Общество 
29.03.2014

Томас ван дер Ватерен: «В крупном городе с его соблазнами сложно сохранить татарскую культуру»

Взгляд со стороны на особенности жизни в многонациональной республике

Сегодня центр Казани наводнен сувенирами с татарстанской символикой, в нем звучит татарская музыка, но архитектору из Нидерландов Томасу ван дер Ватерену кажется, что истинная татарская культура осталась только в деревнях. В статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», он дает свои советы по возрождению национальных истоков и рассуждает о том, какие плюсы от этого можно получить.


.
Томас ван дер Ватерен

КАЗАНЬ — РУССКИЙ ГОРОД?

Что ожидает увидеть человек, который впервые приезжает в Казань? Это неповторимый колорит во внешнем облике, в атмосфере, наполненной сосуществованием двух народов. Я тоже, когда прибыл в Татарстан впервые, хотел увидеть больше национального колорита в современном городе. Но к моему удивлению столица Татарстана показалась более русским городом, нежели татарским. И я объясню почему.

Достаточно выйти на улицу и прислушаться к прохожим. Русские, если даже знают татарский, все равно говорят на своем родном, татары так же в большей степени изъясняются на великом и могучем. Уфа в этом смысле мне показалась более башкирским городом, там везде слышна национальная речь.

Конечно, в туристических брошюрах тебе постараются показать, что это столица именно Татарстана. Но если выйти за границы центра, то Казань ничем практически не отличается от десятка других российских крупных городов.

Да и сама татарская культура, мне кажется, представлена в столице республики довольно слабо. Да, в Казани видны элементы мусульманской культуры, но примерно то же самое ты можешь увидеть в любом мусульманском городе. Татарского колорита в этом мало. Мне кажется, что посетив только Казань, очень сложно понять, как выглядит татарский стиль.

К примеру, я увлекаюсь традиционной татарской музыкой. Но как правило, народные песни можно найти в интернете и не всегда в хорошем качестве. Что мы слышим, гуляя по улице Баумана? Айдара Галимова, Салавата (со всем уважением к обоим). Татарскую попсу с большим уклоном в сторону европейской поп-музыки или дикие перепевки российских хитов.

Или взять сувенирную продукцию, которая уж точно должна напоминать о Татарстане. И что мы видим на лотках? Статуэтка «Кул Шариф» из пластика, сделанная в Китае, шарфик с надписью «Я люблю Казань»... Это татарская культура? Нет, это безликие, бездушные сувениры, абсолютно не выражающие национальную принадлежность.

БАР ДЛЯ ЧЕТЫРЕХ ПОКОЛЕНИЙ

В Нидерландах ситуация складывает немного по-другому. Там во многом чувствуется голландский стиль, начиная от архитектуры, заканчивая атмосферой. Дело в том, что многие районы там фактически не менялись веками. Люди целыми поколениями живут в одних и тех же домах, ходят в одни и те же бары (причем часто с детьми, потому как в Голландии запретили курить в барах), где знают и бармена, и хозяина заведения, и многих посетителей. Если на местном рынке продается сыр, то и через 50 лет он будет продаваться на том же месте. Все это остается в некоем законсервированном виде. Ничего специально для туристов там не делается. А приезжим именно это и интересно, посмотреть на уклад, как живут местные жители, поэтому постепенно старые кварталы набирают популярность.

Да, наверное, местные жители не поют своих народных песен и не ходят в национальных одеждах. Но нужно разделять понятие «традиционность» и «национальная принадлежность». Они действительно голландцы, что касается уклада жизни, но при этом у нас нет каких-то чисто голландских праздников. Просто почему-то не сохранились.

Конечно, свою лепту вносят эмигранты, которые в массовом порядке стали прибывать в страну лет 40 - 50 назад. Но в типично нидерландских кварталах они живут редко. Чтобы жить в центральных районах, они должны либо родиться там, либо быть миллионерами, потому что жилье стоит дорого. Поэтому приезжие создают места компактного проживания. Часть тех, кто давно прибыл в страну, ассимилируется, но многие так и существуют в своих национальных кварталах.

ГОРОД С СОБЛАЗНАМИ

Мне было бы скучно, если там, где я родился, были бы одни нидерландцы. От каждой культуры мы впитываем что-то свое. К примеру, я очень люблю индонезийскую кухню. И даже несмотря на то, что сейчас нахожусь в России, холодильник забит различными индонезийскими специями.

Татарстан как раз и имеет такую привлекательность, когда в одной республике «намешано» много разных культур, образующих такой сложный организм. В этом интересно разбираться и изучать, как две главные культуры — русская и татарская — могут сосуществовать друг с другом. По крайней мере, мои друзья-иностранцы часто именно этот аспект выдвигают при решении, куда бы им поехать в России кроме Москвы и Питера.

.

Но мне кажется, что в какой-то степени в Казани происходит размывание границ, часто непонятно, где татары, а где русские. Возможно, кто-то думает, что проще вообще стереть эти границы, чтобы люди чувствовали себя единой страной. Однако без родного языка, традиций и культуры человек становится словно без рода и племени. Пример Татарстана всем показывает, как могут дружить люди разных национальностей. У вас татары ходят в гости к русским на Рождество и Масленицу, в то время как русские могут праздновать со своими соседями Курбан-барам. Много смешанных браков, это замечательно. Я про то, чтобы люди поддерживали свои корни и национальному компоненту уделялось больше внимания со стороны государства.

С другой стороны, люди, которые когда-то были носителями татарских традиций, во времена Советского Союза растворились в социалистическом быте, тогда все считались одним народом. А те, кому сейчас под силу восстановить этнические корни, просто не заинтересованы в этом. Детство современных бизнесменов пришлось на 80-е и 90-е. И тогда у них не было возможности прочувствовать свою родную культуру. А теперь они либо стали больше похожи на европейцев с европейским укладом жизни, либо могут обустроить дом в национальном стиле. Но как вынести свою культуру в массы, многие не знают.

Конечно, в крупном городе со всеми его соблазнами сложно сохранить татарскую культуру в ее первозданном виде. Однако я знаю, что в республике есть деревни, где сохранился татарский уклад.

Может быть, туристическая индустрия в Казани все же начнет работать в этом направлении и будет предоставлять гостю аутентичный тур в какие-то татарские деревни? От этого будет больше пользы, чем демонстрировать лубковые новострои... А если татарские бизнесмены будут думать не только о том, как заработать миллионы рублей, но и вкладываться в развитие своей настоящей культуры, то это позволит сделать ее более доступной. Да, может быть, первоначально они будут терять на этом деньги, но со временем это позволит Татарстану резко отличаться от многих регионов России. И для самосознания эти изменения могут пойти только на пользу.

Томас ван дер Ватерен

Читайте также

Томас ван дер Ватерен: «Вместо того чтобы раскурочивать центр Казани, почему бы не создать красивые старые районы?»

Томас ван дер Ватерен: «Интернет наводнится фотками, на которых тучные люди с глупыми лицами будут стоять на фоне «Кул Шариф»

Справка

Томас ван дер Ватерен родился 27 октября 1985 года в Амстердаме. Учился в католической школе, закончил Vrije Universiteit Amsterdam по специальности «архитектор». На родине занимался проектированием офисных зданий и ландшафтным дизайном. Много путешествовал по миру, с детства был влюблен в Россию. В 2012 году перебрался в Казань. Удаленно работает по специальности в голландской архитектурной компании и преподает английский.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (24) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    29.03.2014 09:10

    Город, это не деревня , не стоит из мегаполиса, выполняющего множество задач, делать большую фольклорную деревню.

  • Анонимно
    29.03.2014 09:27

    Молодец голландец. Говорит вещи вроде простые, лежащие на поверхности, но реально акцентирует вопрос очень правильно. И с точки зрения туризма,но самое главное и более важное для сохранение самобытности и культуры татарского этноса. Теперь надо чтоб это услышали ( как с Балтусовой ) и перевели в практическую плоскость.

  • Анонимно
    29.03.2014 09:52

    туфан абый китеп барды, анын кебек бер миллэтче дэ калмады шул. Бабай да китсэ нэрсэ булыр инде

  • Анонимно
    29.03.2014 10:30

    Печально это.. прав конечно Томас.. Мы татары совсем не сопротивляемся ассимиляции...это проблема национально-культурного самосознания. О каких сувенирах и каком то татарском стиле говорить, если люди стыдятся на своем родном языке разговаривать? Родители, выросшие в деревнях, с акцентом по-русски разговаривают со своими детьми. это смешно..сами себя не уважаем, манкурты.

    • Анонимно
      29.03.2014 11:44

      Менталитет такой российский- привыкли строем ходить как бараны .Буре .

    • Анонимно
      29.03.2014 11:53

      а мне вот неприятна городская татарская молодежь которые на своем языке и двух слов слов связать не могут. А молодежь из районов сейчас говорит не стесняясь. Даже громче чем на русском. И это приятно. Вообще сегодня если у тебя контактов с деревней татарской нет то вряд ли можно знать кто такие татары. Поэтому когда кто то ругается что казань большая деревня из за вездесущих приезжих из районов то я не понимаю. Сила молодежи из районов в том что они эрсез и это хорошо. Даже в ночных клубах сейчас во всю татарская речь слышна и я имею ввиду не татарские дискотеки. Только связь с районами спасает мне кажется нашу нацию от гибели. А молодежь татарская из городов без владения языком это пустое место для нации. Лучше знать татарский и иметь акцент на русском чем не знать родной язык.

  • Анонимно
    29.03.2014 11:35

    Он слишком молод чтобы делать глубокие суждения. Если бы Татарстан стал как Нидерланды, т.е. вернулся в Золотую Орду, то ...

    • Анонимно
      29.03.2014 22:44

      И еще если бы Казань, как и вся Россия, не пережила столько событий, начиная от Времен Казанского ханства, революции 17 года, ВОВ , перестройки и заканчивая "принудительным" возрождением культурного наследия. Хорошо говорить о самобытности, когда особо ничего не меняется, не ломаются храмы-мечети, не эвакуируются в ВОВ заводы и жители других городов, не приватизируются в перестройку огромные площади с историческими зданиями, а "мешающие" исторические развалины сгорают за одну ночь. Может Казань и не сохранила исторический облик со времен последних своих Ханов, но то, что сейчас есть в городе - наша история, написанная и прожитая нашими родителями и прародителями. И нужно уметь ценить Казань, такой какая она есть, зная ее прошлое, а не перестраиваться под мнение заезжих иностранных туристов, которым, вдали от родины, чего-то не хватило.

  • Анонимно
    29.03.2014 11:45

    Надо понимать что в течении времени каждая нация и каждая территория развивается и меняется. Проблема межэтнических, межнациональных конфликтов как раз находиться в плоскости не нежелании меняться(представитель нации этого обычно и не замечает и изменение сам обычно и производит), а именно в области рассуждений о необходимости сохранения самобытности, национальных традиций и так далее. И здесь к сожалению большинство рассуждений уходит в сторону поиска виноватых, необходимости принятия категоричных действий противных сложившейся ситуации и само собой направленных против иных культур. Надо быть очень осторожным в рассуждениях. Понять: что есть действительно культура веков, а что чушь граничащая с неуважением к своему и чужому развитию. Нахождение бара на одном и том же месте это не совсем признак сохранения культуры. В Казани на пересечении ул. Волкова и Достоевкого всю жизнь находится магазин "Семена"(странно даже как они выжили). Если нам необходимо ориентироваться на этот магазин то у нас самобытность татарского народа сохранена. Чушь полная! Неправда ли?

    • Анонимно
      29.03.2014 16:57

      Нет, не правдаДело то тут не в семенах, вы видимо не внимательно читали текст...

  • Анонимно
    29.03.2014 13:31

    Прав автор статьи. Тем более со стороны виднее. Даже в названиях станций метро из десяти только одна названа по-татарски. И на любую попытку напомнить татарам о себе, тут же находятся крикуны с воплями, что Казань это нетатарский город. А про единственный татарский канал, сколько вопили, что не зачем его содержать за счет налогов.

  • Анонимно
    29.03.2014 14:11

    Да никаких проблемм,просто из крупного города делается большой аул,чего и наблюдается последние лет 20.Казань уже давно большая деревня,а для начала надо определится кто мы-татары,коих изобрел Ленин 100 лет назад или булгары с древней историей.

    • Анонимно
      29.03.2014 16:57

      Я не знаю кто вы. Но, я, лично, минимум 14 поколении как татар, и товарищ Ленин, при всем моем уважении, здесь не причем. Глаза мойте перед чтением. Или вы правокатор? Тогда сорри, вопросов больше не имею.

    • Анонимно
      31.03.2014 08:31

      Господин аноним! Почитай альтернативную историю татар на сайте tatartarihy.jimdo.com

  • Анонимно
    29.03.2014 16:49

    Зачем, ну зачем делать из города музей? Нам тут жить, а приезжим достаточно того, что представлено в обширной экскурсионной программе. Захочется этноса, пожалуйста, пусть едут в татарскую деревеньку, а лезть со своим самоваром в жизнь МНОГОнационального города не надо!

  • Анонимно
    29.03.2014 20:28

    Если каждый заезжий турист будет перекраивать город на свой вкус, то от истории и культуры ничего не останется.

  • Анонимно
    29.03.2014 22:23

    КАЧЕСТВО и уровень татарской современной культуры оставляют желать много лучшего. Отсюда и ощущение отсутствия аутентичности у иностранца. Откуда им взяться, если "событие года" балет "Золотая орда" не хотят показать НАРОДУ по телевизору? И это всего лишь один частный случай из рядовой практики. Нет заботы о культуре - нет проявления культуры.

    • Анонимно
      30.03.2014 21:38

      Телевидение работает по принципу востребованности. И востребовано, видимо, всякое (не сказать бы грубо) непотребство в виде ток-шоу с ковырянием в чужой жизни. Нет спроса на культуру.

      • Анонимно
        31.03.2014 14:35

        "" Нет спроса на культуру""Тогда, значит, министерство культуры ""ковырянием""... в носу занимается.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль