Общество 
8.04.2014

«В Америке и Европе власти сносят развязки и эстакады, возвращаясь к обычной улице»

Основа современных мегаполисов заложена в эпоху Просвещения

Улица как основной инструмент градостроительства впервые была использована еще древними греками, которые затем внедрили ее во все свои колонии. Однако европейские города в Средневековье пренебрегали улицами, развиваясь хаотично и замкнуто внутри высоких стен, служивших им защитой. И лишь когда необходимость в обороне отошла на задний план, появились новые идеи в планировке города, стали уделять внимание развитию уличных пространств. Об этом и многом другом в минувшую субботу в рамках «Школы юного горожанина», которая проводится в центре современной культуры «Смена», рассказала московский архитектор, урбанист, экс-консультант ЮНЕСКО Надежда Нилина.

С ЗЕМЛЕЙ В ГОРОДАХ И В ДРЕВНОСТИ БЫЛО СЛОЖНО

Послушать лекции московского архитектора-планировщика собралось в минувшую субботу в «Смене» порядка 70 человек. Это были и студенты-архитекторы, и общественники, а также простые думающие люди, которым интересна тема урбанизации. Многие в этом новом центре современного искусства были впервые, и подобный формат мероприятия людям явно понравился.

Надежда по образованию — социолог-архитектор. Она пытается объединить эти две темы воедино, чтобы понять, для кого строить новые здания и каков сегодня заказ общества. Нилина преподает в московской архитектурной школе «Марш», а в Казани с помощью своей лекции пыталась доказать, что архитектуре без социологии при планировании городов просто не обойтись. Ее основной посыл — желание рассматривать проблемы дизайна гораздо в более широком культурном социологическом аспекте как взаимодействие нескольких дисциплин.

.
Послушать лекции московского архитектора-планировщика собралось в «Смене» порядка 70 человек

По сути, улица является самым ярким инструментом в оркестре города. Каждый сможет принять в нем участие и внести свои изменения в данную симфонию. Она раздражает, пугает, унижает, разъединяет или служит пространством объединения. По словам Надежды, улица как основной инструмент градостроительства впервые была использована древними греками и позже внедрена ими во всех колониях. Две основные прямые улицы, вокруг которых устраивалась вся жизнь, служили основой развития всех римских поселениях.

Однако средневековые европейские города не соблюдали этих канонов и строились во многом хаотично. Общественные пространства в них не имели никакой ценности. Это была агломерация закрытых ячеек, каждая из которых имела собственную границу. Средневековые города состояли из анклавов. Они были как семейными, так и торговыми. Монастыри также были обособленными звеньями с замкнутой системе. Как правило, такие города не имели возможностей роста. Так как их нужно было оборонять, территория ограничивалась крепостными стенами. После того как необходимость в обороне перестала быть актуальной, появились новые идеи в планировке городов. Улицы понадобились для движения между обособленными городскими ячейками. В XIII веке во Флоренции были внедрены новые правила, которые были направлены на организацию уличного пространства. Так как с землей в городах и тогда было сложно, люди надстраивали два-три этажа над своими жилищами, в результате чего им не хватало ни света, ни воздуха. Властями было принято решение снести эти надстройки.

.
Многие в новом центре современного искусства были впервые, и подобный формат мероприятия людям явно понравился

КАНАЛИЗАЦИЯ — ФУНДАМЕНТ СОВРЕМЕННЫХ ГОРОДОВ

Очень важным временем в истории развития городов является эпоха Просвещения. В первую очередь именно тогда возникло понимание природы бактерий. До общества стало очевидным, что огромное количество эпидемий связано с качеством городской среды. А ученый микробиолог Луи Пастер выдвинул теорию, что эпидемии, бушевавшие в те времена по миру, лучше всего распространяются в тесных пространствах.

Движение за соблюдением гигиены привело к сносу большого количества средневековых трущоб и созданию новой теории градостроительства, основанной на обеспечении максимального количества света, воздуха и открытых пространств. Тогда же зародилась новая инженерная школа, которая положила начало водопроводу, канализации в городах, появлению ливневок. По сути, тогда и закладывался фундамент современных городов, ведь всеми этими благами мы пользуемся и сегодня.

СОЦИОЛОГИЯ ИЗ ДЕРЕВНИ

В конце XIX века движение за гигиену в городах сменяется социализацией общества.

С одной стороны, многое делалось для того, чтобы город был более комфортным для проживания, с другой — росло число людей, которые были исключены из этой среды.

В XIX веке происходит трансформация города, начинается процесс урбанизации. Большое количество людей из деревни перемещается в город. Количество населения в Берлине увеличивается в 5 раз, Париж — в 4 раза. В связи с этим появляется большое количество социальных проблем. В это время и зарождается наука социология.

УЛИЦА ВМЕСТО КОМФОРТА

Основная тема социологии на тот момент — трансформация деревенского жителя в городского, изменения в душевном состоянии, возможности сосуществования с разными слоями общества. В 50-х годах прошлого века в обществе, особенно в американском, появилось стойкое мнение, что улицы как элемент общественного пространства уже отжили себя. Появляется большое количество скоростных шоссе и развязок, автолюбитель становится главным действующим лицом в крупных мегаполисах. Однако через несколько десятков лет в Европе и Америке вновь вернулись к тому, что улицы в привычном понимании оказались совершенно незаменимы иными современными способами передвижения. Надежда уверяет: «В Америке и Европе власти сносят развязки и эстакады, возвращаясь к обычной улице...»

НЕ ХОЧЕШЬ ВЕШАТЬСЯ — ЕЗЖАЙ В ПРИГОРОД

В России настоящая автомобилизация началась с распадом СССР, мы повторяем тот же самый путь развития, что и Запад. Пока у нас так же все продвигается по пути уничтожения улицы.

Если раньше огромное количество людей работало на улице, предлагая свои услуги, начиная от чистильщиков обуви, заканчивая газетными лотками, то сегодня улица перестает быть подобным пространством.

Станет ли глобализация концом урбанизации? Перейдут ли все человеческие отношения с межличностного в виртуальное пространство? Будет ли необходимость физического присутствия людей в городе, или он может потерять свою ценность? Это главные вопросы социологии в последнее время.

.
«В Америке и Европе власти сносят развязки и эстакады, возвращаясь к обычной улице...»

Существует две точки зрения: некоторые считают, что человечество развивается благодаря компактности и удобству в городах. Другие уверены, что город — это пространство безумия, существование в нем может привести к суициду. Сложность городского пространства, темпы жизни ведут к одиночеству и замкнутости среди людей. Вот почему в последнее время во многих странах жители крупных мегаполисов стараются перебраться в пригород.

СТЕРИЛЬНЫЙ ДИЗАЙН

Городская улица — это возможность присутствия совершенно разных людей. Много процессов, связанных с улицами, которые сегодня просто исчезли из нашей жизни. К примеру, вы сегодня редко можете увидеть на улице похоронную процессию, хотя 30 лет назад улица активно использовалась для этих целей. Или раньше можно было увидеть детей, которые самостоятельно шли в школу, и родители не боялись их отпускать одних. Сегодня толпу школьников, возвращающихся с уроков, можно наблюдать нечасто. Детей после школы стараются забрать родители на машинах или няни. Для детворы вообще осталось немного свободного пространства в современном городе. Улица не используется сегодня для протестов, хотя это основное пространство для критики власти.

Основная проблема современного дизайна — это его стерильность. Информация и общение постепенно исчезают с улиц городов, перебираясь в виртуальное пространство. Власти должны понимать, что человек хочет участвовать в политике, жизни города, видеть других людей, встречаться с разностью. Улица не должна работать как стена, разделяющая нас по разным секторам, как в средние века. Она не должна предназначаться только для комфортного передвижения из одного конца города в другой. Она должна иметь возможность эволюционировать и развиваться.

Справка

Надежда Нилина — архитектор, урбанист, общественный деятель. Выпускница школы дизайна Parsons и Массачусетского технологического института, в течение многих лет ведет практику в США и Европе. С 2011 года работает в бюро KCAP Architects&Planners (Роттердам), где руководит проектами по градостроительству. В числе российских проектов бюро — план развития трех городов Верхнекамской агломерации (Березников, Соликамска и Усолья). Работала независимым консультантом для ЮНЕСКО, состоит в международном обществе городского и регионального планирования (ISOCARP).

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (15) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    8.04.2014 10:34

    Покажите мне хоть одну снесенную развязку в Америке. Или это так, лишь бы что-то сказать?

  • Брюзга
    8.04.2014 11:02

    Сначала все развязки снесут, а потом опять на пальмы полезут)) чушь какая то утопическая...

    • Анонимно
      8.04.2014 15:51

      Зачем так уж сразу - на пальму? Сначала капитализм, потом феодализм, потом палки-копалки, и лишь потом - полное одичание.

  • Анонимно
    8.04.2014 12:22

    Ерунда! В США автомобили делают без бензиновых моторов и с автопилотом.

  • Анонимно
    8.04.2014 12:28

    Чушь какая то! Зачем она здесь?...Продолжала бы сносить развязки в америке и европе. посносила бы все высотки у них, загнала бы их в землянки, а потом и в пещеры))))

  • Анонимно
    8.04.2014 14:08

    Город должен быть для людей, а не для машин. Запрет парковок в центре Казани - движение в этом направлении. Автомобиль стал слишком доступным, поэтому и вводятся ограничения. Развязки не украшают городскую среду. Вы сами-то захотите жить в доме с окнами на развязку?Приведу пример из другой области на тему самоограничения, которое во благо. Практически любой человек может себя не ограничивать в количестве потребляемой еды, но большинство почему-то это делают...

  • Анонимно
    8.04.2014 15:04

    В Москве на ВДНХ построили монорельс, развязку и вид на гостиницу Космос и на выставку совсем испортился. А монорельсом в итоге почти никто не пользуется. В Бангкоке кстати Скайтреин тоже портит весь вид, но путешествовать по этим развязкам на метро одно удовольствие.

  • Анонимно
    8.04.2014 17:26

    просто точечную застройку запретить нужно, и офисы в городе прекратить плодить.Концентрацию населения нужно снижать, тогда и пробки исчезнут и поток машин сократится. районы должны быть для жилья отдельно а для бизнеса отдельно. вот и вся схема. в центре или бизнес развивать нужно с большими развязками и парковками, или жить людям и организовывать соответственно пешехедные зоны.

  • Анонимно
    8.04.2014 18:21

    Полезно было бы прочитать нашим архитекторам, испортившим берег Казанки. Создание непричальной набережной, с невозможность подойти к воде, видимо обусловлено попытками защитить деревню нефтянников и ее продолжение ко дворцу земледельцев от атаки с реки, если красные придут. Более дебильного решения вообразить невозможно. Но таков удел Казани - чем хуже начнание, тем с большей долей вероятности именно оно и будет реализовано.

  • Анонимно
    8.04.2014 20:07

    В Казани идет массированный градостроительный и архитектурный геноцид. Делают город не для горожан, а для объектов по выкачиванию прибыли для "100 семей". Лица с низкой общей культурой принимают решения о строительстве огромных сооружений, которые будут определять облик, удобство и технологичность города на десятилетия, может быть - на века. Исторический центр уже уничтожили. Пойму Казанки и берега Кабана вместо создания внутригородского парка испохабили офисами, аляповатыми набережными и "небоскребами". Переезды на проспекте Амирхана уничтожили перспективу и гармоничность уличного пространства соразмерного человеку. Представляю, как "хвалят" в окружающих домах шум, пыль и "ароматы" транспортного потока, идущего на уровне 2-3 этажа. Осталось построить дамбы вдоль течения Волги, канатную дорогу и яхт-клуб для избранных. А что, люди терпят, деньги "осваиваем" не свои , как и будущие долги города и республики.

  • Анонимно
    8.04.2014 20:20

    вот будем зарабатывать как в США задумаемся о удобствах для всех

  • Анонимно
    9.04.2014 11:17

    Пляжа нормального общественного хорошего нет - вот это проблема большая.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль