Who is mr? 
7.09.2013

Who is Mr Раис Сулейманов?

РАЗБОР ПОЛЕТОВ

Итак, хроника событий предельно тривиальна: руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов в минувший вторник был вызван в прокуратуру Татарстана, где дал объяснения помощнику прокурора республики, младшему советнику юстиции Сайяру Зиятдинову.

Как выяснилось из сообщения прокуратуры, ей был проведен анализ и проверка достоверности информации о распространении радикального ислама в регионе, притеснениях мигрантами коренного населения, а также наличии в республике военного лагеря ваххабитов. Комментарии Сулейманова в материалах СМИ о ситуации в селах Шумково и Курманаево, деятельности «моджахедов Татарстана» и сторонников экстремистской организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» насторожили надзорное ведомство.

Как сообщили городу и миру в прокуратуре, в ходе проверки публикаций Сулейманова «установлена их голословность, оперирование заведомо недостоверными сведениями, отсутствие обоснования выдвигаемых предположений о развитии ваххабизма в республике какими-либо фактами либо придание преувеличенного значения отдельным фактам проявления экстремизма при заведомом умолчании о действиях правоохранительной системы по их пресечению».

Кстати, помимо прокуратуры, в августе свое мнение о высказываниях Сулейманова выражали и другие силовые структуры. Так, в МВД Татарстана заявили, что не располагают информацией о военно-тренировочных лагерях экстремистов, о существовании которых заявлял Сулейманов. В УФСБ РФ по Татарстану заявили, что каждый волен утверждать что угодно, но должен помнить об уголовной ответственности за распространение недостоверной информации.

В итоге, прокуратура после «беседы» вынесла предостережение эксперту «за экстремизм». Для знающих устройство системы людей, это означает, что машина запущена. Сулеймановым занялись вплотную.

А теперь стоит сказать несколько слов о том, как, собственно, на информационном поле РТ появился Сулейманов, анфан тэррибль («ужасный ребенок») местного исламоведения.

ПОД НАЧАЛОМ ГЕНЕРАЛА

Произошло это довольно неожиданно и при довольно любопытных обстоятельствах. До весны 2011 года Сулейманов тихо преподавал в казанских вузах и о нем особо никто не знал. Его многочисленные оппоненты в республике подчеркивают, что будущий эксперт по исламу в аспирантуре специализировался на теме «иудаика и израилеведение». Однако Сулейманов пытался позиционироваться себя и как исследователь процессов, происходящих в мусульманской общине Татарстана, и опубликовал на эту тему несколько статей.

Однако все поменялось после того, как он возглавил открывшийся в Казани Приволжский центр региональных и этнорелигиозных исследований. Если верить информации на официальном сайте центра, то в его задачи входит анализ актуальных международных и военно-политических проблем, социально-политической и экономической ситуации в странах ближнего зарубежья. РИСИ также занимается прогнозированием развития событий в отдельных странах и регионах, которые могут привести к кризисным ситуациям.

Российский институт стратегических исследований (РИСИ), опять же, по официальной информации, является федеральным научным бюджетным учреждением. Информацией, подготовленной аналитиками центра, пользуются органы федеральной власти «при формировании стратегических направлений государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности».

Само по себе открытие РИСИ в Казани в 2011 году вызвало большой интерес политизированной общественности и ученых-гуманитариев. Было ясно, что структура непростая – уже хотя бы потому, что ее возглавляет бывший генерал спецслужб.

На открытие казанского центра РИСИ приехал директор института Леонид Решетников. И прямо на презентации выдвинул претензии в казанским СМИ, которые представили его как генерал-лейтенанта Службы внешней разведки (СВР). «Я хочу добавить, что уже два года, с середины апреля 2009 года, не работаю во внешней разведке. Но я действительно являюсь генерал-лейтенантом разведки в запасе. С 2009 года указом президента России я назначен директором РИСИ», - рассказал Решетников и добавил, что институт намерен анализировать текущие процессы и докладывать президенту России и федеральному правительству о влиянии внешних сил на ситуацию в Поволжье.

По словам руководителя РИСИ, кроме Казани у института есть пять региональных центров – в Калининграде, Владивостоке, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Ростове-на-Дону.

Тогда Решетников и представил широкой публике Сулейманова.

ПРОГНОЗЫ: СБЫВШИЕСЯ И НЕСБЫВШИЕСЯ

В деятельности Сулейманова, пожалуй, больше всего вопросов вызывает именно внешняя сторона его деятельности. С одной стороны, РИСИ позиционируется как исследовательская структура (впрочем, о результатах этой работы мало что известно), с другой, руководитель ее казанского филиала явно делает упор на громкие публичные заявления. Многие из них выглядят, мягко говоря, довольно странно. По крайней мере, для татарстанцев. Впрочем, читатель сам может их оценить (благо в интернете много ссылок на статьи и интервью эксперта).

К примеру, в одном из интервью прошлого года на фоне покушения на муфтия Илдуса Файзова Сулейманов заявил буквально следующее: «Могу сказать, что в Чечне куда более безопасно, чем в Татарстане. Гулять по Грозному куда спокойнее, чем иногда по Казани. Увы, это так».

Помимо оценки ситуации, Сулейманов периодически выдает прогнозы, которые как будто специально рассчитаны на эпатаж публики.

Осенью прошлого года он ни много ни мало заявил, что в Татарстане готовилось покушение на президента Владимира Путина: «Поездка (Путина – прим. ред.) включала посещение Дня республики и гуляния в парке Черное озеро. Как мы видим, этого не было. Почему? Потому что никто не мог обеспечить безопасность. А террористы планировали взрыв. 20 августа на трассе Зеленодольск-Казань подорвалась машина с террористами. Они оказались дилетантами, поэтому неправильно изготовили бомбу, в результате сами же подорвались. То, что они стремились к 30 августа ее заложить, это очевидно. Во-вторых, тот же перенос визита теперь уже на неопределенный срок патриарха Кирилла. Это тоже связано с неспособностью обеспечить безопасность. Что в такой ситуации говорить о простых жителях республики».

Дальше – больше: Сулейманов предрекает Казани целую серию терактов, но его тревожный прогноз вновь не сбывается: «Просматривается определенная закономерность. Террористы находятся в ожидании следующих праздников. Какой ближайший праздник? Новый год. Думаю, они постараются что-то сделать в местах массового скопления людей. Они могут устроить провокацию, к примеру, в торговых центрах, если не вмешаются вовремя силовики».

А в другом интервью Сулейманов заявил, что события в Татарстане вскоре будут развиваться по сценарию конфликтов на Северном Кавказе: «Татарстан последовательно превращается в нечто подобное Дагестану на Волге. Те события, что происходили на Северном Кавказе 10 - 15 лет назад, как под копирку повторяются в Поволжье. Там тоже совершался отстрел и взрывы и рядовых имамов, и муфтиев, придерживающихся традиционных для этого региона течений ислама. В итоге сегодня на Кавказе сформировалась сеть временных и постоянных лесных подполий, а теракты стали настолько обыденным явлением, что уже никого не удивляет, если в соседнем квартале произошел взрыв. Сегодня то же самое происходит на Волге».

После того, как стало известно, что Файзов покидает свой пост, Сулейманов стал утверждать, что сейчас имя бывшего муфтия «будет очернено, из него сделают «козла отпущения» и отправят в ссылку в Турцию. Фигура Камиля Самигуллина в этом отношении как преемника должна была, по мнению Сулейманова, стать шагом навстречу религиозным ортодоксам накануне Универсиады. В своих статьях Сулейманов вновь поднимал тему ваххабизма и приводил весьма неожиданные прогнозы развития событий: «Больше всего огорчает то, что и на федеральном уровне уже слышны тезисы о необходимости диалога с ваххабитами в Татарстане. Все это заставляет предполагать, что в Москве уже смирились с потерей республики, которую все чаще называют мусульманской (хотя условных мусульман здесь не больше половины), и готовы сдать ее исламистам».

Также среди ярких заявлений Сулейманова – утверждение о том, что учения радикального толка активно проповедуются среди заключенных в СИЗО, односторонний спор с Гейдаром Джемалем, который свел причину прошлогодних терактов в Казани к финансовым разборкам и «беспределу силовиков». Что касается ситуации в селе Курманаево, которая и стала предметом спора, вот лишь небольшой отрывок из репортажа Сулейманова, который сам побывал в Нурлатском районе: «Возмущение и страх в селе стали расти с сентября 2012 года, когда на родительском собрании в школе распространилась информация: таджикские подростки начали грозить своим сверстникам: «Здесь скоро будет второй Таджикистан, а если пикнете, то вас всех перережем». Эти слова курманаевцы восприняли всерьез: таджикских ребят уже видели ходящими по селу с кинжалами. Одновременно участились драки, угрозы и приставания к девочкам».

После интернет-конференции в газете «БИЗНЕС Online» с руководителем департамента внутренней политики аппарата президента Татарстана Александром Терентьевым, который сообщил о том, что 3% мусульман во время опроса признали себя салафитами, Сулейманов неожиданно заявил в интервью «АИФ» о том, что, по его оценке, в Татарстане находится около 3 тыс. радикальных исламистов. Из них, по его словам, «100 - 120 человек реально готовы взяться за оружие, а остальные в большинстве своем будут поддерживать материально, морально или через протестную активность на улицах в форме митингов, пикетов или бурным комментированием в интернете».

«В ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИИ МНОГОЕ ПРИТЯНУТО ЗА УШИ...»

Теперь вернемся к произошедшему на нынешней неделе. Корреспондент «БИЗНЕС Online» обратился к самому Сулейманову, чтобы узнать его версию случившегося:

- В предостережении, опубликованном прокуратурой Татарстана и адресованном мне, некоторые факты притянуты за уши. Например, по ситуации в деревне Курманаево, одна из первых публикаций на эту тему была моя. Через некоторое время после публикации, когда уже начался шум, прокурорские работники выезжали в Курманаево. В предостережении они пишут мне, что в своей публикации я указываю пять таджикских семей, которые живут в деревне, а сотрудники прокуратуры насчитали четыре семьи. По версии прокуратуры я преувеличиваю проблему. Сотрудники прокуратуры сообщают также о том, что общались с местными жителями, которые уверили их в том, что ничего мне не рассказывали. Но прокурорские не учли один важный факт: сразу после публикации моей статьи, еще до приезда проверяющих из прокуратуры, глава района и сельское начальство собрали местных жителей в здании школы и соответствующим образом провели профилактическую работу. На это помощник прокурора Зиятдинов только улыбнулся.

По той же логике меня спрашивали о военном лагере ваххабитов, мол, с чего я взял, что он вообще существует, мы не обнаружили его в лесу. Хотя на видео, опубликованном в интернете «моджахедами Татарстана», видно, что оно снято явно не в городском парке. Интересно, как они искали этот лагерь. Неужели прокуратура объездила все леса закамского региона? Даже Сафаров в своей книге пишет о предшествующих событиях в Нурлате 2010 года, что в районе деревни Старое Аметьево тоже был военный лагерь.

Проблему мигрантов и их конфликтов с местным населением после моей публикации по Курманаево признал даже президент Рустам Минниханов. Он сказал, что действительно такая проблема есть, и что мигранты – не только трудовые элементы, но в том числе они порою несут и экстремизм.

Удивляет, что прокуратура начала шевелиться только через год. Моя публикация по лагерю моджахедов Татарстана вышла в 2012 году, а они зашевелились только сейчас.

Я более чем уверен, что ряд высокопоставленных чиновников, отвечающих за внутреннюю политику Татарстана, сознательно пошли на то, чтобы использовать в качестве инструмента давления прокуратуру с тем, чтобы бороться не с проблемами, о которых я пишу, об этно-религиозном экстремизме, а с теми, кто пишет об этих проблемах, в данном случае со мной. Это свидетельство их собственной несостоятельности и желание «погрозить пальчиком» письменно. Интересно, что скажет о всей этой ситуации находящийся сейчас в отпуске Кафиль Амиров.

Во многих своих публикациях я всегда высоко оценивал роль МВД и ФСБ Татарстана. В период проведения Универсиады я давал высокую оценку их работе. А прокуратуре я такой оценки не давал, они шевелились очень медленно. После терактов началась серия митингов и автопробегов с флагами «Хизб ут-Тахрир», я был первым экспертом, который сказал, что это символика террористической организации. Прокуратура первое время отрицала это и признала только после экспертизы. Получается, что прокуратуре похвастаться нечем, но хочется, чтобы о них писали. Судя по контексту беседы с Зиятдиновым, был такой намек, мол, хвалите нас тоже.

«ЗАЯВЛЕНИЯ О ТОМ, ЧТО РАДИКАЛЬНЫЙ ИСЛАМ НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ – ФИШКА СУЛЕЙМАНОВА»

Ситуацию с предостережением Сулейманова прокуратурой прокомментировали эксперты «БИЗНЕС Online».

Азат Ахунов - доцент кафедры регионоведения и исламоведения Института востоковедения и международных отношений КФУ:

- В сообщении прокуратуры было особо подчеркнуто, что Раис Сулейманов не имеет специального образования, специальных сертификатов, которые позволяют ему выступать в качестве эксперта. С одной стороны, кажется, что это формальность, но взять хотя бы нашу кафедру – все специалисты имеют соответствующие документы, проходят специальные курсы, в том числе повышения квалификации.

Всему есть предел и, видимо, он наступил. У Сулейманова могут быть свои взгляды на события в Татарстане. В то же время они не должны переходить границы дозволенного. Неслучайно статьи, связанные с клеветой, в последнее время перешли в разряд уголовного кодекса. Я считаю, что надо прислушаться к предостережению прокуратуры, так как это не просто голословное заявление, а посыл, который говорит о том, что дальнейшая деятельность Сулейманова в этом направлении может привести к проблемам с уголовным кодексом. И этот посыл четко прослеживается в постановлении надзорного ведомства.

Насколько я знаю, сам фигурант прокурорской проверки не согласился с этим предостережением и критикует его. Тем не менее прокуратура представляет закон, и у нее есть все возможности законного преследования таких людей, как Раис Сулейманов, если они будут переступать закон. Эмоции здесь вообще не причем. Есть определенные статьи закона, которые, я думаю, будут применены в отношении Сулейманова, если он продолжит раскачивать лодку.

Заявления о том, что радикальный ислам набирает обороты в Татарстане, – фишка Сулейманова. С самого начала его активной деятельности он говорил об этом, и это длится на протяжении последних четырех-пяти лет. По его мнению, радикальный ислам все время набирает и набирает обороты, и по тем прогнозам, которые звучали из уст Сулейманова еще несколько лет назад, в Татарстане давным-давно должна была начаться война, везде должны были происходить теракты, взрывы, различные конфликты с применением оружия, но этого не произошло. Те события, которые произошли в прошлом году, на мой взгляд, еще до конца не изучены, не ясно, что там на самом деле произошло. Поэтому все прогнозы и предсказания Сулейманова остаются пустыми словами. Думаю, что ситуация в Татарстане будет сохраняться стабильная, и экстремизма здесь никакого не будет – это не свойственно и не в характере народов, которые проживают на территории нашей республики. Для экстремизма в Татарстане нет основы.

Во все времена были такие люди, которые подливали масла в огонь. На мой взгляд, существуют заказчики, которые могут руководить действиями Сулейманова. Ясно, что это не его личные взгляды, либо они уже стали его личными.

Александр Салагаев - председатель совета директоров Центра аналитических исследований и разработок:

- До Сулейманова проблему радикального ислама в Татарстане никто не поднимал. Более того, наши официальные лица всячески делали вид, что ничего не происходит. Сулейманов первым поднял вопрос о митингах «Хизб ут-Тахрир», о ваххабитской мечети «Аль-Ихлас» и т.д. Только после его выступлений были приняты меры по закрытию этой мечети, по применению санкций к участникам митингов и автопробегов с флагами «Хизб ут-Тахрир». Поэтому нельзя сказать, что Сулейманов все придумал и раскачивает лодку. Он действительно поднимает реальные проблемы и привлекает общественное внимание к тем проблемам, которые у нас не решаются.

Другое дело, что он не всегда обладает полной информацией. Я читал это предостережение. Там, например, говорится, что Сулейманов писал о пяти семьях (Салагаев говорит о конфликте в деревне Курманаево - авт.), а сотрудники прокуратуры написали о том, что там четыре семьи было... В таких мелочах человек всегда может ошибаться. Пока прокуратура приехала с проверкой, одна семья могла уехать, или он не точно записал число детей в семье. Когда информация собирается, какие-то искажения неизбежны.

Прокуратура сделала хорошую мину при плохой игре, пыталась принизить значение деятельности Сулейманова за счет того, что нашла у него какие-то неточности, неполноту информации.

В целом Сулейманов правильно ставит проблемы, к нему просто придрались. Я разговаривал с одним депутатом из Азнакаево. Он привел слова местного имама, который сказал, что только в Азнакаево проживает больше тысячи ваххабитов. Мы хотели его пригласить на круглый стол в Казань. И Терентьев (заместитель руководителя аппарата президента РТ - авт.) сказал, что в Татарстане три процента от всех мусульман – ваххабиты. Если посчитать, получается внушительная цифра. У нас в республике проживает 1,8 миллиона татар. Допустим, половина из них – верующие, ну, пусть будет миллион. Три процента от этого числа – это 30 тысяч. И Хохорин это признавал.

Не хотят выносить сор из избы – это типичная позиция властей. Хотят сами владеть этой информацией, но не выносить ее на публичное обсуждение.

Рустам Батров - первый заместитель главы духовного управления мусульман Татарстана:

- Эксперт – это тот человек, который должен давать объективную картину ситуации, не гипертрофируя проблемы и какие-то сложные моменты, а давая ровную оценку того, что происходит в действительности. Хотелось бы привести пример из античной философии, когда ученикам на белом листе бумаги рисовали точку и спрашивали, что они видят. Ученики, как правило, отвечали, что видят точку, но при этом не замечали большой белый лист. А ведь это крайне узкий, а потому ошибочный взгляд на вещи.

Если постоянно говорить, что все плохо, акцентировать внимание на каких-то ошибках и недоработках или на тех проблемах, над которыми работа ведется, но еще не доведена до конца, всегда может сложиться ложное ощущение, что ничего кроме негативной стороны нет. Это неправильно.

Приведу пример из другой сферы. Прошла у нас Универсиада. Для всех очевидно, что прошла она на высочайшем уровне. Но, допустим, не успели сделать набережную под Кремлем. И если на весь мир сообщали бы только о том, что в Казани не успели сделать набережную, у людей из других стран сложилось бы искаженное представление о тех громадных изменениях, которые произошли благодаря Универсиаде в нашем городе. Безусловно, мы не должны замалчивать те проблемы, которые у нас есть. Но мы должны давать объективную картину.

Сулейманов не говорит о достижениях и тех позитивных изменениях, которые произошли в мусульманском сообществе, в том числе и о профилактике экстремизма, терроризма и т.д. Он избрал для себя акцентирование внимания только на проблемных зонах. На мой взгляд, эксперт должен в поле своего внимания вбирать все обстоятельства и говорить обо всем листе, а не только о точке на ней. Иногда Сулейманов гипертрофирует сложившуюся ситуацию, а значит, неточен в своих оценках.

Что касается развития радикализма в Татарстане, то думаю, нам пока рано расслабляться, еще есть над чем работать. Просто это та сфера, которая по определению постоянно требует к себе внимания. При этом за последние год-полтора ситуация изменилась в лучшую сторону, хотя и раньше она была далека от катастрофической. А имевшие место быть исключения бывают везде.

Справка


Раис Сулейманов, 25 июня 1984 (г. Казань)

Образование: КФУ, исторический (2006 г.), кафедра новой и новейшей истории.

2011 - по настоящее время – руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований

2007 - 2011 – заместитель руководителя Центра евразийских и международных исследований КГУ.

2009 - 2010 – ассистент кафедры философии и права Казанского государственного аграрного университета.

2008 - 2011 – главный редактор газеты «Бауманец» (при Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Баумана).

2007 - 2009 – преподаватель кафедры философии и истории Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Баумана.

2006 - 2007 – учитель истории в лицее № 159.

Как вы оцениваете деятельность Раиса Сулейманова и Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ? (07.09.13-09.09.13)
37%Он единственный, кто реально привлекает внимание к этой проблеме, зря к нему не прислушиваются
43%Это больше похоже на некую спецоперацию по раскачиванию ситуации в РТ
12%На его заявления не стоит обращать внимания, за ними ничего не стоит
7%Ничего не слышал о Сулейманове и РИСИ
Ваш голос учтен
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (107) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    7.09.2013 11:48

    Этот Раис - не эксперт, он вообще непонятно кто. Вопрос в том, кто его спонсирует и чей заказ он выполняет?

    • Анонимно
      7.09.2013 16:25

      При КПСС сказали бы проще, выполняет заказ сионистов из зарубежных стран. Из Франции , например.

      • Анонимно
        7.09.2013 17:30

        слушай а кто это такие сионисты заказы которых выполняет этот эксперт видать вы большой любитель приклеивать какие то ярлыки не понимая значения этого слова так то ли от щедроты душевной то ли от наличия большого количества ненависти в душе

        • Анонимно
          8.09.2013 03:20

          Посмотрите на символику под которой выступает Раис Сулеманов и все встанет на свои места...рыбка!!! Но не просто рыба а символ....вот с чего надо было начинать. Тогда понятно станет, что это за секта и для чего вся эта шумиха. А прикрываясь "ваххабитами" и прочей шелухой, они попадают в нужную струю, хотя цели и задачи у них далеко идущие, и финалом - развал нашей страны. Вот вам, дорогие журналисты, тема для расследования! И если докопаетесь до сути, то все статьи и высказывания приобретают совершенно иной смысл. Но к сожалению у нас мало образованных теологов, способных увидеть очевидное. Увы...

          • Анонимно
            8.09.2013 13:08

            он является представителем московского клана который хочет сделать россию унитарной ликвидировать все республики и что бы граждане забыли слово татарин башкир мордвин а все считали себя русскими

    • Анонимно
      10.09.2013 12:05

      «Сельхоз», «Ветеринарный» понятно, что за «эксперт». После его статей и до этнической чистки недалеко со всеми последствиями.

  • Анонимно
    7.09.2013 11:52

    Уважаемый. " Б О" . Премию лауреата " Шах Али" за что и какие заслуги дали Господину Раису Сулейманову? Напишите пожалуйста.

    • Анонимно
      8.09.2013 01:52

      премию ШахГали он получил за дружбу с рядом людей, открыто выражавших свои исламофобские и татарофобские взгляды. Яна Амелина, например.

  • Анонимно
    7.09.2013 12:13

    молодой человек молодежный радикализм какие к нему могут быть претензии претензии должны быть к этому генерал лейтенанту внешней разведки запаса который назначил его на эту должность тут должен быть более взрослый и спокойный человек после 40лет

    • Анонимно
      7.09.2013 16:33

      Согласен, должен быть взрослый, обязательно из опреленого района, а лучше деревни и еще удащливый.!!

      • Анонимно
        10.09.2013 12:16

        Что-то симптоматичная у Вас критика в комментарии...

  • Анонимно
    7.09.2013 12:18

    Прокуратуре больше нечем заняться, как предупреждения выносить. Что там о Юнусове слышно и его покровителях? Прокуратура почему на этот счет помалкивает? Или нашли заказчиков и исполнителей убийства и подрыва религиозных деятелей Татарстана? Или может коррупцию уже искоренили?

  • Анонимно
    7.09.2013 12:19

    В информационном пространстве Татарстана Сулейманов появился раньше 2011 года. Перед этим были сделаны несколько многоходовых стратегических комбинаций. Где то в 2007 году в Казань приезжает некая Яна Амелина

  • Анонимно
    7.09.2013 13:53

    На мой взгляд, не стоит б этом человеке просто писать и говорить что - либо. Лишний раз популяризируете его. О примите пожалуйста это к сведению. Он просто любит обращать на себя внимание.

  • Анонимно
    7.09.2013 14:06

    Ахунову: Филолог по образованию Ахунов представляет институт, которого уже не существует. А на этой кафедре исламоведения работает 3,5 сотрудника, включая заведующего, который гораздо чаще торчит в Москве, а в Казань приезжает на гастроли.

    • Анонимно
      7.09.2013 16:19

      Дать ему пластиковую карту АК Барс банка и может вообще не приехать, а зарплату туда кинуть. Есть же методы дистанционного обучения, пусть так работает тогда, или ему кто то деньги должен. И ему платят.

    • Анонимно
      7.09.2013 16:28

      Дорогой, не надо вводить публику в заблуждение. На кафедре регионоведения и исламоведения официально 6 человек, включая лаборанта. Институт востоковедения и международных отношений после слияния с институтом истории стал Институтом международных отношений, кафедра сохранила свое название и научное направление. Так что беспокоится не стоит. Практически все исламоведы в РФ по базовому образованию востоковеды-арабисты, т.е. грубо филологи. Дальше - кто доктор исторических, кто политических и т.д. Азат Ахунов

      • Анонимно
        7.09.2013 17:16

        Пофамильно пжста всех официальных сотрудников г-н Ахунов

        • Анонимно
          7.09.2013 17:52

          Скоро увидите на сайте ИМО КФУ, после окончательного завершения процесса создания нового института.А.А.

  • Анонимно
    7.09.2013 14:25

    Единственный нормальный комментарий у Салагаева. А у Батрова хотелось бы узнать насчет того внимания, которое УБЭП оказал ему, когда он работал проректором по научной работе в РИУ, в частности, как он "пилил" грант с откатами.

    • Анонимно
      7.09.2013 15:02

      Как раз наоборот. У Салагаева одна и таже мантра. А вот Ахунов и Батров говорили интересно, логично и взвешено.

  • Анонимно
    7.09.2013 14:43

    Генералу необходимо наградить Раиса и повысить по должности, все его прогнозы как эксперта сбылись, признал это и Минниханов, и тот же Терентьев, сказав о 3 процентах (60 тысячах) ваххабитов

    • Анонимно
      7.09.2013 15:07

      Вы вообще понимаете эту цифру - 60 тысяч вахабитов?Злость и ненависть застилают человеку разум. Правильно, что раису сделали предупреждение. Его агрессивное поведение рождает такие глупости и взаимное недоверие.

      • Анонимно
        7.09.2013 15:13

        Ты бы это Терентьеву сказал бы лучше. Он сам признался: да, 3% сами себя считают вахами

        • Анонимно
          7.09.2013 15:27

          Уважаемый, тыкать мне не надо. 3% от какой цифры? Горе эксперты и горе социологи, научитесь вначале корректно общаться и считать от правильной базы.

      • Анонимно
        7.09.2013 16:16

        Если было бы столько их( 60 тысячи), то в каждый мечеть в каждой деревни Татарстана должны ходить в мечеть по 20 человек, мусульман. Нет же их столько. Даже в пятничный намаз в мечеть в деревнях никто не ходит, даже мулла и мэзин не ходят, из дома только магнитофон включают. Вы видели когда ни будь, кто с кораном и кумганом в руках шли в мечеть. Думаю на из съезд, когда избирают муфтия РТ, ели набирают настоящих религиозных мусульман. Их не более 6.0 тыс. чел. всего наверно, а ваххабитов на пальцах сосчитать можно наверно. А вы пишите 60.0 тыс. чел., откуда взяли столько.

        • Анонимно
          7.09.2013 16:52

          Большинство простых граждан видят только видимую часть айсберга и то, что и как преподносят местные СМИ. Вопросом, затронутым в данной статье, со всеми его подводными течениями, я считаю, занимаются компетентные люди, имена и фамилии которых мы не знаем, но опыта у них больше, чем достаточно. Другое дело, что все эти моменты напрямую связаны не только с местной политикой, но и с геополитическими вопросами в целом. ( Татарстан это не только своя промышленность и нефтедобыча, но и узел пересечения основных федеральных трасс, связывающих запад с востоком, транзита нефтепроводов и газопроводов, идущих в Европу,плюс территория которая входит , судя по ряду публикаций, в мифический проект восстановления Османской империи. ) . Понятно, что и борьба на этом поле ведется серьезная. Надеюсь, что никто не даст дистабилизировать ситуацию, в любой ее форме, на территорие даной части России. Б. Т

        • Анонимно
          10.09.2013 14:56

          На байрамы приходит около 120тыс.чел. больше половины гастарбайтеры может оттуда наскребли?

    • Анонимно
      7.09.2013 15:10

      Согласен

  • Анонимно
    7.09.2013 14:59

    Почему не выносят такого предупреждения имаму закрытой мечети "Аль-Ихлас" ? Он преспокойненько у себя на странице призывает к борьбе за шариат в Татарстане (а это свержение гос. власти), призывает поддерживать боевиков в Сирии и по всему миру и т.д. Вот где экстремизм ... И столько раз на этот факт даже сам Сулейманов обращал внимание . Зайдите на его страницу - ссылку не дам , но , я думаю, многие знают о ком идет речь. Он очень часто там пишет - вот весной вторую жену себе взял ... И друзья его по Контакту тоже не отстают - ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ЭТИХ ЛЮДЕЙ, МНЕ СТРАШНО С НИМИ ЖИТЬ В ОДНОМ ГОРОДЕ ! Прокуратура очень избирательна, получается .

  • Анонимно
    7.09.2013 15:22

    Честно говоря я не знаю Сулейманова Раиса,но мне кажется,что он просто исполняет чью-то роль,но не может он в одиночку вести такую информационную войну против нашей республики. В другой стране его за такие поступки осудили бы минимум на лет 5-7 за разжигании межнациональной розни.

    • Анонимно
      8.09.2013 01:07

      просто Московии выгодно...

      • Анонимно
        8.09.2013 14:10

        //>> просто Московии выгодно...// - Бери выше и дальше, за Соломоновым стоит могущественная организация "Татары за Израиль".

        • Анонимно
          10.09.2013 15:21

          Это вроде "Моссада" ??? он что "лис" или «Сайаним» (посеем контролируемый хаос в России)тогда его надо проверять как "измена Родине"

  • Анонимно
    7.09.2013 15:29

    А где у нас есть достоверная информация? Президент целый год ругал , чтобы на селе отчитались правильно, а в факте количество коров в некоторых районах (как Чермешанский и др.)почти половина не хватает до отчетного. Об этом в БО и др. СМИ пишут, а где Прокуратура была. Между прочим, когда КПСС руководил, прокуроры хозяйствам приехали и совместно с комиссии считали поголовье скота. Сейчас об этом явно пишут, а никому дело то нет.

    • Анонимно
      7.09.2013 17:21

      Вы что такое говорите, приехать голов посчитать, они такого слова , приехать, проверить на совесть, с моей точки зрения, не знают. В каждом районе, как мне говорили, есть люди, ответственные за встречу и времяпровождения, таких, которые приезжают, поэтому у них время на остальное, кроме приехали и уехали, не хватает. А вы говорите -посчитать, проверить..

  • Анонимно
    7.09.2013 15:43

    Сколько не говори халва а во рту слаще не станет! И замалчивание проблемы здесь не поможет! Не надо уподобляться страусу! Я не сторонник Сулейманова, НО если у нас все так хорошо, то ответьте:- Почему воевала милиция в Нурлатских лесах?- Почему стреляли в Валиуллу хазрата?- Почему взорвали машину муфтия?- Почему сбежал Юнусов? И где он сейчас?- Почему закрыли мечеть «Аль-Ихлас» и задержали его руководителя?- Почему "хизбутики" устраивают вызывающие автопробеги и митинги?- Почему так много вчерашних "братков" отрастив бороды катаются на дорогих джипах и "решают" какие то дела?- Почему в 2012г в казанском кремле создан целый департамент с большим количеством сотрудников, за которыми закреплены практически все религиозные (в первую очередь мусульманские)объекты в Казани и республике?Простите, если утомил своими "почему", но у меня еще есть много аналогичных вопросов. Так, что, нет у нас этой проблемы? Выдумки Сулейманова?И думаю что я не одинок в своих сомнениях, хотя бы по тому, что более трети опрошенных сайтом БО считают так же.

    • Анонимно
      7.09.2013 16:05

      Юнусов в день взрыва машины муфтия по указанию властей отбыл в Англию, якобы экзамен сдавать. Так писали газеты тогда. Как будто имея факультеты английского языка в Казани и во многих городах РФ, невозможно экзамен сдать. И с этого дня не служит мечете имамом. Когда все утихла и вернулся обратно. По сообщениям СМИ живет в РТ.

      • Анонимно
        7.09.2013 16:30

        Не надо обманывать, он уехал значительно позже, когда Сулейманов и ко, начали кидаться на него не подтвержденными обвинениями, видимо опасаясь, что затравят.

      • Анонимно
        7.09.2013 17:40

        Странно это все! Может алиби себе обеспечивал!

    • Анонимно
      7.09.2013 16:05

      Юнусов в день взрыва машины муфтия по указанию властей отбыл в Англию, якобы экзамен сдавать. Так писали газеты тогда. Как будто имея факультеты английского языка в Казани и во многих городах РФ, невозможно экзамен сдать. И с этого дня не служит мечете имамом. Когда все утихла и вернулся обратно. По сообщениям СМИ живет в РТ.

    • Анонимно
      7.09.2013 16:18

      По-моему, проблема рационализация ислама есть, есть салафиты, но Раис Сулейманов не с радикалами борется, он борется против республики, вахабиты ему нужны для дискредитации республики. Проблему радикализации ислама нужно решить, но Сулейманов для этого не подходит, это точно.

    • Анонимно
      7.09.2013 17:13

      Все это игры спецслужб. Также как и их глашатый озвучивает то, для чего это все устраивают. Ну примерно как учения в Рязани с мешком гексогена.

      • Анонимно
        8.09.2013 00:30

        Да–да! это борьба путенских и медведевских! При чем путен ставленник сионистов, а медведев американских промышленников!

    • Анонимно
      8.09.2013 05:21

      //Почему в 2012г в казанском кремле создан целый департамент с большим количеством сотрудников, за которыми закреплены практически все религиозные (в первую очередь мусульманские)объекты в Казани и республике?// - Если такой отдел создан, то это и есть ответ на все Ваши вопросы. Стало быть, все мусульмане республики находятся под надежным контролем госструктур, в том числе и фысыбы. Успокойтесь и ложитесь спать.

    • Анонимно
      8.09.2013 18:37

      Да не хотят они на эти вопросы отвечать . Лучше заставить замолчать тех, кто пытается на них ответить .

    • Анонимно
      10.09.2013 16:45

      Стань Буратино и открой "тайну" про Карабаса Барабаса и золотой ключик

  • Анонимно
    7.09.2013 15:54

    Кстати в Грозном действительно безопасно, там сторонником вахабизма быть смертельно опасно!!! Попробуй выйди в коротких штанишках или читай намаз по "салафитски", тем более скажи что не признаёшь мазхабы и тебя быстренько увезут в неизвестном направлении навсегда. Кстати тоже касается и криминальной преступности, поймают за воровство или угон машины и прощай молодость, а может и жизнь. А в Казани нарваться на гоп-стоп в темном переулке расплюнуть.

  • Анонимно
    7.09.2013 16:09

    Мое видение, исходя из наблюдения по публикациям в СМИ в последние несколько лет таково. В 2007 или 2008 году в Казань приехала некая Яна Амелина, скорей всего, сотрудник спецслужб, называющая себя экспертом, хотя не имевшая никаких научных степеней или документов подтверждающих это. Скорей всего, у нее было задание, путем неких провокаций, дискредитировать Татарстан, спровоцировать на какие-либо активные действия национально-религиозно обеспокоенную часть татарского общества, жестоко подавить их и под прикрытием управляемого хаоса ликвидировать Татарстан, переделать в "Казанскую губернию". По приезду она начала вербовать агентскую сеть. Ею были завербованы раис Сулейманов, Алексей Демин (шеф редактор Регнум, ИА имеющие отношение к неким структурам), возможно, Валиулла Якупов (к сожалению, он наверное сам не понимали, на какое дело его привлекли, когда уже начал понимать, уже было поздно), некоторые члены ОРК. По приезду, Яна Амелина начала прощупывать почву, проверяя реакцию общественности, провокационными статьями затрагивая то языкавой вопрос, то кряшены, то религиозную тематику. Раис Сулейманов был завербован Яной Амелиной во время работы в КГУ, где они вместе работали. Яна Амелина стала фактически учителем, наставником и покровителем Сулейманова. Он в это время так же как она, начал именовать себя экспертом и исламоведом. В 2010 году люди были найдены, основные направления деятельности были определены и началась активная работа. В это время активировалась деятельность ОРК, которые по ее советам начали проводить митинги против обязательного изучения татарского языка. Яна Амелина продолжала писать о вахабитах в Татарстане, ссылаясь то на данные ФСБ, то на свои домыслы. Вскоре происходит смена президента РТ. В их окружение сочли Минниханова человеком не разбирающимся в политике, поэтому решили, что пришло время для активных действий. В это же время происходит спецоперация с уничтожением каких то вахабитов в Нурлатском районе. Под давлением сулейманова-амелина и покровительствующих им людей происходит смена муфтия на своего человека. Помню, на ТНВ давали им слово. В 2011 году в Казани открывается представительство РИСИ, Сулейманова назначили руководителем, чтобы придать его работе некую авторитетность и официозность. Амелина была назначена руководителем направления по исследованию Кавказа и вскоре, к 2012 году она уезжает, видимо сочла, что ее часть работы завершена. С этого времени информационная давление на Татарстан усиливается, начинают ходить слухи о том, что Татарстан должен быть ликвидирован как республика. Сулейманов не скрывает, что он поддерживает эту идею. В СМИ постоянно публикуются статьи, будто в Татарстане ущемляются права русских, что русских принуждают учить татарский, что в руководстве РТ некий ваххабитский холдинг. Весной 2012 года навсю Россию прогремел скандал связанный с отделом Дальний. После этого РТ потерял контроль над МВД РТ, министра МВД начали назначать в Москве, и подотчетный он видимо тоже только Москве. После загадочных событий летом-осенью 2012 года, вроде бы подтвердились слова Сулейманова. На него начали ссылаться все федеральные СМИ. Им очень импонировало то, что Сулейманов якобы татарин. Правду о том, что было на самом деле в 2012 году мы наверное никогда не узнаем, но очевидно не получилось осуществить то, что планировалось. Общественность Татарстана показала, что понимает чего добиваются, и показала, что на провокации не ведется и республику разрушить не позволит. Сейчас, в защищающих Сулейманова СМИ пишут, что вот обвинили экстремизме человека боровшегося против экстремизма. Но если посмотреть на деятельность Сулейманова, то вполне понятно, что не против вахабитов он борется, а вахабиты ему нужны для борьбы против Татарстана. Он только ищет повод, чтобы раскачать ситуацию в РТ, преувеличивая и по своему интерпретируя события. Если данные собранные РИСИ идут прямо на стол к Путину, думается, что президенту доводится очень искаженная информация. РИСИ институт с многомиллиардным бюджетом. В обязанности института вряд ли входит просто научно-исследовательская деятельность. Но с другой стороны, неужели может инициировать подобные действия со стороны РИСИ против Татарстана? Может это инициатива отдельных силовиков? Ведь Путин много сил вложил в Татарстан, вряд ли ему это выгодно. Руководство Татарстана всегда лояльна к Путину. На выборах постоянно ему оказывается высокая поддержка. Из Татарстана спокойно можно выкачивать сотни миллиардов рублей в федеральную казну, руководство республики об этом молчит.

    • Анонимно
      7.09.2013 16:55

      Хороший отзыв у вас получился.

    • Анонимно
      8.09.2013 02:11

      кстати, в своем жж Яна Амелина некогда открыто называла себя "православным фашистом", постила новости о весьма сомнительных методах борьбы европейских ультраправых с тем, что она называет "экспансия ислама". это не журналист и не эксперт, а представитель неких общественных сил, исповедующих самые экстремистские взгляды. Также известно, что новый костяк руководства РИСИ, включая Решетникова - это представительи какой-то православной секты, связанной с Афоном и Константинопольской патриархией, то есть структурами альтернативными РПЦ. Одной из их особенностей является приверженность идее завоевания Царьграда (Стамбула) и восстановления его в качестве центра православия с целью исполнения пророчеств афонских старцев, таких как Паисий Святогорец.

    • Анонимно
      9.09.2013 11:00

      Что-же Вы не напишите про Силантьева,про таинственного "виртуального" муфтия Фарида Салмана прошедшего стажировку в израиле и его обещание покончить с сувенирством в РТ,где факты?

  • Анонимно
    7.09.2013 16:23

    Необходимо реформировать РИСИ!!! А Сулейманов лишь создает видимость бурной деятельности, чтобы деньги выбивать у своего работодателя!!!

  • я хочу обратиться к редакторам вашей интернет газеты. то что вы не публикуете очень многие комменты и в частности мой довольно жёсткий коммент не означает того что проблема рассосётся сама собой.последователи радикального ислама и жёстких норм Шариата будут только приумножаться с каждым днём и с каждым месяцом и это будет единственным адекватным сопротивлением народа против того беспредела который творится в России и в Татарстане в частности. так что не зарывайте голову в песок господа.

  • Анонимно
    7.09.2013 20:10

    Статья про то же в газете "Коммерсант" http://www.kommersant.ru/doc/2271741

  • Анонимно
    7.09.2013 20:41

    эмблемой "риси" явлется глаз, очень похожий на всевидящее око !конспирологам для размышления почему не пропускаете комментарий?

    • Анонимно
      8.09.2013 01:48

      Не только глаз, но и рыба - ихтиос- производная от Иисуса, знак христианства. А это значит, что Риси заинтересованы в ослаблении ислама.

  • Анонимно
    8.09.2013 01:49

    2007 - 2011 – заместитель руководителя Центра евразийских и международных исследований КГУ. НЕВЕРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ. По документам он проходил как "документовед Института непрерывного образования". никаким заместителем ни у кого он там не был.

  • Батырбек
    8.09.2013 11:22

    Вот ролик в ютубе посмотрел про Алькино. Там имам говорит, что вауахапы против ислама, против государство, режима, мусульмане должны подчиняться этому правительству начальству.вопрос.тогда кто такие и как оценивать исторических деятелей как Батырша, Салават Юлаева и т.д ?

  • Анонимно
    8.09.2013 17:56

    Правильно в последнем мнении эксперта в статье говорится - надо больше акцентировать на положительном! Не стоит забывать о наших успехах и достижениях - Универсиада! Больше нужно говорить о вот таком вот успехе Татарстана вместо негатива.

  • Анонимно
    8.09.2013 19:30

    Правда, что Раис Сулейманов и Яна Амелина на самом деле тайно поженились, а Валиулла Якупов был на их свадьбе свидетелем?

  • Анонимно
    8.09.2013 21:52

    Фандасу Сафиуллину лайк!Многие спрашивают,мол раз Сулейманов не прав так почему произошли теракты и ситуация в республике неспокойна?В действительности в заявлениях Сулейманова и с произошедшими событиями есть странное сходство и он сам многое притягивает за уши!Идет целенаправленная работа по раскачке ситуации в республике,только из-за того что здесь татары мусульмане и не больше,а все остальное притянуто и срежесировано.Сиразин только не понятно почему в республику приперся,раз тут так все хреново!

  • Анонимно
    8.09.2013 23:48

    Иптэш сулейманов давно уже стал "притчей во языцех" в кругу профессиональных и настоящих экспертов и исследователей Этот персонаж слывет синонимом недобросовестности и абсолютной ангажированности. Если к этому добавить еще его клинические претензии на экспертизу и исламоведение,совершенно не имея на это никаких оснований,то картина получается предельно ясной.Этот гражданин выполняет совершенно конкретный и хорошо финансируемый подряд. Правда работку свою суетную товарищ раис выполняет очень плохо,это ведь надо умудриться ,так скомпрометировать себя ,а заодно и своего работодателя все-го то за 2 года. А вообще слишком много внимания этому клоуну,это уже простите ,перебор!

  • Анонимно
    9.09.2013 01:25

    Раис Сулейманов прихвостень ФСБ, все его писульки прошу читать со скидкой90%. Он веселый парень, ищет себя в жизни, пусть Аллах укажет ему дорогу вместе с его корешами Фаизовым и Терентьевым.

  • Анонимно
    9.09.2013 01:25

    Р.С.изучая иудаику сам стал иудой,только не понятно зачем лезет в ИСЛАМ.

  • Анонимно
    9.09.2013 07:12

    Я проголосовал за Сулейманова - "Он единственный, кто реально привлекает внимание к этой проблеме, зря к нему не прислушиваются". Я не хочу чтобы мой родной Татарстан превращался в новый Узбекистан или Таджикистан на Волге, как того хочет правящяя элита республики. Сулейманов не "лодку раскачивает", а делает всё для того чтобы моя родная республика не превратилась в филиал Средней Азии на Волге.

    • Анонимно
      9.09.2013 11:00

      Бред не пишите пожалуйста. Есть вариант что узбекистан и таджикистан превратиться в развитый регион как татарстан. Он (раиска) все делает на угоду москалям, он начал войну против своего народа и религии.Всему русскоязычному татарстану очень приятно слышать эти байки от "эксперта" про террор, ваххабитов и т.д. Раиска и вся его банда риси - главные террористы в республике. Изгнать, а лучше всего казнить!

      • Анонимно
        9.09.2013 11:57

        И кто же после таких призывов: "Изгнать, а лучше всего казнить!" главный террорист и экстремист? Так что Р.Сулейманов бьет точно в цель, раз сразу все и проявились. А уж истеричные вопли,что "Он (раиска) все делает на угоду москалям, он начал войну против своего народа и религии", лишь подтверждают точное попадание.

        • Анонимно
          9.09.2013 15:42

          Если все время дразнить, можно разозлить даже самую добрую собаку. Я это не он, но так к слову. Вы на всех кидаетесь обвинениями, с какими требованиями.

  • Анонимно
    9.09.2013 11:32

    Слишком молод для эксперта, что бы стать экспертом в религии надо жизнь прожить.

  • Анонимно
    9.09.2013 19:39

    Марат Сиразиев - следующий будешь ты!

  • Анонимно
    9.09.2013 20:45

    сулейманов - эксперт. анекдот.

  • Анонимно
    9.09.2013 20:48

    знала когда-то этого парня по учебе на истфаке. звезд с неба не хватал, но был очень активный. мне он тогда ничего плохого не сделал, но очень многие на потоке его не любили. вообще уже тогда было понятно, что он будет делать себе имя скорее на скандалах. на одном из семинаров он как-то вдруг заявил, что историк должен быть проституткой, и это очень многих возмутило, а кого-то позабавило.

    • Анонимно
      10.09.2013 15:23

      Чтобы с ним договориться надо платить?Так его любой купит.

  • Роберт М
    10.09.2013 12:56

    РИСИ,как я понимаю,ведет деятельность по дестабилизации внутри страны,нашего общества, причесывая все это дело под псевдонаучную околорелигиозную трескотню.Это по подобию тв.программы где Соловьев приглашает таких вот "экспертов" из самозваных институтов всяких исследований с потугами на мировую известность.мне даже странно иногда- кто все эти люди?почему они несут весь этот бред?где санитары?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.