Общество 
14.06.2014

Советские литераторы помогут Чистополю с финансированием

Мединский и Халиков договорились раскрутить историческую «изюминку» города на Каме

Премьер-министр РТ Ильдар Халиков подписал постановление о создании государственного бюджетного учреждения культуры РТ «Чистопольский государственный историко-архитектурный и литературный музей-заповедник». Об этом стало известно накануне, во время посещения министром культуры Владимиром Мединским музеев Чистополя. Власти республики, как выяснил сопровождавший главу минкульта корреспондент «БИЗНЕС Online», намерены выделить на превращение города в музейную жемчужину России около 1 млрд. рублей. Еще большие средства Чистополь сможет получить на свое развитие, если в июле выиграет конкурс минкульта среди исторических поселений федерального значения.


Владимир Мединский: «Чистополь — уникальный город»
Владимир Мединский: «Чистополь — уникальный город»

«РЕСПУБЛИКА МОЖЕТ ГАРАНТИРОВАТЬ СТАБИЛЬНОСТЬ МУЗЕЮ, МУНИЦИПАЛИТЕТ — НЕТ»

Утро пятницы министр культуры РФ Владимир Мединский начал с пешей прогулки по историческим местам Чистополя в сопровождении премьер-министра РТ Ильдара Халикова и главы Чистопольского района Ильдуса Ахметзянова. Осмотрев Никольский собор, музей истории города, педагогический колледж (здесь планируется создать мемориальный музей Леонова-Сельвинских), Дом учителя, гости задержались в Скарятинскому саду, который к этому времени уже был полон веселящихся школьников, которые катались на различных аттракционах. Рядом играл духовой оркестр.

— Это у вас всегда так по выходным или специально к визиту Мединского детей в парк запустили? — поинтересовался корреспондент «БИЗНЕС Online» у Рафаила Хисамова, старшего научного сотрудника мемориального музея Бориса Пастернака.

— Что вы! Парк — одно из самых популярных мест отдыха чистопольцев. Разве что духового оркестра я здесь раньше не слышал.

В ожидании исторического визита Мединского (он стал первым федеральным министром, который почтил присутствием экспозицию музея) сотрудники музея увлеченно рассказали корреспонденту «БИЗНЕС Online» о том, как появилось понятие «чистопольский период в советской литературе».

«В годы войны в Чистополь эвакуировалось более 200 писателей и поэтов. Большинство из них — знаковые имена для российской литературы. Здесь были написаны десятки знаковых произведений, которые вошли в золотой фонд. Например, песни «Бьется в тесной печурке огонь», «Давай, закурим». Твардовский здесь работал над отдельными главами «Василия Теркина», Пастернак начал работать над «Доктором Живаго», переводил Шекспира...», — рассказал Хисамов.

Он также прокомментировал проект создания в Чистополе государственного историко-архитектурного и литературного музея-заповедника. Напомним, что проект создания музея заповедника был презентован Мединскому во время его предыдущего визита в Татарстан в конце марта этого года.

По словам Хисамова, с изменением статуса с муниципального на республиканский, музейные работники связывают надежды на повышение зарплат и улучшение материального оснащения учреждений. Хисамов скромно признался, что у него, сотрудника музея с 23-х летним стажем, зарплата составляет около 12 тыс. рублей, и то, такую сумму он начал получать недавно, после прибавок. «В былые времена мы считались филиалом Национального музея РТ. Тогда у нас было замечательно, финансирование шло напрямую из республиканского бюджета. Но потом сверху пришла установка — муниципализировать. А что у нас муниципализировать? Город у нас депрессивный, сам деньги просит...» — рассказал Хисамов.

Главная задача нового музейного проекта, по его мнению, это даже не развитие туризма, а преодоление исторического беспамятства. «Это наша давняя болезнь. Еще Пушкин говорил, что мы ленивы и нелюбопытны. Вот сейчас ко мне на экскурсию приходят старшекласники — половина не знает, когда Великая Отечественна война началась! Не знают! Страшно представить!» — с горечью констатировал Хисамов. Создание музея-заповедника, по его словам, должно положительно сказаться на качестве подачи материала и подготовки на современном уровне нового поколения кадров музейных сотрудников.

Заместитель директора по научной работе музея Пастернака Денис Кондрашин также не скрывает своей радости по поводу смены статуса музея. «Если честно, то на муниципальном уровне говорить о финансировании музея трудно. Не секрет ведь, что Чистопольский район — дотационный. Нас больше всего волнует стабильное развитие музея. Республика может гарантировать такую стабильность, муниципалитет — нет», — сказал он.

По словам Кондрашина, сами эвакуированные писатели позднее говорили о справедливости термина «чистопольский период советской литературы». «Это как раз и есть та изюминка, неповторимость, вокруг которой можно выстраивать туристический бренд нашего города», — считает эксперт.

МЕДИНСКИЙ ПОСОВЕТОВАЛ МУЗЕЙЩИКАМ ПРОДАВАТЬ КНИГИ

Тем временем во двор музея Пастернака вошли высокопоставленные гости, для которых заведующая музеем Любовь Демченко провела краткую экскурсию. Глядя на экспонаты, Мединский подкинул руководству музея идею организовать магазин, где бы посетителям продавали книги писателей, которые находились в эвакуации в Чистополе. «У вас есть экслибрис? Есть? Хорошо! Ставьте его оттиски на продаваемые книги, чтобы была память о посещении музея», — посоветовал он. После экскурсии Мединский и Халиков возложили цветы к барельефу великого писателя во дворике музея и подошли к ожидавшим их журналистам.

«Чистополь — уникальный город. Помимо того, что это город с сохранившимся историческим центром, во время войны здесь в эвакуации жили и работали самые известные советские писатели. Здесь написаны тысячи произведений, которые стали классикой нашей российской литературы. Такой концентрации литературных гениев на гектар площади мировая история не знает. Можно сравнить разве что с писательскими дачами в подмосковном Переделкино или со знаменитым «писательским» домом в Лаврушином переулке Москвы. Мне кажется, что минкульту и минобразу надо подумать над возрождением этой писательской истории», — рассказал Мединский.

Заочно соглашаясь с мнением Хисамова, министр отметил, что проект музея-заповедника может стать не только интересным и притягательным туристическим маршрутом. «Здесь может быть сильная просветительская миссия, чтобы люди могли подумать, вспомнить про нашу историю», — добавил он. «Когда видишь стол, за которым сидел нобелевский лауреат, лестницу, по которой поднимались писатели, произведения которых мы знаем с детства, это производит неизгладимое впечатление. Поэтому эту историю, выражаясь современным языком, надо раскручивать. Надо сделать так, чтобы Чистополь был известен всей России, а в перспективе — и всему миру», — сказал Мединский, вновь пообещав помочь музею-заповеднику на федеральном уровне.

«Чистопольцам не нужно ничего придумывать, сочинять легенды, как это зачастую принято не только в России, но и за рубежом. Нужно просто создать условия, чтобы показать настоящую историю, позволить людям соприкоснуться с ней», — в свою очередь сказал Халиков.

На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, какую поддержку готов оказать музею-заповеднику минкульт РФ, премьер-министр ответил, что эта тема является одной из главных тем визита Мединского в Чистополь. «Мы как раз для этого и встречаемся с министерством культуры. Важна не только и не столько строительная часть проекта. Не менее важна научная и методологическая помощь, для того, чтобы поднять архивы, правильно сформировать идеологию каждого из объектов, концепцию всего чистопольского туристического маршрута. У нас есть хороший опыт Елабуги, которая уже сейчас стала вторым по посещаемости туристами после Казани городом Татарстана. Чистополь может смело претендовать на не менее важное место», — ответил Халиков.

По завершении пресс-конференции руководство музея попросило Мединского расписаться в книге почетных гостей. «Желаю замечательному Дому-музею Б. Пастернака стать центром преображенного Чистополя — как города-музея великой русской-советской литературы», — такое пожелание оставил министр.

«ДОВОЛЬНО ВНУШИТЕЛЬНЫЕ СУММЫ»

Когда гости уехали, корреспондент «БИЗНЕС Online» узнал подробности проекта музея-заповедника у директора музейного объединения Чистополя Алексея Печенкина.
Он поделился последней новостью — 11 июня Халиков подписал постановление о создании государственного бюджетного учреждения культуры РТ «Чистопольский государственный историко-архитектурный и литературный музей-заповедник». Согласно программе развития музея-заповедника, в Чистополе планируется довести количество музеев с 3 до 10 - 12.

«Необходимые суммы на этот проект обсуждаются совершенно разные. Однако реальные цифры будут известны после того, как будет подготовлена проектно-сметная документация ремонтно-реставрационных работ. По нашим прикидкам, нужны довольно внушительные средства на проведение ремонтно-реставрационных работ, на создание экспозиций, на благоустройство города — дороги, устройство набережной... Насколько нам известно, на эти цели в ближайшие годы планируется выделить порядка 1 миллиарда рублей из республиканского бюджета», — рассказал он.

IMG_8410.jpg

Печенкин также пояснил, о какой помощи со стороны федерального бюджета может идти речь. По его словам, в июле будут подведены итоги конкурсного отбора исторических поселений для участия в проекте «Сохранение и развитие малых исторических городов и поселени». Конкурс проводит минкульт РФ при поддержке Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Чистополь подал заявку сразу в обеих номинациях — «Большие инвестиции» и «Малые инвестиции». Трем победителям в первой номинации будут предоставлены средства на развитие туристического потенциала, включая развитие туристической инфраструктуры, маркетинг, брендинг, поддержку проектов учреждений культуры, художественных промыслов и ремесел, а также укрепление институционального потенциала в области развития туризма, включая культурно-познавательный туризм. Пяти победителям во второй номинации денег хватит только на развитие туристического потенциала.

«Победителям конкурса будут выделены довольно внушительные суммы (конкретные цифры пока не разглашаются — прим. ред.), и мы очень надеемся, что Чистополь войдет в число победителей конкурса. Это позволит серьезно увеличить туристический потенциал города. Предстоит еще очень большая работа по созданию хорошего туристического продукта, чтобы люди захотели в массовом порядке поехать в Чистополь. Программа ориентировочно рассчитана на 5 лет. За это время мы должны создать хороший туристический и музейный центр», — отметил Печенкин.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (38) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    14.06.2014 11:19

    В Чистополе не надо ничего создавать, надо лишь не трогать что есть. Чистополь , в отличие от Казани, сохранился в первозданном виде. Его не затронула программа ветхого жилья. Чистополь сам музей под открытым небом

  • Анонимно
    14.06.2014 11:25

    Интересная идея. Внимательно следим за ходом её реализации. Доверил бы контроль, одной очень принципиальной и честной женщине. Муниципальному депутату Князевой Вере. Уверен, что под её контролем ни одна копейка не уйдёт налево.
    А то словам некоторых татарстанских чинуш, мало кто верит. Не верит народ, начала сомневаться и Москва, ежели деньги будут федеральными.
    Аскар Гареев

  • Анонимно
    14.06.2014 11:54

    Какие-то мифы. Причем здесь цвет советской лит-ры и Чистополь? Ну и что что пересидели там пару лет

  • Анонимно
    14.06.2014 12:35

    Литераторы сидели в Чистополе не по своей воле и в любой момент свалили бы от туда куда-нибудь во Францию или США. А вообще, странная привелегия, пока другие родину защищают или вкалывают на производствах в тылу за корочку хлеба, писаки укрываются в теплом местечке.

    • Анонимно
      14.06.2014 14:04

      Интеллигенцию из татар отправляли на Войну, а русских или особо приближенных отдыхать

      • Анонимно
        14.06.2014 14:19

        Может еще про негров в Америке вспомните?

      • Анонимно
        16.06.2014 08:43

        "Интеллигенцию из татар отправляли на Войну, а русских или особо приближенных отдыхать". А Вы можете назвать хоть одного русского писателя пережидавших в Чистополе? Зачем тогда передергивать в отношении русских и татар? Провокаторам лучше отойти в сторонку.

  • Анонимно
    14.06.2014 12:53

    У меня близкая родственница была родом оттуда....Вспоминала,что когда все голодали во время войны,их кормили на убой...Наших писателей....

    • Анонимно
      14.06.2014 21:25

      Почитайте "чист страницы" и вы увидите, что никто там не жировал. Великая НС Харитонова-краевед номер 1 города -сделала все, чтобы мы знали правду. Радуйтесь земляки, писатели ответят ва. Добром именно сейчас. Сотни, тысячи рабочих мест - у нас впереди. Это город не имеющий аналогов по своему культурному прошлому. Неужели вы не видите, какое движение пошло вокруг города. Дорогие земляки? Какие федеральные министры еще бывали здесь? Впереди год литературы. Для города - это счастье, и все мы в ближайшее время увидим это

      • Анонимно
        15.06.2014 10:58

        Сотни и тысячи рабочих мест мы уже "имеем", так же клятвенно, как вы, аноним,нам обещали, мы это слышали неоднокоратно, когда выбивали для Чистополя деньги на моно-город. Где они? Это то, что стоит в пригороде - котельная, на нее угроханы миллиарды, или частное предприятие, где трудятся 10-20 человек, выпускающих маски для медицины? Народ уже нашей чистопольской власти не верит, кредит доверия весь исчерпан.

  • Анонимно
    14.06.2014 14:02

    Молодцы руководители Татарстана, получилось с елабугой и с чистополем получится если деньги из федерального бюджета дадут. Радоваться надо жителям чистополя.

  • Анонимно
    14.06.2014 14:32

    12. 36. Странные рассуждения. Не думаю, что от ефрейтора Пастернака или сержанта Леонова, фронт очень бы укрепился.Литераторы обладавшие пером журналисты на фронт выезжали.Ну и с грамотешкой плохо у некоторых. Как бы они "свалили" во Францию в 1942 г.? Хоть думайте когда злословите.

    • Анонимно
      14.06.2014 21:01

      Думаю, что пришло время, когда писатели, их дети, внуки и в целом мыслящая Россия ответят Ч благодарностью за то добро, к- ое наши землки принесли миру, стране в 1941-43гг. Возглавляет проект акад. Н.Валеев -чел-к слова и дела, значит город обречен на успех. Премьер - чел-к редкостной культуры, любит и понимает,что такое Ч. Не зря президент выделил 100 млн на дороги. Деньги сюда польются рекой, поскольку нет более таких городов в стране и Европе. Давайте радоваться и молиться за Ч. У него великое будущее, нет ему равных в РФ и тд

  • Анонимно
    14.06.2014 14:56

    Читайте историю господа некоторые комментарюги. Ведь ничего не знаете а рассуждаете. Для примера Цветаеву в Чистополе не взяли в столовую мыть посуду за пайку хлеба она уехала в Елабугу где поклянчила с собой через 3 дня

    • Анонимно
      14.06.2014 22:53

      Цветаеву взяли бы. Но столовой еще не было. Положит виза на ее заяве была. Читайте о Ч господа. Материал благодатный, надо только научную составляющую поднять. У директора есть опыт и команда, с к-рой естественно сделать Ч процветающим турист центром. В Ел-ге к сожалению только само восхваление, дело кончилось. Здесь- широкое поле деят-ти и жажда созидания. Успехов Печенкину, главе и удачи Чистополю который давно ждет своего времен

  • Анонимно
    14.06.2014 16:25

    14.56. Она "поклянчила с собой" как Вы написали не из за того, что не взяли в столовую.Причины намного сложней, читать надо больше "знаток" литературы, хотя бы мемуары её сестры..

  • Анонимно
    14.06.2014 22:15

    Неточности в статье: Кондрашин Денис не является сотрудником музея Пастернака, он заместитель Музейного объединения по науке. Рафаэль Хисамов никогда не был парковым специалистом. То, что Н.М.Валеев курирует этот проект, не говорит о том, что все будет так, как надо. Елабужские варяги Кондрашин, чета Печенкиных, Валеев и иже с ними - союз. Этот союз преследует меркантильные цели. Кому-то надо повыгоднее продать свою коллекцию родному Чистополю, которая уже нигде не умещается, кто-то, пользуясь своим служебным положением, является черноискателем и продает оружие, монеты, найденные от раскопок в Джукетау и т.д. Скоро в город потекут рекой деньги, поэтому нужны проверенные люди, которые уехали со скандалом из Елабуги. Поинтересуйтесь у Гульзады, почему? В Чистополе такое уже проходили. Деньги от моногорода растворились, рассосались, как говорил А.М.Кашпировский. Столько музеев в городе с развалившейся промышленностью - это потемкинские деревни или пир во время чумы. В городе вначале надо создавать рабочие места, восстанавливать то, что разрушили, возвращать молодежь в Чистополь, а уже потом только - "зрелищ".

    • Анонимно
      14.06.2014 23:15

      Ну и люди! Бедняги неуспехи завидуют новой команде созидателей. Что вы то. Делали для города? Где ваш вклад? Где ваш миллиард для города? Кто может предложить нечто подобное? Что сделала худосочная команда музея Пастернака для увековечивания памяти поэта, Нобелевского лауреата? Где книги о нем, статьи хотя бы? Работайте завистники и все образуется. Легко пыхтеть и болтать, дело делать -непросто. Кто подтяеул Москву сюда?

      • Анонимно
        15.06.2014 11:11

        Сколько сарказма!Антитеза очень интересная: "худосочная команда музея Пастернака" - "новая команда созидателей". О какой культуре можно говорить!

  • Анонимно
    14.06.2014 22:24

    Чистопольцам надо радоваться? Радоваться тому, что стоим в рейтинге городов РТ на позорном 45 месте! Даже при самодуре Козлове стояли на 29-м! Вы пообщайтесь с простыми людьми, а не с Хисамовыми-Кондрашиными. В парке весело. Да, спасибо Смыкову за парк. А за показуху - кому спасибо. Зайдите в "Типичный Чистополь" и прочтите, что пишут чистопольцы о визите министра. Как дети изображали из художественной школы плинер, как библиотекари создали передвижную мини-библиотеку, как музыканты играли, как музейные работники в костюмах 19 века проводили экскурсию в музее уездного города и педучилище на уровне инфузории туфельки (посмотрите видеозапись, убедитесь). Последний раз такая показуха была 19 сентября 2013 года, когда в Чистополь приезжала комиссия Госсовета РТ, смотреть работу ТОСов. Чистополь заслуживает большего, самое главное, чтобы культуру возглавляли не солдафоны-временщики, а настоящие патриоты, ценители истории, начитанные и эрудированные люди.

  • Анонимно
    14.06.2014 23:07

    У кого-то есть более толковые предложения, чем заповедник? Чистополь обязан выехать на туризме из нищеты. Премьер молодец! 100 млн на дороги никогда в Ч не давали. То ли еще будет. Откуда столько злопыхателей и завис инков-неудачников?! Радуйтесь, бедняги, за малую родину. На нее валится Манна небесная, а вы? Сонное болото лжекультуры, уровня деревенского сабантуя для Ч закончилось. Он выходит на другой, пока всероссийский уровень. И это не Нью-Васюки, это неизбежная реальность,а злопыхательство успеху города достойно презрения. Только враг города не радунтся созданию важнейшего для города предприяти. Неудачники и больные люди могут оставить при себе чернуху

    • Анонимно
      15.06.2014 10:10

      Согласен, что идея уникальная и это шанс для нашего многострадального Чистополя. Ваши бы слова, да богу в уши. Только про неудачников, злопыхателей и больных - вы перегнули палку.

  • Анонимно
    15.06.2014 00:29

    Чистополь - уникальный город. к сожалению, в настоящее время - вымирающий. Его срочно надо реанимировать. Одна культура его не сможет возродить. Нужно создавать рабочие места для горожан, чтобы они возвратились на свою родину, а не перебивались случайными заработками на стороне. Он (город) постепенно превращается в город пенсионеров и инвалидов. Вместе с министром культуры надо было прихватить еще несколько министров: промышленности, здравоохранения, образования и т.д.

  • Анонимно
    15.06.2014 08:16

    Если в Чистополь придут деньги, они исчезнут бесследно. Это уже вошло в традицию. Надо создавать мощную общественную организацию для контроля, согласен с Аскаром Гареевым, который открыто об этом написал. В эту комиссию, кроме чиновников, надо включить независимых людей, публичных, правозащитников, тех, кто не позволит эти деньги увести. Обязательно надо включить в эту комиссию Гурьянову Галину Григорьевну, Романову Татьяу Александровну, имеющих большой опыт работы и представителей общественных организаций города, республики.

  • Анонимно
    15.06.2014 10:11

    "Радуйтесь, бедняги, за малую родину." как вы о чистопольцах. Кто сказал, что мы бедняги?

  • Анонимно
    15.06.2014 10:17

    Бедняги? Неудачники? Больные? Это с какой стороны посмотреть. Конечно, бедняги, ведь не каждый может купить дачку в Крыму на берегу Черного моря, как наши чистопольские чиновники, получающие скромную зарплату. Бедность определяется не "звоном злата", а совсем другим. То, что премьер молодец, никто не спорит. Просто, когда обжигаются на молоке, на воду дуют.

  • Анонимно
    15.06.2014 11:14

    У "новой команды созидателей" - жаргон совсем не культурный. Видимо,суды агрессии прибавили.

  • Анонимно
    15.06.2014 12:24

    Лучше бы на государственном уровне продумали как спасти часовой завод, заказов подкинули бы, например от м.о. или пошлины на импорт часов в РФ ввели. Очень будет горько если последний часовой завод в России закроется, так и до банановой республики недалеко. Был недавно проездом купил 5чм себе в кабинет, отличные часы.

  • Анонимно
    15.06.2014 13:29

    На сильной и ветреной Каме,Вдали от железных дорог,Мы стали с тобой земляками,Далекий родной городок.

  • Анонимно
    15.06.2014 14:56

    Скажу не в тему. Жалко часовой завод, гремел на всю страну, даже космонавты часы Восток носили.Мои 30 лет ходят и все в порядке. Конечно, хорошо, что хоть счетчики для воды делает, Но ведь когда то коллектив насчитывал более 10 тысяч человек,а сейчас дай бог 500 наберется.А какая водка была "Гимаевская"!

  • Анонимно
    15.06.2014 15:44

    Молодцы чистопольцы! Пусть все это у вас получится и чистополь станет жемчужиной татарстана!Ау Глава Зеленодольска Тыгин! Смотри и учись, как надо работать!Это тебе не комерсантам налоги по максимуму устанавливать, и с народа деньги на дороги собирать! Есть другие способы привлечения средств и развития города, это не вековой лес под стройки рубить, здесь думают о сохранении города!

  • Анонимно
    15.06.2014 16:05

    Новая команда взялась Чистополь поднимать, похвально очень. Только вот не с того начали, впрочем, как всегда. Людям есть нечего, а зрелищ никто не просит. Или насмотрелись на Свияжск и Болгары? Там все логично, это исторические памятники, а Чистополь город с населением, которое безнадежно обнищало и люди не готовы превращаться в памятники вместе с новой программой и новыми революционерами.

    • Анонимно
      16.06.2014 10:35

      Заповедник-это и есть мощная попытка вытащить город из нищеты. Премьер - мыслящий человек, взялся курировать наш уникальный город, прекрасно понимая, что только на этом пути можно поднять имидж Чистополя. 2015 год - год литературы, вот он шанс! Нам везет. Уверен, через два-три года город преобразится: будет масса рабочих мест в сфере обслуживания, чем живут многие истор города Европы. Набережная украсит город, дороги, разумеется, сделают. Гостиницы, кафе, рестораны, транспорт - это рабочие места

    • Анонимно
      18.06.2014 09:00

      Где вы видели нищих в городе? Утром, в обед и после работы по городу проехать невозможно - в пробках одни иномарки.

  • Анонимно
    15.06.2014 18:41

    А можно на годик-два главу Чистополя в Зеленодольск отправить город поднимать?

  • Анонимно
    15.06.2014 21:05

    Чистополь-чистое поле сознания. Если подключить Биляр,где когда-то встретились две системных языка мозга:арабский и русский,появилась первая Кааба-куб, проекция арабского языка в пространстве, иссеклась священная вода Зам-зам, и где Моисею творец дал две скрижали :эти самые два языка, как номера цивилизаций под красным и зеленым светом,и которые соединяясь в определенной пропорции дают черный свет.Это и есть первое письмо: черным по белому (семь светов вместе дают белый свет). Место где произошли письмена...

    • Анонимно
      15.06.2014 21:34

      благодарю Вас за объективный и, считаю, истинный комент: ни к чему придумывать велосипед, в истории развилок много, выбрать нужно свою

  • Анонимно
    18.06.2014 09:02

    Очень хорошая новость для Чистополя. Радоваться надо горожане!!!!!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль