Общество 
7.06.2014

Рафаэль Хакимов: «Пропаганда Сталина на телеэкранах давно затмила фигуру Ленина, изменившего течение мировой истории...»

О стремлении к успеху и к победе любой ценой, солидарности и полезности горькой исторической правды, или В чем неправы авторы нового учебника по истории России

Сегодня древние мифы не исчезли, просто персонажи поменяли имена. Они навязывают свой образец поведения нынешнему поколению, а мы оказываемся в плену прошлых символов, несмотря на бесконечное изобретение новых лозунгов и брендов, считает вице-президент академии наук РТ Рафаэль Хакимов. В материале, подготовленном специально для «БИЗНЕС Online», он продолжает размышления о судьбе человека и народов, о языке символов и солидарности. При этом вспоминает Ленина, Сталина, Хрущева и даже «Звездные войны»...

КАК ЖЕ МОЖНО ЗАБЫТЬ ДЕПОРТАЦИЮ ЦЕЛЫХ НАРОДОВ?!

Природа — сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.

Федор Тютчев. Август 1869

Язык солидарности, независимо от характера письма, оперирует положительными символами. Добродетель — это когда человек общественные цели ставит выше личных. Тогда человеку открывается путь к цивилизации, т.е. сдерживанию эмоций и страстей ради коллективных ценностей. Человечество движется от дикости через варварство к цивилизации, устанавливая правила игры, консолидирующие общество. Не существует субъекта, учреждающего правила игры. Никакой гениальный философ или мудрый правитель не может взять на себя подобную миссию. Правила игры — итог саморазвития самого общества. Если на сцене появляется Лжегерой, устанавливающий собственные законы, тогда в обществе начинается Смута.

В российских СМИ стремление к успеху, к победе любой ценой, уничтожению противника преподносится как самоценность. Это опасная игра с человеческими страстями. Возьмем, казалось бы, бесспорный пример — Победу в Великой Отечественной войне. Новый учебник истории России ориентируется на консолидацию страны вокруг величайшей Победы в человеческой истории, что само по себе весьма благородно и продуктивно. Однако одним из лозунгов того времени было: «За Родину! За Сталина!» Этот исторический факт становится камнем преткновения для интерпретаторов. В силу идеологической установки консолидировать россиян вокруг Победы начинается неумеренное превознесение Иосифа Сталина. На телеэкранах вокруг вождя постоянно толпятся генералы, разрабатывающие стратегические операции, спецслужбы обеспечивают разведывательной информацией, техника демонстрирует свое превосходство над вражеской военной машиной, а советский народ оказывается просто материалом для разгрома врага. При этом рефреном звучит: «Мы за ценой не постоим!» Роль вождя и его генералов многократно тиражируется, в итоге формируется стереотип Победы благодаря Сталину с волевым генералитетом. Военный стереотип становится формулой успеха и для мирного времени. Тем самым создается иллюзия, что сегодня именно генералы могут обеспечить любой успех.

С таким подходом можно было бы, в конце концов, согласиться, если бы Сталин не был редким злодеем, которого превращают в положительного Героя. В концепции единого учебника эпоха сталинизма заменена на нейтральную историю 20 - 30-х годов. Так будто 1937 год не стал вехой в смене режима власти. Кого этим можно обмануть? Ведь в каждой семье кто-то из старшего поколения пострадал от сталинских чисток. Как же можно забыть депортацию целых народов?! Кстати, пропаганда Сталина на телеэкранах давно затмила фигуру Владимира Ленина, изменившего течение мировой истории. Ленина сделали виновным в революции, а Сталина представили победителем Адольфа Гитлера. Но ведь сражались народы — и не за Сталина, а за свою страну, республику, город, родную деревню, семью, за будущее своих детей.

Не Победа сама по себе консолидирует общество, а историческая правда, какой бы горькой она ни была. Победа не нуждается в оправдании сталинизма. Замазывание злодейств Сталина ради торжества консенсуса вокруг интерпретации Победы в лучшем случае дезориентирует людей, а кое у кого пробуждает жажду новой диктатуры.

ТОТ, У КОГО НЕОГРАНИЧЕННАЯ ВЛАСТЬ,
САМ УСТАНАВЛИВАЕТ ПРАВИЛА, ПО КОТОРЫМ ВСЕГДА ОКАЗЫВАЕТСЯ В ВЫИГРЫШЕ


Ныне ль, даве ль? — все одно и то же:

Волчьи морды, машкеры и рожи,
Спертый дух и одичалый мозг,
Сыск и кухня Тайных Канцелярий,

Пьяный гик осатанелых тварей,
Жгучий свист шпицрутенов и розг,
Дикий сон военных поселений,
Фаланстер, парадов и равнений,
Павлов, Аракчеевых, Петров,
Жутких Гатчин, страшных Петербургов,
Замыслы неистовых хирургов
И размах заплечных мастеров.

Сотни лет тупых и зверских пыток,
И еще не весь развернут свиток,
И не замкнут список палачей,
Бред Разведок, ужас Чрезвычаек —
Ни Москва, ни Астрахань, ни Яик
Не видали времени горчей.

Бей в лицо и режь нам грудь ножами,
Жги войной, усобьем, мятежами —
Сотни лет навстречу всем ветрам
Мы идем по ледяным пустыням, —
Не дойдем и в снежной вьюге сгинем
Иль найдем поруганным наш храм?

Нам ли весить замысел Господний,
Все поймем, все вынесем любя, —
Жгучий ветр полярной преисподней,
Божий бич, приветствую тебя!

Максимилиан Волошин. Северовосток

Есть расхожая фраза: «Победителей не судят». Победитель непогрешим, он оказывается вне суда Истории. Все же Никита Хрущев решился разоблачить культ личности. Независимо от личных мотивов, объективно он сделал исторический шаг, который останется в анналах как важнейшая веха в судьбе страны. Критика предыдущих руководителей ради оправдания собственной политики далеко не самая лучшая традиция, но Хрущев спасал страну от Смуты, которая неизбежно наступает после очередной диктатуры. Нельзя вождей ставить по ту сторону добра и зла, даже ради превознесения великой Победы. Историческая истина должна восторжествовать, так считал Хрущев, и в этом он был прав.

«Положим, мы хотим истины, — отчего же лучше не лжи? Сомнения? Даже неведения?» — спрашивал Фридрих Ницше. Почему нужно выбирать между добром и злом? В чем ценность истины, к которой мы так яростно стремимся? «При всей ценности, какая может подобать истинному, правдивому, бескорыстному, — продолжает Ницше — все же возможно, что иллюзии, воле к обману, своекорыстию и вожделению должна быть приписана более высокая и более неоспоримая ценность для всей жизни». Может ли человек жить без лжи, фальсификации? Отвергнуть ложь — значит отвергнуть реальную жизнь и переместиться в сферу фантазий, утопий. Ложь — условие нашей жизни. Признав это, мы оказываемся по ту сторону добра и зла.

До какой степени успешный руководитель страны ответственен за последствия своей политики? Может ли Победитель избежать критики? Суд над Аугусто Пиночетом показал, что мировое сообщество не признает срока давности, оно не может простить гибель людей, несмотря на явные антипатии США к социалисту Сальвадору Альенде и поддержку диктатора. Сталин ответственен за миллионы жизней, виноватых только в том, что они были талантливы. Более того, он разрушитель идеала социализма, к которому человечество стремилось на протяжении ХIХ и ХХ веков. Человеческая мысль, все политические движения были очарованы социалистическими идеями. Только правда о ГУЛАГе смогла дискредитировать мировое социалистическое движение и вновь вернуть к жизни либерализм. «Вина» Ленина перед мировым коммунистическим движением состоит в абсолютизации революционного пути к социализму. Сталин же вместо социализма построил концлагерь. Даже сегодня, после столь жестоких сталинских уроков, социал-демократы Европы сохраняют позиции одной из ведущих политических сил. В Европе существует неомарксизм, неоленинизм, маоизм, анархизм, даже остатки троцкизма, но не существует неосталинизма, поскольку человеческая жестокость в лице Сталина достигла предела, он пробуждал в людях звериное и стравливал друг с другом. Общий вектор развития человечества, несмотря на шатания и отступления, все же движется от дикости к цивилизации.

Во всех волшебных сказках добро побеждает зло. Наша жизнь начинается со сказок, проходит в надежде на победу добра, а заканчивается разочарованием. Как писал Габдулла Тукай:

На пути моем врагов было больше, чем собак,
Ибо с гнетом я вовек примириться бы не смог.
Я врагам не отомстил, вышли силы, сломан меч,
В битве с грязью сам погряз, мир очистить я не смог.

Историческая победа остается за тем, кто борется со злом, а не тем, кто первым прибежал на финиш. Истинный Герой может и не добраться до финиша, как Муса Джалиль, не увидевший Победы. Естественное стремление человека к успеху, быть первым сталкивается с властью, предопределяющей победителя. Тот, у кого неограниченная власть, сам устанавливает правила, по которым он всегда оказывается в выигрыше. Тогда создается иллюзия победы. Ему рукоплещут. Женщины мечтают именно о таком герое, мужчины просто завидуют. Кому, спрашивается, нужна истина, ведь «победителей не судят»?

ПРО ХОРОШЕГО НАЧАЛЬНИКА ГОВОРЯТ, ЧТО ОН КАК ОТЕЦ РОДНОЙ

«У черта открываются на Бога самые широкие перспективы,
оттого он и держится подальше от него —
черт ведь и есть закадычный друг познания».

Фридрих Ницше

Общество, в отличие от диктаторов, не может жить вне моральных принципов, вне поиска правды и справедливости. Поэтому дихотомия добра и зла сохранилась как основная сюжетная линия не только в сказках, легендах, мифах, но и во всех современных произведениях, будь то повесть, роман или блокбастер. Даже в «Звездных войнах» выступают те же персонажи: с одной стороны, Герой, с другой — всякая нечисть. Мир мало изменился в своих основных сюжетных линиях, а потому возможных вариантом нашего поведения не так уж много. Иоганн Вольфганг фон Гете в беседах с Иоганном Петером Эккерманом заметил, что, по-видимому, не существует более 36 возможных трагедийных ситуаций. Великий Фридрих Шиллер приложил немало усилий, пытаясь увеличить число сюжетов, но не смог этого добиться. Оказывается, что со временем вариантов человеческих судеб не становится больше, а потому и персонажи различных эпох оказываются в аналогичных ситуациях, меняются только имена. Наша жизнь гораздо традиционнее, чем кажется на первый взгляд.

Истоки древних символов уходят корнями в архетипы. Символ есть образ архетипа, посредник между сознательным и бессознательным, между явным и скрытым. Архетипы лежат в основе нашей психики, поскольку складываются из первоначальных человеческих отношений: ребенка с кормящей и защищающей от внешних угроз матерью; отцом как авторитетом в семье. Первичные отношения затем переносятся на все общество. Про хорошего начальника говорят, что он как отец родной, а уважаемого президента страны называют «царь-батюшка». На этой почве появляются и божественные персонажи: солнце — Тенгри у тюрков или «свет-батюшка» у славян. Луна у тюрков становится женой Тенгри по имени Умай и т.д.

Человеческая жизнь всегда зависела от воды и еды, которые человек добывал в лесу, реке, поле. Отсюда первоначальные архетипы, которые сопровождают нас всю последующую жизнь: лес как источник дичи, но лес таит и опасность, поскольку там водятся Шурале, лешие и другая нечисть; вода нас кормит, но также порождает зло — реки затапливают поля, сносят дома, а в прудах водятся водяные, Су анасы; земля-кормилица одновременно оказывается потусторонним миром, куда люди уходят после смерти. Земля и вода воспринимаются как живородящие, а потому ассоциируются с матерью, отсюда такие выражения, как «Мать Сыра Земля», «Волга-матушка». Архетипы нашли свое отражение в мифах, выполнявших функцию мировосприятия. На последующих этапах человеческой жизни вместе с замещением мифов философией и религией первичные архетипы трансформируются в понятие «Родина-Мать», «Идель-Йорт», божественное солнце превращается в Бога Отца или, по выражению Мухаммеда, становится глазом Аллаха.

В нашем цивилизованном обществе архетипы не исчезают, они продолжают существовать. Первобытные образы, тотемы, демоны становятся персонажами волшебных сказок, но структура отношений не меняется, хотя приобретает современный облик. Теперь мы говорим не «Мать-Земля», а средство производства агропромышленного сектора, не Тенгри, а гелиоцентрическая система Коперника. Лешие и домовые стали экономическими факторами, а злые демоны превратились в финансовый кризис...

Источник зла — человеческие инстинкты, а добро возникает из доминирования коллективных интересов, когда страсти сдерживаются правилами игры: обычаями, моралью, законами. Борьба добра и зла неистребима, она из волшебных сказок перекочевала в романы и блокбастеры. Образы Шурале и Дровосека как воплощение животных намерений и цивилизованного начала — вечные образы.

Сегодня мифы оказались в тени литературы и искусства, но они живут с нами, они не исчезли, просто персонажи поменяли имена. Именно поэтому древние мифы навязывают свой образец поведения нынешнему поколению, а мы оказываемся в плену прошлых символов, несмотря на бесконечное изобретение новых лозунгов и брендов.

Если вы придумали новый бренд, поищите его основу в архетипах, и там он обязательно обнаружится. Если все же его там не окажется, то ваш бренд ничего не стоит, но это тема для отдельного текста...

Где связанный и пригвожденный стон?
Где Прометей — скалы подспорье и пособье?
А коршун где — и желтоглазый гон
Его когтей, летящих исподлобья?

Тому не быть — трагедий не вернуть,
Но эти наступающие губы
Но эти губы вводят прямо в суть
Эсхила-грузчика, Софокла-лесоруба.

Он эхо и привет, он веха — нет, лемех...
Воздушно-каменный театр времен растущих
Встал на ноги, и все хотят увидеть всех —
Рожденных, гибельных и смерти не имущих.

Осип Мандельштам. 19 января — 4 февраля 1937

Продолжение следует.

Читайте также:

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (91) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    7.06.2014 11:24

    Руководителя нельзя оценивать критериями хороший-злой. Он использует пряник или кнут для достижения определенной задачи. Сталин оставил страну с атомной бомбой, а Горбачев развалил СССР.

  • Анонимно
    7.06.2014 11:32

    Уважаемый Рафаэль Хакимов слышал такую фразу: "за Родину, за Сталина"?? Не морайте имя Великого товарища Сталина - отца народов, победителя нацизма, источника всех последующих побед СССР (космос, спорт, внешняя политика)!! Да здравствует Великий Сталин!!!

  • Анонимно
    7.06.2014 11:46

    Как можно забыть приватизацию целой страны?! Какможно забыть монетизацию льгот?! Это гораздо более свежие события и явления, оказавшие влияние на жизнь населения страны!

    • Анонимно
      7.06.2014 14:16

      Надо уточнить: Тотально Негативное влияние на жизнь ВСЕГО общества!

  • Анонимно
    7.06.2014 11:49

    редчайший случай когда я солидарен с хакимовым

  • Анонимно
    7.06.2014 11:59

    Креатив слабый и мутный, но очень зацепили слова "Смуты которая неизбежно наступает после очередной диктатуры". Боюсь что он прав, если вспомнить смуту 90-х после после конца едино властия компартии с политбюро.

  • Анонимно
    7.06.2014 12:11

    Пятая колонна в действии. Умаляя достижения страны людям внушают, что страна плохая, руководство плохое. В общем, один из этапов подготовки к цветной революции.

  • Анонимно
    7.06.2014 12:20

    Хотите "вернуть" Сталина, Вы его получите!!

    • Анонимно
      7.06.2014 13:15

      Да и побыстрее бы.С первых с кого бы спросили это с российских эмиров и баев,которые на госпостах обносят свой народ.

  • Анонимно
    7.06.2014 12:56

    это свойство человека, он думает, что хорошее достанется ему, а плохое кому-нибудь другому. отсюда и хвала Сталину за бомбу и амнезия по поводу репрессий.Хочется нового Сталина, чтобы дал новую индустриализацию, а репрессии авось тронут не меня, а кого-то другого.

    • Анонимно
      7.06.2014 13:17

      Если Вы честный человек,не казнокрад и не ведёте антироссийскую политику,ни Вас,ни Вашу семью не тронут.

      • Анонимно
        7.06.2014 13:44

        А я сейчас бы с удовольствием пожил в эпоху Сталина. В стране была мораль, страна развивалась семимильными шагами, не было коррупции. Сам Сталин был скромен- ничего лишнего в потреблении. И даже когда он умер его дочь Светлана прожила на том, что печатала мемуары, т е он не оставил никакого ей наследства. Это ли не характеризует Сталина как скромного в жизни человека?

        • Анонимно
          7.06.2014 17:21

          Молодой человек, Вы ничего не знаете о тех временах.Ни дай бог никому, даже злейшему врагу, окунуться в мерзкое прошлое, откуда веет кровью, лицемерием и страхом, который пронизывает человека насквозь. Впрочем, самого Человека и не было, был человеческий материал.

          • Анонимно
            7.06.2014 17:57

            У меня другая информация! Противоположная!

          • Анонимно
            7.06.2014 19:11

            Я уже не молодой человек, мне 70 лет. Поэтому я за Сталина. При нем был порядок, не было коррупции, воровства. Все население было равное, никто не выделялся богатством, не было нищих и бомжей.

      • Анонимно
        7.06.2014 13:46

        Если только сосед или просто знакомый, не напишут донос. Попробуйте потом нашей полиции доказать, что Вы честный человек. Да и все наше правосудие далеко не идеал. Вы не согласны?

        • Анонимно
          7.06.2014 15:21

          Есть истина в Ваших словах,не спорю и не скрою,НО сейчас наш враг не сосед,а наглый чиновник...попробуйте немного на дороге замешкаться и товарищ на чёрной БМВ покажет Вам кузькину мать:-),риторически,конечно,но,уверен,Вы поняли о чём я...Как в те годы сидели люди за ведро картошки,так и сидят,просто тогда укравших паровоз расстреливали,а сейчас они удащливые менеджеры,а это начинает надоедать,надоедает,к примеру,байская жизнь Минздрава,но денег на сирот и на операции больным детишкам у них нет.Я всегда спрашиваю,сколько детей Татарстана можно вылечить,если продать самолёт бизнес-класса,это примерно 25-50 млн.евро,в зависимости от года,изготовителя и комплектации.А просто сказать,по басяцки,созревает недовольство классовое,кому то сливки от всего,а кому то и поесть не на что.

          • Анонимно
            7.06.2014 16:33

            Да, можно продать самолет, посадить чиновников на отечественные авто, да просто их сократить на несколько порядков и на эти деньги многих спасти, поднять пенсии тем, кто строил, защищал нашу страну. Но для этого нам самим надо отвечать за тех, кого выбираем. Жирики и прочие не будут за нас думать и решать наши проблемы. А если сказать по басяцки, то во все времена было классовое недовольство от несправедливости и глупости.

      • Анонимно
        7.06.2014 15:59

        А мой дед был честным человеком, простым учителем, явно не казнокрадом. Но его репрессировали по доносу, что он "японский шпион". Следуя вашей логике, его не должны были трогать. Но не работают ваши оправдывания сталинизма. В России сталиных больше быть не должно!

        • Анонимно
          7.06.2014 17:04

          Расскажите это тем,чьи участки и дачи горели-земли кому то понадобились,тем,кто сидит за 11 карасей,выловленных для 4 детей,или тем,кто сидит потому как "перешёл" дорогу члену клана,рулящему в регионе.Сталина захотите,когда сами почувствуете,упаси Аллах,как подло поступают нынешняя властьс человеком.

        • Анонимно
          7.06.2014 18:05

          Я спрашивал у соседки по даче, которая всю жизнь провела в Васильево (Зеленодольский р-н)- кого посадили в 37-м году. Она сказала человек 5, все начальство, председателя поссовета, секретаря парткома, начальника милиции и еще пару чиновников. В общем, наверное, было за что.

          • Анонимно
            7.06.2014 19:17

            А матерей за колоски , чтобы дети не умерли с голоду ,сажали лет на 8, тоже "было за что"?

            • Анонимно
              7.06.2014 19:56

              А у нас вдовца за 11 карпиков,он их выловил-4 пацанов накормить..

              • Анонимно
                7.06.2014 20:37

                Ой ладно, эти солженицынские страшилки уже надоели. Сажали, в основном, номенклатуру и интеллигенцию, то есть людей, которые хотели власти и привилегий, но работать не хотели или не могли. Если бы Сталин не почистил их и не заставил работать остальных, сейчас бы рабами были у немцев.

            • Анонимно
              9.06.2014 07:24

              Истина она всегда посередине. Да, репрессии были, но они не имели массовый характер, как это пытаются представить современные либералы. Если спросить у людей про погибших в ВОВ, то люди начнут перечислять родственников, которые погибли на войне. А посаженных при Сталине еле вспомнят.

            • Анонимно
              23.11.2017 18:39

              Мой дядька украл мешок зерна, отсидел год, а в 44-м его в армию не взяли: Не достоин.

        • Анонимно
          7.06.2014 20:24

          Уважаемый человек, вы сейчас живете без Сталина.Вы рады?Всё у вас хорошо?Уваших друзей, родителей, детей?

        • Анонимно
          23.11.2017 18:22

          Репрессировал не Сталин , а народ. Моего тестя отправили тайгу "голодранцы", а наградил Сталин. При Ельцине ему не выплатили компенсацию-насмешку, потому что экспроприаторы в пьяном угаре акт конфискации не составили. А в 91-м на меня одного судьи. без всякой тройки , хватило по максимуму( слава Богу, по административному) за три пачки сигарет, выданных на предприятии ( а я не курю). На реплику " У Вас под окном блоками торгуют, а вы мух ловите" получил ответ :" А ты не будь мухой", т.е. воруй по крупному, как Васильева.

    • Анонимно
      9.06.2014 19:09

      Народ хочет не конкретного Сталина, а крепкого руководителя-хозяйственника-не вора.

      • Анонимно
        11.06.2014 16:40

        Народ хочет справедливости. Чтобы закон одинаков был для всех. Чтобы кланы перестали грабить простой народ.

  • Анонимно
    7.06.2014 13:10

    Думаю, что размышления Р.С.Хакимова весьма интересны и поучительны. Как всегда он вызывает "огонь на себя".По Сталину мы никогда не достигнем консенсуса. Не принадлежу к числу завзятых сталинистов, и то, что злодейств у него хватало тоже верно, посмотрите хотя бы расстрельные списки с его комментариями вроде "за разстрел всех 138 человек" или "бить и бить".Но, то, что именно он осуществил индустриализацию,обеспечил развитие науки, свел до минимума коррупцию тоже бесспорно. Думаю, что если в учебнике слово сталинизм заменено другим понятием это правильно. В его рамках надо и рассказать и о кошмаре "37"года ставшем символом выходящим за хронологические рамки.Конечно ни депортация и ни массовые репрессии оправданию не подлежат.Но и Н.С.Хрущев взявший на себя роль разоблачителя, тоже немало потрудился на ниве репрессий в Москве и на Украине, сам не стрелял, но санкции давал охотно. А.И.Микоян в своем прощальном труде с горечью оценивая лидеров той поры с горечью написал "все мы были мерзавцами", хотя его подпись стоит всего на 8 списках, "рекордсменом" был Молотов, опережавший даже Сталина.Думаю, что и создание единого учебника разночтений нашей истории не снимет.

    • Анонимно
      23.11.2017 18:55

      Списки писал не Сталин, а народ. Сколько сегодня сидят ни-за что ни про что, а те кто должен сидеть - жируют на свободе. Бомжи с Востока заполняют страну, а соотечественники не могут гражданство получить.

  • Анонимно
    7.06.2014 13:11

    Прав соотечественник Хакимов Р.С. Нельзя простить Джугашвили депортацию народов по наущению "истинных друзей" других. Победили не сталины, победил идеал веры в справедливость, совесть, равноправие итд. Жизнь- основанная в могуществе денег и аморальность, исторически гибелен для всех.

    • Анонимно
      7.06.2014 14:07

      То есть капитализму неизбежно придёт конец.

      • Анонимно
        7.06.2014 15:24

        У нас-да,сами не чувствуете,змей капитализма уже извивается.И власть пойдёт на отжим привелегий и перераспределения их.

  • Анонимно
    7.06.2014 15:11

    Что касается Сталина, то напомню цитату от Шарля де Голля, который сказал буквально следующее: «Сталин не ушел в прошлое, он растворился в будущем». Главная причина, с моей точки зрения, по которой Сталин актуален сегодня, — это ничтожность нашего современного руководства. Страх и ненависть либералов к Сталину вызваны, в том числе, их животным страхом перед ответственностью за совершённые ими преступления и их глубинной ненавистью к человеку, который действительно жил не для наживы... И когда мы смотрим на время Сталина, исходя из идеалов и ценностей сегодняшнего дня, неплохо вспомнить, что оправдательные приговоры даже в войну составляли примерно 10% приговоров гражданских судов, а сейчас — менее 1%...

    • Анонимно
      7.06.2014 22:01

      С удовольствием присоединяюсь к Вашему комментарию, поддерживают их Вас много, значительно больше чем фиксируют опросы....

  • Анонимно
    7.06.2014 15:39

    Пан Алекс,вы несколько однобоко трактуете Хакимов,у него(Хакимова)есть основания критиковать Сталина,решения 22 партсьезда о преодолении культ личности Сталина,этого вам недостаточно видимо,есть и другие решения,не буду вдаваться.Сталин-это средневеквье,пора уже понимать,Когда мы учились в школе(60-70-е годы нам говорили ,что в СССР проживли когда-то 200 наций,а осталось 100 наций,вот основной итог правления Российской империи за 400 с небольшим года правления.К 1552 г население русских и татар были примернр равны,а сейчас 100/2

    • Анонимно
      7.06.2014 17:48

      Ага, Сталин виноват, что Грозный Казань взял и геноцид татар устроил. Валите все в одну кучу. Если на то дело пошло, то средневековье - это Саудовская Аравия, к которой нас зовут местные националисты, с публичной поркой и забиванием камнями.

  • Андрей А
    7.06.2014 16:00

    "Я знаю, что после моей смерти на мою могилу нанесут кучу мусора, но ВЕТЕР ИСТОРИИ безжалостно развеет ее!" - сказал И.В.Сталин в 1943г.

  • Анонимно
    7.06.2014 16:19

    Уважаемый автор, Вы человек взрослый и вроде как ученый. Разве Вы не знаете, что нельзя оценивать историю с позиции сегодняшнего дня?

  • Анонимно
    7.06.2014 18:13

    Это нужда заставляет людей, отсутствие своевременной оценки. По вашему, тогда Порошенко и Яценюк давно в СМИ всех затмили, с утра до вечера только о них говорят. Но это не говорит, что они Ленина, и Сталина и других личностей затмели. Удивляюсь, какие непонятные бывают люди, а сами еще высоко поднятой головой ходят.

  • Анонимно
    7.06.2014 21:49

    я не знаю всю правду про войну ее от нас тщательно скрывают, но то что на убой посылали целыми деревнями бедных мужиков в 41-42 годах-это правда. И мне реально жаль семьи этих людей... Мне кажется, их Жизни стоят гораздо больше победы... Да и история показывает- что в выигрыше от той победы теперь только наши Властители

  • Анонимно
    7.06.2014 22:17

    Все мало образованные и затюканные народы хотят диктатора пожестче, хотя от этого и страдают больше. Такой парадокс. Поэтому образование так важно, либо нельзя давать голос равный всем на выборах. В Китае не дают - поэтому и процветают. А Европа погружается в совок плавно.
    Вот Таиланд созрел- требуют ввести образовательный ценз, иначе тёмный народ выбирает популистов-прохиндеев с замашками на диктаторство.
    А Бланк и Джугашвили сожгли Россию в попытках зажечь мировой пожар. Головешки остались. Бомба не накормит и не даст прогресс и силу. А СССР были ракеты и танки а туалетной бумаги и хлеба не было.
    Где здесь сила, собрались три коммуниста и распустили СССР, и народ только радовался.
    rg

    • Анонимно
      7.06.2014 22:48

      Не смешите, какой образовательный ценз? У нас процентов 80 молодежи получают высшее образование и что?Народ, после распада СССР, недолго радовался, да и сейчас, на Украине, например, тоже не особо радуются.Насчет хлеба в СССР вы врете наглым образом. Хлеб был всегда, карточки в 47 году отменили - первыми в Европе, если чё.

      • Анонимно
        9.06.2014 06:37

        Нет, осенью 1964 года в магазинах закончился хлеб, за ней занимали очередь с ночи. Я был школьником и сам стоял в очередях. Только закупки зерна в США, Канаде и Австралии спасли СССР от голода в тот и последующие годы.

  • Анонимно
    7.06.2014 22:44

    Такой сложный вопрос как оценка личности и деятельности И.Сталина невозможно обсудить в маленькой статье и комментариях к ней. Время было сложное, народ в ожидание счастливой жизни вошел по локти в крови после Первой мировой и гражданской войны и хотел быть счастливым завтра, в недоброжелательном капиталистическом окружении. Фактическое международное признание РСФСР состоялось в 1922г. Репрессии были не следствием патологии в психике Сталина, а результатом классовых и клановых конфликтов в постреволюционном обществе. Подготовленный читатель может прочитать трехтомник Ричарда Пайпса " История русской революции", обновить свой взгляд на новейшую историю России и иметь собственное мнение.

  • Анонимно
    7.06.2014 23:38

    Хлеба не было в СССР всегда. в 80-х закупали зерно десятками миллионами тонн в Канаде и США. Первый завод туалетной бумаги запустили после распада СССР.
    Наличие диплома не говорит о наличие образования в РФ. В Германии гораздо меньше людей с высшим образованием а уровень технологий в много раз выше.
    При этом историю страны даже на 100 лет вглубь, я просто уверен, не знает достаточно хорошо даже 5% населения.
    rg

  • Анонимно
    7.06.2014 23:50

    СССР вообще не признавали долго. Пока США не признали.

  • Анонимно
    8.06.2014 01:13

    Лучше Сталин,чем свои баи-краснобаи стихоплётчики...ухх,как красиво говорить умеют...потерпите моол,немного,говорят рабочему и крестьянину ,потерпите,немного осталось,пока денег нет,но...скоро всё буднт вам...Потом прыгает в Ауди за 6 лямов,150 метров едет до вертолёта Еврокоптер за 6 лямов,но уже евро,потом летитк самолёту,чуть не к трапу...и...исян саубулыгыз...горцевать по миру.

  • Анонимно
    8.06.2014 09:12

    Почему Сталин до сих пор будоражит умы??? да потому что в историческом сознании с ним ассоциируется порядок (был он на самом деле или нет это другое дело) Можно взять два факта из истории Казани - это красные китайские автобусы и стадион Казань-Арена. В первом случае налицо несоответствие затрат товару, а во втором добровольно-принудительный труд бюджетных работников со всего Татарстана. И многие считают, что при Сталине виновные в этих двух историях давно бы уже лес в Сибири валили. Поэтому Сталин живее Ленина в СМИ

    • Анонимно
      8.06.2014 23:41

      При Сталине стадион строили бы зеки за баланду.

      • Анонимно
        9.06.2014 19:23

        И это было бы правильно. А то сидят по тюрьмам здоровые мужики, жрут на наши налоги и бездельничают. А так хоть делом займутся.

  • Анонимно
    8.06.2014 10:30

    Не даю оценки остальному.Но коррупцию он минимизировал,за воровство посадил двух первых секретарей обком в Ульяновске и ЦК республики в Карело - Финской республике.В Татарии было громкое дело когда прокурора республики Надеева посадили за взятку с "цеховиков".Секретаря обкома по идеологии который не платил взносы с гонорара сняли и отправили рядовым лектором партшколы. Отец друга работавший в Шеморданской школе рассказывал, что к ним прислали рядовым учителем проштрафившегося на финансовой почве первого секретаря райкома.Так, что в этом плане тогда "не забалуешь".Отсюда и реанимация Сталина.

  • Анонимно
    8.06.2014 11:28

    Ребята! Давайте жить по татарски. Оставим Сталина и остальных извергов своим почитателям.

  • Анонимно
    8.06.2014 11:53

    Пока мы тут в Татарстане рассуждаем о Сталине,в Волгограде,с одобрения жителей города,Президента РФ и РПЦ,стартует подготовка к референдуму о переименовании вышеуказанного города в Сталинград.И почему то не сомневаюсь,переименуют.

  • Анонимно
    8.06.2014 14:17

    11.53.Вы не в курсе.РПЦ конечно одобрит, все таки бывший семинарист, да и патриаршество во время войны восстановил, а Президент РФ пока весьма осторожно к этому относится.Когда он говорил о референдуме, имел ввиду всероссийский.Если уж не могут унять зуд переименований, то разумнее восстановить Царицын. Все таки Сталин, в годы гражданской организовал оборону города с таким названием. Когда во время пика антисталинской кампании убрали это название, надо было вводить не странное Волгоград, а вернуть историческое имя.Ведь и Лениград не стал Невоградом. Впрочем думаю, что вместо собчачьего возвращения немецкого названия, лучше было восстановить Петроград, имя предложенное Николаем П. Да и Пушкин как бы предвидя все это написал " град Петров".

  • Ветер
    8.06.2014 16:11

    Спасибо, Рафаэль Сибгатович.Действительно важен принцип историзма или так называемый контекстуальный подход при оценке исторической роли и личности Сталина. Что происходило на мировой арене в тот период времени, какие силы столкнулись и какие цели преследовались. В основе, как и всегда, лежали борьба за власть, влияние и ресурсы. Не стоит идеализировать всемогущество и высокие духовные идеалы Сталина. Бретон-Вудские соглашения в которых участвовал СССР и заложившие долларовую основу мировой финансовой системы проходили летом 1944 года, также как и Нормандская операция, открывшая второй фронт. Иными словами тайные пружины истории имеют весьма косвенное отношение к консолидирующим историческим мифам.Русские националисты восхищаясь личностью Сталина забывают о его фамилии и национальности. Хитрый ум и расчетливость вкупе с жестокостью и коварством Джугашвили в тех исторических обстоятельствах воспроизвели модель закрепощения, укорененную в психике нашего народа. В тоже время воспроизводство закрепощенных моделей жизни давало метафизический выход через напряжение. Демократия рождает макулатуру, а диктатура – литературу с последующей утечкой мозгов. Творчество Достоевского можно разделить на два этапа до и после приговора к смертной казни. Но у нас много опасных обывателей, желающих компенсировать интеллектуальную недостаточность и психические комплексы с помощью жесткой силы.

    • Анонимно
      8.06.2014 20:01

      а вам не приходило в голову что может быть открытие второго фронта прошло после колоссального давления и шантажа на Советский Союз со стороны мирового капитализма????

  • Анонимно
    8.06.2014 16:15

    Вот один из изданных стихов юного Йосифа Джугашвили (Сталина) ..... красноречивый ..кто понимает - тот поймёт!Ходил он от дома к дому,Стучась у чужих дверей,Со старым дубовым пандури,С нехитрою песней своей. А в песне его, а в песне –Как солнечный блеск чиста,Звучала великая правда,Возвышенная мечта. Сердца, превращенные в камень,Заставить биться сумел,У многих будил он разум,Дремавший в глубокой тьме. Но вместо величья славыЛюди его землиОтверженному отравуВ чаше преподнесли. Сказали ему: “Проклятый,Пей, осуши до дна...И песня твоя чужда нам,И правда твоя не нужна!” Иверия. 1895. № 218 (на груз. языке).Иосиф Сталин. Стихи. С. 6.

    • Анонимно
      9.06.2014 13:20

      Да! Он был послан для раскрытия сокрытых смыслов! Удивительно, но он похоже это знал! И то что его "вели" - это тоже более чем очевидно!

  • Анонимно
    8.06.2014 16:52

    Селянину и не только ему.Сталин не писал никаких завещаний. То, что публикуете из того же рода, что "дневники Берии". А насчет ветра истории сметающего мусор с могилы мы знаем со слов Коллонтай, он якобы сказал это за десять лет до смерти.Этой любвеобильной старушке тоже не во всем можно верить.В январе -феврале 1953 г. И.В.Сталин был полон сил и успешно осуществлял планы которые озвучил на 19 съезде и пленуме после него."Завещания" тогда впору было писать Микояну, Молотову и возможно Берии и Ворошилову. Об этом написано и наговорено много.

  • Анонимно
    8.06.2014 20:38

    Селянину. Ответ Ваш звучит по принципу" с одной стороны так, с другой не совсем".Кроме Сидорова есть целая плеяда таких же и даже более талантливых мифотворцев: Мухин, Мартиросян, Кремлев, Прудникова и им подобные.Советую Вам пользоваться более приличными книгами. Сталина не убивали. Умер от инсульта, еще удивительно, что при его перегрузках дожил до 74.Знал двух делегатов съезда от Татарии, рассказывали, что очень плохо выглядел даже визуально.По молодости лет не расспросил более подробно, но один сказал, что он прошел в метре от него, очень медленно и подволакивая ногу.К сожалению от инсульта умирают даже сейчас в эпоху высоких мед. технологий и даже молодые.Сейчас на жизни и особенно смерти вождей кормится много люду и СМИ "желтоватого оттенка". Недавно прошла по ТВ передача "Лаврентий Берия. Ликвидация".Посмотрев подумал, что пора уже писать "Житие святого Лаврентия" и канонизировать его. Пишу это не для Селянина, а для более широкого круга читателей которых вводят в заблуждение.Период 2014 - 2017 сплошь событийные юбилеи с круглой цифрой 100. Так, что то ли еще будет.

  • Анонимно
    8.06.2014 21:16

    раз уж автор этой статьи упоминает имя Великого Ленина, то позволю себе тоже упомянуть имена великих людей. Енгельс, Маркс, Ленин ,Сталин

  • Анонимно
    8.06.2014 21:58

    Сталин - тиран, как и весь коммунистический режим - тоталитарный. Хватит уже под деспотами ходить. Много зла все-таки было совершено. Минус в плане человеческих жертв превышает плюс, например, Гагарина в Космосе.

  • Анонимно
    8.06.2014 22:41

    Людям с рабской психологией нужен Сталин, потому что этот человек - раб. Ленин был гением, изучил теорию,организовал и совершил революцию. Но Ленин был идеалистом и не учел человеческую природу. Если бы он не умер, он исправил бы свои ошибки - НЭП тому пример. Он был очень умный и гибкий человек. Сталин же не был умным, но он лучше Ленина знал рабскую природу человека и знал что на страхе человека можно делать все что угодно. Сталин - неумный, жестокий и малокультурный человек. 20 млн погибших на войне - это его "заслуга". Не перечислить его злодейств.

    • Анонимно
      8.06.2014 23:54

      Такими яркими мазками написан ваш монолог!!! Я впечатлён! Наверное вы лично были знакомы и с Лениным и со Сталиным! Если нет, то тогда вам, умному и разумному скажу - ваша ремарка заставила печально улыбнуться) Всё-таки удивительно, что некоторые партнёры всё ещё не понимают, что обращение к людей к Сталину, это не попытка вызвать его из другой реальности, это не желание быть его "рабом", а - это форма общественной критики! И на счёт интеллектуальных способностей вождя - библиотека Сталина насчитывала 20 тысяч томов, в большинстве которых есть его отметки, — а, как мы знаем, нынешний курс высшего образования подразумевает, что студент должен прочесть минимум 100 книг. То есть Сталин был очень серьёзно подготовлен, и об этом есть интересное замечание Йозефа Шумпетера, соратника Хайека, австрийского политолога и экономиста. Он написал в своей работе «Капитализм, социализм и демократия» 1945 года, что равного Сталину по интеллектуальному уровню в современном мире он не встречал. Мой вам совет - больше читайте, критически переосмысливайте уже принятое в убеждения, развивайтесь и выходите из плена собственных предубеждений! Вот это рабство похлеще иного! Успехов!

  • raf
    8.06.2014 23:03

    Хакимов,хоть и учил меня в КГУ,но материалистическую философию не понял,оставаясь в мелкобуржуазной иллюзии.Скажу так,исторический процесс рассудит.Сталин олицетворял Диктатуру пролетариата,потому к его периоду лютая ненависть.Моральная оценка прошлого без конкретики фарисейство,чем любит Хакимов заниматься.Перейдём к фактам.К 1926 году страна восстановила промышленный потенциал.К 1939 году производственный уровень,по сравнению 1913 годом,был увеличен вдвое.Ещё немного времени бы,и мы закончили полное перевооружение промышленности.Мировая буржуазия не дала.Пошла войной.Советский солдат добил фашизм в логове.Значит диктатура пролетариата выдержала удар и победила.Эта система работоспособная.Возьмём более приземлённые показатели.Заработная плата рабочих в 1953 году колебалась от 800 до 3000 рублей и выше.Шахтёры и металлурги стахановцы получали до 8000 тысяч рублей в месяц.Зарплата молодого специалиста-инженера 900-1000 рублей.Старшего инженера 1200-1300 рублей в месяц.Секретарь райкома КПСС получал 1500 рублей в месяц.Оклад союзного министра не превышал 5000 рублей в месяц.Цены на продукты питания и промышленные товары потребляемые трудящимися.Хлеб белый и хлебобулочные изделия за 1 кг-3 рубля.Хлеб чёрный,за 1 кг-1 рубль.Мясо(говядина)за 1 кг-12 рублей 50 копеек.Рыба(судак)-7руб,10копеек.Молоко,1 литр-2 рубля 24 копеек.Масло сливочное,1 кг-27рублей 80 копеек.Яйца десяток-8 рублей 35 копеек.Сахар-рафинад,за 1 кг-9рублей 40 копеек.Масло растительное,за 1 литр 17 рублей.Водка поллитра-22 рубля 80 копеек.Пиво 0,6 литра-2 рубля 96 копеек.Автомобиль "Победа"-16000 тысяч рублей.Автомобиль "Москвич"-9000 тысяч рублей.Обувь(пара),в среднем-188 рублей 50 копеек.Ситец,1 метр-6 рублей 10 копеек.Шерстяная ткань,за 1 метр-113 рублей.Шёлк натуральный,за метр-100 рублей.Стоимость продовольственной корзины,на двоих-510 рублей.С 1928 года по 1955 годы,рост продукции массового потребления в СССР составил 595%,из расчёта на душу населения.Реальные доходы трудящихся выросли в 4 раза,по сравнению с 1913 годом.А с учётом ликвидации безработицы в 5 раз.И только ли Сталин смог совладать со всем перечисленным?Рабочий класс своим самоотверженным трудом добивался таких результатов.При таком темпе роста благосостояния,коммунизм мы построили.Не хочу писать фамилию урода,что прервал поступательное движение Первого Государства Рабочих и колхозного Крестьянства.

    • Анонимно
      9.06.2014 19:13

      Согласна. По цене хлеба, по тому, как живут в стране самые незащищённые слои населения: дети, старики, инвалиды - судят о правителях.

  • Анонимно
    8.06.2014 23:40

    А Ленин не знал разве зачем его немцы финансировали и заслали в Россию?! для величайшей диверсии в истории. и он выполнил все. до сих мир расхлебывает. а Сталин подхватил машину и выжал из неё что мог, фактически убил, не подлежит ремонту.

    • Анонимно
      23.11.2017 20:46

      Машину развалил Брежнев под командование своей дочки. Цыганский роман Галины совпал с разрешением кочевать и началом бешеных дефицитов. Если бы предприятия перешли к цеховикам и кооператорам, Россия сегодня перегнала бы Японию.Но собственность захватила партноменклатура и .бандиты . Даже в представительных органах тем , кто работает, места нет.

  • Анонимно
    8.06.2014 23:43

    Сегодня с удивлением узнал, что в 1940 году он поздравил Гитлера с взятием Парижа. Сообщение об этом в советской газете 1940 года не было доступно историкам начиная с начала ВОВ. В смысле все общедоступные экземпляры газеты изъяли.

    • Анонимно
      23.11.2017 21:05

      Все газеты изъять невозможно. Зато сфальцифицировать на компьютере можно любой документ. Все "рассекреченные" в последнее время документы-компьютерные вёрстки либералов.Вот про то, что при Сталине была мелкая частная экономика (кто шил одежду и обувь на дому в ларьках, кто в 5 часов утра рыбу и молоко по квартирам разносил, буфеты и столы,которые и сегодня ещё служат,кооперативы, колхозы, а бригадный подряд?) и возможно готовился переход к средней("Экономическая теория марксизма устарела, надо разработать новую экономическую теорию."

  • Анонимно
    9.06.2014 06:10

    Господину 22.41.Ленин и Сталин весьма похожи. Ильич тоже не был вегетарианцем, почитайте его тома, сплошь за неисполнение расстрелять, а уж к православному духовенству "симпатии" особенные. Типа расстрелять как можно больше попов.А ведь наиболее одиозные его записки и указания не опубликованы, неудобно как то читать такое.Оба они друг друга стоили.Ленин иногда даже упрекал Сталина в годы гражданской типа - "либерал вы батюшка". Тот критику воспринимал и исправлялся по мере возможности.Особенно в 1937 году.

    • raf
      9.06.2014 14:46

      Ты сам,пособник фашистов.Агент влияния и сотрудник пятой колонны.Ленин и Сталин оставили Великое Государство,для народа.А ты,что оставишь после себя?Кто ты в истории?Не хватает ума,учись.А троллить мёртвых,подобные тебе,некрофилы,излюбленное дело придурков.

  • Анонимно
    9.06.2014 06:46

    Хакимов всегда найдет тему, чтобы учинить бучу на пустом месте. В независимом Татарстане никто не будет вспоминать ни Сталина, ни Ленина, ни примкнувшего Хакима, у которого "кунеле Ленин белэн сойлэшэ" эле хаман.

  • Анонимно
    9.06.2014 09:03

    Надо быть благодарными Р.С.Хакимову, что он по просьбе БО просвещает нас. А то ведь разные куроводы со своими невежественными писаниями лезут на его страницы.Лично читаю только троих: Хакимова, Валеева и с оговоркой но Сибагатуллина.Все остальное псевдоисторический стеб.

  • Анонимно
    9.06.2014 16:41

    Мы должны быть благодарны И В Сталину за победу над фашизмом.Благодаря ему, а также Черчилю, Рузвельту мир был спасен.У меня идея всем миром поставить памятник Сталину, Рузвельту, Черчилю как благодарность от потомков. Просто подумайте на досуге , что было бы сейчас с нами ....

  • Анонимно
    9.06.2014 17:25

    10.11. Селянину.Очевидно у Вас свои источники выяснения кто пишет по заказу госдепа. Читаю вполне нормальных российских ученых, а не "желтизну" из которой вы черпаете сведения.Учитывая ваши интересы советую книгу Кремлева " Берия лучший менеджер ХХ века" и Прудниковой "Берия последний рыцарь Сталина".Думаю, что это в вашем духе конспиролог местного розлива.

  • Анонимно
    9.06.2014 18:08

    17.25.Забыли добавить телефильм " Лаврентий Берия. Ликвидация".Посмотрев который думаешь, что пора писать "Житие святого Лаврентия", а РПЦ причислить его к лику "новомучеников".Такой желтой мифологии на ТВ еще не было.

  • Анонимно
    10.06.2014 16:48

    Для рекомендующего Селянину читать книги про Сталина и Беря.Надо цитировать точно. Книга называется "Сергей Кремлев. Гении власти. Великий Берия. Лучший менеджер ХХ века".Так, что никакого жития святого Лаврения не надо.Товарищ Кремлев постарался и накатал том в 860 страниц.А на причисление Л.П.Берия к лику новомучеников РПЦ вряд ли пойдет.Больно уж много духовенства при нем репрессировали, правда начали это еще до него.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль