Общество 
10.06.2014

Айрат Хайруллин: «Для большинства аграриев Татарстана этот год будет убыточным»

На фоне жары ситуация в сельском хозяйстве близка к критической: почти по всему Татарстану введен режим ЧС, цены на зерно растут на 200 - 250 рублей в неделю

Сегодня режим чрезвычайной ситуации из-за суховеев введен в 41 районе РТ — вчера к списку 40 районов добавилось Дрожжаное. Вице-премьер Марат Ахметов на брифинге в кабмине РТ констатировал, что температурные пики приблизились к показателям самой разрушительной засухи-2010. Пострадали практически все посевы, сельчане фактически потеряли миллиарды рублей, и прогноз в 4,5 млн. т зерна уже точно не будет выполнен. Как узнал корреспондент «БИЗНЕС Online», на этом фоне министр все же надеется на предсказанные синоптиками дожди, которые позволят отчасти спасти ситуацию. А депутат Госдумы Айрат Хайруллин заявил нашей газете, что главное сейчас — сохранить стабильность на селе и показать руководству страны реальную, без приписок, ситуацию в сельском хозяйстве.


Марат Ахметов: «Назвать точный ущерб сейчас невозможно»
Марат Ахметов: «Назвать точный ущерб сейчас невозможно»

«ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ УЩЕРБ ПРЕДПОЛАГАЕМОМУ УРОЖАЮ УЖЕ НАНЕСЕН»

Сегодня в ходе брифинга в кабмине РТ вице-премьер, министр сельского хозяйства и продовольствия Марат Ахметов озвучил печальные прогнозы на урожай. Установившаяся в течение месяца жаркая погода и отсутствие дождей сделали свое дело: прогноз в 4,5 млн. т зерна уже точно выполнить не удастся. «Вот уже несколько лет подряд неблагоприятные погодные условия испытывает наш сельхозтоваропроизводитель, — грустно начал Ахметов. — Сильнее мы от этого не становимся... И каждый такой неблагоприятный год — десятки миллиардов рублей недополученной продукции и такое же изъятие прочности наших сельхозпредприятий».

Несмотря на хороший запас влаги в почве весной (в метровом слое ее было 170 мм), к началу июня ситуация стала критической. Запас влаги в почве некоторых районов сократился в 17 раз, продемонстрировал слайды Ахметов. А суммы эффективных температур за май практически приблизились к уровням страшно засушливого 2010 года. «Распоряжением президента республики с 6 июня введен режим чрезвычайной ситуации в связи с суховеем, за исключением двух районов: Актаныша и Мензелинска, — добавил министр. — Изначально их было 40, но со вчерашнего дня список пополнился — прибавился Дрожжановский район».

В целом осадки, которые прогнозируются завтра и в последующие дни недели, помогут сохранить посевы. Но значительный ущерб предполагаемому урожаю — а ранее назывались цифры в 4,5 млн. т — уже нанесен. Пострадали все посевы, кроме разве что кукурузы и подсолнечника. Погибших площадей пока нет, но потенциал урожайности уже серьезно потерян.

Назвать точный ущерб сейчас невозможно, заявил Ахметов в ответ на вопросы журналистов. «Живем в ожидании завтрашних дождей. Пока еще ситуация не упущена, надеемся, что осадки и принимаемые меры позволят вырулить ситуацию и сделать год достаточно продуктивным», — сказал Ахметов, добавив, что локальные дожди уже прокатились по 5 - 6 районам республики. На слайде он привел затраты на полеводство — весенне-полевые работы этого года стоили более 12 млрд. рублей, и это без учета затрат на уход за посевами. Какая бы ни была урожайность, все это еще предстоит убрать. Напомним, что по году затраты составляют 27 млрд. рублей.

(Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее)
Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее

Напомним, что урожай в Татарстане в 2009 году составил 4,5 млн. т, в 2010 — 650 тыс. т, в 2011 — 5 млн. т, в 2012 — 3,2 млн. т, в 2013 — около 2,6 млн. тонн. При этом ущерб сельскому хозяйству от аномальной жары 2010 года, о котором напоминали сегодня на брифинге, составил минимум 30 млрд. рублей. По данным Татарстанстата, стоимость валовой продукции сельского хозяйства по 2013 году превысила 160 млрд. рублей. Это на 2,2% меньше, чем годом ранее, такие цифры назвал Ахметов на итоговой коллегии минсельхоза.

«ЗАВОЗ КОРМОВ — ПРЯМОЙ ПУТЬ К БАНКРОТСТВУ»

Какие меры принимаются? Несколько смягчает ситуацию программа перехода на засухоустойчивые технологии, пояснил Ахметов. Это агротехнические приемы вроде углубления пахотного слоя на 400 тыс. га, работы с чистыми парами на 350 тыс. га, уход за посевами в виде до- и послевсходового боронования, что называют в народе сухим поливом, так и введение засухоустойчивых культур. Они высажены на 50% площадей.

Овощные культуры и картофель возделываются на орошаемых участках — эта программа введена после 2010 года. Из 280 поливочных агрегатов в хозяйствах работают 250, добавил Ахметов.

Суммарное количество осадков по районам РТ с 22 апреля по 3 июня 2014 года (Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее)
Суммарное количество осадков по районам РТ с 22 апреля по 3 июня 2014 года
(Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее)

Кроме того, помогают удобрения, однако их не хватает. Влага необходима для транспортировки питательных веществ в клетки растения, объяснил тонкости Ахметов. И если их достаточно, нужно меньше влаги, если их в почве меньше — нужно больше воды. Между тем в республике вносится примерно 50 кг удобрений на гектар, хотя можно было бы вносить и 100. Таковы последствия состояния хозяйств после засушливой пятилетки.

Нехватка средств прослеживается и в глубокой пахоте — лишние 20 см глубины дают дополнительный расход в 20 кг топлива на 1 га, что тоже не все могут себе позволить: килограмм топлива стоит 33 рубля. Плюс проблема — тяговооруженность. На 1 га сейчас 1,5 л.с. мощностей, и на 2 млн. га такую задачу решить невозможно. Необходимо минимум удвоение мощности, чтобы конкурировать со странами ВТО.

Теперь задача №1 — сохранение поголовья скота, первую скрипку в этом процессе играют корма. Сейчас в хозяйствах в среднем — полуторамесячный запас, начался сенокос, от проведения которого зависит жизнь коровьего поголовья. Потому что завоз грубых сочных кормов со стороны — это прямой путь к банкротству, заявил Ахметов. Там, где баланс кормов будет отрицательным, будут высевать страховые культуры вроде проса, рапса и сурепицы. И до 25 июня первый укос многолетников должен быть завершен.

«За один день июня надо обеспечить заготовку на пять дней зимы — это вполне реально», — добавил он. По мнению министра, в сложившихся условиях обеспечивать хороший травостой многолетних трав едва ли не важнее, чем заниматься сейчас пшеницей под урожай в 40 центнеров с гектара.

Любые принимаемые меры, однако, не спасение, а лишь смягчение ситуации. «Вот никак не получается оказаться сильнее самой природы, — добавил он и еще раз повторил. — Каждый засушливый год изымает запасы прочности. Мы за эти годы сильнее не стали».

Трагедию, однако, Ахметов делать тоже не стал, заявив о том, что есть и страховые культуры. Свыше 220 тыс. га кукурузы дали хорошие всходы, а «царица полей» в любой год дает не меньше 20 т с гектара. Высажены более 80 тыс. га рапса, почти 60 тыс. га подсолнуха. «Поэтому республика способна даже в худшей ситуации заготовить для зимовки минимум 5 млн. т грубых сочных кормов», — заявил Ахметов.

СЕЙЧАС ВСЕ ДЕЛАЕТСЯ, К ОГРОМНОМУ СОЖАЛЕНИЮ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ОБРУШИТЬ ЦЕНЫ НА ЗЕРНО

Фермеры и эксперты «БИЗНЕС Online» поделились своими опасениями по поводу неурожая.

Айрат Хайруллин
Айрат Хайруллин: «Сейчас все делается, к огромному сожалению, для того чтобы обрушить цены на зерно»

Айрат Хайруллин — депутат Государственной думы РФ, первый заместитель председателя комитета ГД по аграрным вопросам:

— Есть некоторые положительные моменты. Во-первых, осенью было очень много дождей, поэтому в двухметровом слое очень много влаги. После засухи 2010 года ученые говорили, что понадобится лет 10 лет для того, чтобы восстановить капилляры, структуру почвы и влагообмен между верхними и нижними слоями почвы. Однако благодаря тому, что осенью прошлого года были обильные дожди, достаточно много влаги накопилось, и мы видим, что вот этот 10-летнйи срок, скорее всего, пройдет быстрее и почва начнет восстанавливаться.

Когда наступила весна, а надо сказать, что начало весны было не очень хорошим, снег лежал долго. Но только он начал таять, как произошел возврат холодов, поэтому во многих хозяйствах, там, где не применяли сложные удобрения при посеве, мы видели серьезные потери озимых, они гибли. Однако в возвращении холодов есть и положительный момент — снежная вода не стекла в реки, а вся впиталась в почву, а это очень здорово.

Сейчас ситуация следующая: в принципе, на глубине от 6 до 8 сантиметров на поверхности влага есть. Этого не было в 2010, в 2012, в 2013 годах. При этом в последние дни стоит очень жаркая погода и сами по себе растения оказались очень ущемленными из-за высокой температуры и отсутствия дождей. Я надеюсь, в ближайшие два-три дня пройдут дожди, во всяком случае, синоптики это обещали.

Уверен, что те, кто занимается выращиванием озимой пшеницы, соблюдая технологию, они часть урожая потеряют, никаких рекордных урожаев не будет, но возврат затрат произойдет. Те, кто занимается качественным выращиванием технических культур — подсолнечник, кукуруза и так далее — скорее всего, они не пострадают от засухи. А вот те, кто занимается выращиванием яровых культур (весенний сев), и не имеет возможности использовать достаточное количество удобрений, у них ситуация будет очень плохая. Уверен на 100 процентов, для большинства аграриев Татарстана этот год будет убыточным. Во многом на это повлияло еще то, что минсельхоз России, а следом за ним и регионы, начали, еще не закончив посевную, не получив всходы, не получив колошения зерновых, не посчитав, какое количество можно будет получить с гектара, начали на перебой хвалиться, что, мол, мы соберем более 100 миллионов тонн урожая. За ними те же регионы начали говорить, что, мол, мы посеяли больше. Ну и что, что больше? Затрат-то больше набрали. Сейчас все делается, к огромному сожалению, для того чтобы обрушить цены на зерно.

Удивительные вещи — цены продолжают расти. Каждую неделю зерно дорожает на 200 - 250 рублей. Это говорит о том, что вот эти радужные возгласы чиновников не соответствуют фактической ситуации, и участники рынка это понимают. Очень важно для нас первое: сохранить стабильность и не допустить ограбления крестьянских мест за счет обрушения цен. Второе: государству нужно помочь крестьянам. Сегодня кредитные ресурсы совершенно недоступны, а поддержка сельского хозяйства год от года уменьшается. Правильно, зачем поддерживать сельское хозяйство, если у нас каждый год рекорд урожая? Ситуация очень непростая.

Россия соберет в этом году не 100 миллионов тонн урожая, а, однозначно, не больше 80 миллионов. Я даже считаю, что не будет 80 миллионов. Это может быть 70, 65 миллионов. И не говорю сейчас о том, кто как отчитается, а о фактических данных.

«УРОЖАЯ БУДЕТ МЕНЬШЕ ПРОЦЕНТОВ НА 30»

Фатих Сибагатуллин — депутат Госдумы РФ:

— Уже сейчас можно сказать: большого урожая не ожидается и рассчитывать на него не стоит. Локально дожди прошли, но совсем и совсем мало. А вот Закамский регион, Нурлат, Аксубаевский район — там с весны дождей нет. Может, они будут, но будет это несколько запоздало.

На цены это, конечно, сильно повлияет. Практически в это время по кормам мы уже завершали работу по первому сбору, а в этом году косить уже нечего, травостой совсем маленький. Не только озимые, но и другие культуры успели пострадать. Они должны после всходов сгуститься, оказаться в фазу сгущений и в ней требуется много питательных веществ для растений, они поступают как раз через полив, через дожди. Но это дело из-за неимения дождей упущено. Если и дальше не будет дождей, то засуха будет просто страшная и придется ожидать повторения 2010 года. Это повлияет не только на продуктивность, но сократится и поголовье скота. Пока хорошего мало.

Ахмат Кутдусов — фермер Высокогорского района:

— У меня урожай из-за аномальной жары будет меньше, думаю, процентов на 30. У нас еще ни одной капли дождя не было, сегодня тучи были, пару капель — и все на этом. С весны не было дождей, а у меня 20 гектаров площадь посевных. У кого-то, наверное, посевные площади находятся в низине, но у меня бурая земля, поэтому у меня от погоды зависит очень много.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (63) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    10.06.2014 14:21

    Россельхозбанк походу в этом году прикроет свою деятельность по кредитованию сельского хозяйства или государство будет опять деньги налогоплательщиков направлять на докапитализацию госбанков.

  • Анонимно
    10.06.2014 14:31

    Надо Мингазова пригласить, пусть научит как по 50 центнеров с гектара собирать ))) Он в Арске помню рекорды всем показывал!

  • raf
    10.06.2014 14:32

    У укропов тоже проблемы будут.На мировых биржах цены на зерно идут вверх.Осенью получим букет колючих "роз"Главное,не влезайте в кредиты,ипотеку.

  • Liko
    10.06.2014 14:33

    Заезженная пластинка. Пусть в Израиль куда-нибудь съездят. Хотя им не поможет. Мозги нужны еще не сельповские.

  • Анонимно
    10.06.2014 14:38

    Неужели в Египте дожди чаще ???А картофель мы у них закупаем...

    • Анонимно
      10.06.2014 15:21

      Да удивительно, в Ашане молодая картошечка из Египта привезена, мир сошел с ума.

      • Анонимно
        10.06.2014 16:11

        не только в Ашане, сейчас практически на каждом сельмаге продают картофель из Египта

    • Анонимно
      10.06.2014 19:31

      Египет является самым крупным покупателем зерна в мире! Картофель они выращивают на самом севере страны в дельте реки Нила. Срединоземноморский климат, однако.Я не понимаю наших фермеров, которые имеют по 50-100 га земли и выращивают зерно.Это же крайне не эффективно! Учитесь выращивать картофель, горох и овощи. А зерно, кукурузу должны выращивать, те у кого более 1000 га.

  • Анонимно
    10.06.2014 14:40

    кормов у нас на 1,5 года было заготовлено в прошлом году!Так что засуха нам нипочум!Пока не посадют одного жулека-вруна ничего на местах не изменится.

  • Анонимно
    10.06.2014 14:50

    Странное дело у наших аграриев, когда дожди были, у них все загнулось от паводков. Когда нет дождей - у них засуха. Никак боженька им не может купить оросительную технику, ну никак. На тачки и домищи деньги есть, а вот на орошение нет. Почему? Противно даже читать такие новости. Когда "аграрий" надеется на небо, это простите называется САДОВОД-любитель.

  • Анонимно
    10.06.2014 14:53

    21 век на дворе, когда систему полива изобретут. Для чего минсельхоз тогда нужен? Чтоб констатировать факты?

    • Анонимно
      10.06.2014 16:04

      В СССР была нормальная мелиорация. Для полива наклепали кучу дождевальных установок (такие длинные трубы на колесах). Поскольку трубы были длинными (сотни метров) их делали максимально легкими из алюминиевых сплавов. Когда Союз развалился некоторые ушлые аграрии эти установки растащили на цветмет.

  • Анонимно
    10.06.2014 14:56

    1)Укрупнение-была серьезной ошибкой!2)Уничтожение гусеничного тракторного парка-ошибка3)Игнорирование послевсходового боронования,хотя бы пустыми сеялками-ошибка4)Игнорирование высокобелковых,в особенности гороха-ошибка5)ИГНОРИРОВАНИЕ кукурузы-ошибка.Названная цифра-Айратская-тут хвалиться ничем!6)Почему сегодня в республике полным ходом не идет сев поздних кормовых культур,хотя покупными семенами?А без возврата к малым формам хозяйствования(не разрушая существующие агрохолдинги)особенно созданием благоприятных условий для ЛПХ-мало что изменится в будущем в сельском хозяйстве Республики.Скоро может быть поздно!знакум

  • Анонимно
    10.06.2014 14:57

    Не Иннополисы и Смарт сити надо строить, а укрепить сельское хозяйство, фермеров поддержать. Без инноваций проживём, а кушать каждый день хочется.

    • Анонимно
      10.06.2014 15:17

      не говорите ерунды.Путин сегодня совещание провёл по it-технологиям.Россия начинает создавать свой интернет и много чего интересного.скоро на этих технологиях будет выстраиваться соц-экономическая скрепа государства.воровать надо меньше.и...вовремя уходить.имхоАскар Гареев

  • Анонимно
    10.06.2014 15:00

    зато сабантуи отгремели. разве это не праздник окончания сева? можно было бы восстановление мелиорации подстегнуть

  • Анонимно
    10.06.2014 15:11

    При нынешних ценах на энергоносители мелиорация не даст результатов, т.е капвложения на нее еще более ухудшат положение сельхозпроизводителя. Результат будет, если государства возьмет затраты на себя.

  • Анонимно
    10.06.2014 15:12

    да за вложенные миллиарды,можно было систему орошения ми мелиорации десять раз восстановить,не говоря уже об израильской технологии капельного полива 24 часа в сутки.я был в Израиле видел в действии:в пустыне оазис сделали!!!так что пусть всех своих подельничков собирает и чистосердечно....

  • Анонимно
    10.06.2014 15:19

    Татарстанга бик кирэк инновасиялэр хэм модернизасиялэр дигэн нэрсэкэйлэр.

  • Анонимно
    10.06.2014 15:43

    Леса надо сажать

  • Анонимно
    10.06.2014 15:48

    Вертолетики просто нужно закупать не для личных перелетов, а для орошения будущего урожая.

  • Анонимно
    10.06.2014 15:52

    Думаю что Хайруллин сказал правильно. Не будет нынче богатого урожая. Причем об этом он сказал еще в середине мая, когда наши чиновники наперебой докладывали о том, что соберем суперурожай.Конечно, разве можно прогнозировать урожай весной?И летом нельзя урожай прогнозировать. Только когда половина площадей убрана, лишь тогда можно заявлять о том сколько зерна собрано. Согласен с Айратом Назиповичем.

  • Анонимно
    10.06.2014 15:59

    Леса уже во всю сажают. Вы просто не знаете того, что идет сильнейшее залесение Татарстана- как естественным путем, из за того что пашню не обрабатывают, так и намеренно что бы меньше земли было в обработке.Страшная деградация отрасли и населения на фоне снижения поддержки сельского хозяйства со стороны государства и республики!

  • Анонимно
    10.06.2014 16:00

    все движется к ГМО и все те у кого нет своего огорода его будут есть.

  • Анонимно
    10.06.2014 16:05

    Те кто ссылается на Египет должны знать, что Египет все свое сельское хозяйство ведет в долине Нила на заливных и на поливных полях, а хлебом себя обеспечить не может, являясь одним из крупнейших в мире импортеров зерна. Израиль так же производит дорогие овощи, в т.ч. для экспорта, но при этом зерно и другие продукты импортирует. Импортирует в разы больше чем экспортирует. Не ссылайтесь если не знаете темы.

  • Анонимно
    10.06.2014 16:12

    Поздно пить Боржоми когда почки отвалятся.Многим растениям уже не помочь , хоть ливни неделю будут идти. Трава вырастет, для пяти коз и десяти коров в деревне ее хватит, а накормить большое поголовье и зерна много не будет. И кормов много не будет. Однолетка не растет, а стареет, многолетки так же в 2 раза меньше чем обычно.Согласен в очередной раз с Айратом Назиповичем.

  • Анонимно
    10.06.2014 16:20

    Не верил и не верю в то, что в прошлом году заготовили полуторагодовой запас кормов Это все игра показателей.Зря наш Минсельхоз стимулирует рост отчетной урожайности кормов, зерна , молока. Пока не уйдем от приписок и не начнем оперировать достоверной информацией не будет у нас своего молока и мяса.Зерно мы раньше всегда закупали из за границы, а сегодня его продаем лишь потому что убили и добиваем свое животноводство. Не признавать это себе дороже. В будущем будет восстанавливатьеще дороже.

  • Анонимно
    10.06.2014 16:27

    Все о еде, да о еде. 21 век на дворе, а питаемся, как будто все поголовно работаем в шахтах, в поле, в лесу и все физическим трудом. Потребляемые калории, то не тратятся, отсюда ожирение, отсюда сердечно-сосудистые заболевания, от которых самая высокая смертность. Здоровья всем и счастья!

    • Анонимно
      10.06.2014 17:15

      не забудьте плюсовать сюда технологию приготовления той самой еды в одном предприятии-конкретно сыра!Мясо вдоволь запичканное антибиотиками.

  • Анонимно
    10.06.2014 16:42

    Конечно, то что мы попали в жесткую раннюю весеннюю засуху - это факт!Рад за Хайруллина и его Красный Восток, который в любой даже в самый засушливый год умеет собрать лучший в РТ урожай и пока все плачут или хвалятся корма то все засушливые годы закупали в КВ, хотя у Востока свое поголовье самое большое кажется.Как красиво смотрится его техника на кормозаготовке.Ехал из Казани в Самару: в Лаишево движений нет, в Рыбной Слободе все замерло, в Алексеевском районе от моста тишина , но только начинается территория Красного Востока так сразу начинается движуха- начиная с села Левашево, до границы Татарстана - километров 100 с права и слева кругом красивые, ухоженные поля и КАМАЗы с полей траву везут на фермы непрерывной очередью, косилки самоходные , немецкие комбайны Ягуары. Смотрится так как будто и не в Татарстане все это.Орошения не видел, но мне понравилось- красиво и мощно!

  • Анонимно
    10.06.2014 16:48

    Хайруллин то понятно в шоколаде будет, он деньги на элеваторах в России делает, а остальные?

  • Анонимно
    10.06.2014 16:53

    ПанАлекс прав- некоторые осенью не сеяли, весной толком не сеяли , а отчитывались. Арчане всегда, а позже Вамин всегда так делали, думаю что традиции у приемников сохранились.....

  • Анонимно
    10.06.2014 16:59

    Только бы Хайруллин не разорился он -наше Все!!!

  • Анонимно
    10.06.2014 17:08

    Хайруллин будет в шоколаде только потому что сам работает день и ночь и других работать учит и заставляет. Нравится это кому или нет, но с этим вам и оппонентам согласиться придется.
    Все делать надо вовремя:
    Он вовремя раньше всех подкормил озимые, пока все ждали пока знмля высохнет, он сделал самолетами, пока все Сабантуй празднуют он уже первый укос многолетки завершает.
    Понятно, что Мсх его не хвалит, а ему это кажется особо и не нужно.

  • Анонимно
    10.06.2014 17:11

    И вы делайте деньги на элеваторах в России.
    Хайруллин их построил и вы постройте.

  • Анонимно
    10.06.2014 17:18

    Мало ли где Хайруллин деньги делает. Разговор то не об этом, а о том, что из за разговоров о рекордных урожаях и снижения реальной государственной поддержки что очевидно всем, в сельском хозяйстве Татарстана засуха каждый год.
    Нужны удобрения и все делать в оптимальные сроки.
    Пока наш президент РНМ лично как Шаймиев за сельское хозяйство не возьмется так и будет! Страшно за будущее.

  • Анонимно
    10.06.2014 18:33

    Может быть я ошибаюсь, но у меня создается устойчивое мнение, о том что сегодня наш президент имеет свой четкий определенный план: необходимо дождаться пока разорятся и уйдут в небытие нынешние колхозы , инвесторы и фермеры. На их место будут приглашенны другие инвесторы из за рубежа - арабы, сингапурцы, китайцы.План очень прагматичный и экономичный- не надо тратить денег из бюджета . Единственный его недостаток в том, что если он осуществится, то жить наши дети будут уже в другой республике с другим народом, языком и названием.

  • Анонимно
    10.06.2014 18:52

    А не мог бы наш президент уговорить некоторых депутатов направить деньги на орошаемое земледелие, а не на закапывание реки Волги?

  • Анонимно
    10.06.2014 20:31

    Зря вы упрощаете. Как раньше происходило Великое переселение народов? Приходили с востока голодные, многочисленные, агрессивные, пассионарные и занимали территорию выгоняя или поглощая живущих.В эпоху ядерного оружия все произойдет экономически:Придут инвесторы со своими сотрудниками, бесправными, дешевыми, работоспособными, т.к. своих работников не останется- все ведь уедут в городах. Приехавшие начнут плодиться, по 3,4,5 детей, а свои в городах начнут вымирать и вырождаться . За 50 лет приезжих и своих станет 30/70, через 75 лет - уже 70/30. И т.д.

  • Анонимно
    10.06.2014 20:32

    А какой прок президенту с этого?

  • Анонимно
    10.06.2014 21:55

    Марат Готович то как обрадовался наверно кому засуха у кого то большие деньги появятся

  • Анонимно
    10.06.2014 22:33

    Самая большая беда сельского хозяйства в РТ это министр Ахметов. Болтовня и приписки вот его удел. Как результат полный развал села.

    • Анонимно
      10.06.2014 23:21

      Что ни говори, но речь главы Минсельхоза республики всегда красива - что на русском говорит, что на татарском - заслушаешься, сплошной фольклор. У меня всегда заметки о нём хорошие получались.

  • Анонимно
    11.06.2014 04:15

    все довольно таки легко решаемо. Удобрения есть, технологии есть. Я не буду тут все описывать, но факт в том, что нужны такие же заинтересованные люди, как Хайруллин. Сколько бы в его сторону "не кидали камней", но он работает с землей и делает с это с толком.

  • Анонимно
    11.06.2014 08:19

    Не стыдно (имея богатейшие водные ресурсы Кама, Волга, Вятка, Свияга, Мёша и т.д.) закупать картошку и другие с/х продукты в Египте, Израиле и даже в странах где "только горячий песок" - пустыня (Аравийский п-ов)?

  • Анонимно
    11.06.2014 09:14

    Болгария тоже после присоединения к Западу закупает овощи в Турции. И нам не стыдно. Не стыдно не работать. Деньги же и так платят.Рабочих мест на государственных учреждениях полно, все прибавляются новые службв и структуры. Зачем человеку рисковать и заниматься бизнесом, платить самые большие в мире кредиты, отбиваться от этих структур, платить большие налоги, нести огромные затраты и риски на правильный учет и расчет налогов. Он лучше станет чиновником, клерком, офисным работником в крупной около государственной компании. Пример: в аэропорту Бегишево создали службу авиационной безопасности и вылетающий за рубеж человек проходит через два сканера, два паспортных контроля, два раза проверяют багаж. Сидят друг от друга на расстоянии 5 метров. По лицам этих работников видно, что им самим стыдно.

  • Анонимно
    11.06.2014 14:17

    Каждый мнит себя стратегом видя бой со стороны:Весело, дружно , разом все взяли и выполнили 7 вышеприведенных пунктов. Не волнует как, но сделать и быть счастливыми!

    • Анонимно
      11.06.2014 14:44

      Стратег не стратег, но имея 2000 голов КРС и 5000 га солому со всей России не таскаю, кредитов не беру. Если знать землю и регион, рассчитывать на худшее, иметь полугодовой зарас кормов, не пытаться получить 50 ц/га в Татарстане и работать на селе как 24 года, как я, то сельским хозяйством заниматься можно. Да и пункты то несложные.

  • Анонимно
    11.06.2014 21:16

    говорят тут надо леса сажать,но спасибо нашим властям,пустили турков на ОЭЗ,два завода,которые будут пилить наши леса,причем после продавать эту продукцию нам же.они с набитыми кармами,мы в ****

  • Анонимно
    12.06.2014 10:25

    Согласен с тезисом, что большинство в сельском хозяйстве Татарстана сработает в убыток.С прибылью будут только птичники и свиноводы.Кто производит молоко и зерно в РТ вновь из за засухи и неурожая испытают не легкие времена.Дожди уже не спасут яровые и кормовые.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль