Машиностроение 
22.04.2014

Гуд-бай, Америка: спецслужбы США против разведчика из Казани

Американские военные полагают, что аппаратура нового самолета КАПО позволит Москве следить за их ядерными объектами «с пугающей точностью»

Россия отменила плановый полет американцев над своей территорией, который должен был состояться в рамках договора по открытому небу (ДОН) — об этом в конце минувшей недели сообщили газеты США. Американские журналисты связывают отказ с желанием России скрыть подготовку вторжения на Украину. Однако, как выясняется, и американские военные с разведчиками пытаются убедить Белый дом отказать новому российскому самолету, созданному по программе «Открытое небо», в полетах над США. Почему сделанный на КАПО им. Горбунова Ту-214ОН стал persona non grata, выяснял корреспондент газеты «БИЗНЕС Online».

«РУКОВОДСТВО США ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ НЕ В СВОЕЙ ТАРЕЛКЕ»

Россия запретила американцам очередной наблюдательный полет над своей территорией по «Договору по открытому небу», об этом в конце прошлой недели сообщили газеты США, пишет Inopressa. Ранее таких проблем у ВВС США (а именно они проводят ОН-полеты) не возникало — американский борт летал каждую неделю (газета «БИЗНЕС Online» уже писала, что происходящее на Украине спровоцировало целый ряд разведывательных полетов воздушных судов разных стран мира). И вот такой поворот. «Они готовятся к чему-то на Украине и не хотят, чтобы мы это видели», — полагает информированный источник The Washington Times.

Напомним, что цель ДОН, который подписали 34 страны, — мониторинг военной деятельности друг друга и соблюдения действующих договоров в области контроля над вооружениями. Режим открытого неба позволяет «легальным разведчикам» совершать облеты территорий друг друга, знакомиться с военной инфраструктурой, отслеживать изменения в ней. При этом состав и характеристики спецаппаратуры на борту ограничены, а во время полета маршрут и работа приборов контролируются представителями наблюдаемой стороны... Россия, например, инспектирует американский ядерный арсенал. Интересно, что инспектирующая сторона должна за 72 часа уведомить «клиента» о полете, это позволит укрыть уязвимое или секретное военное оборудование.

Но более любопытной представляется другая информация американских репортеров по «Открытому небу», непосредственно связанная с Казанью. Так, журналист The Daily Beast Эли Лейк пишет, что в последние недели объединенный комитет начальников штабов вооруженных сил США и американские разведслужбы убеждали Белый дом отказать «новейшему российскому самолету-разведчику в праве совершать полеты над территорией США». Причем данные «шевеления» никак не связаны с ситуацией на Украине. По словам участвующих в дебатах американских официальных лиц, борт оснащен комплектом электронной аппаратуры обнаружения, который «позволит Москве следить за американскими ядерными объектами с пугающей точностью и детальностью». Военное и разведывательное руководство США чувствует себя не в своей тарелке, пишет Лейк. А 13 апреля газета Weekly Standard опубликовала письмо четырех членов специального комитета сената по разведке, в котором утверждалось, что Россия недавно закончила работу над самолетом, оснащенным «цифровой фотоаппаратурой, РЛС бокового обзора с синтезированной апертурой и инфракрасным оборудованием». Собеседник издания, знакомый с ситуацией, подчеркнул, что тревога относительно нового российского самолета не имеет отношения к противостоянию на Украине: «Это было бы проблемой, даже если бы украинского кризиса не было».

ПОКА ЧТО ТУ-214ОН ЛЕТАЕТ НАД КАЗАНЬЮ

Очевидно, что под «новейшим российским самолетом-разведчиком» имеется в виду построенный недавно на ОАО «КАПО им. Горбунова» Ту-214ОН. Первый полет он совершил 1 июня 2011 года, а военным его передали (программу курирует генштаб) в августе 2013-го. В 2009 году на КАПО начали строить второй Ту-214ОН (первый полет — 18 декабря 2013-го), сегодня машина находится в Казани — ее не раз можно было видеть в полетах над городом. Эти два борта должны заменить летающие сегодня по программе ОН порядком устаревшие Ту-154М-ЛК1 (работает над США и Канадой) и Ан-30Б (над Европой).

Спроектировали новую авиационную систему наблюдения (АСН) специалисты ОАО «Концерн «Вега». Генеральный директор — генеральный конструктор компании Владимир Верба полагает, что удалось создать лучшую в мире систему для реализации ДОН.

В статье для журнала «Национальная оборона» он рассказал, что аэрофотоаппараты «Ту» позволяют детально фиксировать природные и искусственные объекты, а также определять их некоторые физические характеристики. Применение инфракрасных систем позволяет в короткие сроки получать данные о распределении температуры на земной поверхности. Использование РЛС бокового обзора значительно повышает эффективность аппаратуры наблюдения за счет возможности проведения съемок в ночное время и в условиях облачности.

Экипаж самолета — пять человек: командир, второй пилот, бортинженер, штурман и радист-переводчик (в кабине летчиков предусмотрено место для контролера от наблюдаемой стороны). В отсеке операторов — пять автоматизированных рабочих мест (АРМ). Общее число членов миссии и группы сопровождения в наблюдательном полете может достигать 31 человека, в транзитном перелете — 56 человек. Добавим, что Ту-214ОН — самолеты не из дешевых: первый стоит 2,348 млрд., второй — 2,535 млрд. рублей.

Обоснованы ли переживания американцев, газета «БИЗНЕС Online» попросила рассказать главного конструктора авиационной системы наблюдения «Открытое небо», заместителя генерального конструктора «Веги» Вартана Шахгеданова. «Бог с вами! — удивился он. — Конечно, нет. Все, что мы можем сделать, описано в договоре и в решениях к нему. Решения регулярно обсуждаются в Вене. Ничего сверх договора, конечно, нет и быть не может, потому что мы никогда не пройдем международное освидетельствование».

«Я АМЕРИКАНСКИХ КОЛЛЕГ НЕОДНОКРАТНО СПРАШИВАЛ...»

Сказать что-либо о причинах нервозности американцев Шахгеданов затруднился, но указал на три момента.

Первый. Продвинутость Ту-214ОН по сравнению с аналогичными машинами других стран. «Мы немножко опередили время, — рассказал главный конструктор. — На Ту-214ОН поставили такую цифровую аппаратуру, которой на американских самолетах нет. Более того, мы единственные, кто установил на самолет полный комплект аппаратуры, разрешенной договором. Я американских коллег неоднократно спрашивал, почему они не поставят нечто подобное и что вообще они собираются ставить. Неофициально мне сказали: примерно то же самое, что и у вас, а не ставим потому, что не дают денег на новые самолеты, на старые же ставить не хотим. Думаю, правильная позиция: у них тоже две машины, и один «Боинг-707» изготовлен в 1961 году, другой — в 1962-м. Может быть, нынешние разговоры вокруг ДОН и связаны с тем, что такая великая страна, а тут немножко задержалась».

Второй момент — тернии международной сертификации, которую должны пройти ОН-самолеты. «Соберется много людей из разных стран, будут все проверять, — схематично обрисовал процедуру Шахгеданов. — В сентябре-октябре такая проверка была по Ан-30Б, куда мы поставили новый аппарат и хотели провести сертификацию. Кончилось все тем, что американцы, написав претензию, задержали сертификацию. Так может произойти и с Ту-214ОН, ведь найти вопросы проще, чем ответы».

И наконец, третий момент. По словам Шахгеданова, очередная встреча специальной группы по вопросам ДОН должна была состояться в Вене в конце марта, как назначил американец-председатель, но он пропал. «Думаю, это может быть связано с Украиной», — предположил конструктор.

.
Конструкторы, строители и испытатели Ту-214ОН после первого полета (пятый справа — главный конструктор Ту-214 Игорь Кабатов) (фото: www.tupolev.ru)

Кстати, он рассказал о том, как идет работа над вторым Ту-214ОН: «Самолет уже готов, совершены все запланированные полеты: 7 — по машине, 2 — по аппаратуре. Идет приемка военными, далее машину примет комиссия ВВС, а национальный центр по уменьшению ядерной опасности (подразделение минобороны) инициирует международную сертификацию». Прозвучало несколько слов и о сотрудничестве с казанским авиазаводом: «Было такое, что «всегда не вовремя и всегда дороже», но сейчас все урегулировано. Есть свои сложности, но живем с заводом дружно».

Полковник военной разведки в отставке, публицист Андрей Девятов полагает, что мы имеем дело ни с чем иным, как с санкциями: «Думаю, действуют по принципу: «Что бы такое еще запретить?» Въезд разным персонам, совместные комиссии. Что еще? Давайте полеты самолетов тоже. К тому же «Открытое небо» — это нечто такое не очень серьезное. И что это за новейшее оборудование, которое так пугает американцев, если у нас своей электроники нет? Мы давным-давно потеряли элементную базу. Как оно может быть новейшим?.. Словом, это поиск, чего бы еще зачеркнуть в качестве тех же бессодержательных санкций, которые ничего не прибавляют и ничего не убавляют. Запретили приезжать Шойгу в Америку, но он туда и не собирался. Заморозили военные связи. Но их и не было».

Бывший генеральный директор КАПО Васил Каюмов, руководивший заводом во время активного строительства Ту-214ОН, считает, что мы имеем дело с политической игрой со стороны америкацев. «Наши компетенции как самолетостроителей распространялись на летную часть Ту-214ОН — планер, двигатель и так далее, — рассказал Каюмов «БИЗНЕС Online». — Что касается комплекса авианаблюдения, да, она действительно достаточно специфична, но ее характеристики американцам прекрасно известны. Так что, думаю, их заявления — часть политической игры. Это может быть и ответом на наш запрет на разведывательные полеты их машинам «Открытого неба». Вот и будоражат конгресс и всех остальных».

Согласно американским газетам, в Госдепе полагают, что США следует выполнять свои обязательства по ДОН, и рекомендуют удовлетворить заявку российской стороны на инспекционные полеты. Ожидается, что окончательное решение примет совет национальной безопасности. И напоследок отметим, что казанские предприятия авиапрома не в первый раз попадают под пристальное внимание американских властей. Так, в минувшем ноябре Пентагон под нажимом конгресса отказался от закупки в России дополнительных 15 вертолетов Ми-17 производства Казанского вертолетного завода.

Как вы думаете, российская военная техника вновь выходит на тот уровень, чтобы «грозить супостату»? (22.04.14-23.04.14)
15%Мы отстали безнадежно, вся надежда на промышленный шпионаж
27%У наших ученых всегда найдутся ноу-хау из разряда «дешево и сердито», на которые у Запада нет противоядия
18%Прогресс несомненен, но все делается слишком медленно
16%Скорее всего, американцы преувеличивают наши достижения
24%В целом, наша военная техника всегда была на мировом уровне, отставали лишь в частностях
Ваш голос учтен
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (16) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    22.04.2014 09:07

    Рад за КАПО и Вега. Молодцы.

  • Анонимно
    22.04.2014 09:36

    Этот самолет вернее сам радар отстал нв 3 поколения от западной системы АВАКС, об этом писали даже сами специалисты и конструкторы в Москве именно поэтому МО РФ никак не хотело принемать новые радары.

  • Анонимно
    22.04.2014 09:40

    Янкесы, конечно, спекулируют. Но нет дыма без огня - наверняка наши что-нибудь хитрое в аппаратуре запрятали.

  • Анонимно
    22.04.2014 10:03

    Все, можете закрывать тему инспекционных полетов. Россия отказала США в таких полетах. Думаю, ответ не заставит себя ждать.

    • Анонимно
      22.04.2014 10:47

      НАТО и США прекрасно сканируют со спутников. Именно поэтому на прошлой неделе Меркель-Германия отказала в поставке спутникового оборудования в России там был радиосканер по качеству и чувствительности который в России делать не умеют.

  • Анонимно
    22.04.2014 10:44

    на нет и ответ нет

  • Анонимно
    22.04.2014 11:18

    Верю в успех наших военных разработок, т.к. США и НАТО не дремлют !Удачи Вам - наши гении !УРА !!!

  • Анонимно
    22.04.2014 13:16

    Ну и что,что у меня есть хороший бинокль следить за соседом..обидно,что у соседа есть хорошая винтовка с хорошей оптикой...при том много винтовок таких...из каждой форточки торчат и дверей всех.

  • Анонимно
    22.04.2014 16:08

    БЕЗ БУЛДЫРАБЫЗ!!! Татары-этим сказано все...

  • Анонимно
    22.04.2014 16:11

    Когда родился татарин-еврей зарыдал!!! сейчас америка от нас горько плачет?

  • Анонимно
    23.04.2014 01:11

    молодцы! правильно! хотя бы так! и то вперёд. хоть что-то. ещё бы Мотор Сич с ЮжМашем подгрести под наш полный контроль, а больше и не надо.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль