Общество 
30.03.2014

Ильдар Ягафаров: «Наши кинотеатры завалены «аттракционным мусором»

На создание качественного татарского игрового кино нужно выделять из бюджета не менее 50 млн. рублей в год

Сегодня татарстанский кинематограф переживает не самое лучшее время. Новые технологии позволяют снимать кино всем кому не лень, а люди, получившие профильное образование, часто остаются без работы. Известный татарстанский кинорежиссер Ильдар Ягафаров в статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», размышляет о ситуации в отрасли и мечтает о возвращении худсоветов.

КАК ТЕНДЕРЫ РАЗРУШАЮТ ТАТАРСКОЕ КИНО

Сегодня фактически каждый может снимать кино. Если раньше оборудование было недоступно большинству людей, то сегодня достаточно иметь хороший фотоаппарат с функцией записи видео — и вперед. Поэтому сейчас в киноотрасли происходит глобальный бардак и сплошная самодеятельность. Снимают все кому не лень, а люди, получившие профильное образование, часто остаются без работы. Я преподаю кинорежиссуру в Казанском государственном университете культуры и искусства и знаю, что довольно большое количество студентов после окончания вуза уходят в никуда. Порой свадебный оператор зарабатывает больше, чем наш специалист.

Минкульт РТ часто проводит тендеры на съемку игрового и документального кино. Участвовать в нем могут все. Однако никто не смотрит, есть ли в творческих группах претендентов люди с высшим профессиональным кинематографическим образованием. А потом получается, что из 50 организаций только две могут снять профессиональное кино.

Оборотная сторона непрофессионализма — демпинг. Не профессионалу кажется, что это очень большие деньги — снять кино за 500 тыс. рублей. Он понижает лот до 250 тыс. и выигрывает тендер. В итоге он сам ничего толком не зарабатывает и кино хорошим не получается.

Случается и так: тендер выигрывает компания, которая никакого отношения к Татарстану не имеет, а потом предлагает снять кино нам, естественно, за меньшую плату.

.

НЕТ ОБРАЗОВАНИЯ — СНИМАЙ ЗА СОБСТВЕННЫЕ ДЕНЬГИ

У меня очень много предложений, что называется, «с улицы» — от ребят, которые хотят снимать кино. Да, они молодцы. Пожалуйста, снимайте на собственные деньги, ищите самостоятельно инвесторов, доказывайте, что действительно конкурентоспособны на этом рынке. Людям кажется, что это такой сказочный мир, где можно прийти и быстро снять шедевр. На самом деле это очень фундаментальная, серьезная работа, а точнее, ремесло. Это касается и постановки кадра, и умения работать с актером, и знания всей оптики, и кучи других нюансов, которые просто нужно знать. Поэтому я придерживаюсь мнения, что если хотите снимать кино, то получите сначала профессиональное образование.

Закономерно, что последние работы, снятые в Татарстане с большим бюджетом, мало кто посмотрел. Возьмем, к примеру, «Сокровища О. К.». Дмитрий Коробкин имеет операторское образование, но не режиссерское. Если бы более скрупулезно к этому относились при запуске картины в производство, таких осечек не было бы.

Мне кажется, минкульт и другие бюджетные организации должны обращать на это внимание и разыгрывать тендеры только среди укомплектованных профессиональных творческих групп. Иначе профессионалы из отрасли будут уходить.

Получается заколдованный круг. Во время учебы многие ребята понимают, что после окончания вуза не смогут заработать достаточное количество денег, и теряют интерес к профессии. В свою очередь, профессионалов, обладающих огромным опытом, тоже преподавать в университете не заставишь, так как студентам неинтересно, что они пытаются донести. Хотя я уверен, что деньги в отрасли есть, просто они неправильно распределяются.

БАШКИРАМ МОЖНО, А НАМ НЕЛЬЗЯ?

Меня часто спрашивают, есть ли будущее у татарстанского игрового кинематографа? Мне кажется, нам действительно не хватает хорошего игрового кино. Может быть, минкульту при поддержке президента РТ Рустама Минниханова пора принять решение, что раз в год выделять хороший бюджет на полнометражный фильм? А то сегодня много снимается самодеятельным образом, а люди после этого говорят: посмотрите, какое странное кино снимают в Татарстане! Как ни крути, нас начинают сравнивать с российским кинематографом, хотя бюджеты несопоставимы — наших картин от 300 тыс. до 1,5 млн. рублей.

Как мне собрать 150 профессионалов, которые будут работать над картиной за небольшие деньги? Я не настолько харизматичен, чтобы бесплатно заставить работать такую огромную команду!

Кстати, в Якутии и Башкортостане уже существует практика выделения крупных денег для съемки национального игрового кино. Делается это раз в год, а сумма может достигать 50 млн. рублей. И оно востребовано, картины прокатываются в местных кинотеатрах.

Если говорить о сценариях, то есть и авторы, и идеи есть. Нет мотивации. Если закладывать хорошие бюджеты в тендерах, я уверяю, движение будет. Появится профессиональная конкуренция. А сейчас часто деньги уходят на содержание местечкового кинематографа.

Лично я уже не готов на самодеятельном уровне снимать кино, это не серьезно. Нужно летать на самолетах, жить в гостиницах, работать с хорошим оператором, монтажером, сценаристом. Всем надо платить. У энтузиазма есть ограничения. До 35 лет можно быть энтузиастом, а дальше нужно кормить семью, бесплатно работать не хочется. Такой фильм должен стоить не меньше 10 млн. рублей.

.

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ «АТТРАКЦИОННОГО МУСОРА»

Есть несколько критериев, на которые стоит обращать внимание, когда запускается картина. Нужно смотреть на образование людей, должен быть качественный сценарий, и я совсем не против возвращения худсоветов. Ничего плохого в этом нет. Нужно, чтобы решение по сценарию принималось не одним человеком вне зависимости от того, чиновник это высокого ранга или инвестор, а коллегиально. Хорошая идея всегда выдержит критику, а отказ от финансирования только подстегнет крепкого режиссера, он все равно снимет свой фильм, но чуть позже. Но сделать некий отсев обязательно надо. Нужно иметь холодную голову и выдавать деньги на те проекты, которые все-таки несут социальное значение, развитие человека, духовное развитие. Сегодня кинотеатры завалены «аттракционным мусором», на который многие уже и не ходят. Как только появляется более-менее интересная картина с размышлением, хорошим сценарием, сразу полные залы. Вспомните хотя бы тот же «Географ глобус пропил»...

КИНО ДЛЯ ЦЕЛОЙ НАЦИИ

В последнее время я начал тяготеть к документальному кино на татарском языке. Сейчас планирую снять кино об актере Равиле Шарафееве. Оказывается, до сих пор нет фильма, который подробно рассказывал о нем. Еще одна идея — рассказать историю татарского языка, изменения, места на различных континентах, где говорят на нем. Ведь татарский язык 14-й в мире по численности говорящих на нем человек. Я сейчас над этой задумкой работаю. Но этот проект с очень серьезным бюджетом. Все будет зависеть от финансирования.

Мне кажется, эта картина прежде всего нужна для министерства образования, чтобы можно было приучать к языку в школах. Фильм должен быть на трех языках, чтобы он был доступен для максимального количества зрителей.

Эту работу я хочу снять для себя, для людей, которые окружают меня. Мне хочется им понравиться. Чтобы поверили, что, мол, есть режиссер, который действительно может снять хороший качественный понятый фильм для Татарстана. В Москве таких, как я, очень много, надо это признать. Там придется лет 5 - 10 побегать, чтобы добиться чего-то.

Но я же татарин, я часть этого народа. Татары вторые по численности в России, для них нужно снимать игровые фильмы, в их интерьерах, рассказать про их проблемы и внутренние переживания.

Ильдар Ягафаров

Справка

Ильдар Ягафаров — режиссер, член союза кинематографистов России, режиссер первого татарского игрового художественного фильма. Родился в 1971 году в Пермской области, а в Казань переехал с родителями в трехлетнем возрасте. После окончания школы поступил в Казанский педагогический институт на спортивный факультет.

В 1991 году устроился работать ассистентом режиссера на казанском телевидении. В 1994 году поступил во ВГИК. За свою работу «Бэхеткэй», снятую в 2000 году, Ягафаров год спустя получил диплом Дней тюркского кино в Стамбуле.

В ноябре 2005 года Ягафаров основал киностудию «Я-продакшн». Основной вид деятельности киностудии — производство художественных, документальных, представительских, семейных фильмов, музыкальных клипов, аудиороликов, рекламных видеороликов. За 6 лет работы создано более 400 работ, среди которых более 150 рекламных роликов, которые транслируются на федеральных и региональных каналах.

В 2004 году Ягафаров снял полнометражный художественный фильм на татарском языке «Куктау». Картина получила приз гильдии кинопродюсеров на российском кинофестивале «Кинотавр», гран-при и специальный приз спонсоров на международном фестивале детских и юношеских фильмов в Хемнице (Германия). Фильм признан лучшим европейским дебютом на конкурсе в городе Злине (Чехия). 10 декабря 2006 года состоялась всероссийская премьера фильма «Куктау» на телеканале «Культура».

В 2010 году на базе «Я-продакшн» был создан короткометражный игровой фильм на русском языке «Брелок». Картина представлена на кинофоруме Short Film Corner, прошедшем в рамках 63-го Каннского кинофестиваля. В 2012 году на экраны вышел короткометражный художественный фильм «Потеря».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (15) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    30.03.2014 09:15

    Наше образование ни режиссеры,ни врачи,ни инженеры не востребованы в нормальных странах.Вместо признания этого утверждают что весь мир дураки.

  • Анонимно
    30.03.2014 09:55

    Вообще госбюджет тратить на кино - это воровство. Есть талант и умение продавать, сам снимешь. Привыкли как в совке на всем готовом жить. Тарантино расскажите про обязательность профессионального кинообразования.

    • Анонимно
      30.03.2014 11:18

      Это вы объясните микитке михалкову,снимающему костюмерно "историческую "лажу.

    • Анонимно
      30.03.2014 19:38

      А Тарковский за счет советского госбюджета снял несколько киношедевров мирового уровня

  • Анонимно
    30.03.2014 10:24

    К татарам это не относится. Татары готовы общаться со всем миром и готовы, если надо, учиться, учиться и учиться. Тому пример, хотя, бы Дакар. А Рубин? А Ак Барс? А Универсиада? Насчет кино. Уверен, что будет то же что с Дакаром. Возьмут наши Оскара, Алла бирсэ!

    • Анонимно
      30.03.2014 11:24

      Уж про Рубин и АкБарс молчали бы. Купят игроков и радуются...

      • Анонимно
        30.03.2014 12:43

        "Купят игроков и радуются"-твердит один. Даже покупать мы можем, если этого требует логика развития! Логика развития кинематографа в Татарстане приведет к устремлению финансов в эту сферу. Но Вы сами, господа кинематографисты, тоже накачивайте мускулы, увеличивайте свой потенциал. Мы верим в вас!

  • Анонимно
    30.03.2014 10:36

    Ильдар Ягафаров - самый талантливый режиссер Татарстана, на мой взгляд. Успехов Вам, Ильдар абый.

  • Анонимно
    30.03.2014 12:49

    Кинопроизводство, как и журналистика, оплаченная государством, превращается в пропаганду. Нам оно не надо, сами ешьте. А хороший продукт своего зрителя(и инвестора) всегда найдет.

  • Анонимно
    30.03.2014 15:46

    странно, вот у Тарантино нет никакого специального образования, а фильмы он снимает великолепыне. Может ВУЗы только портят людей и к кино не стоит подпускать тех, кто получил профильное образование?

  • Анонимно
    31.03.2014 00:35

    Давайте отделим мух от котлет. Есть кассовое кино, расчитанное на доход. А есть документалистика, интеллектуальное кино. За него может зритель рублем и не проголосует, но это искусство, на которое можно и нужно тратить бюджетные деньги. И тут Ильдар Ягафаров прав, можно и худсовет собрать, и интеллектуальную элиту привлечь: и для выбора сценария, и для выбора команды.Речь в статье ведь вот о чем.

  • Анонимно
    31.03.2014 03:41

    Основная идея - я профессионал, дайте денег!

  • Анонимно
    31.03.2014 08:25

    Ильдар Ягафаров прав! Кино обязательно должно быть со смыслом! И снимать его должны профессионалы! Тошнит уже от всякой проплаченной фигни типа Сокровищ... и т.д.

  • Анонимно
    31.03.2014 08:58

    ягафаров только умолчал об одном - сценаристов хороших мало. в любом фильме пляшут от сценария. все ошибки последних отечественных кинокартин - ошибки сценария (исторические, фактические, провал сюжета, высосанные из палца сюжеты, тупой копи-паст и ремейк). даже хорошей режиссурой не спасти плохой сценарий. сценарист - это кропотливый писатель, собирающий по крупицам факты, типажи, героев, с очень широким кругозором. Ильдар Рашитович, живы ли еще такие спецы? Насчет Коробкина...тут как у Гришковца: кто как хочет, тот так и...В конце концов, выбил же он деньги на экранизацию.

    • Анонимно
      31.03.2014 09:21

      +1! Дефицит хороших сценариев - главная проблема современного кино. А г-н Ягафаров утверждает, что хорошие сценарии у него есть... Видимо, его собственные!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль