Общество 
3.05.2014

Опрос недели: Можно ли в России найти альтернативу «Биг-Маку»?

Эксперты «БИЗНЕС Online» — о том, можно ли повторить успех McDonald's и как это сделать

Владимир Путин на этой неделе предложил развивать в стране отечественный фастфуд, которой смог бы конкурировать с заокеанским McDonald's. «У нас замечательная кухня. Вопрос в том, как наладить промышленное производство, хорошее по качеству — лучше, скажем, чем у возможных конкурентов, в том числе у McDonald's», — сказал он. В качестве примера хорошей национальной кухни Путин привел осетинские пироги, татарские чак-чак и бэлиши и ряд других блюд, которые, по его словам, отражают богатство и разнообразие национальной кухни. Он призвал местные власти создавать условия и определенные преференции для развития малого и среднего бизнеса в области национального фастфуда. Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты считают, что секрет успеха McDonald's кроется в его сверхтехнологичности, грамотном маркетинге и большом времени существования на рынке. Главным претендентом на роль конкурента «Биг-Маку» они называют татарские эчпочмаки.

Айдар Булатов — руководитель Bulatov Group:

— Да, конечно, альтернатива есть — это «Татмак». Хороший пример некого татарского бренда, который по трафику посещаемости, наверное, не сильно уступает McDonald’s.

Если говорить об общих объемах продажи, то национальные блюда продаются намного больше, чем продукция McDonald’s. Треугольники, чак-чаки и все остальное у нас в Татарстане точно продается большими объемами, чем гамбургеры. Наш ассортимент представлен в большем количестве в магазинах, кафе, столовых. Просто McDonald’s берет своей технологией, он находится на трафике, у него есть готовое предложение быстро и недорого продать свой «Биг-Мак» клиенту. Их успех как раз заключается в технологии и бренде. Их реклама идет с утра до вечера, их закусочные расположены в удачных местах. У них есть четкая технология выстраивания бизнеса.

Если сейчас будут появляться технологии организации бизнеса по фастфуду, то и у нас появится возможность стать как они. Например, если в «Бэхетле» появится технология продажи национальной кухни, тем более что они активно работают не только у нас, но и в Москве, то они вполне смогут заменить McDonald’s. Наша национальная кухня ведь более здоровая, чем у них. Сочетание ингредиентов полноценно может обеспечить дневной рацион человека углеводами, белками и так далее.

20 лет назад McDonald’s вообще никто не знал. Гамбургеры, суши — это не национальная наша еда, но их едят все. Это вопрос выстраивания бизнеса, а не потребительских предпочтений. Если правительство России скажет, что надо развивать национальный бренд, тогда мэры городов будут выделять места не для McDonald’s, а национальным операторам. Они ведь располагаются в тех местах, которые им выделяет муниципальная власть.

Сам я в McDonald’s практически не хожу, я предпочитаю здоровую пищу. Я с удовольствием хожу в кафе и рестораны национальной кухни, с удовольствием покупаю беляши, треугольники.

Айрат Хайруллин — депутат Госдумы РФ:

— До развала Советского Союза мы спокойно жили без McDonald’s, и эта еда не является для нас традиционной. Просто большое значение для молодежи имеет реклама. Реклама и мозг может разрушить, и настроить на потребление какой-то еды, в том числе нетрадиционной для нас. Но надо признать, что сегодня McDonald’s со своими гамбургерами, «Биг-Маками» и другим ассортиментом плотно вписался в рацион нашей молодежи.

С точки зрения татарской кухни, заменой американскому фастфуду могут стать эчпочмаки. Думаю, они вполне могут заменить собой гамбургеры и чизбургеры.

Кстати, несмотря на народную молву, McDonald’s производит не вредную, а довольно приличную еду. Мы анализировали это в свое время. У них, например, хорошая говядина, качественная. Правда, есть вопросы к картофелю, он может быть и генно-модифицированным. А что касается мясной составляющей, там все очень даже прекрасно. Но сам я в McDonald’s не хожу.

Американцы — они молодцы. И Coca-Cola, и McDonald’s они держат под контролем. У них есть стандарты качества, которые они четко и жестко отслеживают, благодаря чему вкус блюд McDonald’s во всех странах мира, в принципе, одинаковый. Поэтому американец, который приезжает в Казань или в Китай, ест свою родную пищу.

Говорят, у Coca-Cola во всех странах мира должно быть одинаковое количество пузырьков. Вроде бы мелочи, но они уделяют этому большое внимание. Поэтому стандарты качества и реклама — это две составляющие, которые являются залогом успеха. Ну и третье — это, конечно, годы. Всей истории развития фастфуда около 100 лет. Поэтому если мы хотим, чтобы эчпочмак занял серьезное место в разряде питания для широких слоев населения, на это тоже уйдут десятилетия.

Зуфар Гаязов — председатель правления ассоциации рестораторов и отельеров Казани и РТ, генеральный директор компании ООО «ТатинтерРесторантс»:

— В США «Биг-Маки» качеством повыше и размером побольше. Можно считать, что это их национальное блюдо. То, что сказал Владимир Владимирович по поводу национально кухни, это все реально. Просто нужно определить формат, похожий на McDonald’s, который будет предлагать национальную кухню тех народов, которые входят в состав РФ. Мне кажется, что государство может помочь льготным кредитом подобным предприятиям. И мы можем разработать такие проекты. У нас есть национальные треугольник с бульоном, который можно поставить на поточное производство.

Успех McDonald’s в том, что продукт быстро приготавливается вкусный и качественный. У нас тоже есть экологически чистая технология быстрого приготовления, которая не вредит здоровью. Мы пробовали татарскую губадию приготовить таким способом. Доводили до степени готовности на 90 процентов, потом по специальной технологии охлаждали, клали в специальный холодильник. В нужный момент доставали. Там держится та температура, которая позволяет не портить продукт и не ухудшает его качества. И потом ставили в печку и в течение двух минут получили вкусный и свежий пирог. Тогда как приготовление губадии привычным способом занимает около часа. Так что все реально.

Главное не надо повторять «Биг-Мак». Нужно готовить национальные пироги и адаптировать под современные технологии. Это может получиться интереснее «Мака».

Не надо закрывать McDonald’s, а наоборот, нужно открывать рядом с ними национальную кухню. А клиент сам выберет, где ему вкуснее. Кухня должна быть вне политики. Мы национальной кухней занялись недавно и видим прогресс, благодаря хорошему шеф-повару. У нас серьезно никто не занимался национальной кухней, а там резерв очень хороший.

Зинаида Медведева — исполнительный директор АНО «Национальный исследовательский центр «Здоровое питание» (Москва):

— Безусловно, замену «Биг-Маку» можно найти всегда. Потому что это довольно некачественная еда. Мне кажется, при желании и инвестициях это можно сделать. Есть куча молодых интересных проектов в области уличной еды. Я уверена, что многие опытные участники сферы питания будут заинтересованы в их развитии. Главное, чтобы такие сети были фастфудом не в плохом его понимании — дешевого, быстрого, но некачественного питания, а чтобы был сделан упор на здоровом питании. На самом деле, здоровое питание — это не так сложно, как кажется: условно говоря, заменить картошку на кабачок, а жиры, произведенные по старой технологии, заменить на жидкие, то же подсолнечное масло — это уже даст значительный положительный результат.

Мария Горшунова — генеральный директор ООО «Майдан» (сеть «Сытый папа»):

— В Татарстане, наверное, нет. Наша кухня все же другая. В российском же масштабе на моей памяти была компания «Русское бистро». Это были пироги по старинным русским рецептам, пирожки, традиционные напитки — морс, но как-то этот бизнес не пошел. Компания почему-то заглохла. Технология приготовления «Биг-Маков» такова, что они изготавливаются из ингредиентов высокой степени готовности. Это целая разработанная система — от производства полуфабрикатов до конечного продукта, а вот треугольник так приготовить нельзя. Причем «Биг-Мак» состоит из ингредиентов продуманного хранения. Какое блюдо готовилось бы по такой же технологии у нас, я назвать не могу. Если только продукт нужно будет глубоко замораживать, а потом каким-то образом разогревать. Если честно, я не знаю, из чего бы состоял отечественный фастфуд.

Я, честно говоря, в McDonald’s не хожу. Конечно, я бывала там, я попробовала пару раз и «Биг-Мак» и «Бургер Кинг», но, в общем, это не моя еда. Я неплохо отношусь к фастфуду, если он более или менее здоровый. Например, SubWay.

Секрет McDonald’s — в абсолютной его узнаваемости во всем мире, в практически идентичной цене на их продукцию также по всему миру, в лояльности к клиентам. У них очень хорошая рекламная компания, правильный менеджмент. Надо заметить, что у них разработаны мировые стандарты, которые не дают в любой стране мира уходить от качества. Надо признать, что качество у них достаточно хорошее. Еще один важный момент — это то, что человек, подходя к McDonald’s знает, чего ему ожидать, знает, что он может съесть то, что ему придется по вкусу.

Михаил Зейгарник — диетолог, главный врач клиники «Питание и здоровье» (Москва):

— Вопрос не диетологический, а экономический и маркетинговый. У нас McDonald's упорно называют американской компанией, но это российская компания — называется ООО «Макдональдс». Она работает по принципу франчайзинга, как и во всем мире. У нее российские владельцы, которые платят процент от своей прибыли. Поэтому называть McDonald’s американским фастфудом неправильно. Да, они соблюдают международные стандарты, причем очень высокие. McDonald’s — очень качественная с точки зрения безопасности еда.

Есть ли замена «Биг-Маку»? Да, есть. Я бы не стал сейчас называть конкретных конкурентов, это будет бесплатной рекламой для них. Фастфуд на то и фастфуд, что не содержит чего-то незаменимого и уникального. Диетологи вообще против всего фастфуда. Но не надо делать из McDonald’s такую вещь, без которой наш народ не проживет и сама компания потеряет что-то, если пропадет рынок. Так что это история больше для журналистов, чем из реальной экономики и диетологии.

Ирек Галиев — генеральный директор и владелец татарстанской сети пекарен «Жар-Свежар»:

— Наверное, в каждой республике, в каждом регионе такие блюда есть. У нас в каком-то смысле с ними могут конкурировать эчпочмаки, треугольники. Хотя это, пожалуй, больше по вкусу взрослому населению. Так что если они и смогут заменить «Биг-Маки», то только для некоторой части населения.

Вообще, мне кажется, должно быть все, должен быть выбор. Я слышал, что люди выступают с лозунгами «Нужно закрыть McDonald’s». С этим я не согласен, ничего хорошего от этого не будет. Нам надо ровняться на то, как у них настроена работа. Ведь ни у одной нашей компании нет такой хорошо отлаженной технологии. Даже приходя иногда с ребенком в McDonald’s, я с удовольствием наблюдаю, как они работают, ведь в их ресторанах реализован многолетний опыт. Возможно, и мы к этому придем, но нужно время.

Успех McDonald’s — в организации. Продавать булочки с мясом за 100 рублей — это очень эффективно организованный бизнес. А наш фастфуд еще очень далек от того, что нам предлагают заграничные сети быстрого питания.

Валентин Голубев — директор бизнес-отеля «Татарстан» (Набережные Челны):

— Я не знаю, откуда корни у фастфуда под названием «шаурма», по-моему, в кавказской кухне нечто подобное присутствует, но эта быстрая еда вполне могла бы стать отечественным фастфудом, который бы составил конкуренцию американскому «Биг-Маку». Сосиски в тесте, которые являются самым распространенным в Набережных Челнах фастфудом, тоже вполне могли бы стать заменой американской еде. Нашим предпринимателям ничего не мешает сделать и аналог того же самого «Биг-Мака». Овощи везде одинаковые, огурцы помидоры, салаты... Возможно, для этого понадобится использовать исконно российские хлебобулочные изделия, скажем, хлеб «Бородинский» и те же самые котлеты. Котлета — это ведь не изобретение McDonald’s. Это достояние кулинарии всего мира.

Я думаю, что причина популярности McDonald’s состоит в том, что он был в свое время первым. Но то, что они предлагают, не является чем-то уникальным. Они просто были первыми и сумели захватить рынок.

Я знаю хороший отечественный аналог McDonald’s — это «Крошка-Картошка». Там берется картофель, запекается в печи в фольге. К ней ты уже сам выбираешь наполнители — сельдь с луком, допустим, или маринованные грибы в сметане. Эти ребята — основатели «Картошки-крошки» — начинали с одного ларька и разрослись в очень большую российскую сеть.

Я считаю, что при желании возможно создать отечественную сеть, которая бы смогла конкурировать с McDonald’s, и при этом в ней отражалось бы все разнообразие и богатство наших национальных кухонь.

Я сам без проблем поменял бы McDonald’s на наш отечественный фастфуд. В McDonald’s я бываю раза два в месяц, причем в основном с ребенком. Я туда езжу не потому, что меня привлекает их пища, меня туда тянет ребенок, там есть Happy Meal. Каждый раз, когда выходит новая серия игрушек из мультиков или кинофильмов про супергероев и идет реклама этого по ТV, мой сын и племянники начинают нас «терроризировать», чтобы мы все поехали в McDonald’s. Приезжаем туда, покупаем еду, но они ничего не съедают, забирают игрушку и все. McDonald’s использует очень хороший маркетинговый ход, который и дает ему такое большое преимущество. Туда тянутся не родители, а дети своих родителей туда затягивают на самом деле. И не из-за еды, а из-за того, что там есть это Happy Meal с игрушкой. Поэтому если меня спросят, буду ли я ходить в какое-то другое место, я отвечу, что да, буду. Позавчера я покупал сосиску в тесте — это блюдо у меня ассоциируется с моим студенчеством. Когда я вижу шаурму, я ем шаурму с удовольствием. Если будет альтернатива McDonald’s, я уверен, что она будет востребована, но при одном условии — будет такой же уровень продвижения и маркетинга не хуже чем у McDonald’s.

Лариса Козлова — владелица сети туристических агентсв и салонов красоты «Ларкон» (Набережные Челны):

— Конечно, самый лучший бизнес — тот, который можно скопировать. Очень многие пытаются копировать McDonald’s, но редко у кого это получается. И мне очень сложно себе представить, чтобы быструю еду из McDonald’s могли заменить наши беляши, расстегаи или что-то подобное. McDonald’s — это быстрая еда. Ту же самую самсу не смогут ведь готовить в таком же ритме, чтобы еда не теряла своей свежести, как это делают сейчас в McDonald’s. Тот же самый белиш сколько нужно готовить? Так что это нереальная замена «Биг-Маку», я считаю.

Недавно в Эмиратах в одном из торговых центров, где было целых три этажа быстрой еды, я решила попробовать их фастфуд, но в итоге просто выкинула эту еду и пошла в McDonald’s. В какой бы стране мира он не располагался, качество пищи везде одинаковое. И где бы я не находилась, я точно знаю, что в McDonald’s я смогу перекусить. Думаю, американцев переплюнуть в этом нам не получится.

Хотя я и стараюсь придерживаться здорового питания и не так часто пользуюсь услугами McDonald’s, но мои дети очень любят бывать в этих заведениях. У них там постоянно меняется ассортимент, очень высокая энергия, нравится, как быстро они обслуживают. Все работает для клиента. Конечно, наверняка они добавляют в еду какие-то усилители вкуса, потому как детям очень часто хочется именно еду из McDonald’s. Даже у тех же самых оригинальных соусов, которые покупаешь в магазине, не такой вкус, как в McDonald’s.

Я думаю, что Владимир Владимирович озвучил идею создания национального оператора быстрой еды в качестве ответа на санкции, которые в отношении России вводят западные страны. Таким образом он, видимо, старается поддержать наших предпринимателей. Но мне кажется, что «мозгов» у нас пока не хватает, чтобы создать нечто подобное.

Константин Рыжайкин — шеф-повар ресторана «Банная усадьба»:

— Я думаю, неплохо было бы развивать у нас блинное направление. Это наш фастфуд, в который можно много чего завернуть. Также можно обратиться к кухням Кавказа. Сочетание сыра, зелени, завернутые в лаваш, я считаю, это интересное направление. Сразу открыть альтернативу McDonald’s, в которую будут такие же очереди, у нас не получится.

Хот-доги, кстати. За основу можно взять саму формулу закуски — булочка, сосиска. Мы же можем печь наши булочки, изготавливать шикарные сосиски. Если маленько разнообразить, то вполне может быть конкурентоспособным. Мы даже можем готовить те же гамбургеры, просто под своим именем.

В любом случае, если создавать конкурента, то это обязательно должно быть высокотехнологическое производство, где готовится все на специальных заводах. Это не должно с нуля делаться в заведении, там оно должно только подогреваться.

В Чикаго есть институт гамбургерологии, который основательно разбирает, из чего состоит каждое блюдо. Если у нас займутся фастфудом серьезно, то предприниматели сами научатся, как им работать. Это все наработка, которая будет накапливаться годами.

Сам я вообще не хожу в McDonald’s, если честно.

.

Сайдаш Тухватуллин — генеральный директор сети ресторанов и магазинов «Катык»:

— Фастфуды у детей даже в маленьком возрасте вызывают ожирение. В западных странах абсолютно отвыкли от нормальной пищи. У нас есть прекрасные национальные блюда — эчпочмаки, бэлиши, губадиюшки, бэккены с капустой, сделанные из нормального теста, продуктов. И они не несут такой опасности, как гамбургеры. Давно пора этим заниматься.

Я думаю, можно говорить на примере наших кулинарных магазинов. «Катык» — их всего 75 заведений. Если взять площади до 100 квадратных метров, то 65 процентов прибыли приносит продажа сигарет и алкогольной продукции. Мы в своих магазинах ничего такого не продаем, 85 процентов нашего товара собственного производства — эчпочмаки, бэлиши, полуфабрикаты — голубцы, манты. И магазины работают хорошо, и народ идет. При этом мы никак не ущемлены наличием McDonald’s. К ним больше тянется молодежь.

Вот чему надо поучиться у McDonald’s, так это тому, как там обслуживают. И все эти «Биг-Маки» — это удобно, это прельщает людей. Вроде недорого, зашли и съели. Если бы вместо них появились кафетерии с нормальным сервисом, продуктами, я думаю, это было бы гораздо успешнее. У нас такой организации сервиса нет, сомневаюсь, что мы так сможем. Там все быстро.

Елена Соломатина — диетолог:

— Хочется, чтобы замена была достойной — не вредное на вредное, но национальное, а заморское вредное на национальное полезное по максимуму. Есть, конечно, и у нас национальные блюда, которые можно было бы сделать еще более полезными, положив побольше овощей, заменив муку высшего сорта на ржаную, грубого помола или отрубную.

Приходят на ум пельмени с грибами, с овощами, с добавлением мяса. Дело в том, что тут очень хорошее сочетание по ингредиентам, это лучше, чем гамбургер. Конечно, если в те блюда, которые появятся как альтернатива, не будут добавлены те же глютамат натрия, натрит натрия и так далее.

Также это могут быть творожники, запеканки, сырники — все, что связано с приготовлением из творога, великолепно. У нас широкая линейка всевозможных кисломолочных блюд: и ряженки, и кефиры, и прочее. Понятно, что никто не будет брать их в таком виде. Но их всегда можно смешать со свежезамороженными, сезонными ягодами, соками. Можно делать всевозможные смузи, они будут ничуть не хуже тех молочных коктейлей, которые с ароматизаторами и бешеным количеством сахара продаются в McDonald’s. Можно и многослойные гамбургеры, но пусть это будет цельнозерновой хлеб с прокладкой мяса, салата. А если его еще запечь, то он вообще будет очень вкусным.

Но национальные блюда в любом регионе свои: в Татарстане это одно, в Москве — другое. Та же «Крошка-Картошка» значительно лучше, чем гамбургер. Можно и блины с различными наполнителями, но не пожаренные на позавчерашнем масле, а запеченные с рыбой, овощами, творогом, джемами. Еще можно вспомнить вареники с картошкой, вишней. Все это значительно лучше, чем американский фастфуд.

Айрат Тагиров — владелец пляжного клуба Sundale, бывший совладелец сети «Сытный Лопс»:

— Создать в России конкурента, точнее, даже замену McDonald’s, можно очень легко. Есть множество вариантов, учитывая, что у нас многонациональная и богатая на традиции страна. Я когда-то тоже работал в сфере фастфуда, причем достаточно успешная была сеть. Возникали тогда у меня мысли организовать не торговую сеть, а именно сеть предприятий общепита. Чтобы за столиком можно было быстро, сытно и вкусно перекусить. Но произошло непредвиденное — в рецептуру приготовления «Сытного Лопса» вмешались без моего ведома. Качество продукта ухудшилось. И тут поступило выгодное предложение, и я продал сеть. Ну, а вообще эта сфера в нашей стране вполне может быть успешной. Да фастфуд у нас и раньше был — это пельменные, чебуречные, блинные. Они и сейчас есть, но в малом количестве. Просто многие позакрывались в кризисные годы. Надо просто это все возродить. Плюс, конечно, национальная кухня. Грех не воспользоваться тем, что она у нас очень богатая. Наш эчпочмак запросто может стать хитом. Тем более что народ у нас патриотичный. Думаю, они нашей кухне отдали бы предпочтение перед McDonald’s.

Олег Сухотин — член правления ассоциации предпринимателей быстрого питания (Москва):

— Вам знакомы такие бренды, как «Теремок», «Крошка-Картошка»? Они уже достойно конкурируют с McDonald’s. Они, конечно, не достигли той величины, но возьмем заход на фуд-корт в каком-нибудь торговом центре. Там наряду с McDonald’s присутствуют отечественные фастфуды. Сегодня народ съел гамбургер, завтра — «крошку-картошку», послезавтра — блин, а потом пошел на улицу и взял «Стардогс». Это тоже вполне нормальная еда. Я понимаю, что в полном объеме конкурировать сложно, но конкуренция все-таки происходит.

Юрий Петрушин — председатель правления Торгово-промышленной палаты г. Набережные Челны и региона Закамье:

— У нас уникальная страна. Перед ней нет и не может быть неразрешимых задач. Если надо создать конкуренцию любому зарубежному производителю, любой сети, мы можем это сделать. Нужно, конечно, желание и, самое главное, чтобы этим делом занимались грамотные люди, которые способны решить поставленную задачу. Чем наша кухня хуже McDonald’s? Да ничем. Можно создать целую сеть фастфуда с учетом региональных особенностей. В русскоязычных регионах — русская кухня (квас, пельмени, окрошка, расстегаи), в Татарстане — татарская (эчпочмаки, белиши, кыстыбый) и так далее. А основа, база, для всего этого у нас великолепная, с сырьем проблем нет. Более того, развитие отечественного фастфуда дало бы толчок к развитию сельского хозяйства.

Можно ли в России конкурировать с McDonald’s? (03.05.14-05.05.14)
12%Нет, технологичнее и вкуснее «Биг-Мака» ничего не придумаешь
14%Любой отечественный фастфуд можно раскрутить не хуже McDonald’s, но для этого нужны многомиллирадные средства
15%Эчпочмаки и шаурма – реальные конкуренты «Биг-Маку»
23%Победить McDonald’s можно только после прекращения зомбирования рекламой детей, которые заставляют родителей вести их туда
35%Любой фастфуд – это зло. Чем больше фастфуда, тем меньше здоровых детей
Ваш голос учтен
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (106) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    3.05.2014 09:03

    Эксперты. "Очень легко. Запросто"ну так создайте, в чём проблема?Тьфу.Равиль

    • Анонимно
      3.05.2014 16:33

      Конкурировать с американским фаст фудом невозможно в первую очередь из за цен:поесть в Макдональдсе,Vendys,Burgerkig,Jack in the box и т д (их большое количество)- это гораздо дешевле ,чем за идти в супермаркет.Это основная причина их широкого распространения по миру:за минимальные деньги,быстро ,безопасно.С российскими ценами на продукты альтернативу создать сложно

      • Анонимно
        5.05.2014 09:45

        давно дешевле стало?

      • Анонимно
        5.05.2014 10:40

        в бехетле пирожков можно набрать на 100-150 рублей, а в маке минимум 300 сотни. так о чём это вы тогда?

        • Анонимно
          5.05.2014 11:50

          Чего?? Сколько это вы треугольков на сто рублей в бэхетле наберете?? Два с половиной мини треугольника? Вы давно там были-то?

          • Анонимно
            5.05.2014 14:08

            3 раза в неделю бываю. треульник 26 рублей. так что на 100 рублей 3 штуки сытных треугольничков. и чего вы ёрничаете, очень хорошо что вы там питаетесь в маке, нам больше достанется

  • Анонимно
    3.05.2014 09:11

    оставьте Макдональдс уже в покое. никто не будет брать ваши дабл-хачапури и фреш кумыс.

    • Анонимно
      3.05.2014 10:13

      Будут еще как.

    • Анонимно
      5.05.2014 14:10

      вы не будите, а здоровые люди будут. вы если маленько денег накопите зайдите как-нибудь в хинкальную. семьями люди приходят и кушают хачапури и хинкали. они то точно в мак не ходят. это как минимум не эстетично

    • Анонимно
      5.05.2014 14:11

      я вот только приехал из турции. иностранцы поголовно пьют айран и не надо им уже колы. а мы все продолжаем травиться. защитнички

  • Анонимно
    3.05.2014 09:24

    Что за бред? На сегодня, при таком подходе к клиенту альтернативы нет. Вчера купил кыстыбый в бахетле, картошка прокисшая, даже собаки отвернулись. Мясо в треугольниках не внушает доверия.

    • Анонимно
      3.05.2014 22:45

      +1, надо сначала наши сети тряхнуть как следует, вообще совесть потеряли. Экономят на качестве, свежести. А в Макдоналдсе хоть раз кто-нибудь купил сэндвич с запашком? Да это в принципе исключено. Жесткие корпоративные стандарты. Честно говоря, трудно поверить, что у нас они могут соблюдаться так же тщательно.

      • Анонимно
        5.05.2014 14:16

        нет не покупали с запашком. а вы исследуйте хим.состав котлеток и поймёте. тут даже запашок не нужен. безграмотность пищевая царит в стране.

  • Анонимно
    3.05.2014 09:30

    Все продукты в фасфуде подлежат заморозке и дльнейшему быстрому приготовлению, а также содержат химию которая включает вкусовые рецепторы поедателя, а в сущност очень простая пищаи очень вредная (хлеб,мясо и картошка) .

  • Анонимно
    3.05.2014 09:31

    Это не вопрос запрета или разрешения. Я года 2 не хожу в макдональдс, и ничего, - не страдаю, - не нашёл в их биг-маках ничего вкусного.

    • Анонимно
      4.05.2014 01:15

      будешь как дедушка ленин в итоге, забальзамирован искуственно

  • Анонимно
    3.05.2014 09:41

    Наш бренд это шаурма. Вместо мака надо открыть узбечки.

  • Анонимно
    3.05.2014 09:43

    Нужно выделить сотни миллиардов рублей,выдавать чиновникам зарплату купонами,субсидировать 120% затрат.По другому не получится.

  • Анонимно
    3.05.2014 09:44

    Халяль вот татарская нац.идея которая разорит макдональдс.

    • Анонимно
      3.05.2014 11:38

      СЪЕЛ НАВЕРНОЕ ЧТО ТО НЕ ХАЛЯЛЬНОЕ, ВОТ НЕСЁШЬ ВСЯКИЙ БРЕД.

      • Анонимно
        3.05.2014 16:22

        Зачем большими написал, что задело работник мака? Свободная касса уважаемый, хватит травить народ!

  • Анонимно
    3.05.2014 09:46

    Даже если представить что России удастся отказаться от Макдональдс то империя фас-Фуд не пострадает т.к. кроме России рынок очень большой.
    Чем заменить фаст-Фуд если на нём выросло уже не одно поколение??? В Казани практически нет обычных пельменных и столовых !!! Обед в грязном кафе стоит как запас продуктов на неделю на семью из трёх человек.
    Про Бэхетле могу сказать что Бэхетле уже не тот который был 5-7 лет назад. Вспомните недавнее замечание Грефа когда он на совещании в Корстон публично сделал замечание сети Бэхетле.
    С начало правительство разрешило развитие Макдональдс в России а теперь пытается его запретить ничего хорошего для России это не сулит...

    • Анонимно
      5.05.2014 14:19

      о каком рынке вы говорите? люди в Европе давно уже отказались от поедания "ЭТОГО" г.....и вы видимо совсем не знаете ресторанную индустрию города раз так говорите, что у нас ничего нет или всё дорого. культуры поедания пищи у нас нет. вот это точно.

    • Анонимно
      5.05.2014 14:20

      и зачем вы перфразировали слова Грефа. он же в конце добавил, что зайдя в бехетле обязательно приходится что-то купить.

  • Анонимно
    3.05.2014 09:47

    Например в тц Южный открылся Макдональдс так они сразу всех клиентов к себе переманили! Посмотрите в любом тц за столиками сидят с под носами с едой мака! А мне кстати в южном блинная нравится там лучше там блины поесть чем мак! Цены просто завышены в других ресторанах по сравнению с маком! Два блина + компот уже почти 400р!

    • Анонимно
      4.05.2014 01:19

      не врите. я как ел там пасту или блины, так и продолжаю есть. только странные люди могут себе позволить толпиться в очереди за невкусной едой, которую можно купить в мак-авто

  • Анонимно
    3.05.2014 09:50

    Вы знаете сколько всяких брендов быстрого питания в том же Нью-Йорке. Не только МакДональдс там.

  • Анонимно
    3.05.2014 09:55

    Альтернатива давно уже есть. И это шаурма. Если так подумать, подсчитать, прикинуть, то Макдональдс на рынке быстрого питания занимает не такую уж большую долю. Просто бренд раскручен.

  • Анонимно
    3.05.2014 10:03

    Местным властям не выгодно развивать нац.кухню силами местных предпринимателей.а на иностранного можно надавить,заставить делать все что хочешь. А компаниям типа Бахетле я бы вообще запретил заниматься татарской кухней,так как в последнее время они ее только дискредитируют.Мы ,потребители ,тоже ведем себя как бараны,повторяя как мантру треугольники,пироги бахетле...НЕ покупайте и сразу качество повысится,появится конкуренция.А в целом все как обычно в российском бизнесе-высокие налоги,арендные ставки,проценты по кредитам,гнет проверяющих и чиновников

  • Анонимно
    3.05.2014 10:12

    Идиоты. Макдональдс сидит уже в каждом из вас внутри,на уровне подсознания. И никуда вы от него не денетесь:))$$$$$

  • Анонимно
    3.05.2014 10:18

    Хайруллин прав. дело в стандартах качества, технологии. Если кто не знает, срок годности картошки фри в МД всего 10-15, после чего ее не продадут клиенту, а просто выбросят. Мороженное и напитки тоже. Посмотрите, с какой легкостью вам заменят непронравившийся продукт? Сможем ли с нашим крохоборским менталитетом пойти на это?

    • Анонимно
      3.05.2014 14:52

      единственный адекватный из респондентов - Хайруллин. секрет макдональдса в уровне качества в каждой точке мира.приехав в казань/ульяновск/урюпинск не хочется играть в рулетку (отравят / не отравят) в местных "сытых папах".в маке можно гарантированно перекусить за 15 минут.

  • Анонимно
    3.05.2014 10:31

    а что уже больше проблем в Рoссии не осталось?

  • Анонимно
    3.05.2014 10:34

    я не понимаю этот мир, сожгли-убили 43 человека - 0 коментов, как дело ташниловки касается сразу налетели защитники - лобби.. маки - зло, спросите в инфекционках!

  • Анонимно
    3.05.2014 10:42

    Самое главное преимущество Макдональдса - бесплатный туалет, который всегда чистый, потому что его моют каждый час

  • Анонимно
    3.05.2014 10:46

    Что такое Татмак? Впервые слышу. Какой еще трафик, сравнимый с маком!?...

    • Анонимно
      3.05.2014 12:47

      маянезная пицца с маянезом и маянезом. действительно, главный конкурент мака, ага.

  • Анонимно
    3.05.2014 11:54

    Никто ни кого в Макдоналдс силком не затаскивает, за шкирку не волочет! люди сами идут туда, т.к. их еда вкусная, и иногда можно прийти и поесть что-нибудь для разнообразия. Что все накинулись на Маки, пусть работают себе, столько людей имеют там рабочие места!

  • Анонимно
    3.05.2014 12:00

    Единственная страна в мире вытеснившая Макдоналдс своей кухней, это Греция. Не продается там Макдоналдс, ничего не поделаешь.

    • Анонимно
      3.05.2014 12:51

      кстати, тоже заметила. ради интереса зашла в греческий мак - дорого, мало народу.

      • Анонимно
        3.05.2014 22:50

        А на Кипре Маки переполнены )) хотя и у них своя кухня вкусная.

    • Анонимно
      3.05.2014 21:44

      Еще Турция. Маки там пустуют.

  • Анонимно
    3.05.2014 12:12

    Как известно-полезно питаться разнообразно.Можно раз в 10 дней и в макдональдс сходить.Но наша кухня и вкуснее и полезнее.

  • Анонимно
    3.05.2014 12:30

    Вот бургер кинг открыли. Вкуснее мака местами. Правда обслуга хромает. Никогда халяль не заменит фаст фуд

  • Анонимно
    3.05.2014 12:31

    дело по большей части в безопасности и качестве продуктов. посмотрите сколько проверок проводится в том же макдональдсе, пока гамбургер дойдет до покупателя. они готовы нести огромные затраты на качество продукции. и компания развивается десятилетиями. у нас сам бизнес построен изначально по-другому - урвать 1000% прибыли, вложив копейки. отсюда некачественная еда, которой можно отравиться. и еще - глупо оздоровлять фастфуд. на то он и фаст - быстро, сытно, калорийно. нужо уделять качеству продукции, а каждый сам решит - вредно для него или нет. нац. кухня - например та же татарская - очень калорийна и не слишком полезна, хоть и вкусна.

  • Анонимно
    3.05.2014 12:35

    смешно - гамбургер и фри из мака - фуфу, вредно вредно. бутерброды из сабвея - полезно (это я про горшунову).посмотрите, как питается большинство обычных людей - на ужин жареная картошка с теми же котлетами,хлеб. в лучшем случае + салат из огурцов-помидоров летом. и это полезная домашняя еда?

    • Анонимно
      3.05.2014 13:09

      Да это полезная еда. Так мы ели десятилетиями и ни кто от ожирения не страдал. А сейчас жрут всякую дрянь и думают что-бы еще съесть что-бы похудеть. Я лет этак 10 назад привела своего младшего в Макдоналдс. Купила все что попросил. Куснул у меня ребенок от одной булочки, куснул от другой и все больше в это заведение ни ногой.

      • Анонимно
        3.05.2014 16:13

        странное понятие у вас о полезной еде. ну это ваше дело, чем кормить вашего ребенка - домашний жир полезнее, ага. только не всегда итог - ожирение, сбои внутренних органов вполне могут быть.

    • Анонимно
      3.05.2014 22:53

      +1, про Сабвей - полный бред, это один из калорийнейших фастфудов в мире! Один только хлеб для сэндвичей (даже серый или злаковый) по калорийности чуть ли не превышает Биг мак!

  • Анонимно
    3.05.2014 12:42

    На ул.Баумана была ,,Блинная".Можно было зайти и перекусить,всегда было очень вкусно приготовлено !

    • Анонимно
      3.05.2014 13:36

      Просто нечегонебыло, вот и казалось вкусно. Я когда был студентом считал, что вкуснее томатного сока и коржика нет. Когда это говорю детям, они возле виска вертят.

      • Анонимно
        3.05.2014 20:08

        Это они не голодали.

        • Анонимно
          4.05.2014 09:13

          Нельзя сказать, что и мы голодали. Такого разнообразия просто небыло. Хотя экономили 3 копейки на трамвай, ездили зайцем, хотя степендия составляла 55 рублей.

          • Анонимно
            4.05.2014 12:29

            Да, мы не голодали. Это в наше поколение в школьной столовой хлебом кидались. А дети наши тем более в сегодняшних условиях хорошо живут, не зная нужды. Только те, кто в 90-е рос и что-то помнит, может, знает, что не всегда было такое изобилие, как сейчас.

      • Анонимно
        3.05.2014 22:01

        Коржик и молоко в маленькой бумажной пирамидке...

        • Анонимно
          4.05.2014 09:41

          Когда деньги есть, то можно побаловать себя и пирожным за 22 копейки.

    • Анонимно
      4.05.2014 09:23

      Блинная еще была на ост.Ленинский садик,где потом была пивнушка кр.востока...Много чего было хорошего,простого,без нынешнего пафоса,зато здорового и вкусного.

      • Анонимно
        4.05.2014 13:33

        А на Карла Маркса на углу была кондитерская, где пекли очень вкусные торты и пирожные.

    • Анонимно
      6.05.2014 23:11

      В Москве Крошка-Картошка, в Питере Теремок (блинные) очень успешно конкурируют с американскими сетями, так что просто надо захотеть!

  • Анонимно
    3.05.2014 12:43

    Вот проблему придумали. Создайте приемлимые условия для клиента, накрутку поскромнее и съедобную продукцию, и к вам потянутся люди.

    • Анонимно
      3.05.2014 22:06

      И лет через 20, при тотальном соблюдении качества продуктов, технологии приготовления, грамотной рекламе и т.д. и т.п., вы возможно станете владельцем крупной региональной сети.

  • Анонимно
    3.05.2014 12:53

    Себестоимость 1 домашнего пирожка 5-7 руб. (т.е. продукты куплены в магазине и на рынке). Продают их за 20-25-30 руб., а ингридиенты куплены по оптовым ценам. Фаст-фуд прибыльный бизнес, не надо жадничать и экономить на клиентах.

    • Анонимно
      4.05.2014 00:10

      А Вы не пробовали к стоимости продуктов прибавить еще стоимость аренды, электроэнергии, газа и других коммунальных платежей, фонд оплаты труда включая персонала, который непосредственно в производстве не занят (директор, бухгалтер, уборщики и т.д.), и самое главное - налоги? И сколько получается?

  • Анонимно
    3.05.2014 13:34

    Как можно говорить о биг-маке в регионе, где делают перемячи! Перемяч-блюдо №1 в мировой кухне. Биг-мак-жалкий бутерброд, не понятно из чего сделанный.

  • Анонимно
    3.05.2014 14:00

    Помнится, приснопамятный Никита Хрущев на волне догона-перегона Америки повелел везде и всюду сажать кукурузу - мол, в Штатах она вон какая родится, а мы больше вырастим. Итоги всем хорошо известны. Теперь вместо Хрущева Путин, а вместо кукурузы - бутеры из мака. Идея не ко времени, да и реализовать ее невозможно. Потому как, если делать реальный сетевой фаст-фуд, то у вас и получится второй биг-мак. А все мечты про осетинские пироги, татарские ощпощмаки, удмуртские перемячи и прочие пельмени - это нетехнологично и нерентабельно. Прибавьте сюда особенности национального менеджемента и успокойтесь.

  • Анонимно
    3.05.2014 15:28

    ПРОЧИТАВ ВСЕ КОММЕНТАРИИ, ТО СТАЛО ЯСНО, ЧТО У ТАКОЙ СТРАНЫ НЕТ БУДУЩЕГО. НИКАКОГО ПАТРИОТИЗМА И ЖЕЛАНИЕ НИЧЕГО "НЕДЕЛАНЬЯ" УЖЕ В КРОВИ.ЛОГИКА "ДО УСРАЧКИ БУДУ ЕСТЬ ГЛУТУМАТ НАТРИЯ В МАКЕ С ПЕРЕМЕШКОЙ С ФАРШЕМ СОРТА Д ИЗ ВЫМЕНИ И ОКОЛОПОЛОВЫХ КУСКОВ СКОТА(перечислять не буду, чтобы не вызывать рвотный рефлекс у читателей), НО СВОЕ ДАЖЕ НЕ БУДУ БРАТЬ В РОТ".РАБСКАЯ ЛОГИКА. ЭТО ПЕЧАЛЬНО.

  • Анонимно
    3.05.2014 16:12

    вы что сбрендили! биг-мак и треугольники - сравнить! не смешите, ни кто не будет так же как в Мак ходить за пирожками, это совершенно разные и не сопоставимые вещи! И уже хватит нести бред, что Мак это вредная еда. Все там отлично, те же треугольники и эчпечмаки из тех же самых продуктов делают.

  • Социум РТ
    3.05.2014 16:55

    Вопрос замещения Макдоналдса национальными операторами или кухней в России - это больше чем вопрос о вкусовых пристрастиях или предпочтения в еде.Макдоналдс (апологет фастфуда) - типичный пример западной транс национальной корпорации, которая создана для захвата рынков и получения прибыли. Соответственно, априори, ни о какой конкуренции с национальными операторами речи быть не может. Это все равно, что сравнить коку колу и квас Никола. Принципиально иной масштаб бизнеса, финансовых и лоббистких возможностей. Это не "пораженческие" стенания и сопли, просто важно понимать ситацуацию в реальности и рынок.Самое опасное, что транснациональные корпорации "захватывают" рынки (из-за мощнейшего финансового, административного и лоббисткого ресурса) на "идеологическом" уровне - они могут позволить себе на протяжении многих лет посредством СМИ (реклама на тв -"зомби ящик", фильмы, массовая культура и т.п.) навязывать свой продукт в качестве неотъемлемой/необходимой части повседневной жизни.Можете провести опрос по всей стране и Вы поймете, что подавляющее большинство российских детей (четверто из пяти) знают "любят" макдоналдс, считают обязательным отметить там свой день рождение, хотят игрушки и "картошку". Представляете - какой ресурс внушения и маркетинга работает. А мы ничего с этим не делаем, хотя все подспудно понимаем, что это "фаст фуд", как минимум "не очень полезен детям, как и взрослым". Более того сами ведем туда СВОИХ детей и помогает стать Макдоналдсу частью детства ребенка.Итого: вопрос замещения макдоналдс в России - это вопрос предпочтения в еде, а вопрос грани, до которой мы готовы пустить маркетинг, массовые штампы и "рыночные" продукты в свою жизнь, семью и т.п.

  • Анонимно
    3.05.2014 18:51

    В сфере последних событий , предлагаю байкотировать макдональдс . принимает ответные экономические санкции на очереди кока кола фанта и другая химическая дребедень!!! кто поддерживает

  • Анонимно
    3.05.2014 19:28

    Заезжаю в Макдональдс только за кофе и то редко. Несколько раз приводил детей, вернее они меня приводили. Итог - даже половины из купленного детки не ели, а интересовало их больше обстановка и игрушки в ХеппиМил.С удовольствием поддержу прикрытие этого фастфуда.

  • Анонимно
    3.05.2014 20:14

    До сих пор вспоминаю перемяч и кофе с молоком из "Кулинарии" на углу Восстания-Декабристов, за рестораном "Маяк", после скверика. Середина 70-х, 5-й класс, переезд, долгая дорога домой... Перемяч с кофе очень выручали! Там теперь магазин какой-то.

  • Анонимно
    3.05.2014 20:19

    Американцы просто умеют продавать. Как они говорят? "Тому кто придумает - доллар, тому кто сделает - 10 долларов, тому кто сможет потом продать это - 100 долларов". А вот тут-то они сильны. Быстро, удобно,стильно, современно, ну и агрессивная реклама. Ну кто бы из нас ел этот обжареный фри из крахмала, или сухую булочку с куском мяса, сырного майонеза и листочком салата - если бы всё это продавалось как у нас - в киоске типа шаурма..?? Никто этого есть даже бы не стал.. Уверен. А вот когда антураж, удобство, реклама- типа круто, одинаковый вкус в любом городе.. Думаю что наши Катыки и Бахетле продукцией не хуже, и даже получше. А вот уметь продать - нам надо у амеров учиться и учиться. Макдак - это учебное пособие, как суметь продать сухую булочку..

    • Анонимно
      4.05.2014 08:56

      ваши катыки и бахетле - нуну. как ни зайду в катык. например, крохотные пирожки и заветренная еда. или мне не везет, или я чего-то не понимаю в татарском бренде

      • Анонимно
        5.05.2014 00:32

        Продукция при готовленная сутки и более и раз везенная по городу в пыльных газелях-кто это вообще ест?

  • Анонимно
    3.05.2014 20:36

    Друзья чиновники своими действиями разрушили отрасль общественного питания по всей России. В РТ очень мало осталось столовых,кафетериев где можно зайти взять овощной салат без майонеза,на первое щи,борш,рассольник,гороховый суп а на второе пельмени со сметаной или гречку с котлетой,чай или компот и пирожок...заплотить за это реальные деньги и не мучиться от изжоги из-за обилия соуса,майонеза и тд.
    Сами разрушили обычные столовые где была обычная здоровая еда а теперь давайте закроем Макдональдс!!!
    Давайте закроем всех продавцов компьютеров,программ,интернет-кафе,заблокируем интернет и разорим все сотовые компании???!!!
    Хочешь ходить в Макдональдс ходи,хочешь пироги ешь,хочешь баранину и эчпочмак пожалуйста,желаешь овощи будь счастлив ещь овощи. Ну разве это выход запрещать одно и разрешать другое в угоду личных обид ???
    Кто то принципиально кушает дома а кто то любит кафе и фаст-Фуд но политику сюда примешивать не стоит.
    Всех с майскими праздниками и давайте отпразнуем их шашлыками из курицы халяль закусим турецкими овощами,армянским лавашом,выпьем дагестанского коньяка и закусим израильскими ягодами а перед снов выпьем индийский чай с любимыми сладостями,пирогами )))

    • Анонимно
      3.05.2014 22:59

      +1000) спасибо за хорошее настроение!

    • Анонимно
      4.05.2014 13:28

      вы правы. захочешь в центре города поесть суп, дешево и полезно - нет, взде бизнес-ланчи из недельной давности остатков и ценой от 200 руб

  • Анонимно
    3.05.2014 21:17

    По-моему, прав Гаязов. Сужу по себе. Когда дети ноют и хотят в мак, наслушавшись сверстников и насмотревшись рекламы, веду их в алан аш. Помогает, а на четверых деньги те же.

  • Анонимно
    4.05.2014 08:52

    кстати, а где в казани крошка-картошка? вроде несколько лет назад была, сейчас не видно.

    • Анонимно
      4.05.2014 12:04

      Идею для крошки-картошки основатель сети подглядел в Турции (в сети есть интервью основателя) и в этом ничего плохого нет. Он сумел это осуществить и эта картошка даже стала казаться национальной едой.

  • noname
    4.05.2014 09:37

    Альтернативой Макдоналдсу может быть качественная здоровая еда:-ни мучная, ни крахмальная, особенно в сочетании с мясом поэтому это не жирные калорийные эчпочмаки;- из полезных продуктов,которые у нас легко выращиваются и дешевые,например яблоки, кабачки,капуста;- мясо должно быть разных видов, но так чтобы виды мяса были легко взаимозаменяемы в одном блюде, и также должен быть вариант вообще без мяса,тогда не приестся и каждый может выбрать в соответствии с предпочтениями.Можно оттолкнуться от фахитоса или шаурмы. Тут же такой простор для творчества и экспериментов предпринимателям. Но они почему-то не хотят разрабатывать что-то уникальное, а ищут готовых рецептов и выгодных франшиз.

  • Анонимно
    4.05.2014 13:36

    Формат. Ключевое слово "Формат". Пока его кто-нибудь не найдёт, новых закусочных не появится. У МД есть свой формат, и очень чёткий - в смысле чётко и жёстко оформленный и структурированный.

    • Анонимно
      4.05.2014 15:25

      Абсалютно согласен.. Покупал бы кто-нибудь этот картофельный фри в бумажном конверте, если бы его в забегаловке продавали? Формат не тот..

    • Анонимно
      4.05.2014 15:39

      В продолжение: сделать сеть точек общепита, где в качестве подарков будут "Смешарики", к примеру, и всё! МакД сам сдохнет)))

  • Анонимно
    4.05.2014 15:52

    Три правила ресторанного бизнеса- место, место и место! Если построить кафешки типа мак авто с теми же блинами, то народу не меньше будет. Можно сэндвичи делать с разными начинками, вкусно и полезно. В шри ланке увидел конкурента мак доналдс- те же бургеры только вкуснее и клиентов у них больше. В общем это сводится все же к дешевым кредитам и корумпированности мэрии. По другому конкурента не создашь в казани.

  • Анонимно
    4.05.2014 17:16

    Чашка горячего качественного бульёна( можно мясные и овощные) и традиционная выпечка, чай - блинчики. Но самое главное - приличный антураж. Отбоя не будет.

  • Анонимно
    4.05.2014 18:50

    В тему: ? Ещё несколько месяцев назад мы выступали с предложением как можно скорее вернуть в Россию русскую кухню, - сказала «СП» Елена Бабич, руководитель движения «Санкт-Петербург – духовная столица». – Имея в виду кухню всех народов, населяющих нашу страну. Я много поездила по разным регионам. В Удмуртии, например, с удовольствием попробовала шаньги – чудо, как вкусны! И очень просты в приготовлении. В Татарии хороши беляши, в Сибири – пельмени… Наше предложение мы выложили в интернете. Озвучивали его с трибуны во время городских праздников. Однако в ответ слышали лишь смешки. «СП»: - Люди слов-то таких уже, наверное, не знают – шаньги, калитка. У молодежи в голове преимущественно американизмы, у более старшего поколения чисто словесные ассоциации, может быть, и сохранились, а вкуса точно не помнят. ? После выступления Владимира Путина в Карелии, надеюсь, вспомнят. Ведь еда столь же важна для самоопределения народа, как и символы – флаг, герб, как знание своего языка.«СП»: - Чтобы вспомнили, одного президентского выступления, согласитесь, мало. Нужно запускать производство. А как его запускать, если нет оборудования? Да и рецепты частично могут быть утеряны. ? Рецепты, я уверена, не утеряны, в российской глубинке их точно помнят. Что касается восстановления промышленного производства, то в Петербурге, например, уже начали это делать. За последнее время в городе появилось несколько «Столовых», где кормят недорого, сытно и вкусно. Есть в этих заведениях борщи и русские щи, пельмени сибирские и удмуртские…«СП»: - У многих одно слово «столовая» может отбить аппетит – сразу вспоминаются столовки последних лет СССР, с кислым запахом несвежей пищи и черствого хлеба. ? Вот чего нет, того нет в ныне появившихся! Чисто, уютно, доступно. Я уверена, это только начало. Дальше важно запустить в регионах производство национальных продуктов питания. Чтобы, когда едешь в Карелию, или, скажем, в Ижевск, Тулу, знал, что сможешь привезти оттуда близким и друзьям калитки, шаньги, пряники. Еда, между прочим, тоже объединяет людей, сближает народы, нельзя об этом забывать. Всё так. Но чтобы наладить производство, нужно соответствующее оборудование, предприятие. Для этого – средства. Господдержка (хотя бы на первое время). Говоря о возвращении национальной кухни на рынок общепита, президент сам же и уточнил, сколь много зависит тут от региональной власти. А та что? Я вот позвонила в комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка. Поинтересовалась поддержкой малого бизнеса. Специалист комитета из профильного отдела долго шелестела бумагами, потом с кем-то созванивалась по внутреннему телефону, в итоге так и смогла ответить на простой вопрос о том, сколько в городе частных пекарен, их профиль, востребованность, проблемы…Полностью http://svpressa.ru/society/article/86658/

  • Анонимно
    5.05.2014 10:39

    автор статьи и комментаторы просто видимо не знают о существовании перемячной на тукайке. вот это рай для желудка. там нескончаемые очереди, которые я наблюдаю порядка 10 лет. облагородить бы это и там будет весь город. биг-мак рядом не стоял

    • Анонимно
      5.05.2014 12:25

      Вы правы, не знаю. Это площадь Тукая или улица? Можно ориентир? а то я уже забыла город... Не в Казани живу давно.

  • Анонимно
    5.05.2014 11:47

    Нужно не Макдональдс закрывать, а ШАУРМОЧНЫЕ на каждом углу и остановках. Полная антисанитария, вонизм, продукты непонятного происхождения..

    • Анонимно
      5.05.2014 12:07

      именно макдональдс, в знак протеста! а шаурмычников не трогайте, они наши союзники!

      • Анонимно
        5.05.2014 15:07

        пока возможно типа союзники на безрыбье, но их "союзничество" тоже зависит от направления ветров разных...

  • Анонимно
    5.05.2014 13:00

    Раньше был дом татарской кулинарии,там всегда было все очень свежее и вкусно. На Пушкина была блинная,таких блинов вкусных не где больше не ел,все взяли и развалили на хрен,а теперь альтернативу маку исчат.

  • Анонимно
    5.05.2014 14:24

    и сейчас всё есть и татарские кулинарии и блиннные. надо просто глаза пошире открывать

    • Анонимно
      5.05.2014 15:15

      Назови ка несколько адресов зрячий,что то не очень видно.

  • Анонимно
    5.05.2014 14:27

    вот я писал про перемячную. отвечаю перекресток тукая с Татарстаном в сторону площади вахитова. подсказывают Татарстан д.7. это очень хорошее место. только сейчас там был. тесто, мясо, как домашние получаются. говорю же немного облагородить, придать блеску и это будет рай татарской кулинарии.а дом чая??? вкуснейшее место...мясо деревенское

    • Анонимно
      5.05.2014 18:52

      Спасибо за наводку. Буду в Казани - обязательно загляну.

    • Анонимно
      5.05.2014 20:19

      Спасибо за "наводку", буду в Казани обязательно туда загляну из интереса.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль