Общество 
29.03.2014

Рафаэль Хакимов: «Крымский вопрос разбередил старые раны и пробудил новые амбиции»

Идея «Большой России» как реальная альтернатива отжившей имперской модели

В современном мире размеры страны и численность населения — далеко не самые важные показатели, а величие прошлой культуры, к сожалению, не всегда спасает, считает вице-президент академии наук РТ Рафаэль Хакимов. Он уверен, что сегодня величие России — это прежде всего благополучие и стабильность государства. В своей статье, подготовленной специально для «БИЗНЕС Online», академик отмечает, что «Большая Россия» не обязательно создается через присоединение новых территорий, пусть даже с русскоязычным населением. Сила национального духа в объединении этнических групп и народов.


.

США МОГУТ СТОЛКНУТЬСЯ С ГРОМАДНЫМ КОНКУРЕНТОМ В ЛИЦЕ ЕС

Князю А.М. Горчакову

Да, вы сдержали ваше слово:
Не двинув пушки, ни рубля,
В свои права вступает снова
Родная русская земля.

И нам завещанное море
Опять свободною волной,
О кратком позабыв позоре,
Лобзает берег свой родной.

Но кончено ль противоборство?
И как могучий ваш рычаг
Осилит в умниках упорство
И бессознательность в глупцах?

Федор Тютчев (1870)

Крымский вопрос разбередил старые раны, пробудил новые амбиции. Великая Россия из исторических воспоминаний становится явью. После многочисленных салютов, наполнивших душу надеждами, возникает естественное чувство: «Что еще присоединить, какие земли вернуть?» Лозунг «Мы идем в Россию!» стал завораживающим.

Сегодня любят повторять строки Федора Тютчева: «Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать — в Россию можно только верить». Но ведь сам поэт при всей своей любви к России в ней не жил, настоящую Россию он терпеть не мог, он жил в Германии, а любил какую-то незримую Россию, которая в душе, а не в реальности. Чего же он любил? Россию, которой не существует... Во что он верил? В Град Небесный?

Старую Великую Россию не вернуть, тем более без Украины. Приобретение Крыма носит скорее символический, нежели военный или экономический смысл. Черное море обложили страны НАТО, Севастополь оказался в «окружении», а вконец запутавшаяся Украина все дальше уходит на Запад, который сплотился против России.

Барак Обама назвал Россию «региональной державой», ее исключили из группы ведущих стран мира G8. Тем не менее страна с огромной территорией и запасами ядерного оружия неизбежно может рассматриваться только как мировая держава, несмотря на слабость экономики. Ее роль главным образом определяется не влиянием на заморские территории, а местом в Евразии. Причем все рассуждения об исконных русских землях, русскоязычном населении, воссоединении и т.д. имеют вторичный смысл. На первом месте геополитика Евразии, где основными игроками стали США, Европа и Китай.

Вторичный смысл несут также теории о двуполярном и многополярном мире или военном паритете с США. Их можно оставить для умных разговоров, а не для реальной политики. Мир находится в состоянии перемен, где гегемония США подвергается испытанию, в этом суть. Конечно, США обладают самой сильной армией, превосходящей все остальные страны вместе взятые. В валютной сфере доллар, бесспорно, доминирует, замены и даже альтернативы ему пока не видно. В интеллектуальной сфере превосходство США неоспоримо. Основные изобретения, прорывные технологии рождаются в Силиконовой долине. Что же может сдержать мощь США, почему нужно говорить о переменах? Америку подводят геополитические амбиции, синдром «Большого Брата», что у других народов вызывает изжогу, несмотря на демонстративную солидарность Запада. США привыкли навязывать свою политику Европе и Азии, но времена меняются, и народы требуют равенства вместо диктата и окриков. Имперские амбиции — исторический хлам, вводящий в заблуждение увлекающихся своей мощью и временными успехами политиков.

В новой раскладке международных сил геополитические интересы России связаны с отношениями с Европой и Китаем, которые недовольны гегемонией США. Сам факт присоединения Крыма к России говорит о нарастающей слабости США, которые все последние годы вынуждены делать отступления в экономике и политике. США были вынуждены прекратить наземные операции, заменив их рейдами беспилотников, что вызвало бурю негодования даже среди таких надежных партнеров, как Пакистан. Союзники по НАТО далеко не единодушно одобрили военные операции «Большого Брата» в Ираке и Афганистане. Сегодня Барак Обама озабочен выводом войск из Афганистана, ликвидацией тюрьмы в Гуантанамо и все больше думает о конкуренции со стороны никак не распадающегося Европейского Союза. Если евро не обвалится, а проблемные страны Европы выправят свое финансовое положение, то США столкнутся с громадным конкурентом в лице ЕС. Если учесть, что общественная мысль Европы намного превосходит американскую и находится в постоянном поиске новых форм общественной жизни, то интеллектуальное лидерство Европы не заставит себя долго ждать. А значит, может пошатнуться такое грозное оружие США как soft power (мягкая сила) в форме американских ценностей, завоевавших умы молодежи.

ВЫХОД В СРЕДИЗЕМНОЕ МОРЕ МОГ ИЗМЕНИТЬ ВСЮ ПАЛИТРУ МИРОВОЙ ИСТОРИИ

В Европе ведущую роль играет Германия, чья мощь заключена не только в конкурентоспособности экономики, распространении евро как альтернативной валюты по отношению к доллару, но и внутренней сплоченности нации. Конечно, американская культура в мире доминирует, но немецкое качество — это мировой бренд. Если американцы собирают «мозги» со всего мира, то немцы воспитывают своих, причем не на почве либерального британо-американского образования, а с опорой на национальные корни.

США обеспокоены позицией ЕС по крымскому вопросу. Отсюда вояж Обамы в Гаагу и Брюссель. Европа слишком тесно связана с Россией экономическими отношениями и геополитическими задачами в Евразии. Она будет искать компромиссные решения не столько в угоду России, сколько в пику США. Присоединение Крыма к России — состоявшийся факт, с чем большинство стран согласятся на практике, но не признают де-юре. Такие примеры существуют в мире. Достаточно назвать Северный Кипр.

Сегодня Крым не имеет серьезного геостратегического значения, как это было в эпоху Золотой Орды, Крымского ханства, русско-турецких войн и т.д. Если бы Петра I не захлестывали балтийские амбиции, личные симпатии к Северу Европы, то он бы новую столицу заложил не на болотах, где никто никогда не жил и не было серьезных портов на финском мелководье. Он построил бы морскую столицу там, где всегда шла бойкая торговля и сходились мировые интересы великих держав — у теплых вод Черного моря с тем, чтобы выйти на Босфор и Дарданеллы, стать мировой не только сухопутной, но и морской державой. Выход в Средиземное море мог изменить всю палитру мировой истории. Война со Швецией, Польшей, куда были вовлечены Пруссия и Франция, сковали потенциал России на севере. Петр завяз в финских болотах и упустил историческую возможность выхода к Европе через южные ворота Великой Порты.

Слава завоевания Крыма и черноморского побережья досталась Екатерине II, но для завоевания Царьграда время было упущено. Основные силы России были отвлечены противостоянием на севере. Оттоманская империя была достаточно крепка, чтобы не допустить освобождения столицы православного мира. К тому же у Англии и Франции появился интерес к проливам и торговле с черноморскими государствами, их не устраивала гегемония как России, так Блестящей Порты. Черное море из внутренней российско-турецкой акватории приобрело статус международных вод.

В ОБЪЕДИНЕНИИ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП И НАРОДОВ ВЫРАЖЕНА СИЛА НАЦИОНАЛЬНОГО ДУХА

Из переполненной господним гневом чаши
Кровь льется через край, и Запад тонет в ней.
Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши! —
Славянский мир, сомкнись тесней...

«Единство, — возвестил оракул наших дней, —
Быть может спаяно железом лишь и кровью...»
Но мы попробуем спаять его любовью, —
А там увидим, что прочней...

Федор Тютчев. Два единства.

В современном мире размеры страны и численность населения далеко не самые важные показатели, а величие прошлой культуры, к сожалению, не всегда спасает. У татар тоже была великая Орда... Из истории нужно извлекать уроки, учась на ошибках, а не упиваясь прошлыми победами. Сегодня величие России нужно понимать совершенно в ином разрезе. Это прежде всего благополучие и стабильность государства. «Большая Россия» не обязательно создается через присоединение новых территорий, пусть даже с русскоязычным населением. Титульная страна может иметь прочные связи с зарубежными общинами, поддерживая культуру, обучая студентов, развивая русскоязычные СМИ.

Идея «Большой» страны, включающей кроме титульного государства этническую диаспору, не нова. Созданием «Большого Китая» в Поднебесной занимаются давно, причем не только в культурной сфере, но и экономической. В него кроме континентального Китая включают Тайвань, Гонконг, китайские диаспоры Сингапура, Малайзии и других стран. Франция также занимается поддержкой франкофонов прежде всего в Европе и Квебеке. Германия активно укрепляет зону немецкого литературного языка. Дошла очередь и до России. Программа содействия соотечественникам при МИД РФ — хорошее дело, но она не решает всех вопросов. Она скорее указывает на тревожные симптомы.

Этническая солидарность возникает на почве понимания современных процессов, а не только через государственное управление, как это было в прошлом. Зададимся вопросом: «На чем держится soft power США?» Конечно, на величии англо-саксонской культуры и эффективности американской пропагандистской машины. Весьма поучительный пример для русских и татар, увлеченных не этнической и межэтнической консолидацией, а выяснением внутренних отношений. Мы ищем различия, в то время как американцы, как впрочем, и немцы ищут почву для интеграции — они разные народы затягивают в сферу своей культуры и экономического влияния. Преимущество англо-саксонской культуры в том, что она пренебрегает существующими различиями у американцев, британцев, австралийцев, канадцев, новозеландцев и держится за то, что их объединяет, они нюансы английского сленга не называют разными языками, а исторические обиды не возводят в ранг стены отчуждения. Американцы, как истинные демократы и федералисты, могли бы припомнить британцам имперское прошлое. Вместо этого сообща поддерживается содружество бывших британских колоний для продвижения общей культуры.

Мы же абсолютизируем любое различие, порождая отчуждение народов, как это произошло между татарами и башкирами. Такое же поведение демонстрирует бывшая Югославия, где сербы, хорваты и боснийцы старательно отыскивали несовместимость культур. Правда, они поделились по религиозному признаку как православные, католики и мусульмане. А русские, белорусы и украинцы на какой почве перессорились? На пустом месте, возведя в абсолют не то, что диалекты общего языка, а простой говор. Различия в произношении назвали самостоятельными языками, а в истории нашли все, что может породить вражду. Где же панславянство? Нет его. Мало этого, так еще старательно отыскивается повод ущемить татарский язык и культуру, очернить историю Золотой Орды и т.д. Зачем? В чем выгода? В чем удовольствие? Надо брать пример с немцев, которые сумели баварцев, швабов, саксонцев, австрийцев, швейцарцев и др. несмотря на их глубокие различия собрать под единой культурой литературного немецкого языка. В объединении этнических групп и народов выражена сила национального духа, а во внутриэтнических и межэтнических раздорах проявляется рабская психология.

ЕСЛИ ЗАПАД СТАНОВИТСЯ В ОППОЗИЦИЮ К РОССИИ, ТО СОЮЗНИКОВ НУЖНО ИСКАТЬ НА ВОСТОКЕ

Мир движется вперед через увеличение разнообразия в природе. Народы сопротивляются ассимиляторской политике и глобализации, а потому укрепляют этническую культуру. На примере Европы хорошо видно как ее объединение сопровождается стремлением народов к самоопределению. Шотландия, Каталония, Венеция уже требуют независимости. На очереди фламандцы Бельгии, а там, глядишь, подоспеет страна Басков, проснутся другие регионы. Одновременно процесс дробления компенсируется интегративными процессами. Равновесие между двумя тенденциями во многом зависит от выработанной политики, идеологии, средств коммуникации, соединяющей людей в народ, а народы в мировое сообщество. На этом пути идея «Большой России» звучит как реальная альтернатива отжившим имперским амбициям.

Вопрос, который нельзя избежать в теме «Большой России», — это евразийское пространство. Сегодня невозможно саму Россию трактовать в качестве Евразии, как это было в царское или советское время, а вне Евразии Россия слишком слаба, чтобы продолжать геополитическую игру на мировой арене. Нужны союзники. Если Запад становится в оппозицию к России, то союзников нужно искать на Востоке. Это Китай, который, конечно, сам себе на уме, но обладает громадным экономическим потенциалом, а главное граничит с Россией. В связке Россия-Китай нельзя обойтись без Казахстана, через который может сложиться самый выгодный торговый путь.

Поэтому строительство транспортного коридора «Европа — Западный Китай» приобретает не только экономическое, но и политическое значение. Наличие такого торгового пути не только поможет России выдержать экономические санкции, но может ослабить само желание их вводить в виду чрезвычайной выгодности Европе возить товары в Китай через самый дешевый и удобный маршрут. Из истории мы знаем, что несмотря на войны торговля не прерывалась, а порой сами войны шли за контроль над торговыми путями. Сегодня, как и в прошлом, транспортные коридоры определяют экономическое благополучие стран. Процветание «Большой России» будет зависеть в значительной степени от развития современных средств коммуникации.

По аналогии с «Большой Россией» можно говорить и о «Большом Татарстане», но это тема следующей статьи.

Нас всех, собравшихся на общий праздник снова,
Учило нынче нас евангельское слово
В своей священной простоте:
«Не утаится Град от зрения людского,
Стоя на горней высоте».

Будь это и для нас возвещено не всуе —
Заветом будь оно и нам,
И мы, великий день здесь братски торжествуя,
Поставим наш союз на высоту такую,
Чтоб всем он виден был — всем братским племенам.

Федор Тютчев (11 мая 1869)

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (63) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    29.03.2014 11:17

    Ни теоремы, ни аксиом с постулатами. Попытка доказательства непонятно чего.Ничего строгого нет в этом словесном построении. Какой-то лабиринт в выходом в никуда.

    • Анонимно
      29.03.2014 11:49

      ...ага, в заголовке всё, но несколько размыто и обобщенно, без конкретики...Может это "концепт" эдакий?)))А остальное "доработать напильником"....))) И-то хлеб...

    • Анонимно
      29.03.2014 11:53

      Точно подмечено! Хакимов в своем репертуаре. Опять же свой татарский язык и Орду зачем то приплел.

    • Анонимно
      29.03.2014 14:22

      Хороший комментарий!НЕТ,НЕ ТАК ,НЕ ПРАВДА,НЕ ТО НЕ О ТОМ,НЕ ЭДАК! Разбор статьи НА УРОВНЕ!

    • Анонимно
      29.03.2014 15:00

      дааа... согласен, ничего не понятно

  • Анонимно
    29.03.2014 11:36

    "очернить историю Золотой Орды" - не надо ничего оценивать и читать сказочников -историков татар. Генетическая память помнит татаро-монгольские нагайки и выкрики

    • Анонимно
      29.03.2014 12:03

      Это как в современной Украине всю историю переврали. Как говорят украинские историки, самым древними народом на земле были укры. Имеено они придумали колесо, приручили животных, научились пахать землю и сеять зерно. И на этих бреднях взращено цело поколение "великих укров", которые сейчас дружно скачут, чтобы доказать, что они не москали. Вот и некоторые "татарские учёные" пытаются вдалбливать в неокрепшие умы, что именнто древние татары изобрели колесо, приручили животных и научились сеять зерно.нациолисты они и в Африке начиолисты!

      • Анонимно
        29.03.2014 12:27

        ...ага, даёшь 2000-летие Киева и его застройщиков:князей Тимошенко, Яценюков, Кличко и т.д. и т.п....

      • Анонимно
        30.03.2014 01:38

        Даже обидно стало за татарских ученых. И у какого конкретного татарского ученого Вы такое нашли?А вот "труды" некоторых фантастов, которые себя именуют "учеными", "историками", о 6000-летней истории русского народа можно частенько видеть. Правда, о такой продолжительности истории говорил и Ломоносов, которого я лично уважаю, но, надо учесть, что, во-первых, он не был историком, во-вторых, возможности науки, объем скопившейся информации во времена Ломоносова и в наше время существенно различаются. А некоторые современные авторы замахнулись даже на 40000-летнюю историю. Только эти авторы, которые себя называют "историками", не знают, когда вообще начали формироваться народы.А приписывать такое татарским историкам не стоит, тем более так голословно.

    • raf
      29.03.2014 12:12

      Тебя,в детстве отец ремнём порол.Это твоя память.Повзрослел,прости отца,что порол,что ты был непутёвым сыном.А вот казачьи нагайки,русский рабочий испытал, до Великой Октябрьской Социалистической Революции,на собственной спине.

    • Анонимно
      29.03.2014 12:34

      Ага, "генетическая память". Насмешили:) Дава

    • Анонимно
      29.03.2014 14:07

      А кого надо читать сказочников-историков русских? или советских историков- сказочников?

      • Анонимно
        29.03.2014 18:00

        Надо читать татарских мыслителей. Настоящих татарских мыслителей. К сожалению, у Хакимова нет какой-то фундаментальной опоры, любой может догадаться-какой.

        • Анонимно
          30.03.2014 01:29

          Я с вами не согласен, Рафаэль Хакимов - интеллектуал и умнейший человек, я горжусь что среди татар есть такие люди!

  • Анонимно
    29.03.2014 11:37

    В Татарстане свой референдум будет со временем.

    • Анонимно
      29.03.2014 12:04

      90% будут за единение с Россией и сохранения РТ в составе России!

    • raf
      29.03.2014 12:46

      РЕЗУЛЬТАТЫ референдума РеспубликиТатарстан 21 марта 1992 года П Р О Т О К О Л Центральной комиссииреферендума Республики ТатарстанОбщее число районных, городских комиссий 60Общее число участков для голосования 2611Число участков, по которым представлены сведения 2611 На основании протоколов районных, городских комиссий референдума о результатах голосования на референдуме Республики Татарстан по вопросу:"Согласны ли Вы, что Республика Татарстан - суверенное государство, суб"ект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров?"Центральная комиссия референдума определила:1. Общее число граждан, имеющих право участвовать в референдуме 2.600.2972. Число граждан, получивших бюллетени для голосования 2.134.2713. Число граждан, принявших участие в голосовании 2.132.3514. Число граждан, ответивших "Да" 1.309.0565. Число граждан, ответивших "Нет" 794.4446. Число бюллетеней, признанных недействительными 28.851 На основании вышеизложенного и в соответствии со ст.33 Закона Республики Татарстан "О референдуме Республики Татарстан" Центральная комиссия референдума Республики Татарстан установила: Вопрос, вынесенный на референдум Республики Татарстан 21 марта 1992 года:"Согласны ли Вы, что Республика Татарстан - суверенное государство, суб"ект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров?" считается принятым - за него проголосовало более половины граждан республики Татарстан, принявших участие в голосовании.Председатель комиссии Галеев И.Х.Зам.председателя комиссии Нарышкин Н.В.Секретарь комиссии Зарипов Д.В.Члены комиссии: 1. Багаутдинов А.Б 2. Бекбаев Р.М.3. Долгов М.Ф. 4. Заботин А.В.5. Захарова А.А. 6. Ильдарханова Ф.А.7. Миннебаев К.С. 8. Набиуллина Н.К.9. Певнева Л.Н. 10. Ряднов А.Д.11. Сайфутдинова М.А. 12. Салабаев А.М.13. Сидоров Н.Ф. 14. Соломенцева Т.Н.15. Файзрахманов М.Ф. 16. Халиуллин Р.Х.17. Ячменев С.Е. 25 марта 1992 года

      • Анонимно
        29.03.2014 14:05

        Этот референдум 1992 года - это юридический факт!

        • Анонимно
          29.03.2014 14:17

          Помню-помню,только не помню никого из знакомых кто в нем участвовал.Как на выборах-по видеокамерам пришло 10 человек,по бумагам проголосовала 1000.

          • raf
            29.03.2014 15:57

            Москвабадский троль,это при принятии конституции РФ эльциноиды "химичили",всё равно не набрали 25% от общего числа имеющих право голоса.Доказав нелигитимность.У РТ Референдум был признан легитимным.Да,и Конституция РТ принята раньше РФ.

          • Анонимно
            29.03.2014 16:02

            там был жёсткий контроль из Москвы, вы посмотрите на фамилии членов комиссии повнимательней! Если фальсификация была бы то 99% набрали бы как в Чечне на выборах

        • Анонимно
          29.03.2014 17:15

          а почему он признанвот где двойные стандарты!

  • Анонимно
    29.03.2014 11:45

    Лабиринт с выходом на идею Большой России и Большого Татарстана. Русские и татары должны быть объединены в единый союз независимо от страны проживания . Это правильно. Это платформы для своих силиконовых долин. С участием Индии , Китая, Ирана. Сербии, Белоруссии , Казахстана и других, кто с нами заинтересован сотрудничать. В Германии , Финляндии, Турции сильные русские и татарские диаспоры. Они должны превратится в наш общий потенциал развития нации в бизнесе и инновациях. Украинскую молодежь здесь уместно пере загрузить в нашу сторону.

  • Анонимно
    29.03.2014 11:54

    Постоянно отслеживаю публикации господина Хакимова. И вижу одну и ту же ошибку в его рассуждениях. Да он и сам тут написал про Тютчева: «Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать — в Россию можно только верить». Хотя добавил, что сам-то Тютчев не жил в России. Но, думаю, что Хакимов живет в России, но думает также как и Тютчев. И разница в том, что он живет в своей реальности, которая сформирована у него тем временем, когда он был советником у Шаймиева. Отсюда и постоянные рассуждения, которые больше подходят для «Большого Татарстана», который так и не возник, а не для Большой России. Отсюда и непонимание у многих, о чем пишет философ. В чем разница то? Вот для примера он предлагает альтернативу. Вместо того, чтобы завоевывать Крым, пусть и бескровно пока, надо бы сосредоточиться на таких больших проектах как строительство торгового пути «Европа-Китай» через Россию. И это принесет больше пользы для Большой России. Но… Не понял, как Тютчев, Россию. Россия всегда жила и будет жить приращением новых земель. У его народа имперский склад ума, который формировался многими столетиями. Пусть там Германия или Франция копошатся у себя на грядках. Россияне не могут так, они заточены на другое. Любой россиянин пойдет устанавливать порядки у соседей, забыв, что у себя изгородь упала, дом покосился, трубы текут. Вот его коренное отличие и это надо понять. И делать выводы. А вывод таков. Мы можем только воевать. Через какой-то промежуток времени у нас наступает период «Великих походов» за «Великую Россию». И с этим надо смериться. Мы найдем с кем воевать и за что. Не надо нам доказывать, что Крым не имеет стратегического значения для России. Это глупо. Мы не можем остановиться только на Крыме, это только этап на нашем пути. Кстати, это понимают и в Европе и США с Китаем. Нам не нужно строить дорогу от Китая до Европы, мы будем диктовать и Китаю, и Европе как торговать и с кем. Но это все еще впереди. Россия поднимается с колен и встает крепко на ноги, а в руках у нее «Булава» с «Синевой». Darth Vader

  • Анонимно
    29.03.2014 12:04

    Большой Татарстан это как?

    • Анонимно
      29.03.2014 12:33

      ...ага, лучче ма-а-аленький Татарстан, чем бальшо-о-ой Коми....

    • Анонимно
      29.03.2014 13:46

      Это Башкирию включить в Татарстан вот и получится большой Татарстан!

    • Анонимно
      29.03.2014 14:34

      Ну это те земли, что были раньше Татарстаном. Удмуртия, Башкирия и чё то ещё там. Такой один огромный округ:)

  • Анонимно
    29.03.2014 12:13

    Не согласен с Хакимовым.Должно быть так: "Сегодня величие России — это прежде всего благополучие ее жителей".

  • Анонимно
    29.03.2014 12:26

    Господин Хакимов! Из статьи видно, где Ваше сердце. "Великой Порты", "Блестящей Порты", а Россия никакая.

    • Анонимно
      29.03.2014 12:45

      Только одна мысль об исчезновении Порты и в перспективе возвращения Царьграда в лоно православия господина Хакимова бросает в дрожь

  • Анонимно
    29.03.2014 12:59

    "Мало этого, так еще старательно отыскивается повод ущемить татарский язык и культуру". Ну сколько можно?! Все время другие виноваты. Вот Вы цитируете и Вийона, и Тютчева и других. А Вы, сын татарского поэта, почему не цитируете, татарских поэтов? Или Вы их незнаете, или они не доросли до Вашей мудрости. Вас же никто за руку не держит, чтобы Вы их не цитировали. Кто Вас ущемляет?Хаман каргыйбыз бутэнне,Китте бугай купкэ дэ.Дошманына упкэлэмэ,Син узенэ упкэлэ.

    • Анонимно
      29.03.2014 13:54

      А вы разве не в Татарстане живете? Даже иностранцы .видят и говорят, что у нас Казань ничем не отличается от других русских городов. Хотя она столица всех татар. Так что Хакимов прав на сто прцентов. И таких как он защитников татар, очень мало ,к сожалению. Статья очень хорошо и со знанием дела написана.

  • Анонимно
    29.03.2014 13:58

    Спасибо Вам за ваши статьи Рафаэль обы, рад что среди татар есть такие интеллектуалы как вы! Татарлар алга!

    • Анонимно
      29.03.2014 14:10

      Хакимов возбуждает татарских националистов данными статьями и больше ничего за ними нет только это, никакой науки никакой иной философии и смысла

      • Анонимно
        29.03.2014 16:12

        А то что Жириновскии и ему подобные из телевизора каждый день бросают в массы националистические лозунги это нормально???? Или почитайте статьи Катасонова... А Хакимов пишет правду и очень многим она не нравится.

  • Анонимно
    29.03.2014 14:25

    Татары, защищайте интересы своего народа, не бойтесь сказать своё мнение открыто ведь живем в 21 веке, а не в 19 и даже не в 20м. Я вижу по своим родителям, что они с Советского Союза и всегда боятся открыто сказать то что думают. наше поколение другое, более свободное. Мне приятно что есть люди как Рафаэль Хакимов. Здоровья Вам и долгих лет!

    • Анонимно
      29.03.2014 15:13

      Правильно, мнение нужно выссказывать как татарам так и и не татарам - не правильно Р.Хакимов переписывать историю в угоду национальных элит некрасиво и смешно

    • Анонимно
      30.03.2014 06:28

      Герой-аноним! Если ты призываешь не бояться, поставь свою фамилию хотя бы.

  • Анонимно
    29.03.2014 14:26

    Сложно, если вообще возможно, понять нашим местечковым национал-патриотам-историкам смысл происходящих событий в России. Это конечно странно, ведь они проживают здесь, а мыслят на уровне далеких от нас абам, эштонов и иже с ними. Для них не вписывается Россия в отведенные ими же для нее рамки. Не понять им, что русские, причем даже простые граждане, еще долго будут просить прощения у сербов за то, что не смогли отстоять Косово поле и Метохию из-за слабости своего государства. Не понять также, как не понять то, зачем русские готовы погибнуть все до единого, но не отдать родную землю пришлым. Да много чего можно вспомнить. Прав Тютчев, одним словом.

    • Анонимно
      29.03.2014 16:06

      У меня к вам вопрос: а как вы относитесь к массовому расстрелу в Сребренице , в Боснии где сербы расстреляли около 8000 безоружних боснийцев в 1992 году?

      • Анонимно
        29.03.2014 16:33

        имею ввиду расстрел 8000 безоружных боснийцев сербами в Июле 1995 года конечно...

        • Анонимно
          29.03.2014 17:10

          Как говорят, научитесь отделить зерна от плевел. Завтра Вам гейропейские и пендостановские деятели начнут приводить доказательства массовых убийств российскими военнослужащими в Крыму. И Вы с легкостью поверите. Нет прямых доказательств причастности сербов к массовым казням, а фальсифицировать можно все что угодно. То же самое и в Ливии и в Сирии. Но, слава Господу, мы имеем возможность видеть и слышать не только CNN и BBC. Кстати, благодаря майору Евкурову в 1999, пролилось значительно меньше крови в тех краях. А вот то, что творили и творят уже сегодня албанцы на исконно сербской земле не поддается никакому здравому смыслу.

          • Анонимно
            29.03.2014 17:35

            а зачем Сербский Президент Николич в прошлом году извинялся за преступления совершенные сербами в момент распада Югославии, за Сребреницу тоже? http://www.bbc.com/news/world-europe-22297089

            • Анонимно
              29.03.2014 20:36

              Предатели есть у каждого народа. За евромираж человек пошел на сделку со своей совестью и честью, его от этого предательства не удержала даже трагедия марта 1999 года. Господь ему судья.

              • Анонимно
                30.03.2014 00:01

                ну да сербы - это ангелы, вы у хорват и боснийцев спросите про них... надо быть элементарно объективными и совесть иметь...

              • Анонимно
                30.03.2014 00:22

                Кстати Президент Николич был демократически избран в 2012 сербским народом, он получил 51.12% голосов. Значит 51% сербов тоже предатели????

        • Анонимно
          29.03.2014 17:16

          а какое ваше отношение к депортации целых народов, в том числе и крымских татар?

  • Анонимно
    29.03.2014 16:23

    Великая Булгария ещё восстановится.

  • Анонимно
    29.03.2014 17:09

    Автора кто обидел? Киев уже показал к чему ведет майданутых дорога нацизма. Это не слепоглухонемые, это и есть пятая колонна. На чью мельницу автор льет воду всем ясно.

  • Ветер
    29.03.2014 19:41

    Спасибо, Рафаэль Сибгатович.В период геополитической турбулентности, скрытых договоренностей и открытых нарушений этих договоренностей следует дождаться расстановки всех фигур на шахматной доске. Европа, не имеющая геополитическую субъектность, постепенно начинает повышать свой реальный статус, благодаря Российскому фактору. Влияние США в Европе снижается по мере усиления России. Поэтому возможны геополитические трансформации с появлением новых значительных факторов. Силы России при этом будут пытаться растаскивать путем активации всех изученных противоречий. Из этой серии перестрелки на армяно-азербайджанской границе.В дальнейшем будет сформирована граница между Украинским протекторатом Запада и России. Граница вероятно приобретет и географические линии, но важным будет именно смысловой характер, это своего рода состязание двух систем. И реальное положение дел, благополучие и процветание по разные стороны смыслов – позволит, очевидно, на контрасте разглядеть успехи конкурирующих систем. Демонстративный ура-патриотизм должен подкрепляться реальной жизнью и ответственностью людей принимающих государственные решения. Иначе все превращается в фарс, со свойственной ему неустойчивостью.

  • Анонимно
    30.03.2014 02:23

    Россия - это региональная держава в сегодняшнем мире, это факт. Арсенал ядерного оружия и место в Совете Безопасности ООН - это всего лишь подарок от Советского Союза, в наследство досталось. Факт в том, что Россия не может на крыльце своего дома, в/на Украине, влиять решительным образом на ситуацию. Взяли Крым, а остальная Украина уплывает...

  • Анонимно
    30.03.2014 18:27

    Бывший президент США Джимми Картер заявил, что Барак Обама не имел реальной возможности помешать России присоединить Крым."Не думаю, что президент Обама или кто-то еще мог бы сделать большее, чтобы предотвратить эту историю в Крыму", - сказал он, добавив, что присоединение Крыма к РФ было "неизбежным"."Я не считаю, что был какой-либо способ навсегда отделить Крым от России", - цитирует Картера "Интерфакс".

  • Анонимно
    31.03.2014 03:08

    Хакимов не историк по диплому, но вполне нормальный аналитик.Я бы сказал, что он возглавил институт как антикризисный менеджер и вполне справился с этим поручением.А, что же касается критики его взгляда, то почитайте какие баталии идут вокруг, не текста, а еще только концепции единого учебника истории России.Тут уж не глядят на академические погоны, и количество звезд на них.Очень многие с ней, выражаясь языком одного из корреспондентов КП "матерно несогласны" с ней.

  • Анонимно
    31.03.2014 23:11

    Надо срочно создать термоядерный реактор на основе водорода и гелия и предложить миру энергетическую валюту-киловатт/час.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль