Общество 
16.04.2014

Рифат Курбанов: «Фатих Саубанович – неординарный и легендарный человек, но...»

Экс-ректор Ветеринарной академии ставит под сомнение право депутата Госдумы выдвигаться на Тукаевскую премию, обвиняя его в плагиате

Опубликованная на днях в «БИЗНЕС Online» полемическая статья публициста Римзиля Валеева еще больше обострила дискуссию среди татарской интеллигенции вокруг кандидатуры депутата Госдумы РФ Фатиха Сибагатуллина, выдвинутого на присуждение государственной премии им. Тукая за книгу «Татары и евреи». Профессор Рифат Курбанов, который в свое время был членом комиссии по присуждению госпремий РТ в области науки и техники, в своей статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», делает вывод, что работа Сибагатуллина была выдвинута на премию с нарушением установленного протокола.

«НЕ ДАДИМ В ОБИДУ ДРУГА ИЗ НАШЕГО КРУГА»

Я очень не хотел ввязываться в эту дискуссию. Во-первых, мы с Фатихом Саубановичем Сибагатуллиным родом из соседних деревень, наши отцы были приятелями. Оба окончили Казанский ветеринарный институт, он — в 1973, я — в 1974 году. Оба начинали трудовую деятельность главными ветеринарными врачами совхозов. Я его уважаю как руководителя, организатора, считаю, что он из захолустного Нурлата сделал город. Нередко задумывался, откуда у деревенского паренька такой уровень. И в целом неоспоримо одно: Фатих Саубанович — неординарный человек. Можно сказать, легендарный. Чего стоит одно его заявление в интервью в «БИЗНЕС Online»: «Путин с меня пример взял! Взял да и развелся». Кроме него никто бы не рискнул заявить такое. Но как говорил Платон: «Сократ мне друг, но истина дороже».

Во-вторых, часто эти дискуссии остаются сотрясением воздуха. Нередко бывает, что все уже решено, а работать вхолостую не очень хочется. Однако в свое время я был членом комиссии по присуждению госпремий РТ в области науки и техники, также мне пришлось в какой-то степени освоить юриспруденцию, поэтому, думаю, я имею моральное право высказать свое мнение по поводу полемики, разгоревшейся вокруг государственной премии имени Тукая. Тем более что статья Римзиля Валеева «Противопоставлять поэзию и историю могут только безбашенные головы», как пишет сам автор, «вывела меня из равновесия». Считаю неэтичным обсуждать статью другого автора, но не могу не сказать, что статья написана тенденциозно и любому читателю хорошо видно, кто хороший и кто плохой. По-моему, материал написан по принципу: «Не дадим в обиду друга из нашего круга».

ТО, О ЧЕМ МНОГИЕ ГОВОРИЛИ В КУЛУАРАХ

Но процитирую самого автора: «Во-первых, я позавидовал автору статьи Зайдуллину за резонанс. Как уже признался сам, пару недель назад мои суждения о гражданском обществе и деградации журналистики мало кого задели. А неоднозначные и малоубедительные оценки Ркаиля нашли своего читателя! Среди 170 откликов есть вполне здравые, современные по манере мышления. Но это коллективное избиение ногами человека за то что, он зашел на «не свою» территорию. За попытку отнять кусок, предназначенный для «своих». Значит Ркаиль, в отличие от меня, своей позицией задел нерв и выдал затаенные грезы татарской интеллигенции, преимущественно казанской».

Притом реакция на выдвижение книг Фатиха Сибагатуллина в «Матбугат.ру» на татарском языке еще более резкая.

Ркаиль Зайдулла не является причиной этого резонанса, он является только поводом. Ркаиль Зайдулла, несомненно, являющийся одним из ведущих, талантливых татарских поэтов, не мог бы вызвать этот резонанс при всем желании, если бы выдвижение Фатиха Сибагатуллина на премию имени Тукая не задело бы многих. Просто Ркаиль в мягкой форме публично озвучил то, что многие говорили в кулуарах.

Фатих Сибагатуллин
«Рассмотрение книг Сибагатуллина без предварительной проверки на плагиат унижает премию имени Тукая»

Литература — вещь субъективная. Одно и то же произведение кому-то может понравиться, а кому-то — нет. Как говорится, «шигырь бит ул акча тугел, хэркемгэ дэ ошарга» («стихи ведь не деньги, чтобы всем нравиться»). Лично мне мои стихи могут утром нравиться, а вечером по их поводу я могу чертыхаться.

Работу, претендующую на высокую награду, мне бы не хотелось характеризовать словами «свой — не свой», «хороший — плохой», а рассмотреть в свете конкретных требований.

ТАК ВОТ, ПО ПОВОДУ ЗАКОННОСТИ...

В соответствии с частью 1 статьи 297 УПК РФ, «приговор суда должен быть законным, обоснованным и справедливым». Согласно части 2, «приговор признается законным, обоснованным и справедливым, если он постановлен в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и основан на правильном применении уголовного закона».

Меня, наверное, упрекнут: при чем тут Уголовный кодекс? Да просто в юриспруденции, в частности, в судах, техника дискуссии наиболее отработана. Там необходимо говорить аргументированно, не допускаются оскорбления оппонента, выкрики с места, крики хором, анонимность и др.

Вот и в данном случае решение уважаемой комиссии, председателем которой является президент республики, должно быть законным, обоснованным и справедливым. А будет оно таковым, если только соответствует требованиям приложения №1 к указу президента РТ от 31 декабря 2004 года №УП-824.

Так вот, по поводу законности.

1. Работа Сибагатуллина Фатиха Саубановича — «за серию историко-публицистических книг: «От Аттилы до Президента»: Кн. 1: «Великие хунны и Золотая Орда» (Казань: «Идел-Пресс», 2008); кн. 2: «Легенды и мифы религий» (Казань: «Идел-Пресс», 2009); «Великие татары — строители и защитники Государства Российского» (Казань: «Идел-Пресс», 2012); «Татары и евреи» (Казань: «Идел-Пресс», 2013)» — была выдвинута и принята к рассмотрению с очевидным нарушением пункта 7 приложения №1 к указу президента РТ от 31 декабря 2004 года №УП-824, который гласит: «Предложения о выдвижении работ и произведений на соискание государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая вносятся в комиссию при президенте Республики Татарстан по государственным премиям Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая до 15 февраля каждого года при условии, если они были публично исполнены, опубликованы, показаны, сооружены и сданы в эксплуатацию не позднее, чем за 1 год до истечения срока приема работ».

Необходимо было просто открыть книгу «Татары и евреи», где указано, что она подписана в печать 15 марта 2013 года, а вышла, естественно, позже, т.е. даже чисто по техническим параметрам работа была выдвинута и принята к рассмотрению незаконно. Председатель ученого совета института истории все же должен был изучить требования к выдвигаемым работам. Видимо, требования Фатиха Саубановича стали выше требований приложения к указу президента.

2. Вышеупомянутая работа была принята к рассмотрению с нарушением требований пункта 6 приложения к указу президента, который гласит: «Министерства и ведомства Республики Татарстан, а также учреждения культуры и искусства вносят свои предложения через министерство культуры Республики Татарстан, предприятия, научные учреждения, высшие учебные заведения, общественные объединения — через творческие союзы Республики Татарстан по направлениям, соответствующим характеру выдвинутых работ и произведений».

Насколько мне известно, данная работа в качестве номинанта на премию имени Тукая в союзе писателей РТ не рассматривалась, по ней каких-либо решений нет. Может, я по-русски не понимаю, пусть тогда эксперты изучают.

3. Работа Фатиха Сибагатуллина была выдвинута с игнорированием требований пункта 1 приложения к указу президента, в котором говорится: «Государственная премия Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая присуждается за наиболее выдающиеся, получившие общественное признание, внесшие значительный вклад в развитие отечественной и национальной культуры произведения литературы и искусства (изобразительного, музыкального, театрального, эстрадно-циркового, кино, архитектуры и градостроительства), отличающиеся высоким уровнем профессионального мастерства, обладающие своеобразием авторского стиля, новизной и оригинальностью, а также за выдающиеся научные исследования в области искусствоведения и литературоведения». То есть речь идет о художественной литературе, т.к. научные исследования, даже в области искусствоведения и литературоведения, выделены отдельно, а исследования в области истории в этом пункте не упоминаются. Чтобы рассмотреть несоответствие книг Фатиха Саубановича критериям, указанным в пункте 1 настоящего положения, не надо быть очень уж высококвалифицированным специалистом.

«Книга «Татары и евреи» подписана в печать 15 марта 2013 года, даже по техническим параметрам работа была выдвинута и принята к рассмотрению незаконно»

КНИГА НАПИСАНА ПО ПРИНЦИПУ: КОПИРОВАТЬ-ВСТАВИТЬ

По поводу обоснованности.

В отношении того, кто писал книгу, даже не буду высказываться. Как говорится, никто за руку не держал. А ссылаться на комментарий Мурата Сиразина: «Да первые книги у Фатыха Саубановича писала под его контролем секретарша, последние книги Булат Хамидуллин, ну и что?» — несерьезно. «Что касается помощи литературного редактора Булата Хамидуллина» (Римзиль Валеев), это от лукавого. Я в книгах Сибагатуллина среди редакторов и корректоров Булата Хамидуллина не нашел.

В свое время в научной среде самым большим грехом считался плагиат. При установлении плагиата в работах ученого он лишался научных степеней, званий, должностей. При выявлении в диссертации плагиата диссертант лишался даже права перезащиты. Однако сейчас плагиат стал обычным явлением. Люди даже гордятся своими трудами, которые, мягко говоря, являются компиляциями, и выдвигают их на высокие премии.

По этому поводу лучше буду ссылаться на комментарий в «Матбугат.ру» «Тәнкыйтьче».

№64 (873745) / 06.04.2014 15:27:58

«Дүртенчедән, Татарның из зур бүләгенә тәкъдим ителгән әсәрне, ул турыда турыдан-туры гаепләп торганда, плагиат буенча тикшерми кую Тукай бүләген түбәнсетә!»

Попробую перевести. «В четвертых, пока произведение, рекомендованное на самую высокую награду татар, напрямую обвиняется в плагиате, рассмотрение его без предварительной проверки на это, унижает премию имени Тукая». Наверное, комментатор прав.

Тем более в том же «Матбугат.ру» в комментариях приведено значительное количество примеров, не оставляющих сомнений в наличии плагиата. Из-за ограничения объема статьи приведу только один пример. Сравните:

№87 (873817) / 06.04.2014 20:26:02

1. «В возрасте одного года А.И. Куприн остался без отца. Поэтому все заботы о нем легли на плечи матери, княгини Любови Алексеевны Кулунчаковой. О своих отношениях с ней Куприн писал: «Отношения между Александровым (псевдоним Александра Куприна — примечание автора статьи) и его матерью были совсем необыкновенными. Они обожали друг друга... Но одинаково, по-азиатски, были жестоки, упрямы и нетерпеливы в ссоре. Однако понимали друг друга на расстоянии». (А.И. Куприн, «Юнкера»). Живя в бедности, Любовь Алексеевна нашла способ устроить сына во 2-й кадетский корпус в Москве. Сама же по возможности продолжала с ним встречаться. Ее наставления и советы во многом повлияли на Куприна. Многое врезалось ему в память. Кое-что он отразил в своих произведениях. В автобиографическом романе «Юнкера» Куприн так описывает воспоминания своей матери: «...Дядюшка твой, а мой брат, совсем не почтенный Аркадий Алексеевич, был самый отчаянный татарин и самый страстный лошадник во всей Пензенской и Тамбовской губерниях... он уверял всех, что во мне зарыт талант дикой, неподражаемой и несравненной наездницы... Всегда врал князь Аркадий, как непутевый, однако, ... был у меня какой-то прирожденный, потомственный дар к лошадям. Я их всегда любила, и они меня любили и слушались... Тогда же он (Аркадий — примечание автора статьи) с такими же любезными братцами — татарскими князьями, — успел наш прекрасный прапрадедовский конезавод разорить... Поедет он, бывало далеко, в киргизские степи и пригонит оттуда большой косяк тамошних лошадей неуков... На них он и начал развивать мой замечательный лошадиный дар... Уж и что со мной эти киргизы выделывали. Теперь и вспомнить страшно... А уж признаться по правде, должна сказать, что эти Аркашины лошадиные зверства были для меня приятней всякой книжки и слаще всех конфет» (Наиль Мусин).

2. «... в возрасте одного года Александр остался без отца. Поэтому все заботы о нем легли на плечи матери, княгини Любови Алексеевны Кулунчаковой. О своих отношениях с ней Куприн писал в автобиографическом романе «Юнкера»: «Отношения между Александровым (псевдоним Александра Куприна — Ф.С.) и его матерью были совсем необыкновенными. Они обожали друг друга... Но одинаково, по-азиатски, были жестоки, упрямы и нетерпеливы в ссоре. Однако понимали друг друга на расстоянии». (А.И. Куприн, «Юнкера»). Живя в бедности, Любовь Алексеевна нашла способ устроить сына во 2-й кадетский корпус в Москве. Сама же по возможности продолжала с ним встречаться. Ее наставления и советы во многом повлияли на Куприна. Многое врезалось ему в память. Кое-что он отразил в своих произведениях. В романе «Юнкера» Куприн так описывает воспоминания своей матери: «Дядюшка твой, а мой брат, совсем не почтенный Аркадий Алексеевич, был самый отчаянный татарин и самый страстный лошадник во всей Пензенской и Тамбовской губерниях... Он уверял всех, что во мне зарыт талант дикой, неподражаемой и несравненной наездницы... Всегда врал князь Аркадий, как непутевый, однако, ... был у меня какой-то прирожденный, потомственный дар к лошадям. Я их всегда любила, и они меня любили и слушались... Тогда же он (Аркадий) с такими же любезными братцами — татарскими князьями, — успел наш прекрасный прапрадедовский конезавод разорить... Поедет он, бывало далеко, в киргизские степи и пригонит оттуда большой косяк тамошних лошадей неуков... На них он и начал развивать мой замечательный лошадиный дар... Уж и что со мной эти киргизы выделывали. Теперь и вспомнить страшно... А уж признаться по правде, должна сказать, что эти Аркашины лошадиные зверства были для меня приятней всякой книжки и слаще всех конфет» (Ф. Сибагатуллин, «Великие татары», 191 бит?)»

Как видно, книга написана по принципу: копировать-вставить.

Я не хочу отнимать времени у уважаемых читателей и продолжить цитировать еще примеры, тем более вышеприведенный пример ярко показывает уровень плагиата.

Кроме того, у меня создается впечатление: если люди занялись этим вопросом, т.е. установлением факта плагиата, видимо, они это дело доведут до конца.

Поэтому только повторю довод комментатора: рассмотрение книг Сибагатуллина без предварительной проверки на плагиат унижает премию имени Тукая.

ЧЕЛОВЕК ПОДАЛ В СУД, И СУД РЕШИЛ ЕМУ ПРИСУДИТЬ ПРЕМИЮ

Остановлюсь еще на одном моменте.

За последнее время президент республики Рустам Минниханов дважды вынужден был извиняться (так в интернете) из-за околокультурных скандалов. В последний раз из-за того, что якобы альметьевский актер на гастролях в Уфе сказал: «немытый, вшивый башкорт».

Если мы хотим, чтобы наш президент попал в международный скандал, тогда можно дать премию им. Тукая Фатиху Сибагатуллину. В чем дело? В книге «Татары и евреи» (стр. 316) он пишет: «Во времена рождения Темучжина-Чингиз-хана татары делились на 4 крупных «разряда»: 1. Белые татары. 2 Черные татары. 3. Дикие татары. 4. Неразвитые, ленивые татары — монголы». Ладно бы на татарском, но ведь по-русски написано. Может и до монголов дойти. Пока за это несет ответственность сам Фатих Саубанович, но в случае присуждения премии за подписью президента ответственность за эти слова ляжет на республику.

Про справедливость можно не говорить, потому что понятие тоже субъективное.

«Если мы хотим, чтобы наш президент попал в международный скандал, тогда можно дать премию им. Тукая Фатиху Сибагатуллину»

Когда я был членом комиссии по присуждению государственных премий в области науки и техники, по ветеринарии была выдвинута хорошая, заслуженная работа. Однако одновременно поступила жалоба от сотрудника института о том, что его незаслуженно не включили в состав соискателей. При обсуждении на комиссии я с чистой совестью работу поддержал. На что председатель комиссии академик Мансур Хасанович Хасанов сказал: «А вы знаете, что есть прецедент при подобном случае? Человек подал в суд, и суд решил ему присудить премию. Я бы не хотел, чтобы кто-то получил государственную премию нашей республики по решению суда. Пусть сначала разберутся между собой, а потом выдвигаются».

Многие, наверное, со мной согласятся, что Мансур Хасанович был человеком мудрым.

Рифат Курбанов

Читайте также:

Справка

Рифат Курбанов — доктор ветеринарных наук, профессор, заслуженный деятель науки, лауреат государственной премии РТ в области науки и техники, член союза писателей РТ.

Родился в 1951 году в деревне Мирзям Арского района. Служил в армии. До того как возглавить Казанскую государственную академию ветеринарной медицины, прошел путь от лаборанта до заведующего кафедрой хирургии. Разработал интраплевральную новокаин-антибиотиковую блокаду, приспособления для восстановления костей при переломах, бесстаночный способ и стол для фиксации животных и др.

Подготовил 3 докторов и 7 кандидатов наук.

В 2001 году был отстранен от должности ректора КГВИ, однако через суд, без участия адвокатов, отстоял свою правоту — ему полностью возместили материальный ущерб, а моральный вред судом был определен в объеме 1 млн. рублей.

Автор 4 книг по ветеринарии и 4 сборников поэзии.

Женат, трое детей.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (101) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    16.04.2014 08:16

    Молодец Курбанов Рифат Замалович, правильно говорит

  • Анонимно
    16.04.2014 08:35

    Сибагатуллин стал членом АН РТ, имея такие труды. Слава Мазгарову...умеет настоящих ученых в состав АН РТ продвинуть.

    • Анонимно
      16.04.2014 12:09

      Затаскивавть себе подобных. Мазгаров обложил себя лже - учеными

  • Анонимно
    16.04.2014 08:36

    Рифат Замалович, поддерживаю Вас! Молодец, удачи!

  • Анонимно
    16.04.2014 08:53

    Жаль что трибуной данного обсуждения становиться газета, а не коллегия по присуждению премии. Ну значит никто слушать там не хочет. Правильно говорите. Уважение вызываете за вашу открытую позицию. Сил вам в противостоянии за правду.

  • Анонимно
    16.04.2014 08:55

    Ветеринар нынче пошел мультикультурный, в смысле преуспевающий во всех духовных сферах. Не только Сибгатуллин пишет книги, но и Курбанов оказывается стихами балуется, но на премии и членство в СП не претендует. Ибо честно признал , что утром им радуюсь, а вечером чертыхаюсь. Освоить бы эту курбановскую методику некоторым членам СП. А вообще оба они молодцы, это вам не Бауман который только и делал, что революцией занимался.Подкупает и то, что Курбанов грамотный юрист, который после скандального увольнения его с должности ректора, не тратясь на адвокатов выиграл дело да еще получил миллион за моральный ущерб.Случай с уволенными ректорами беспрецедентный.Только в ректорское кресло почему то не вернули, а может сам не заххотел. А вот с оценкой своего,как он его называет, друга Сибагатуллина явно лукавит, вначале похвалил , а затем обвинил в плагиате. Да еще строго предупредил Президента РТ, что мало ему двух извинений за скандалы, он очевидно имел ввиду случаи с оскорблением Ч.Хамматовой каким то адвокатом и уфимский театральный инцидент, так ему еще тут придется перед мировой татарской общественностью извинятся если подпишет указ.В блоге Р.Валеева, кто то из комментаторов разумно предложил по этой "Фатихиаде" до 26 апреля объявить "неделю тишины" как за день до выборов и вроде бы народ вняли этому.А тут вот снова пытаются втянуть нас в эту "Фатихиаду" причем с весьма аргументированным юридическим обоснованием.Хочу не оценивая труд Сибагатуллина, по нему уже высказался, добавить интересную деталь. Беседовал с известным журналистом который побывал на презентации книги в Москве и на мой вопрос, участвовали ли на ней евреи ответил, что положительно оценил ее Ресин и особенно интересным было выступлении военного раввина, есть оказывается и такой, сказавшего, что ему было очень интересно увидеть свой народ глазами татарина.Чувствую, что после выступления Курбанова "неделя тишины" все же сорвется.

    • Анонимно
      16.04.2014 11:04

      "С хорошенькими актрисами знаком. Я ведь тоже разные водевильчики... Литераторов часто вижу. С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: "Ну что, брат Пушкин ?" - "Да так, брат , - отвечает, бывало, - так как-то все..." Большой оригинал."

  • Анонимно
    16.04.2014 08:58

    Молодец Рифат Замалович и зря его выгнали из ректоров Ветакадемии и по больше бы таких честных ветеринаров,только зря он хвалил Фатиха как ветеринара и руководителя и правильно книга может полезная и нужная ,но по инструкции ее надо завалить и хорошо подцепил президента и теперь ему будет тяжело протощить книги на премию.Без Булдырабыз.

  • Анонимно
    16.04.2014 09:27

    Р?хм?т сезг? Рифат .Ни?аять,Туфан абый кебек ?з с?зен ф?нни,д?рес,курыкмыйча куштанланмыйча ?йтеп бир?че бер ИР-АТ табылды.Сибгатуллинны премияг? лаек дип язучылар,сез бит аны? лаек т?геллеген бел?сез .Сезг? нинди файда бир? инде ул Миш?рл?р ?йтк?нч?, эч?гесен юганда б ...да ч?чр?ми .Ниг? намусыгыз бел?н к?р?ш?сез.Гел ?зегезне? м?н?фагатегезне ген? кайгыртмагыз инде?1Халык сезне шул куштан ялганчы булганга яратмый да.

  • Анонимно
    16.04.2014 09:28

    Кратко, аргументированно,деликатно и очень внятно. Спасибо! А Сибагатуллиным Валеевым хочется сказать, что хотеть-вовсе не значит мочь!У татар есть замечательное определение-намус, давайте вспомним все о нем, хотя бы в силу почтенного возраста...

  • Анонимно
    16.04.2014 09:33

    у нас вместо поддержки настоящих историков, на вершину подняли дилетанта толстосума сенатора-колхозника.Тарихчы имеш, калын китаплар яза имеш. Кеше келдереп ята гына.

    • Анонимно
      16.04.2014 09:45

      Люди,выдвинувшие на эту премию Сибгатуллина,найдите силу извиниться за необдуманный поступокТогда вас может начнут уважать Тукай это-наш народный поэт и решение должно быть разумное,народное.Бу очракта гына булса да сатмагыз инде НАМУСЫГЫЗНЫ!!!!!!!!!!!!

  • Анонимно
    16.04.2014 09:38

    Нурлат весь на ушах стоял в период его царствования!

  • Анонимно
    16.04.2014 09:49

    Уважаемый Курбанов очень хорошо и корректно все объяснил. не понимаю, зачем бороться за премию после всего этого? кому и главное что он хочет доказать? не красиво.

  • Анонимно
    16.04.2014 09:57

    Ради интереса скравнил тексты Булата Хамидуллина из его монографии "Народы Казанского ханства" и что пишет ИСТОРИК ФСС в своих книгах о Казанском ханстве. Ни одного совпадения! А "некорректное цитирование" У ВСЕХ ученых сплошь и рядом... (кин)

    • Анонимно
      17.04.2014 04:27

      //Ни одного совпадения!// - А почему должны быть совпадения? Мастер компиляции Хамидуллин давно и изрядно поднаторел в своем ремесле. Для своей "Народы Казанского ханства" Булат компилировал одни тексты, для сибагатуллинских "евреев" - совсем другие. Дело, как говорится, поставлено на поток.

      • Анонимно
        17.04.2014 09:41

        Уж лучше издавать "компиляции" о дружбе народов и их величии (русских, евреев, татар, чуваш), чем писать якобы "оригинальные" тексты и снимать нацистские фильмы о москалях, чаплашках и жидах...

        • Анонимно
          17.04.2014 10:13

          Полностью поддерживаю. Кстати у БХ много хорошего написано о марийцах, мордве и удмуртах тоже - 1/4 книги о них. Даешь правдивую историю финно-угров!(кин)

          • Анонимно
            17.04.2014 18:15

            Ну да, а про монголов Сибагатуллину и Хамидуллину можно писать оскорбительно: "Неразвитые, ленивые татары — монголы". Ничего себе, воспевание "дружбы народов".

      • Анонимно
        17.04.2014 10:20

        Если Мастер БХ помогал Депутату ФСС в плане интернационализма, то честь ему и хвала - мы в одной стране живем. (кин)

        • Анонимно
          18.04.2014 01:33

          Я вот монгол, живу тоже в этой стране, получается, "в плане интернационализма" можно оскорблять мой народ?

  • Анонимно
    16.04.2014 10:12

    Спасибо Курбанову за статью, редакции БО за публикацию. За гражданскую позицию, автору, отдельное спасибо. Благодаря людям с такой позицией, и существует мир, вопреки конформистам: Валееву, Сиразину, "административным" историкам ,обосновывающим присуждение премии имени Народного поэта выходцу из номенклатуры.Надеюсь, не повторится исторический казус, когда римский император Калигула заставил сенаторов сделать (читай проголосовать) своего коня сенатором.

  • Анонимно
    16.04.2014 10:12

    Сдается мне, что Фатих Саубаныч отнюдь не дурак. И требования к соискателям премии он читал. И возникает ощущение, что его целью является не получение премии, а грамотно выстроенный PR по продвижению своих книг. Это ему удается. Молодец!

  • Анонимно
    16.04.2014 10:18

    Сижу-читаю что пишет ИСТОРИК ФСС о Золотой Орде... (кин)

  • Анонимно
    16.04.2014 10:24

    Мин узем лищно каршы Сэубэнычка премия бируенэ,ул ана лаек тегел.Фэннур.Цупрэле.

    • noname
      16.04.2014 10:57

      Бэй, дорес сулисен, Фэннур, адназнащны лаек тугел... Нэмэкэй, мэзэк эзлэп утыралар премия бирэбез диеп... Мирсиль. Актаныш.

  • Анонимно
    16.04.2014 10:36

    Очень грамотная взвешенная глубоко продуманная статья. Автор правильно отмечает весь негилизм статьи Римзиля Валеева. Здесь необходимо добавить то, что господин Валеев все время выполняет чей то заказ и в большей части из нескольких заказчиков побеждает тот кто больше проплотил.

  • Анонимно
    16.04.2014 10:48

    Во ЭТО мне понравилось: "Русские были спасены от физического истребления и культурной ассимиляции Запада лишь благодаря включению в Золотую Орду!"))) (кин)

  • Анонимно
    16.04.2014 10:52

    Учитывая, что "день тишины" предложенный одним комментатором все равно соблюсти не удалось позволю себе тоже высказаться. В основном согласен с ироничным но, на мой взгляд, юридически грамотным, высказыванием Э.Гатауллина. Привлекло внимание и то, что на презентации в Москве положительно высказались о книге представители еврейской общественности. По крайней мере такого одобрения книги на похожую тему А.И.Солженицына с их стороны не было.Думаю, что ничего скандального в случае присуждения премии не будет и Президенту, как предрекает Курбанов, извинятся не придется.Любая премия вызывает негативное отношение тех кому ее не дали и многочисленных и хорошо организованных сторонников "обиженного". Кто то правильно напомнил, что не случайно, мудрый Нобель не включил историю в номинацию.По ней даже обычно миролюбивые физики, математики и прочие "ботаники" ожесточенно спорят "не тому дали".А что бы происходило в случае присуждения нобеля по истории? Разразилась бы мировая информационная война.КПР.

    • Анонимно
      16.04.2014 11:47

      Миролюбивые физики - разработчики атомной, водородной СБЧ и математики - расчетчики параметров СБЧ, средств и траекторий ее доставки.Ага, пацифисты.

  • Анонимно
    16.04.2014 10:57

    Хорошо, что есть еще у нас действительно настоящие ученые, с настоящей гражданской позицией. Рифат Курбанов достоин всяческого уважения своего народа.

    • Анонимно
      16.04.2014 11:13

      Жалко что бросили в бой обиженного Курбанова завистники всех мастей.Теперь если премию дадут То все будут говорить ни одного достойного ученого не выступило против этой книги -не татарского не еврейского!

  • Анонимно
    16.04.2014 11:08

    Курбанов изложил сущую правду в том числе о борзописце валееве,пишущем о друзьях-товарищах из номенклатурного круга.В комментах отмечается это пристрастие-писать по заказу.Не надо давать премии, а надо все книги сибагатуллина проверить на предмет плагиата.

  • Анонимно
    16.04.2014 11:08

    Спасибо автору! Настоящий, честный комментарий. Если НЕКОМУ давать премию в этой номинации, ЗАЧЕМ ее давать абы кому? Чтобы она обесценилась? Да теперь стыдно будет обладателям премии Тукая признаваться, что и они этой компании!Столько шуму за последнее время вокруг этой истории!Будьте же благоразумными...За плагиат лишают ученых степеней, а здесь - выдают Государственнную премию... Маразм!

  • Анонимно
    16.04.2014 11:11

    Книги Фатиха Саубановича... В общем, может и не стерильны, но они выводят татар из узколобости и локализма. Уже этим они хороши.

  • Анонимно
    16.04.2014 11:14

    Считающему, что весь Нурлат "на ушах стоял во время его царствования".Во время "его царствования" таких скандальных криминальных разборок прогремевших на всю Россию не было.И давайте скажем спасибо за то, что он прижал "богатеньких буратино" и заставил раскошелится на социальные программы.Он принял второразрядный районный городишко, а передал наследникам современный город с развитой инфраструктурой по которому ночью можно было спокойно ходить.Кстати он заставил многих видных и не бедных лиц лично взять шефство над неблагополучными семьями и подростками с девиантными отклонениями (по старому с правонарушителями) и подал личный пример Так по крайней мере считаю мои родственники живущие там.

    • Анонимно
      16.04.2014 15:25

      Развалили Нурлат без ФСС редиски и все гады помнят его сильную руку!

  • Анонимно
    16.04.2014 11:26

    Весь текст ИСТОРИКА ФСС о Золотой орде - сплошь хакимовщина. Великая, всех спасла, и даже толерантность - её детище))) Теперь понятна позиция Института истории АНТ... (кин)

  • Анонимно
    16.04.2014 11:31

    Книгу не читал, но Курбанова очень хорошо знаю и наслышан о нем и если такие люди против , то премию надо обязательно дать уважаемый тов. Минтимир Шарипович!

  • NIYAZ
    16.04.2014 11:32

    Курбанов безусловно прав.

  • Анонимно
    16.04.2014 12:02

    Кто за то, чтобы присудить премию Тукая Сибагатуллину?За против воздержался единогласно! Мои поздравления!)

  • Анонимно
    16.04.2014 12:26

    Я так понимаю-Сибагатуллин -автор научных работ.А причем тут премия имени Тукая ?Наверное ,работы Сибагатуллина показались комиссии при Минкульте поэзией или сказками ?

  • Анонимно
    16.04.2014 12:34

    А Шаймиева-то чего приплели?... Он премии не раздает! Может, сразу решить вопрос насчет Нобелевской? Думаю, время еще есть!

  • Анонимно
    16.04.2014 12:38

    складывается впечатление, что литературный бомонд Татарстана прикормленный властью. Не раскрыта животрепещущая тема татарского самодурства в литературных произведениях...Рифат Замалович! Полажа руку на сердце, признайтесь хотя бы себе, что будучи ректором вы были отъявленным самодуром... А Сибагатуллин, ну эта отдельная история! Он просто олицетворение татарского самодурства! Вот об этом надо писать, писатели!

  • Анонимно
    16.04.2014 12:39

    Сибагатуллина не читал, но осуждаю!

    • Анонимно
      16.04.2014 14:57

      Согласен и книги надо сжечь и нечего прословлять монголотатарских завоевателей чуть ли не всей Европы!Фильм орда надо показывать с детского сада .

  • Анонимно
    16.04.2014 12:42

    Сибагатуллин и Курбанов - еще те персонажи! Где ты Гоголь нашего времени, запечатливший бы этих "героев" в своих нетленных произведениях?

    • Анонимно
      16.04.2014 12:57

      Пушкин и Достоевский тоже пили и в карты играли но это Великие писатели а при чем тут самодурство при написании талантливых книг то про татар?

      • Анонимно
        16.04.2014 13:26

        да не писал Сибагатуллин сам книгу! А диссертацию свою тем более! Не веришь, спроси у Курбанова!

      • Анонимно
        17.04.2014 04:47

        Я вот тоже выпиваю и картишки играю, а в Союз писателей почему-то мне не предлагают вступать. Даже в ПЕН-клуб не берут.

  • Анонимно
    16.04.2014 13:24

    Рифат Замалович. Скучаем в академии...

  • Анонимно
    16.04.2014 14:18

    У Курбанова обида, за то, что ректорство его кончилось большим скандалом. Теперь он поборник нравственности и морали.Мне кажется как руководитель Сибагатуллин намного крупнее и успешнее. А насчет премии уж столько наговорено, не помог даже призыв объявить "день тишины".Полагаю, что после такой хорошо спланированной кампании по его компрометации шансы на получение премии увеличились.Итоги дискуссии подведем после 26 апреля. Визгу и ору будет немерено при любом решении.А вообще то действительно среди теперешних литераторов нет личностей масштаба Баширова, Наджми, Абсалямова и им равных. Полагаю, что обязательно надо переводить на русский язык, ибо круг читающих на татарском крайне узок и его расширения пока нереально. Большинство татар читают на русском и как к этому не относись но это факт.Вот например есть великолепная книга Р.Батуллый типа воспоминания и размышления о культурной жизни республики.Правдивая и нелицеприятная, в частности он показал и отрицательную роль некотороых решений Табеева, но вполне корректно и не без юмора.Ее надо обязательно перевести на русский язык.

  • Анонимно
    16.04.2014 14:37

    А чего это вы не помянули и Николая Ивановича, который Ежов. Тоже , хоть и ростом 152 см. мужик был не слабый.Только вот И.В.Сталин не оценил, назвал мерзацем, пьяницей погубившим тысячи невинных людей и приказал расстрелять.

  • Анонимно
    16.04.2014 15:27

    Короче премию надо дать а Курбанова в кресло ректора за татарофобию не сажать никогда!

    • Анонимно
      16.04.2014 21:04

      Не знаете ничего - не пишите! Курбанов боролся не за кресло, а за справедливость! То, что он оправданный и не стал садиться на кресло говорит о том, что он не карьерист!

  • Анонимно
    16.04.2014 15:32

    Можете писать что хотите. Ничего значимого и интересного в прошлом году в РТ не издано, кроме книги Фатиха Сибагатуллина. Всем Союзом не можете заинтересовать ни кого ни в республике, ни в других регионах и странах. Графоманы и завистники. Извините за прямоту.

    • Анонимно
      16.04.2014 16:18

      Книга может и правда хорошая но Курбанов прав инструкции подачи все нарушены и поэтому нельзя давать! Если бы Гоголь Ревизор написал бы с нарушениями? Поэтому эмиль прав законы нарушать незя!

    • Анонимно
      16.04.2014 17:51

      Не обзывайся и все равно мы против Фатиха .Он историк -ветеринар а не писатель как мы и даже не член Союза писателей!

    • Анонимно
      16.04.2014 22:09

      Ничего более позорного и бездарного чем "сборники анекдотов" от сибгатуллина,не только за прошлый год,но и за лет 20 не было..Завидовать здесь нечему,даже если компаньоны подарят премию Тукая сибгатуллину,от этого он не перестанет быть сибгатуллиным. Обидно за премию Тукая,ее приравняли к курсу на базаре,обесценивается рубль-обесценивается премия Тукая...Джамшут.

  • Анонимно
    16.04.2014 15:33

    Ну чо Курбанову то надо? Неужели славы Герострата как уничтожителя татарской истории!

    • Анонимно
      16.04.2014 18:40

      Ну, что за история, если ее один Курбанов может уничтожить.

  • Анонимно
    16.04.2014 16:51

    Ну что приписываете Курбанову демоническую роль "уничтожителя" татарской истории, да еще нехорошим именем древнегреческого пиромана обозвали.Ну сболтнул гадость, обиженный своей ректорской судьбой.На иронию как у адвоката таланта не хватило.Думаю, что он и сам не рад , что влип во все это.Вот попадется на глаза правдорубу Абдрахманову мало не покажется.

    • Анонимно
      16.04.2014 17:34

      Курбанов сам сказал что с Фатихом не только друзья но и наверно родственники! И поэтому белыми нитками что проплаченный пиар или по дружбе книги Фатиха С С и сам засветился в бо значит в депутаты пойдет или в ректора.После этой статьи бомонд назло даст премию!

    • Анонимно
      16.04.2014 17:46

      Курбанову опасно сейчас даже на глаза Сибагатуллину попадаться! Побьет ведь однозначно.

  • Анонимно
    16.04.2014 18:00

    В институте истории АН РТ диссертацию и книги эти конечно не писали, но редакторствовали и отрабатывали пиар (презентации, выдвижение), все по договоренности Хакимова с ФС. Сотрудники Института Марджани много кому помогли с диссертациями и изданиями, но здесь другой случай, работала другая команда. Профессионально скомпилированный текст безвреден, так что переживать не стоит. ничего в нем особенного нет и не будет. А Булат так просто молодец, сумел конфетку сделать и самому не подставиться

  • Анонимно
    16.04.2014 18:18

    Если дадут премию ФС, то унизят все созидательное в Татарстане. А работы, достойные премии Г.Тукая, несомненно есть.

    • Анонимно
      16.04.2014 21:01

      В том то и дело кроме ФСС давать то некому премию Тукая. Конечно стыдно но это прискорбный факт.

  • Анонимно
    16.04.2014 18:58

    Часть премии им Тукая надо будет отдать Н.Мусину, если дадут Сибагатуллину Ф.С., выходит так. Отдаст ему не жалко.Не деньги, а положение в обществе надо.

  • Анонимно
    16.04.2014 20:33

    А читаю книги Саубаныча не как источник, а его трактовку известных исторических фактов. Он сам говорит, что это его изложение, дискуссионная точка зрения. Ну чи что где-то не успели укзать источник? Наиль Мусин сам фонарь держал что ли? Вся история много раз персказана. Только сейчас интереснее стало. Татарская история пахнет легендой, степью, троном, огнем и водой. А компромат Курбанова пахнет навозом,честное слово. Какая черная энергия, мелкое паскудство, которое и так надоело в татарской среде. А все, кто кинулся здесь свои клокотанием тоже такие же завистники и злопыхатели. Тошно! Фатих, не унывай, не поддавайся. Продолжай свое дело.

  • Анонимно
    16.04.2014 21:23

    Хорошо, что нашлись люди, понимающие и разбирающиеся в этом деле! Сибгатуллин хоть раз бывал в этой Монголии? Видел ли он ленивых монголов, которые живут в таких суровых условиях? Как бы президенту не пришлось просить прощения и у этих монголов!

  • Анонимно
    16.04.2014 21:54

    Кто-то выше написал, что не было в 2013 году стоящих книг. Не согласен, мне понравилась "Бандитская Казань". И авторы наши, татарстанские, ничем не хуже Фатиха Сибагатуллина, тем более сами пишут

  • Чтобы все представляли уровень мышления этого конюха-псевдоисторика, процитирую из одного интервью с Фатихом Сибагатуллиным, которое он дал журналу "Наш дом – Татарстан":Фатих Сибагатуллин: "Когда в 1778 году территорию США осваивали англичане под руководством Джорджа Вашингтона, они начали искать, где разместить административный, учебный и деловой центры. Изучая опыт всех цивилизованных стран, они пришли к выводу, что самый удачный опыт разделения центров был в Волжской Булгарии. В итоге Вашингтон стал административным центром подобно древнему Булгару, Нью-Йорк — деловым центром, как Биляр. А учебный центр Бостон — прототип учебного города Кизляу, что на территории современного Нурлатского района».Что можно сказать на это? Пусть теперь американцы доказывают, что не «слизали» двести с лишним лет назад свои научные центры с Нурлатского района! Только время потеряют. Ибо в Татарстане еще много районов, главы которых без обиняков могут заявить свое первородство и в отношении Парижа с Берлином, и Оксфорда с «Силиконовой долиной»…

    • Анонимно
      16.04.2014 22:34

      Мескен факирь-фокра(гафу итсеннэр) язучыларнын бер премиялэре бар инде,и на нее замахнулись!После предыдущих комментариев думал хватит ума и силы у Фатих Саубановича отказаться от этой затеи.У него столько премий,столько наград,можно было уж уступить!А про его ум и силу спорить неуместно,его можно не уважать,но с ним необходимо считаться!Просто немного жаль,что и его видать Генсековские склонности начали одолевать!А так мы все немного в душе поэты и писатели!А настоящие поэты так редко рождаются!знакум

      • Анонимно
        17.04.2014 09:28

        Бу язучылар премиясе т?гел, д??л?тнеке. Акча т?гел, танылу. Милл?тк? зур фа?да китер? беренче урында. Фатих белэн кемне чагыштырып була? Анын китабы кебек китап кайда бар? Таркалып ятучы халыкка кирэк ул.

  • Анонимно
    16.04.2014 22:16

    Да перестаньте вы все наезжать на ФСС, неровен час расстроится , в запой может уйти, а дел у нардепа много-народ ждет принятия ( для нас) справедливых и нужных законов , чтобы мы были осчастливлены не только литературными шедеврами!

  • Анонимно
    16.04.2014 23:10

    Вообщем Сибагатуллину надо дать премию обязательно, иначе обидится! Нам ведь обиженные депутаты не нужны ведь, да!?

  • Анонимно
    16.04.2014 23:44

    Замечательно написано, однако...

  • Анонимно
    17.04.2014 04:49

    Обмен мнениями в БО по ,не сколько книге, сколько по личности Сибагатуллина весьма полезен.Он показывает уровень мышления и морали общества, по крайней мере "интернетного".Есть разумные и корректные комментарии, даже в критическом формате, есть мелкотравчатая и хроническая ирония, к сожалению есть и просто пакостники с учеными степенями и без оных кредо которых по пословице "Ради красного словца не пожалеем мать и отца", да и другая вспоминается " татар башын татар ашар".В общем Ноев ковчег где "каждой твари по паре". Не обижайтесь господа и эфэнде комментаторы слово "твари" в ней не ругательное и означает творения или живности, другими словами показ всего, что имеем. Полагаю, что такие обсуждения в БО - зеркало в которое мы смотримся и на него "нечего пенять" концовка пословицы известна.

  • Анонимно
    17.04.2014 09:00

    В сегодняшнем БО приведены данные о состояниях депутатов.Впечатляет однако, но кто то умерил пыл очернителей приведя слова Стаина , что тут только "завидовать будем".Порадовался за ФСС, ему впору самому премию учреждать для молодых историков. Конечно на "татнобеля" не потянет пока но все же.

  • Анонимно
    17.04.2014 09:22

    Не знал таких деталей биографии Сиразина. Молодец.А то все фермер да куровод, а он еще и меценат. А, что касается "нарушения режима" поэтами, то , что тут поделаешь, работа у них вредная потому и "девиации" случаются. Знал Рустема Кутуя и Леонида Топчего тоже были, не трезвенники, а поэты то от бога. Не зря один из приехавших турецких общественных деятелей посетивший, не успевшую еще осесть могилу Тукая прикрепил к ней бумагу с надписью "Пером поэта водит Аллах". Об этом мне рассказал Баки ага Урманче.КПР.

  • Анонимно
    17.04.2014 10:04

    Ну и что господа и эфенде и прочие курбановы и зайдуллы поливающие грязью или иронизирующие по поводу творчества и биографии Ф.С.Сибагатуллина. Прочитайте опубликованное сегодня в "Звезде Поволжья" обращение выдающихся ученых и политических деятелей к Президенту РТ по этому поводу.Думаю, что БО совершенно правильно напечатало и очерк Р.Валеева и самые различные отклики на него. Что бы как говорил Горбачев было видно "Кто есть...."

    • Анонимно
      17.04.2014 13:42

      Настоящим работам "обращение выдающихся ученых и политических деятелей к Президенту РТ" не требуется.

    • Анонимно
      17.04.2014 14:04

      Срочно фамилии выдающихся деятелей, защищающих своего коллегу. Хотим узнать: кто у нас является выдающимся.

  • Анонимно
    17.04.2014 11:37

    Пьяница и дебошир - ключевые признаки поэта или писателя от Бога. Но Сибагатуллин даже писатель не от дьявола. Он вообще никакой! Пишут за него!

  • Анонимно
    17.04.2014 11:41

    Сибагатуллин лезет не в свой курятник!

  • Анонимно
    17.04.2014 11:43

    Обращаюсь к писателям и поэтам! Пишите про самодурство и самодуров! Будете в тренде лет так через 100!

  • Анонимно
    17.04.2014 16:11

    В ЗП есть обращение к президенту РТ за подписью Матвиенко и еще более 60 представителей различных политических сил, ученых и общественных деятелей с предложением присудить премию им. Г. Тукая Сибагатуллину Ф.С. В обращении также отмечены заслуги автора и его вклад в развитие межэтнических отношений многонациональной России. Учитывая тот факт, что за автора ходатайствует третье лицо государства и многие общественные деятели поздравляю Сибагатуллина Ф.С. с присуждением престижной премии. было бы справедливо всю финансовую часть премии передать Б.Х.

    • Анонимно
      17.04.2014 18:22

      Это обращение Матвиенко и еще более 60 представителей различных политических сил, ученых и общественных деятелей, прочитавших книги Сибагатуллина Ф.С., подтверждают правоту Сиразина М.Г. в том, что книги ФСС федерального масштаба. Действительно, эти книги, как и фильм" Орда" внесут большой вклад в развитие межэтнических отношений многонациональной России. КПР.

  • Анонимно
    17.04.2014 18:54

    похоже в этом году никому премию Тукая не вручат...

  • Анонимно
    18.04.2014 00:20

    Модератору от КПР. С одной стороны приятно, что мой ник очевидно популярен, но с другой никакого отношения к его жульническому использования в 6 строчном комментарии не имею.Конечно не думаю, что 60 представителей науки и политики дотошно прочитали книгу. Тем более не думаю , что фильм "Орда" внес вклад в укрепление дружбы народов.Возможно у этого жулика просто такой "черный юмор". На этот фильму был разгромный отзыв в ЗП поддержанный читателями. Не удивлюсь если таким же методом мне припишут поддержку курбановых и прочих завистников.Полагаю, что ФСС вполне достоин этой премии.Еще раз скажу, что к сожалению среди членов СП , к моему глубокому сожалению нет пока бесспорных кандидатов на премию. Новых Башировых, Наджми, Абсалямовых,Ахуновых, Миннулиных... список можно легко продолжить, чьими имена не только в списках лауреатов различных высоких премий но теперь и в названиях улиц, а это еще более высокая награда, пока не видно. Но подрастает молодежь.Фамилий их не называю, а то найдутся "превентивные курбановы".

  • Анонимно
    18.04.2014 06:18

    Уважаемый Модератор!В дополнение. Очевидно мои развернутые комментарии кому то очень не нравятся.Только этим объясняю подписанный моим именем комментарий в котором якобы фильм "Орда" способствует укреплению межэтнических связей.Я полностью согласен с опубликованной в ЗП оценкой этого фильма, уважаемым мной историком, как провокации направленной на возбуждение неприязни между татарами и русскими, а точнее между мусульманами и православными.Кстати на необходимость достижения межконфессионального взаимопонимания на всех уровнях от международного и до внутреннего обратил внимание в своей прямой линии и В.В.Путин.Думаю, что РТ является хорошим примером такого взаимопонимания достигнутого под руководством Президентов М.Ш.Шаймиева и Р.Н.Минниханова. Считаю, что этой задаче соответствует и книга Ф.С.Сибагатуллина ставшая событием общероссийского масштаба, о чем свидетельствует и письмо ученых и политических деятелей в ее защиту. Событие беспрецедентное. Отсюда и желание скомпрометировать автора и лиц его поддерживающих на страницах БО теми кого такое развитие событий по разным причинам не устраивает. К этому ряду отношу и попытку приписать мне то чего я не думаю, в частности о фильме "Орда".Предполагаю, что такие попытки компрометации могут быть продолжены.Поэтому убедительно прошу больше не публиковать комментарии по поводу любого материала в БО, подписанные КПР. Сожалею, но придется комментировать анонимно. У модератора и без этого много работы и он не обязан выяснять соответствует комментарий моим взглядам или нет.Заранее благодарен. КПР.

  • Анонимно
    18.04.2014 17:08

    Всё верно. Не позорьте великого Г. Тукая и его премию.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль