Общество 
9.06.2014

Как агрокомпания из Астрахани совершит газовую революцию в Татарстане

Татарстан перехватил пилотный проект «Газпрома» по строительству мини-заводов по производству сжиженного газа

В Тюлячинском районе РТ накануне стартовало строительство частного мини-завода по производству сжиженного газа, который станет одним из первых подобных проектов в России. Заказчиком строительства и будущим владельцем завода с миллиардными инвестициями выступает малоизвестная астраханская компания «Семирамида». Как выяснила газета «БИЗНЕС Online», поддержку проекту оказывают «Газпром» и правительство Татарстана, гарантирующее сбыт продукции. Несмотря на это, на окупаемость планируется выйти только через 7 - 8 лет, а эксперты обещают многочисленные трудности пионерам отрасли.


«ТУРКМЕНИЯ... ТО ЕСТЬ ТАТАРСТАН ОПЯТЬ ВПЕРЕДИ ВСЕЙ РОССИИ»

В Тюлячинском районе накануне в торжественной обстановке дали старт строительству частного мини-завода по производству сжиженного газа. В церемонии закладки капсулы приняли участие президент Татарстана Рустам Минниханов, заместитель председателя правления ОАО «Газпром» Валерий Голубев, председатель Думы Астраханской области Александр Клыканов, заместитель председателя Госсовета РТ Александр Гусев, генеральный директор ОАО «Газпром Трансгаз Казань» Рафкат Кантюков, глава Тюлячинского района Ильдус Зарипов. Формальные хозяева торжества — топ-менеджеры астраханской компании ООО «Агропромышленный комплекс «Семирамида», которая заявлена как заказчик строительства и будущий владелец завода в Тюлячах, всю церемонию скромно простояли в сторонке.

«В принципе, у нас по газификации вопросов нет, только новые микрорайоны и очень отдаленные населенные пункты остались неподключенными к газу. Татарстан — один из самых газифицированных регионов России. Но время не стоит на месте. Нужны новые проекты, — начал свое приветственное слово Минниханов. — Как раз такие проекты дадут Татарстану новое конкурентное преимущество. Расширение потребления природного газа значительно улучшит экологию, снизит себестоимость перевозок. Кроме этого, мы получим возможность доставлять газ туда, куда раньше нам нецелесообразно было подводить газопровод».

По словам Минниханова, правительство Татарстана взяло на себя обязательство сформировать рынок сбыта и показать перспективность этого направления. Президент выразил уверенность в успехе проекта. «Газпром» строит комплекс, а мы обеспечим его эффективную загрузку», — сказал президент РТ.

В ответном слове Голубев не скупился на дифирамбы Татарстану. «Безусловно, Туркмения опять... то есть Татарстан опять впереди многих регионов России. Раньше он опережал всех в газификации населенных пунктов, а теперь показывает пример в применении новых технологий», — сказал он. Оговорка в названии республики, как говорится, по Фрейду, ведь Туркмения — один из главных конкурентов России на газовом рынке.

После обмена любезностями ведущая пригласила почетных гостей замуровать в основание будущего завода капсулу со стихотворным посланием к потомкам, которым пожелали побольше света и энергии.

Закинув мастерком свою порцию раствора в отверстие с капсулой, Минниханов пропустил вперед других участников церемонии, а сам увлеченно стал фотографировать на свой iPhone информационные стенды, изображения которых вскоре появились на его страничке в Instagram.

НЕПРОСТАЯ КОМПАНИЯ

Информация, написанная на стендах, гласила, что завод планируется запустить в первом квартале 2016 года. Производительность комплекса по сжижению природного газа составит 56 тыс. т в год с возможным увеличением объема выпускаемой продукции до 112 тыс. т в год. Его стоимость составит $60 млн. (2,1 млрд. рублей). Внутренняя норма доходности проекта должна достичь 13%, что обеспечит возврат вложений за 7,3 года.

Ранее председатель совета директоров «Семирамиды» Ринат Давликанов называл другую сумму необходимых инвестиций в проект — 3 мдрд. рублей. По видимости, в ней учитывались расходы на создание инфраструктуры сбыта СПГ.

Как уже говорилось, заказчиком строительства завода и будущим его владельцем является зарегистрированное в Астраханской области в 2010 году ООО «Агропромышленный комплекс «Семирамида». Его уставной капитал по данным на конец мая составляет 12,5 тыс. рублей. Единственным владельцем компании числится Игорь Воргулев.

Впрочем, компания явно непростая — она имеет обширные связи среди депутатов Астраханской думы (приезд в Тюлячи председателя местного законодательного собрания чего только стоит) и покровительство у всесильного «Газпрома». Поэтому неудивительно, что компания смогла получить заем на реализацию проекта.

Более того, чуть более года назад аналогичный проект «Семирамида» начала реализовывать у себя в Астраханской области. Однако после торжественной закладки капсулы строительных работ там практически не ведется. Завод до сих пор находится на стадии проектирования. Сами представители «Семирамиды» не исключают, что татарстанский проект будет реализован быстрее астраханского.

ТАТАРСТАН ПОШЕЛ НА ПЕРЕХВАТ

Оказалось, что в некотором смысле виной этому было активное лоббирование руководством Татарстана тюлячинского проекта. «Мы их перехватили, сказали, давайте сначала у нас постройте, в Татарстане», — раскрыл «БИЗНЕС Online» подоплеку проекта генеральный директор ОАО «Татнефтехиминвестхолдинг» Рафинат Яруллин. По его мнению, «Газпром» принимает непосредственное участие в реализации этого проекта — выделил заводу необходимую квоту на газ и, может быть, даже помог с кредитом.

По мнению Яруллина, чтобы удовлетворить все потребности Татарстана в СПГ, потребуется около десятка подобных заводов. При этом он затруднился оценить объем рынка. «Кто его знает? Никто пока не может сказать. В России всего два-три подобных завода. Надо построить пилотный завод в Татарстане и начать сбывать продукцию. Там видно будет», — сказал генеральный директор ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг».

КАМАЗ ВЫБИРАЕТ СЖАТИЕ

Интерес руководства республики к этому проекту легко объясним. Напомним, что, согласно принятой в прошлом году программе «Развитие рынка газомоторного топлива в РТ на 2013 - 2023 годы», на газ должны постепенно перевести муниципальный транспорт республики, а также сельхозтехнику, ЖКХ и автомобили скорой помощи.

Решение о форсировании темы СПГ было принято на состоявшемся в начале этого года заседании совета директоров ОАО «Татнефтехиминвестхолдинг». Тогда же впервые было озвучено намерение построить в Тюлячах завод СПГ с участием «Семирамиды». Начальник управления транспорта департамента инвестиций и строительства ОАО «Газпром» Виктор Рахманько назвал этот проект вторым после астраханского пилотным проектом «Газпрома» в России по строительству малотоннажных заводов по производству СПГ. По его оценке, мощности тюлячинского завода хватит для эксплуатации порядка 1 тыс. автомашин.

Тогда же Минниханов потребовал внести необходимые изменения в республиканскую газовую программу и скоординировать реализацию этого проекта с ОАО «КАМАЗ» и другими основными потребителями.

По словам Яруллина, имеются очевидные преимущества сжиженного газа перед компримированным (сжатым), который до последнего времени был главным приоритетом при реализации программы перевода на газ транспорта в Татарстане. «КАМАЗ сейчас продвигает проект грузовиков на компримированном природном газе. По сравнению с этой технологией у сжиженного газа есть большие преимущества. Во-первых, требуется меньший объем заправочных баков — компримированный газ сжимает свой объем в 200 раз, а сжиженный — в 600. Во-вторых, так как нет большого давления, не надо возить большие и тяжелые баллоны, а значит, возрастает грузоподъемность автотранспорта. В-третьих, чтобы заправить грузовик сжатым газом, требуется порядка 20 минут, а жидким — считанные минуты, как бензином. То есть уменьшается простой техники, что важно для бизнесменов», — рассказал он. Однако, по словам Яруллина, КАМАЗ пока только ограничивается экспериментами со сжиженным газом, опытную эксплуатацию проходят лишь два их грузовика на СПГ.

Прохладное отношение к сжиженному газу фактически подтвердил «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы ОАО КАМАЗ Олег Афанасьев. По его словам, строительство завода по производству сжиженного газа никак не отразится на планах компании по газомоторному направлению. «О возможности использовать в работе сжиженный газ пока речи не идет», — отметил он. По словам Афанасьева, в прошлом году КАМАЗ выпустил 800 грузовиков, работающих на сжатом природном газе, в этом году планируется выпустить 1,5 тыс., а на следующий год закладывается 2,1 тыс. грузовиков.

«БИЗНЕС СТРОИТСЯ НА КОСТЯХ ПИОНЕРОВ»

Любопытно, что к событию в Тюлячах проявили интерес и некоторые российские инжиниринговые компании, которые также работают над проектам мини-заводов СПГ. В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» председатель совета директоров компании «Газтехимпот» Татьяна Бондаренко отметила, что на рынке пока не существует единых подходов, происходит острая борьба разных производителей, предлагающих отдельные узлы и разные технологические решения по сжижению газа. Инжиниринговые компании занимаются тем, что стараются оптимальным для заказчика образом скомплектовать разнообразное оборудование в единую технологическую цепочку.

Однако, по ее словам, главная проблема в том, что в России нет необходимых нормативных документов — СниП для подобных проектов. Приходится каждый раз разрабатывать специальные ТУ, которые около полугода утверждаются в минстрое РФ. И только потом можно приступать к проектированию. «У пионеров в этой области свои трудности, и очень большие. Есть даже такая поговорка: бизнес строится на костях пионеров. Уже позже, когда будет проанализирован опыт первых мини-заводов СПГ, появятся их типовые проекты. Но пока очень тяжело», — отметила Татьяна Бондаренко.

«100 ПРОЦЕНТОВ ГАЗИФИКАЦИИ? ТРУДНО ПОВЕРИТЬ В ЭТУ ЦИФРУ...»

Более подробно об астраханской компании и о тюлячинском проекте корреспонденту «БИЗНЕС Online» рассказал в интервью технический директор «Семирамиды» Леонид Рубинштейн.

— Почему агропромышленная компания вдруг стала заниматься сжиженным газом?

— У «Семирамиды» есть агропромышленное направление, но оно к этому проекту никакого отношения не имеет. В компании работают специалисты, имеющие огромный опыт в реализации газовых проектов. Мы считаем, что газовое направление очень перспективно. Наша компания не обладает огромными активами, зато обладает огромным опытом в газоперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Наши партнеры — крупные российские компании, которые умеют решать вопросы по поставкам оборудования и технологий.

— Непонятна логика «Газпрома»: почему он сам не строит такие мини-заводы? Тогда бы он забирал себе всю прибыль...

— Есть решение председателя правления «Газпрома» Миллера о том, что компания концентрирует свои усилия на добыче, транспортировке и продаже газа. А вот строительством малотоннажных производств должны заниматься независимые компании. Я думаю, это абсолютно верное решение.

Пока «Семирамида» выступает в роли заказчика и застройщика проекта. Она организовывает финансирование. У «Газпрома» есть уполномоченная дочерняя компания «Газпром газомоторное топливо», которая занимается его реализацией. Как будут выстроены отношения с этой компанией, будет зависеть от решения акционеров. Я на этот вопрос не могу ответить.

— На каких рынках сбыта будет реализовываться продукция этого завода?

— Это очень сложный вопрос. Несмотря на то, что СПГ — очень перспективное топливо, в России сформированного рынка сбыта у него, к сожалению, пока нет. Рынок придется готовить параллельно со строительством комплекса.

— Странно начинать достаточно крупный бизнес-проект, не имея представления о том, где будет реализовываться получаемая продукция...

— Почему же? Мы знаем. На наш взгляд, самый интересный рынок — местный. Пока мы не предполагаем поставлять СПГ в другие регионы. Мы уже договорились с крупнейшими сельхозпроизводителями Тюлячинского района и своими партнерами среди российских компаний, что будем переводить на СПГ всю местную сельхозтехнику. Разумеется, это непростой вопрос, требующий серьезной проработки технологических решений. Но этот вопрос решаемый.

— Сельхозтехника одного района — не слишком мелкий рынок для завода?

— У нас все-таки мини-завод, объемы его производства небольшие — всего 56 тысяч тонн в год или 155 тонн в сутки. Так что будем развиваться поступательно — параллельно со строительством завода, будем готовить рынок на этот объем реализации. Если мы увидим, что рынок начинает расти, то мы тоже начнем увеличивать производство. Тем более что заложенная под проект инфраструктура рассчитана на 112 тысяч тонн. В случае необходимости мы всегда можем оперативно установить дополнительные модули по сжижению газа. Это будет выгодней, чем заново строить еще один завод.

— Намерены ли вы сотрудничать с крупными компаниями, такими как КАМАЗ? Они сейчас тоже активно развивают газомоторное направление.

— КАМАЗ достаточно сложное в плане структуры предприятие. Посмотрим, удастся ли нам договориться с ними о сотрудничестве... Вообще, с помощью СПГ можно провести газификацию отдаленных и малонаселенных поселков, в которые прокладывать трубопровод экономически нецелесообразно.

— Но в Татарстане уже 100-процентная газификация сел...

— Сколько? 100 процентов? Трудно поверить в эту цифру... Тем не менее рядом с Татарстаном расположены регионы, где совсем другая ситуация с газификацией населенных пунктов. А плечо в 500 - 600 километров не является критическим для рентабельности перевозки СПГ автотранспортом.

— Тем не менее подключиться к магистральному трубопроводу можно было бы и ближе к основным рынкам сбыта. Почему выбраны именно Тюлячи, расположенные в самом центре Татарстана и на удалении от основных федеральных магистралей?

— Выбирая место строительства завода, мы ориентировались на благоприятный инвестиционный климат в Татарстане. Подобного рода проекты надо развивать там, где правильное отношение со стороны руководства региона, где есть опытные люди и можно подобрать специалистов. Поэтому и отношения к данной стройке у нас как к первоочередному проекту. В Татарстане очень удобно работать, здесь есть понимание, что это перспективно. Не хочу никого обижать, но начать бы подобный проект, например, в Марий Эл, было бы намного сложнее.

— Руководство Татарстана пообещало какие-то преференции этому проекту?

— Мы очень надеемся, что они будут, например, по стоимости электроэнергии. Так же помощь государства была бы чрезвычайно важной при формировании рынка сбыта СПГ. Впрочем, у нас нет пока соглашения с властями республики, так что пока об этом преждевременно говорить.

— Кто будет создавать сеть реализации СПГ: газозаправочные станции, газовозы и так далее?

— Структура, безусловно, будет создаваться. Но кто это будет делать — пока не решено.

— Когда планируется запустить завод в эксплуатацию?

— В начале 2016 года. По всей видимости, Тюлячинский завод станет нашим первым запущенным в эксплуатацию проектом.

— А как же ваш завод в Астраханской области, закладка которого прошла больше года назад?

— Закладка — это одно, а начало строительства — это другое. Татарстан более подготовлен к этому проекту, здесь люди другие, более опытные. Не знаю, посмотрим.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (18) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    9.06.2014 08:44

    Вероятно в регионе не подготовленность к подобному проекту другая, вероятно тут ментальность менеджеров другая, они не такие временьщики а - ля РахманенКО и Рубинштейн, - они знают что им, на этой земле жить и своих детей взращивать. Они думают как воплотить в дело, а не осуществить проект "откат - распил".

  • Анонимно
    9.06.2014 09:16

    Местные менеджеры не временщики, и за проект душой сердцем болеют, не как иные карманом .

  • Анонимно
    9.06.2014 10:04

    Очень знаковое событие !!! Огромное спасибо РУСТАМ НУРГАЛИЕВИЧ !!!
    за газом будущее и принять его как моторное топливо надо повсеместно,очень надеемся что этот завод не последний.

  • Анонимно
    9.06.2014 10:05

    Почему Тюлячи?

  • Рамиль
    9.06.2014 10:14

    Будущее- за топливными элементами.

    • Анонимно
      9.06.2014 10:48

      Бугагашеньки! А также за сланцевым газом и глобальным потеплением.

  • Анонимно
    9.06.2014 10:52

    На первый взгляд - проект реализуют неопытные в этом деле люди. Как, чего будет толком не знают. Я думаю проект провальный, чтобы такие проекты реализовывать нужны развитая инфраструктура потребителей.

    • Анонимно
      9.06.2014 11:41

      Это кто не опытный - Минниханов?!? Ну ну. На самом деле это очередная попытка вырваться из порочного круга когда газпром не строит заправки иззи отсутствия потребителей т.е. автомобилей и тракторов, а машиностроители не выпускают их потому что негде заправлять.И я ОЧЕНЬ надеюсь, что у Минниханова наконец все получится. Потому что газмобили это РЕАЛЬНАЯ альтернатива электромобилям причем не только экономическая , но прежде всего экологическая. Когда говорят о электромобилях ОЧЕНЬ много "лукавят" обсуждая только экологичность и экономичность эксплуатации, при этом ни слова о экологичности производства и утилизации аккумулятор в которых полно токсичных металлов, но о том откуда возьмется электричество. Только для Казани при полном переходе на электромобили потребуется как минимум 4 атомных энергоблока.

  • Анонимно
    9.06.2014 11:08

    Будет поставщик газа для АГЗС республики!
    А то Казанская кустовая база уже совсем наглеет из-за монополии.

  • Анонимно
    9.06.2014 11:24

    Республика Татарстан потребляет очень много сжиженного газа в виде газомоторного топлива. Основными игроками на рынке являются:Газпром сжиженный газ/нижнекамская,Казанская,Буинская кустовые базы/, Татнефть Альметьевск.
    весь газ которые продают эти гиганты покупается на УРА.
    Далее ещё стоит упомянуть что на рынке есть независимые трейдеры которые завозят газ с других регионов и реализуют в Татарстане.
    транспортное плечо в 500-700км не проблема и окупаемо.
    Газ завозят из Башкирии,Чайковского и Ульяновска.
    Рынок газомоторного топлива для сжиженного газа практически безграничен т.к. количество автомобилей растёт а экология и экономика оставляют желать лучшего.

    Если МРН покажет пример использования сжиженного газа как моторного топлива в с/х то это частично реанимирует плачевную ситуацию.

    газовик.

    • Анонимно
      2.08.2014 12:48

      Газовик, ты сжиженный пропан-бутан с сжиженным метаном то не путай, там несколько отличий есть.

  • Анонимно
    9.06.2014 12:21

    Ali. Своевременно.! За СПГ будущее.

  • Анонимно
    9.06.2014 15:40

    уважаемая БО раз уж вы не пропустили мой критический коммент, то не могли бы вы провести сами так сказать финансовую разведку и провести анализ фирмы с основным видом деятельности овощеводство??? и спросить все заинтересованные стороны зачем и почему эта фирма здесь???? так же хотелось бы получить более подробный анализ неудач этой фирмы у себя дома в Астраханской области. спасибо.

  • Анонимно
    9.06.2014 20:01

    Заказчик "Семирамида" из Астрахани, а проектный институт интересно какой и откуда?

  • Анонимно
    9.06.2014 22:28

    Друзья какая разница какая у фирмы репутация и кто что проектировал и кто утверждал документацию и тд ??? Надо смотреть в глобально !!!
    во-первых репутация это понятие относительное и когда речь идёт о больших деньгах значение репутации ничтожно. Пример:все знаем агрохолдинг Вамин или как он сейчас называется...неважно. Многие комментаторы писали что в продукцию добавляются пальмовые масла,консерванты а молоко с ферм приходит с коровьим помётом и гноем но продукцию потребляют и уходит она без проблем.
    другой пример:все знают что шаурму в ларьках готовят в антисанитарных условиях,ларьки не имеют водопровода и канализации но ларьки растут как грибы после дождя и есть шаурму меньше не стали. Примеров масса господа.
    Во-вторых: касательно проектирования и утверждения документов. Могу сказать следующее что на закладке присутствовали президент РТ,глава трансгаза,высокопоставленные гости с другого региона. МРН отвечает за проект своим словом и авторитетом и он заинтересован в успехе мероприятия. Завод это не торговый центр а технологический процесс и обслуживать его будут образованные люди и получать соответствующие деньги,будущий завод вдохнёт жизнь в район,в район будут приежать бизнесмены,инвесторы,газовозы будут приежать за газом и тд все эти мероприятия дадут толчок к развитию инфраструктуры района и это опять новые рабочие места и объекты.
    Газпром не допустит провала проекта и из-за этого первый завод доверили Татарстану и лично МРН.

    р.s. Использование спг как моторного топлива очень выгодно в финансовом плане и безопасно на практике. Посмотрите на количество авто на газу и количество агзс в н.челнах,альметьевке,Елабуге и других городах закамья. Они давно поняли что спг это выгодно и безопасно,заправки в челнах каждый километр и все работают дружно.

    РУСТАМ НУРГАЛИЕВИЧ ЕСЛИ ВЫ ЧИТАЕТЕ БИЗНЕС ОН ЛАЙН ТО ОГРОМНОЕ СПАСИБО ВАМ ЗА ЭТОТ ЗАВОД И ПОЖАЛУЙСТА ПУСТЬ ОН БУДЕТ НЕ ПОСЛЕДНИМ !!!

    уважаемым модератор пропустите комментарий,заранее спасибо.

  • Анонимно
    10.06.2014 00:28

    )Тема интересная, но сырая. Для реализации данного проекта необходимо строить новые пункты реализации или дополнять действующие АЗС (АГЗС) заправочными терминалами. СПГ (сжиженный природный газ)кардинально отличается от сжиженного газа (пропан, бутан). Следовательно, СПГ невозможно реализовывать на действующих АГЗС!!!Для перевода техники на СПГ, необходимо специальное оборудование стоимость которого составляет от 40000,0 рублей и выше. Самый идеальный вариант, универсальный газовый двигатель, чтобы работало на любом газе (Пропан, СПГ и КПГ).Думаю, что без поддержки государства сельхозпроизводителю будет нелегко. Удачи:)

    • Анонимно
      10.06.2014 08:47

      Делитант !!!
      сжиженный и сжатый газ это разные вещи. Количество агзс в РТ предостаточно,практически в каждом районе РТ есть агзс,во многих районах по несколько агзс т.к. востребованы рынком.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль