Общество 
9.06.2014

Валерий Сорокин пришел в аэропорт

Эксперты предостерегают от возможной попытки подчинить аэропорт Казань местному авиаперевозчику

Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», главный татарстанский холдинг «Связьинвестнефтехим» (СИНХ) стал акционером международного аэропорта Казань (МАК). Таким образом, СИНХ еще более углубился в авиатранспортный бизнес. Ведь с недавних пор холдинг фактически контролирует несколько авиационных активов Татарстана: авиакомпанию «Ак Барс Аэро» и двух ее «дочек» — аэропорт Бугульма и бизнес-перевозчика «Авиасервис». Между тем обстоятельства прихода СИНХа в аэропорт в какой-то степени делают более ясной и картину ухода из МАКа болгарских инвесторов.

ЛОВУШКА С РАЗМЫВАНИЕМ ДОЛИ

Как стало известно «БИЗНЕС Online», ОАО «Связьинвестнефтехим» стало одним из акционеров, приобретя акции ОАО «МАК» в результате двух допэмиссий. «13 сентября 2013 года мы получили 7,06 процента акций, а 17 декабря — 7,78 процента», — уточнила «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь СИНХа Эльвира Сайфуллина. Отметим, что до сих пор было известно лишь о двух акционерах МАКа. Первый — государственная некоммерческая организация «Инвестиционно-венчурный фонд РТ» (сегодня у нее 49,8%), которая стала «наследником» инвесторов из Bulgarian Aviation Group и «Ескана Руссия». Второй — организованное некогда для сотрудничества с болгарами ЗАО «Тат-Авиа» (35,36%), то есть, по сути, министерство земельных и имущественных отношений РТ.

Сегодня видно, что за счет серии дополнительных выпусков акций МАК за год увеличил уставный капитал в 2,8 раза — с 1,98 млрд. рублей на 31 декабря 2012-го до 5,59 млрд. на 31 декабря 2013 года. Такую солидную сумму — 3,61 млрд. рублей — удалось привлечь за счет республиканских средств. Интересно, что это беспрецедентное увеличение уставного капитала стартовало сразу после продажи болгарами Татарстану своей доли в январе 2013 года. Уже 26 марта прошел первый из серии допвыпусков на 2,78 млрд. рублей, то есть «уставник» вырос сразу в 2,4 раза.

Таким образом, можно предположить обстоятельства, сопутствовавшие уходу болгарских инвесторов. Аэропорт взял курс на развитие и капвложения, республика была готова вкладывать средства, а вот частные партнеры, по всей видимости, нет (примерно такую ситуацию и описывал источник «БИЗНЕС Online»). Понять можно: вложения исчисляются миллиардами, а отдача не как в нефтянке. Чистая прибыль МАКа в 2012 году составила 176 млн. рублей, рентабельность продаж по чистой прибыли — 18%, а собственного капитала — только 8,9%. За последние 4 года средняя отдача на собственный капитал составила 7,3%. Словом, депозит в банке доходнее, проще и надежнее... К тому же болгарам вряд ли хотелось оказаться в ловушке с размыванием доли и последующим принудительным выкупом.

Болгарским инвесторам казанского аэропорта не хотелось оказаться в ловушке с размыванием доли и последующим принудительным выкупом

В целом это классический пример того, что серьезно инвестировать в инфраструктуру частные инвесторы пока не готовы. Можно отметить, что государство имеет возможность оплачивать свою долю за счет земельных участков, зданий, оборудования (основные средства МАКа за год увеличились в 2,3 раза — с 2,08 млрд. до 4,78 млрд. рублей, что говорит в пользу оплаты большей доли допвыпусков аэропорта имуществом), а вот частным инвесторам приходится, как правило, вливать живые деньги. Между тем предельный разумный срок окупаемости для бизнес-проекта — 7 - 8 лет. СИНХ же благодаря получаемым дивидендам от крупнейших предприятий РТ располагает приличным запасом «кэша» для вливания «живых денег».

Шефу СИНХа Валерию Сорокину предстоит распутать и клубок противоречий в отношениях татарстанских авиатранспортных предприятий

«АЭРОПОРТ ДОЛЖЕН БЫТЬ НЕЗАВИСИМОЙ СТРУКТУРОЙ»

Пришествие «Связьинвестнефтехима» в МАК выглядит интересно еще и потому, что, во-первых, эксперты «БИЗНЕС Online» говорили о высокой вероятности появления у МАКа нового крупного акционера — скорее всего, взамен несколько «непрофильного» инвестиционно-венчурного фонда.

Во-вторых, холдинг, получается, все наращивает авиационную составляющую своего бизнеса. Сегодня завершается переход под крыло СИНХа авиакомпании «Ак Барс Аэро» (АБА), а вместе с ней — и двух ее «дочек»: ООО «Аэропорт «Бугульма» и ООО «Авиасервис». Ранее все это хозяйство (а также авиакомпания «Татарстан» — АКТ) находилось под контролем ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс». Но руководство Татарстана в поисках выхода из глубокого кризиса, охватившего авиатранспортную отрасль РТ, приняло решение о смене собственника.

Азат Хаким: «Аэропорт должен быть независимой структурой»

В-третьих, незадолго до расставания холдинговой компании «Ак Барс» с авиабизнесом местное авиатранспортное сообщество начали будоражить слухи о том, что дело может завершиться передачей в хозяйство Ивана Егорова и аэропорта Казань. Дескать, велик соблазн таким способом решить проблему примерно полумиллиардного долга МАКу авиакомпаний «Татарстан» и «Ак Барс Аэро», и эксперты тогда предупреждали о пагубности пути объединения под одной крышей базового перевозчика и аэропорта — это прямой путь к деградации последнего. Поэтому вхождение СИНХа в число акционеров МАКа волей-неволей напоминает об этих опасениях. По мнению председателя совета директоров группы компаний «Тулпар» Азата Хакима, многое будет зависеть от того, продолжится политика подчинения МАКа интересам национальной авиакомпании или нет. «Аэропорт должен быть независимой структурой, — рассказал «БИЗНЕС Online» Хаким. — У нас же его, по сути, подчинили идее национальной авиакомпании и все эти годы выстраивали действия аэропорта под нее. И доподчиняли до того, что 600 миллионов у МАКа недополученной выручки, а это убытки, которые, естественно, влияют на развитие аэропорта. Если эта политика не прекратится, о каком перспективном развитии аэропорта можно говорить? Надо уменьшить влияние этого фактора».

Отметим, что 2013 году при рекордном росте выручки (на 26,2%, до 1,22 млрд. рублей) МАК оказался в непростом экономическом состоянии. Так, основные издержки взлетели на 78,6%, до 950 млн. рублей. Ухудшение отдачи произошло по всем видам деятельности. По «обслуживанию пассажиров» аэропорт получил убыток в 5,3 млн. рублей против прибыли в 38,3 млн. в 2012-м. Убыточными оказались и «взлет-посадка» с результатом минус 20,3 млн. рублей против 32,4 млн. в 2012-м. В балансе МАКа отражен рост дебиторской задолженности на 254 млн. рублей до внушительных 940 млн. рублей (77% от выручки). В итоге в 2013-м чистая прибыль опустилась до смешных 11,15 млн. рублей, рентабельность оборота по чистой прибыли — до 0,9%, а собственного капитала — до 0,6%.

Алексей Старостин: «Думаю, в отчетности мы все отразили — убыток из-за этого показали»

Газета «БИЗНЕС Online» уже высказывала предположение о том, что проблемы связаны с примерно полумиллиардной задолженностью МАКу двух татарстанских авиакомпаний. Это предположение прокомментировал для нашего издания генеральный директор МАКа Алексей Старостин. «Думаю, в отчетности мы все отразили — убыток из-за этого показали», — обтекаемо ответил он. Также Старостин отметил, что все суды у АКТ выиграны и теперь многое будет зависеть от конкурсного управляющего. А с АБА вопрос решается в текущем порядке, сообщил гендиректор МАКа.

«ДЕНЬГИ НАУЧИЛИСЬ ЗАРАБАТЫВАТЬ, А ВОТ КАК ИХ РАСПРЕДЕЛЯТЬ...»

Комментируя приход в МАК «Связьинвестнефтехима», генеральный директор некоммерческой организации «Ассоциация «Аэропорт» Гражданской авиации» Виктор Горбачев не исключил, что холдинг будет стараться получить еще больший контроль над аэропортом: «И здесь есть опасение. С одной стороны, хорошо: появился серьезный инвестор. С другой стороны, основная задача подобных акционеров — извлечение прибыли из того, что они приобрели. А авиация — это все же, так скажем, коммунально-социальный объект для удовлетворения потребностей населения в перевозках. Но уж больно заманчиво то, что стоило, условно говоря, 10 рублей, продавать в два раза дороже! И народ проглотит, будет летать, хотя обиду и оставит в душе... Задача всех этих наших богатеев-объединений типа «Новапорта», «Базэл Аэро», «Реновы» — извлечение доходов и прибыли и перераспределение этих денег куда-то. В результате деньги не приходят в гражданскую авиацию, они уходят в холдинг, в котором чего только нет — «заводы, газеты, пароходы» и так далее. Куда считает нужным босс кинуть деньги, туда он их и кидает. Такие примеры были, когда миллионные и миллиардные доходы авиапредприятий вместо направления на развитие компании уходили непонятно куда... Деньги мы немного научились зарабатывать, а вот как их распределять, пока не имеем европейского понятия. То же самое по самолетному парку. Почему мы с вами летаем на старье? Из-за этого же. Побольше извлечь и поменьше вложить. А поменьше вложить — это взять старую машину, ведь получится намного дешевле, да еще туда пару лишних рядов кресел впихнуть — совсем красота».

Однако местные игроки авиатранспортного рынка полагают, что СИНХ пришел в авиабизнес в целом и в аэропорт в частности, так скажем, добровольно-принудительно. «По большому счету это связано с решением властей Татарстана», — считает Хаким. «Холдинг пошел в авиабизнес, думаю, не по большой охоте, — поделился своим мнением с «БИЗНЕС Onlline» генеральный директор ОАО «Казанское авиапредприятие» Магомед Закаржаев, — неблагодарное дело — исправлять доведенное другими до ручки».

По данным «БИЗНЕС Online», СИНХ уже сделал немалые финансовые вливания для устранения крайне острой проблемы ликвидации долга АКТ и АБА перед рядом российских аэропортов. Но шефу СИНХа Валерию Сорокину предстоит распутать и клубок противоречий в отношениях татарстанских авиатранспортных предприятий.

Сможет ли СИНХ переломить ситуацию в авиатранспортной отрасли Татарстана? (09.06.14-10.06.14)
29%Нет, СИНХ нужен только для того, чтобы вернуть деньги кредиторам «Татарстана» и «Ак Барс Аэро»
7%Да, если СИНХ найдет управленцев за пределами Татарстана
8%СИНХу надо заняться только аэропортом: авиакомпания – безнадежное дело
18%Да, у СИНХа для этого есть и административные, и финансовые ресурсы, и управленческий опыт
37%Нет, авиакомпании «Татарстан» скоро не будет, а за ней последует и «Ак Барс Аэро»
Ваш голос учтен
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (40) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    9.06.2014 08:35

    актив непростой, инфраструктурный, развивать нужно в любом случае.

  • Анонимно
    9.06.2014 09:04

    Конец всем авиакомпаниям, кроме Авиасервиса.

    • Анонимно
      9.06.2014 11:34

      Вслед за авиакомпанией Татарстан нужно было и Ак Барс Аэро ликвидировать, прекратив ее агонию! В принципе, к этому скорее всего, и ведут после образования Авиасервиса. И правильно, это Бугульминское авиапредприятие - пародия, а не авиакомпания. Если уж и создавать что-то стоящее, то с нуля и лучше без участия нынешнего руководства Ак Барс Аэро. А казанский аэропорт вполне самодостаточная единица транспортной инфраструктуры и без базового перевозчика, тем более в настоящее время, когда на рынке авиационных перевозок достаточно сильная конкуренция. Только вот относительно создания в Казани хаба слишком уж... Московским аэропортам не конкурент

      • Анонимно
        9.06.2014 12:03

        Не совсем конкурент,но и работать бы смог.

        • Анонимно
          9.06.2014 13:48

          Возможность работать и не оспаривается, аэропорт Казани нужен. А вот относительно планов создания хаба по типу московских аэропортов... Здесь вряд ли, хотя совсем исключать развитие в этом направлении не следует.

  • Анонимно
    9.06.2014 09:57

    Аэропорт - жемчужина. Из него можно сделать интересный бизнес, особенно после Универсиады. Заводить зарубежные авиакомпании. Открывать новые рейсы. Сделать в конце концов мощный региональный поволжский хаб. Кто будет делать- вопрос. СИНХ точно не будет. Кому продаст актив? Хорошо бы не в офшор... Казанец

    • Анонимно
      9.06.2014 10:15

      Конец пришел гражданской авиации в Татарстане.

    • Анонимно
      9.06.2014 10:41

      Спору нет, аэропорт теперь хорош!Но оставьте мысли про некий мифический "региональный хаб". В каждом провинциальном городе Поволжья уже есть свой аэропортик для полетов в Москву и Турцию...МАКу желаю дальнейших успехов, благополучия и терпения! Они все таки молодцы и у них все получится!

      • Анонимно
        9.06.2014 13:30

        Ну и чем таки "теперь хорош? По сравнению с убогостью которая до него была? Да не смешите мои тапочки. Сравните с любым приличным аэропортом - не беру европейские столицы, хотя бы ту же Анталию возьмите. Население аналогично Казани к слову. Да в нашем аэропорту в зале присесть негде - там тупо места нет. Нечем гордиться, господа. Вы автостоянку одну нашего т.н. аэропорта посмотрите. Ну и далее по пунктам.

        • Анонимно
          9.06.2014 14:11

          А что стоянка-то?! Заехал, поставил машину и лети... Или встречай прилетевших. На счет посидеть - вы в аэропорт для чего приезжаете? Вылететь или тупо посидеть? Места для сиденья есть, они наверняка проектировались с учетом пропускной способности аэропорта, а если кому-то вдруг не досталось, то не нужно сразу винить в этом аэропорт. Вы попробуйте найти сидячее место, например, в Домодедово или в другом европейском аэропорту. Думаю тоже столкнетесь с подобной проблемой, особенно в часы пик. И с каких это пор Анталья стала мерилом европейских аэропортов. В этих аэропортах место присесть тоже нужно поискать, удается только когда уже пройдешь регистрацию и досмотр в зоне выхода на посадку. Так что не все измеряется местами для "посидеть". Казанский аэропорт действительно стал хорошим, облагородился!

          • Анонимно
            9.06.2014 21:26

            В аэропорт добраться три способа - автобус 97, жд экспресс и автомобиль. Первые два неудобны из-за того, что редко ходят и охватывают не все районы. Поэтому автостоянка имеет большое значение. При небольшой интенсивности полетов правильно организовать ее вполне возможно. Да, аэропорт Анталии не эталон, но то, что он лучше казанского видно невооруженным глазом

            • Анонимно
              10.06.2014 08:40

              Вчера был в аэропорту. На стоянке места свободные есть. В чем проблема?

              • Анонимно
                10.06.2014 10:10

                А цене этой стоянки.

                • Анонимно
                  10.06.2014 13:44

                  А вы в московских аэропортах оплачивали стоянку? Или в каком другом аэропорту? Вот и сравните... А вообще есть альтернатива - такси. Я заказываю. А если вылет с семьей, то вообще выгодно получается, если раскидать сумму на всех... Но проблема с транспортом все же есть. Электричка неудобна, особенно для живущих в Приволжском и Советском районах. Пустили микроавтобусы - меньше вместимость, но чаще чем автобус. Но это полумера... В общем как-то нужно решать проблему транспортной доступности аэропорта.

  • Анонимно
    9.06.2014 10:06

    Сорокин, бери себе самолеты, а "рубин" отдай Самаренкину!!!

    • Анонимно
      9.06.2014 10:34

      У Самаренкина есть "Нэфис". Этого более, чем достаточно. Взять в разработку экологию города, и вперед, арбайтен на благо людей. А для развлечения бенди остается.

  • Анонимно
    9.06.2014 10:23

    А почему вылет из Самары в Турцию и Египет дешевле чем вылет из Казани. Разница 12000 рублей на 4 человека если летать в Египет из Самары. Вот так.

  • Анонимно
    9.06.2014 10:40

    Карту посмотрите. Казань южнее Самары. Из Сочи до Стамбула еще дешевле.

    • Анонимно
      9.06.2014 11:02

      Вот о чем и речь - Казань южнее Самары, а цены выше. Кстати, Москва севернее Стамбула и Анталии, а цены на туры туда в полтора раза дешевле именно из Москвы.

    • Анонимно
      9.06.2014 13:09

      Откройте карту и посмотрите кто южнее Казань или Самара. Самара всегда была южнее ;-)))

    • Анонимно
      9.06.2014 14:16

      У Вас карта вверх ногами!)))

  • Анонимно
    9.06.2014 10:55

    сорокин -толковый мужик умный осторожный умеет беречь деньги флаг ему в руки.

    • Анонимно
      9.06.2014 11:27

      Особенно толковый в развале Рубина. Если тоже самое будет в авиации, тогда будем летать только на чужих самолетах.

  • Анонимно
    9.06.2014 12:45

    Раз пришел надо ставить свою команду ЭФФЕКТИВНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ В АЭРОПОРТ

  • N.
    9.06.2014 15:24

    Кошка для себя мышей ловит, а хозяин думает, какая у него ловкая кошка.

  • Анонимно
    9.06.2014 16:44

    У нас хорошо умеют "кидать" иностранных инвесторов...

    • Анонимно
      9.06.2014 19:40

      А кого "кинули"? Не болгарские ли инвесторы-братушки в свое время "кинули" Татарстан, всучив б/у Боинги, один из которых так бесславно закончил свои полеты... И исправно тянули из Татарстана лизинговые платежи, проживав в Казани в роскошном Корстоне!? Думаю, что эти инвесторы неплохие отступные получили, уходя из казанского аэропорта...

    • Анонимно
      9.06.2014 19:53

      Главное, чтобы аэропорт не был зависим от авиакомпаний! Этого делать нельзя ни в коем случае. Это уже проходили, когда авиакомпания Татарстан имела влияние на аэропорт. Аэропорт только и пошел в рост, когда стал самостоятельным, независимым от авиакомпании. Тоже самое и в Бегишево было... Пока аэропорт был филиалом авиакомпании Татарстан, ни о каком развитии и речи не было. Только приобретя самостоятельность, отделившись от авиакомпании, аэропорт тоже стал развиваться.

  • Анонимно
    9.06.2014 18:54

    Нужен реальный специалист разбирающийся в этом деле! Где несешь ответственность за жизни. Отучился бы на это где нибудь или знал всю эту авиационную кухню.

    • Анонимно
      9.06.2014 19:48

      Кухню должен в первую очередь знать повар, а не директор столовой. Короля делает свита! Так что господину Сорокину в этом деле нужно опираться на специалистов аэропорта, возможно где-то что-то подправить, задать направление и держать в тонусе и стремлении развиваться дальше.

      • Анонимно
        9.06.2014 20:00

        В аэропорту нет команды.там один толковый это Старостин

        • Анонимно
          10.06.2014 08:48

          Вот и нужно подправить где-то, как говорится - влить свежую кровь. Но аэропорт должен быть самостоятельным, независимым от авиакомпании. Тем более от такой, как Ак Барс Аэро...

        • Анонимно
          10.06.2014 19:40

          Отсутствие команды не есть отсутствие квалифицированных специалистов.

  • Анонимно
    9.06.2014 20:27

    Уважаемый Саранкин, мы у вас 10 тыс.рублей для проведения сабантуя просили, позор-отказал.Праздник - всенародный,часть ихней доли у вас накопилась, к сожалению!Будьте здоровы-Землячество.

  • Анонимно
    9.06.2014 20:48

    Я так понял аэропорт идет на рекорд, до долга в миллиард!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль