Общество 
31.03.2014

Фатих Сибагатуллин спутал все карты татарским писателям

Литературная общественность выражает сомнения в компетентности комиссии по присуждению госпремии им. Тукая

Громкий скандал разгорается вокруг ситуации с присуждением госпремии РТ им. Тукая. Один из самых известных татарских поэтов Ркаил Зайдулла при помощи западного СМИ выразил недоверие членам комиссии при президенте РТ по присуждению тукаевской премии и выразил удивление тому, что среди кандидатов оказался депутат Госдумы РФ, экс-глава минсельхоза РТ и Нурлатского района Фатих Сибагатуллин, который, по словам Зайдуллы, «вовсе не является писателем». Газета «БИЗНЕС Online» выяснила, что такие скандалы по большому счету происходят каждую весну и что один из самых резонансных разразился в 2012 году, когда премии им. Тукая не был удостоен ни один из татарских писателей.


Фатих Сибагатуллин
Депутат Госдумы РФ, экс-глава минсельхоза РТ и Нурлатского района Фатих Сибагатуллин написал книгу «Татары и евреи»

«МЫ НЕ МОЖЕМ ПОХВАСТАТЬСЯ МНОГОВЕКОВЫМИ КУЛЬТУРНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ»

Фатих Сибагатуллин — депутат Госдумы РФ, экс-глава минсельхоза РТ и Нурлатского района — не имеет права претендовать на госпремию им. Тукая, поскольку вовсе не является писателем. Такое заявление сделал на прошлой неделе в интервью одному из западных СМИ, а именно радио «Азатлык» (татаро-башкирской редакции радио «Свобода»), дислоцируемому в Праге, татарский поэт Ркаил Зайдулла, кстати, лауреат премии Тукая 2010 года.

В начале интервью речь идет о том, что в этом году к вручению премии Тукая и к кандидатам на нее привлечено особое внимание общественности, поскольку в России и Татарстане 2014 год объявлен Годом культуры. Напомним также, что в середине марта президент РТ Рустам Минниханов выпустил указ об увеличении размера госпремии с 300 до 500 тыс. рублей. Кроме того, организация ТЮРКСОЙ (международная культурная организация, объединяющая тюркоязычные страны со штаб-квартирой в Анкаре) объявила, что в 2014 году Казань станет культурной столицей тюркских народов.

«Ничего сверхъестественного в связи с этим не происходит, — говорит вначале Зайдулла. — Это же просто декларация. Ни страна, ни народ не превратятся в культурных только из-за того, что объявлен Год культуры, поскольку культурные традиции складываются веками, а в этом отношении мы похвастаться не можем».

Затем поэт размышляет о том, должны ли кандидаты на премию Тукая быть верными татарским национальным традициям. Зайдулла заявляет, что Татарстан никогда не воспринимался и сегодня не является чисто татарским государством, поэтому среди кандидатов на премию Тукая могут быть даже те лица, которые вообще отвергают татарскую культуру.

«Дадут таким премию или нет — это другой вопрос, — рассуждает Зайдулла. — Я согласен с режиссером Ахтямом Зариповым, который опубликовал в газете «Шәһри Казан» статью о комиссии при президенте РТ по присуждению премии Тукая. Ни для кого не секрет, кто в нее входит (см. состав комиссии ниже прим. ред.). Большинство из них мало знакомы с татарской культурой, театральным и песенным искусством. Среди тех, кто может читать татарскую литературу, можно назвать Фарида Бикчантаева и Разиля Валеева. Остальные вообще ничего не знают! Более чем уверен, что они не читают литературные произведения. Мне никак в голову не лезет, как этот вопрос присуждения литературной премии решается людьми совершенно из другой сферы?! Наверное, настала пора искать другие механизмы присуждения премии Тукая».

«БАЙРАМОВА ДОСТОЙНА ПРЕМИИ, НО...»

Правда, Зайдулла тут же оговаривается, что какую бы формулу ни придумали, она не может быть объективной. По его словам, если сравнить список тех, кто был удостоен Нобелевской премии по литературе, и список великих писателей, кому она не досталась, то второй будет намного обширнее.

«Например, Нобелевской премии удостоен турецкий писатель Орхан Памук, — говорит Зайдулла. — Я читал его произведения, хороший писатель. Но дело в том, что Нобелевской премии он был удостоен не столько за свой профессионализм и мастерство, сколько за политические взгляды, за то, что неоднократно выступал с заявлениями о геноциде армян, чего Турция признавать не хочет. Также он выступал в защиту курдов. Были судебные процессы против Памука, в которых европейская общественность выступила на его стороне. И вот на этой волне он был удостоен Нобелевской премии по литературе, в то же время никто не сможет сказать, что Памук — плохой писатель. Но без политической составляющей и хорошему писателю могут не дать премию. Если уж при присуждении Нобелевской премии присутствует политика, то, наверное, нельзя утверждать, что при присуждении тукаевской премии она отсутствует», — считает Зайдулла.

Далее он заявляет о том, что среди ныне здравствующих татарских писателей, без сомнения, премии Тукая достойны Айдар Халим и Фаузия Байрамова, которые именно по политическим соображениям до сих пор не имеют признания на государственном уровне.

«Я сам лично несколько раз поднимал вопрос выдвижения Байрамовой на премию Тукая. Она очень много сделала и в области литературы, и в публицистике, куда только не съездила (имеется в виду места компактного проживания татар прим ред.), о чем только не написала! — поражается Зайдулла. — В том числе и исторические произведения. Но в писательской среде сложилось мнение, что «они (кандидатуры Халим и Байрамовой) все равно не пройдут». Говорят, что раз это государственная премия, то вряд ли ее дадут тем, кто все время это государство критикует. В этих рассуждениях тоже есть истина. Каждый сам выбирает свой путь. Если ты состоишь в оппозиции, то ты должен на госпремии смотреть сверху вниз. Надо понимать, что данная премия — вовсе не пуп земли. После смерти писателя он или остается в истории, или уходит в забвение. И в этом случае совершенно неважно, какие премии он получал. Все решает читатель».

Фаузия Байрамова
Фаузия Байрамова

«СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ ВЫДВИНУЛ ТОЛЬКО ДВЕ КАНДИДАТУРЫ»

Зайдулла уверен, что кому бы ни присудили премию Тукая, в любом случае будут недовольные принятым решением. По его мнению, если обратить внимание на список кандидатов этого года, то по нему совершенно непонятно, кого какая организация выдвинула.

«К примеру, кандидатура Нурислама Хасанова была рассмотрена в мастерской прозы союза писателей РТ и не набрала необходимого количества голосов. Больше чем он голосов набрали Вахит Имамов, в поэзии — Флера Гиззатуллина. В этом году союз писателей выдвинул только две кандидатуры, откуда в списке появились другие кандидатуры, мне непонятно», — сказал Зайдулла.

В этом месте, наверное, справедливо будет отвлечься от интервью и назвать полный список кандидатов. Итак, как сообщила пресс-служба минкульта РТ, комиссия при президенте РТ по госпремии им. Тукая утвердила список из 10 кандидатов. Это поэтесса Клара Булатова за книгу «Избранные произведения», Фан Валиахметов за возрождение и пропаганду забытых старинных, редко исполняемых народных песен, Флера Гиззатуллина за книги «Свет очей моих» и «Раздумья о вселенной».

Также на премию претендуют Рафаиль Ильясов за исполнение протяжных татарских и башкирских народных песен, Вахит Имамов за двухтомный исторический роман «Огненная степь», Ильгизар Самакаев за серию художественных произведений, Фатих Сибагатуллин за серию историко-публицистических книг «От Аттилы до Президента», «Великие хунны и Золотая Орда», «Великие татары — строители и защитники Государства Российского», «Татары и евреи». В последней рассказывается об истории тюрко-татар и созданных ими государствах. Серьезное внимание уделено хазарам — тюркскому народу, принявшему иудаизм и сыгравшему существенную роль в истории Евразии. За создание антологии музыки композиторов РТ претендует на получение премии им. Тукая Александр Сладковский, за серию каллиграфических композиций — Владимир Попов, за книгу «Простит ли сердце?» — Нурислам Хасанов. Из всего списка Зайдулла в своем интервью выступает резко против кандидатуры Сибагатуллина .

«Я его вообще не считаю писателем! Насколько я знаю, его выдвинул не союз писателей, а Институт истории. Он и по номинации-то не подходит. Если на премию выдвигаются произведения литературы и искусства, то какое право имеет выдвигать кандидатуру Институт истории? Если они его так высоко оценивают, то пусть выдвигают на премию в области науки и техники», — говорит Зайдулла.

В феврале 2014 года наша газета написала о том, что в здании союза писателей РТ состоялась презентация книги Сибагатуллина «Татары и евреи». По словам организаторов вечера, в зале находились не меньше двух десятков докторов наук и не меньше трех десятков кандидатов наук. Свободных мест не осталось вовсе, и кому-то пришлось подпирать стенку. Такой ажиотаж наверняка был связан с громким именем автора, однако не меньше внимания, конечно же, привлекло название книги, посвященной истории тюрко-татар и созданным ими государствам, а также персона ведущего. Им стал генерал-полковник милиции, юстиции и прокуратуры Владимир Колесников.

«ЭКОНОМИТЬ НА БЕДНЫХ ПИСАТЕЛЯХ — НЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ДЕЛО»

Это уже не первый скандал, связанный с присуждением премии Тукая. По большому счету, они происходят каждую весну. Один из самых громких был в 2012 году, когда премии Тукая не был удостоен ни один из татарских писателей. Классик татарской литературы Туфан Миннуллин в своем последнем интервью признался, что по собственному желанию вышел из состава комиссии по присуждению премии Тукая, поскольку устал объяснять членам комиссии, которые абсолютно не знают и не хотят ничего знать о татарской литературе, почему тот или иной писатель или поэт достоин премии Тукая. 26 апреля 2012 года на празднике поэзии возле памятника Тукаю рядом со зданием театра оперы и балета в Казани Миннуллин признался, что этот день для него мрачный, беспокойный и даже страшный.

«Как мне объяснили, члены комиссии в этом году решили, что в этом году среди кандидатов не было писателей, достойных присуждения премии Тукая. Камил Каримов не достоин? Или Набира Гыйматдинова, Клара Булатова? Среди членов комиссии много людей, которые вообще не читают книги на татарском языке, поэтому они не имеют права оценивать нынешнюю татарскую литературу. Также до меня довели мысли некоторых членов комиссии о том, что, дескать, если одному дашь премию, другие обидятся — разразится скандал. Пускай! Покричат и успокоятся. Понятно ведь, что в следующем году получат другие люди, и если ты достоин, то дождешься своего часа. Не государственное это дело экономить деньги на бедных писателях. Я вот подумываю еще и о том, что у них может хватить ума, чтобы сократить сумму, выплачиваемую лауреатам. Видимо, на зарплату хоккеистов не хватает...»

К слову, в этот же день, 26 апреля 2012 года, Миннуллин последний раз выступал на трибуне Госсовета РТ и призвал руководство республики отойти наконец от примитивного отношения к культуре.

Справка

Ркаил Зайдулла (Зайдуллин Ркаил Рафилович) — поэт, прозаик, публицист, драматург. Родился 23 января 1962 года в деревне Чичкап Чувашии.
1979 - 1984 — учеба на факультете татарского языка и литературы КГУ.
С 1988 года — член союза писателей РТ.
Работал в редакциях республиканских изданий «Татарстан яшьләре», «Яшь ленинчы», «Идел».
В 1990 году удостоен республиканской премии им. Джалиля, в 2010-м — премии им. Тукая.
Его произведения переведены на английский, турецкий, узбекский, русский и чувашский языки.

Состав комиссии при президенте РТ по государственным премиям РТ им. Тукая

Минниханов Рустам Нургалиевич — президент РТ, председатель комиссии.
Сибагатуллин Айрат Миннемуллович — министр культуры РТ, заместитель председателя комиссии.
Бикчантаев Фарид Рафкатович — председатель союза театральных деятелей РТ, главный режиссер татарского государственного академического театра им. Камала.
Валеев Разиль Исмагилович — председатель комитета Госсовета РТ по культуре, науке, образованию и национальным вопросам, поэт.
Гимаев Зуфар Фаатович — председатель союза художников РТ.
Калимуллин Рашид Фагимович — председатель союза композиторов РТ.
Курбанов Рафис Харисович — председатель союза писателей РТ.
Логинов Виталий Павлович — председатель союза архитекторов РТ.
Мазгаров Ахмет Мазгарович — президент академии наук РТ.
Матуров Илдар Загирович — председатель союза кинематографистов РТ.
Нигматуллина Гульшат Радифовна — начальник отдела культуры и развития языков народов РТ аппарата кабмина РТ.
Ратникова Римма Атласовна — заместитель председателя Госсовета РТ.
Славутский Александр Яковлевич — художественный руководитель, директор Казанского государственного академического русского большого драматического театра им. Качалова.
Таишев Марсель Мазгарович — председатель общественного совета при министерстве культуры РТ.
Терентьев Александр Михайлович — заместитель руководителя аппарата президента РТ — руководитель департамента по вопросам внутренней политики.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (121) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    31.03.2014 08:19

    Тогда уж "Бандитскую Казань" выдвигайте на премию, люди хоть сами писали и о нашем городе. А Фатиху все знают кто писал про евреев;-)))

    • Анонимно
      31.03.2014 14:02

      среди претендентов на высокую премию есть дирижер сим. оркестра РТ,однако какое отношение с татарскому искусству, а уж тем более творчеству великого Тукая, пропаганде муз. произведений. посвященных его шедеврам тут и речи нет. ну хотя бы чуть-чуть Салиха Сайдаша, Мансура Музаффарова, Фасиля Ахметова, Бату Мулюкова и мн. других.так ведь ни единой "ноточки"!!! А то помнится лет 10 назад присвоили премию одному режиссеру, так он даже на торжества не пришел, мол. плевал я на вашу премию...знакум

      • Анонимно
        31.03.2014 14:33

        Если вы внимательнее прочитаете, то увидите, что дирижера выдвигают за запись антологии татарской музыки. Пришлый записал, а местным много лет было не до этого.

    • Анонимно
      1.04.2014 08:51

      Чем пропагандировать бандитскую Казань, лучше в очередной раз напомнить всем, что татары - защитники России, уважают русских и евреев, вторая титульная нация в стране. Благодаря ФС, об этом узнали Нарышкин, Кобзон и Жириновский...

  • Анонимно
    31.03.2014 08:47

    Какой молодец, Ркаиль! Давно пора было поднять вопрос с литературными премиями, и не только татарскими! Дают - лишь кому, лишь бы деньги не пропали... А то, что вся страна смеется над нашими липовыми лауреатами, об этом не задумываются! В комиссии одни великие люди, а где специалисты? Имея деньги и возможности, можно издать любую красивую и яркую книгу, и обращать внимание на картинки-это нелепо.Члены комиссии должны проанализировать все тексты. Что они дают уму, читателю... А гипотезы-это область фантазий, только тень на плетень наводят!

    • Анонимно
      31.03.2014 10:06

      Не Р.Зайдулле рассуждать о культуре. Все все о нем знают. Сейчас занялся сомнительной публицистикой,раздувая ненужный скандал в татарской интеллектуальной среде.Вряд ли он читал все книги Ф.Сибагатуллина, чтобы давать безапелляционные оценки. Еще вопрос: почему тогда столько известных писателей, не скупились на комплименты на презентации книг Ф.С. Сибагатуллина, прошедшей в Союзе писателей РТ? Где был Р.Зайдулла?

      • Анонимно
        6.04.2014 08:26

        Все знают, что книги Ф.Сибагатуллина пишет его литературный негр.

  • Анонимно
    31.03.2014 08:51

    Ни одно присуждение престижной премии по литературе не обходится без конфликтов, включая Нобелевскую.Вон тот же Пастернак получил нобеля, за весьма посредственную прозу, хотя на мой, и не только мой, взгляд его поэзия намного сильней.Тут то же самое. Одно могу сказать, что Байрамова, как никто другой сделала все, что бы создать у русских негативный образ татар.Что же касается Ф.С.Сибагатуллина, то он конечно самородок.Но его книги, как уже замечено до меня, более подходят под номинацию государственной премии по науке и технике.Что же касается состава комиссии, то он вполне нормальный - руководители творческих союзов.Включи в нее самих "инженеров человеческих душ" так они передерутся между собой, протаскивая своих приятелей.Не читал Ркаила - лауреата, я как то консерватор, хватает Тукая, Такташа, Джалиля и их плеяды, но думаю, что "Свобода" не лучшее место для таких "ябед".

    • Анонимно
      31.03.2014 09:53

      Вот что удивляет. Уважаемый депутат Ф.С. Сибагатуллин, работая депутатом Госдумы РФ, Главой Нурлатского района и города Нурлат день и ночь, парой без выходных, нашел время написать такие емкие книги. А многие писатели профессионалы , нигде не работая, не могут толком написать одно произведение на уровне, за что можно было присвоит премию Г.Тукая. В эпоху когда можно получить целиком часть государства(Крым) со всеми, ранее созданными основными фондами предприятий, пароходов, кораблей, даже санатории самого МВД и других правительственных органов так просто, то - премию Г.Тукая получить можно так себя, без проблем. Вот что волнует многих.

      • Анонимно
        6.04.2014 08:30

        Зачем наводить тень на плетень, не пишет Ф.Сибагатуллин никаких книг. За него это делает "литературный негр" Булат Хамидуллин.

    • Анонимно
      31.03.2014 10:16

      так в Свободе кто - Римзиль Валеев

    • Анонимно
      1.04.2014 02:26

      "Байрамова, как никто другой сделала все, что бы создать у русских негативный образ татар" Не ее, так другую бы назначили в врага, вы же не можете жить без врага- кругом одни враги- не страшно жить-то? Столько ненависти вы развели на земле...

  • Анонимно
    31.03.2014 09:00

    Лакмусовая бумажка - и здесь клановость, кумовство и коррупция.

  • Анонимно
    31.03.2014 09:11

    Цитирую: "Байрамова сделала все, что бы создать у русских негативный образ татар". Так вот - Фатых Сибагатуллин, напротив, сделал все, чтобы указать величие истории татар и огромную положительную роль татар в истории России. При этом он восхваляет ВСЕ соседние народы (русских, евреев, чувашей и т.д.). Вывод: молодец, достоин!

    • Анонимно
      31.03.2014 09:51

      Пером Фатиха Саубановича движет его "литературный негр" Булат Хамидуллин, пишущий для хозяина уже 5 книгу. Если уж давать литературную премию за книгу "Татары и евреи", то только ее настоящему автору. Хотя Тукай вряд ли бы плагиат одобрил...

      • Анонимно
        31.03.2014 10:50

        В данном случае Булат Хамидуллин не "негр", т.к., полагаю, получает "зарплату". Более верное выражение "шабашник". А у любого шабашника цель - при меньших затратах получить побольше денег. Поэтому качество этих книг, которые являются компиляциями из разных источников, довольно низкое. Об этом более подробно будет изложено в обращении в Комиссию.

  • Анонимно
    31.03.2014 09:20

    Как прав был Туфан Миннулин. Во всем сегодня торжествует примитив. Молодец Ркаил Зайдулла! Это наша гордость! Мы должны зачитываться его произведениями. Также произведениями Айдара Халима и Фаузии Байрамовой.

  • Анонимно
    31.03.2014 09:30

    Если рассмотривать книги Сибагатуллина как произведения (хотя я таковыми их не считаю), то на премию надо выдвигать того, кто написал эти книги для Сибагатуллина

  • Анонимно
    31.03.2014 09:38

    Хорошему писателю вообще не должно быть дела до премии, пусть про стихи свои задумается а не про деньги

    • Анонимно
      1.04.2014 11:18

      При рыночной экономики все продается и покупается, конечно, кроме Родины. Поэтому не удивляйтесь. Еще в народе говорят, в мутной воде , легче рыбу поймать. Некоторые пока по этому принципу живут.

    • Анонимно
      1.04.2014 11:18

      При рыночной экономики все продается и покупается, конечно, кроме Родины. Поэтому не удивляйтесь. Еще в народе говорят, в мутной воде , легче рыбу поймать. Некоторые пока по этому принципу живут.

  • Анонимно
    31.03.2014 09:39

    Давно тоже хочу высказаться-полностью согласен с Ркаилем Зайдулла-и не только такое происходит в отношения Тукаевских премий-когда учился -довольно часто в объявлениях предлагались за определенную плату курсовые работы и не только-вот и сейчас довольно часто \видишь\как народные артисты сцены один за другим стали представлять свои биографические произведения и у меня вкрались сомнения-может быть и здесь объявились \писатели курсовых работ\а уж говарить о депутатов РОССИЙСКОГО уровня-у которых ЗАРПЛАТЫ ума промачительные-раз два плюнуть ЗАКАЗАТЬ такую книгу......и ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ комиссии не должен быть Президент Республики-Минниханов Р Н-по причине того что ПРЕМИИ сотканы из наших НАЛОГОВ и решать кто достоен такой престижной премии как ТУКАЕВСКАЯ ПРЕМИЯ-П Р О С Т О обязан его ВЕЛИЧЕСТВО Ч И Т А Т Е Л И-так по крайне мере будет ЧЕСТНЕЕ И конце концов ДЕМОКРАТИЧНЕЕ.....Шамиль

  • Анонимно
    31.03.2014 09:42

    Самыми достойными и креативными на премию на сегодняшний день в татарской литературе, безусловно, являются Айдар Халим и Фаузия Байрамова.Кроме чисто литературных произведений, имеющих эстетическую, истинно народную сущность и ценность, они являются непревзойденными и смелыми публицистами,затрагивающими самые насущные и острейшие проблемы нации: сохранение языка, традиций,культуры и религии, а в конечном итоге татарского народа. Высокая комиссия не видя это и не считаясь этим, напрочь дискредитирует саму идею и принципы, заложенные в Госпремии им.Великого Габдуллы Тукая. ДАУД

    • Анонимно
      6.04.2014 08:37

      Кроме того, даже по моральным критериям Сибагатуллин никак не должен был бы проходить в кандидаты на премию Габдуллы Тукая. Ведь это он, не стесняясь, требует прекратить преподавание в школах татарского языка (языка Тукая!), дескать его достаточно осваивать дома на кухне. Как низко пала госкомиссия по премиям, если допускает таких номинантов на соискание премии.

  • Анонимно
    31.03.2014 10:00

    Ркаил Зайдулла совершенно прав. Вертикаль власти давно уже добралась и до государственных премий в Татарстане и уничтожает основы высокой национальной культуры. Это, кстати, в полной мере можно отнести и к госпремии в области науки. Кто ближе к "вертикали", тот и получает бонусы. Гуманитарная сфера Татарстана разрушается просто ударными темпами. Что касается произведений Ф.Сибагатуллина, то можно предложить высокой комиссии по присуждению тукаевской премии рассекретить истинных авторов этих веселящих разум книг и вручить именно им премию за "многолетний выдающийся вклад в деле фальсификации национальной истории." Эти талантливые ребята давно достойны этого.

  • Анонимно
    31.03.2014 10:17

    Интересно, Габдулла Тукай получил какую-либо премию?

  • Анонимно
    31.03.2014 10:17

    А почему в комиссии нет представители от НАРОДА и имею ввиду конечно ПРОСТОГО ЧЕЛОВЕКА-ЕГО ВЕЛИЧИСТВА ЧИТАТЕЛЯ.....одни \БУЛЫЖНИКИ\ВЛАСТИ...которые не всегда и с этим полностью согласен с РКАИЛЕМ ЗАЙДУЛЛОЙ принципиально ЧЕСТНО судят и тем более и не сам же Фатих Сибагатуллин и написал это произведение и тем более во многих СМИ Татарстана за определенную плату\ОТКАТ\и пишут о них огромные статьи-создавая СУПЕР-писателя -может хватит уже заниматься ОБОЛВАНИЕМ населения-пора бы и НАРОД \сделать опрос\чтобы смог выбирать самых достойных -ТУКАЕВЦЕВ...

  • Анонимно
    31.03.2014 10:30

    Есть Мурад Аджи - недоступный, но глубокий фантаст истории... Фатих Сибгатуллин поменьше будет с Булатом Хамидуллиным против Мурада.

  • Анонимно
    31.03.2014 10:36

    Когда наконец дадут премию Г.Тукая писателю Камилю Кариму?Он я думаю заслужил.

    • Анонимно
      31.03.2014 11:02

      Как жаль нет Туфан абы,сказал бы свое веское слово!Во многом прав,Ркаил-особенно как у нас людей выдвигают.Но по Фатыху не согласен!Вы бы хоть часик побеседуйте с ним-найдете среди современных руководителей ГИГАНТА мысли такого уровня?За него может писать кто угодно,но мысли то его!Жаль только- Фатых Саубановича как писатель и как депутат мы не слышим по многим вопросам,в том числе и высказанным Ркаилем!А сегодня у писателя должна быть ПОЗИЦИЯ!знакум

      • Анонимно
        6.04.2014 08:44

        //За него может писать кто угодно,но мысли то его!// - Ну так премию дают ведь не за мысли, а за реальные литературные произведения, конечно, самостоятельно написанные автором. Кроме того, ведь это он везде талдычит о ненужности преподавания татарского языка в школе (языка Тукая!).

    • Анонимно
      31.03.2014 11:25

      Действительно,Камиль Карими на сегодняшний день это величайший современный сатирик и публицист,из года в год го творчество пытаются не видеть,он обязательно должен получить премию Габдуллы Тукая,ведь он внес огромный вклад в татарскую литературу и радовал наш народ.

  • Анонимно
    31.03.2014 11:01

    Мне кажеться можно дать \посмертно\баянисту -виртуозу-Рустаму Валиеву-который был по истину НАРОДНЫМ УМЕЛЬЦЕМ и все это поняли когда его не стало-тысяча людей провожали его в последний путь

  • Анонимно
    31.03.2014 11:08

    Уважаемая комиссия! Я надеюсь, что кто-нибудь из комиссии читает эти комментарии. Обращаю внимание на один "маленький" момент. Книги хорошо иллюстрированы, много рисунков, фотографий, старинных карт. Но ни один из них, кроме фотографий Сибагатуллина, не оригинален. Они взяты из различных источников. В этом случае должны быть ссылки на художников, авторов, источников. Если этого нет, то это неприкрытый плагиат. Если не Сибагатуллин, то Хамидуллин должен быть знаком с авторскими правами. Я думаю, у Комиссии хватит мудрости, чтобы не присваивать высокую премию скандальным работам.

    • Анонимно
      31.03.2014 11:18

      Кроме Сиразина кто-то в БО вообще поддерживает опусы Сибагатуллина?

  • Анонимно
    31.03.2014 11:20

    И здесь хочет наследить "Первый конник".

  • Анонимно
    31.03.2014 11:27

    Честнее было бы, если Фатих Саубанович откажется от номинации. Но увы, он этого не сделает. Аульный менталитет не позволит.

    • Анонимно
      31.03.2014 11:55

      Честнее претендовать на госпремию... а Тукая просклоняли и проклонировали - пора что-то поменять с этим поэтом.. как Маяковский или Пушкин - волочить в будущее уже нечего, впереди Великолепный век и скифы...

  • Анонимно
    31.03.2014 11:30

    Сколько можно заниматься болтовней? Причем нередко это делают люди все литературное наследство которых:подписи в ведомости на получение денег или поздравительные открытки.Очень не любят у нас успешных людей, да еще пишущих.Что же касается "литературных негров" или плагиата, не избежали таких обвинений даже Шекспир и Шолохов. Изливать свои кляузы на радио "Свобода" это последнее дело.Грешен Ркаила не читал, имею ввиду стихи, а не прозу на "свободе", да и вряд ли буду. Тем кто очень уж старается протолкнуть Байрамову, еще раз повторю никто столько не сделал, что бы восстановить русских против татар как она.Премия имени Тукая ей была бы оскорблением памяти поэта, отношение которого к русскому народу мы знаем. Я, да и многие другие даже думали не провокатор ли она добивающаяся ввода войск в Казань.Но понял, что нет, это ее суть. А вот литературных произведений ее не читал, хотя пишет в одной из газет неплохие очерки по истории.Ученым стала однако, и это неплохо.

  • Анонимно
    31.03.2014 11:31

    Хоть у одного человека хватило чести и мужества, чтобы вещи назвать своими именами.

  • Анонимно
    31.03.2014 11:41

    Нужно по новой возрождать дух татарской нации,иначе мы погибнем,погибнем все.

    • Анонимно
      31.03.2014 12:09

      Для этого нужно с молодежью работать,поднимать именно в них дух нашего народа,к сожалению на сегодняшний день ситуация плачевна,телевидение парализовано,не ведется пропагандистская деятельность в воспитании и нравоучении подрастающего поколения,исламские деятели попрятались,ни видать их и не слыхать,татарские писатели не наведу у народа,как раньше и вообще на сегодня у татарского народа нет своего лидера,,кто мог бы защищать права народа,видимо и не нужен он нашему народу.

      • Анонимно
        31.03.2014 12:23

        Вы обьясните пожалуйста зачем вообще татарскому народу лидер?Я думаю татарский народ на сегодняшний день не нуждается в лидере,так как он и без лидера процветает.В России на сегодняшний день один лидер Президент РФ.

        • Анонимно
          6.04.2014 08:50

          А какое отношение он имеет к татарам? У татар свой лидер должен быть.

  • Анонимно
    31.03.2014 11:58

    После Сибгатуллина премия Тукая резко девальвируется.И в самом деле достойным придется утверждать что то новые.

  • Анонимно
    31.03.2014 12:01

    Любой, кто слышал разговорную лексику Ф. Сибгатуллина прекрасно знает, что написать с помощью ее что-либо достаточно проблематично. Теперь о выдвижении - комиссия в очередной раз показала, кто правит "балом" в Татарстане - авылдашлар.

  • Добрый день!Если один человек заявил свое несогласие, то, почему сразу, - скандал?!.Придет другой и скажет другое...Цитата: "Фатих Сибагатуллин за серию историко-публицистических книг «От Аттилы до Президента», «Великие хунны и Золотая Орда», «Великие татары — строители и защитники Государства Российского...»,то есть, книги есть!Моё мнение, работая с историческими документами и возвращая в историческую литературу правду о татарах, Фатих Сибагатуллин совершает подвиг. В Москве приходилось слышать и читать клеветнические нападки на него, только из-за того, что он не показывает татар варварами и дикарями, а объясняет, что с древнейших времен татары были довольно таки развитым народом. Книги Сибагатуллина разрушают негативный миф национал-фашистов о татарах. Моё мнение, за свои литературный труд Сибатуллин достоин премии.P.S.Кретий "Не давать премию, потому что, он не член Союза писателей, - доводит до того, что и Габдулла Тукай не член союза писателей. Некоторые "деятели от писателей" выступили бы и против Тукая: "Не давать ему премию, - у него нет высшего образования и он не член Союза писателей!"Судите по делам, а не по словам!

    • Анонимно
      31.03.2014 12:23

      Если сенатору и главе района настолько нечего делать, что он работает с историческими документами и выдаёт нагора толстенные книги, может ему лучше уволиться и не рассеивать своё внимание на госслужбе?

  • Анонимно
    31.03.2014 12:04

    Премию г. Тукая надо присвоит только писателям, какое отношение имеет имя Тукая другим профессиям? А пока в течение 10 лет, премию никому не присвоить, а сумму премии направить на развитие инфраструктуры деревни Кырлай Арского района, для развития того же много обсуждаемого туризма в РТ.

    • Анонимно
      31.03.2014 13:08

      "работая с историческими документами и возвращая в историческую литературу правду о татарах, Фатих Сибагатуллин совершает подвиг". Тут уже премией не отделаешься, за подвиг полагается Звезда Героя. Или хотя бы "Звезда Поволжья";-))

  • Анонимно
    31.03.2014 12:42

    У несуществующего государства не может быть государственной премии. Эта премия была учреждена Татарским Обкомом КПСС. Т.е., он всегда был и остался номенклатурным и назначаемым. С какой стати Нигматуллина из Кабмина, или Терентьев из АП должны определять лауреатов? Это же маразм. То же самое, что премию Оскар будет присуждать Барак Хусейнович, а его помощники будут участвовать в голосовании. Было бы так грустно, если б не было бы так смешно...

    • Анонимно
      31.03.2014 14:18

      Вы правы!Фатых Саубанович смелый человек-думаю ума хватит(его у него много)отказаться...ПОКА!Время еще не пришло.Пока есть Фаузия Байрамова,Камиль Каримов,Айдар Халим...Ато одному очень талантливому поэту дали НАРОДНОГО за день до смерти!У Фатыха премий много-не обидится.Только вот не надо его ТРУДЫ порочить и хаять!знакум

  • Анонимно
    31.03.2014 13:08

    Интересная картина на Тукаевскую премию могу выдвигаться все кому не лень-и артисты и художники и музыканты и скульптуры и тд-но вот интересная деталь ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ только и могут на пристижную Тукаевскую премию-им не дано например стать лауреаты в области скульптуры или в области художника и тд-почему такая не справедливость вот вопрос и самое обидное никто или почти никто не прослеживает их творческий путь-как сообственно и в любой другой профессии-и это очень плохо......

  • Анонимно
    31.03.2014 13:36

    В чем различия от того же депутата Госдумы Фатиха Сибагатуллина\зарплата-500 тысяч рублей\и взять например того же Ркаила Зайдулла-небо и земля-отсюда и вывод кто и насколько способен раскрыть свои ТВОРЧЕСКИЕ способности......нет денег и нет ничего-я сам по своей профессии это сполна испытываю-ш абдюшев\фотокорр\\

  • Анонимно
    31.03.2014 13:59

    Премию кто дает? Государство. Вот оно и решает - кому давать, когда давать, как давать. Все остальные мнения и суждения безполезны.

  • Анонимно
    31.03.2014 14:00

    )) Чиновники прогрессируют в духе царицы из "Золотой рыбки: "не хочу быть чиновником с научной степенью! Хочу быть чиновником с писательской премией!".

  • Анонимно
    31.03.2014 14:24

    Уважаемая комиссия! Книга написана примерно на уровне «что хочу, то и ворошу. Например «элита» - от татарского «эль итэ», то есть «делает, создает государство» (стр. 317 «Татары и евреи»). Я еще будучи школьником прочел доступную татарскую литературу и могу утверждать, что на татарском языке словосочетания «эль итэ» нет. «Эт итэ» есть. Нет и понятия «элита». Есть слово «ак сояк». Общепринято, что эли?та (от лат. eligo, англ. фр. ?lite — избранный, лучший) — в социологии и политологии — неотъемлемая и важная часть любого социума. Таких примеров в этих книгах уйма.

    • Анонимно
      31.03.2014 17:19

      "Народный" депутат от Татарстана потерял свои родные берега,начал прислуживать сионистам.Ждемс продолжения...

  • Анонимно
    31.03.2014 14:26

    Кадере бетте Тукай премиясенен,миллэтнен дэ дэрт-куэте югалды.

  • Анонимно
    31.03.2014 14:32

    Славная писательская биография у доктора ветеринарных наук Сибагатуллина.Прямо-такимеханизатор широкого профиля.Только в наше время,когда деньги решают все,можно купить всякого рода дипломы,звания и нанять историка и выпускать книги.Надо бы разобраться,как эти труды появились в свет

    • Анонимно
      31.03.2014 14:58

      каждый второй заслуженный,лауреат-поэтому такая экономика в республике,такая мораль...

  • Анонимно
    31.03.2014 14:39

    Ты один из перевыртышей-кстати НАРОД в свое время проголосовал за сохранения СОВЕТСКОГО СОЮЗА-а наша умнейшая власть сделала так как ей хочеться так что ВЛАСТЬ КАК СЕЙЧАС ГОВАРЯТ ПОЛИТИКИ-НЕЛЕГАТИВНАЯ....и не им решать кто достоин а кто нет быть лауреатом Тукаевской премии-кстати на наших НАЛОГАХ соткана вся эта ПРЕМИЯ и только НАРОД вправе решать кто и чего достойна и поэтому пока не поздно надо состать ОБЩЕСТВЕННЫЙ совет чисто из ПРОСТОГО народа-читателя и чтобы в этих произведениях было по больше написано о народе и не важно какой она национальности-ЕВРЕЙ или ТАТАРИНА главное чтобы был ПРОСТО человек-а не те липачи и перевертыши которые по-началу за белых и через мгновения у КРАСНЫМ целуют з.......важно принцип демократии......и это бесспорно важно и председатель комиссии также должен быть от НАРОДА -это что-то на подобия Украинского майдана-вот тогда точно выберут ДОСТОЙНЫХ......

    • Анонимно
      31.03.2014 14:51

      Только вот тов.Логинова и Терентьева не забудьте включить в состав комиссии!Председателем комиссии можно Кондратьева из Единой России!Не забывайте про партийное влияние!знакум

      • Анонимно
        31.03.2014 15:05

        Сиразина туда включите, хоть один евро-татарский голос наберет фокусник Фатих. Сегодня Мурат раскрылся во всем своем великолепии!

  • raf
    31.03.2014 15:20

    Сделано,чтобы татары грызлись между собой.А судья стоит в стороне.Парт-хозноменклатура от КПСС, в лице Сибагатуллина демонстрирует,что для неё нет границ приличия и морали.

  • Анонимно
    31.03.2014 15:41

    Нельзя все превращать в цирк! Ф.С. был министром, показал бы лучше на этом поприще свои результаты, но ведь нечем похвастать! Был депутатом - какие законы продвигали, расскажите? Ничего особенного, чтобы вспоминали о нем люди - не слышали.Затем он стал академиком АН РТ. Какое отношение он имеет к науке? Теперь его предлагают в лауреаты госпремии Тукая. Это же даже не смешно, это горько.Книги писал не сам - за плагиат надо наказывать, а не награждать! Видимо многие татары не понимают, что в культурном обществе это в принципе недопустимо. А люди, которые ему помогают в этом, принижают и значение Академии наук РТ и значение Госпремии и оскорбляют память Тукая.Серость, как пена, вся наверху. Когда же она выкипит вся? Молодец Ркаил Зайдулла! Поддерживаем!

    • Анонимно
      31.03.2014 16:25

      в апреле 1980 года за трилогию "Малая Земля..."Л.И.Брежнев был удостоен Ленинской премии в области литературы!!!А написавшие- других премий,и стали членами политбюро!Книги изданы тиражом в 15 миллионоффф!Это к Вашему вопросу"Когда же она выкипит вся?".Я знаком с юристом одним,который делает три ошибки в слове "юрес".знакум

    • Анонимно
      31.03.2014 16:39

      Поддерживаю, такое и в цирке не происходит. Куда не смотри везде они - чиновники, все им мало,Все им нужно.Почти 70% академиков и чл-корреспондентов Академии наук - чиновники, Лауреаты государственных премий в области науки и техники - они, почти все - кандидаты и доктора наук, они и их жены - писатели, обязательно - депутаты. Амбиции, приумноженные чрезвычайным нахальством и поддержанные круговым пороком и подхалимами, типа Сиразина,им позволяют делать что хотят. Ркаил молодец, "восстал против мнений света" как говорится, что может заставит некоторых задуматься и обратиться к своей совести.

    • Анонимно
      31.03.2014 16:42

      Ф.С. - Титан татарского Возрождения - прямо Леонардо да Винчи.

  • Анонимно
    31.03.2014 15:58

    "Фатих Саубанович заслужил ее хотя бы тем,что показал, что татары были и еще есть в мире и мы не хуже других народов". М.Сиразин.А что, без Фатиха татар не было что ли, или они были хуже. Это ты, только прочитав Фатиха, узнал, что в мире есть татары.

  • Анонимно
    31.03.2014 15:59

    Успокойтесь!!!!!!! Ему никто ничего не даст!!!!!!!! Тратьте свои силы на создание литературных шедевров!!!!!!!!!!!!!

  • Анонимно
    31.03.2014 16:10

    Уважаемая Комиссия! Прошу данную статью и комментарии к ней рассматривать как обсуждение работы.

  • Анонимно
    31.03.2014 16:38

    Уважаемая Комиссия!Увидев в списке претендентов на премию имени Тукая работу «7. Сибагатуллин Фатих Саубанович – за серию историко-публицистических книг: «От Аттилы до Президента»: Кн.1: «Великие хунны и Золотая Орда» (Казань: Идел-Пресс, 2008 г.), Кн.2: «Легенды и мифы религий» (Казань: Идел-Пресс, 2009 г.); «Великие татары – строители и защитники Государства Российского» (Казань: Идел-Пресс, 2012 г.); «Татары и евреи» (Казань: Идел-Пресс, 2013 г.)» был сильно удивлен., т.к. данная работа включена с грубым нарушением пункта 7 ПРИЛОЖЕНИЯ №1 К УКАЗУ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 31 ДЕКАБРЯ 2004 Г. №УП-824, который гласит: «Предложения о выдвижении работ и произведений на соискание Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая вносятся в Комиссию при Президенте Республики Татарстан по Государственным премиям Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая до 15 февраля каждого года при условии, если они были публично исполнены, опубликованы, показаны, сооружены и сданы в эксплуатацию не позднее, чем за 1 год до истечения срока приема работ». Необходимо было просто открыть книгу «Татары и евреи», где указано, что книга подписана в печать 15 марта 2013 года., а вышла естественно позже, т.е. даже чисто по техническим параметрам работа не могла быть принята для рассмотрения.Я чисто по-человечески понимаю, что, возможно, многие члены Комиссии «пили чай» у Фатиха Саубановича, но как говорил Платон: «Сократ мне друг, но истина дороже».Модератор! Почему не пропускаете комментарий? Если не устраивает последний абзац, уберите.

  • Анонимно
    31.03.2014 16:40

    Фатих богатый человек, не нуждается в такой сумме,а признание за эти книги придет ему со временем...Премию им.Г. Тукая надо присудить К.Булатовой,за ее чистую , без политики и истерики поэзию.

  • Анонимно
    31.03.2014 17:49

    Хорошая статья!

  • Анонимно
    31.03.2014 17:52

    Матуров Илдар Загирович — председатель союза кинематографистов РТ Союз кинематографистов Татарстана - что за зверь????

  • Анонимно
    31.03.2014 18:52

    Кстати обратите что и в других конкурсах -все решает СВОЙ ты ЧЕЛОВЕК для ВЛАСТИ или не свой-и тут тоже самое срабатывает-и я ему не дал бы и только по причине того что он \бросил\жену и взял в жены молодую хотя когда\венчался или женился\КЛЯЛСЯ что будем жить вместе до скончание и что умр....вместе в один день.То есть КЛЯТВУ нарушил-тем самым сослужил не очень нормальным примером для МОЛОДЕЖИ.Вить когда писатель или поэт сочиняет и повествует свою книгу стих-он прежде всего преследует МЫСЛЬ чтобы последующиеся поколения стали ЧИЩЕ НРАВСТВЕННЕЕ и ДОБРЕЕ...а самым таковым не является.......

  • Анонимно
    31.03.2014 19:19

    Предлагаю БО написать еще одну статью на тему типа А знакомы ли и что знают члены комиссии о кандидатах премии Тукая? Я уверен, некоторые члены с русской фамилией ничего не знают и даже не слышали о Гиззатуллиной, О Хасанове, о Булатовой, о Валиахметове! Да и с татарскими фамилиями товарищи далеки от всего, что скрывать. Вот тут и надо провести опрос, с конкретными вопросами, о Сибагатуллине надо обязательно задать вопрос, пусть народ знает, кто там в комиссии заседает, с какой головой. Ркаил говорит, что Бикчентаев и Валиев могут еще что-то знать о татарской литературе, но я очень сомневаюсь в Бикчентаеве, вряд ли он на татарском что-то читает. Еще. Обязательно нужен вопрос, почему присуждается премия произведениям написанных на русском языке, когда эта премия Тукая? Такой опрос очень нужен народу!

    • Анонимно
      31.03.2014 20:19

      +1000процентов!+вообще как организовано награждение передовиков,особо отличившихся в Татарстане?

  • Анонимно
    31.03.2014 22:09

    ..Присуждение премии имени Тукая превратилась в позор. Этот самый лауреат,то бишь сибагатуллин,раздает свои "творения" коллегам. Ко мне попала одна из его книжек,почитайте ребята,рекомендую..Это что-то! Вершина "татарского" интеллекта! Извините за прямоту,но читать и продавать "произведения" этого горе-писателя можно только на вокзале..Присуждать премию Тукая за это фуфло,это все-равно что присуждать премию Нобеля по литературе "пишущему" пингвину.А почему бы не дать премию Тукая юмористу Петросяну, юристу Жириновскому,братьям Запашныи..они имеют столько же прав на премию Тукая,сколько гражданин-"писатель" сибагатуллин. Предлагаю организовать антипремию и обозвать ее "премия имени сибгатуллиных". Награда должна быть в виде "резиновой галоши" и вручаться заочно. В комиссию надо внести всех работников ,например ЗАГса,у которых фамилии,похожие на татарские; тухватуллин,сибогатуллин,бикмуллин и прочие фуфлуллины. Единственное что искренне удивляет,что в этой компании ,т.е "комиссии" все еще присутствуют Бикчентаев...........

  • Анонимно
    31.03.2014 22:46

    Уважаемая Комиссия!За последнее время президент Республики Рустем Нургалиевич Минниханов дважды вынужден был извиняться (так в интернете) из-за околокультурных скандалов. В последний раз из-за того, якобы, актер сказал: немытый, вшивый башкорт. Если вы хотите, чтобы наш Президент попал в международный скандал, тогда дайте Премию им. Тукая Сибагатуллину. В чем же дело? В книге «Татары и евреи» (стр. 316) он пишет: «Во времена рождения Темучжина-Чингиз-хана татары делились на 4 крупных «разряда»: 1. Белые татары. 2 Черные татары. 3. Дикие татары. 4. Неразвитые, ленивые татары – монголы.» Ладно бы на татарском, но ведь по-русски написано. Может и до монголов дойти. Пока за это несет ответственность сам Сибагатуллин, но в случае присуждения Премии за подписью Президента, ответственность за эти слова ляжет на Республику.К этому же можно отнести попытки «присвоения» Чингизхана. Пусть Сибагатуллин попробует изложить этот «тезис» перед монголами. Интересно, чем это закончится.Чтобы перечислить все противоречия в этом вопросе, приведенные в книгах, необходимо написать еще не одну книгу

  • Анонимно
    31.03.2014 23:26

    Почему это премии достаются только депутатам,я вот тоже по специальности овощевод и долго работал в сельском хозяйстве республики,как и сибгатуллин,кстати.. Я лично тоже сделал в истории научное открытие; Нашел историческую связь между президентами Кореи и татарами.Например Ким Ир Сен -по татарски; "пусть грызет".Дело в том,что у корейцев и татар был общий тотем;Бобр! А все овощеводы знают что бобр-несомненный грызун. Этот неоспоримый исторический факт доказывает что корейцы произошли от татар,просто они забыли об этом.У Меня таких открытий, шактый бар эле тагын, ничем не хуже сибгатуллинских,но я не депутат,поэтому не могу напечатать свои труды. Посоветуйте! может мне обратиться к тов.Сибгатуллину и он как настоящий ученый поймет мои открытия..Ущеный.

  • Анонимно
    1.04.2014 00:43

    Фатихка ни житми икэн тагын? Э балык башыннан эчери ди халык!Юдорес бит....

  • Анонимно
    1.04.2014 06:40

    Поменяйте Бикчентаева на Сиразина и пазл сразу сложится. Премию Тукая тогда тоже придется переименовать в конкурс "Гусям на смех". Полреспублики в лауреаты выдвинуть можно на нее. Как там Мурат писал: " Ломоносов, Гумилев, Сибагатуллин". Просто пир духа и разума!

  • Анонимно
    1.04.2014 08:19

    Уважаемая Комиссия!За последнее время президент Республики Рустем Нургалиевич Минниханов дважды вынужден был извиняться (так в интернете) из-за околокультурных скандалов. В последний раз из-за того, якобы, актер сказал: немытый, вшивый башкорт. Если вы хотите, чтобы наш Президент попал в международный скандал, тогда дайте Премию им. Тукая Сибагатуллину. В чем дело? В книге «Татары и евреи» (стр. 316) он пишет: «Во времена рождения Темучжина-Чингиз-хана татары делились на 4 крупных «разряда»: 1. Белые татары. 2 Черные татары. 3. Дикие татары. 4. Неразвитые, ленивые татары – монголы.» Ладно бы на татарском, но ведь по-русски написано. Может и до монголов дойти. Пока за это несет ответственность сам Сибагатуллин, но в случае присуждения Премии за подписью Президента, ответственность за эти слова ляжет на Республику.Скандальным является также утверждение Сибагатуллина (вернее Хамидуллина) «Что касается происхождения имени «монголы» то это имя было введено официально только после образования державы Чингиз-хана для обозначения правящей династии и в целом всего государства («Мэн-гу», что переводится с тюркского языка, как «вечное», «на века»). Ничего не утверждая, ссылаюсь только на Википедию.«Впервые этноним монголов (мэн-гу, мэн-гу-ли, мэн-ва) встречается в исторических хрониках эпохи Тан (7—10 вв.)[8]. Предположительно первоначальным местом расселения прамонгольских племён было междуречье рек Аргунь и Онон, откуда в VIII веке они перекочевали в Трёхречье (бассейн рек Онон, Керулен и Туул).[5]:238Государства Сяньби (93-234), Северная Вэй (386-534), Жужаньский каганат (330-555), Кидан (907-1125) и Каракитайское ханство (1125-1218) были созданы протомонгольскими. Монгольские учёные считают что государсво Хунну (209 до н.э-93) было протомонгольским государсвом.Хамаг Монгол[править | править исходный текст]В XII веке сложилось государственное образование монголов Трёхречья — улус Хамаг Монгол («Все Монголы»). Первым ханом улуса был Хабул-хан[сн. 1], который объединил, согласно «Сокровенному сказанию монголов», 27 племён нирун-монголов («собственно монголов»), главенствующие положение среди которых занимали племена-роды хиад-борджигинов и тайчудов[5]:238-239. Помимо этих монголов, существовали племена дарлекин-монголов («монголы вообще»), не входящие в объединение Хамаг Монгол и кочевавшие в областях, соседствующих с Трёхречьем».К этому же можно отнести попытки «присвоения» Чингизхана. Пусть Сибагатуллин попробует изложить этот «тезис» перед монголами. Интересно, чем это закончится.Чтобы перечислить все противоречия в этом вопросе, приведенные в книгах, необходимо написать еще не одну книгу.

  • Анонимно
    1.04.2014 08:41

    Кто то, кажется сам Сиразин, поставил в один ряд Ломоносова, Гумилева и Сибагатуллина. А как вам читатели мой стих? "Ломоносов, Гумилев плюс Сибагатуллин - земли татарской дух и разум!" Аплодисментов не надо. Стишки конечно не ахти. Но смысл высказываний некоторых поклонников Ф.С.Сибагатуллина отражают точно.

  • Анонимно
    1.04.2014 09:06

    Позор "ученым" Института истории АН РТ, выдвинувшим Сибагатуллина на Премию им. Тукая.Почему в кавычках? Потому что, видимо, прав Сибагатуллин, когда в своих книгах, упоминая профессиональных историков часто слово ученый берет в кавычки. Получается плагиат для них нормальное явление.

  • Анонимно
    1.04.2014 09:15

    Разиль ага, Рафис туган! Вы объясните немножко другим членам комиссии, что такое литература. В самом Положении естественно речь идет о художественной литературе, т.к. "выдающиеся научные исследования в области искусствоведения и литературоведения" и то выделены отдельно. За научную литературу дают премию в области науки.

    • Анонимно
      1.04.2014 10:05

      как хорошо,меня не выдвигают к премии и разного рода награждениям!кайфую от этого!Через чего люди проходят !Жаль!Знаю людей,годами сидят в приемных высоких кабинетов,умоляя дать им очередную побрякушку.Но и гусей ем сам!

  • Анонимно
    1.04.2014 10:02

    Уважаемая Комиссия!У меня создается впечатление, Хамидуллин даже толком не запоминал те куски которые откуда-то брал, потому что очень много нестыковок, противоречий. В частности.«Великие татары», стр. 222. «Они (родичи Чингизхана) пришли сюда, переправившись через озеро Тэнгис (Байкал?)»«Татары и евреи», стр. 318. «Само имя «Чингиз-хан» в переводе с тюркского языка означает «Дингез (Океан)-хан» Могли бы быть такие слова у монголов, никогда не видевших моря?»Как видно из изложенного Байкал из-за величины называли «Тэнгис»-море.А если Хамидуллин «Дингез» переводит не как «море», а «океан», я незнаю, что сказать.«Татары и евреи», стр. 323-324. «Рассказывают, что как-то улус Есугей-батыра (отца Чингизхана) вел войну с одним из племен татар за господство в степях. В одном из боев Есугей-батыр захватил в плен татарских правителей этих племен Темучжин-Ухе и Хори-Буху. В это время жена Есугей-батыра Оэлун родила ему первого сына. И в честь победы и наступившего перемирия, пленения татарского князя темучжина-Ухе он назвал своего сына Темучжин (Тимерче), что значит «железный». Это было в 1155 году.Таким образом, будущий объединитель народов Великой Степи был представителем одного из татарских племен…». Из этого текста вытекает, что сын Есугей-батыра, воевавшего с татарами и пленевшего татарских правителей, «был представителем одного из татарских племен». Дальше уж некуда.Очень тяжело читать эту словесную кашу и жалко времени. Но вынужден.

  • Анонимно
    1.04.2014 11:15

    Разменивает свой талант Булат Хамидуллин не пойми на что. Очень жаль.

    • Анонимно
      1.04.2014 12:51

      ...не пойми на что? А может просто на тугрики, которых в системе РАН и АНТ давно уже нет? (кандидат наук)

    • Анонимно
      6.04.2014 09:07

      А в чем его талант? Даже те книги, которые он выпустил под своим именем, составлены путем компиляции чужих произведений.

  • Анонимно
    1.04.2014 11:22

    Беда, коль сапоги печет сапожник... Какой позор для татарской культуры!Самородки, конечно, бывают в природе, но это не тот случай.Может, просто продать ему Тукаевскую премию по номиналу? Думаю, не разорится... Чиновники решают судьбу премии в пользу чиновника! ПОЗОР!

  • Анонимно
    1.04.2014 11:27

    Конечно, государственный деятель, с утра до ночи заседает, занимается наукой, а еще и на книги время находит! А писатели сидят на печке и не пишут ничего... Только писателей никто не издает за государственный счет! Там такая очередь... А своих денег в таком количестве у них просто нет...Такой многостаночник... осталось выйти на сцену Большого...

  • Анонимно
    1.04.2014 12:19

    Нет а чего ВЫ хотите без денег ты как без сапог-и ничего и не напечатаешь-бесплатно сейчас и в туалет не пустят и мне кажеться каждый должен заниматься своим делом-мне не понятно одно-многие журналисты работающиеся в СМИ Татарстана почему-то многие из них учились совсем другим специальностями и тем самым переграждали ИСТИННЫМ И ТАЛАНТЛИВАМ ЖУРНАЛИСТАМ ДОРОГУ......и такое сейчас и происходит в литературе-возможно у Фатиха Сабигатуллина с детсва была страсть писать но так вышло что по-началу он служил ПАРТИИ-а как известно там с ней не поспоришь-только признавалась слово-ЕСТЬ....а вот сейчас когда стал депутатом Госдумы стало и времени по-больше но и есстественно и деньжат-стало возможным ТВОРИТЬ-и кстати не плохо у него получается и его КНИГИ и сами собой об этом и говарят-и тут уже только КОМИССИЯ и может расставить все точки на ИИИ-как говариться поживем и увидем осталось совсем немножко.......

  • Анонимно
    1.04.2014 13:16

    Неужели татарам больше некем гордиться...Может, памятник поставить на площади Свободы вместо Ленина?

  • Анонимно
    1.04.2014 13:18

    Булат, давай-ка, пиши лучше книги под своей фамилией! Не так стыдно будет.

    • Анонимно
      1.04.2014 15:49

      У Булата есть папа его зовут Лирон Хамидуллин очень плодовитый писатель. Возможно, и он подсобил сыночку. А что интересная картинка - семейный подряд в действии, пнимаешь. Знакум

  • Анонимно
    1.04.2014 14:31

    Да никто не спорит, что талант мог проснуться (да не спал он там никогда, правда)- талант мистификатора истории нашего народа, плагиаторщика... Хорошо бы талант к государственным делам проснулся!

  • Уважаемые, Братья и Сестры - Татары Земли!
    Не обижайте Своих Соплеменников -Словами!
    Слово - Не Воробей, Вылетит - Не поймаешь!
    Надо - Гордиться Друг Другом,
    а Не Учтожать Друг Друга Словами и
    заниматься Геноцидом в Интернете!
    Каждый Человечек из Нашего Татарского Народа заслужил своей Историей Существования - Простого Уважения!!!!

  • Анонимно
    3.04.2014 10:11

    Никак, Тукай перевернулся в гробу и вышел на свет, чтобы примирить нас всех... Чтобы не позорили уж его имя!

  • Анонимно
    3.04.2014 13:17

    Уважаемый Модераторо. Не пора ли кончать всю эту "Фатихиаду". По моему высказались по всем вопросам, и по делу и не по очень.Сам автор узнал о себе много нового и неожиданного, да и мы тоже. Даже тень великого Тукая приплели как аргумент.Единственно, что могу сказать, написал Ф.С.Сибагатуллин не учебник, а изложил свое видение истории. Замечу, что по истории России еще более эпатажные книги встречаются типа Фоменко, Носовского или "знаменитой" Кривой империи Сергея Кравченко. Да еще Задорнов в своих передачах обогащает нас "знаниями", туда же и Акунин, то бишь Чхартишвили сунулся.Может быть дадим возможность комиссии спокойно обсудить все и принять решение.Ждать уже недолго. КПР.

    • Анонимно
      4.04.2014 09:03

      Но никто из вышеназванных не претендует на высокое звание!

    • Анонимно
      9.04.2014 00:02

      Правильно сойлисен! Прекращать итэргэ срочно кирэк бу хурлыкны. Фатыйх-абы знатный кеше,булдыра ул!Сезнен кебек пешмэгеннэр тугел ул,Фатыйх-абый.. Если надо икэн ул книганы да,романс или стихлар да яза ала. Кирэк булса полный сабрания сощинений да булдыра. Анын башы хэм акылы ат башы кебек почти,история булсынма,татарский тел булсынма-ботенесе дэ -Фатыйх абыйга все нипочем.Безнен кеше ул,настоящий татарин,илебезнен патриоты,гражданин,язучы-ущенный и чын гордость для татарлар.Рэис Полиграфович-тел белгече,литиратурный корректыр хэм татар зыялысы.

  • Анонимно
    6.04.2014 09:12

    Фатыйх Сибагатуллин плюёт на язык великого Тукая - требует убрать из школьной программы преподавание татарского языка. А туда же лезет, требует себе премию Тукая. Где тут совесть и мораль?

  • Анонимно
    7.04.2014 12:26

    Опа! Это для некоторых новость... А чо язык-там полмиллиона!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль