Общество 
31.05.2014

Рустам Батыр: «Мусульманское сообщество Татарстана и «рэкет государства»

Кто и за что должен платить зарплату нынешним имамам?

Только 1,5% татар в республике регулярно посещают мечети, которые с трудом оплачивают даже свои коммунальные расходы. Другими словами, бурное возрождение религии, наблюдаемое в 90-е на волне поисков новой идентичности и идеологии, оказалось лишь временным, переходным явлением, считает известный мусульманский деятель и публицист Рустам Батыр. В своей новой статье, подготовленной специально для «БИЗНЕС Online», он приводит унылую статистку религиозной жизни мусульман Татарстана и задается вопросом о том, что могут предложить современному обществу традиционные институты ислама за пределами догматики и своей культовой практики.

ИЛЛЮЗИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ РЕЛИГИИ

Традиционные институты организованной религии сегодня переживают глубочайший кризис. Так, более 70% сельских мечетей Татарстана возглавляются пожилыми людьми старше 70 лет с крайне низким уровнем религиозной подготовки, при этом 60% имамов республики не имеют вообще никакого мусульманского образования (читай: бывшие трактористы, водители и другие труженики, занявшиеся исламом по выходу на пенсию). По самым оптимистичным оценкам, только 3% татар стремятся соблюдать религиозный минимум в виде 5 богослужебных столпов ислама. В Татарстане эти показатели еще меньше: из двух с небольшим миллионов татар здесь регулярно посещают мечети около 30 тыс. человек, то есть лишь 1,5% от общего числа! 68 мечетей республики не имеют имамов и закрыты даже по пятницам, то есть они представляют собой «мертвые души»: формируют лишь статистику на бумаге, но не более того.

Другими словами, бурное возрождение религии, которое мы наблюдали в 90-е на волне поисков новой идентичности и идеологии, оказалось лишь временным, переходным явлением. Сегодня общественный ландшафт обновленной России более или менее «устаканился», и мы имеем то, что имеем. Несмотря на создание всех условий для свободного вероисповедания и огромную поддержку, которую государство оказывает традиционным религиям, для большинства россиян организованная религия (но не идея Бога) находится на периферии их интересов или полностью отсутствует в их жизни.

Данная картина наблюдается не только в мусульманской общине. Про упадок практической религиозности в РПЦ по сравнению с 90-ми годами XX века отмечал еще патриарх Алексий II. «Храмы пустеют, — говорил он. — И пустеют не только из-за того, что увеличивается количество храмов». По оценкам МВД, лица, посещающие богослужения главных церковных праздников, составляют менее 2% населения. В данном отношении мы идем в общем тренде, характерном для всей Европы, где опустевшие здания церквей уже давно используются под гостиницы или другие нерелигиозные нужды.

В кризисе организованной религии нет чьей-то вины. Речь идет об объективных процессах: в современном, модернизированном типе общества невозможен возврат к исключительно традиционным формам религии. По крайней мере, в том объеме, в котором она присутствует в традиционалистском мире.

СОЦИАЛЬНЫЙ ШАНТАЖ

У религии есть неизменное догматическое ядро. Однако религия существует не в вакууме, а в теле социума. И потому ее институты могут успешно функционировать только в том случае, если они выполняют актуальные на сегодняшний день общественные задачи. С этим обстоятельством и связан нынешний кризис организованной религии. До революции, когда у татар не было государственной системы образования, мечети выступали, например, в роли учебных заведений, где люди получали как минимум начальное образование. Другими словами, религиозные институты отвечали на актуальные социальные запросы того времени. Сегодня же картина существенным образом изменилась. Однако многие, если не большинство, мусульманских религиозных организаций работают по инерции прошлого, строя свою деятельность по лекалам давно минувших дней. И именно поэтому, как показывает статистика, все более и более скатываются на обочину социальной жизни.

.
(фото: prav.tatarstan.ru)

Отчасти значимость мусульманских религиозных организаций реанимируется антитеррористической повесткой дня. Для решения данных задач государством вкладываются значительные административные и финансовые ресурсы. И хотя подобный поворот в работе мусульманских организаций неизбежен и правилен по своей сути, вряд ли его можно считать тем вектором, в соответствии с которым хочется строить свое будущее. Все-таки в данном случае работает методика «от противного».

Другими словами, складывается аморальная ситуация, когда мусульманское сообщество, если говорить о нем в целом, занимается в некотором смысле «рэкетом государства» и всего нашего общества. Одно его крыло в лице исламских радикалов угрожает безопасности страны, другое крыло, в лице традиционного ислама, конвертирует из этого для себя различные выгоды и преференции. Обоих меньшинство (особенно первых), кстати. Большинство действующих имамов не устраивает подобное положение вещей. Они хотят быть не участниками социального шантажа, а создавать для общества что-то позитивное, содержательно значимое. Но возникает вопрос: что за пределами догматики и культовой практики религиозные институты могут предложить современному обществу? Или если повернуть вопрос с другой стороны: за что оно должно платить зарплату нынешним имамам?

«ЩЕДРО НАКРЫТЫЙ СТОЛ»

Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны понимать, что из себя представляет общество, в котором мы живем. Без этого невозможно осмыслить его реальные запросы. Отчасти подобный анализ я проводил в своих предыдущих публикациях «Проект евроислама запоздал на два-три столетия» и «Зарождающийся постмодерн бросает вызов старой модели светскости».

Сегодня наш социум представляет собой симбиоз представителей трех типов сообществ. Во-первых, это традиционалисты (точнее, неотрадиционалисты) — те самые 1,5 - 3% практикующих верующих. Во-вторых, это люди эпохи модерна (их абсолютное большинство). И, наконец, в-третьих, это представители нового зарождающего типа мироощущения, которое еще не имеет своего устойчивого названия. Его можно обозначить как постмодернизм (то есть то, что следует за модерном) или конструктивизм, имея в виду, что каждый человек сам конструирует свою субъективную реальность. Таковых также пока немного, но их число неустанно растет.

Все три типа сообществ формируют свои запросы, удовлетворить которые в рамках однотипного формата деятельности вряд ли получится. Здесь требуется многообразие подходов, «щедро накрытый стол», предлагающий людям разные контексты — традиционалистский, модернистский, конструктивистский, которые смогли бы ответить потребностям разных людей. Религия, чтобы звучать в унисон нашего разновекторного времени, должна заиграть многоголосной полифонией, затрагивающей души непохожих друг на друга людей. Повторюсь: речь идет о социальном измерении деятельности религиозных организаций, а не о неизменном догматическом ядре ислама.

КРИЗИС СТАРЫХ ФОРМАТОВ

Меньше всех в каких-либо инновациях нуждаются традиционалисты. Все контексты, которые им нужны, уже существуют в рамках Традиции. Однако, как уже было сказано, догматически-культовое ядро не может существовать вне социального тела и обеспечиваться лишь за счет 1,5% населения. Неудивительно, что сегодня многие мечети в Татарстане испытывают трудности даже с оплатой коммунальных расходов, не говоря уже о чем-то большем. Как бы ни хотелось посвятить свое время исключительно молитвам и чтению Корана, сама жизнь заставляет религиозные организации искать новые форматы для своей работы, форматы, которые были бы востребованы современным обществом.

С другой стороны, особенность мусульманского традиционалистского сообщества заключается в том, что в исламе строго говоря нет духовенства как так такового. Поэтому вопрос о том, за что имам получает свою зарплату, повисает в воздухе. За чтение намаза? За пятничную проповедь? За проведение религиозных обрядов? Или, может, за обучение религии — святейшей обязанности каждого мусульманина? С богословско-канонической точки зрения не так просто ответить на этот вопрос. Понимая пикантность своего положения, некоторые мусульманские деятели начинают искать источники доходов за пределами своей основной религиозной деятельности. Кстати, имам Абу-Ханифа, основатель ханафитской школы и один из великих учителей традиционного ислама, всю жизнь занимался торговлей и производством шелка, что позволяло ему избегать сомнительного обогащения за счет религии и сохранять независимость от государства.

Нежелание жить за счет подаяний приводит к тому, что многие выпускники мусульманских учебных заведений Татарстана не идут работать в мечети. Они искренне хотят служить исламу, сделав успешные карьеры в разных сферах, но не в качестве имамов, живущих за счет садака.

Короче говоря, традиционалистский формат взаимодействия с обществом в значительной степени исчерпал себя. И это связано с изменениями социального контекста.

ИСЛАМ НА ВСЕ ВРЕМЕНА

Вместе с тем ислам как бездонная школа духовности продолжает быть актуальным. Светские люди модерна и постмодерна, отвергая контекст традиционной организованной религии, часто остаются солидарными с идеями Бога и духовности как таковыми. Многие современные люди, особенно жители крупных мегаполисов, нуждаются в духовных ценностях прошлого и всем сердцем ищут возможность соприкоснуться с ними. Просто не находят подходящий формат для этого.

.
Многие современные люди, особенно жители крупных мегаполисов, нуждаются в духовных ценностях прошлого и всем сердцем ищут возможность соприкоснуться с ними

Лично я убежден, что ислам был дан человечеству на все времена. Задача же каждого поколения заключатся в том, чтобы найти ключ к этой кладези непреходящих ценностей, обновить социальный мост, который бы соединил наше время с биением сердца вечной и неизменной религии Бога. К слову сказать, у многих действующих хазратов, которые верой и правдой служат людям, это хорошо получается.

О них и современных форматах духовной жизни, отвечающих запросам многогранного общества наших дней, речь пойдет в следующих постах.

Рустам Батыр

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (33) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    31.05.2014 09:49

    интересно читать ваши статьи! Рахмат!

  • Анонимно
    31.05.2014 10:12

    Нужна гос. поддержка . Государство это народ. Религия от Бога для народа , живущих на Божьей земле. В самом деле надо найти ту серидину который устроить всех. Бог помощь нам всем, мира и добра.

  • Анонимно
    31.05.2014 10:13

    Имамы должны жить за счет своей пенсии или работать, а должность имама должна быть общественной работой,никто никого не заставляет стать имамами.Сами жалуются, сами ездят на джипах.

    • Анонимно
      31.05.2014 11:21

      Все верно. сами не соблюдают никакие заповеди, делают что захотят, народ им и так много денег несет. Лично я против!

  • Анонимно
    31.05.2014 10:40

    Пишу не заглядывая в появившиеся комментарии. Р.Батров дал великолепный анализ религиозной ситуации сложившейся не только в РФ но и в Европе.Как всегда вызовет "огонь на себя" недалеких или озлобленных на все и на всех существ.Конечно печальна статистика посещаемости мечетей и богословского уровня имамом.Знаю некотрых из них, есть честные люди в меру своих познаний служащие Аллаху, есть и ловкие приспособленцы из бывших "номенклатурщиков".Очевидно то же самое в РПЦ. О синагоге судить не могу, но знаю, что в Казани раввин человек весьма образованный, к тому же успешно и активно поправляющий демографический кризис в республике.

  • Анонимно
    31.05.2014 10:51

    По-сути речь идет о том,за чей счет банкет.Точно такие же слова произносят их православные коллеги по цеху (вечные темы : аренда,коммунальные,торговля,налоги).А теперь еще и зарплаты.Государство может помогать в чем-то,но не брать на себя все обеспечение религиозных культов. Принцип прост: земский врач в царской России жил за счет излеченных больных. Священники,если они востребованы обществом,должны жить за счет сборов с населения-прихожан. Добровольных сборов. А государство может дотировать коммунальные расходы,как по линии Минкульта РТ дотирутся (компенсируются), к примеру, объекты культурного наследия.

  • Анонимно
    31.05.2014 11:12

    Господину 10.51. Откуда взяли, что земский врач в России жил за счет излеченных больных.Это ненаучная фантастика.Согласен с Вами, что минкульт может оплачивать коммунальные затраты храмов всех конфессий, тем более многие из них действительно памятники культуры, а не "новоделы".

  • Анонимно
    31.05.2014 11:25

    Это же чистой воды бизнес. Они же все живут в огромных коттеджах, ездят на дорогих машинах и т.д. Если это бизнес - пусть берут кредит в банке, как и все предприниматели и вкладывают их в свой бизнес. Между богом и человеком не может быть посредников. А они посредники т.е. риэлторы по сути дела.

  • al-kazani
    31.05.2014 12:07

    /// Другими словами, складывается аморальная ситуация, когда мусульманское сообщество, если говорить о нем в целом, занимается в некотором смысле «рэкетом государства» и всего нашего общества. Одно его крыло в лице исламских радикалов угрожает безопасности страны, другое крыло, в лице традиционного ислама, конвертирует из этого для себя различные выгоды и преференции. ///+100 Рустам-эфенде, я уже давно обратил на это внимание. Удивляет то, что озвучивает это один из топовых бенефициаров сложившейся ситуации. Зачем рубите сук на котором сидите, Рустам-эфенде?

  • Анонимно
    31.05.2014 12:19

    Религия как и психология служит для обустройства внутреннего мира человека. Разве психологи просят оплачивать им аренду кабинетов, жалуясь на недостаток клиентов? Если священнослужители хотят получать больше денег, то должны создавать больше потребности в них людей, а этого не происходит. Большинство разумных и образованных людей, стремящихся к духовности, действительно уже не нуждаются в посредниках для общения с Всевышним. А люди невежественные еще не нуждаются...

  • Анонимно
    31.05.2014 12:21

    А что говорят на эту тему каноны ислама?

  • Анонимно
    31.05.2014 12:43

    А Муфтий Самигуллин, интересно, на какой машине ездит?

  • Анонимно
    31.05.2014 13:04

    Прекрасная статья, Рустам!Честно сказано, что современные институты ислама не работают. И честно не дается ответ.

  • Анонимно
    31.05.2014 13:31

    Фотографии говорят об обратном. Мечети на праздники полны. Даже ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ пятничная молитва собирает полные мечети. В городах, существенно, но и в тех селах, где имам чуть-чуть работает - мечети не пустуют.

  • Анонимно
    31.05.2014 13:37

    До революции имам служил махалле, а махалля его обеспечивала. Это досталось, как наследие, нам. Другого мы не знаем.

  • Анонимно
    31.05.2014 16:02

    11 лет в исламе.Во всех мечетях так или иначе мной посещаемых количество соблюдающих мусульман увеличелось в 3-4 раза как минимум,причем основная масса молодежь и люди среднего возраста.В свою очередь у большинства по 3-5 детей потенциальных соблюдающих(в будущем),у которых в силу религиозного воспитания будет не меньше детей и т.д.Плюс не здоровая реклама (но все же реклама)ислама по сми делают свое дело и как плоды,периодически,являюсь свидетелем прихода в ислам людей других конфессий.Рост на лицо.Хвала всевышнему!

    • Анонимно
      31.05.2014 16:38

      Татары мало ходят в мечети. Особенно в Центральной России - в основном Кавказ и Средняя Азия. В Татарстане в городах в мечети еще ходят, а вот деревенские мечети многие пустуют.

  • Не понял совершенно, что этой статьей хотел сказать Рустам Батров. Вроде он упрекает государство за то, что оно содержит на иждивении некоторую часть духовенства. Если присмотреться, на иждивении находится именно муфтият (100 штатных единиц), т.е. и сам Батров. Остальные имамы зарабатывают либо через спонсорство (есть какой-то предприниматель или предприятие, которое фактически содержит имама), либо за счет наличия бизнеса (при некоторых мечетях есть магазины, либо за некоторые обряды (но это не прокормит). Тогда зачем критиковать тех, кто тебе дает зарплату?П.С. Хотел только одно выяснить: какая зарплата у самого Батрова? У Самигуллина 120 тысяч рублей + телохранитель + шикарная машина с госномерами. Батров по штатному расписанию второй человек в ДУМ РТ. Интересна разница в зарплате между муфтием и его первым замом

    • Анонимно
      31.05.2014 18:08

      Я поясню: Батров говорит, что можно хорошо зарабатывать на борьбе с религиозным экстремизмом. Я понимаю, что эта идея для вас давно не нова.

  • Анонимно
    31.05.2014 16:29

    Наше духовенство сделало слишком много реверансов в сторону арабских государств забыв о том что они в Татарстане, но татары не арабы и никогда ими к счастью не будут.

  • Анонимно
    31.05.2014 17:23

    Р.Сулейманов человек в принципе неглупый в данном случае лукавит. Он прекрасно понимает цель статьи.Насчет денежного содержания муфтия и Батрова не надо шарить по чужим карманам, меня лично не интересует сколько и где Вы получаете деньги.А самое главное вы вбросили информацию, что ДУМ РТ захвачено турецким джамаатом и уклонились от разъяснения этого факта. Что это трусость или клевета?

    • Почему трусость или клевета? Вы что-то слышали про "Исмаил ага"? Или для Вас это название звучит впервые? Адепты этого турецкого джамаата сейчас оказывают огромное влияние на ДУМ РТ. Камиль Самигуллин, правда, старается отрицать принадлежность к этому джамаату. Ему подражает его один из заместителей Рустем Хайруллин (он даже стал таскать такие же янычарские штаны). Дело, правда, не в штанах, а в умах. Ильдар Баязитов не принадлежит к этому джамаату. Объясняю максимально просто: традиционно татары - ханафиты, но, к примеру, афганские талибы тоже ханафиты. Однако мы понимаем, что наш ханафизм отличается от талибанского. "Исмаил ага" - это тоже ханафиты. Но лидер "Исмаил ага" Ахмед Джубели в 1990-е годы о нашей стране, ведущей борьбу с ваххабитами в Чечне, отзывался настолько нетолерантно, что мало чем отличался от нынешнего духовного лидера "Братьев-мусульман" Юсуфа Кардави, который нашу страну называет врагом исламского мира №1 за то, что мы в Сирии помогаем бороться с ваххабизмом. Вопрос в другом: Джубели тогда "погорячился" или действительно поддерживал чеченских боевиков в 1990-е годы? Ханафиты одинаковые или наши отличаются от зарубежных?Полагаю, что Рустаму Батрову надо написать статью об "Исмаил аге": дескать, что за джамаат, кто такой его лидер, почему он был в тюрьме, как это появилось в Татарстане, кто его члены в республике, зачем Казанский Кремль после ориентации на Саудовскую Аравию во времена Гусмана Исхакова решил духовно ориентироваться на Турцию, правильно ли это.П.С. Официальная зарплата Раиса Сулейманова всего 30 тысяч рублей. Это очень скромно, ищу еще заработок. Я не стесняюсь назвать сумму, которую я получаю. Что мешает спросить у второго человека в ДУМ РТ о его зарплате?

  • Анонимно
    31.05.2014 19:54

    не пойму как количество посетителей влияет на зарплату священников

  • Анонимно
    31.05.2014 20:21

    Вот что я нарыл в инете. Эту тему Батров поднимал уже давно:Какова функция религиозных институтов в современном обществе? Какую роль имамы выполняют в народном хозяйстве? За что мы им платим свои кровные деньги? Все чаще подобного рода вопросами задаются в наши дни садака- и налогоплательщики. Раньше подобных вопросов не возникало. Имам был самым образованным человеком. Он прекрасно, и при этом лучше других, разбирался во многих отраслях человеческого знания. Это было для всех очевидно и именно это давало ему возможность сочетать в своей деятельности и учителя, и лекаря, и юриста, и ученогоhttp://www.islam-portal.ru/communication/blog/Batrov/85.php

  • Анонимно
    31.05.2014 20:54

    Когда вера слабая или иман на низшем уровне , ,пустоту которая образовалась заполняет нафс или в данном случае поклонение на богатство. Прежде всего этому повержены больше всего имамы обладающие к тому же знаниями ( а не уверовавшим разумом ) это как своего рода бумажная купюра (сумма там написано ,а реальная стоимость бумажка с картинками) . Настоящие самородки или отстранены силой или отрешены добровольно. Так вот когда в 90 е вернулись многие в религию ,некие силы были ошеломлены данным результатом анализа. И 21 веке были приняты противодействия . Не без помощи вот этих имамов обладающими знаниями но не крепким имамом, тогда некоторые верующие наблюдавшие колебания своих имамов обратно зомбировались. Обладающие знаниями должны увидеть в этом испытание обещанное Им своим творениям и принять наказание временное или вечное.

  • Анонимно
    31.05.2014 23:35

    он хочет сказать что имамы или муллы стоящие в борьбе с терроризмом и экстремизмом неплохо живут,а как быть тем кто работает в селах где нет радикализма молодые имамы не тянутся туда,там нет перспективы

  • Анонимно
    1.06.2014 00:18

    много народу пошло в религию, но имамы не оправдали ожиданий простого народа. Они вместо того чтобы объяснять что и как делается начали требовать вы должны такой % отдавать со своего заработка(закат), вы должны третье , десятое и особенно мне лично не понравилось отношение муллы к тем кто проводят АШ (поминки), когда он приводит вообще левых людей из мечети на это событие ,куда обычно приглашаются друзья и родные ставя в неудобное положение хозяев (все таки люди готовятся на определенное количество гостей) поэтому наверно надо начинать с себя

  • Анонимно
    1.06.2014 01:19

    Рустам хазрат, спасибо Вам за весьма откровенный разговор. Для себя давно отметил, что в исламской сфере очень много стереотипов, которые непонятно откуда взялись. Само их обсуждение уже многое ставит на места.

  • Анонимно
    1.06.2014 05:32

    Рад, что Р.Сулейманов наконец то прервал обет молчания о подробностях деятельности "джамаата"в Казани.Правда не все у него внятно, но обвинения достаточно серьезные. Но думаю, что уважаемый Р.Батров разъяснит ситуацию. Официальная сулейманвская зарплата конечно не ахти, и наверное уступает батровской. Но думаю после защиты диссертации его повысят в должности, соответственно вырастет и жалованье.

  • Анонимно
    1.06.2014 11:02

    Прочитал статью, жестко конечно. Легко плевать с высоты зная что с низу ни кто не плюнет в ответ... Прочитал комментарии и не один комментатор хотябы как-то не оправдал служителей мечети. Не дай Бог вернутся 32-37 года люди как и прежде с чувством высокой справедливости поставят к стенке имамов, учителей медресе, муадзинов.

  • Анонимно
    2.06.2014 11:02

    Хорошая статья. Я хожу в одну из Казанских мечетей, где имам мечети, каждую пятницу начинает с упреков, что мало дают, что денег не хватает. А то, что отремонтировал столовую за счет прихожан и сделал ее платной (а до этого была для неимущих и платили те, кто может) он молчит, сам на прадо ездит.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль