Культура 
13.02.2014

Айрат Сибагатуллин: «В Казани появится целый театральный кластер»

На что будет потрачен президентский грант в 214 млн. рублей, когда разрушится монополия на продажу концертных и театральных билетов и почему «Золотую Орду» не покажут по ТНВ

ELGS4340.jpg
Айрат Сибагатуллин: «Я не очень публичный человек, но для меня важна системная работа. Думаю, от моей непубличности работа не страдает»

«КАЗАНЬ ВЫБРАНА КУЛЬТУРНОЙ СТОЛИЦЕЙ ТЮРКСКОГО МИРА»

— Айрат Миннемуллович, мы хотим начать разговор с темы Года культуры — об этом задают вопросы наши читатели. В год проведения Универсиады в Казани культурных мероприятий было много. А вот что запланировано на Год культуры, мы пока не знаем.

— Церемония открытия Года культуры состоится 25 марта на сцене театра оперы и балета имени Джалиля, в День работников культуры. Программа пока прорабатывается, но мы планируем, что в концерте примут участие лучшие творческие коллективы республики, представляющие культуру всех национальностей, проживающих в Татарстане.

Напомню, Казань в этом году выбрана культурной столицей тюркского мира. И 26 апреля, в день рождения Габдуллы Тукая, когда в Татарстане традиционно отмечается День родного языка, в театре оперы и балета пройдет торжество, посвященное этому событию. Программа здесь будет иной: хотим пригласить связанные с тюркским миром творческие коллективы из других регионов России и из зарубежных стран.

Также Михаил Швыдкой вышел к руководству Республики Татарстан с предложением организовать в Казани выступление одного из театров Лондона. Сейчас этот вопрос прорабатывается.

Каждый творческий коллектив, каждый творческий союз республики подготовил свою программу мероприятий, посвященных Году культуры. Скоро начнется серия пресс-конференций руководителей учреждений культуры, творческих коллективов и союзов, где они расскажут о своих планах на Год культуры.

— Не планируется ли приглашение на открытие Года культуры звезд российского и мирового уровня — уроженцев Татарстана?

— Желания такие есть, но пока не знаем, как получится.

НА ГОД КУЛЬТУРЫ ВЫДЕЛИЛИ 49 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ

— На проведение мероприятий Года культуры дополнительные бюджеты будут выделены?

В этом году к нашему обычному бюджету правительством выделено дополнительно еще 49 миллионов рублей. Напомню, бюджет министерства культуры на год составляет порядка 3 миллиардов рублей, из них 120 миллионов рублей — на разного рода мероприятия по линии минкульта. Одна из главных целей Года культуры в Татарстане — это укрепление материально-технической базы отрасли, поэтому надеемся на дополнительное финансирование и по статье «ремонт и реконструкция». Свои бюджеты на культуру имеют муниципальные образования, а также принятые государственные программы национальной политики и идентичности татарского народа и другие.

— Из года в год бюджет отрасли культуры изменяется?

— Да, он увеличивается с учетом индексации, финансируются и различные дополнительные проекты.

— А грантовая политика в этом году изменится?

— Все грантовые программы прошлого года останутся и в 2014-м. Недавно вышел указ президента РТ о выделении 241,3 миллиона рублей — это гранты, которые получат учреждения культуры на развитие. Среди них три академических театра — оперный, театр имени Качалова и театр имени Камала, а также государственный ансамбль песни и танца РТ, Государственный симфонический оркестр РТ, филармония, «Татаркино».

— Гранты выделяются творческим коллективам, а есть программы поддержки отдельных артистов?

— Такая поддержка оказывается через конкурсы композиторов, исполнителей и т.д.

— Последнее время много говорится о том, что Казань культурно очень развита. В качестве примера приводятся многочисленные фестивали и количество институтов культуры. Но не кажется ли вам, что это очень узкое понимание культуры? Что культура — это прежде всего образ жизни горожанина, это городская среда. Например, в Казани отсутствует большой парк с хорошей инфраструктурой для культурного проведения досуга. Шаляпинский фестиваль — это, конечно, замечательно, но посещение его не делает автоматически человека культурным. Что делается в плане культурного просвещения дошкольников и школьников? Ведь то, какая будет культурная среда в будущем, зависит от тех людей, которые будут ее формировать, а пока что, к сожалению, татарстанцы очень слабо приобщены к мировому культурному полю. (Дмитрий)

— Отвечая на этот вопрос, хочу зайти немного с другой стороны. Год культуры — это не только «мероприятие» министерства культуры. Каждый человек должен задуматься: что я сделаю в этот год для себя и своих близких, что я могу сделать для населенного пункта, в котором живу? Каждый человек всегда должен думать о будущем своих детей.

Министерство культуры очень много делает для того, чтобы привлечь детей в различные школы искусств, чтобы они имели дальнейшее развитие. И есть конкретный результат наших действий. Например, в республике создан детский симфонический оркестр, и он уже дает концерты. Ежегодно в дни зимних каникул для детей в театре оперы и балета имени Мусы Джалиля проходят спектакли с участием учащихся нашего хореографического училища.

— Как вы считаете, в общеобразовательных школах достаточное внимание уделяется воспитанию именно культурного человека?

— Для кого-то достаточное, для кого-то — нет. Если родители думают о своих детях, они находят пути, чему и как их научить. И этот путь — не только спорт, но и культура, искусство.

«ОТ МОЕЙ НЕПУБЛИЧНОСТИ РАБОТА НЕ СТРАДАЕТ»

— Маэстро Сладковский на интернет-конференции в «БИЗНЕС Online» посетовал, что министры РТ не ходят на концерты симфонической музыки, что плохо сказывается на развитии... экономики республики. В пример он приводил Японию, где чиновников заставляли слушать музыку, и все мы знаем об экономических успехах этой страны. Как вы считаете, может быть, в Год культуры начать эту практику и нам? (Эльза Булатова)

— Сказать, что наши министры не ходят на концерты симфонического оркестра, я не могу. Они же сидят не только в правительственной ложе, но и в партере, если приходят с гостями. Кстати, в партере весь «вкус» музыки слышен гораздо лучше, чем в ложе.

— А вы лично часто бываете на концертах и спектаклях?

— Часто. К примеру, был на спектакле уфимского театра «Нур», в Большом концертном зале 26 января слушал концерт с участием детского симфонического оркестра и ГСО РТ. Обязательно пойду на спектакли Альметьевского драмтеатра (встреча с министром состоялась 31 января прим. ред.).

— Почему вы мало бываете на публике? (Ильдар)

— И в театрах, и в концертном зале я постоянно бываю. Может быть, я не очень публичный человек, но для меня важна системная работа. Думаю, от моей непубличности работа не страдает.

«ПРЕМИИ НАДО ВРУЧАТЬ ТОЛЬКО ДОСТОЙНЫМ»

— На прошедшей коллегии министерства культуры РТ президентом РТ было одобрено мнение о том, чтобы увеличить сумму госпремии имени Тукая до 500 тысяч рублей. Но у общественности много вопросов по поводу госпремии: как и кем отбираются лауреаты, кто входит в комиссию? Нет прозрачности, из-за чего возникает много слухов. Может, стоит делать общественные слушания? Много мнений и о том, что государственная премия обмельчала, возникает вопрос: стоит ли ее вручать каждый год, если нет действительно достойных кандидатов? Может, вручать госпремию через год-два или когда появится произведение, которое по-настоящему всех может удивить и потрясти? (Римма Бикмухаметова)

— Я согласен, что премии надо вручать только достойным. Но мы и не каждый год вручаем по три премии, порой даже первой премии не бывает. Что касается комиссии по госпремиям, то ее состав опубликован на сайте министерства культуры. В нее входят руководители творческих союзов и коллективов, а возглавляет президент Татарстана.

— На ТНВ планировался запуск татарстанского варианта канала «Культура», это реально?

— По каналу «ТНВ-Планета» транслируется достаточное количество передач о культуре, но все должно идти в развитии. Считаю, генеральный директор ТНВ Ильшат Аминов находится на правильном пути. И это не голословное утверждение или лесть! Когда я бываю в других регионах России и встречаюсь с татарской диаспорой, вижу радость наших соотечественников, они буквально со слезами на глазах благодарят за эту возможность слышать татарскую речь, видеть выступления наших артистов и творческих коллективов.

«ПОСТАВИЛИ НОВЫЙ БАЛЕТ «ЗОЛОТАЯ ОРДА»

— За 2013 год оперная труппа театра имени Джалиля сделала 38 выступлений в Казани (включая Шаляпинский фестиваль и Универсиаду) и 60 — за рубежом. То есть бюджетные средства на культуру достаются в большей мере голландским слушателям, а для казанских опера стала труднодоступной. Имеет ли театр госзаказ на количество выступлений в Казани? Согласитесь ли вы с мнением, что аншлаги в театре вызваны не столько уровнем исполнения, сколько недостаточным количеством спектаклей? (Садреев А.З.)

— А как же без гастролей?! Театры, выезжающие за рубеж, показывают там уровень культуры нашей республики, они делают все, чтобы Татарстан стал узнаваемым. Они и себя показывают, и обогащаются опытом зарубежных коллективов. И не только за границу ездят наши театры, но и по стране. А в Казани оперная и балетная труппы за 2013 год дали 115 спектаклей.

Госзаказом определяется количество обслуженных за год зрителей, и этот план перевыполняется. Мы ставим перед театрами задачу, чтобы у них спектаклей было не меньше, чем в прошлом году. И они эту планку не только выдерживают, но и дают спектаклей больше, ставят премьеры. Например, театр оперы и балета поставил новый балет — «Золотая орда». Театры сами чувствуют, сколько давать им спектаклей, и ломать эту структуру нельзя! Мы же помним, когда оперный театр не гастролировал и ежедневно давал спектакль, зрителей было на треть зала...

Что касается гастролей нашего оперного театра в других городах республики, то там просто нет технических условий для приема балетного или оперного спектакля: нет сцены нужного размера, оркестровой ямы, нет освещения и требуемых механизмов для установки декораций. Конечно, можно гастролировать с театрализованными концертами. Над этим мы подумаем.

В связи с упомянутой вами премьерой есть вопрос. В постановку балета «Золотая орда» вложено при участии государства 10 миллионов рублей. Показали на сцене оперного театра один раз, то есть увидела немногая избранная публика. Разве нельзя было, к примеру, вести прямую телетрансляцию с премьеры балета? (Фарида Романова)

— Во-первых, постановка такого уровня за рубежом стоит 200 - 250 тысяч евро, а у нас уложились в 10 миллионов рублей. Во-вторых, это были премьерные показы, за которыми последуют и другие — балет запланирован на февраль, и все билеты проданы.

Что касается трансляции по ТНВ, то, согласитесь, показывать новый спектакль по телевидению — это неразумно, его должно посмотреть как можно больше зрителей в зале, чтобы восполнить хоть какую-то часть затрат. А вообще сейчас идут переговоры с французским телеканалом «Меццо» о показе «Золотой Орды» на 40 стран мира. Но для этого нужна финансовая поддержка правительства Татарстана, и мы надеемся, что она будет получена.

— А среди бизнесменов есть желающие проспонсировать постановку нового спектакля?

— Мы обращаемся, пишем письма с подобными просьбами, но желающих пока не нашли.

«КАЧАЛОВСКИЙ ТЕАТР СЕГОДНЯ ОЧЕНЬ ВОСТРЕБОВАН»

— В Качаловском театре происходит нечто, имеющее признаки стагнации, серости и волюнтаризма со стороны руководителя. Нет ли в планах министерства рассмотреть сложившуюся ситуацию в русском драмтеатре Казани в рамках экспертного сообщества с привлечением культурной общественности, чтобы что-то изменить к лучшему? Коммерческий показатель — не есть мера успешности театра. (Вадим Гершанов)

— Конечно, все должны совершенствоваться, но Качаловский театр сегодня посещаем, он очень востребован. Причем не только в Казани. Театр в прошлом году в рамках культурной программы Олимпиады был на гастролях в Сочи. Прекрасно прошли гастроли! Я читал и отзывы зрителей в интернете, и рецензии — все было достойно.

— А когда завершится ремонт театра имени Качалова?

— Ожидаем, что в марте строительная часть подойдет к концу. Дальше будут идти работы по установке оборудования, оформление сцены, зрительного зала. Коллектив строителей, который там работает, всё делает очень качественно. И это отмечаю не только я, но и работники театра. Думаю, в мае-июне все работы закончатся.

— Будет ли когда-нибудь в Казани фестиваль имени Василия Качалова? (Зуфар)

— Думаю, очень своевременный вопрос: ремонт в Качаловском театре все равно кончится, а организация подобного мероприятия требует времени на подготовку. Министерство культуры обязательно поддержит такую инициативу.

ТАТАРСКИЙ ТЮЗ ПЕРЕЕДЕТ В ДОМ ОФИЦЕРОВ

— Почти год в русском ТЮЗе нет главного режиссера. Какова причина столь длительного отсутствия лидера театра? (Мария Фомина)

— Мы сейчас ищем нового главного режиссера, который в ТЮЗе может достойно продолжить дело Владимира Чигишева, но боимся ошибиться. Мы решили, что будем пробовать несколько режиссеров: пусть поставят по одному спектаклю, покажут себя, а мы выберем лучшего. Например, один из них — московский режиссер Туфан Имамутдинов, уроженец Набережных Челнов. Кстати, он уже поставил спектакль в Челнах.

— У вас есть материальные ресурсы, чтобы заинтересовать достойного режиссера работать в Казани?

— Если режиссер будет достойным, если он сработается с труппой театра, если его постановка понравится зрителю, необходимые ресурсы найдем.

В последнее время ходят слухи, что здание, где располагается татарский ТЮЗ, хотят закрыть на реконструкцию или на капремонт. В случае закрытия здания по улице Гладилова, где будет располагаться театр? (Лилия)

— Сейчас театр имени Кариева работает в одном из залов детского центра «Экият». Параллельно идут проектные работы по реконструкции здания Дома офицеров, которое наконец-то передано республике. После его ремонта туда и переедет татарский ТЮЗ. В перспективе два детских театра окажутся рядом — будет целый театральный кластер. А в здании на Гладилова останется только молодежный музыкальный театр «Созвездие Йолдызлык».

Когда в Челнах построят здание для татарского театра? Говорят, Минниханов одобрил... (Муслима Сатарова)

— В Набережных Челнах стоит вопрос не только татарского, но и кукольного театра. Сейчас наше министерство культуры в партнерстве с минкультом России рассматривает возможность реализации на условиях софинансирования проекта «Культурный центр». Я так вижу: культурный центр состоит из двух соединенных между собой блоков, в одном из которых разместится татарский театр, в другом — кукольный. Сегодня для этого культурного центра выделено место, идет подготовка проекта.

НА ФИЛЬМЫ И МУЛЬТФИЛЬМЫ ДОБАВИЛИ 8,6 МЛН.РУБЛЕЙ

— В Набережных Челнах уже много лет проходит великолепный международный фестиваль любительских театров «Действующие лица». На фестиваль выделяется едва достаточная сумма, чтобы обеспечить проживание гостей, но даже ради них приходится многократно ездить в Казань, писать и переписывать запросы и висеть на телефоне. Возможно ли организовать нормально функционирующую систему помощи негосударственным культурным проектам? (Анатолий)

— Ну как не ездить в Казань? Смету надо же утвердить! Мы должны проанализировать, не завышены ли статьи расхода. Мы не можем государственные деньги раздавать без проверки. А с введением в действие ФЗ-44 вообще все будет очень сложно. К сожалению, по этому ФЗ вопросов больше, чем ответов, и пока нет никаких разъяснительных документов по его применению. А год-то уже начался!..

— Что делается министерством культуры для развития кинематографа и мультипликации в Татарстане? (Гарайшин)

— Раньше на создание фильмов, в том числе мультипликационных, выделялось 4 миллиона рублей. В 2014 году объем средств увеличен на 8,6 миллиона рублей: на создание фильмов — на 2,8 миллиона рублей, на создание анимационных фильмов — на 5,8 миллиона рублей, в том числе 3 миллиона рублей — на производство татарских мультфильмов на основе национальной анимационной среды.

— Какая сегодня ситуация на казанской студии кинохроники?

— Ситуация там сложная. Данная организация является федеральной и находится в ведении федерального агентства по управлению государственным имуществом. Министерство культуры РФ в этом году планирует частично профинансировать студию.

Мы же со своей стороны всегда говорим работникам киностудии: участвуйте в наших конкурсах на производство кинопродукции, подавайте заявки! Хотя деньги у нас на это выделяются небольшие, но все равно для людей будет работа.

— На казанской киностудии, может быть, уже и реанимировать нечего?

— Вообще сегодня снять какой-то фильм не проблема, поскольку современная аппаратура есть у многих дома — можно снимать, монтировать, накладывать звук... Кто хочет, тот работает. Востребованность фильма у зрителя, участие в различных фестивалях являются критериями положительного результата конечного продукта. Однако требует решения вопрос качества продукции. Если сравнивать доходы созданных документальных фильмов с расходами на их производство, то, конечно, надо серьезно работать над качеством фильмов.

ФЕСТИВАЛЮ МУСУЛЬМАНСКОГО КИНО — 10 ЛЕТ

— Формат международного фестиваля мусульманского кино в этом году останется прежним?

— Мы всегда говорим, что наш фестиваль открыт для всех, но суть его остается прежней — демонстрация мусульманского кино. Этот год у нас юбилейный — фестивалю исполняется 10 лет. Юбилейный фестиваль пройдет в Казани с 5 по 11 сентября и немного изменит свой формат. В этом году мы хотим пригласить всех людей, которые в эти 10 лет возглавляли жюри. А вот председателя жюри этого года назвать сейчас не могу, потому что пока нет твердого ответа от кандидата. Также хотим пригласить всех организаторов фестиваля предыдущих лет, чтобы отдать им дань уважения. Я считаю, нельзя никого забывать.

— Есть шансы вернуть фестивалю прежнее название — «Золотой минбар»?

— Нас не устраивают условия, на которых готовы вернуть нам это имя.

— Когда Татарстан снимет художественный фильм о своей истории, как, например, сняли крымские татары, казахи? У нас ведь много интересных тем. К примеру, Муса Джалиль. Думаю, даже наши читатели в комментариях к этой статье могут предложить интересные темы для фильма...

— Согласен, интересных тем в нашей истории много. Но нужен хороший сценарий. Конечно, можно объявить конкурс. И потребуется отбор сценариев, а у нас даже нет своих профессиональных критиков. У нас не хватает и театральных критиков, и музыкальных, и кинокритиков.

«К 2016 ГОДУ ПЕРЕЙДЕМ НА ЭЛЕКТРОННУЮ ПРОДАЖУ БИЛЕТОВ»

— В Казани рынок продажи концертных и театральных билетов захвачен одной компанией. Скажите, будут ли какие-то изменения в данной сфере? (116)

— Считаю, в Татарстане много компаний, успешно работающих на рынке организации концертов. Что касается конкретно билетов, то ряд наших учреждений культуры уже осуществляет электронную продажу своих билетов. Но пока мы не можем 100-процентно перейти на такую форму, потому что соответствующее оборудование стоит недешево. К тому же многих устраивает институт распространителей билетов. Но тем не менее мы ставим себе задачу к 2016 году полностью перейти на электронную продажу билетов.

— На заседании коллегии минкульта президент республики попросил не превращать творческие союзы в «корпоративные клубы». Почему у него сложилось такое мнение?

— Думаю, потому что творческие союзы порой забывают о своих функциях, хотя их руководители получают зарплату из бюджета республики. Этот упрек относится ко всем творческим союзам РТ. Объясню, что от них ждут, на примере своего детства: я рос в деревне, но к нам в школу приезжали писатели, композиторы, художники. Они беседовали с нами, показывали свои работы. Именно в деревне я впервые услышал симфоническую музыку вживую и просто влюбился в нее! Я считаю, что творческие союзы — композиторов, писателей, художников, театральных деятелей — должны активно пропагандировать свое искусство.

— Заседание коллегии минкульта прошло, президент свое слово сказал. Что дальше?

— Президент показал нам болевые точки. По итогам коллегии готовится протокол заседания и программа его выполнения. В феврале под председательством спикера Госсовета Татарстана Фарида Хайрулловича Мухаметшина состоится совещание с руководителями творческих союзов, на котором мы постараемся выработать план совместных действий.

ELGS4404.jpg
«В Татарстане эстрадных певцов очень много — порядка 500, но рынок сам поставит точки над i: кто идет дальше, а о ком просто забудут. Но в одном я согласен: репертуар слабоват»

К 2018 ГОДУ ЗАРПЛАТА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ СТАНЕТ СРЕДНЕЙ ПО РТ

— Отрасль культуры на сегодняшний день по среднему уровню зарплат — это самая отстающая отрасль. Как будут исполняться майские указы Владимира Путина относительно армии бюджетников от культуры? Среди учреждений культуры наблюдается выстраивание их в некий «табель о рангах» в вопросах денежных дотаций и грантов. Некоторым избранным дают сумасшедшие деньги, а многим практически ничего не достается. Почему данный вопрос не обсуждается ни в профильном комитете Госсовета, ни в экспертном сообществе? (Культработник со стажем)

— Чтобы дать конкретный ответ, нужно знать конкретную информацию, но, к сожалению, автор этого вопроса не указал ни названия города или района, ни учреждения культуры, где работает. Когда мы делали анализ заработной платы работников культуры в муниципальных районах, у нас появились вопросы по ряду из них.

Напомню, в 2013 году средняя заработная плата в учреждениях культуры, искусства и кинематографии республики составила более 14,8 тысячи рублей, по отраслевым специалистам — более 15,2 тысячи рублей или 58,3 процента от средней заработной платы в регионе. В государственных учреждениях средняя заработная плата составила почти 19 тысяч рублей, по специалистам — около 23 тысячи рублей или 88 процентов от средней в регионе. Плановое значение показателя на год — 56,1 процента — перевыполнено. К 2018 году средняя заработная плата работников учреждений культуры должна достигнуть уровня средней заработной платы в регионе.

Этот год наряду с Годом культуры в РФ у нас объявлен как год сотрудничества между культурами тюркских народов. Неплохо было бы в Казани летом на открытой площадке провести большой фестиваль современной эстрады тюркоязычных исполнителей, что-то похожее на «Азия даосы». (Культработник со стажем)

— Наверное, получилось бы неплохое мероприятие. Но это чисто коммерческий проект.

ЭСТРАДА РТ: «РЕПЕРТУАР СЛАБОВАТ»

— Когда наше территориальное министерство обратит пристальное внимание на ситуацию, творящуюся на эстраде РТ? Неужели нет методов и способов каким-то образом повлиять на данную сферу? На этом ужасе сейчас растет татарстанская молодежь... (Роман)

— Интересно, в чем Роман видит ужас? Считаю, нельзя так голословно говорить, что у нас на эстраде все плохо. Кому-то плохо, а кому-то все нравится... И потом — министерство культуры не может «указывать» коммерческим проектам. Да, в Татарстане эстрадных певцов очень много — порядка 500, но рынок сам поставит точки над i — кто идет дальше, а о ком просто забудут. Но в одном я согласен — репертуар слабоват.

— Как вы считаете, заслуживает ли Алина Шарибжанова звание заслуженной артистки РТ за почетное 4-е место, которое он заняла на международном конкурсе «Тюрквижн-2014» в городе Эскишехир в Турции? (Дамир)

— Творчество Алины Шарибжановой я очень уважаю и считаю, что она достойна звания заслуженной артистки Татарстана. Ее репертуар, ее голос выделяются из общей массы исполнителей.

ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ БРЕНДБУКА В ТАТАРСТАНЕ

Как вы считаете, увенчается ли успехом миссия создания историко-культурного бренда Татарстана, не слишком ли это сложная задача? Как вы сами оцениваете шансы на успех этого проекта и его перспективу? Какое личное участие вы принимаете в этом проекте? (Сергей)

— Задача очень сложная! Группе специалистов, которые приезжают сюда, мы всегда оказываем помощь и всяческую поддержку. Если у нас этот проект получится, я буду очень рад. Насчет успеха могу сказать только одно: брендбук такого уровня в России, наверное, еще не делали.

— Кто работает над этим проектом?

— Несколько творческих групп по разным направлениям. А в итоге все их предложения сольются в единый проект.

— А как вышли на эту «группу товарищей»? Был какой-то конкурс?

— Нет, они сами вышли с инициативой реализовать пилотный проект в Татарстане.

ELGS4370.jpg
«Все учреждения культуры, все объекты наследия меня беспокоят»

РЕМОНТА ТРЕБУЮТ МНОГИЕ ЗДАНИЯ КУЛЬТУРЫ

— Прокомментируйте, пожалуйста, положение (запустение, а порой и сознательное уничтожение) православных церквей в Казани: Косьмы и Дамиана, Петропавловского собора, храма-памятника павшим русским воинам. (Раис Сулейманов)

— Вообще министерство культуры РФ особый упор делает на реставрации памятников культурного наследия. Никак нельзя согласиться с прозвучавшим в вопросе утверждением о сознательном уничтожении перечисленных храмов. Что касается конкретно здания церкви Косьмы и Дамиана, можно сказать, Казанский федеральный университет выступает спонсором противоаварийных мероприятий.

Считаю, что некоторые активисты умышленно искажают происходящее и пытаются реальные меры, которые должны предотвратить развитие аварийной ситуации, представить как угрозу памятнику. Это здание уже практически разрушено временем, и если ничего не делать, оно просто исчезнет. Воссоздание утраченного служебного корпуса на территории университета укрепит склон и предотвратит дальнейшее разрушение церкви. На недавнем совещании у замминистра культуры РТ Светланы Персовой перед КФУ поставили ряд вопросов, которые они должны будут решить. В частности, по инициативе университета их научными силами планируется провести исследования состояния колокольни современными неразрушающими методами.

Работы по реставрации Петропавловского собора проводились в последний раз в 2004 - 2005 годах, перед празднованием 1000-летия Казани. В настоящее время министерством культуры РТ формируется заявка на финансирование исследований и проведение работ по сохранению колокольни и собора по программе «Культура России».

Два года идет реставрация объекта культурного наследия федерального значения «Памятник воинам, павшим при взятии Казани в 1552 году». Там есть вопросы не только министерства культуры, например подъездные пути. А нам даются федеральные средства только на определенные реставрационные работы. В прошлом году было выделено 18 миллионов рублей, на этот год запланировано 30 миллионов.

— Какие еще объекты историко-культурного наследия вас беспокоят?

— Все учреждения культуры, все объекты наследия меня беспокоят, потому что ремонта требуют многие здания. Очень много вопросов по Адмиралтейской слободе. Хорошо, если и там при реставрации реализуется государственно-частное партнерство. И конечно, большое внимание уделяется Болгару и Свияжску. Радует, что там работы ведутся активно. Сегодня в список культурного наследия ЮНЕСКО входит 25 объектов России, один из которых — Казанский Кремль. Хотелось бы, чтобы еще вошли Болгар и Свияжск.

В августе 2014 года Елабужский государственный музей-заповедник отмечает 25-летие. Как вы считаете, ощутим ли вклад ЕГМЗ в развитие культуры и туристической инфраструктуры республики, будет ли это как-то отмечено? (Анна)

— Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник безусловно является одним из ведущих музеев не только Татарстана, но и России. В 2012 году он стал лучшим в России. Количество туристов, посетивших Елабугу, растет из года в год. Это следствие правильной политики по сохранению культурного наследия города, а также профессионализма руководства и сотрудников музея-заповедника. Примечательно, что музей ведет работу по изучению жизни и творчества многих прославленных жителей Елабуги. Благодаря музею-заповеднику имена Шишкина, Дуровой, Цветаевой и многих других обрели новое звучание.

В 2014 году запланирован целый комплекс мероприятий по случаю 25-летия музея-заповедника. Это и выставки, конкурсы, семинары, симпозиумы, и, конечно же, проведение Спасской ярмарки в августе

Как вы можете объяснить наличие одновременно двух зданий, в которых в одно и то же время жил Шамиль Усманов? (Камалов М.Ф.)

— Условием передачи объектов недвижимости в период подготовки к проведению Универсиады-2013 было не наличие статуса памятника, а обязательство собственника по проведению работ по сохранению, если объект таким статусом обладает. Здание по улице Карла Маркса, 29 является объектом культурного наследия республиканского значения и охраняется государством целиком. Флигель является частью памятника не потому, что именно в нем жил Шамиль Усманов, а потому, что представляет собой часть комплекса единого домовладения. Передачу осуществляло муниципальное образование города Казани.

ELGS4375.jpg
«В 2013 году музеи республики посетили почти 3 миллиона человек»

«САМОЕ ГЛАВНОЕ — ТУРИСТСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА»

— Что делается и что уже сделано со стороны министерства культуры для повышения привлекательности для туристов нашей республики? (Гарайшин)

— Безусловно, нашим конкурентным преимуществом является богатое культурное наследие. В 2013 году музеи республики посетили почти 3 миллиона человек.

Одним из способов привлечения жителей республики и туристов к посещению музеев является использование интерактивных форм работы: проведение широкомасштабных ежегодных акций (например, программа «День и ночь в музее» в рамках международного дня музеев), крупнейших фестивалей, ярмарок, праздников (международный фестиваль современной культуры Kremlin LIVE, праздничные мероприятия, посвященные годовщине принятия ислама в Волжско-Камской Булгарии и др.).

Одним из брендов республики является Спасская ярмарка в Елабуге, главной целью проведения которой является возрождение традиций и популяризация декоративно-прикладного и художественного творчества, народных промыслов России. Ежегодно тысячи мусульман съезжаются на празднование принятия ислама в Болгар.

Государственным историко-архитектурным и художественным музеем «Остров-град Свияжск» организуется ряд мероприятий, направленных на развитие внутреннего туризма. Так, в марте 2013 года на острове прошло празднование «Свияжской масленицы». 29 июня в Соборе Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» состоялся второй международный фестиваль духовной музыки «Музыка веры». На территории комплекса «Ленивый торжок» состоялись два турнира по историческому средневековому бою «Остров-буян» при участии музея «Остров-град Свияжск», центра исторического фехтования и реконструкции «Сулица».

Однако у нас еще многое не сделано. Мы развиваемся в этом направлении.

Но самое главное — туристская инфраструктура. Если она развита, музеям легче продвигать свой продукт.

— Айрат Миннемуллович, спасибо за интересный разговор. Успехов вам!

Справка

Айрат Миннемуллович Сибагатуллин родился 31 марта 1958 года в селе Богатые Сабы Сабинского района РТ.
Окончил Казанский педагогический институт по специальности «история».
С 1977 года
— радиооператор Чистопольского судоремонтного завода.
1985 - 1989 годы — председатель профкома студентов Казанского пединститута.
1989 - 1991 годы — инструктор Бауманского райкома партии.
1991 - 1993 годы — уполномоченный по прокату фильмов, заместитель директора Татарского отделения Всесоюзного ТПО «Киноцентр».
1993 - 1997 годы — заместитель председателя Госкомитета РТ по кинематографии.
1997 - 1998 годы — начальник отдела культуры и искусства аппарата кабмина РТ.
1998 - 1999 годы — советник премьер-министра РТ.
1999 - 2002 годы — первый заместитель председателя ГТРК «Татарстан».
2002 год — заместитель генерального директора ТРК «Новый Век».
С ноября 2002 по март 2011 года — председатель государственной телевизионной и радиовещательной компании «Татарстан».
С марта 2011 года — министр культуры РТ.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (27) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    13.02.2014 09:08

    Писатели Татарстана варятся в собственном соку, издаются за свой счет. Особенно, если идет разговор о русском авторе. Издать книгу в ТКИ практически невозможно - в первую очередь издаются национальные авторы.Внимание на нас обращается только накануне вручения Державинской премии. Даже на больших форумах, как, например, отчетное собрание, слово на русском языке предоставляется, как правило, только руководителю секции. А все мероприятие проводится на татарском языке (даже раздаточный материал, порой, не переводится на русский язык). Это было бы смешно, если не было бы так грустно...

    • Анонимно
      13.02.2014 09:59

      Интересно, а сколько книг татарских авторов издается в Москве?

  • Анонимно
    13.02.2014 11:08

    Успехов Айрату Миннемуловичу! Видно,человек душою болеет за дело!

  • Анонимно
    13.02.2014 13:26

    Во-первых, постановка такого уровня за рубежом стоит 200 - 250 тысяч евро, а у нас уложились в 10 миллионов рублей (министр про "Золотую орду"). Но 10 млн рублей и есть примерно 215 тыс. евро!

    • Анонимно
      13.02.2014 14:24

      Честно говоря, как автора вопроса вижу некое лукавство ответа. Подробнее об этом сейчас писать нет возможности. Обязательно напишу об этом позже. Фарида Романова.

      • Анонимно
        14.02.2014 17:29

        КУЛЬТУРА ИЛИ ТОРГОВЛЯ КУЛЬТУРОЙ?Итак, в чём я вижу лукавство. Безотносительно к личности министра и названию культурного события.1. Если артист/ постановка стОящие, то, несмотря на изобилие записей и трансляций, их всегда смотрят/слушают в живую, их живые выступления всегда востребованы. Дополнительный показ может вызвать интерес и привлечь новых зрителей. К тому же оперный театр не страдает от отсутствия желающих туда попасть, скорее, наоборот.2. Если создано масштабное произведение, ставшее культурным событием и общественным явлением, предметом гордости, то и надо его популяризировать, продвигать в народе, управлять культурными событиями. В этом функция министерства культуры, не так ли? Так что, прежде чем упрекать в бездействии творческие союзы, надо самому министерству культуры РТ задать соответствующую высокую планку и показать в этом пример.Тогда не придётся ностальгически вспоминать своё детство со впервые услышанной симфонической музыкой. Тогда не будут говорить про татарских композиторов, что они не достойны писать музыку к Универсиаде. Тогда не будут шутить про "поёт в духе татар поп сасы" и называть татарскую культуру презрительным "аул". 3. Исусство принадлежит народу, тем более, что оно финансируется народом через бюджет и налоги. Иначе все разговоры о сохранении национальной идентичности, сохранении традиций и развитии культуры - пустое сотрясение воздуха.Много возможностей у сельской учительницы, которая ведёт уроки, проверяет тетради, держит двух коров и прочую живность, строит дом , - много у неё возможностей приобщится к культуре вживую? А у её учеников из глубинки Татарстана? А у соплеменников из других регионов России, которые тоже хотят быть в курсе новых дотижений татарской культуры? Почему нельзя для этого использовать ресурс ТНВ, который для этого и создан? 4. Показывать чужим - не показывать своим, на мой взгляд, странная позиция министерства торговли культурой, не выдерживающая никакой критики. Надо искренне любить и ценить свой народ, а не кормить его культурными продуктами по остаточному принципу и держать в "чёрном теле" эмоциональных впечатлений. Тем более, что торговля требует дополнительных финансовых вливаний, как ни удивительно. И нет никаких гарантий, что они вернутся обществу показом интересных событий или в другой форме. Фарида Романова.

        • Анонимно
          14.02.2014 18:11

          Р.S. Сельская учительница здесь - вполне реальный человек, моя двоюродная сестра, учитель в третьем поколении. Общий семейный педагогический стаж, как считали несколько лет назад, составил 150 лет.

        • Анонимно
          15.02.2014 20:04

          Тоже удивлен, что они денег просят на то, чтоб продать постановку за рубежом. Смысл сделки? Значит, за бугром никто особо не отрывает "Золотую орду" с руками и ногами...

  • Анонимно
    13.02.2014 14:15

    Увы, я "культработник со стажем" не получил ответа на свой вопрос. Понятно, что средняя зарплата по отрасли 14,8 тысяч рублей. Т.е. в среднем, работник занятый в этой благородной сфере получает зарплату примерно 500 рублей в месяц. Дальше пошла "химия". В связи отменой ЕТС и переходом на "Ноовую систему оплаты труда" увеличились зарплаты руководящего состава. И три театра, госансамбль песни и танца, симфонический оркестр и филармония благодаря "грантам" (т.е дополнительным выделенным государственным деньгам) смогли увеличить объем зарплаты. А на вапрос - почему общественность и профильный комитет парламента никак не задействованы к "начислению" дополнительных "грантов" ответа нет. Получилось так примерно: чтобы снизить общую температуру в больнице троих пациентов засунули в холодильник.

  • Анонимно
    13.02.2014 15:08

    А где будет дом офицеров? И это здание отжали!

  • Анонимно
    13.02.2014 15:53

    Культура является той частью человеческого сознания которую невозможно измерить не в денежном не во временном аспекте, и по этому размышления министра носят характер не прагматика а больше теоретика. Видно что человеку эта ноша дается очень тяжело по простой причине очень глубокой отчужденности и неспособности вникать во все нюансы этой сферы. Не умея плавать нельзя тренировать людей то же самое здесь, министр не может сосредоточится на работе, мероприятия посещает из-за протокола и в большинстве не может просидеть и полчаса что создает негативное мнение не только о нем но и структуре вообще. В республике виден глубокий кадровый голод.

    • Анонимно
      13.02.2014 18:02

      +100! С кадрами беда. Никакой свежей крови, никаких новых идей. Директора большинства республиканских учреждений культуры - пенсионеры, сидят в своих креслах более 20 лет и заросли мхом. А министр рассуждает только в русле того, что развитие культуры - это выделение бюджетных денег тому или иному подведомственному учреждению. Не обмельчать бы совсем...

    • Анонимно
      14.02.2014 08:47

      Корреспондент задал русло данного интервью и посыл к финансовой теоретической части здесь совершенно неуместен. Сейчас всех интересует именно распределение бюджетных средств и то, куда они деваются (поэтому и большинство комментариев о том, что денег не хватает никому). Ваши размышления - ничем не подкреплённое и необоснованное словоблудие. Министр культуры в первую очередь грамотный управляющий(!). Вас послушать, так надо посадить на этот пост баяниста, артиста либо художника-людей тонкой душевной организации, которые чутко чувствуют некую грань между искусством и (извините)парашей.

    • Анонимно
      14.02.2014 11:39

      А Вы что, все мероприятия посещаете? Некорректно делать выводы исходя из собственного восприятия. Прежний министр культуры очень любила посещать мероприятия, но в самом министерстве был полный бардак. Министр должен строить системную работу, а не заниматься организацией собственной культурной программы. У нас вообще неверное понимание сущности госслужбы.

  • Анонимно
    13.02.2014 18:41

    Уже много лет складывается впечатление, что министерству культуры глубоко наплевать на культуру. Хотелось бы, чтобы министр как-то обратил на это внимание. И не только на татарскую, но и НА РУССКУЮ.

  • Анонимно
    13.02.2014 18:44

    Когда культура станет доступнее Айрат Миннемуллович?В театре оперы и балета редки национальные произведения и попасть на них не возможно, татарскую классическую музыку послушать можно крайне редко, киноискусство не финансируется на должном уровне, об экспозициях татарских художников информации не найти.Рафик Шайхутдинов

    • Анонимно
      14.02.2014 08:38

      В очереди постоять не пробовали? Попасть не возможно, что за ересь несёт автор? Билеты доступны, а ажиотаж на них говорит лишь об эффективной работе в этой сфере...

  • Анонимно
    13.02.2014 21:44

    Будет ли когда-нибудь в Казани русский драматический театр, каким был когда-то качаловский театр? Вопрос этот этот задается не первый раз, но его предпочитают не замечать.

    • Анонимно
      14.02.2014 09:15

      Видно, что автор вопроса про драматический театр не утруждал себя чтением данной статьи, а жаль... Могли бы полезную информацию для себя вычитать и вместе с тем попутно нашли бы ответ на свой вопрос...

  • Анонимно
    13.02.2014 23:40

    Музыка татарская классическая мало звучит, потому что ее мало!

  • Анонимно
    14.02.2014 00:04

    кластер-иннополис-...."Прошу вас в моём доме не выражаться!!!" А В РОССИИ русские слова не на ходу? Про татарча вообще молчу..ЧТО все должны лезть в Яндекс,чтобы узнать чудо выражения?! ...Раньше АРТИСТОВ поющих было десятка-полтора и они были действительно НАРОДНЫЕ-не по званию- а ПРИЗНАННЫЕ НАРОДОМ-Подвижники!!! Из деревни до деревни передвигались... А теперь- В КНИГУ ГИННЕСА надо протолкнуть...500 певцов на 3 лимона жителей ...

  • Анонимно
    14.02.2014 00:30

    Вынужден вас разочаровать: ни один театр никогда не будет таким же, каким был когда-то. Никогда. Театр -самый живой вид искусства, существующий во времени, и он никогда не будет повторять этапы своей собственной жизни просто потому, что людей, этот этап творивших просто не будет в живых. Никогда Театр Камала не будет таким, каким был при Салимжанове, ТЮЗ - каким был при Цейтлине, театр Фоменко - каким был при нем, Таганка - какой была с Любимовым. Это нормально. Это жизнь. А уж каким был Качаловский театр лет 25 назад - так не дай Бог такого возвращения: ни режиссера, ни репертуара, ни зрителей в зале, ни гастролей, ни фестивалей. Уж я-то это помню. Свидетелем был. Непосредственным, так сказать, участником той жизни театра. Лучше на ТЮЗ сегодняшний оглянитесь: год почти без режиссера, спектакли замотаны скоро будут до стыдного безобразия, потому что отслеживать их состояние некому, театр обезглавлен, а Министерство репу чешет. Иль видать не стоит тут полк желающих главрежами поработать. И театр есть, и здание, и труппа, а главрежа найти не могут. Еще сезон-два - и смерть будет ТЮЗу. Примеров по России - куча. Или у вас, может, есть кто на примете? Так подскажите министерству, раз вас так волнует судьба русского театрального искусства

  • Анонимно
    14.02.2014 10:25

    Когда книжное издательство повернется лицом к русскому писателю и читателю? Магазин ЗАВАЛЕН национальной литературой, порой, не очень высокого качества. А для русского автора - только один стеллаж.

  • Анонимно
    14.02.2014 12:28

    Тут кто то видать из помощников министра оставил ремейк об аппарате так следует знать что многие опытные специалисты с приходом С.А.М. ушли с министерства остались те кто ждет ипотеку или пенсию. И говорить об управленческих способностях министра приходиться с большой долей сожаления, так как если один раз присутствовать в совещаниях с его председательствованием то уже точно можно усвоить урок как не надо руководить.

    • Анонимно
      14.02.2014 13:33

      Сам себя не похвалишь - никто не похвалит! Это я к тому, что "многие специалисты ушли"... Вы, уважаемый, явно один из тех "специалистов"! Ваш уровень культуры виден хотя бы потому, как вы оскорбили тех кто остался трудиться(якобы только ради пенсии или ипотеки)...

    • Анонимно
      14.02.2014 13:53

      Да ладно, когда прежний министр уходила, пол министерства были вакансии, а из замов только один оставался - наверное, найти работу не могла.

    • Анонимно
      14.02.2014 15:12

      Абсолютно правильно, даже беглый взгляд позволяет уловить настроение работников аппарата, большинство из них ищут работу в других ведомствах, разбрасывают свои резюме по ведомствам и все это благодаря умелому руководству нашего уважаемого Айрата Минемуловича.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.