Нефть и нефтехимия 
29.04.2014

Минниханову предложили спасать нефтехимию России

Президент Татарстана призвал шефа ТАИФа просчитать последствия санкций со стороны Запада

Нечто среднее между рассказом о достижениях народного хозяйства РТ и лекцией «о положении в мире» — так можно охарактеризовать вчерашнее заседание совета директоров «Татнефтехиминвест-холдинга». Хозяйство, впрочем, радует не очень: за редким исключением на большинстве предприятий химпрома наблюдается спад. И это на фоне угроз от западноевропейских и американских «друзей». Побывавший на заседании корреспондент «БИЗНЕС Online» узнал, кто дышит в спину РТ и на какой западной «игле» сидит республиканская нефтехимия.

.
Вчера на заседании совета директоров ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» обсудили итоги деятельности предприятий нефтегазохимического комплекса РТ в I квартале 2014 года

...И РЕКОРДНОЕ КОЛИЧЕСТВО АВАРИЙ

Не блистал победными реляциями доклад генерального директора ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» Рафината Яруллина. Объем производства на химзаводе им. Карпова снизился на 1,5%. Казанский завод СК сохранил уровень прошлого года, но в два раза снизил экспорт. На «КВАРТе» — минус 11%. Производство пластмассовых изделий в РТ снизилось на 6,5%. Предприятиями нижнекамского промышленного округа переработано полимеров на 16% ниже уровня прошлого года. Ухудшились финансовые результаты резидентов Химграда, в том числе рентабельность продаж снизилась до 6,5%. Хотя при этом выручку удалось увеличить на 39% — до 3 млрд. 660 млн. рублей.

Тревожит ситуация с шинами. На 15% упало в РТ производство резиновых изделий, при этом предприятия не смогли реализовать всю продукцию. «Сказалось снижение производства и продаж автомобилей в России, — указал на причину Яруллин. — Временные остановки производства были на General Motors в Санкт-Петербурге, на УАЗе, АвтоВАЗе, заводе «Форд-Соллерс», на КАМАЗе выпуск сократился почти на четверть. По прогнозам, сокращение рынка в текущем году составляет 3 - 7%. Производство шин в России по итогам квартала сократилось на 11%. На фоне низкого уровня прошлых лет увеличил выпуск завод Michelin, Алтайский шинный комбинат и Кировский шинный завод. Шинный комплекс «Татнефти» сократил объемы на 15%. Наибольшее снижение произошло по легковым шинам. Производство грузовых шин так и не восстановилось после кризиса 2008 - 2009 годов и снижается третий год подряд».

Президент РТ и председатель совета директоров холдинга Рустам Минниханов не согласился с «оправданием» спада автопроизводства. Он указал, что снижение выпуска и продаж шин вряд ли напрямую связано с количеством выпускаемых автомобилей: «Мы же на конвейер не так много работаем, а вторичный рынок не уменьшается. Вы же показали, что несколько компаний нарастили объемы, значит есть какие-то резервы».

«Обостряется борьба за иностранные инвестиции, — продолжил обзор Яруллин. — Важно позиционировать республику, как выгодную инвестиционную площадку». Одним из главных конкурентов РТ становится Калужская область, причем в секторах, наиболее привлекательных для Татарстана в среднесрочной перспективе: автокомпонентах, шинах, полимерных и композиционных материалах и фармацевтике.

Под занавес выступления Яруллин «приберег» особо тревожную новость. С начала года в нефтегазохимическом комплексе РФ наблюдалось рекордное число аварий. Одна из главных причин — изношенность основных производственных фондов. На модернизацию необходимы дешевые заемные средства, но высокие процентные ставки вынуждают предприятия пользоваться лишь собственными деньгами, не прибегая к помощи банков. На этом фоне положительна новость о создании в рамках ВЭБа фонда поддержки промышленности. Он позволит обеспечить ставки не выше 5%.

На этом в целом упадническом фоне оазисами благополучия виделись «Казаньоргсинтез» (рост производства — 3,2%), «Менделеевсказот» (18%), ГК «Нэфис» (13%).

«Рынки очень сложные, и санкции очень чреваты — с иностранными инвесторами и рынками становится работать сложнее, — подытожил первую часть заседания Минниханов. — Но все равно надо искать новые рынки, надо расширять внутренний рынок, переработку здесь».

.
Альберт Шигабутдинов

ЭМБАРГО? А ВЕДЬ МЫ ПРЕДУПРЕЖДАЛИ

Тему санкций продолжил директор Новосибирского института катализа им. Борескова Валентин Пармон, который в своем докладе уделил особое внимание тому, что происходит вокруг России.

Он указал на то, что импортонезависимость России по принципиальным типам катализаторов (без них невозможна работа предприятий нефтепереработки и нефтехимии), мягко говоря, «очень неприятная». Многие технологии нефтепереработки и нефтехимии построены исключительно на импортных катализаторах. К примеру, только 10% бензина производят на отечественных катализаторах. Между тем в связи с событиями на Украине может случиться то, о чем давно предупреждали, — западное эмбарго на поставку катализаторов. «Все катализаторы, которые поставляются в нефтепереработку, — западноевропейские и американские, то есть от самых наших больших «друзей», — подчеркнул директор института.

Чем грозит такой поворот событий? Катализаторы — это расходный материал, объяснил Пармон, есть процессы, в ходе которых они добавляются непрерывно. И есть большой риск потери такого рода производств в ближайшие несколько месяцев. России такой вариант будет обходиться по 200 млрд. рублей в год... Но есть и катализаторы, которые работают дольше. Потеря их поставок обойдется еще в ежегодные 500 миллиардов. «В Татарстане западноевропейских катализаторов приобретается примерно на 1 млрд. рублей в год, и в случае эмбарго в течение двух-трех месяцев производство полиолефинов исчезнет, — обрисовал невеселое будущее ученый. — Риск огромный!»

Но не все потеряно. «Нельзя сказать, что Россия не готова решить этот вопрос, — не дал впасть в отчаяние Пармон. — Почти по всем позициям есть наработки, но потребуется два-три года, и работа должна быть слаженной. И один из вопросов, которые можно было бы поднять именно здесь, в Татарстане, поскольку вы одна из наиболее быстро развивающихся областей России по нефтехимии, — это создание в республике производства катализаторов. Оно бы обеспечило не только РТ, но и рынок всей России. Документация готова, необходима воля». Дополнительным аргументом «за» может рассматриваться прогнозируемый, по словам директора института, «большой бум» — потребление катализаторов в ближайшее время должно вырасти в три раза.

«Санкции чреваты, — еще раз повторил Минниханов. — Поэтому имеющиеся риски, то, какие поставщики могут от нас отвернуться, вообще импортозамещение — все это надо внимательно рассмотреть. Альберт Кашафович (Альберт Шигабутдинов генеральный директор ОАО «ТАИФ»авт.), тема актуальная очень. Надо встретиться. Все равно мы крупный производитель, катализаторы нужны. Давайте, после соберитесь еще, переговорите».

.
Шафагат Тахаутдинов и Ирек Файзуллин

«МОЖЕТ БЫТЬ, ОСНОВНЫЕ ДОРОГИ ИЗ БЕТОНА ДЕЛАТЬ?»

Но областью нефтехимии предложения Пармона не ограничились. Возможно, идеи института им. Борескова совершат своего рода революцию в строительстве автодорог.

— Мы научились делать углеродные волокна, которые позволяют армировать бетоны, — представил ноу-хау ученый и показал образец. — На 30 процентов повышается прочность, но реально и до 50 процентов. Можно получать бетоны, как из цемента марки 1000. Можно будет меньше бетона и цемента использовать.

— А как к перепаду температур ваш материал относится, если его использовать для дорог? — отреагировал Минниханов.

— Прекрасно. И время созревания бетона может на 50 процентов сократиться.

— Ирек, у нас проблема бетона, — обратился президент к министру строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Иреку Файзуллину. — Где мы можем это использовать?

— Надо посмотреть, пока незнакомы с этим вариантом, — ответил глава минстроя. — Сегодня у нас компания «Басф» и наши компании выпускают пластификаторы, добавки к бетонам.

— Если мы можем снизить количество бетона, мы можем и цену дороги снизить, — рассуждал Минниханов. — Проблема циклов настолько чревата... Мы дороги строим, но они очень быстро выходят из строя. Если бы бетон по цикличности подходил, может быть, некоторые дороги основные из бетона делать? — предположил президент РТ и указал присутствующим, в частности главе минстроя, внимательно отнестись к новинке из Сибири.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (36) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    29.04.2014 09:09

    В европе давно основания для дорог из бетона делают, а наши до сих пор это все за инновацию считают. В конечном итоге все равно дешевле выйдет за счет меньшего количества последующих ремонтов асфальтного покрытия.А по Нефтехиму действительно будет стремно если изза каких то катализаторов завод встанет.

    • Анонимно
      29.04.2014 09:21

      если многомиллиардные инвестиции в этот мегапроект,станут пшиком,из-за невозможности применения отечественных реагентов,то у меня вопрос:а куда смотрела русская контрразведка,позволившая провести на территории России такую изысканную экономико-производственную диверсию?

      • Анонимно
        29.04.2014 09:50

        вам "патриотам" уже давно говорили, что нету в России своих технологий, а то, что выдается за новые технологии просто проекты распила денег. А ТАИФ всегда на запад смотрит поэтому они уверены что их то санкции не коснутся.

      • Liko
        29.04.2014 12:02

        14 лет Путин занимался построение сырьевой экономики - строил трубы во все стороны вместо развития нефтехимии по серьезному, то есть пытались создать экономические инструменты для давления на "друзей", а потом вдруг разворот на 180 градусов. Я бы сказал - как будто бы разворот, потому что это уже невозможно сейчас сделать.Причем что интересно - на фоне выводы из страны ежегодно по 50-70 млрд. долларов, эти инфраструктурные проекты финансировались часто за счет кредитов и поставки сырья в будущем. Это какой-то верх некомпетентности. Ну создайте вы для тех кто выводит деньги фонд, финансирующий эти проекты с правом участия в разделении прибыли. В итоге у нас и кредитов много и денег нет.Даже крупнейшие сырьевые компании закредитованы по самые уши зарубежными банками. Так что о каких контрразведчиках вы тут пишите. Это выше все.10-12 лет назад нужно было думать о создании комплексов по подобию тому, что строит BASF в Людвигсхафене и Шанхае. И не нужно было бы зависеть от трубы и дообавленная стоимость в разы выше, если не на порядок выше, чем эти бензоколонки. Даже ишаку было понятно куда приведет эта "стабильность". Причем ясно, что никакие санкции еще на нас не стали действовать - этот спад по факту идет уже последние года 2, но его прикрывают статистикой. Если бы не нынешняя долговая нагрузка, то могли бы просидеть в небольшой рецессии года 2-3, а так - очередные конвульсии, которые могут закончиться очень страшно. И заметьте при цене на нефть 110 долларов за барель и существенном падении курса рубля. то есть падение рубля даже в краткосрочной перспективе не смогло стимулировать экономику (странно если смогло бы), но зато в среднесрочной даст 100% эффект в виде роста цен, инфляции, снижение инвестиций и падения уровня жизни населения. Никто не сделал выводы - почему в Украине радикалы получили такую поддержку. Постоянным обманом со стороны власти людей загнали в радикализм. Нужно сделать вывод, что нынешняя экономическая система ни на йоту не лучше пьяной политики Ельцина - ее полнейшее продолжение. Боюсь уже поздно что-то менять.

        • Анонимно
          29.04.2014 12:58

          Согласен!!!!!Но свои выводы руководство страны сделало:Продолжают размножать бюджетников как лояльный электорат....

      • Анонимно
        29.04.2014 12:48

        При чем тут контрразведка ?

  • N.
    29.04.2014 09:34

    Заинтересовал термин "реляция" в начале статьи. Вроде пока ещё не военное положение, а, может, в каком-то смысле и такое... Очень настораживает снижение показателей по глубокой переработке. Порадовал "Менделеевсказот" +18%.Если за счёт внутренних поставок, то сигнал позитивный. Есть ещё в селениях "ягодные долины":)В Менделеевске же хотели катализаторный центр? Отмашку никак не дадут?

  • Анонимно
    29.04.2014 09:38

    А что институт Борескова не расскажет сколько он уже денег получил в том числе из республики за последние 10 лет и никаких реальных результатов нет. Яруллин все эти годы упорно их президенту тащит, прям стал главным лоббистом интересов этого института в Татарстане.

  • Анонимно
    29.04.2014 09:50

    Что то мрачновато и неоптимистично выглядят наши нефтяные генералы. Устали уже и нет того задора. Не справляются с конкуренции ей и осложнившейся ситуацией. Пора бы их уже и на пенсию. Тут молодые и энергичные нужны, адаптированные в мировую экономическую мысль и технологии.

  • Анонимно
    29.04.2014 09:50

    В борматюшино идет бетонка, стоит до сих пор.

    • Анонимно
      29.04.2014 10:14

      Ее с какого года положили, помнит кто-нибудь?

      • Анонимно
        29.04.2014 10:43

        Где-то 2003-2004. На следующий год потомушто реконструировали полосу в аэропорту, а сдали полосу к 1000-летию, т.е. в 2005-м.

    • Анонимно
      29.04.2014 14:14

      кутузовский проспект и рублевка тоже сверкают!)

    • Анонимно
      29.04.2014 18:23

      В городе бетонка не вариант. У нас под дорогами половина коммуникаций. Если раз в год все равно будут раскапывать и закапывать - ничего сверкать не будет!

  • Анонимно
    29.04.2014 09:50

    По шинному комплексу - падение не изза падения продаж новых авто. Падение связано в первую очередь со сложившимися стереотипами что все что делается в России - плохого качества, иногда это так и есть. И эти стереотипы надо ломать на федеральном уровне. Нужна грамотная имиджевая маркетинговая программа. Нужно создание нового Российского бренда Premium-сегмента с реально лучшими характеристиками на уровне Мишлен и Нокиан и соответствующей гарантией как у Нокиан. А уж после того как этот бренд будет признан потребителями как качественный и один из лучших, распотранять данный бренд на более дешевые и менее качественные позиции выпускаемой продукции. Ну и очень четко и обдуманно нужно подходить к ценовому позиционированию. По сути это стратегия Тойоты - когда сперва сделали красивую и качественную Камри, а потом сделали уменьшенную копию Короллу. И тот кто покупал Короллу чувствовал что ездит почти на Камри.Нет на нашем шинном глобального маркетинга. Вот на Нэфисе есть маркетинг, и мы видим реальные результаты этого маркетинга - продажи растут, о продукции отзываются более чем хорошо. Отправьте маркетологов Богуславского в шинный - за пол года уже сделают, что на шинном годами не могут.

    • Анонимно
      29.04.2014 16:54

      Полностью согласен- нет ни маркетинга, ни воспитания лояльности потребителей к своей продукции!

      • Анонимно
        29.04.2014 19:06

        где начинается лирика - там заканчивается логика ,заниматься нужно не имиджем а себестоимостью и повышением производительности труда и как следствие более конкурентным ценообразованием ( залогом высокого спроса ) а не рассуждением как при высокой себестоимости и так себе качестве больше продавать

        • Анонимно
          30.04.2014 08:35

          Ваши взгляды на менеджмент предприятия устарели примерно лет на 40. Никто не спортит, что нужно заниматься и повышением производительности и качеством продукции. Просто позиция в том что на высококонкурентном рынке где у всех производителей примерно одни и те же качества продукции, маркетинг и бренд играет ведущую роль при завоевании и удержании рынка. Не было бы конкуренции, ваши методы менеджмента были бы вполне приемлемы. В текущих условиях отсутствие маркетинга приводит к потери доли рынка и последующему закрытию когда то крупных заводов. Руководству республики считаю необходимым обратить внимание на шинный комплекс, это рабочие места. Нельзя чтобы изза неэффективного менеджмента страдало население нижнекамска, потом из бюджета придется кормить безработных.

  • Анонимно
    29.04.2014 09:52

    не пора ли ТАИФу,пока есть возможности и деньги,построить в Казани хоспис,с гарантированным 100 летним содержанием?или и дальше будем обогощать наших,как выяснилось ,"друзей"?задумалсо..Аскар Гареев.

    • Анонимно
      29.04.2014 10:04

      Что хотел написать, сам то хоть понял? Для начала стоило бы заглянуть в словарь и понять значение слова "хоспис". Роман.

      • Анонимно
        29.04.2014 10:36

        Роман я написал то о чём думаю. Казань не первый год,всем миром,собирает средства на строит дет хосписа. Не пора ли сильным финансового мира,озадачится этим вполне земным вопросом,а не "глобалить". Доглобалились похоже(((
        "Ну заработал ты миллиард,а дальше что..(с) ?""из аыступления ВВП на последнем телеобщении с россиянами.к слову, купца Шамова, Казань вспоминает только с благодарностью уже не первое столетие.
        А Гареев.

  • Анонимно
    29.04.2014 11:04

    Китайские РТИ дешевле и качеством ничем не уступают. Я на ягуар поставил китайку на зиму и лето никаких замечаний,Газель,КамАЗ тоже переобули год назад,резина мягкая и не шумит.

    • Анонимно
      29.04.2014 11:29

      Ну .. ну ) Про Корейцев еще можно так сказать, а про Китайцев рановато. Я на лето могу что угодно ставить - не критично, а зима - это реально критические условия эксплуатации.

  • Анонимно
    29.04.2014 11:18

    К примеру, только 10% бензина производят на отечественных катализаторах. Между тем в связи с событиями на Украине может случиться то, о чем давно предупреждали, — западное эмбарго на поставку катализаторов. «Все катализаторы, которые поставляются в нефтепереработку, — западноевропейские и американские.Когда спрашивают, а чем обеспечен доллар или евро, то вот этим. Но не только, еще куча таких же вещей, которые они экспортируют. А это продукт интеллектуального труда, который у нас не в почете. Больше на мускулы обращаем внимание.

    • Анонимно
      29.04.2014 11:48

      В Башкирии есть опытный завод Нефтехим специализирующийся на катализаторах, вполне возможно там наладить их масштабный выпуск достаточно быстро.

      • Анонимно
        29.04.2014 12:14

        типичное рассуждение татарстанского чиновника. Посмотрите годовые отчеты КФУ, КХТИ, ИОФХ там такие отчеты о гигансткой работе в сфере НИОКР с приличными бюджетами, долгие выступления на всях холдингах перед президентом, госпремии республики, а реальности в глаза посмотришь так и нет оказывается ничего.

      • Анонимно
        29.04.2014 15:22

        А наш Арбузовский институт? Даже в 90-е там шли разработки и опытное внедрение по различным катализаторам.

        • Анонимно
          29.04.2014 16:40

          И где они эти катализаторы? На бумаге. Да и все слизано оттуда, а там все запатентовано. На бумаге они есть, а в производство не пойдут. В науке давно уже застой со времен Брежнева.

  • Анонимно
    29.04.2014 11:23

    Разбогатели на народной нефти. Съездите в Эмираты, там все для людей, а у нас людей за быдло считают.

    • Анонимно
      29.04.2014 11:58

      ...ага,и в глаза ты арабу смотреть не имеешь права...Залепит пощёчину...

  • Анонимно
    29.04.2014 13:20

    В Татарстане есть ученый которая занимается катализаторами. но нефтехимия не проявляет интерес к ее катализаторам. почему? с ее слов у нее катализаторы в 5 раз лучше западных.

  • Анонимно
    29.04.2014 17:34

    еще 20 лет назад занимались катализаторами, умерла наша наука без практического применения

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль