Общество 
20.04.2014

Римма Федяева: «Самоубийства среди подростков из-за двойки или ЕГЭ стали столь частыми, что давно пора бить тревогу»

Почему дети из благополучных семей хотят свести счеты с жизнью

В начале апреля в Казани произошел страшный случай. Пятиклассник совершил самоубийство из-за двойки, полученной в школе. Школьник повесился на брючном ремне у себя в комнате. В квартире в это время находились его родители. И это не единичный случай. По данным официального представителя следственного комитета РФ Владимира Маркина, в России в прошлом году покончили жизнью около 500 детей. В своей статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», кандидат социологических наук, доцент кафедры конфликтологии КНИТУ (КХТИ), психолог Римма Федяева размышляет о причинах, которые толкают ребят часто из благополучных семей к такому страшному поступку.

ЗАДУМАЛСЯ О САМОУБИЙСТВЕ — САДИСЬ В ТЮРЬМУ

Россия занимает первое место в мире по количеству абортов, по числу разводов, по числу сирот (у нас свыше 760 тыс. детей-сирот и около миллиона беспризорников). По числу курящих детей, по детскому алкоголизму, и, что вдвойне печально, первое место по количеству самоубийств среди детей и подростков. По последнему показателю мы опережаем Америку в 8 раз... Причем в этой категории на одну смерть от суицида приходится почти 200 нереализованных суицидальных попыток.

Ежегодно каждый 12-й подросток в возрасте от 14 до 19 лет пытается совершить самоубийство. Большая часть смертей приходится на возраст от 10 до 14 лет, и, по данным экспертов, в 80% случаев это отнюдь не дети из неблагополучных семей, а вполне успешные домашние ребята.

Для сравнения: в Англии, например, самоубийство до 1961 года считалось уголовным преступлением и большим позором для родителей. Возможно, поэтому процент покушений там на собственную жизнь на порядок ниже, чем в России.

Замечу, что Россия не сильно отличалась от Европы, в военном морском артикуле Петра I было сказано: «Ежели кто себя убьет, то мертвое тело, привязав к лошади, волочить по улицам, за ноги повесить, дабы, смотря на то, другие такого беззакония над собой чинить не отваживались». Естественно, что при таком жестком контроле со стороны государства число самоубийц было крайне низким.

Но время шло, появилось либеральное отношение к этому тяжкому греху. В наше время церковь и общество стали гораздо лояльней относиться к самоубийцам. И мы воспринимаем самоубийцу не как человека совершившего страшный грех, а как несчастного, заблудшего горемыку. Такое отношение во многом и породило катастрофическую ситуацию с самоубийствами в России.

Все это верно, но только не когда речь идет о детях.

СКЛОННОСТЬ К СУИЦИДУ НУЖНО ЛЕЧИТЬ

Какое надо иметь сердце, чтобы в мальчике, из-за двойки шагнувшего в открытое окно или повесившегося на ремне, увидеть тяжкого грешника? Здесь сразу возникают вопросы к родителям, педагогам и к обществу.

В 70-е годы американский социолог Дэвид Филлипс исследовал суициды и в результате описал одно явление, которое стали называть «синдромом Вертера». Это массовая волна подражающих самоубийств. Они совершаются после самоубийства, которое получило резонанс в прессе. В течение примерно 7 дней после публикации проходит целая волна новых суицидов. Более того, проводились исследования, которые показали, что есть зависимость между количеством репортажей, рассказывающих о первом самоубийстве, и числом последующих самоубийств. И наиболее вероятная группа риска в этом случае — именно подростки по целому ряду причин. Ребятам кажется, что они сразу станут героями: подумать только, про них заговорят по телевизору! Или же им хочется испытать то, что уже испытали другие: смерть представляется им чем-то загадочным, манящим. Чаще всего они просто не понимают, что факт смерти необратим, что вернуться к жизни после этого не удастся.

Сразу хочу подчеркнуть: суицид — это поступок ненормального человека и в медицинском, и в духовном смысле. Демонстративный суицид или, как его называют еще, суицидальный шантаж — это тоже поступок нездоровых людей. К любой суицидальной наклонности нужно относиться как к болезни, нужно ее лечить. А еще лучше — делать профилактику, тем более что это возможно. В советское время, например, был правительственный запрет на то, чтобы в СМИ говорить о самоубийствах, особенно подростковых. Люди, сформулировавшие это табу, знали об эффекте Вертера, понимали последствия. Сейчас, к сожалению, все это забыто.

АХ, КУДА ЖЕ СМОТРИТ ШКОЛА!

Чаще всего на вопрос, кто виноват, сегодня слышится ответ: родители. Конечно, они виноваты, но далеко не во всем. Если исходить из того, что ребенок — это зеркало семьи, то подросток — это зеркало состояния общества. Потому что в этом возрасте уже гораздо больше реагируют на ситуацию в своей подростковой микросреде, чем на родителей. А в этой микросреде смерть зачастую воспринимается романтически.

С одной стороны, она пугает, с другой, привлекает. Хочется ее исследовать, понять, что там, за гранью? Параллельно с этим у многих подростков, в отличие от взрослых, еще нет ощущения реальности смерти и ее необратимости. Дети с ней еще не сталкивались. А вот к чему они привыкли, так это к «реальности» компьютерной игры, где у героя 10 жизней.

Психологи единодушны в том, что причинами подростковых самоубийств являются не общественные и экономические факторы, социальные и бытовые стрессы, как это нередко происходит со взрослыми, а процессы, связанные с отношениями в семье, с друзьями, в школе. 70% подростков в качестве повода, толкнувшего их на попытку суицида, называли разного рода школьные конфликты.

Но если искать причину, то, как правило, обнаруживаются проблемы в семье. Причем часто они не внешние, а скрыты глубоко в межличностных отношениях и духовных проблемах родителей. А школьные ситуации играют роль «последней капли», поскольку школа — это место, где ребенок проводит значительную часть своего времени.

Социальные сети тоже играют свою роль. Там есть специальные группы, где обсуждаются варианты суицидов. Подростки общаются, делятся своим опытом... При этом понятно, что половина из них не проходила через то, о чем пишет. Они просто бравируют. Они могут выдумать все от начала до конца. Но один выдумал, а другой ему поверил и решил: если тому не слабо, то почему мне слабо? Цена такой проверки — жизнь. Очень странно, что эти группы до сих пор не стоят на контроле у государственных и общественных органов.

НАДЕЖДЫ НА ЛУЧШЕЕ ПРИВОДЯТ К ХУДШЕМУ

У родителей есть важная задача: донести мысль о том, что сведение счетов с жизнью — это грех. Можно объяснить это не только на языке религии, но и на бытовом уровне — это малодушие и трусость.

Хочется предостеречь родителей, чтобы они своим рвением не прибегали к насильственному обучению своих чад — к благоприятной ситуации для добровольного расставания детей с жизнью. Самоубийства из-за двойки и ЕГЭ стали столь частыми в России, что давно пора бить тревогу.

Сегодня в нашей стране как никогда прежде велик престиж высшего образования. Искренне желающие ребенку добра близкие родственники и учителя постоянно настраивают его на обязательный успех: поступление в вуз, получение престижной профессии.

В такой ситуации подросток просто вынужден тянуться за хорошими отметками, доказывать, что он лучше, умнее, успешнее других своих сверстников. Причем это насильственное рвение часто поддерживается буквально жертвенным поведением родителей, готовых для оплаты репетиторов потратить последние деньги.

Подобный груз непрошеных благодеяний и категорических надежд нередко непосильным бременем ложится на плечи юного человека. Перегрузки и строгие требования в школе, страх не оправдать чаяний дорогих людей, безостановочная гонка за успехом, да и собственные высокие притязания — напряжение, которое не всякому взрослому по плечу. А если добавить сюда ощущение, что любая неудача равносильна краху, непоправима, становится понятно, откуда рождаются в душе подростка мощный эмоциональный дискомфорт, страх, гнетущая тревога.

То, что реальность именно такова, подтверждает бесстрастная статистика: число депрессий прямо связано с уровнем успеваемости старших школьников. Лидируют в этом грустном списке отличники, а замыкают его двоечники. Зависимость между подростковыми депрессивными расстройствами и прессингом успеха подтверждает и ежегодный всплеск молодежных самоубийств сразу после объявления результатов вступительных экзаменов в Японии и Южной Корее — странах, где престиж высшего образования невероятно высок. Стоит задуматься, не слишком ли высока цена даже за самые блестящие перспективы?

Установлено, что лишь у 10% подростков в случае самоубийства имело место истинное желание убить себя. В остальных 90% случаев — это крик о помощи.

Помните: там, где любят детей не как предмет гордости, а со всеми достоинствами и недостатками, с готовностью помочь, выслушать, поддержать, случаи суицида сводятся к минимуму.

В своем следующем блоге я расскажу, как родителям можно вовремя увидеть в ребенке суицидальные наклонности и предотвратить возможную трагедию.

Римма Федяева

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (26) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
20.04.2014 13:24

Вернуть принципы и традиции советского образования, восстановить учебники тех лет - доступные и понятные, отменить ЕГЭ. Получение знаний должно быть радостью, а сейчас чуть ли не с первого класса дети боятся ЕГЭ и ГИА. Человек, воспитанный в страхе, - это неправильно

  • Анонимно
    20.04.2014 10:13

    причина нахождения причины России на первом месте столь печального рейтинга проста как мир - в нашей стране институт семьи подменили деморализация на фоне пьянства и коррупции. Подмена истины обходится действительно дорого, как отметил ведущий одного из центральных телевизионных каналов - в России дурдом начинается за дверью собственной квартиры

  • Анонимно
    20.04.2014 11:48

    Родители видят в своем ребенке вундеркинда, а он обыкновенный ребенок и с двойниками и пятерками . Вся беда в семье. Кроме того дети сейчас зачастую с неустойчивой психикой т.е. слабые духом. Конечно и меньше об этом нужно писать и показывать. Родители дорогие посмотрите на своих детей со стороны, выслушайте их и меньше наверное нужно видеть в них того что сами не достигли.

    • Анонимно
      20.04.2014 14:04

      Согласен с каждым словом,родители сейчас видят в своих детях не детей,а свой капитал,в который нужно вкладывать и приумножать ЛЮБЫМ способом.Это не правильно.Дети - это дети и у них должно быть Детство и детские Радости.Дети - это не банковский счёт и не депозиты,это ВАШИ ДЕТИ.Вспомните себя в Детстве и будьте Людьми,прежде всего,а не бизнесменами.

  • Анонимно
    20.04.2014 13:24

    Вернуть принципы и традиции советского образования, восстановить учебники тех лет - доступные и понятные, отменить ЕГЭ. Получение знаний должно быть радостью, а сейчас чуть ли не с первого класса дети боятся ЕГЭ и ГИА. Человек, воспитанный в страхе, - это неправильно

  • noname
    20.04.2014 14:54

    ну как можно называть благополучной семью в которой ребенок покончил самоубийством? Это и есть самая ненормальная и неблагополучная семья. Как у нас меряют благополучие семьи? Заработком родителей? Тем что ребенок уроки делает и ходит сытый и опрятный? Или тем что соседи не слышат их ссор? Каждый в семье взрослый и ребенок хочет быть понятым,принятым, любимым, нужным, уважаемым. А у нас все оценивают по внешним критериям.

  • Анонимно
    20.04.2014 15:05

    На днях читал учебник дочери она во втором классе. Ощущения такое что это записки сумасшедшего !!! Полный дибилизм.

  • Анонимно
    20.04.2014 16:00

    А мы только позавчера схоронили "самоубийцу" племянника.... Повесился в прихожей на шарфе в воскресенье. Поддерживаю первый комментарий

  • Анонимно
    20.04.2014 16:28

    Ругать ребёнка за плохие оценки в школе !!! Люди Вы вообще адекватны ??? читать,писать научится и ладно,зачем из ребёнка компьютер делать ? Пусть голова отдохнёт пока детство а то с нашим государством нашим детям столько предстоит "хлебнуть" что мало не покажется...

  • Анонимно
    20.04.2014 16:55

    Да все такие поступки школьная реформа виновата. Наш ребенок учится почти только на отлично.С уроков придет, мы говорим отдыхай немного, нет же сразу за учебниками, и так до 10 вечера без остановки. Потом с утра в школу там 6 часов каждый день. Мы учились в школе и в институте, но такого не было. Все нагрузки, чтобы осуществить на плечи школьника лягут. Учителя чтобы хорошую зарплату получить давят на учеников, своими заданиями.В каждую неделю как экзамен тест проводят, сколько нервов? Как им терпеть. Мы дома настраиваем, что так учиться нельзя, но не слушает нас учить и учить.

  • Анонимно
    20.04.2014 18:16

    Самоубийство - это крик души, знак протеста молчащего. Бывший начальник РОВД Кукмора Раиф Зиннатуллин тоже пытался покончить жизнь самоубийством после понижения в должности, наверно для него это было равнозначно тому, как ученик получает двойку.

  • Анонимно
    20.04.2014 18:19

    Закончила школу в 1986 году. Помню, как учителя натягивали оценки "нужным" детишкам, как открыто топили на вступительных в вузах. сын сдавал эге 5 лет назад. Говорит, больше пугают учителя. Ничего страшного. Сам по результатам прошел в 4 вуза, а его одноклассникам, сдав эге, учатся на бюджетном в москве в медицинском, мгу, мфти, высшей школе экономики. так что, лично я, мама 22-летнего сына, обеими руками за эге.

    • Анонимно
      20.04.2014 19:09

      Это называется так - повышаем уровень образование путем понижения планки этого самого образование и его преподования!

    • Анонимно
      22.03.2018 07:55

      Я вам так скажу , у моей дочери в 7 классе сказали , что у них в 9и 11 классе будет ЕГЭ по английскому обязательный . А ещё с этого года им надо сдавать и защищать проекты , и все удивляются как у детей с нервами не в порядке!!!!

  • Анонимно
    20.04.2014 19:30

    БЕРЕГИТЕ ДЕТЕЙ!Давно хочу привлечь внимание к одной простой мысли: "Самое ценное, что у нас есть - это дети".Повторю ещё раз: "Самое ценное, что есть у нас в стране в целом и в отдельно взятой частной семье - это дети!!!"Самое ценное - это не нефть, не бриллианты, не золото, не банковские и прочие материальные активы, хоть никто и не будет сомневаться в их стоимости, уместности и важности.Отнимите у государства детей - и вы лишите его будущего. Отнимите у семьи детей - и вы лишите её смысла. Семья без детей лишается смысла своего существования. Не зря страдают и всеми путями стараются обрести детей бездетные пары. Даже ущербные, простите меня, "родители номер один и два", и те стремятся к усыновлению."У нас" - это значит, важно не только "это моя семья, это мой ребёнок". Чужих детей не бывает! Чужой беды не бывает! в Москве был случай: из маршрутки высадили девочку за то, что не смогла оплатить свой проезд. Она ехала из музыкальной школы. К двенадцати ночи дошла до станции Лосиноостровская, где её увидел дежурный и позвонил в полицию. Что, пассажиры маршрутки не могли скинуться, чтоб её не высаживали?! Не нашлось хотя бы одного человека, который бы подумал, что безопасность ребёнка дороже той суммы, что стоит проезд в маршрутке... А молодой инвалид в сибирском городе, которого высадили в мороз и он замёрз насмерть, мать бегала искала его по всему городу?Люди, не будьте равнодушны, отзывайтесь, помогайте друг другу. Будьте человечными, будьте людьми.Любой ребёнок и его счастливое и здоровое развитие, воспитание, образование - это вклад в наше общее будущее процветание! Мы будем жить так, как мы вырастим и воспитаем наших детей.Понимаем ли мы, какое это чудо - наши дети? Родители умиляются им, пока они малыши, беззащитные крохи. Но потом, в школьном возрасте, перестают их понимать и ценить, начинают пилить и ругать, порой за ерундовые поступки. Такие сценки я вижу, и мне хочется напомнить сердитой маме: "Какое счастье, что он живой, рядом!" А всё остальное можно поправить, объяснить спокойным тоном, в домашней доверительной обстановке, так, что сын или дочь поймут, что вы хотите им добра и очень-очень сильно за них переживаете.Самое ценное у нас - это дети, которые очень быстро растут. Вот, они уже сами готовы стать родителями, хотя нигде и никого не учат быть мамой или папой. Сверстницы моих сыновей уже прогуливаются с колясками. Какое они получили воспитание и образование, что они видят вокруг? Легко ли им жить и воспитывать своих малышей? Какова духовная и интеллектуальная среда вокруг, общественные идеалы? Обществу и государству надо уделять очень, очень большое внимание подрастающему поколению. Именно оно - наше секретный стратегический запас: "Самое ценное у нас - это дети, которые вырастут и сами станут родителями новых поколений". Вот какая стратегия должна быть в государственной политике.

  • Анонимно
    20.04.2014 21:13

    Немедленно отменить ЕГЭ Ведь детей как преступников обыскивают Позор образованию

  • Анонимно
    20.04.2014 22:52

    Россия занимает первое место по количеству дебилов ставшими педагогами и работниками МинОбр РФ... часть преподов это просто социопаты, часть неудачники и те у кого не нашлось больших денег на поступление на другой факультет. И с каждым годом к сожалению становится меньше учителей, которые работают по призванию за эти кутарки, терпят дурости рано, минобра, бумажная рутина и предписания по квашенному патриотизму занимают куда больше времени нежели работа с детьми. Страна ждет героев а образование плодит уродов. То ли еще будет..

    • Анонимно
      21.04.2014 08:14

      Абсолютно точно, плодят за зеньги в ВУЗах себе подобных никчемных лжеспециалистов. На уровне школы идут рисованные оценки, престиж ронять нельзя, а дальше- полуграмотные выпускники. Даже страшно подумать в каком обществе будем жить в ближайшее время.

  • Анонимно
    21.04.2014 09:06

    Подготовка к ГИА и ЭГЕ приводит детей к огромному стрессу. Некоторые дети даже понимая решения задач встают просто в стопор. Потом удивляются откуда инфаркты в 25 лет... Осмотр детей перед экзаменами и муссирование прессы делают свое дело. У них ручки дрожат когда пишут, смотреть страшно! Вам самим не тошно? Вот бы в МИНОБРОЗОВАНИИ чиновников в такое вот положение засунуть и потребовать результаты! САДИСТЫ!

  • Анонимно
    21.04.2014 10:12

    Тема сложная! Я не соглашусь со многими посылками автора и комментаторов.
    Первое, ЕГЭ - стресс, а стресс плохо… Ложь! Стресса от ЕГЭ не больше, чем раньше при поступлении в ВУЗ! Я закончил школу в 99 году и с этой позиции стресса у меня было в два раза больше, потому что я сдавал сперва школьные экзамены, а потом вступительные! Ничего, выжил!
    Второе, детей не надо подгонять в учебе, пусть учатся как могут! Ложь! Нас в семье двое: я и брат младший! Причём я стал большим где-то лет в 5, когда ему исполнился год… с тех пор и до сегодня он так и остался «маленьким», за кем пристально следит семья! Меня в школе мать гоняла по максимуму, с ним носились! Меня подгоняли с поступлением в ВУЗ. На одно слово, что не поступишь - не страшно, приходилось десять слов, что Надо! Угадайте, кто из нас в ВУЗе пытался стреляться?
    Третье, и самое главное, вскользь сказали о роли школы и все! При этом забыли, кто смотрел за детьми в СССР… в начале 90х пионерию убили, а взамен ничего не создали! И даже не пытается никто!
    Родители должны детей любить. Перефразируя автора «детей не надо жалеть, детей надо беречь!» (А.Бек Волоколамское шоссе). С самого пенья детей надо приучать к чувству ответственности! А сейчас предпочитают носиться как с хрустальной вазой!

    • Анонимно
      21.04.2014 12:38

      Наверное вы экзамены свои в таком вакууме как сейчас не сдавали вот вам и легко судить. Вас бы прессовать эдак 6-7 лет запугивать и в момент экзамена посмотреть(((

      • Анонимно
        28.04.2014 11:47

        Помочь заполнить вакуум в голове ребёнка или избежать его, снимать стрессы от запугивания--святой долг и обязанность любящего и неравнодушного родителя

  • Анонимно
    21.04.2014 16:47

    ЕГЭ - это издевательство над детьми и процесс уничтожения смысла образования. Программа и вопросы ЕГЭ составлены в максимально издевательским и кочунствующим образом. Учителя в школе говорят: "Отличник - это тройкка с натяжкой на ЕГЭ". Это разве нормально. И начинается гонка за баллами по трем предметам с помощью репетиторов. Иногда смотришь на вопрос и невозможно понять, что хотят от школьника? Даже кандидаты наук не могут найти ответ. ЕГЭ составлено с целью, чтобы никто не сдал экзамен, чтобы дети, родители и учителя с содраганием сердца жили и переживали. ЕГЭ может это хорошо, но у нас из всего делается абсурд, превращают его в войну, в борьбу. А на войне, как на войне, но жертвами в этом случае являются дети. ЕГЭ проводимое в нашей стране в самой извращенной форме с его коррупционным составляющим - это преступление против будущими поколениями с понесенным невосстанавливаемым вредом на здоровье и появлением людей неуровновешанной психикой.

  • Анонимно
    29.04.2014 02:07

    Ну кто в Америке из детей убьет себя из-за двойки?

  • Анонимно
    21.11.2018 22:34

    Страшная статистика! Нужно Васильевой и всем-всем задуматься. С одной стороны, ЕГЭ - благо, можно получитьь образование даже из глубинки. Но, с другой стороны, настолько требования возросли к детям, что они это не выдерживают. Прежде чем, такие требования предъявлять к детям, самим в Госдуме и Министерствах нужно проходить ЕГЭ по всем предметам, включая иностранный язык, который они хотят ввести. В России всегда образование было в почете. Софийность - то есть знание всегда почиталось на Руси. Почему нельзя сделать бесплатным высшее образование и разрешить детям поступать в любые вузы по их желанию без экзаменов, ЕГЭ и так далее? Хочет ребенок - пусть учится! Только, возможно, выпускной экзамен в вузе может показать его способности. Сама работаю в вузе. Считаю, что все дети в России имеют право на высшее образование, если есть желание. И чем меньше экзаменов на пути к высшему образованию, тем лучше. Психическое здоровье наших детей нужно беречь! Здоровье и Знание - сила. Сила нашей Родины, нашего будущего. Не нужно заранее убивать наших Ломоносовых, Менделеевых, Циолковских и так далее. Еще Пушкин писал: "Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь". И как-то пока жива Россия-матушка.

  • Анонимно
    23.12.2018 00:42

    В городе Домодедово семиклассник в четверг 20 декабря 2018 года погиб, выпав из окна 16 этажа.Страшная трагедия. Кто виноват?Может учитель по математике, который заколебал двойками весь класс? Или мать которая должна беречь психику ребенка, а не ругать за двойку. Оценка это не оценивание ума, а лишь сделанных дел.Царствие небесное и пусть господь простит ему этот грех.

  • Анонимно
    24.12.2018 07:19

    Тоже согласна, что поступление в университет на первом курсе стоит сделать свободным. а после за неуспеваемость, недосдачи во времясессий исключать. Это, конечно,нагрузит первые курсы для педагогов.
    Допустим с 18 по 21 любой выпускник может поступить в ВУЗ просто подав документы. Такой перерыв позволит выпускнику поработать где-нибудь, узнать нужно ли ему вообще высшее или его способности позволяют ему и без этого быть успешным. Малообеспеченным талантам позволит раскрыть себя. Правда при подобном раскладе следует устранить все льготы для малоимущих, сирот и прочее. Главным критерием станут знания и способность к обучению.
    Можно сделать также систему , что абитуриент может поступать только в ВУЗ своей республики, чтобы все массово не рванули в Москву и Питер.
    По мне такое обучение более рационально, чем ЕГЭ. При нем большую часть играют связи. У тебя могут быть хоть сколько низкие балы, но если твои родители имеют связи ты в ажуре.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль