Общество 
26.04.2014

Рафаэль Хакимов: «Пора вспомнить призыв Исмаила Гаспринского к солидарности тюрков»

Мир на глазах меняется, а столыпинско-сталинское наследие национальной политики никак не хочет нас отпускать

Сегодня волжские татары к своему изумлению обнаруживают, что вполне понимают крымских татар, башкир, кумыков, балкар, карачаевцев, уйгур, ногайцев, казахов, киргизов, каракалпаков, узбеков. «Нас убедили, что мы совершенно разные народы, а жизнь демонстрирует обратное, и мы не знаем, чему верить», — пишет в материале, подготовленном специально для «БИЗНЕС Online», вице-президент академии наук РТ Рафаэль Хакимов. Он продолжает разговор о солидарности тюрков и напоминает, что Евразия по своей сути — это славяно-тюрко-финский симбиоз. И если мы хотим, чтобы проект ЕврАзЭС состоялся, надо вести политику интеграции тюрков, славян и угро-финнов, забыв о принципе «разделяй и властвуй».

КОГДА ДОСТАТОЧНО ВЛАСТИ И ДЕНЕГ, ВОЗНИКАЕТ ЖЕЛАНИЕ ПЕРЕКРОИТЬ ЭТНИЧЕСКУЮ КАРТУ

Часов однообразный бой,
Томительная ночи повесть!
Язык для всех равно чужой
И внятный каждому, как совесть!

Кто без тоски внимал из нас,
Среди всемирного молчанья,
Глухие времени стенанья,
Пророчески-прощальный глас?

Нам мнится: мир осиротелый
Неотразимый Рок настиг —
И мы, в борьбе, природой целой
Покинуты на нас самих.

И наша жизнь стоит пред нами,
Как призрак на краю земли,
И с нашим веком и друзьями
Бледнеет в сумрачной дали...

Федор Тютчев. Бессонница. 1829

Рассуждая о нации, мы привносим много мистического в ее природу, а порой возводим ее в вечную категорию. Когда же татары сложились как татары? До новой эры? В эпоху татаро-монгольской империи? Или в наше время?

Татары с древнейших времен были одним из активных исторических субъектов, участвовавших в создании ряда государств. Когда татары оказались в орбите мощного Тюркского каганата в VI веке, они уже играли важную роль во взаимоотношениях тюрков с Китайской империей. В VIII - IХ веках татары вместе с кипчаками создают Кимакский каганат. Позже учреждают Волжско-Камскую Булгарию и Золотую Орду, где складываются многие элементы современной культуры. Может быть, мы и есть те самые ордынцы?

Этничность человеку присуща органически, и то, что мы называем происхождением или даже зовом крови, уходит в глубины психологии, строится на стойких архетипах, не всегда объяснимых рационально. Однако татары ХХ века явно отличались от татар ХIХ века. Если нация не вечная и постоянная категория, то что же в ней сохраняется как инвариант, а что подвержено изменениям? Если татары называют себя современной нацией, то когда и по какой причине они стали таковыми? И что означает трансформация в современную нацию? Тут нас поджидает другая крайность — доктрина нациостроительства.

Человек — не только носитель архетипов, обычаев, он также получает определенное воспитание, он подвержен воздействию социальных процессов и идеологий, включен в систему отношений, которая требуют от него выполнения массы ролей: семейных, профессиональных, партийных, религиозных и т.д. Все это вкупе с властной вертикалью создает иллюзию, что можно нации конструировать искусственно. Когда в руках находится достаточно власти и денег, тогда возникает желание перекроить этническую карту, переместить народы с места на место, кого-то слить в другую нацию, а кого-то стереть со страниц истории. На практике все эксперименты с нациостроительством разбивались о природу этносов, не терпящую грубого вмешательства. Исчезли «югославская» и «советская» общности. Депортированные народы возрождают свою культуру. Придет время, и поделенные на десятки диалектов тюркские нации вдруг обнаружат, что говорят на одном языке. Тогда «триумф» советско-российских конструктивистов обернется их позором.

Нация не терпит произвола, насилия, искусственного вмешательства, но имеет свою логику эволюции. Несмотря на различие культур, для всех наций существуют общие законы. Ни один народ не повторяет судьбу другого, но существуют сходные причины для трансформации народов на новую ступень развития. Мы подчас забываем, что нация в его современном понимании возникает в эпоху Просвещения в ходе буржуазных революций. Нам хотелось бы национальные корни довести до седой старины, чуть ли не до неандертальцев. Однако образование современных наций на основе прежних народов стало ответом на потребность капитализма в гражданском обществе, едином языке государства и современной системе образования. Именно капитализм нуждался в принципиально новых формах коммуникации, не знающих территориальные, культурные и языковые барьеры. И какие бы древние корни ни были у этносов, их современный облик меняется вместе с прощанием с долгим Средневековьем.

АССИМИЛИРОВАТЬ КРУПНЫЕ НАЦИИ БЫЛО СЛОЖНО,
А ПОТОМУ ИХ РАЗБИЛИ НА МЕЛКИЕ ЧАСТИ

В отличие от Европы народы Российской империи трансформировались в современные нации в особых условиях — не на обломках монархий и колониальных держав, а в рамках укрепляющейся империи. При этом народы России находились на разных ступенях развития и отличались не просто культурой, но, можно сказать, жили в разных цивилизациях. Достаточно сравнить образ жизни оленеводов Крайнего Севера с горцами Кавказа, индустриальный центр России и кочевья казахских степей, таежную Сибирь и мусульманский Туркестан. Это разные миры со своими обычаями, традициями, хозяйственным укладом. Переход к национальной жизни (в европейском смысле слова) у них происходил в разное время. Народы Прибалтики, русские, татары практически одновременно втянулись в капиталистические отношения, что стало толчком к трансформации прежних народов в нации. Этот процесс окончательно завершился после революции.

Социализм попытался выровнять уровень развития народов, ввел систему обязательного светского образования, наделил многие народы литературными языками и государственно-административными образованиями. В этом немало было позитивного, но для социализма нации были исторически временным явлением. Задача социализма состояла в их слиянии в русифицированном коммунистическом обществе. Ассимилировать крупные нации было сложно, а потому их предварительно разбили на мелкие части с тем, чтобы они, как небольшие ручейки, иссякали сами собой под жаркими лучами советской культуры. Именно поэтому народы планомерно стали «обретать» свои языки с особыми алфавитами, да еще в придачу им отыскали множество диалектов. Не только многочисленные татары и башкиры, но и относительно малочисленные народы «обогатились» десятками этих самых псевдодиалектов, отличающихся лишь произношением отдельных букв, наличием слов локального значения. Малейший нюанс в акценте, сленге, говоре назвали диалектом. В карачаево-балкарском нашли два диалекта: карачаево-баксано-чегемский и верхнебалкарский. В ногайском языке выделили три диалекта: собственно ногайский, караногайский и акногайский. В кумыкском языке отыскали буйнакский, хасавюртовский, кайтагский, подгорный и терский диалекты, в крымско-татарском языке — степной, средний и южнобережный. Соответственно, появились целые научные направления: татарская, кумыкская и другие диалектологии.

ТЮРКСКИЕ ЯЗЫКИ ОТЧАЯННО ИЩУТ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОТЛИЧИЯ ДРУГ ОТ ДРУГА

Мы знаем, в какой спешке создавались языки. Татарскую кириллицу так быстро «разрабатывали», что не успели прописать несколько букв: W, Q, G-твердое. Один из лучших знатоков тюркских языков князь Исмаил Гаспринский писал: «Татары сибирские, казанские, крымские, кавказские; башкиры, среднеазиатские узбеки и туркмены... говорят наречиями общего им всем тюркского языка. Наречия эти, значительно разнящиеся в устной речи... почти одинаковы в транскрипции и письменной речи...»

Если мы сегодня неожиданно к своему изумлению обнаруживаем, что вполне понимаем крымских татар, башкир, кумыков, балкар, карачаевцев, уйгур, ногайцев, казахов, киргиз, каракалпаков, узбеков, то это в силу столкновения навязанных нам стереотипов с действительностью. Нас убедили, что мы совершенно разные народы, а жизнь демонстрирует обратное, и мы не знаем, чему верить. Может быть, пора вспомнить призыв Гаспринского к солидарности тюрков на основе «единства языка, мыслей и действий».

Лингвистика перестала служить народу и науке, превратившись в прислужницу политиков. Она исходит не из природы тюркских наречий, а из официально утвержденных «языков», по отношению к которым ищут «диалекты». Но ведь, например, башкирский язык — всего лишь говор по отношению к тюрко-татарской основе. Махмуд ал-Кашгари писал (1073/1074 гг.): «А язык башкир... очень близкий к кипчакскому, огузскому, киргизскому и другим, то есть тюркский». Тюркские языки отчаянно ищут лингвистические отличия друг от друга и постоянно натыкаются на один общий корень. Сколько же можно бороться с природой языка и сопротивляться естественной общности тюрков, что не имеет ничего общего с пантюркизмом?!

До революции в научных кругах пользовались термином «тюрко-татарские наречия», имея в виду целую группу близких «языков». Из орхонских и енисейских памятников VIII века видно, что тюркский язык мало изменился за эти столетия.

Таң теңри келти

Таң теңри ози келти
Таң теңри
Ядлы япарлы
Яруглы яшуглы
Таң теңри
Таң теңри
[Явилась богиня утра,
Явилась сама богиня утра.
Богиня утра,
Благоухающая,
Сверкающая,
Богиня утра,
Богиня утра].

«ФЕНОМЕНАЛЬНЫЙ КОНСЕРВАТИЗМ ТЮРКСКОГО СЛОВА И ЯЗЫКА»

Олжас Сулейменов определяет это явление как «феноменальный консерватизм тюркского слова и языка». Устойчивость и близость тюркских наречий определяется тем, что они сложились в глубокой древности. Николай Трубецкой, объясняя близость тюркских наречий, пишет: «Неправильности и «исключения» в каждом языке неизбежно происходят в силу бессознательных механических изменений, претерпеваемых каждым языком в течение его истории и связанных с самой природой исторического развития языка: всякая более древняя стадия развития языка всегда более «правильна», чем стадия новейшая. Но дух подчинения живой речи подсознательным схематическим законам в тюркских языках настолько силен, что совершенно нейтрализует это разрушительное действие исторических процессов; потому-то грамматики современных тюркских языков не знают (или почти не знают) «исключений» и потому-то отдельные современные тюркские языки так похожи друг на друга».

Князя Трубецкого — одного из самых авторитетных историков европейского уровня, не уличить в симпатиях к татарам. Он писал русскую историю, в то же время хорошо знал тюркские языки, он понимал, что без знания вклада тюркских народов в становление страны не понять историю самой России. Он уловил преимущества тюркских языков в их близости и устойчивости, что порождает особый тюркский характер. Тюркская психология склонна к смелому размаху, она не любит подробностей, деталей. Она склонна к масштабным проектам и строительству государств, порой грандиозных, способных собрать различные народы под одной крышей, найти общий язык с другими религиями и культурами. Тюрк любит симметрию, ясность и устойчивое равновесие, он по натуре сторонник реформ, не нарушающих стабильность.

Наряду с лингвистами в тюркский языково-культурный калейдоскоп внесли свою лепту историки, вконец запутавшие не только тюркскую, но и русскую историю. Столыпинская политика разделения нерусских наречий и этнических групп обернулась против самих славян, и теперь русские и украинцы оказались по разную сторону баррикад, а Киев — матерь городов русских — оказался бранным словом.

Как по улицам Киева-Вия
Ищет мужа не знаю чья жинка,
И на щеки ее восковые
Ни одна не скатилась слезинка.
Не гадают цыганочки кралям,
Не играют в купеческом скрипки,
На Крещатике лошади пали,
Пахнут смертью господские Липки.
Уходили с последним трамваем
Прямо за город красноармейцы,
И шинель прокричала сырая:
«Мы вернемся еще — разумейте...»

Осип Мандельштам. Май 1937

ЕСЛИ МЫ ХОТИМ, ЧТОБЫ ЕВРАЗЭС СОСТОЯЛОСЬ...

Евразия по своей сути в культурном плане — это славяно-тюрко-финский симбиоз. Если мы хотим, чтобы ЕврАзЭС состоялось, надо вести политику интеграции тюрков, славян и угро-финнов, забыв о принципе «разделяй и властвуй». Англо-саксонская культура стала гегемоном в силу солидарности англоязычных наций, между которыми различий не меньше, чем между славянскими народами. Американской политике soft power, которая не менее эффективна, чем военная стратегия, надо противопоставить свою «мягкую силу» в виде славян-тюрко-финского симбиоза.

Манипуляция судьбой народов особенно ярко проявилась в ходе последней переписи, когда количество этносов и языков определялось в кабинетах псевдоученых за закрытыми дверьми. Сталинская политика разделения народов, языков, культур оказалась весьма живучей. Прошли десятки лет после разоблачения культа личности, наступили времена демократии и гласности, либеральные идеи у всех на устах, мир на глазах меняется, а столыпинско-сталинское наследие национальной политики никак не хочет нас отпускать. Оно довлеет над умами, оно сохранилось по инерции в стереотипах, в склонности к произволу как части российской политической культуры. От его последствий страдают не только тюркские, но теперь уже и славянские народы...

Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлёвского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.
А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет.
Как подкову, кует за указом указ —
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него — то малина
И широкая грудь осетина.

Осип Мандельштам. Ноябрь 1933

P.S. Это стихотворение было написано после крымского голода. Выслушав его, Пастернак сказал: «То, что вы мне прочли, не имеет никакого отношения к литературе, поэзии. Это не литературный факт, а акт самоубийства, который я не одобряю и в котором не хочу принимать участия. Вы мне ничего не читали, я ничего не слышал и прошу вас не читать их никому другому». Мандельштаму это стихотворение стоило жизни.

Продолжение следует

Читайте также:

Рафаэль Хакимов: «Ни один из татарских ханов не был так непомерно жесток к русскому народу, как Петр I»

Рафаэль Хакимов: «Крымский вопрос разбередил старые раны и пробудил новые амбиции»

Рафаэль Хакимов: «Сегодня от историков требуют обоснования близости тюрков. К этому подтолкнул Крым»

Рафаэль Хакимов: «Существуют трудные вопросы истории, которые нельзя замалчивать»

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (61) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    26.04.2014 11:38

    поражает узость и отсталость идей,все свести к противостоянию народов.

  • Анонимно
    26.04.2014 11:46

    Рафаэль Хакимов правильно пишет о нац. политике в стране. И тролль Алескс сразу взбеленился. Значит автор правду написал.

  • Анонимно
    26.04.2014 11:53

    Все верно написал Рафаэль Хакимов

  • Анонимно
    26.04.2014 11:57

    Рафаэль-ага, а если подсчитать всех трюков на территории России, какая их будет доля среди всех россиян?

  • Анонимно
    26.04.2014 12:15

    Булгария возрождается, всё идет по кругу истории.

    • Анонимно
      26.04.2014 12:20

      Вряд ли, знак уже был.

    • Анонимно
      26.04.2014 12:39

      Татары возрождаются!

      • Анонимно
        26.04.2014 14:30

        Татары уже возродились и довольно таки давно.С Тукая и началось возрождение. Кстати с праздником, однако.

        • Анонимно
          26.04.2014 15:13

          Да, но после советская власть задавила самосознание татар, так что с 90-х процесс начался снова!

          • Анонимно
            26.04.2014 17:31

            С 90-х начался процесс коммерциализацции жизни татар, как и всех россиян в целом.

  • Анонимно
    26.04.2014 12:25

    А как на счет того, что "в России живут россияне разного происхождения"?

    • Анонимно
      26.04.2014 13:48

      Рамзан Кадыров так и говорит, что мы все россияне, но только что-то московские россияни не воспринимают чеченских россиян

  • Анонимно
    26.04.2014 12:38

    Хакимов если в России многие нации и народности в том числе и татары говорят на русском, это не значит все мы есть один народ. Перестаньте. Крымские татары к татарам Поволжья (булгарам)не имеют никакого отношения. Если вы хотите писать свою историю, то пишите ее для себя

    • Анонимно
      26.04.2014 21:31

      А Казанские ханы? или крымские ханы, которые правили в Казанском ханстве? Я что-то ничего не понимаю иптэшлэр

    • Анонимно
      27.04.2014 14:29

      Ну да, современные татары имеюи малого общего с остальными тюркскими народами. А скоро русскими будем.

  • Анонимно
    26.04.2014 12:43

    Мы не хотим чтобы Евразес состоялся

  • Анонимно
    26.04.2014 13:31

    Статья еще не закончена, а уже оценки даны. От нового Геродота и до сталиниста- фальсификатора.Но Хакимову не привыкать, человек он публичный и не то слышал.Только вот наивен он очень. Кто только не занимался объединением народов по языковому принципу, и Султан- Галиев с его Тураном и Сталин с славянским комитетов во главе с генералом Гундоровым и несть им числа. Так, что Хакимов не то, что бы вторичен, а скорее третичен. Все народы идут по своему пути и никто объединятся не собирается.Не говорю о поляках и русских,или русских с украинцами, попробуйте башкиру предложить объединится с татарином? Если в экономике пока идет глобализация, то в области национальной и языковой дифференциация.Перечислять не буду, почитайте о бретонцах, басках, каталонцах и прочих шотландцах.Поэтому большой Татарстан или Тюркистан - маниловщина.Не вижу ничего плохого в мишарях, тептярях. А насчет кряшен сколько визгу? Не надо их трогать, пусть станут отдельным народом.Думаю "уход" из татар 200 - 300 тысяч человек ничего не изменит в общей ситуации когда татары второй по числу народ в России.

  • Анонимно
    26.04.2014 14:04

    вопрос не простой,очень не простой. Однозначно есть москвичи, а остальные типа как хотят,так и пусть живут. Но налоги извольте в Москву . А там они уж сами как нибудь с нашими деньгами разберутся. Кароче сетевой маркетинг какойта

  • Анонимно
    26.04.2014 14:12

    Кряшены не дураки, не уйдут. Просто там некоторые играют в политические игры в надежде что-то урвать себе.

    • Анонимно
      26.04.2014 14:24

      А кто такие крящены - это Фокин и еще три человека с ним!

    • Анонимно
      26.04.2014 14:32

      Насчет кряшен возможно вы и правы.У меня немало знакомых и даже друзей среди них.Большинство весьма скептически относятся к идее создания чего то вроде "Крашенстана".В прочем это отношу и к "Мишарстану" и даже "Типтярстану".Ведь и у русских такие течения есть вроде поморов, вятичей и прочих кривичей .А идея создания отдельного русского "Сибирстана" еще до революции вызывала беспокойство властей.Так, что нет ничего нового в подлунной как говорили в старину.

  • Анонимно
    26.04.2014 16:24

    Пока не изучим открытия Н.Н.Вашкевича про системные языки мозга и Симию, мы никогда ничего не сумеем понять.Автору статьи тоже неплохо было бы изучить эти выдающиеся исследования и открытия. Наверное тогда было всем бесповоротно и окончательно ясно Всем про языки РА.И про место тартар в истории и смысловых полях творца.

  • Анонимно
    26.04.2014 16:30

    Начал г. Хакимов "за здравие" (интеграция тюрков, славян и угро-финнов), закончил "за упокой" (общностью тюрков). Что бы не писал сей демагогический автор, все сведет к своей любимой песне: обоснованию необходимости тотального отделения татарского от остального. До 9 мая осталось чуть-чуть. Может с вступлением в силу закона о сепаратизме эта однонаправленная струя, претендующая на фонтан, иссякнет наконец.

    • Анонимно
      26.04.2014 17:31

      "Может с вступлением в силу закона о сепаратизме эта однонаправленная струя, претендующая на фонтан, иссякнет наконец" А как же каждый народ имеет право на самоопределение слова В.В. Путина или то что для народов Крыма можно то для Татар это нельзя?

  • Анонимно
    26.04.2014 18:46

    Дорогой Рафаэль!!!Я Считаю надо конечно этой темой то есть консолидацией ТЮРКСКИХ народов заниматся.Как например сконсолидированы Англосаксонские народы,а также есть постоянные вековые потуги славян РОССИИ бесконечной риторикой и (на данный момент помощь до 36 млрд.долларов украинцам,маловероятно что украинцы вернут долг по газу) экономической помощью сконсолидироваться со славянским народом украины(Хохлами).Но вот беда СЛАВЯНЕ ведут себя самым неблагодарным способом.Точь в точь как в стишке Ув. Поэта Тараса Шеченко.Ранее помогали Югославии,Болгарии,Польше,Чехии и на чьей стороне эти СЛАВЯНЕ,все знают они продали СЛАВЯНСТВО с потрохами ЯНКАМ.Может хватит заниматся бесмысленным делом лучше консолидировать Российские народы?????? И эти 36млрд.долл.и другую ПОМОЩЬ направить на благополучие Российских народов в том числе самого бедного Русского??????Если КРЕМЛЬ займётся тем что я предлагаю тогда консолидация ТЮРКСКИХ НАРОДОВ только для налаживания соседских отношений полезна и необходима.С УважениемПростой человек

  • Анонимно
    26.04.2014 19:48

    Кремлю не хватало только советов "просточела". А сколько амбиций - "если Кремль займется чем я предлагаю".Был у него знаменитый предшественники по фамилии Хлестаков. Так и представляю скачут в Казань курьеры выслушать советы. Нет очевидно этот тип неизлечим. И зря модератор пропускает всю его ахинею. Это ведь и на БО бросает тень.

    • Анонимно
      26.04.2014 22:03

      А как же плюрализм и свобода слова?

      • Анонимно
        27.04.2014 12:55

        А ему это не надо. Он соблюдает четко заданную прямую линию. Он даже не знает, что когда-то одного человека могли обвинить одновременно в "левом" и "правом" уклоне.

  • Анонимно
    26.04.2014 20:11

    Геть врагов Тюрков !

  • Анонимно
    26.04.2014 20:59

    Мне кажется, что тюркские народы нам родственные, но Волжские татары имеют также булгарские корни. Я бы этого не забывал, булгары - одни из наших великих предков. Надеюсь придёт время, когда татарские историки будут писать татарскую историю свободно и без страха.

    • Анонимно
      26.04.2014 22:26

      не надо приплетать булгарию к белым барсам монголии

      • Анонимно
        26.04.2014 23:20

        татары совсем не похожи на монголов... мы больше похожи на европейцев...

    • Анонимно
      26.04.2014 23:32

      Ой, ну уж что-то, а писать свободно и без страха татарские историки имеют возможность и богато пользуются этим. Правда "историками" их после такой свободы правильнее было бы называть в кавычках...

    • Анонимно
      27.04.2014 08:34

      Татарские историки напишут...

    • Анонимно
      27.04.2014 14:27

      Булгары тоже тюрки.

  • raf
    26.04.2014 23:34

    Тюркские народы,исповедующие Ислам,никогда(!!!)не обьединяться.Это Закон Жизни.Пора забыть,и не мечтать.Золотая Орда,если бы не приняли Ислам,возможно,что, не распалась бы.

    • Анонимно
      27.04.2014 12:56

      Булгария ещё восстановится! Татар очень много живет на просторах бывшего СССР и на западе и все друг друга любят и уважают.

    • Анонимно
      27.04.2014 14:30

      Османская империя? Там много тюркских племён было, остальных Рос. империя поработила.

  • Анонимно
    27.04.2014 11:09

    Дорогой и Уважаемый ОППОНЕНТ!!!Я Вам отвечу простой аллегорией.Представте ЕСТЬ БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ где имеется ГЛАВА СЕМЬИ например (РУССКИЕ) и есть ЖЕНА (ТАТАРКА или ХОХЛУШКА или ЧУВАШКА)и имеются дети это корреные народы России (Татары,Чуваши,Мордва,Якуты,Эвенки,Башкиры,Марийцы,вообщем все малые народы)Представте ОТЕЦ не собирая семейный совет берёт и из общего СЕМЕЙНОГО котла уносит заработки семьи на сторону ведя общие разговоры о каких-то братьях которым надо помогать.а тут в семье имеются свои вопросы которые надо решать например(Починить текущую крышу,провести ГАЗ,воду,канализацию в дом и так далее.Хозяину говорят хватит уносить деньги у нас в семье свои проблемы надо решать детям нечего кушать,а хозяин опять тылдычет у меня братья им надо помогать,и потом на глазах у всей семьи эти братья (Болгары,Хохлы,Словаки,ПОЛЯКИ особенно,Словенцы и так далее)приходят гадят этому большому дому,этой большой трудолюбивой семье.А хозяин опять не спрашивая у членов семьи заработанные всей семьёй блага несёт свои мифическим братьям,СТАВЯ ИНТЕРЕСЫ СЕМЬИ НИЖЕ ЧЕМ ИНТЕРЕСЫ ВЫДУМАННЫХ БРАТЬЕВ.ЧТО БУДЕТ С ТАКОЙ СЕМЬЁЙ КАК ВЫ ДУМАЕТЕ???? Только прошу ответить по существу а не общими рассуждениями и оскорблениями.С УважениемПростой человек

    • Анонимно
      27.04.2014 16:03

      Казанский сирота 2 - многовековой блогбастер продолжается!) А может жене надо лучше хозяйством заниматься, и перестать делить детей на любимых и нелюбимых?

  • Анонимно
    27.04.2014 12:27

    Приведу две оценки истории поэтами шестидесятниками. 1. История, история гулящая ты..2. Слава богу есть литература. Лучшая история Руси.Думаю,что обе они не потеряли актуальность.Особенно когда сравниваешь, что писал один и тот же автор до 1991 г. и после него.

  • Анонимно
    27.04.2014 15:50

    т. Хакимов, может быть и русским читателям БО, что-нибудь посоветуете? Вы же мыслитель республиканского масштаба! Не стесняйтесь! Или ваша целевая аудитория это только волжские татары (булгары)? Если моё утверждение справедливо, скажите, чем вызвана такая однобокость? Вам, что русским нечего посоветовать? Во второй части этой публикации мы все с нетерпением будем ждать "русский блок" ваших прозрений!

    • Анонимно
      27.04.2014 22:29

      А смысл?

      • Анонимно
        28.04.2014 10:35

        Что, значит "А смысл"? Вы что, политик и историк только наполовину? Только для татар? Покажите же свою целостность, и ценность для всех слоёв общества! В этом заинтересованы непосредственно Вы!!!

      • Анонимно
        28.04.2014 13:36

        Тюркские народы? Тюрки - насколько мне известно изначально это языковое сообщество! ... этногенез тюрков имеет оооочень сложную структурность, и выходит далеко за рамки народа или народности!

      • Анонимно
        28.04.2014 13:49

        Пока-что все Ваши эссе были обращены исключительно к человеку у которой доминирует родо-племенное мировоззрение, но ведь есть ещё и общечеловеческое мировоззрение!

  • Анонимно
    27.04.2014 19:20

    Простому человеку. Читать комментарии вашего оппонента не приятно. Клавишный манипулятор. А сравнения ваши кокретны и очевидны. Избирательное право, исключительность одного народа, исключительность одной религии чётко отслеживается в политике и ТВ репортажам. Поэтому тревога крымских татар небезосновательна.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль