Общество 
10.05.2014

Тимур Ямашев: «Кто в Казани заботится о пешеходах?»

Развитие пешеходной инфраструктуры ведет к большим выгодам для города

Состояние общественного транспорта — это не единственный фактор, влияющий на желание людей пользоваться или не пользоваться личным автомобилем, уверен известный казанский блогер и активист общественного движения «Казанцы за общественный транспорт» Тимур Ямашев. В своей статье, специально подготовленной для «БИЗНЕС Online», он отмечает, что не менее важным является качество пешеходной инфраструктуры. К сожалению, об этом аспекте городской жизни сейчас не ведется никакой дискуссии.

УДОБНЫЕ ДЛЯ ПРОГУЛОК УЛИЦЫ СБЛИЖАЮТ ЛЮДЕЙ И СПОСОБСТВУЮТ ОБЩЕНИЮ

Если в городе неприятные и неудобные тротуары, если пешеходов заставляют делать крюки через надземные переходы, то это все сказывается на желании человека сесть в автомобиль и ездить от порога до порога. Это банальное соображение было подробно рассмотрено исследователями в 1990 - 2000-е годы, и в итоге оказалось, что развитие пешеходной инфраструктуры ведет к большим выгодам для города. Автомобили делают людей индивидуалистами, а удобные для прогулок улицы, напротив, сближают людей и способствуют общению. В итоге оказалось, что чем выше «пешеходность» (walkability) местности, тем лучше ее показатели: здоровье жителей, социальное равенство, темпы экономического развития.

Подобные исследования в корне поменяли политику американских городов, начавших сужать дороги и расширять тротуары. В традиционно более пешеходной Европе идут еще дальше. В Мадриде муниципалитет распродал 20 тыс. парковочных мест с частичной их ликвидацией, а также планирует сделать полностью безавтомобильным весь центр города. Предвыборная программа нового мэра Брюсселя предполагает также сделать центр города свободным от автомобилей.

ПАРКОВКА ВАЖНЕЕ СПОРТА

К сожалению, в Казани происходят прямо противоположные процессы. Даже улица Баумана становится все менее пешеходной, в последние годы ее разрезали автомобильным полотном улицы Университетской, а на пересечении с улицей Астрономической установили светофор с приоритетом для автомобилей. Вопиющий случай произошел на стадионе «Тасма». Директор стадиона своеобразно решил заработать и устроил на месте баскетбольной площадки платную парковку. Вот такая мы «спортивная столица».

На стадионе «Тасма» вместо баскетбольной площадки устроили платную парковку
На стадионе «Тасма» вместо баскетбольной площадки устроили платную парковку

ПЕШЕХОДЫ НЕ НУЖНЫ МЭРИИ?

Состояние тротуаров у нас сейчас сопоставимо с качеством дорог. Например, в самом центре Казани, на улице Дзержинского, нет твердого покрытия тротуара. Людям приходится или топтать грязь, или идти по проезжей части, уворачиваясь от машин.

На портале госуслуг по этому поводу значится такая отписка: «В первую очередь капремонт проводятся на улицах с большим потоком автотранспорта и где проходят маршруты общественного транспорта. В предварительный перечень программы капремонта УДС города Казани на 2014 - 2015 годы данный участок улицы Дзержинского не вошел».

То есть, как мы видим, качество среды для пешеходов зависит от числа автомобилей. Сами по себе пешеходы нашу мэрию не интересуют.

Грязь вместо тротуара — не единственная проблема, иногда этих тротуаров нет вообще. На одной из основных улиц Казани — проспекте Ямашева — тротуары совмещены с локальными проездами. Целыми десятилетиями удобство и безопасность пешеходов никого не интересуют. Даже если отдельный тротуар имеется, то по нему все равно ездят автомобили. При полном попустительстве ГИБДД. Если гуляющая мать с коляской не успевают вовремя отскакивать в сторону, то им еще и сигналят! Аналогичная ситуация складывается и с планированием в городском комитете по транспорту. Его специалисты подсчитывают автотрафик на дорогах и пассажиропотоки в общественном транспорте, но пешеходов никто не считает. Не потому ли по Казани стало неуютно просто гулять?

В ГОРОДЕ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ НАДЗЕМНЫХ И ПОДЗЕМНЫХ ПЕРЕХОДОВ

Еще один фактор, который делает пешеходную среду некомфортной, — это надземные и подземные переходы. Во-первых, ради перехода приходится делать крюк. Во-вторых, преодолевать лестничные пролеты не нравится никому. Зимой эти ступеньки бывают скользкими и становятся источником клиентов для травмпунктов. Особенно не любят надземные переходы пожилые люди и родители с детскими колясками. Такие люди особенно не понимают, зачем им нужно залезать на высоту третьего этажа ради простого перехода дороги. На помощь им теоретически должны приходить лифты. Но как оказалось, эти лифты имеют законное основание, по техпаспорту, не работать по полгода, из-за низкой температуры или высокой влажности. Остальные полгода лифт находится на ремонте.

Если мы посмотрим на Европу или Японию, то там практически нигде не заставляют людей переходить дорогу по лестничному переходу. Эти переходы могут являться входом в метро, но сверху всегда будет зебра. Казанская же мэрия не только не дублирует переходы наземной зеброй. Она еще и сгоняет в эти переходы людей с соседних перекрестков. Например, был ликвидирован переход на пересечении Островского/Пушкина. Тротуар на людной улице в центре Казани теперь упирается в забор, а тысячам пешеходов приходится делать лишний 5-минутный крюк. Аргументация очень простая: «Пешеходный переход демонтирован в целях обеспечения оптимальной пропускной способности ул. Пушкина». Опять-таки в приоритете у мэрии автолюбители, а не пешеходы. Поэтому не стоит удивляться, почему все больше пешеходов хотят купить себе авто и больше не мучиться.

В 2009 году департамент транспорта Лондона объявил о ликвидации остатков надземных и подземных переходов, где это возможно. Будем надеяться, что у властей Казани хватит политической воли начать строить город для людей, исправляя свои же ошибки.

Тимур Ямашев

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (15) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    10.05.2014 09:30

    Чтобы создать город для людей у этого города должен быть мэр,избираемый населением, а не гор.Думой. Весь наш исполком м мэрия это рассадник буржуазии, им о людях думать некогда, у них жены по 90 млн. откуда то берут. Вот чтобы было откуда они об этом и думают.

  • Анонимно
    10.05.2014 11:46

    Тимур, проясните пожалуйста вопрос, как люди в америке переходят черех 8-10 полосные автомагистрали7 по пешеходным переходам и зебрам? и второй момент. поищите и напишите в комментариях среднюю ширину дорог в больших городах сша. и сравним с шириной дорог в казани. вы же все знаете как мурат.

    • Анонимно
      10.05.2014 13:43

      Вы путаете магистральные дороги между городами и вокруг городов США с дорогами в центре.В центре дороги в США могут быть широкими, но это не везде. В Европе дороги внутри городов вообще двухполосные, т.к. древняя архитектура не позволяет расширить дороги. Но там и нет культа автомобиля, многие бизнесмены передвигаются по городу на автобусе или на велосипедах.
      Не Тимур.

      • Анонимно
        11.05.2014 10:05

        да, там нет культа авто. только почемуто универсалов на дорогах больше, чем любых дргуих машин. и въезд в центр насктолько сложен, что смысла ехать на машине в центр нет. велики,например, не везде распространены. в амстере великов больше раза в 1.5-2, чем жителей города. а в праге,например, великов почти и нет. но там существуют условия, чтобы передвигаться без авто. Но Вы , как и любимец местной публики Тимур, не учитываете, что каждый город особенный. со своей геологией, географией, культурой людей, качеством дорог и т.п.и без денег в бюджете исправить ничего нельзя будет.

      • Анонимно
        12.05.2014 10:54

        +1. На загородных трассах - приоритет у автомобилей. В городе - у пешеходов.

  • Анонимно
    10.05.2014 12:06

    "Если гуляющая мать с коляской не успевают вовремя отскакивать в сторону, то им еще и сигналят!" Человек в машине - это успешный состоявшийся деловой человек. Это статус. Это социальное превосходство. Пешеход - это бездельник, неудачник, он никуда не торопится, он не должен мешать машине. "Если город не для машин, то для кого он?" - с негодованием вопрошал с экрана недавно корреспондент одного из местных телеканалов по поводу запрета остановок в центре Казани.

    • Анонимно
      10.05.2014 15:00

      Купить машину в кредит и отдавать 50% зарплаты это по вашему успешность? Это недалекость ума не более того.

      • Анонимно
        10.05.2014 17:22

        К тому же когда подойдет срок последней выплаты, машина превращается в металлолом и ее нужно менять.

      • Анонимно
        10.05.2014 17:43

        Это была ирония.

  • Анонимно
    11.05.2014 00:09

    чиновники к пешеходам не относятся. удобства непривилегированных их не заботят

  • Анонимно
    11.05.2014 06:40

    Хорошая статья. Всё верно. Спасибо.

  • Анонимно
    11.05.2014 21:16

    Тимур, вы лично за передвижение на велосипеде? Если да, то как помочь велосипедистам в вопросе светофоров? В августе в Казани будут соревнования по триатлону, где на великие надо проехать этап в 90км. Чтобы тренироваться на такие дистанции необходимо ездить равномерно, без остановок на светофорах. Будет убирать зебры т светофоры ради того чтобы пересаживать людей на велики?

  • Анонимно
    12.05.2014 10:39

    в центре на автомобиле не езжу, хожу пешком, но мне не жалко сделать 1-2 раза в день крюк через подземный переход на Баумана, ходьба еще ни кому не вредила, а постоянная пробка которая раньше была у часов на Баумана, думаю неприятна была даже пешеходам, а про визуальную и экологическую составляющую вообще молчу

  • Анонимно
    12.05.2014 18:47

    Ликивдация перекрестка на Островского реально идиотизм. Я там спокойно перехожу во время зеленого такта для едущих с Островского со стороны Баскет-холла. Во время этого такта лишь немногие машины поворачивают с Островского на Кольцо, и всё, больше пересечения пешеходного потока и автомобильного нет, можно спокойно идти. Что мешало оставить зеленый для пешеходов во время этого светофорного такта? Конечно, немногоим машинам, поворачивающим со стороны Баскет-холла в сторону Кольца, будет очень сложно притормозить и пропустить пешеходов... Т.е. даже для дорожного движения отмена этого перехода не несет никакого смысла, полный маразм.И про Астрономическую/Баумана все правильно, зеленый для Астрономической непомерно большой, неудобен для огромных потоков людей по Баумана и даже не нужен для автопотока по Астрономической, трафик там слабый. 50 человек стоят и ждут полминуты, за которые 5 человек проедут...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль