Общество 
23.04.2014

Ильшат Фардиев и Ко продали мороженого на 1,5 млрд. рублей

Как «Челны Холод» воюет с титанами рынка

Для одного из крупнейших российских производителей мороженого и полуфабрикатов «Челны Холод» минувший год прошел под знаком падения основных финансовых показателей. Согласно опубликованной бухгалтерской отчетности, выручка предприятия снизилась в прошлом году на 0,3%, а вот прибыль от продаж упала серьезнее — на 12,2%. Тем временем, как выяснил аналитический центр «БИЗНЕС Online», в прошлом году закамский хладокомбинат нарастил производство мороженого, пустив в оборот половину средств со своих банковских депозитов.

СТАВКА НА МОРОЖЕНОЕ

ОАО «Челны Холод» опубликовало свою бухгалтерскую отчетность, согласно которой в прошлом году предприятие допустило хотя и незначительное, но все же снижение основных финансовых показателей. Выручка хладокомбината снизилась на 0,3% — с 1,951 млрд. рублей в 2012 году до 1,946 млрд. рублей в 2013 году.

Впрочем, по направлениям деятельности картина была неоднозначной. Так, мороженого больше продали на 1,5 млрд. рублей, увеличив поступления на 76 млн. рублей. А полуфабрикаты принесли заводу только 271 млн. рублей, что на 42 млн. рублей меньше, чем в 2012 году.

В целом российский рынок мороженого по итогам первого полугодия 2013 года, согласно исследованию агентства РБК, вырос на 10% (с учетом этого «Холод» примерно на 5% отстал от рынка) и достиг в стоимостном выражении 38,66 млрд. рублей. То есть доля челнинского завода на нем составила около 2%. Сегодня в России насчитывается 150 производителей мороженого. В тройку лидеров по итогам первого полугодия 2013 года вошли компания Unilever (34,4 тыс. т), которая в конце 2008 года купила лидера российского рынка — компанию «Инмарко», компания «Талосто» (27,6 тыс. т), а также холдинг «Русский Холод» (25,1 тыс. т). На долю указанных компаний приходится 39,4% национального рынка.

Любопытная деталь: согласно отчетности, в прошлом году новым членом совета директоров по итогам общего годового собрания акционеров стал бывший министр энергетики РТ, ныне гендиректор ОАО «Сетевая компания» Ильшат Фардиев. Однако при этом он вышел из бизнеса — во всяком случае формально.

.

Ранее Фардиев числился среди бенефициаров ЗАО «МЭКТ», владеющего, согласно данным Росстата, 19% в уставном капитале компании «Челны Холод». Хотя, стоит отметить, что на начало 2014 года МЭКТ уже не был указан в ЕГРЮЛ как держатель этого пакета акций. Согласно последним выпискам из ЕГРЮЛ, датированным 2014 годом, Ильшат Шаехович уступил свою долю (50%) в МЭКТ новому ведущему владельцу Диляре Гизатулиной, а Ильдар Галеев и Булат Сабиров сохранили свои пакеты по 25% каждый. Величина капитала ОАО «Челны Холод» на 31 декабря 2013 года составила 1,859 млрд. рублей. Таким образом, номинальная стоимость доли ЗАО «МЭКТ» в хладокомбинате могла составлять порядка 353,2 млн. рублей. Понятно, что Фардиев не владел акциями «Холода» напрямую, но долю, которую он опосредованно контролировал через МЭКТ, можно попытаться рассчитать, исходя из последней крупной сделки на рынке мороженого России, которая произошла в 2008 году, когда холдинг «Юнилевер» купил 100% российского лидера в секторе мороженого «Инмарко». По оценкам аналитиков, стоимость сделки могла составить $193 млн., тогда как выручка предприятия за предыдущий год была на уровне $173 млн. — таким образом, премия к выручке составила 11,5%. Исходя из такого метода оценки, проданная доля Фардиева в «Челны Холоде» могла оцениваться в 2013 году примерно в 207 млн. рублей.

Ключевым же акционером компании «Челны Холод» на сегодня является бессменный с 1987 (!) года генеральный директор хладокомбината Газильян Шакирзянов (контролирует, согласно СПАРК, 31,4% его акций), считающийся одним из самых авторитетных топ-менеджеров татарстанской пищевой промышленности. Шакирзянов — персона непубличная, вся его деятельность так или иначе связана с хладокомбинатом. Однако в разное время он работал в качестве депутата горсовета Челнов, входил в совет директоров ОАО «Татэнерго».

.

БЕЗУДЕРЖНЫЕ РАСХОДЫ

Пожалуй, все финансовые результаты ОАО «Челны Холод» могли быть на уровне 2012 года, но менеджмент не смог удержать в узде затраты. Первый просчет — рост себестоимости на 1,2%, что привело к падению валовой прибыли на 21 млн. рублей до 547 млн. рублей по итогам 2013 года.

Не заставили себя ждать и коммерческие расходы, они прибавили 6,8%. Любопытный момент: на 7,1 млн. рублей до 105,7 млн. рублей выросли вознаграждения дилерам за выбранные объемы. Такие расходы составили 52% от всех коммерческих затрат. Управленческие расходы подросли скромно: на 5 млн. рублей. Крупнейшая статья расходов здесь — налог на имущество, который взял на себя 2,3 млн. рублей прироста, достигнув 8,8 млн. рублей в 2013 году.

.

В результате заметнее всего пострадал операционный результат. Прибыль от продаж упала на 12,2% — с 320 млн. рублей за 2012 год до 281 млн. рублей за 2013 год.

ТЫСЯЧА РУБЛЕЙ НА БАНКОВСКОМ ДЕПОЗИТЕ

Обслуживание кредитов обошлось в 4,4 раза дороже, процентные выплаты достигли 6,6 млн. рублей. Займы выросли на 10 млн. рублей до 50 млн. рублей на конец 2013 года.

Подчеркнем, что компания имеет очень высокий уровень финансовой автономии. 90% всего баланса — собственные средства, то есть заемные ресурсы практически не влияют на ее деятельность.

В свою очередь, поступления в виде процентов упали на 3,4 млн. рублей до 2,4 млн. рублей за 2013 год. На конец 2012 года общество держало на вкладах в Сбербанке 41 млн. рублей, а на конец 2013 года вклады в Сбере растаяли до 23 млн. рублей. В то же время неизменным остался вклад в Автоградбанке на символическую сумму: 1 тыс. рублей.

.

Где и удалось сэкономить, так это на прочих расходах. К сожалению, детали не раскрываются. В целом отрицательное сальдо прочих расходов и доходов уменьшилось в два раза до 23 млн. рублей по итогам 2013 года. В итоге чистая прибыль ОАО «Челны Холод» снизилась на 7,6% — с 225 млн. рублей в 2012 году до 208 млн. рублей в 2013 году. Такой результат соответствует среднему значению компании за последние пять лет.

«ЕСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ ТО В ПЛЮС, ТО В МИНУС»

Опрошенные корреспондентом «БИЗНЕС Online» эксперты разошлись в оценках рынка мороженого в России.

Валерий Елхов — генеральный директор союза мороженщиков России:

— Мы можем говорить о некоторой динамике на протяжении последних лет, она в целом положительная. Другое дело, что она не является строго стабильной, есть изменения то в плюс, то в минус. Допустим, в 2010 году у нас был резкий скачок, производство выросло вроде на 15 - 20 процентов. Естественно, что после такого скачка ждать такого же роста не приходится. Потом было некоторое снижение в 2011 году, а в 12-м немного выровнялось. Мы видим тенденцию более-менее стабильного развития за последние годы, рынок растет на 3 - 5 процентов в среднем. Каких-то оснований для резких изменений в сторону роста объема производства, к сожалению, нет. Это связано в целом с экономикой, с покупательной способностью населения — тут много факторов. Тем не менее рынок развивается, он насыщенный, конкурентный, много предприятий, широкий ассортимент, поэтому на рынок не так просто пробиться. В целом обстановка нормальная. В прошлом году у нас рост составил 3 процента, с начала этого года тенденция стабильна — за три месяца выпущено мороженого столько же, сколько в прошлом году за этот же период.

Компания «Челны Холод» одна из ведущих, входит в десятку крупных производителей мороженого. Она известна мороженым и замороженными продуктами питания, ассортимент богат всевозможными продуктами питания. Они известны своими пельменями — колоссальные объемы. Компания известная, участвует в выставочной деятельности, постоянный участник нашей выставки «Салон мороженого». Компания находится постоянно в росте, в динамике. Мне кажется, они производят около 13 - 15 тысяч тонн мороженого в год.

«Челны Холод» — многопрофильное предприятие. Что конкретно выросло и упало, надо смотреть на показатели. Может, в прошлом году показатели по мороженому и снизились, но и в целом идет колебание по рынку — кто-то набирает обороты, а кто-то теряет, у кого-то была погода лучше, а кого-то — хуже. Попробовали бы вы на Дальнем Востоке в прошлом году продавать мороженое. Наверное, было не до этого, а все взаимосвязано.

Андрей Миненков — генеральный директор ООО «Торговый дом «Холод»:

— Рынок мороженого не растет, уже несколько лет мы находимся в вялотекущем режиме: чуть больше, чуть меньше в зависимости от погоды. Но роста нет. Это зависит от покупательной способности граждан, от товара, который предлагают. Не хотят люди больше есть мороженого. Вкусы не меняются: кто ел мороженое, тот ест, а другие пиво любят выпить. С другой стороны, и ассортимент снижается. Глобализация, слияния и поглощения приводят к тому, что на рынке все меньше и меньше мороженого. Несколько лет назад в России было 350 производителей мороженого, а сейчас их осталось, может, уже 120. Остальные разорились. Есть такие глобальные игроки, как «Инмарко», Nestle. Допускаю, что рынок и дальше будет сужаться.

Максим Клягин — аналитик УК «Финам Менеджмент»:

— По данным официальной статистики, объем российского рынка мороженого и замороженных десертов по итогам 2013 года составляет около 90 миллиардов рублей. На долю ПФО приходится около 14 процентов от общего объема продаж, на РТ — около 2 процентов. Средние темпы роста рынка в номинальном денежном выражении за последние три года составили около 14 процентов (в ПФО — 15 процентов). Во многом такая динамика объясняется довольно высокой инфляцией в секторе, которая заметно обгоняет общий индекс потребительских цен. На фоне нестабильной сырьевой конъюнктуры цены на мороженое растут довольно выражено, в 2013 году рост составил около 10 процентов. Таким образом, в товарной массе рынок растет существенно медленнее. Вместе c тем здесь, безусловно, сохраняется определенный потенциал, особенно в маржинальном сегменте.

Интересно отметить, что для локального рынка РТ в последние годы были характерны существенно более высокие темпы роста, чем в среднем по РФ, — в 2011 - 2013 годах продажи мороженого росли здесь в среднем на 27 процентов ежегодно, увеличившись с 0,66 миллиарда рублей в 2010-м до 1,36 миллиарда в 2013 году. На первый взгляд, можно предположить, что опережающие темпы роста были связаны с более высокой динамикой увеличения доходов, расширением туристического трафика и эффектом сравнительно низкой базы, но чтобы более точно определить причины такой особенности локального рынка, требуются, конечно, дополнительные измерения и комплексный анализ.

Основные экономические показатели ОАО «Челны-Холод»

.
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (34) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    23.04.2014 08:22

    А я люблю Челнинское мороженое. Правда цена выросла у них, но ничего, оно одно из самых вкусных. Простое в стаканчике. Может еще шоколадное.

  • Анонимно
    23.04.2014 08:26

    Мороженое у них хорошее. Вкуснее московских.

  • Анонимно
    23.04.2014 08:30

    А Казанский Холод зачах, во главе с Закиевым И. М., переключились на трейдинг молока , т. е. сырья за пределы Р.Т.

  • Анонимно
    23.04.2014 09:03

    Может и тут кто нибудь из крупных игроков даст моду рынку на экологичность, как в свое время наш Жиркомбинат поступил с Кетчупами и Майонезами.

  • Анонимно
    23.04.2014 09:28

    Почему нет комментариев от Остроумова Николая?

  • Анонимно
    23.04.2014 09:44

    Челны холод производит вкусное мороженое.

    • Анонимно
      23.04.2014 10:03

      А Вы почитайте челнинский состав и каких та Е только нет и прочей бяки!

      • Анонимно
        23.04.2014 12:10

        У меня отец работает в Челны-Холоде. Он говорит, что состав, указанный на этикетке, не всегда соответствует действительности. Могут, например, химический наполнитель обозвать натуральным соком.

        • Анонимно
          23.04.2014 13:50

          Зав. производства работает что ли? Прям-таки на глазок определяет весь состав?

      • Анонимно
        23.04.2014 13:52

        Любой продукт в магазине почитайте... Кроме того, Е тоже разные бывают. http://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/7/3/0/408037.jpg

  • Анонимно
    23.04.2014 10:06

    Казанский Холод растащили по карманам, обидно за когда-то самый крупный Хладокомбинат в республике.

  • Анонимно
    23.04.2014 10:07

    Челны холод раньше было вкусным, особенно пломбир, сейчас невкусное чувствуется что воды и сухого остатка стало больше, да еще и растительные жиры стали использовать. В казани беру уфимское "на сливках" гораздо вкуснее и по составу лучше, напоминает советский пломбир. Пробовал мороженое Сиразина, тоже пока не впечатлило.

  • Анонимно
    23.04.2014 10:11

    Казанский холод окончательно встал в стопор во время Григорьева Генадия, из-за бездарного руководства Хладокомбинатом, незря Иван Егоров удалил его с поля боя.

  • Анонимно
    23.04.2014 10:13

    В пятигорске отличное мороженое! У нас суррогат. Единственное, ГОСТ нормальное

  • Анонимно
    23.04.2014 10:14

    Такая же учесть как Казанский Холод ждет и Казанский молочный комбинат, придется приглашать китайцев , они хоть откатов не берут.

  • Анонимно
    23.04.2014 10:19

    Челны Холод это порядок , порядочность, и качество!

  • Анонимно
    23.04.2014 12:07

    Челны холод супер!на составе написано пастеризованное молоко

  • Анонимно
    23.04.2014 12:13

    Где Фардиев там порядок!

  • Анонимно
    23.04.2014 12:43

    Точно, на мороженом челны-холод даже написано, что используют растительные жиры, да и мороженое невкусное стало, наверно воды много добавляют

    • Анонимно
      23.04.2014 14:11

      Открою секрет! Большинство продуктов питания больше чем на половину состоят из воды!И растительные жиры суют во всё, если нужна низкая цена. Не хотите растительных жиров - смотрите состав, есть и без них продукты. Правда они дороже сильно. Или делайте продукты питания сами. Будет натурально, через какое-то время (когда руку набьете и рецепт подберете) - вкусно, но вот есть придется это быстро и по деньгам выйдет...

  • Анонимно
    23.04.2014 12:54

    Чем дороже мороженое- тем оно качественнее. Это факт. Но на мой взгляд, мороженое со вкусом времен СССР продает Макдональдс. Не сочтите за рекламу.Знаю, что они мороженое не проданное за день- выбрасывают. А ведь это говорит о натуральности продукта, что его нельзя сутками хранить.

    • Анонимно
      23.04.2014 14:13

      В маке скорее всего оно просто свежее... Что-то я не видел рядом с маком ни коровника, ни фургончиком с молоком с фермы.

  • Анонимно
    23.04.2014 13:54

    Мороженое Челны Холод можно встретить во многих, даже очень отдаленных регионах России. И вообще, чем славится город Набережные Челны в России? Тремя вещами: КамАЗами, туалетной бумагой и мороженым. Это факт.

  • Анонимно
    23.04.2014 15:25

    За Казанский ХОЛОД спрос с Ивана Егорова за 3 года сменил 14 ген. директоров и 16 главных бухгалтеров... ПОЛИТИК и СТРАТЕГ! Вот и нет сегодня Казанского ХОЛОДА! Следом ХИТОНА! Раньше лет 5-7 весь город одевался весной в его краску.

  • Анонимно
    23.04.2014 15:46

    С чего Фардиеву акции продовать? Не уж то что то чует?

  • Анонимно
    23.04.2014 16:19

    Диляра Гизатулина-его супруга, это он ей уступил свою долю (59%)

  • Анонимно
    23.04.2014 18:17

    Респект Фардиеву!!!! Молодец он,так держать!!!!

    • Анонимно
      23.04.2014 19:30

      Надеетесь он Вам тоже акции передаст... Их у него еще много. Удащливый!

  • Анонимно
    24.04.2014 08:22

    ОАО " Челны Холод ", ОАО " Челны Броллер " ОАО " Элеватор " всюду сидит Фардиев.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль