Общество 
10.05.2014

Рафаэль Хакимов: «Те ученые, которые предлагают методы ассимиляции народов, продают продукт с душком»

Известный академик не верит в существование «плавильных котлов» наций

Нынешние политики, призывающие к державности, должны понимать изначальную многонациональную природу России, убежден вице-президент академии наук РТ Рафаэль Хакимов. В очередном материале, подготовленном специально для «БИЗНЕС Online», он продолжает тему федерализации и отмечает, что игра на растущих шовинистических настроениях опасна, она легко может повернуться против самих инициаторов и в перспективе не принесет дивидендов никакой нации.


.
Рафаэль Хакимов

НИКАКОЙ ЛИБЕРАЛИЗМ НЕ МОЖЕТ ПОШАТНУТЬ ЗНАЧИМОСТЬ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА
ИДЕЙ РАВЕНСТВА И СПРАВЕДЛИВОСТИ

Скоро будет сын из сыновей,
Будешь нянчить в ситцевом подоле.
Не хотела вызнать, кто правей, —
Вызнай и изведай поневоле.
Скоро будет сын из сыновей!
Ой, под сердцем сын из сыновей!
Вызолотит волос солнце сыну.
Не моих он, не моих кровей,
Как рожу я от себя отрину?
Я пришла, проклятая, к тебе
От полатей тяжких, от заслонок.
Сын родится в каменной избе
Да в соски вопьется мне, волчонок...
Над рожденьем радостным вразлад
Сквозь века и горести глухие —
Паровые молоты стучат
И кукует темная Россия.

Павел Васильев. 1932

Речь и письмо — более сложные средства коммуникации, нежели ритуалы. Письмо — это акт исторической солидарности, связанный со всеми историческими процессами. Письмо — это литературное слово, приспособленное к своему социальному назначению. Это уже далеко не разговорный жанр, он пользуется разным стилем, подразумевая конкретного партнера, слушателя, читателя. Научный язык отличается от художественного своей специализированностью, политическии насыщен программными штампами. Язык журналиста до предела облегченный, а в последнее время вульгаризированный, опошленный. Высоким стилем практически никто не пишет, поскольку такой жанр мало кто читает. Язык редко сохраняет нейтральность. Даже академический язык не лишен аксиологических выражений, а в политике он намеренно содержит апологетические, оценивающие и даже угрожающие выражения. Когда говорят «враг народа», то уже слышится приговор еще до решения суда. Фраза о «врагах рода человеческого» родилась в Древнем Риме и повторяется из века в век. В подобных фразах сама лексика программирует восприятие.

С древнейших времен людей сплачивала необходимость выживания. Борьба шла с голодом и врагами. Сохранению единства сообщества перед лицом недостатка пищи служила идея равенства и справедливости. Первобытный «коммунизм» с уравнительными принципами — это следствие не примитивного хозяйственного уклада, а форма раздела продуктов питания в условиях их ограниченного количества. Это способ солидарности, позволяющий человеку оставаться социальным существом, не опускаясь до биологического уровня. В случае массового голода социальные нормы разрушаются. В древние и средние века голод вынуждал бедных добровольно поступать в рабство. Даже в ХХ веке из-за голода многие порядочные женщины становились проститутками, содержанками, любовницами, своих детей продавали или отдавали «на вывоз», подбрасывали в другие семьи или учреждения. Голод доводил людей до каннибализма.

Массовый голод вызывает изменение социальной организации не только в области продовольственного механизма, но и политического режима, так как вынуждает государство насильно вводить потребительский коммунизм, сдерживать грабежи и насилие, регулировать экономику. Такие изменения в общественном строе подкрепляются изменениями в поведении и взглядах индивида, который теряет моральные принципы и политические ориентиры, одобряет применение мер, способных дать пищу. Идеологические тонкости людей перестают волновать. Для них становится важным, чтобы идеология благословляла на акты захвата, раздела, уравнивания, чтобы она прямо на них наталкивала. А почему, на каком основании — это становится делом десятым. Если при данных условиях более всего подходит Евангелие — идеология будет ссылаться на него и во имя заповедей Христа будет благословлять экспроприацию. Если в данный момент более подходящей окажется теория Карла Маркса — будет взята она. Голод резко обостряет уравнительные принципы и идеологию справедливости, что сохраняет свое значение и в сытые времена. Стремление человека к равенству вызвано инстинктом самосохранения, и оно с точки зрения создания солидарности имеет важнейшее значение. Никакой либерализм не может пошатнуть значимость для человека идей равенства и справедливости, поскольку за этими ценностями стоит самый сильный инстинкт — стремление к выживанию.

ХОЧЕШЬ МИРА — ГОТОВЬСЯ К ВОЙНЕ

Люди, живущие только своими чувствами, это звери.

Лев Николаевич Толстой

Люди сплачивались не только под угрозой голода, но и перед лицом внешней опасности. Максима Si vis pacem, para bellum («Хочешь мира — готовься к войне») была сформулирована одним из древнеримских историков. Вплоть до эпохи Просвещения считалось нормальным доказывать свою силу перед лицом врага, опустошать его земли и города, засыпать его колодцы, опорожнять винные подвалы и вырубать сады, захватывать пленных или их искалечить и отпустить. Жестокость была нормой, а человеколюбие — исключением даже для священников, молившихся только за своих хозяев и прихожан. Радость от созерцания мучений и смерти врага имела общественно признанный характер. Цивилизация смягчила нравы, но до конца не искоренила зверя в человеке.

В эпоху капитализма появление наций создает новую форму солидарности — гражданскую. Вместе с тем до предела обостряются противоречия между богатыми и бедными. Казалось бы, острая классовая борьба должна была создать международную пролетарскую солидарность, но Первая мировая война развеяла иллюзии об интернационализме рабочего класса. Пролетарии всех стран не соединились. Оказалось, что национализм, патриотизм и шовинизм гораздо более сильные чувства, нежели межклассовая борьба.

Поиск внешнего и внутреннего врага остается в арсенале активных методов мобилизации отдельных групп, партий и даже целых наций. У фашистов, как и у ваххабитов, салафитов он достиг крайних форм. Сегодня Украина демонстрирует результаты разжигания шовинистических настроений, способных довести страну до гражданской войны. Борьба с «москалями» оказалась более сильным мотивом, нежели панславянство. И все это оправдывается стремлением к лучшей жизни, интеграцией с Европой, где, кстати, сумели преодолеть дикий патриотизм Первой мировой войны и звериный фашизм Второй мировой войны. «Оранжевые» революции легко разжечь и тяжело потушить.

ИГРА НА РАСТУЩИХ ШОВИНИСТИЧЕСКИХ НАСТРОЕНИЯХ ОПАСНА

Дайте людям цветную тряпку, и они будут умирать за нее.

Наполеон Бонапарт

К сожалению, прогресс общества не ведет автоматически к ослаблению радикальных сил. Фашиствующие движения возрождаются в самых разных обличиях: политических, религиозных и даже у спортивных фанатов. Образ врага стойко держится в арсенале мобилизационных лозунгов политиков, но он эффективен в короткие сроки. Долгосрочную политику на этом выстроить невозможно.

После прощания с коммунистическими идеями Россия не отказалась от противопоставления себя западному миру, прежде всего в вопросах расширения НАТО, а сегодня в связи с украинскими событиями. Вместе с тем и внутри страны время от времени подогреваются шовинистические настроения то в виде нападок на суверенитет Татарстана, то как кампания против лиц «кавказской национальности», наконец, в качестве образа врага выступили мигранты, что в ряде регионов вылилось в физические столкновения. Игра на растущих шовинистических настроениях опасна, она легко может повернуться против самих инициаторов и в перспективе не приносит дивидендов никакой нации.

В ЭТНИЧЕСКОМ ЖЕ РАЗРЕЗЕ СТРАНА ПРЕДСТАВЛЯЛА ВЕЛИКОЕ МНОЖЕСТВО НАРОДОВ

Мы живем в очень странное время и с удивлением отмечаем,
что прогресс идет в ногу с варварством.

Зигмунд Фрейд

Россия может быть сильным государством только в одном случае — соблюдая интересы всех народов страны. Популярная в России идея державности почему-то связывается с доминированием русских и православия. В прессе любят обсуждать формулу графа Уварова «Самодержавие. Православие. Народность», выдвинутую как антитеза девизу Великой Французской революции «Свобода, равенство, братство». Николай I эту формулу провозгласил национальной идеей, но она пуста. Даже в те времена она противоречила действительности, а примерять ее к сегодняшнему дню и вовсе абсурдно.

В формуле Уварова звено «Православие» противоречило многоконфессиональному строю империи, возникшему после известного указа Екатерины II о веротерпимости. Законодательство давало преимущество православным, но вполне конкретно защищало права католиков, мусульман и иудеев. Оно даже допускало в определенных границах действие религиозных законов, в частности, шариата — в Туркестане в полном объеме, а в европейской части России в семейном и наследственном праве.

Еще более запутанной оказывается трактовка народности, которую Уваров понимал как следование традициям в противовес иностранному влиянию. Однако в империи жили подданные, поделенные на сословия и этносы, а вовсе не народ, как граждане. Князей, графов, дворян, помещиков и даже состоятельных купцов никак нельзя причислить к народу. Демонстрируя свою элитарность весь двор, весь свет демонстративно говорил по-французски. Пушкин, с которого начинается современный русский язык, писал Чаадаеву по-французски: «Друг мой, я буду говорить с вами на языке Европы. Он более близок мне, чем наш собственный». Это было общее настроение. Французский язык и культура воспринимались как цивилизация в отличие от всего российского, как народного. При этом повсеместно ругали Францию. Как писал один из поэтов той поры, «рукой победной, но в рабстве мы умами, клянем французов мы французскими словами».

Сословный строй России никак не сочетался с гражданством/народностью, присущей республике, а не монархии. Собственно одной из задач Французской революции и было уничтожение всех сословий, объявление всех гражданами с одинаковыми правами: «Один человек — один голос». Империя же по определению опиралась не на суверенитет народа, а на наследственное право. Николай I, подхватив лозунг Уварова, тем самым обозначил кризис монархизма, ибо принцип народности заимствован у Французской революции и его ни в какой форме нельзя увязывать с самодержавием.

В этническом же разрезе страна представляла великое множество народов. Пушкин, живший как раз в то время, писал в известном стихотворении:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий

Тунгус, и друг степей калмык.

ВОТ ЭТО — НЕМЕЦ, ЭТО — ПОЛЯК, ЭТО — ГРУЗИН,
ТАМ — ФИНЛЯНДЕЦ, ЭТОТ — ТАТАРИН

Пушкину, как и всем его современникам, было очевидным, что конгломерат народов и есть держава. Побывавший в России француз маркиз де-Кюстин свидетельствует о своем разговоре с императором Николаем I на балу: «Вы полагаете, что вы среди русских, сказал государь в этом разговоре, указывая на окружающих. Вы ошибаетесь: вот это — немец, это — поляк, это — грузин, там — финляндец, этот — татарин... И все вместе и есть Россия». Императоры именно так понимали державность, ведь в их титулатуре значились все земли и народы: «Божиею поспешествующею милостию, Мы, NN, Император и Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский; Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Польский, Царь Сибирский, Царь Херсониса Таврического, Царь Грузинский, Великий Князь Финляндский и прочая, и прочая, и прочая». В гербе над двуглавым орлом красовались три короны — символы покоренных Казанского, Астраханского и Сибирского ханств. Самодержавие по определению не могло себя представлять чисто русским или исключительно православным государством. Исторически державность России понималась как единство всех наций и культур, чем она и отличалась от республиканской формы государственного устройства, провозгласившей лозунг гражданской нации.

При всей реакционности, антиреволюционной направленности формулы Уварова, к его чести следует сказать, что он в качестве министра вывел русское просвещение на новый европейский уровень в полном противоречии с постулатами своей идеологии. Кстати, за вольнодумство и пострадал.

Нынешние политики, призывающие к державности, должны понимать изначальную многонациональную природу России. От этой исконной черты невозможно избавиться в принципе, не существует такого способа. Ни законодательство этому не может помочь, ни авторитарный режим и даже выселение народов. Те ученые, которые предлагают методы ассимиляции народов, продают продукт с душком, заведомо зная, что не существует в принципе никаких «плавильных котлов». Насколько многонациональность заложена в природу России, показывают последние события. Создавая «Большую Россию», работая с соотечественниками, «возвращая» территории, Москва получает «в придачу» к русским еще и татар, украинцев и другие национальности. Так случилось в Крыму, где наряду с восстановлением прав русского языка возникла тема возвращения прав депортированных крымских татар.

Сегодня идет кампания по защите русских в Донецкой области, но если немного копнуть и посмотреть этнический состав Донбасса, то мы обнаружим донских казаков, украинцев и даже небольшой отряд татарских шахтеров. Это судьба русских или, как выражались в старину, их планида — идти рука об руку с другими народами.

Кстати, императоры не только понимали значение татар в объединении Евразии, но и использовали их в международной дипломатии и торговле. Не случайно вдоль границы империи в крепостях строились татарские слободы и даже целый татарский город Оренбург, предназначенный для экспансии в Центральной Азии. Грамотные татары нужны были именно для выполнения посреднических функций и торговли. Эта миссия неизбежно вернется, ибо татары никогда не были зачинщиками смуты, они были стабилизирующим, интегрирующим фактором, несущим европейские знания.

Язык коммуникации для укрепления этнического или межэтнического сообщества нуждается в собственном стиле, который исключает противостояние интересов, подразумевает некий консенсус ядра сообщества. В нем не может быть доминирования интересов этнических или территориальных групп, деления людей на наших и чужих, использования образа внешнего и внутреннего врага. В нем должна быть позитивная мотивация, чему служат исторические образы и символы. Об этом в следующей статье.

Не знаешь, что лестней для мудрости людской:
Иль вавилонский столп немецкого единства,
Или французского бесчинства
Республиканский хитрый строй.
(Федор Тютчев. 1848)

Продолжение следует

Читайте также:

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (162) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    10.05.2014 10:59

    лучше не мешать истории развиваться естественным путем.

    • Анонимно
      10.05.2014 12:31

      В человеческой истории нет понятия естественный путь.

  • Анонимно
    10.05.2014 11:17

    Для Господа нет ни эллина, ни иудея, всё остально разговоры в пользу бедных т. Хакимов! К тому же, общности образуются на базе идентичности, и пусть русские и татары имеют внешнюю атрибутику (вера, язык ..) различную, но как ни парадоксально, ментально, русские и татары представляют единое целое. Можете конечно возразить - но глубинное хорошее и глубинное плохое и русские и татары понимаю едино! Этого из песни не выбросить! И если завтра война, то русский и татарин снова окажутся в одном окопе и будут плечом к плечу отстаивать единые ценности! Так было, так есть, так будет! ...

    • Анонимно
      10.05.2014 18:02

      У татар своя история и своя судьба! Если завтра война, то идите и сами воюйте. Сами разгребайте свои проблемы!

      • Анонимно
        10.05.2014 18:55

        В семье не без урода, и это очевидно нормально! Не критично, как минимум!

        • Анонимно
          10.05.2014 20:07

          тоже самое про "братьев" украинцев говорят и что получилось? Украина постепенно выходит из сферы влияния России.

          • Анонимно
            10.05.2014 20:38

            А что говорят про украинцев? Люди они в основном хорошие, а майдаунов надо лечить, пока сами они не утонули в криминале!

            • Анонимно
              12.05.2014 07:46

              Нет плохих народов. Украинцы свергли
              Януковича, потому что не захотели мириться с коррумпированной властью. В Киеве произошла буржуазная революция, и это выбор украинского народа. И не наше с Вами дело их судить за это.

          • Анонимно
            10.05.2014 20:38

            А что говорят про украинцев? Люди они в основном хорошие, а майдаунов надо лечить, пока сами они не утонули в криминале!

      • Анонимно
        11.05.2014 21:16

        Ну тогда, вэлком ту Монголия! Нормальные граждане России не позволят кучке идиотов призывы к сепаратизму! Или с Россией или никак по другому. Как то так.

        • Анонимно
          12.05.2014 14:43

          Некоторым нужно больше знаний и еще больше корректности. Тюрки жили здесь задолго до того, как появилась липовая история, которой тебе голову проехали. Как-то так.

  • Анонимно
    10.05.2014 11:31

    в борьбе за свободу нажно брать пример с В.Датцика погибшего в борьбе с тайфуном.

  • Анонимно
    10.05.2014 12:37

    " Поскреби любого русского- найдешь татарина" ( К. Маркс), а если поскрести любого татарина, найдем русского. А еще и финно- угра. А еще внутри татар есть половцы, хазары, ногайцы, чуваши, казаки , тувинцы, якуты и буряты, и монголы. "Да, скифы мы, с раскосыми и жадными очами". Мы одна семья и судьба у нас общая, мы Россия! Мы не Европа, которая состоит из трех групп: англо-саксов, романо-германцев, и скандинавов. К их становлению и развитию Россия не имела никакого отношения.

    • Анонимно
      10.05.2014 13:58

      А украинцы это смесь русских, татар,( хазар , половцев,) осетин, ингушей, кабардинцев- то есть они казаки и немножко поляки на западе.

      • Анонимно
        10.05.2014 14:23

        Нет! Это украинцы - это чистейшие святорусы гаплогруппы R1A1.

        • Анонимно
          10.05.2014 17:45

          Вы хотя бы осознаёте, что "Русы" происходит от слова - русый. Посмотрите на цвет волос большинства украинцев, он чернявый, равно как и цвет кожи смуглый. Или Вы поддались свидомитой пропаганде, согласно которой хохлы изобрели колесо и построили пирамиды в Египте))?

          • Анонимно
            10.05.2014 18:42

            русы - это переводится как невольник, которых использовали как гребцов на лодках викингов.

    • Анонимно
      10.05.2014 16:09

      Думаю, что Карл Маркс даже не знал разницы между татарами и русскими

    • Анонимно
      10.05.2014 17:56

      Откуда Карл Маркс понимает татар? Очень поверхностная фраза, которая используется для ассимиляции татар. Татары и русские - разные народы и не надо лживых и дипломатичных фраз насчет "поскрести".

    • Анонимно
      12.05.2014 07:53

      "К их становлению и развитию Россия не имела никакого отношения".
      Вот уж как бы не так! Культурный код России именно европейский. Как бы не кричали сейчас политиканы о ее "особом пути". Вы тут про скандинавов что-то пытались написать. Так вот, скажите пожалуйста, откуда Рюриковичи пошли?

  • Анонимно
    10.05.2014 13:42

    При капитализме ничего хорошего не будет, как ни пытается доказать обратное Хакимов.

    • Анонимно
      10.05.2014 17:58

      Все самые сильные и процветающие нации живут при капитализме, это факт. Даже Китай экономику строит на капиталистических принципах все больше и больше. Хакимов - молодец!

      • Анонимно
        10.05.2014 18:24

        пока Россия, по старинному русскому обычаю, ссорится с капиталистическим миром, Китай растёт со скоростью больше 6% в год. У России экономика в полной стагнации и объём экономики в 4 раза меньше китайской и становится всё меньше и меньше...

      • Анонимно
        10.05.2014 18:28

        Ну-ну, помечтайте про капитализм, и пусть мечты сбудутся. Когда они сбудутся, вспомните это пожелание.

  • Анонимно
    10.05.2014 15:46

    Стесняюсь спросить, Шаймиев какую империю пытался разрушить?

    • Анонимно
      10.05.2014 16:23

      Империи уже осталось не долго. После Путина будет либо слабый Горбачев-2, либо Сталин-2 и распад по типу Югославии.

  • Анонимно
    10.05.2014 16:02

    В 1654 году кованый двуглавый орел был установлен на шпиле Спасской Башне Московского Кремля. В 1663 году впервые в русской истории из-под печатного станка в Москве вышла Библия - главная книга христианства. Не случайно в ней был изображен Государственный герб России и давалось его стихотворное "объяснение": Тремя венцами орел восточный сияет,Веру, надежду, любовь к Богу являет,Криле простер, объемлет все мира конца,Север, юг, от востока аж до запада солнца Простертыми крыльями добре покрывает.

  • Анонимно
    10.05.2014 16:15

    Прочитал Сиразина.В данном конкретном случае вполне адекватные мысли. Конечно не преминул сесть на любимого конька "пнул клерикалов". Хотя на Украине их роль минимальна.Весьма неожиданное сравнение Мамая и Шаймиева. Один одумался другой нет. Видно, что подсознательно не дает ему покоя несостоявшийся балаган в Болгаре. Насчет Дудаева берется судить о том чего совершенно не знает.Ему просто московское окружение Ельцина не дало возможности встретиться с ним, решив, что хватит Татарстана. А Д.М.Дудаев говорил, что ему достаточно разговора с глазу на глаз в течении часа и несколько раз просился в Москву.Не дали.Наверняка в случае встречи все сложилось бы иначе.Во всяком случае бандитов типа Басаева и пр. он бы приструнил.В.В.Путин оказался намного умнее и боевики Ахмад и Рамзан Кадыровы навели там порядок.Вот, что значит принимать решения на трезвую голову.Думаю, что когда нибудь о смутном времени правления ЕБН, как называло его окружение, напишут исследование " Роль алкоголя в управлении государством, и его последствия".

    • Эти сказки про Дудаева слышал ,но не думаю генерал Советской армии не нашел способа связаться с Ельциным! Ахмад Кадыров нашел способ спасти свой народ ценой даже своей жизни. Это тоже самое как было в 1552 году в Казани. Курултай татарского народа принял решение о воссоединение с московским княжеством,а правитель Казани Астраханский царевич Ядыгар возомнил себя удельным князьком,потопил город в крови,а сам после взятия быстренько крестился и снова присягнул Грозному,как и до Казанского трона!Хотя были и Камай и другие татарские мурзы,которые были за союз и в войске Ивана Грозного были служилые татары!Я тогда с Шаймиевым спорил на ВДНХ в начале 90-х и он меня спрашивал: Неужели ты веришь что Россия не развалится и я ему тогда сказал,что Россия возродится как единое государство и это нам завещали наши татарские предки ,создавшие Орду ,а потом Россию!

      • Анонимно
        10.05.2014 18:10

        Озвучьте пожалуйста персоналии предков непосредственно участвовавших в создании Орды и России соответственно!

      • Анонимно
        10.05.2014 18:44

        Прям таки спорил с самим Шаймиевым... Ну, голова, такому палец в рот не клади! Если и был такой спор у заводчика гусей с президентом Татарстана, то он явно не закончен;-))

        • Анонимно
          10.05.2014 19:17

          Да Вы чего? Сиразин же депутатом Госсовета РТ был. Почитайте его биографию сначала. В интернете найти можно.

      • Анонимно
        11.05.2014 05:42

        //Это тоже самое как было в 1552 году в Казани. Курултай татарского народа принял решение о воссоединение с московским княжеством// - Предъявите пожалуйста протоколы и резолюции оного курултая. Сколько можно бессовестно толкать сказки о том, что татары сами себя вырезали в 1552 году и тысячи трупов сплавляли по Волге. Вот что писал известный русский историк Михаил Худяков: "Чудовищное избиение жителей взятой Казани составляет одну из самых тяжелых страниц русской истории. Такою колоссальною гекатомбою человеческих жертв закончился "крестовый поход" христолюбивого воинства против казанцев, первое выступление русского государства на путь территориальных завоеваний. Кроме огромного количества человеческих жизней, насильственно унесенных в могилу, кроме бесчисленных слез, страданий и горя, пережитых казанским народом, печальный день 2 октября[154] знаменовал собою гибель материального благосостояния, накопленного целыми поколениями, и утрату культурно-бытовых ценностей, которые теперь были безжалостно извлечены из укромных уголков, где они бережно сохранялись, без сожаления были изломаны, изуродованы, потеряны, уничтожены. Тысячи драгоценностей, ювелирных украшений, тканей, произведений высокого мастерства и искусства безвозвратно погибли. Богатству народа был нанесен страшный удар, от которого он едва-ли мог бы оправиться. Громадный город сделался жертвою солдатского грабежа".Худяков М.Г. Очерки по истории Казанского ханства. - Казань,1923. - с.153-154.

        • Анонимно
          11.05.2014 14:31

          1552 г был следствием сложных и длительных взаимоотношений между Москвой и Казанью. "«Татары громили Московское царство с трех сторон: от Казани, от Сарая и из Крыма... Москва имела все основания считать Казань своим опаснейшим врагом: казанские татары были ближайшими, а потому и наиболее предприимчивыми громилами... Тогдашний полон был явлением жестоким: он вел к пожизненному рабству с правом продажи в другие страны. По словам летописи: татары русских "куют (в цепи) и по ямам полон хоронят". Тотчас же после завоевания Казань выдала русских пленников...; 60.000 пленных вернулось из Казани только через Свияжск; и несметное число вернулось на Вятку, Пермь, Вологду. Общее число освобожденных из одной Казани, наверно, доходило до 100 000 человек. Это означает, что татары искореняли Русь не только грабежом, огнем и боевым мечом;они изводили ее и рабством плена..." С. Снежко 2005 г."Война 1552 г. это результат действий протурецкой партии, захватившей власть в ханстве, нарушившие ранее заключенные с Москвой договора о Вечном мире."

        • Анонимно
          11.05.2014 15:07

          "Чудовищное избиение жителей взятой Казани составляет одну из самых тяжелых страниц русской истории" ????? - Русских в штурмующем войске было только одна треть, две трети составляли касимовские, астраханские, нижегородские, московские, ногайские и др. татары. У Худякова, что были проблемы с головой? С какого перепугу он решил приписать эту тяжелую страницу только русским? Нужна рукопись! Очень похоже на фальсификацию!

          • Анонимно
            12.05.2014 00:25

            "Русских в штурмующем войске было только одна треть..." А у вас какие доказательства этого факта есть? Вам от этого легче?"У Худякова, что были проблемы с головой?" Да вроде у доктора наук с этим должно быть в норме. Тем более в университетах преподавал, научным сотрудником в АН СССР был, разные должности занимал. Вот у меня его "Очерки истории Казанского ханства" есть. На страницах 129-130 выше приведенная цитата наличествует. Книга издана в 2004 году, М., "Аврелия", сер. "Редкие исторические книги". Библиография на восьми страницах. 130 комментариев и примечаний. Отпечатана в ГУП "Производственно-полиграфическое предприятие", Типография "Наука" Академиздатцентра "Наука" РАН. Даже гарнитура "AcademyC". Так что за свое произведение ему совсем не стыдно. А вот то, что его в сентябре 1936 года арестовали, а 19 декабря 1936 года расстреляли в возрасте 42 лет за «активное участие в контрреволюционной троцкистско-зиновьевской террористической организации» наводит на определенные выводы о нашей истории. Это я к тому, что:"Нужна рукопись! Очень похоже на фальсификацию!" Кстати, после этого труды его были запрещены, изъяты из библиотек и не переиздавались до 1991 года. Хотя самого ученого реабилитировали в 1957 году.А вот что такое С.Снежко, 2005? Ей бо, впервые вижу.

            • Анонимно
              13.05.2014 20:02

              ОООООООчень интересный доктор наук! ОЧЕНЬ! "В 1936 без защиты диссертации ему была присвоена учёная степень доктора исторических наук и звание действительного члена Института доклассового общества ГАИМК." Это деталь на наводит на размышления?

              • Анонимно
                14.05.2014 22:28

                Великому ученому-физику, академику Льву Ландау докторскую степень тоже без защиты присудили. И таких там немало. Если М.Худякову присудили докторскую степень без защиты, то это только подтверждает его выдающуюся роль в науке.

          • Анонимно
            12.05.2014 03:26

            Если не верите М.Худякову, обратитесь к Ф.М.Достоевскому. В "Дневнике писателя 1887 год" он пишет: "Русские войска захватили Казань и внесли туда икону Божьей матери". Он не пишет "Казань захватили татары". Геноцид казанских татар затем перекинулся на другие покоряемые народы. В XVIII веке при ПетреI далее до ЕкатериныII, включительно, происходила резня ногайцев, чей Ногайский улус простирался от Каспия до Молдовы. В XIX веке покоряли Кавказ, всего лишь 150 лет назад Россия устроила геноцид черкесов, чьи земли простирались от Сочи до Азовского моря. Черкесов вырезали сотни тысяч, часть спаслась бегством в Османскую империю.

  • Анонимно
    10.05.2014 18:10

    А можно и так жить, как это делают белоруссы. «Беларусь Таможенный союз не потянет».- сказал многозначительно Лукошенко. Зато если бы нефтяные пошлины оставались в белорусском бюджете, Лукашенко, по его собственным словам, «построил бы в стране Эмираты». Хотя и сейчас немалая доля от проданной через Белорусь нефтиидет в карман батьки. Добился ведь. Теперь пошлины остаются в Белоруссии. Тут добывают нефть, а весь навар в Белоруссии. Какие тут разговоры об ассимиляции. Вот когда перестанут грабить во имя большой империи, тогда и не нужна эта ассимиляция, каждый будет жить своим трудом. А пока в выигрыше те, кто могут считать себя государством.

  • Анонимно
    10.05.2014 18:37

    Ты то сам своих предков хоть во втором колене знаешь, или как и все, у кого нет родовитости в крови , считаешь себя предком муллы? Кого не спросишь, все предки муллы. Конечно, дворяне все пофамильно известны. А как возникать, так у нас все из грамотных, с родословной, из хана Мамая или из хана Батыя.

    • Анонимно
      10.05.2014 19:09

      ))))Вы даже себе не представляете, насколько вы правы! ;)))

    • Анонимно
      12.05.2014 03:31

      //А как возникать, так у нас все из грамотных...// - Вот цитата из научного труда немецкого историка Отто Гётча: "За последние 10 лет мусульманское население России сильно развилось в культурном отношении: у казанских татар на 150 человек приходится сейчас 1 мечеть и 1 мулла, у русских и инородцев того же района 1 священник приходится только на 1500 душ; у первых одна школа на 100 душ обоего пола; У православных — одна на 1500—-3000 человек".

      • Анонимно
        12.05.2014 14:08

        Когда приводите такую цитату, обязательно надо уточнить, что Отто Гетч (1876-1946) - немецкий историк, публицист и политик, взгляды которого нацисты считали пробольшевистскими. Судя по всему цитата относится к дореволюционной России. В наше время число мулл, попов, мечетей и церквей на душу населения вряд ли можно считать критерием культурности. Скорее наоборот, в свете скандалов, убийств, политических провокаций, прогремевших в основных конфессиях в последние годы.

        • Анонимно
          12.05.2014 16:13

          Да, но это ответ на высказывание "А как возникать, так у нас все из грамотных, с родословной, из хана Мамая или из хана Батыя". От 10.05.2014 18:37. Так что, Отто Гётч ему еще 100 назад дал ответ, который я и привел.

  • Анонимно
    10.05.2014 18:52

    Сиразин не надо зарываться и судить о том, чего совершенно не знаете и залихватски давать оценки историческим личностям разных эпох. О Дудаеве не сказки,как вы изволили пренебрежительно молвить, впрочем откуда вам знать все это. Конечно Вы человек публичный: и с Шаймиевым, которого сравнили с "одумавшимся Мамаем, на короткой ноге и с другими великими мира сего тоже.Но очень уж Ваши амбиции напоминают ситуацию описанную в стихотворении Бернса,был такой поэт. Начинается оно словами " У него герцогиня знакомая..." посмотрите и не обижайтесь.Вы конечно не то существо которое назвал поэт, по крайней мере я так пока не считаю , но меру надо знать во всем. Побывать в "королевских кудрях", еще не значит быть равным ему.Аллюзия Вам надеюсь понятна? О необходимости знать меру предупреждал еще и Неру. Помните эту присказку? Человек Вы очень обидчивый но не глупый. Надеюсь в данном случае возьмет верх второе. Если нет разговор продолжу.

    • Анонимно
      10.05.2014 19:54

      Зачем вы хамите уважаемому человеку? Вы участвуете в ОБЩЕЙ беседе, и не вам тут указывать кому и что говорить! Уважайте права всех здесь присутствующих! Не нравится читать мысли людей, не схожие с вашими - не заходите сюда! Вы находитесь в сообществе - не забывайте это!

  • Анонимно
    10.05.2014 19:09

    Сейчас идет тотальный поиск знатных предков. Мурзы, купцы, муллы, на худой конец хотя бы муэдзины.Кстати в татарском народном сознании слово мурза и производное "мурзачество" всегда имело скептический оттенок еще до революции.После 1917 г. все стали детьми пролетариев, бедняков и батраков, даже сын муллы писал, отец был "культ служащим". Поди разбери клубом заведовал или мечетью.То же самое у всех народов.Мой прадед Садык после службы в армии стал слесарем порохового завода. Не думаю стесняться этого. Кстати тогда слесарей татар на казенном заводе было на порядок меньше чем сейчас академиков.

  • Анонимно
    10.05.2014 19:15

    Читала, что при исследовании генотипа национальностей, проживающих на территории России, самое большое сходство выявлено у татар и украинцев.

    • Анонимно
      10.05.2014 20:48

      Так ты дивчина хохлушка тут у нас?)))

    • Анонимно
      10.05.2014 23:10

      По логике сказанного, выходит что татары - это одна из неизученых подгрупп русов? Что скажете Рафаэль Сибгатович? Мы на пороге сенсации? Или ...?

  • Анонимно
    10.05.2014 20:35

    Обидевшемуся за "уважаемого человека". По лексике догадываюсь об авторе.Когда Вы "уважаемый человек" всю эту невнятицу высказываете дома или в кругу знакомых одно, а когда безапелляционно и агрессивно выплескиваете такое на страницы БО, совершенно другое. Что же касается "хамства" то уважаемый человек его безнаказанно демонстрирует постоянно. Могу напомнить Вам наиболее запомнившиеся моменты, граничащие с хулиганством и кощунством.Когда в следующий раз будете готовить свой комментарий с "уважаемым" человеком будь те логичнее и вчитайтесь в тот "спам" который он публиковал.И даже не извинился за свое хамство.Не надо обыгрывать свое "фермерство", среди этого сословия немало вполне культурных и корректных люди. Некоторые из них, как например из Елабуги и Зеленодольска выступали в БО.

    • Анонимно
      10.05.2014 21:32

      Вступился за (повторюсь "за уважаемого мною человека") М. Сиразина я. Ваша последняя реплика ничего не изменила! Высказывайтесь пожалуйста по существу дискуссии или не говорите ничего! Неуважительное отношение к собеседнику не приветствуется! Это единое правило для всех, в том числе и для М. Сиразина и для меня и разумеется для Вас! В крайнем случае - есть модератор, решение вопрос в этой сфере - это его компетенция!На обиженных воду возят, а на обижающих огонь!

  • Анонимно
    10.05.2014 20:38

    Именно так. Я родом из Кировского района Казани. Слесарей с 40завода гораздо больше мурзий. Все батраки с алафузьевских заводов были с этих улиц. Ни одного мурзия не было. Все жили только чтобы день прошел. Никаких верований не было. Я помню, что моя мать молилась в тиши. Она была с Атнинского района и никто ей не мешал. Мы учились в школе 81 тогда там были только 9 ые и 10 ые классы. После школы мы шли пешком по улице Гладилова и заходили в кондитерскую. А потом до Красных ворот. Кто помнит скажите мне!

  • Анонимно
    10.05.2014 20:42

    Дорогой Рафаэль!!!Всё-таки я повторяюсь но хочу отметить.Нашим ИДЕОЛОГАМ в Москве надо ОПРЕДЕЛИТЬСЯ.Или мы строим РОССИЮ на культурных ценностях народов населяющих РОССИЮ или всё-таки будем увлекаться идеями ПАНСЛАВЯНИЗМА??? Надо выбирать то ли братья по крови славяне Болгары,Словенцы,Сербы,ПОЛЯКИ и УКРАИНЦЫ то ли НАРОДЫ НАСЕЛЯЮЩИЕ РОССИЮ???Какой там ПЛАВИЛЬНЫЙ КОТЁЛ нет ясности в простом вопросе.С УважениемПростой человек.

  • Анонимно
    10.05.2014 21:47

    Уважаемый Сиразин. О своей руководящей и государственной деятельности Вы повторяете беспрестанно. Уже наизусть знаем биографию, забыли еще про музыкальное образование и игру в оркестре. Все это хорошо.Но какое отношение все это имеет к конкретным замечаниям по вашей удалой скачке по страницам истории и тем более хамству по отношению к религии? Насчет Дудаева не надо судить по соседкиным словам,тем более не верю, что она призывала к ковровым бомбардировкам Грозного. Даже Б.Н.Ельцин впоследствии признал ошибочность некоторых своих решений по Чечне и Дудаеву. С ним можно было договорится.То, что в отличие от него В.В.Путин нашел боевиков которые поняли, что для сохранения своего народа надо договариваться с Россией и без вас известно.Ну отбили еще раз привычный для вас поклон и ладно. Непонятно какого бабая он усмирил без единого выстрела. Это о чем и о ком вы? Опять занесло? Думайте прежде чем нажимать на клавиатуру.Когда то мне понравился плакат с юмором по технике безопасности на одном зарубежном предприятии:" Прежде чем пустить станок, не забудь включить мозги!".Советую делать то же самое.Я по крайней мере это делаю.Может быть не всегда получается. В отличие от Вас у меня как видите чувство самокритики есть.А у Вас сплошное самолюбование, подобное психологическое состояние человека неврологи называют "нарциссизм".Кстати Бернса, чувствуется Вы все таки не прочитали. А жаль.Полагаю, что все корректно и модератор пропустит.

  • Анонимно
    10.05.2014 21:54

    Вступившемуся за УЧ.То, что пишете типичный спам. А насчет того на ком воду возят, думаю, что на Вас ее перевозили пруд пруди.

    • Анонимно
      10.05.2014 22:29

      Думать Вы можете всё, что Вам хочется! В своих фантазиях Вы абсолютно вольны! И эта ваша реплика, тоже ничего принципиально не меняет! И совет напоследок - прежде чем употреблять те или иные термины, потрудитесь хотя бы узнать, что они обозначают! Спам (англ. spam) — рассылка коммерческой и иной рекламы или иных видов сообщений лицам, не выражавшим желания их получать. На этом сайте я рекламой не занимаюсь! Адиос!

  • N.
    10.05.2014 21:56

    Мир во всё мире – конечно, это очень красивая мечта. И дело, наверное, не в национальности, а в духовном развитии членов общества.Что есть национальность – слово.Кто продлевает род людской - обычный человек...

  • Анонимно
    10.05.2014 22:00

    Иногда критиковал простого человека за истеричность. Но в данном случае он в теме и по моему прав

  • Анонимно
    10.05.2014 22:26

    Как всегда когда в разговор встревает фермер, начинается скандальная "сиразиада".Может быть завершим этот привычный "эпос" и перейдем к тому, что пишет Хакимов. Замечу, что никакого успешно работающего "плавильного котла"или другого прибора на практике не было.Подавала надежду формулировка "новая историческая общность - советский народ". Человек 10 на ней стали докторами и кандидатами разных наук от исторических и до философских.Но она канула в небытие вместе с СССР.Сейчас мы видим процесс дальнейшей дифференциации. Вспомним Каталонию, Бретань, Шотландию и даже Венецию.На мой взгляд процесс "губернизации" РФ непродуктивен.Республики сохранятся.Что бы там ни говорили ленинская национальная политика была эффективной.

    • Анонимно
      11.05.2014 08:53

      Вы не правы! Русские это кто? Татары это кто?,Американцы это кто? А кем станут жители татарстана от смешанных браков,а их 50% и этот процесс будет ускоряться только!И советские люди были и есть!

      • Анонимно
        12.05.2014 03:35

        Ваши аргументы несостоятельны, к примеру, за независимость Шотландии выступают иммигранты-пакистанцы. Среди них есть видные деятели Шотландской национальной партии. И многие иммигранты состоят в смешанных браках.

  • Анонимно
    10.05.2014 22:58

    Шустрому Адиосу. У понятия спам, есть и более широкое толкование, ненужный словесный мусор не имеющий информативную ценность.Вот это я имел ввиду оценивая ваши "защитные" комментарии.И не больше того.

    • Анонимно
      11.05.2014 00:12

      Восприятие вещь субъективная и индивидуальная! Но даже по вашему толкованию "спама" я вижу, что вы склонны более "к более широкому" нежели классическому толкованию определений! Это и затрудняет Вам понимание собеседника. Скажу более, слово "спам" само по себе мусор в русском языке, предлагаю его не употреблять!

  • Анонимно
    11.05.2014 00:28

    рейтинги бьют новые высоты...

  • lupus est
    11.05.2014 00:34

    Просто #пир_духа в обсуждениях.

    • Анонимно
      11.05.2014 11:10

      На какое-то мгновение задумался над вашей физиологической "шифровкой". Даже готов оценить оригинальность намека на "натурализм". Но, вообще, люди здесь в основном нормальные. Просто некоторых заносит иногда от некомпетентности или отсутствия интонационного восприятия речи живого человека в письменном тексте. Когда говоришь с оппонентом лицом к лицу, все-таки легче понять, что нам с ним делить нечего кроме расхлёбывания ошибок сильных мира всего. Это очень важно иметь в виду в условиях бесконечно льющихся запретов "бешеного принтера", которые сначала закупорят атмосферу гражданского общества, поломают судьбы людей, а в конце разнесут на кусочки этот перегретый котёл.

  • Анонимно
    11.05.2014 06:34

    Русофобие - психическое заболевание вызванное идеологической историей!!!

  • Анонимно
    11.05.2014 08:52

    Даже спорящий со всеми и по любому поводу лупус растерялся прочитав за полночь всю эту "сирзиаду" и сопутствующий ей спам защитничка. И от удивления два раза повторил одно и тоже.Думаю, что сам фермер промолчит, очень уж невыгодная у него позиция, перечислять его "проколы" не будем. И обсуждение войдет в нормальное русло русло обсуждений спорной но становящейся все более актуальной статьи Хакимова. Сейчас в связи с событиями на Украине начали реанимироваться конфликты 90 -х. Имею ввиду Приднестровье - Молдавия, не сказала еще свое веское слово Гагаузия,( они вроде мини курдов живут в двух государствах) думаю, что "проснется" карабахский "фурункул" и пр.Посмотрим как пройдет референдум на востоке.А фермеру пожелаем успеха в гусе, куро и прочих водствах, где он профессионал и не встревать в вопросы где он мало, что смыслит, несмотря на свою руководящую и богатую по его утверждению знакомствами почти со всеми сильными мира сего биографию.Одно только его заявление, что " Шаймиев это одумавшийся Мамай" чего стоит. Перечитываем Хакимова и смотрим на день сегодняшний референдумный и надеюсь не кровоплитный.Но от хунты можно всего ожидать. И приятная новость - скачки на деревянных лошадках с размахиванием картонными мечами в Болгаре не состоялись.А в это игрище хотели втянуть и школьников. Это подтвердил и корреспондент БО. Будем считать, что очередная попытка организовать "горячую точку" в РТ провалилась. И это есть хорошо.

  • Анонимно
    11.05.2014 09:26

    О Русофобии.У народов РФ ее нет, за исключением микро кучки нациков. На западе она набирает все большие обороты. Все актуальнее становится стихотворение А.С.Пушкина "Клеветникам России", как сегодня написано. Перечитать его всем нам полезно.Он из 19 века увидел век двадцать первый.Хотя чему удивляться - гений есть гений. И этим все сказан.

  • Анонимно
    11.05.2014 10:31

    А я воспринимаю ёрничество пикировние против Ув. Сиразина М., как спор между СИЛАМИ ДОБРА и ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА(Ув.Сиразина)и СИЛАМИ ЗЛА,НЕДРУЖЕЛЮБИЯ и НЕ КОМПЕТЕНЦИИ(опонентами)С УважениемПростой человек.

  • Анонимно
    11.05.2014 12:41

    Дорогие земляки и соочественники русские и татары ,мы же в одном котле который сварил нашу единую родину вместе уже ,более тысячи лет, посмотрите на свои лица и убедитесь наконец ,что мы давно один народ , а с языками разберемся и придем куда надо,и время покажет, просто не надо воевать и растрачивать потенциал народов которого и так осталось не много.посмотрите глазами и мозгами сынов россии ,может увидите против нашей родины идет настоящая война и что ее надо спасать ,иначе прдидется думать не о языках ,а о просто выживании как народа , и как государства Россия со всеми малыми и большими нациями. И об этом надо думать каждому простому русскому и татарину ,потому что у них другой Родины нет, как у Фридманов или Сультеевых готовых в любое время сбежать своими миллиардами .И не должны надеется и расчитыать что они Навальные,Кудрины,Немцовы и свои местечковые вожди думают о народе и России , каждый из них думает о себе и своем кармане. русские и татары и все другие коренные народы ,обьединяйтесь ради достойного будущего Родины. С уважением ко всем ваш татарин Рим Гиниятуллин

  • Анонимно
    11.05.2014 13:11

    С интересом прочитал диалог Сиразина с его обожателем. Откуда столько самомнения у обоих и особенно у объекта поклонения.Это какая то патология. Сиразин борется со всеми недругами. Так и вижу как разбегаются все эти ваххабиты,клерикалы коррупционеры, фашисты и нацисты увидев гневные слова. Замечу этому "грамотею", что нацизм и фашизм идентичны и как он их различает что бы бичевать?А вот насчет клерикалов, что он имеет ввиду? Если традиционные религии то с этим боролись еще атеисты - безбожники и безуспешно.Думаю, что натиск Сиразина они выдержат.Читаю подобное впервые. Может модератор шутит пропуская эту белиберду. Думаю, что это зря. Газета солидная и такие шутки неуместны.

  • Анонимно
    11.05.2014 13:21

    Простому человеку который хочет узнать , что он пишет. Отвечаем: что Вы систематически пишете разный бред, причем самое глупое выделяете большими буквами.Вы очевидно больной и старый человек, которого дома уже не признают, вот и резвитесь в интернете. Помочь ничем не можем,разве, что советом. Начался садовый сезон, давайте на грядки, может полегчает и пройдет это весеннее обострение.Доброжелатели.

  • Анонимно
    11.05.2014 14:13

    В Ульяновской области проживают от 13-15% татар от населения всей области, необходимо уровнять права татарского населения в Ульяновской области, сделать татарский язык региональным в Ульяновской области. В других регионах России также необходимо поднять статус татарского языка до регионального где значительно проживают татары. Это должно исходить не только от местных татарских жителей, но и от руководителей Татарстана

  • Анонимно
    11.05.2014 16:12

    Уважаемые комментаторы. С этими дрязгами Сиразина и его "партнера" мы отошли от темы. Думаю, что обоим сейчас лучше "молчать в тряпочку" на моей памяти впервые его так публично высекли и крыть то нечем. А нам надо о главном. Прочитал предложение о том, что пора в Ульяновской области делать татарски язык региональным и этим должно заниматься правительство РТ. Равно как и в других областях где весомый процент татар.Интересно как автор представляет механизм этой "регионилизации?".Полагаю, что это пока нереально.В рамках национально- культурной автономии или как там это называется надо развивать клубы, там где возможно вводить обучение татарскому языку школьников.Мне рассказывали, что в Саратове это довольно успешно делает, а главное финансирует предприниматель и меценат К.А.Аблязов, кстати скажу написавший интересную книгу" Историческая судьба татар".Этим успешно занимается и ВКТ еще со времен его первого председателя И.Р.Тагирова.

    • Анонимно
      11.05.2014 17:22

      Уважаемый комментёр!!!Эта идея если это реальное предложение прекрасна.Татарский язык я считаю должен быть ВТОРЫМ ОФИЦИАЛЬНЫМ ЯЗЫКОМ в РОССИИ.Президент и каждый член правительства РФ должен знать МОГУЧИЙ и ВЕЛИКИЙ ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК.Этот пока предварительный шаг приветствую.С УважениемПростой человек

  • Анонимно
    11.05.2014 17:24

    Уважаемый комментёр!!!Эта идея если это реальное предложение прекрасна.Татарский язык я считаю должен быть ВТОРЫМ ОФИЦИАЛЬНЫМ ЯЗЫКОМ в РОССИИ.Президент и каждый член правительства РФ должен знать МОГУЧИЙ и ВЕЛИКИЙ ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК.Этот пока предварительный шаг приветствую.С УважениемПростой человек

    • Анонимно
      11.05.2014 18:32

      Много пьете с фермером араки или болеете на голову? Тогда уж в Москве вторым языком будет армянский или еврейский;-)

      • Анонимно
        11.05.2014 19:10

        Эта реплика видно беcпробудного алкоголика из Рязани, на уме только арака и всё фантазии нуль.

  • Анонимно
    11.05.2014 21:31

    Статья ни о чем и каменты - ни о чем.

  • kaz_orphan2
    11.05.2014 21:32

    все комментарии прочитал. жена из спальни выгнала, бо смеялся громко. пейшите есчо.

  • Анонимно
    12.05.2014 00:35

    Для здоровья организма хорошо смеяться громко. Голова не болит. Ведь это же кость.:-)

  • Анонимно
    12.05.2014 03:51

    Хакимов: "Эта миссия неизбежно вернется, ибо татары никогда не были зачинщиками смуты, они были стабилизирующим, интегрирующим фактором, несущим европейские знания".-----------------------------------------Ответ от Отто Гётча: "Татарами-мусульманами севера, из района Волги (ногайцы) и Западной Сибири, вносится панисламистская агитация в спокойную в этом отношении среду мусульманских сартов и киргизов. Эти татарские интеллигенты в литературном и политическом отношении принадлежат теперь к передовым элементам ислама, к его самым энергичным и влиятельным приверженцам. И прежде всего им обязан ислам своим внутренним и внешним усилением и своим культурным ростом".

  • Ильдус Хузин
    12.05.2014 06:55

    Я согласен с Р.Хакимовым в части того, что татарский народ не зачинщик смут, а всегда являлся стабилизирующим фактором (см. "Альтернативную историю татар" на сайте "Тарихыбыз" или tatartarihy.jimdo.com), когда даже в ту эпоху, которая фигугрирует в истории как татаро-монгольское иго, они выступали с идеей мирного сосуществования с другими народами. А в последующие периоды тем более.

  • Анонимно
    12.05.2014 08:35

    Кто то упорно и по любому поводу рекламирует альтернативную историю татар.Во первых история не может быть альтернативной, такой может быть только ее изложение.Прочитал "альтернативку" - обычный набор сказок и мифов которые были в моде в 90 -е гг. Не тратьте время.

  • Анонимно
    12.05.2014 14:23

    Эта миссия неизбежно вернется, ибо татары никогда не были зачинщиками смуты,.......Кто же тогда такой Батырша ? И другие восстания 17-8 веков которые воспевают татарские историки (имам вахитов и др.) ?

  • Анонимно
    12.05.2014 14:23

    Эта миссия неизбежно вернется, ибо татары никогда не были зачинщиками смуты,.......Кто же тогда такой Батырша ? И другие восстания 17-8 веков которые воспевают татарские историки (имам вахитов и др.) ?

  • Анонимно
    12.05.2014 14:55

    Финлядия, Бухара, Хива, Урянхайский край в составе Российской империи - это и вовсе элемент конфедерации.Интересно конечно новые научные словечки подгонять в прошлое.Польша, Финляндия имели автономные статусы не более. А что тогда другие народы ? Были колониями ?

    • Анонимно
      12.05.2014 16:20

      //А что тогда другие народы ? Были колониями?// - Именно так!

  • Анонимно
    12.05.2014 15:26

    И вообще в этой "тюрьме народов", как ее сгоряча обозвал Ленин был накоплен неплохой опыт существования различных форм включения в империю, в том числе и довольно "мягких". Причем уже давно. Мало кто знает, что Екатерина Великая принимала группу чукотских "таунов" то есть племенных вождей которые жаловались на произвол камчатских властей.А вопросы изменения структуры административного деления волновали всех от царей и до генсеков.Последний радикальный проект был задуман Андроповым.Вольский говорил мне, что ему, и одновременно еще трем экспертам поручили подготовить проекты СССР без республиканского компонента.Думаю, что если бы не обострение болезни генсека все бы проголосовали"за", вертикаль власти тогда была сделана из стали.

  • Анонимно
    13.05.2014 11:19

    Несколько раз возникала фамилия исторического альтернативщика Имамова.Его можно поздравить с премией, роман не читал, пока нет русского перевода, но очевидно интересен. А вот его брошюрки о потаенной истории татар, чтобы не употреблять более резкое слово, скажу сплошной вымысел "челнинского" розлива.Кроме классических книг И.Р. Тагирова и нескольких работ молодых историков появился двухтомник К.Аблязова "Историческая судьба татар". Автор саратовский бизнесмен, кандидат наук, написал вполне профессиональный труд, с хорошей источниковедческой базой.Особо отмечу главное детище Р.С.Хакимова обьемистый седьмой том истории татар в ХХ - начале ХХ1 века. Работа добротная и заслуживающая всяческих похвал.Авторский коллектив - на данный момент элита нашей исторической науки. К сожалению и у них не обошлось без грубых ошибок, особенно в главе 7 где автор увлекшись разоблачением репрессии явно перегнул. Так в число "лишенных на несколько лет свободы" включены защитник Бреста П.М.Гаврилов и летчик - герой М.П. Девятаев. Там же есть утверждение, что выжив в сталинских лагерях вернулся домой Я.Чанышев.Генерал -лейтенант Я.Д.Чанышей действительно арестовывался в 1937 г. но ни в какие лагеря не попал, следствие велось в Казани,вскоре его реабилитировали как и других участников мифического "заговора" и он участвовал в финской и ВОВ, командовал корпусом. Думаю, что подобные утверждения играют на руку тем кто утверждает, что необоснованных репрессий не было и сажали только "за дело".Есть и другие неточности особенно по 20 -м гг.и послевоенному периоду но они не так вопиюще безграмотны как указанные выше. Но в целом книга получилась.Отмечу как достижение нашей исторической науки и выход книги " Татарстан. Иллюстрированная энциклопедия К. 2013 г.".Авторский коллектив справился с поставленной задачей и книга стала хорошим подарком к Универсиаде. Так, что не все уж так плохо в нашей исторической науке как полагают некоторые хронические пессимисты. Впереди серьезные "бои" в связи с подготовкой единого учебника истории России.Кажется в нем, как писал Хакимов, учтены и некоторые предложения ученых Татарстана.Полагаю, что серьезный отпечаток на его текст наложат и последние события на Украине и особенно возвращение Крыма.Нуждается в правдивом освещении и то как Донбасс оказался в составе Украины, хотя первоначально это не планировалась.

  • Анонимно
    13.05.2014 16:48

    Прочитал 7 том,о котором идет речь.Работа конечно проделана огромная и книга получилась.Но авторам над было тщательнее относится к цифрам и фамилиям. Говоря о репрессиях, отмечу, что знал М.П. Девятаева, и утверждение, что он провел годы в тюрьме неверны, после войны как и все побывавшие в плену недолго находился в фильтрационном лагере и после проверки был отпущен.Другое дело, что многие из бывших военнопленных находились под подозрением и были ограничения по выбору места работы. Недостоверна цифра о том, что до войны было "уничтожено 90% генералов".И вообще надо тщательнее относится к теме репрессии. Так например утверждается что был репрессирован Галиасгар Камал, хотя он умер от инсульта возвращаясь с дачи в 1933 г., а в 1939 г. его имя было присвоено театру. Из контекста статьи получается, что в плену побывал и Аяз Гилязов за, что и посажен в тюрьму. Ведь такие описки играют на руку тем кто пытается доказать, что массовых репрессий не было и цифры были сфальцифицированы по указанию Хрущева.

    • Анонимно
      13.05.2014 19:25

      "...многие из бывших военнопленных находились под подозрением и были ограничения по выбору места работы".Мягко сказано. Знал одного (правда, не на уровне приятельства) бывшего узника Бухенвальда. Так он еще во времена горбачевской перестройки ходил прижимаясь спиною к стенке. Сейчас уж не знаю, жив ли он, что с ним и как.

  • Анонимно
    13.05.2014 20:41

    Сидеть в лагере или "ходить прижимаясь к стенке" но на свободе это все таки две большие разницы.А ограничения конечно были.Особенно до начала 80 -х. Отец моего знакомого кончил истфак, но ему честно сказали преподавать историю не будешь. Он поступил на физмат и не жалел, стал впоследствии "Заслуженным учителем".

  • Анонимно
    14.05.2014 09:18

    Особенно жесткие ограничения касались детей осужденных как враги народа.Даже если их родители умерли или были выпущены на свободу по отбытию срока.Два примера. Сыну депутата Госдумы Калимуллы Хасанова, чье блестящее выступление против черностенцев вдохновило Тукая на знаменитое стихотворения "Не уйдем" фронтовику Рустему отказали в приеме на спецфак КАИ. Правд он кончил другой более "безобидный фак" и всю жизнь проработал там доцентом. Узбеку Богдановичу, чей отец Якуб абый был расстрелян, а мама 20 лет отсидела, фронтовику зенитчику отказывали в наградах, а когда он вернувшись женился, супругу сняли с комсомольской работы.Более или менее их жизнь наладилась только после ХХ съезда партии. Два примера и сотен тысяч.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль