Политика 
2.02.2013

Путинская «кубышка» уйдет в частные руки?

Не прячьте ваши денежки по банкам и углам...

- Из песенки лисы Алисы и кота Базилио

НА СЛУЧАЙ ЧЕГО

Как известно, структура, официально именуемая "Стабилизационный фонд Российской Федерации", далее Стабфонд, была создана 1 января 2004 года. Смысл создания декларировался простой: пусть будет денежный запас "на случай чего".

Для наполнения его использовались средства, поступавшие от продажи нефти выше определенной цены. Поначалу эти средства использовались для ускоренной выплаты внешнего долга, в некоторых случаях даже с премией, дабы компенсировать кредиторам потерю доходов от процентов. С середины 2006 года выделенные в Стабфонд средства начали работать: стали инвестироваться. Деньги были переведены из рублей в валюту, размещены на счетах ЦБ РФ в некотором соотношении между долларом США, евро и фунтом стерлингов. Затем началось собственно инвестирование. Согласно постановлению правительства, средства Стабфонда могли размещаться в "долговые обязательства в форме ценных бумаг правительств Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Испании, Великобритании и США, номинированные в долларах США, евро и английских фунтах стерлингов". Злые языки тут же оценили то, что список стран приведен сообразно их алфавитному порядку на английском языке, а не на русском, из чего был сделан вывод о том, что в действительности это все сделано по указке из-за границы; ну, на то они и злые языки, мы же, как благонравные и добропорядочные граждане, не будем обращать на это внимания.

С 2008 года Стабфонд был разделен на два фонда – Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Смысл этого разделения был чисто управленческим: РФ будет тратиться для поддержки на случай кризиса, а ФНБ для софинансирования пенсионных накоплений; ну, и помимо того, было создано некоторое количество высокооплачиваемых рабочих мест для чиновников, управляющих фондами.

ДЕЛО, ЛИШЕННОЕ СМЫСЛА

Что Стабфонд, что его новосозданные части вполне обоснованно подвергались критике – мол, что, в стране инвестировать некуда, что деньги в западные облигации вкладываем? Все дороги в идеальном состоянии, все школы отремонтированы и все больницы оснащены по последнему слову техники? Это не так, особенно верно это в отношении дорог: недавние многодневные пробки на главной трассе страны Москва - Санкт-Петербург показали это со всей отчетливостью. Другим направлением критики является напоминание о том, что для государства создавать кубышку в своей собственной валюте есть дело, лишенное смысла – ее всегда можно эмитировать quantum satis. И стандартный, приевшийся уже за многие годы контраргумент – "но это же вызовет (гипер)инфляцию!" – несколько пожух и потерял в силе на фоне нынешних эмиссионных программ ФРС, ЕЦБ, Банка Англии и Банка Японии. Тот же ЕЦБ год назад в два приема выдал в качестве трехлетних кредитов сумму, примерно равную по объему бюджету РФ за три года. Власть, однако, эти аргументы игнорировала.

Ситуация была более или менее спокойна до лета 2012 года, когда в своем бюджетном послании о новой особо важной структуре – Российском финансовом агентстве – сообщил Владимир Путин. Законопроект о ней был подготовлен еще до переизбрания Путина – в начале 2012 года, в апреле того же года министр финансов Антон Силуанов попросил его ускорить процесс принятия решения об учреждении этого ведомства. Агентство должно было получить широкие полномочия по управлению госдолгом, свободными бюджетными средствами, национальными фондами и пенсионными накоплениями. Осенью законопроект о Росфинагентстве поступил в Госдуму и 25 января с.г. прошел первое чтение – при этом голосовали за него практически исключительно члены "Единой России", коммунисты и ЛДПР были против в полном составе, из эсеров против высказались 84,4% депутатов при 9,4% воздержавшихся и 6,2%, голосовавших за законопроект.

ПРЯМАЯ ПОТЕРЯ ДЕНЕГ

Итак, что же это за нововведение такое, в чем тут смысл?

Декларируемая цель – повышение доходности от размещения накоплений, а также вообще повышение эффективности управления фондами. Сергей Сторчак - заместитель министра финансов Силуанова, презентуя проект, заявил, что нынешняя схема – вкладывать средства фондов исключительно в облигации с высшим рейтингом – дает доходность порядка 0,74%, а вот если бы их вложить в акции, то можно получить до 5%. Мол, минфин всегда критиковали за низкую доходность вложений, вот мы и предлагаем перейти к другой стратегии, более рискованной, но и более доходной. Не могу не остановиться на чудесном моменте: при нынешней доходности размещения менее процента минфин весной 2012 года разместил облигации, при этом доходность по пятилетним бумагам составила 3,3% годовых, 10-летним – 4,6% годовых, 30-летним – 5,8% годовых; иначе говоря, имеющиеся средства сужаются под куда меньший процент, чем тот, под который затем происходят займы. Фактически, это прямая потеря денег, тайный смысл такого поведения финансовых властей РФ от меня ускользает.

Предполагается, что создаваемая структура может получить средства обоих суверенных фондов (сейчас это 4,6 трлн. рублей), часть годсдолга, выраженную в виде госбумаг (евробонды и ОФЗ, объем примерно 4,5 трлн. рублей), а также другие активы, к примеру, пенсионные средства "молчунов" – граждан РФ, которые не выбрали себе частную компанию для управления их пенсионными накоплениями, этими средствами сейчас управляет Внешэкономбанк. Совокупный объем средств в управлении, таким образом, может составить более 10 трлн. рублей, что всего на четверть меньше всего российского бюджета 2012 года. В законопроекте также указывается, что правительство или уполномоченный им минфин будут устанавливать инвестиционную декларацию Росфинагентства, принципы работы и политики, права и обязанности, ответственность и т.д.

Депутаты законопроект раскритиковали. Даже те, что из ЕР; по моему мнению, критиковать, а затем голосовать "за" совершенно однозначно проходит по ведомству психиатрии. Критике подверглась, к примеру, организационно-правовая форма создаваемой структуры (ОАО), при этом нигде не указано, что доля государства будет составлять 100%. Критика, безусловно, обоснована – почему это огромными госнакоплениями будет управлять частная, по сути, организация? Всякая частная структура такого рода имеет целью максимизацию прибыли, а прибыль коррелирует с риском – и как же это может сочетаться с целью ФНБ – обеспечением надежности функционирования пенсионной системы? Объяснение этому последовало в духе "так будет привычней участникам рынка" – прямо скажем, неубедительно. Невнятность формальной стороны вопроса тоже возникла, поскольку обновляемый Гражданский кодекс упраздняет форму ОАО и вводит понятие публичных и непубличных компаний.

Были и слова более жесткие. Так, первый заместитель председателя комитета по бюджету Оксана Дмитриева говорит, что смысл законопроекта заключается в антиконституционном делегировании полномочий правительства и ЦБ коммерческой структуре. Особого внимания удостоилось то, что согласно законопроекту Росфинагентство сможет не только само управлять средствами фонда, но и передавать это управление иным специализированным организациям. В наших реалиях это вполне может, имея в виду коммерческую основу ведомства, означать, что деньги расползутся по структурам-однодневкам, и концов потом не найдешь.

НОВАЯ КОРМУШКА

Я склонен считать, что по факту задумывается создание еще одной госкорпорации с очень слабым и поверхностным контролем, которая будет служить кормушкой для обеих частей элиты – и "либералов", и "силовиков". Кормушкой и в смысле теплых мест, и в смысле доходности от размещения средств: при таких объемах, каким бы низким процент ни был, в абсолютных числах навар будет весьма ощутим. Об этом говорит и та вроде бы мелочь, что законопроект принимался под хитрым, якобы "зашифрованным" названием "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и установлении требований к работникам специализированной финансовой организации, учреждаемой правительством Российской Федерации", и обсуждение проходило под конец заседания Госдумы. Фактически, была попытка протащить его тихой сапой во избежание широкого общественного обсуждения. При этом открытым оставался вопрос контроля за создаваемой структурой и ответственности за некачественную работу.

Попытка эта не удалась. Но и история на этом не закончилась. Будем ждать дальнейшего развития событий.

Александр Виноградов

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (31) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    2.02.2013 10:49

    Немыслимые деньги удалось собрать за 10 лет - или их все же не существует?

  • Анонимно
    2.02.2013 10:53

    Деньги должны работать и приносить реальный доход а не лежать в кубышке.С другой стороны надо учесть особенности ведения бизнеса в РФ,наверное что то разворуют,что то потратят не по назначению и тд... НО в любом случае деньги надо вводить в реальный сектор экономики.Пример:строительство газопроводов и нефтепроводов. Казалось бы такие серьёзные заказчики/ГАЗПРОМ И ТРАНСНЕФТЬ/,но и там что то своровали,произошло удорожание работ и тд... и не смотря на это всё газопроводы о нефтепроводы построили,ввели в строй инфраструктуру и сегодня можно гордиться этими проетами.Потраченные деньги окупятся возможно не так быстро но народ РФ должен вздохнуть чтобы на ближайшие 20-30лет получить положительный заряд.

  • Анонимно
    2.02.2013 11:03

    Всё это продолжение политики западного влияния и расхищения средств РФ,под благовидным предлогом,за всем этим стоит группа людей которые стоят во главе РФ.

    • Анонимно
      2.02.2013 11:36

      "За всем этим" – это за чем же, простите? В чём по-вашему заключается экономическая суть "безобразий", за которыми стоят "агенты западного влияния"?

    • Анонимно
      2.02.2013 12:13

      Согласен!Нам разрешают печатать конкретное количество рублей. Нам указывают куда их вкладывать. Нам указывают какую сумму из кубышки можно потратить на народ, чтобы не вякал и не бунтовал. Ничего удивительного а этом решении нет! У России нет своей национальной валюты (рубли - это бумажки частного ЦБ, зарегестрированного в США). Вполнеестественно что эти "частные лица" желают тратить их по своему усмотрению. До тех пор, пока Россия не завоюет независимость (именно "завоюет", а не "получит" - кто же ей даст жить самостоятельно?), жать хорошего - глупость наивная!

      • Анонимно
        2.02.2013 13:15

        кто нам указывает и кому хотелось бы знать?

        • Анонимно
          2.02.2013 15:44

          Кто хочет знать - тот знает. Кто не хочет себе портить настроение знаниями - не знает!

          • Анонимно
            4.02.2013 11:16

            надаело уже слушать эту чушь про заговор мирового империализма ,вон лучше про деньги на олимпиаду узнай

            • Анонимно
              4.02.2013 13:14

              Так я и про деньги на олимпиаду много чего знаю. Мне интересно знать - я знаю. Кому не интересно и всё надоело - выпейте пива, закусите ГМО - и будет вам счастье. :-))

  • Анонимно
    2.02.2013 11:46

    Дурдом.....

  • Анонимно
    2.02.2013 12:18

    Нельзя деньги и такую сумму так хранить( и % очень низкие), т.к при существующей инфляции мы теряем эти деньги, покупательская способность их уже в несколько раз уменьшились.Вот , только стоимость газа с 2000 года до 2010 г. в ср. ежегодно возросла на 85%. Да, минимальный запас нужен на всякий случай.А остальное надо пустить в развитие экономики нашей,ведь наши(бизнес и Админстрации городов) получают в заграничных банках и платять им проценты.Лучше своих кредитовать, ниже на 3% чем на рынке и то в 2 раза больше получим доходов.А бизнес процветать будет.Вернуть , если хотя бы 90%( еще высокие доходы обеспечать) и то лучше чем хранить за бугром.Особенно , в тех странах(которые в списке) почти банкроты- Греция, Испания, Франция, Италия и др.Надо их исключить из списка. Ветеран труда Н.Наиль.

  • Анонимно
    2.02.2013 13:05

    Свержение власти неизбежно, вот и пытаются последние запасы родины растащить как это было сделанно с золотом КПСС в западных банках.

  • Анонимно
    2.02.2013 13:22

    Михаил Хазин об инициативе создания "Росфинагенства" (фрагмент из эфира от 31.01./15:35 на радио "Эхо Москвы"): "... Это институт, который создается государством с целью управления государственными финансовыми активами. В том числе теми самыми резервами, которые вывели заграницу. Почему оно создается в форме ОАО, не знаю. Вообще это глупость некоторая вот почему. Дело в том, что любые активы государства должны управляться, исходя из государственных интересов. То есть, может быть, не получение прибыли главная цель, а, как бы, их вложение в правильные источники и так далее. ОАО – это коммерческая структура по закону, акционерное общество. У него цель – получение прибыли. Ну, дальше все люди, естественно, подозревают, что раз еще это получение прибыли, то те люди, которые будут там сидеть, эту прибыль будут разворовывать. Есть в этом некоторое основание. Все мы знаем, что резервы Центрального банка перед дефолтом, ими игрались на рынке ГКО, в чистом виде это была воровская схема. Есть серьезные основания считать, что сегодняшние резервы Центробанка как-то связаны с теми кредитами, которыми финансируются российские сырьевые компании и банки. Почему? Совпадают цифры: и там, и там где-то 550-600 миллиардов долларов. То есть иными словами есть подозрение, что кредиты нашим компаниям выдают ровно те банки, в которых лежат российские резервы. Может быть, это там не стопроцентно... Еще раз повторяю, это не доказательство, это подозрение. Но оно возникает. И в этом смысле все резонно считают, что если наши резервы отдать кому-то в управление, то этот "кто-то" возьмет и все сворует. Ну, он положит эти деньги в банк, банк обанкротится, а он скажет - «А мы ничего вернуть не можем». И чего будем делать? Вот, что будем делать в этой ситуации? То есть, в общем, тут есть целая куча проблем..."

    • Анонимно
      2.02.2013 22:13

      Интересная версия. Но, таки нас уверяют, что резервы лежат в долговых обязательствах прав тельства США, а это не частные банки.

  • Анонимно
    2.02.2013 15:25

    народ - опять нас грабят! надо выходить на баррикады. Если это Путин не остановит, то тогда ему импичмент,билет в лас-вегас и досвидос!!!

  • Анонимно
    2.02.2013 22:04

    Если сегодняшние правители не наведут порядок в стране и не направят эти огромные деньги (данные Всевышним всему нашему народу) на решение злободневных задач своего населения, то скоро могут вспомнить чем закончился подобный проект "утопания" в халявных деньгах в мультфильме про золотую антилопу.

  • Анонимно
    3.02.2013 08:59

    ну что тут странного? просто ребята еще не все распилили. осталось пенсии оприходывать и можно на покой. как раз к 2018 все по карманам разойдется))

  • Анонимно
    3.02.2013 10:00

    Надо строить дороги до деревень и в самих деревнях . А в городах бассейны и волейбольные залы по всей России.

  • Анонимно
    3.02.2013 14:37

    Надо строить дороги, качественные не только между большими городами и не забывать село. Дороги. Будут и макроклимат улучшется, у народа настроение, желание осваивать не ухоженные земли появнгиться . Сколько можно смотреть на запад, если мы каждый раз будем кивать на запад то ни когда не стынем самостоятельными

  • Анонимно
    3.02.2013 14:50

    Когда ВВП, стал президентом, разговаривал с чекистами, а там знам очень много ребят имеющих огромное желание помощь стране подняться с колен, говорили, что президент по тихонечку в стране порядок установит, видимо, ошиблись, прошло уже сколько лет, а воз по ныне там. Очень жаль, сколько патриотов страны остаются не реализованными. Вы только не думайте, что чекисты желают крови, боже упаси об этом и речи не было, есть огромная возможность в пределах имеющих норм право идти в перед, а не топтаться на месте. Самое обидное то, что умные ребята через определенное время поймут, что они не востребованы и начнут, работать сами на себя, обходя все наши не совершенные законы. А так хотелось , чтобы инициатива, молодая энергия работала на процветание страны, государства на благополучие людей, людей которые уже сколько веков не видят счастья, справедливости и т. Д.

  • Анонимно
    3.02.2013 14:53

    Возможно, во главе кормушки поставят Чубайса. Он очень умно все пристроит, с точки зрения руководства он успешный менеджер, когда есть разрешение.

  • Анонимно
    3.02.2013 14:57

    Нет, поставят Кудрина , он своей жадностью, и тем более с обидой найдет применение деньгам.

  • Анонимно
    3.02.2013 20:21

    А разве чекисты ошибаются , тем более в отце- командире?

  • Анонимно
    4.02.2013 08:09

    Сомнений в том, что через Росфинагентство деньги фондов попадут в частный бизнес и частные карманы, нет никаких. Вся практика России последних лет это подтверждает. Группа людей, стоящая у власти в России, не хочет или не может эффективно управлять ресурсами. Поэтому решение о передаче денег в ОАО - это циничное и вредное для России действие.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.