Общество 
9.06.2014

Казанский Кремль посулил финансовый пряник «самообложенцам» на селе

МИЛЛИОНУ СЕЛЬСКИХ ЖИТЕЛЕЙ МЕСТНЫЕ ВЛАСТИ МОГУТ ПРЕДЛОЖИТЬ СКИНУТЬСЯ НА БЛАГОУСТРОЙСТВО

Сегодня в поселке Васильево активно обсуждается нетривиальное для нашего политического климата мероприятие — предстоящий референдум по самообложению. Местные депутаты предложили народу раз в год скидываться по 100 рублей на содержание дорог и уличное освещение. К каждому собранному людьми рублю республика добавит еще четыре. Как выяснилось, шанс поспонсировать личным рублем щебенку, воду и канализацию могут получить миллион сельских жителей: серия референдумов вот-вот прокатится по республиканской глубинке. Таким образом Татарстан масштабно обкатывает систему добровольных муниципальных налогов. Как рассказал «БИЗНЕС Online» глава Зеленодольского района Александр Тыгин, есть идея провести такой референдум и в 100-тысячном Зеленодольске.

4.jpg
В Васильево местные депутаты предложили народу раз в год скидываться по 100 рублей на содержание дорог и уличное освещение

УДАРИМ САМООБЛОЖЕНИЕМ ПО БЕЗДОРОЖЬЮ

Сегодня в Васильево началось обсуждение референдума по самообложению — извещение о нем в минувшую субботу опубликовано поселковой газетой. Референдум пройдет здесь впервые, он назначен на 22 июня.

«Согласны ли вы на введение средств самообложения в 2014 году в сумме 100 рублей на каждого совершеннолетнего жителя и направление полученных средств на содержание уличного освещения и дорог в границах поселка городского типа Васильево?» Такой вопрос зададут всем, кто имеет право голоса и придет на избирательные участки аккурат в 73-ю годовщину с начала Великой Отечественной войны. Это практически намек: мол, всем миром встанем на борьбу с разрухой и ударим самообложением по бездорожью и уличной тьме. Решение о референдуме васильевские депутаты приняли на совете в апреле.

Глава поселка Олег Антонов в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» рассказал, что проблема дорог в Васильево острейшая. «Из 70 километров дорог лишь 25 имеют какое-то покрытие, — объяснил он. — Денег на ремонт нет, на сегодня есть единственный вариант попробовать собрать по рублю, а государство даст четыре».

Средства выделяются согласно выпущенному 22 ноября 2013 года постановлению кабмина №909. Формула республиканского софинансирования местного самообложения предусматривает как раз такую пропорцию. Объем трансфертов равен четырехкратному размеру поступивших на казначейские счета поселений средств самообложения граждан, следует из документа. Собственно самообложение предусматривается законом №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и рядом положений Бюджетного кодекса. Средства могут направляться на решение любых вопросов местного значения — от дорожных работ и вывоза мусора до прокладки водопровода или обустройства пляжей.

Если опыт окажется успешным, на будущий год референдум планируется повторить, добавил Антонов. Шутка ли — только право голоса в поселке имеют свыше 13 тыс. человек. С учетом освобожденных от платежа льготников, если хотя бы 10 тыс. васильевцев скинутся по 100 рублей, это уже миллион, надеется глава. А с учетом республиканской помощи — все 5 млн. рублей. Вроде немного, но... Сейчас в поселке развернуты дорожно-ремонтные работы — продолжается засыпка щебенкой дорог, центральные улицы «закрыты» ямочным ремонтом, некоторые участки улиц «закатаны» новым асфальтом. Цена этого дорожного ремонта на площади почти 8 тыс. кв. м — 17 млн. рублей. Хотя цена отсутствующих дорог — под миллиард, эмоционально оценил проблему глава поселка.

Сельские жители могут получить шанс поспонсировать личным рублем щебенку, воду и канализацию

Организация референдума, понятно, дело хлопотное, рассказали в исполкоме поселка. Местный избирком уже готовится, вот-вот начнется рассылка приглашений. Голосование на участках развернется в воскресенье, 22 июня, с 7:00 до 22:00, при уважительной причине к васильевцам, как положено, придут на дом.

Референдум состоится, если явка будет 50%. И решение будет утверждено, если с самообложением согласятся более половины голосовавших. Такая форма самоуправления хорошо работает на селе, где все друг друга знают. Но в поселке с без малого 20-тысячным населением это задача не из легких, наложенная на лето, выпускные вечера, ЕГЭ и прочие проблемы июня.

«НЕ ТОЛЬКО В ФОРМАТЕ «ДАЙТЕ НАМ», НО И «ДАВАЙТЕ СДЕЛАЕМ ВМЕСТЕ»

В Зеленодольском районе примерно половина сельских поселений в этом году планирует провести такие референдумы. Но Васильево станет, возможно, крупнейшим населенным пунктом Татарстана, где жителям предложат добровольно скинуться на благоустройство. Об этом «БИЗНЕС Online» рассказал глава Зеленодольского района Александр Тыгин.

«Примерно половина поселений получат средства на организацию референдумов, — сказал он. — Сложно предположить, какую сумму удастся собрать в итоге, но здесь и со стороны республики будет поддержка. Позитив в том, что люди сами определят, сколько собрать, на какие цели и как все это будет расходоваться. Это самое правильное. Мы увидим институт местного самоуправления не только в формате «дайте нам», но и «давайте сделаем сами».

Александр Тыгин: «Мы увидим институт местного самоуправления не только в формате «дайте нам», но и «давайте сделаем сами»

Поселок Васильево крупнее, чем пять муниципальных районов РТ, и побольше, чем десяток районных центров Татарстана. Результат голосования предсказать сложно, такого опыта еще не было. Но, по мнению Тыгина, начинать когда-то надо. Успех в поселениях района во многом зависит от убедительности глав, от того, как к этому отнесутся люди. Если местная власть активна, у нее есть авторитет, люди сделают выбор, уверен глава района.

Есть идея провести такой эксперимент и в стотысячном Зеленодольске.

«Есть задумка, но сдерживает немного неготовность самого механизма, — добавил Тыгин. — И мы хотим получить опыт — Васильево все-таки крупное поселение. Получим опыт, потом подойдем и к городским вопросам».

Опыт решения местных вопросов совместно с горожанами уже есть, и он будет продолжен. Во-первых, все допдоходы этого года (если они появятся) направят на благоустройство: дороги, улицы, дворы. А во-вторых, на условиях софинансирования с населением планируется решить вопросы твердого покрытия некоторых улиц — городской бюджет выделит на это 9 млн. рублей, еще столько же предстоит собрать людям. Асфальтовый гранулят, который срезали в ходе ремонта с городских дорог, уложат на их улицах.

«Формат однозначно будет такой: если вы хотите, чтобы улица была красивой, давайте делать это вместе, — объяснил идею Тыгин. — Три улицы готовы к этому, мы сейчас готовим документацию. В прошлом году такой опыт уже был, также совместно делали три улицы».

Самообложение граждан сегодня распространено по всей стране, правда, где-то только намечены референдумы, а где-то, например в Кировской области, оно успешно применяется несколько лет. Ее губернатор Никита Белых неоднократно подчеркивал, что самообложение на территориях позволяет людей вовлечь в процесс развития своих поселков.

Строго говоря, о самообложении граждан в Татарстане говорят несколько лет, хотя до повсеместных референдумов дело и не доходило. Так, еще в 2012 году на заседании VII съезда совета муниципальных организаций РТ его председатель Минсагит Шакиров назвал самообложение резервной мощностью муниципалитетов для решения местных вопросов. Тем более что полномочий у поселков много, а финансирования нет. А недавно, в мае этого года, президент Татарстана Рустам Минниханов на совещании в Елабуге вновь поднял эту тему, призвав сельские поселения к самообложению и пообещав соответствующее софинансирование со стороны республики.

«Формат однозначно будет такой: если вы хотите, чтобы улица была красивой, давайте делать это вместе», — объяснил идею глава Зеленодольского района

НАРОД В МЯТЕЖНЫХ ЧИСТОПОЛЬСКИХ ВЫСЕЛКАХ ПОДУМАЕТ О САМООБЛОЖЕНИИ

Стоит добавить, что в ряде районов Татарстана опыт самообложения уже «обкатывался» и раньше. Но после того как казанский Кремль посулил финансовый пряник, аналогичное голосование намечают власти многих районов.

Например, в середине мая глав сельских поселений на соответствующем совещании убеждал глава Чистопольского района Ильдус Ахметзянов. По его мнению, новое — хорошо забытое старое: подобная практика сборов на местные нужды была принята в СССР. «Нужно с людьми провести разъяснительную работу, — предложил Ахметзянов, обращаясь к главам сельских поселений. — Надеемся на положительный исход. Надо воспользоваться возможностью, предоставленной государством. Ведь не всегда так будет, чтобы к каждому собранному нами рублю республика добавляла еще четыре. Это будет существенным подспорьем в решении местных проблем».

Как рассказала «БИЗНЕС Online» депутат Вера Князева, сегодня на сходе граждан в селе Чиспопольские Выселки, возможно, тоже пойдет речь о самообложении. Село известно тем, что 9 мая 2011 года народ на фоне митинга Дня Победы объявил поход за достойную жизнь. Проблемы дошли до такой степени, что людям, живущим в прямой видимости от города, приходилось ездить туда за водой. А в случае дождя дороги становятся абсолютно непролазными. Доведенные до отчаяния обычно терпеливые сельчане единодушно потребовали решения своих вопросов, благо чиновного «футбола» своих письменных посланий к тому моменту натерпелись тоже изрядно. И хотя районных властей на митинге не было, через неделю чиновники все-таки зашевелились и приехали разбираться.

«Сейчас они хотят войти в эту программу, сегодня здесь будет сход граждан, — рассказала Князева. — Пока в городе о референдумах не слышно, на городском совете это не обсуждали». Однако что-то делать надо: в республиканском рейтинге Чистопольский район скатился до 43-го места, добавила Князева.

«ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ЖИТЬ ХОРОШО И КРАСИВО,
НЕ НАДО ЖДАТЬ ТОЛЬКО ГОСУДАРСТВА, ОНО НЕ ВСЕ МОЖЕТ»

Эксперты прокомментировали «БИЗНЕС Online» новую инициативу по самообложению граждан.

Николай Рыбушкин — член комитета Госсовета РТ по государственному строительству и местному самоуправлению:

— В ходе развития местного самоуправления мы почувствовали на примере таких небольших поселков, что права-то были переданы, а целый ряд полномочий либо вообще не был профинансирован, либо был профинансирован недостаточно. Отсюда и эти инициативы. Но я думаю, что эти предложения появились не только из-за того, что им на что-то не хватает средств, но и из-за того, что у граждан растет самосознание. Население приходит к выводу: для того чтобы жить хорошо и красиво, не надо ждать только государства, оно не все может. Что-то должны делать и сами жители. Само участие в этом процессе жителей поселков говорит, что им небезразлично, как вокруг него живут, что творится. Это важно.

Марсель Шамсутдинов управляющий ГК «Райден» (житель Васильево):

— Я бы дал 100 рублей, я за любое движение к самоуправлению, к самообеспечению граждан. Тем более если рычагом в 100 рублей в 5 раз увеличивается сумма поступлений. Может быть, после этого жители, особенно молодежь, будут лучше относиться к своей территории.

Но с другой стороны, мы платим налоги — и немалые. И хотелось бы, чтобы местные, республиканские власти обеспечили функционирование поселений, деревень, городов. Я как местный житель Васильево, как владелец недвижимости плачу достаточно большие налоги — 40 с лишним тысяч в год за собственный дом. Это большие деньги. И таких, как я, примерно человек 50 на весь поселок — люди, которые построили хорошие дома, зарегистрировали их и платят налог на имущество. А раз не хватает средств, это говорит о непрофессионализме, о неправильном перераспределении финансовых средств.

Поселки сегодня сидят без денег, потому что местному самоуправлению дали, как я говорю, «полтора налога»: целиком налог на землю и 10 процентов от подоходного налога — это практически ничего! Еще налог на имущество физических лиц. Но у нас многие дома стоят еще с советских времен, их жители платят по 300 рублей в год. Местное самоуправление — это хороший лозунг, но я склонен верить делам, а не словам. Наша бюрократическая власть, демагогически провозгласив самостоятельность и самоуправление населения, сделала все, чтобы этого не допустить. Оставила «полтора налога» и сказала: «Живите, вы теперь самостоятельные!»

Призыв скинуться, с одной стороны, показывает неправильное перераспределение средств между федеральным центром, республикой и местными поселениями, с другой — ну хоть какое-то самоуправление и инициативу граждан.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (63) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    9.06.2014 11:37

    а может просто чуть поменьше воровать? тогда, глядишь, и на дорогу с освещением деньги найдутся.

  • Анонимно
    9.06.2014 11:37

    опять грабеж простого народа

  • Анонимно
    9.06.2014 11:40

    народ должен спонсировать коррупцию?

  • Анонимно
    9.06.2014 11:46

    В Балтасях уже прошел- на строительство парка. По 200 руб с человека.
    Но информации было ноль, поэтому народ не понял, мои родители пенсионеры, голосовали против.

  • Анонимно
    9.06.2014 11:56

    Совсем уже обалдели, а зачем тогда жителяем платить налоги, если государство им не предоставляет нормальные условия для жизни. Смысл платить налоги повторно. Давайте может быть начнем с открытого обсуждения бюджета и затрат по всему Зеленодольскому району. Пусть в нормальном виде предоставят всю информацию куда и как расходуются бюджетные средства, кто из аффилированных организаций выигрывает большинство конкурсов. Пусть Счетная палата проверит эффективность использования государственного имущества.Мне кажется лучше с этого начать, а как люди увидят реальную ситуацию и открытость власти, так возможно и желание помочь появится

  • Анонимно
    9.06.2014 11:56

    такой референдум ни кем контролироваться не будет и соответственно все "нарисуют" как надо: и проголосовавших будет более 50% (хотя многие наверно и не знают об этом референдуме-грабительстве), и "согласных" будет более 50%. Если уж у государства есть эти 4 рубля, почему бы их так не дать под определенные цели. Очень хитрый ход. В этом году 100 руб., на след. будет 500 руб. Издеваются в открытую..

  • Анонимно
    9.06.2014 11:56

    Ни стыда ни совести

  • Анонимно
    9.06.2014 11:57

    совесем уже что ли? это равносильно тому пусть народ скинеться мне на машину, чтоб я место в автобусе не занимал. Чтоб скидываться по 100 рублей, нужно и зарплату существенно прибавить. наглёш уже.

  • Анонимно
    9.06.2014 11:58

    Чего только не придумают. Похоже скоро перестану платить налоги...

  • Анонимно
    9.06.2014 12:00

    Назад к дачной жизни

  • Анонимно
    9.06.2014 12:12

    с наших 100 рублей проведут ремонтные работы, а свои 400 "распилят"

  • Анонимно
    9.06.2014 12:16

    20% -стандартная цифра для отката, т.е. им не хочется работать только на одну зарплату.

  • Анонимно
    9.06.2014 12:20

    там с моих налогов 100 рублей возьмите..

  • Анонимно
    9.06.2014 12:28

    Как всегда итог голосования предсказуем.Нужно вначале установить видеокамеры на участках для голосования, дабы всё было прозрачно. Без этого все волеизъявления народа теряют смысл.За 20 лет процесс подсчёта голосов отшлифован до мелочей.

  • Анонимно
    9.06.2014 12:29

    Посчитайте сколько денег государство тратит на развитие городов в расчете на 1 жителя. И сколько потрачено на 1 сельского жителя? в десятки раз меньше! Если судить по тому что основным источником являются недра и полезные ископаемые, то можно подумать, что нефть, газ, металлы добывают не в полях, а в городах.

  • Анонимно
    9.06.2014 12:29

    Ali. Сказано же , к 100 руб. бюджет добавляет 400 руб. Деньги нужно собрать , и контролировать процесс выполнения работ. В этом с моей точки зрения основная проблема , тк мы заняты своими делами.

    • Анонимно
      9.06.2014 12:47

      Пусть бюджет 300 руб. сразу добавит, и с людей не надо собирать.

    • Анонимно
      9.06.2014 13:07

      На одного казанца в год бюджет тратит 15000 рублей. С деревенсих наоборот дерут по 100 рублей. ПОЗОР!

  • Анонимно
    9.06.2014 12:32

    Сегодня сельские местные советы сидят без денег, потому что все средства перераспределяются между городами. Власть боится, что недовольное городское население выйдет на Площадь Свободы. А куда выйдут деревенские?

  • Анонимно
    9.06.2014 12:35

    а почему бы референдум не провести на тему: полная отмена местных налогов и сборов, сокращение чинушь? А то так игра в одни ворота получается.

  • Анонимно
    9.06.2014 12:45

    А давайте депутатам сделаем зарплату 100 руб

  • Анонимно
    9.06.2014 12:52

    Налоги на что?

  • Анонимно
    9.06.2014 12:56

    только почему-то в итоге этой кооперации все оказывается в разы дороже

  • Анонимно
    9.06.2014 13:10

    Спрашивают у директора школы: А где новый линолеум, на который мы собирали деньги в прошлом году?И тут торопясь и захлебываясь, в разговор вклинивается дочь директора школы: А мы на нем на дачу ездим....

  • Анонимно
    9.06.2014 13:26

    Можно сколько угодно сидеть и ныть о том, что государство им должно, о том какие ГРОМАДНЫЕ налоги они платят (хотя большинство сидят на "серой зарплате"), можно много говорить и о том, как разворовали страну в 90-х, о том, как разворуют и ваши 100 рублей, можно вспомнить, как было хорошо в СССР, вспомнить Сталина, можно много чего еще сделать, сидя на диване. А жить вам от того, что вы ноете, станет легче? Ну хоть, чуточку? Так может, лучше перестать ныть и поднять свою попу и сделать что-то для своего города или села? Взять и скинуться? Не по 100 рублей в год, а по 1000 рублей в месяц? Чтобы через 5 лет европейцы приезжали в ваше село или город и глотали слюни от зависти?

    • Анонимно
      9.06.2014 13:48

      Да ты философ:) Да еще и утопист.

      • Анонимно
        9.06.2014 15:29

        Я не утопист и не философ, а реалист. Это кажется утопией, пока в первый раз не собирут деньги и не начнут приводить в порядок. Согласен, что при этом нужна полная прозрачность: все заказы, тендеры, ход строительно-монтажных работ с фото и т.д. должны ежедневно публиковаться на специально-созданном для этого сайте. После того, как появятся первые результаты и люди увидят них - у большинства неравнодушных людей появится желание скидываться. Нужно просто понять, что налоги, о которых вы все говорите - уходят в Москву, это факт и ничего с этим нельзя сделать. А Правительству при этом нужно и образование развивать, и медицину, и парки строить, и озера очищать и села поднимать и много чего еще, а средства на все нет. Поэтому можно сидеть и ждать у моря погоды, критикуя всех и вся, а можно просто начать что-то делать.

    • Анонимно
      9.06.2014 14:11

      согласен. Вот тут все пишут: воруют - не воруют :) тот, кто ворует - будет отвечать сам за себя и дай Бог, чтобы он успел одуматься вовремя. Ведь во всех религиях с человека наделенного властью - спрос огромный. А 100 рублей - сумма небольшая. Уверен, что пропиваем мы в год в десятки раз больше. Просто процесс самообложения нужно отрегулировать правильно: исключить из него пенсионеров,инвалидов, многодетные семьи. сем вместе сделать что-то хорошее - сами же живем, для себя постараться. Тем более, правительство добавляет 1 к 4 по финансам. Повторюсь, тот, кто ворует - пусть делает как хочет, все равно спрос с него будет! А мы сами давайте жить как люди, пусть другие завидуют!

    • OPEN
      9.06.2014 14:24

      Вот и президенты всё кого то хотят удивить,желательно иностранцев.Не своих граждан (своих доить надо),а иностранцев.

  • Анонимно
    9.06.2014 13:43

    Реально полный абсурд и беззаконие!!!!

  • budo
    9.06.2014 13:57

    Возникает вопрос - кому в первую очередь проведут дорогу, воду, освещение и прочие прелести цивилизации? Хорошо, собрали и тут к главе поселения приходят ребята и говорят - счас сделаешь дорогу (воду, свет) на улице такой-то, где мы живем, оттуда забери себе 10 (20%)...всем остальным жителям скажут - денег на вашу улицу не хватило, на следующий год...старая песня...

  • budo
    9.06.2014 14:00

    в Усадах уже несколько лет обещают(!!!) наладить водоснабжение...решение проблемы водоснабжения лежит в установке дополнительной башни...однако ж ее не ставят...предлагают собственную скважину бурить либо насос ставить. А знаете что такое насос - это отбирать воду у соседей у которых по каким-то причинам насоса нет...вот так вот..

  • Анонимно
    9.06.2014 14:43

    Лично готов отдавать раз в месяц и больше ста рублей при полной прозрачности расходования и еженедельной системе отчетности.

  • Анонимно
    9.06.2014 14:57

    Кто-нибудь подсчитал, в какую сумму обойдется проведение референдума? А то получится, что потратили миллион на проведение референдума о том, как собрать миллион :)

  • Анонимно
    9.06.2014 16:33

    На олимпиаду и универсиаду деньги почему то нашлись. Сколько дорог можно было на эти деньги построить.

    • Анонимно
      9.06.2014 17:56

      Построили бы дороги - не построили бы спортивные объекты.

  • Анонимно
    9.06.2014 16:50

    А где наши налоги: транспортный, земельный, имущественный, акцизы на бензин и др., НДС, подоходный. Все не хватает. Зачем еще грабить сельских жителей, скоро на селах останутся одни старики и старухи за 70 лет, они не самооблагаются!

    • Анонимно
      9.06.2014 17:57

      В Москве они ваши налоги.

      • Анонимно
        9.06.2014 18:18

        Нужно сократить или оптимизировать сельские поселения, некоторые по 1-2 села по 100 человек и ими еще управляет глава, Зам, секретарь, глав.бух. бухгалтер, специалист и т.д. Если бюджет 3 ляма, 50% уходит на их з/плату, остальное ком. услуги, транспорт, налоги еще муниципальный стаж. Вот пусть на эти деньги и содержат село.

      • Анонимно
        9.06.2014 22:37

        на мои глава х5 купил.

  • Анонимно
    9.06.2014 18:59

    В Питере Полтавченко тоже такой механизм предложил, что бы достроить стадион. Ему ответили "Продай дачу"

  • Анонимно
    9.06.2014 19:35

    в столице дороги ,развязки строить- так всем Татарстаном --аулы сами по себе---дружба дружбой табачок ......

    • Анонимно
      9.06.2014 23:13

      Предлагаю за метро по 100 руб с Казанцев,и щоб до 14 сентября!знакум

  • Анонимно
    9.06.2014 20:37

    Подскажите пож.,вот прошел референдум,нарисовали многочисленные просьбы трудящихся.Я могу не платить если я против?:

    • Анонимно
      9.06.2014 22:26

      ребята только не просите вернуть налог на бездетность сельским холостякам,да сдавать овечье молоко!знакум

  • Анонимно
    9.06.2014 20:51

    Анониму: "Подскажите пож.,вот прошел референдум,нарисовали многочисленные просьбы трудящихся.Я могу не платить если я против?" Как говорил наш бабай: платить будете, пока не скажу "Хватит", если будете отказываться, то заставят через суд, поскольку референдум сказал, что жители хотят самооблагаться.

    • Анонимно
      9.06.2014 22:47

      девушка выходит замуж.Просит совета у матери-каким боком лечь в первую брачную ночь.А мать ей:"Алдын белэн ятсан да-кочар,артын белэн ятсан да кочар(хоть как ляжешь-все ровно обнимет)знакум

  • Анонимно
    9.06.2014 22:54

    Тыгину, видимо, надоело кататься в свой коттедж в Васильево по раздолбанным дорогам и решил он воспользоваться служебным положением - чтобы за счет васильевцев улучшить подъездные пути к своему домику.

  • Анонимно
    10.06.2014 21:49

    да... совсем нас за дураков держат! предлагаю собирать с исполкома и всех руководителей и фин органов ежеквартально по 1% от их премии, думаю на все хватит. А? как вам такая идея!

  • Анонимно
    30.04.2015 21:56

    А в Кукморе жителей еще и штрафом пугают за неоплату этого выдуманного налога в 200 р. после выдуманного референдума, в котором почти никто не участвовал. Народ уже запуган и побежал квитанции об оплате представлять. Пусть лучше бывший глава отчитается о расходах бюджета, а внедорожники продадут. Будут почти искомые средства. Хотелось бы уточнить, законно ли штрафовать и вообще пугать деревенское население?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль