчас, но в будущем мощности увеличат.

«Что касается выбора данной УК для СММЛЦ, то, во-первых, все процедуры организованы в соответствии с законодательством, а во-вторых, для реализации этого проекта нужны как минимум профессиональные логисты, способные вписать проект в российский транспортный ландшафт, и профессиональный оператор с учетом специфики и профильности по грузоперевозкам. Так что для эффективной работы команду УК следовало бы существенно пополнить соответствующими специалистами, — тактично намекнули в ведомстве Талии Минуллиной. — Мы подписали инвестиционное соглашение, в котором прописаны необходимые объемы инвестиций с разбивкой по годам — это обязательства управляющей компании. Если условия соглашения будут нарушены, то существует порядок смены управляющей компании. Со своей стороны мы сделаем все возможное, чтобы проект состоялся».

В пресс-службе «Ядрана» нас заверили в исключительной компетенции их управляющей компании: «Менеджмент УК „ИПЗ“ (входит в холдинг ГК „Ядран“) успешно предлагает услуги в комплексном развитии территорий и правильном подходе к будущим резидентам, с которыми мы работаем в режиме одного окна. Таким образом, оставив заявку, резидент получает комплексную работу по подбору необходимой инвестору локации, размещение, обеспечение инфраструктурой, разработку бизнес-плана и технико-экономическое обоснование, готовый проект строительства, GR-сопровождение и обеспечение налоговыми преференциями и, что важно, последующую эксплуатацию объектов. У нас уже есть опыт эффективного развития индустриального парка, среди резидентов которого крупные российские компании — Х5 Group, Ozon, Wildberries, „Бахетле“, „Татфарм“, „Промэнерго“».

В пресс-службе «Ядрана» уточнили, что проекты заявленных в настоящее время резидентов планируют завершить к концу 2023 года. За год до этого хотят закончить все инфраструктурные объекты СММЛЦ.

Вполне официально осуществляет свою деятельность благотворительный фонд поддержки молодого поколения и социальных инициатив «БлагоДарение», он принадлежит целиком Иреку Фаритовичу Вполне официально осуществляет свою деятельность благотворительный фонд поддержки молодого поколения и социальных инициатив «БлагоДарение», он принадлежит целиком Иреку Фаритовичу Фото: gossov.tatarstan.ru

Необычные инвестиции и благотворительность

Согласно информации с сайта ГК «Ядран», 16% ее выручки формируют инвестиции: «стартапы, венчурные инвестиции, финансовые инструменты, финтех и блокчейн». На какие именно юрлица поступает выручка от данных направлений, не вполне понятно. В периметре группы компаний Салихова мы фирм с подобными видами деятельности не нашли.

Зато вполне официально осуществляет свою деятельность благотворительный фонд поддержки молодого поколения и социальных инициатив «БлагоДарение», он принадлежит целиком Иреку Фаритовичу. Фонд был создан в 2015 году и имеет целью поддержку молодого поколения, а также оказание материальной, социальной и иной помощи социально незащищенным слоям населения. Президентом фонда выступает отец бизнесмена — Фарит Салихов, директор — Рузиля Шаймарданова. Фонд спонсирует спортивные и культурные мероприятия, помогает семьям с детьми-инвалидами, спонсирует установку памятников. В числе добрых дел фонда — помощь финалисту шоу «Ты супер!» на НТВ Данилу Новикову, которому местные власти сначала подарили, а потом забрали музыкальную студию. В итоге саму студию мальчику подарил основатель мензелинской мебельной фабрики Futuka Kids Дамир Каюмов, а фонд Салихова презентовал юному музыканту диван и взялся сделать ремонт санузлов.

Известно, что Салихов давал деньги на открытие по крайней мере первого ресторана татарской сети «Тюбетей», которую развивает Султан Сафин Известно, что Салихов предоставил деньги на открытие по крайней мере первого ресторана татарской сети «Тюбетей», которую развивает Султан Сафин Фото: «БИЗНЕС Online»

Известно, что Салихов предоставил деньги на открытие по крайней мере первого ресторана татарской сети «Тюбетей», которую развивает Султан Сафин.

В 2019 году Салихов входил в совет директоров завода «Аммоний»; планировалось, что с его подачи завод выкупит сингапурская компания Indorama, но в итоге сделка сорвалась, и завод ушел структуре миллиардера Романа Троценко.

Также мы писали об интересах Салихова в области авиации. Так, ГК «Ядран» собирается взять во внешнее управление главный аэропорт Киргизии «Манас» взамен инвестиций на $100 миллионов. В ГК «Ядран» подтвердили интерес к киргизскому аэропорту. Там объяснили, что одно из направлений ГК как раз «связано с поставкой авиатоплива аэропортам, включая зарубежные», и оказанием логистических услуг.