Общество 
23.05.2014

Герман Греф: «У нас много менеджмента в кавычках»

ПМЭФ-2014: студентам советуют учить китайский, не зацикливаться на одной профессии и быть готовыми учиться всю жизнь

Сегодня в ходе традиционного делового завтрака на площадке санкт-петербургского всемирного экономического форума прошла дискуссия о новых моделях образования в XXI веке. Ее модератор, президент Сбербанка Герман Греф в качестве одной из главных проблем российской системы образования привел ее слабую ориентацию на практическую работу. Корреспондент БИЗНЕС Online, наблюдавший за дискуссией, услышал мнения о том, каким быть университету новейшего времени, должен ректор быть менеджером или ученым, надо ли учить студента учиться или хватит впрыскивания коктейля профессиональных компетенций чего так не хватает бизнесу от выпускников.

БИЗНЕС, ЧИНОВНИКИ И РЕКТОРЫ ВУЗОВ ПОСТАВИЛИ ДИАГНОЗ: РОССИЯ — СТРАНА С ОТСТАЮЩИМ ОБРАЗОВАНИЕМ

Сегодня в ходе традиционного делового завтрака, который проводит на экономическом форуме в Петербурге президент Сбербанка Герман Греф, под стук столовых приборов состоялась дискуссия, посвященная новым моделям образования для экономики XXI века. Представив «очень важных людей», от которых зависит развитие образования и экономика страны, среди которых — ректоры ведущих вузов страны, транснациональный бизнес, главы регионов, вице-премьеры и простые министры, Герман Оскарович предложил для затравки посмотреть небольшой фильм.

С 2000 года расходы на систему образования в РФ выросли в 10 раз, но страна все равно буксует на месте, давал «вводную» закадровый текст. В ближайшие 10 лет более 40 профессий исчезнут, и появится сотня новых. Умирают профессии в сфере сервиса, в интеллектуальной сфере, необходимость изменения образовательных программ предстает во всей своей очевидности. Президент РФ Владимир Путин ставит задачу вывести пятерку российских вузов в Топ-100 мирового рейтинга. Сейчас только МГУ находится на 120-м месте в списке лучших мировых вузов, остальные претенденты занимают позиции с 300 до 600. При этом нас уже далеко обошли «азиатские тигры» — их вузы уже входят в Топ-50. Меняться предстоит не только вузам, но и людям, меняя в течение своей жизни профессию и занятие по несколько раз, и человеку предстоит быть готовым к этому...

Почему важно образование, Греф объяснил цитатами из речей Ли Куан Ю и Джона Кеннеди. «Новая линия раздела пройдет между теми, кто обладает знаниями, и теми, у кого их нет», — говорил отец сингапурского экономического чуда. «Прогресс страны не может быть быстрее, чем прогресс нашего образования», — полагал Кеннеди.

Собственно, реформы образования сейчас не хватает стране так же, как и реформы системы управления, без этого конкурентоспособной Россия не будет, отметил Греф. И предложил всем взять пульты для голосования, чтобы определить, на каком же месте Россия. Результаты оказались любопытными. 53% аудитории считают, что Россия с ее системой образования — страна отстающая. Почти 11% заявили, что мы живем в стране с отсталой системой образования. Только треть согласна, что Россия — передовая страна, и только 3% уверены, что мы мировой лидер.

Беспощадно, не правда ли?

А затем началась собственно дискуссия. По мнению замминистра образования Александра Повалко (сам министр Дмитрий Ливанов не смог прийти по семейным обстоятельствам), эти результаты свидетельствуют о том, что база для развития у нас есть.

«Вот мое исключительно частное мнение: у нас есть существенное расслоение между университетами, — осторожно заявил Повалко. — Есть большая база отстающих вузов и верхушка, которая движется вперед. Вот с ней надо что-то делать, не ограничиваясь университетами-лидерами».

«Я БЫ СОВЕТОВАЛ К АНГЛИЙСКОМУ УЧИТЬ КИТАЙСКИЙ...»

Затем Греф поставил слайды со структурой выпуска специалистов — у нас и на Западе.

«У нас очень высока доля специалистов в сфере экономики и права, — прокомментировал он. — По количеству менеджеров в своей структуре мы превосходим США, Англию и Германию. Но здесь очень много менеджмента в кавычках. Вторая область — это инженеры. Наши традиционные вузы выпускают их традиционно много. В то же время нехватка ощущается в сфере гуманитарных наук, естественных науки, медицины. Если сравнить нас с развитыми странами, мы видим перекосы в образовании»....

Остановившись на менеджменте, Греф отметил, что, на самом деле, это самый штучный товар. Хотя штампуется он в большом количестве, но, скорее всего, дело в том, что вузы не дают образование в этой сфере, а продают дипломы. Без всякой розницы — сразу оптом... И задал вопрос представителям ведущих вузов: каким они видят университет XXI века?

.
Алексей Кудрин: «Мы готовим людей, которые могут более смело работать в современном мире»

По мнению экс-министра финансов Алексея Кудрина, а ныне декана факультета свободных искусств и наук СПбГУ, каждый человек в среднем меняет работу 8 раз и работает в смежных областях. Поэтому с учетом динамики развития технологии главное — воспитать творческие возможности, научить студента учиться постоянно, всю жизнь.

«В этом суть нашей программы. Мы готовим людей, которые могут более смело работать в современном мире», — заявил Кудрин. Этой специальностью, которая вообще-то на Западе называется Liberal artist science — «либеральные искусства и науки», овладели 40 процентов менеджеров Уолл-стрит», — заметил он.

«Так вот кто автор нашего кризиса, — поддел коллегу Греф. — А ваш вуз уже в ХХІ веке?»

«Мы только осваиваем этот стандарт, — ответил Кудрин. — Вот эти принципы либерального образования — так уж получилось, что с английского так переводится — нужно внедрять в программах всех университетов. Полноценный стандарт пока только у нас. Но уже целый ряд университетов уходят от специализации экономиста, менеджера, технолога, специализация выбирается дальше по обучению.

Фактически Кудрин отметил, что следует уходить от понятия, что десятиклассник уже должен выбрать себе профессию — в лучшем случае это возможно на втором курсе вуза. Это заявление целиком и полностью противоречит всем стратегиям современного образования в России, но можно ли иначе как-то готовить человека-лидера?

Кроме того, нужна еще и глобальная ориентация, то есть подготовка специалистов фактически для всего мира, добавил Греф. Сегодня главным языком публикаций становится английский — этакий международный эсперанто.

В ходе дискуссии прозвучала также и структурная эволюция управления вузами. Университеты средневековья управлялись канцлерами, затем, в ХХ веке, — ректорами, которых избирали на ученом совете. Теперь пришло время менеджеров, а не ученых, считает Греф.

Современный университет, по мнению ректора МГУ Виктора Садовничего, это некий треугольник. Первый угол — глубокая фундаментальная подготовка. Второй — клиника при университете, то есть изучение человека как наука о жизни. И третье — «технологическая долина», то есть практика. И самое главное — это междисциплинарность. Этого требуют и сами студенты. Не зацикливать образование в пределах одной специальности: пусть математики слушают физиков и лириков, если хотят, объяснил свою мысль ректор. И, разумеется, язык — это очень важно.

«Но я бы посоветовал еще учить китайский», — добавил Садовничий.

Соруководитель Sberbank CIB Рубен Варданян удивился тому, что дискуссия битый час вращается вокруг проблем образования, но до сих пор не пришла к мысли о том, а кто, собственно, учит. Если в Финляндии из 10 лучших выпускников 7 хотят стать преподавателями, в США — двое, то в России — один из 30. Это показатель уважения к профессии.

Варданяна поддержала вице-премьер Ольга Голодец. По ее мнению, сегодня сами студенты против узкой специализации. Поиск положения устойчивости, когда есть разные знания, — вот что такое, по ее мнению, Liberal artist science.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ИЛИ ЦЕЛИ ВНУТРИ СТРАНЫ?

Ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) Владимир Мау отметил ущербность самих рейтингов министерства образования. «Нельзя оценивать университет по тому, сколько выпускников работают по специальности, — считает он. — Потому что это успешные работают по другим специальностям». Греф добавил, что показатель квадратных метров площадей вуза на одного студента — тоже не показатель. По этой цифре ВШЭ давно следовало бы закрыть как ... неэффективный вуз, если уложить его в прокрустово ложе минобра.

Экс-министр образования, советник президента РФ Андрей Фурсенко отметил, что вопрос, в общем-то, не в рейтингах, и не в том, отстает ли наша система образования от западной.

«Мы готовим профессионалов для нашей страны, — заявил он. — И центр тяжести должен быть сдвинут в сторону запросов экономики, которые определяюся сообществами экспертов. Мы можем как угодно относиться к этому, но так же, как любая политика, это внутренняя политика. Так же и образование должно ставить цели внутри страны».

.
Николай Никифоров: «У меня нет ответа на вопрос, сколько должно стоить образование в России, но мы должны пройти несколько развилок»

По мнению министра информатизации и связи РФ Николая Никифорова, важным моментом остается и стоимость образования. В отраслевых вузах минсвязи есть определенный норматив финансирования — это 130 тыс. рублей или $3,7 тысячи. И этих средств, по мнению Никифорова, недостаточно для образования.

«Я возглавил совет Университета Иннополиса, частного вуза, который ориентируется на IT, робототехнику, — сравнил Никифоров. — Там другая модель финансирования — за счет спонсоров, лидеров IT-коммуникаций. Это грантовая модель. У меня нет ответа на вопрос, сколько должно стоить образование в России, но мы должны пройти несколько развилок».

По мнению вице-премьера Аркадия Дворковича, сославшегося на свой тройной опыт «вышки» как в России, так и за рубежом, модели образования, может быть, и разные. Но главное — это все-таки профессиональное управление вузом и блестящая профессура.

«Это и создает ту среду, в которой человек, если хочет учиться — будет учиться, а таких всегда процентов 10 в университете, — заявил он. — Тогда он сможет создать базу, чтобы учиться всю жизнь. Не бывает так, чтобы 100 процентов студентов действительно получали знания. У вузов есть еще функция социализации, эта функция востребована обществом. Но есть 10 процентов, которые хотят получить фундаментальные знания, профессию. И вузы должны ориентироваться именно на них, а не ориентироваться на оставшихся 90 процентов. Иначе это большая трата денег и времени».

Греф, впрочем, тут же вернул Дворковича на земную твердь, заметив, что 18-летний студент вообще мало думает о будущем.

«Да, Господи, вспомните себя в 18 лет! Хорошо тем, кому повезло с учителями!» — воскликнул он, рассказав о своих студенческих ночных бдениях в общежитии питерского университета. Судя по его отзывам, это был тот еще коктейль горящих желанием знаний студентов, каждый день собиравшихся обсуждать что-то новое, да еще и с иностранцами, коих в общежитии хватало.

ГЕНИЕМ БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ РОДИТЬСЯ НЕ ВОЗМОЖНО

В итоге он снова включил режим голосования, дабы определить пути реформирования российского образования. Первое, что необходимо, — это практикоориентированный подход в обучении. Второе — современный менеджмент в вузах. «Подавляющее большинство ректоров вузов РФ не говорят по английски, более 50 процентов ректоров — в возрасте старше 50 лет», — прокомментировал Греф. И, наконец, открытое образование, курсы по выбору.

Критически важно — качество образования, а не торговля дипломами. Но пока в российском обществе просто нет связи между образованием и карьерой — вернее, ее не видит большинство за пределами групп элиты, заметил один из участников дискуссии.

Но главное, по мнению Грефа, в том, что меняется мир вокруг нас.

«Нам недостаточно национального рынка — он стал глобальным. Как бы мы ни хотели построить что-то свое, отдельное — это не сработает. И мне кажется, самое главное, — заявил он. — 53 процента собравшихся здесь считают, что наша система образования недостаточно современна, и нам надо сделать ее одной из самых передовых в мире. Без системы образования этого сделать невозможно. Гениями без образования родиться невозможно — все гении, создавшие iPad и Microsoft, где-то учились. И если они не восприняли знания, то восприняли среду лидерства и инноваций, которую создал для них университет».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (45) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    23.05.2014 12:10

    Главное качество менеджера в Татарстане - это удащливость! Ведь без удащи нигде не пройдешь как говорится.

    • Анонимно
      23.05.2014 12:39

      Главное в бизнесе в России быть другом президента, ведь без друзей никак!

    • Анонимно
      23.05.2014 13:53

      не фиксируйтесь постоянно на Щ. Скоро кончится весна и обострение спадет

  • Анонимно
    23.05.2014 12:19

    Советское образование-лучшее в мире! А их болтовня уже всех достала...

    • Анонимно
      23.05.2014 12:48

      Полностью согласен! Как же надоели эти рожи, эти псевдолибералы, протирающие штаны на всяких форумах и рассуждающих о том, каким у нас должно быть образование! Своих детей отравили учить в частные элитные школы Англии, а здесь готовят тех, кто будет производить для них прибавочную стоимость, а также потреблять товары (преимущество импортные)!! Прав был Ленин, который сказал: "не хотите жить для себя и своих детей, будете жить для капиталистов"!

      • Анонимно
        23.05.2014 13:50

        Из вашего сообщения следует, что западное образование лучше российского. Это не оспариваю, а вот насчет преимущества советского - большие сомнения.

      • Анонимно
        23.05.2014 14:42

        А что в Англии уже социализм или коммунизм?

    • Анонимно
      23.05.2014 13:48

      Советское образование хорошее?? Почему же тогда выпускники ВУЗов не могут найти себе достойную работу сразу после окончания? Почему они не имеют практических знаний необходимых в работе? Почему им приходится изучать свою профессию непосредственно на рабочих местах?

    • Анонимно
      23.05.2014 14:06

      Дак то Советское. Его уж четверть века как нет. Чего рассуждать как было при царе горохе. Надо думать как развиваться дальше а не жить сладкими воспоминаниями. У меня Советское образование, и западное есть то же. Поверьте- глубочайшая пропасть. Единственное что было хорошего в нашей стране в то время - это навственное воспитание. Но на этом айпад не создается.

      • Анонимно
        23.05.2014 14:26

        Вы путаете уравниловку с "навственным воспитанием".

      • Анонимно
        23.05.2014 14:46

        Скажите, а нужен айпад стране, в которой ветераны труда умирают с клопами, а детдомовские брошенные дети приписаны к рабскому существованию, определенному для людей "низшего сорта"? Может лучше задуматься, каким способом разобщить клановость и концентрацию одноветочной власти и бизнеса в стране?

      • Анонимно
        23.05.2014 14:55

        Технические ВУЗы советского периода готовили грамотных и ответственных специалистов. Система в значительной степени была ориентирована на оборонку, но качество касалось и других сфер производственной науки. То же самое я могу сказать и о фундаментальной науке. Многие специалисты уехали из России, т.к. им оказалось нет места в новой реалии России (которую, кстати, сформировали такие люди, как Греф).Не надо месить грязь.

  • Анонимно
    23.05.2014 12:24

    отличный материал, информационный. Спасибо автору.

  • Анонимно
    23.05.2014 13:15

    Сборище пустобрехов и прожигателей награбленных денег

  • Анонимно
    23.05.2014 13:19

    В значительно мере по части образования Греф прав. Учить английский - как деловой инструмент современного мира нужно повседневно и без фетишизма (культ неодушевлённых вещей, выраженный в обожествлении или слепом поклонении). Везде где возможно нужно ставить таблички на английском (с переводом и транскрипцией). Полагаю это поможет, как и объявления остановок, справочной и иной информации. Стоит это не дорого. А вот татарский нужно изучать с детского сада младших групп. (Дети усвоят язык без труда и напряжения. Более того, их мозг будет готов к изучению других языков). Для этого нужно поменьше болтать о проблеме татарского языка, а реально делать. В каждом дет.саду большая часть воспитателей должна владеть татарским и говорить на нем с детьми. Изучать язык в школе уже поздно. Вот там русский (грамматику) действительно нужно подтягивать. Думаю, что таким образом бюджетные деньги в республике были бы потрачены не зря. (русский коренной татарстанец).

    • Анонимно
      23.05.2014 18:47

      татарский должен изучаться факультативно,без принуждения и на добровольной основе,как это было при СССР.Навязывать изучение татарского языка Русскоязычному населению это глупо и чревато последствиями.

      • Анонимно
        23.05.2014 19:24

        Русский тоже надо сделать добровольным! Английский обязательный!

        • Анонимно
          23.05.2014 20:10

          не хотите учить Великий и Могучий Русский Язык и не надо,это будут проблемы ваши и ваших детей.Попробуйте прожить без знания Русского ,а мы посмотрим со стороны и понаблюдаем.

          • Анонимно
            23.05.2014 21:24

            У вас все "Великий и Могучий" работать надо, а не жить шовинистическими иллюзиями

            • Анонимно
              23.05.2014 22:11

              Мы не шовинисты,мы - Реалисты.

              • Анонимно
                24.05.2014 00:22

                Ваша реальность подменяется мечтами и грезами, а реальность это тупо вкалывать как китайцы, японцы или корейцы, чтобы создавать что-то великое, а не кричать про величие, ущемлять права нац. меньшинств и рвать на себе тельняшку.

          • Анонимно
            23.05.2014 21:38

            Ха, ну и что? Чего учить то? Грамотно писать, так процентов 90 русских неграмотно пишут. Правильно говорить? Но без мата вряд ли получиться.

      • Анонимно
        23.05.2014 19:28

        Похоже все русские на Украине все будут разговаривать только на украинском!

  • Анонимно
    23.05.2014 13:27

    Такой цинизм в их речах. Дети ихние учились и учатся заграницей и остаются там на ПМЖ. А они тут рассуждают как быть. Так вот, надо начинать с себя уважаемые пустобрехи, на личном примере, а не транжирить бюджет на не нужных форумах

    • Анонимно
      23.05.2014 14:38

      > верно было сказано выше по тексту - эти советы для тех, кто будет "Грефу и К" создавать прибавочную стоимость. Когда государство задалось целью сметать под корень банки - за полгода это выполнили. А если бы государство задалось целью улучшить жизнь народа? Да, что-то конечно делается, но до уровня сознания и ответственности советского народа - как до Луны!

  • Анонимно
    23.05.2014 13:33

    Господин Греф пусть лучше расскажет где он научился рушить крупнейший банк страны и выгонять заслуженных работников на улицу ни с чем. В советах и идеях Грефа никто не нуждается, и все его предложения - это срисованные схемы западной и американской практики. Вместо того, чтобы призывать учить английский, пусть лучше поучится у советских ветеранов тому, как можно прожить жизнь, отдать себя профессии и работе, но при этом не уничтожать ближнего коллегу, и не жаждать жирного куска...

    • Анонимно
      23.05.2014 14:44

      И к чему эти ветераны пришли?

      • Анонимно
        23.05.2014 14:58

        Эти ветераны создали то, благодаря чему страна еще живет. А те, кто их пинает, делят энергетическую ренту, которая д.б. вроде как общим национальным богатством, но по факту ничего не создают.

      • Анонимно
        23.05.2014 16:12

        > здесь бы актуальнее был бы вопрос: "и к чему этих ветеранов ПРИВЕЛИ ?"

  • Анонимно
    23.05.2014 14:37

    Грефа на мыло...!!!

  • Анонимно
    23.05.2014 16:02

    Спасибо родному(Греф).Как то пошел узнавать какая сумма причитается с оставшихся денег с 1991г.12 рублей!Вот-накопил.Сбербанк всем банка сбербанк

    • Анонимно
      23.05.2014 16:31

      там до Грефа в Вашем вкладе уже успели порыться и другие создатели "новой Римской империи": и преступник Горби, алкоголик Ельцин...

  • Анонимно
    23.05.2014 16:39

    Я сам являюсь участником последних научных и технологических достижений в ядерных проектах (это были далекте 70-годы 20 века)-так называемый реактор на быстрых нейтронах уже работал в Димитровграде, а до сих пор мы не можем его запустить в серийное производство, в космических проектах были значительные достижения в создании автоматизированных систем по изучении не только Земли, но и других планет, а сегодня мы по робототехнике находимся среди стран, которые только наблюдают за современными достижениями. В самолетостроении мы работали с компанией Антонова, который имел и новые разработки и новые тохнологии и строился новый завод для их производства в Ульяновске, это были последние достижения советской науки и техники, 70-годы. А в 90-годы просто все тайное стало явным, несостоятельность существующей системы или как сейчас принято говорить несоответствия социалистической модели развития к реалиям конца 20-века. Таком же состоянии мы находимся сегодня. Существующая социально-экономическая модель не соответствует тем вызовам и угрозам, которые стоят перед нашей страной.Мы считаем, что необходимо перейти к новому стратегическому планированию и проектированию инновационного развития РТ. При этом драйверами роста должны стать:Драйвер роста 1: Развитие сети инновационного технологического предпринимательства, для подготовки которых необходимо создать республиканский центр развития компетенций с учетом мирового опыта и достижений.Драйвер роста 2: Стратегия должна основываться на Смарт специализации (умных технологиях) и синергии (4С) по Смарт технологиямДрайвер роста 3: Управление развитием должно быть на основе использования современных ИТ, включая систем виртуального проектирования, исусственного интеллекта и коллективного интеллекта.

  • Задумчивый
    23.05.2014 16:59

    «Мне экономическая политика правительства до конца непонятна».. сказал Сам Герман Греф,который, кстать, председатель правления Сбербанка..Ну уж ежели ему не понятно..

  • Анонимно
    23.05.2014 17:07

    Наша дети, молодежь растут в атмосфере лжи.О каком образовании можно говорить? Никогда лжец не сможет стать мудрецом.

    • Анонимно
      24.05.2014 08:43

      С эти полностью согласен. Но могу сказать одно, что в России это было всегда и во все времена. Это наш культурный код. Врать и еще раз врать.

  • Анонимно
    23.05.2014 17:12

    правильно. что же грефу может быть понятно если даже в своем банке в ИТ порядка нет и пилят не копеечку а ярды!

  • Анонимно
    23.05.2014 17:25

    Это в Сбербанке много менеджмента в кавычках у нас, все таки узнал и признал Греф.

    • Анонимно
      23.05.2014 18:21

      Советское образование было лучшее в мире. И недаром после развала СССР всех лучших специалистов собирал Запад, за ними просто охотились иностранцы. А сегодня такого уже нет.

  • Анонимно
    23.05.2014 19:33

    Способности и склонности проявляются еще в детском возрасте, да и генетики утверждают, что могут распознать перспективы заложеные в генах. А здесь предлагается только с 20 летнего возраста думать о будующей профессии, причем ориентируют, что еще сменишь много много раз. Учился на уролога, работает стоматологом. Какая разница.

    • Анонимно
      23.05.2014 20:29

      Поэтому и пытаются эти либералы развалить страну: чтобы люди учились на все, а значит ни на что конкретное. Специализация видите ли уже не актуально - глупость-то какая. Пусть идут и на западе пропагандируют свои идеи - именно там образование узкоспециализированное.

  • Анонимно
    24.05.2014 08:43

    Детей нужно готовить с пеленок. На днях по НТВ показали 7-летнюю девочку, которую папа с 2-х лет начал учить боксу. Вы бы видели какая у этой 7-летней девочки техника и скорость. Можно точно сказать, что никакая девочка, которая начнет заниматься боксом даже в 7 лет - ее не одолеет, потому как де-факто уже отстала от той, которая тренируется с 2-х лет. А эти господа либерала предлагают начинать с 20 лет начинать на чем-то специализироваться.

  • Анонимно
    25.05.2014 17:42

    Пусть Герман Греф скажет почему в сбербанке неудобная для людей система ипотечного кредитования?И на Западе не дают своим людям кредиты 13 15 и выше процентной ставки.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль