Общество 
15.06.2014

Римзиль Валеев: «Сабантуй как шедевр нематериального наследия приносит пользу всему человечеству…»

Народный праздник перестает волновать лишь тогда, когда в самоидентификации проиСходит какой-то сбой

В последние годы национальный праздник Сабантуй переживает настоящий ренессанс, превращаясь в событие международного значения. Почему это происходит и как воспринимается это многозначное действие глазами обычного городского обывателя и какое место праздник занимает в жизни современного человека — об этом в статье, специально написанной для «БИЗНЕС Online», размышляет журналист и общественный деятель Римзиль Валеев.


print_9809.jpg

ПРИВЫЧНОЕ ДЕЛО?

Как-то обратил внимание, что я вежливо пропускаю общегородские Сабантуи на Лебяжьем, в Дербышках или в поселке Мирном. Или на берегу Казанки в Ново-Савинском районе, неподалеку от громадного футбольного стадиона на 45 тысяч зрителей. Просто не хочется толкаться в многотысячной толпе, искать парковку или добираться до нее, чтобы посмотреть спортивное соревнование и концерт в кустарнике. Выходил на праздник только ради гостей, которые приезжают специально посмотреть народный праздник в столице татарского мира. Так бывает, когда что-то становится привычкой и невольной обязанностью. Не понимаешь, не ценишь доступное тебе сокровище, без которого жизнь не так уж интересна.

В прошлом году поехал на обычный Сабантуй в родную деревню Дюсяново, что на границе Башкортостана с Оренбургской областью и обнаружил натуральное событие, оформленное в стиле язычников. Ни одного лозунга, знамен, кроме республиканского символа, сцена украшена домоткаными паласами, но на ней нет никаких официальных персон, даже сценария как такового нет и специально заказанных артистов. Поют и пляшут сами дюсяновцы и гости из близлежащего башкирского села Биккулово. Высоких персон тоже не было видно, рулили только завклубом, председатель местного самоуправления и руководитель кооператива «Марс», который и стал спонсором Сабантуя.

print_9815.jpg

Но все было круто, и приехавшие из больших городов Сибири земляки остались довольные, даже счастливые. Уверенно лидировали гармошка и баян, старые и современные песни звучали под минусовку из трескучих колонок. Под каждым кустом сидела семейная компания за яствами. Бойко шла торговля. Даже не догадывался, что в нашей деревне из 130 дворов столько народу поет, пляшет и пишет стихи. Бег в мешках, поднятие гирь, скачки с участием аж четырех лошадей! Уму не постижимо!

Все было как в детские годы, только еще лучше и богаче, и без красных флагов и торжественных речей пузатого начальства из района. Разве что не было кавалеристского дюсяновского фирменного аттракциона, когда участник гражданской войны Закир бабай Зарипов на полном скаку рубил саблей ивовые прутья, воткнутые в специальные столбцы.

Я тоже был изрядно взволнован. Почти каждому старался вручить привезенные из Казани CD и DVD диски – отдельное спасибо известной компании «Барс-медиа». Что-то изменилось после Сабантуев моего детства. Стали видны нити, которые связывают отдаленную от больших дорог деревушку с Казанью, Уфой, Нижневартовском, Ташкентом, Москвой. С прошлыми годами и даже веками!

Назавтра люди больше улыбались, с еще большей энергией украшали свое подворье, красили ворота и заборы. Везде чувствовалось еще большее достоинство, которого и так было немало у жителей Дюсяново. Деревня наша дала миру знатного учителя Газиз-бабая, награжденного орденом Ленина, а также вырастила первого посла СССР в арабских странах Карима Хакимова, министра гражданской авиации Узбекистана Гани Рафикова, народную артистку Татарстана Таслиму Халяф, главных редакторов аж трех популярных республиканских изданий и многих известных округе людей, включая главу района Наиля Гатауллина.

IMG_1779.jpg

И тогда подумалось, что народный праздник начинает не волновать лишь тогда, когда в самоидентификации, понимании своего места на этой земле и на всей планете произошел какой-то сбой. Невозможно оставаться равнодушным к тому, как ты вместе со своими земляками сливаешься в огромную массу больших и малых народов, сохраняя свою самобытность, видишь себя и других в мировом масштабе. Потому и привлекают миллиардные аудитории репортажи с открытия Олимпиады, Универсиады, футбольно-хоккейных чемпионатов.

Ничем невозможно заменить действо, когда находишься в гуще непонятной энергии тысяч позитивно настроенных людей. Это уже не война — массовый стресс от столкновения людей, вооруженных автоматами и пушками и танками и прочими инструментами убийства, которые вряд ли отвлекут от испытанных обид, смоют горечь потерь, страха и ненависти.

«Лечить» души нужно исключительно мирными средствами. Не зря во время Сабантуев и Олимпиад прекращались сражения. Что может быть лучше, чем лица и глаза добрых приветливых людей? Не верю, что слепая вражда сильнее, чем детский взгляд и голос радостных, добрых и гордых людей. Жаль, что в некоторых горячих точках не устраивали Сабантуи с участием потенциальных противников, которые сейчас перестали понимать. Это же элемент демократии, место, где можно обговорить зачатки недоразумения и обид!

print_9825.jpg

НА ПУТИ КО ВСЕМИРНОМУ САБАНТУЮ

Короче, сейчас праздники на природе вновь стали радовать и удивлять. Смысл Сабантуя и формат народных гуляний, охват стали стремительно меняться. Масштабы возрастают стремительно. Теперь уже регулярно проходят федеральные сабантуи (кстати, в этом году его татары устраивают в Томске 14 июня при активной поддержке областной и городской администрации, Татарстана и ВКТ). А еще ежегодно проходят милые моему сердцу общероссийские сельские сабантуи с участием сельчан (преимущественно татар) из десятков регионов страны. Запомнилось, как накануне саммита АТЭС федеральный Сабантуй состоялся во Владивостоке – витриной, визитной карточкой России выступили опять же наши соплеменники. Сам факт состязания в красоте и неутомимости, творчестве весьма примечателен!

Раньше, особенно в советские годы, на Сабантуях было принято расслабляться спиртными напитками, а сейчас этот компонент уменьшается. Все больше Сабантуев, особенно в регионах, устраиваются без продажи спиртного. Само зрелище, общение с друзьями, необычная атмосфера веселят так, что нет в необходимости в допингах.

А тем временем Сабантуй захватывает Прагу, Париж, Лондон, Сидней, Аделаиду, Нью-Йорк, Калифорнию и, конечно, Стамбул. Про страны Средней Азии и не говорю. Упоминаются 59 регионов и 20 государств, но эти цифры постоянно меняются. Недавно 40 сингапурских татар устроили сабантуй. На такие праздники охотно приходят местные жители, родственники из смешанных семей. Часто эти праздники проходят весьма скромно, усилиями небольшой общины в виде пикника.

print_9806.jpg

Но процесс идет, интернет и спутниковый телеканал ТНВ распространяет зрелище и методику празднества. В этом году в Риге прошел первый европейский Сабантуй с участием высоких гостей из Татарстана. Пусть эти праздники еще не сотрясают всю Российскую Федерацию или всю Европу. Пусть еще не организован Всемирный сабантуй с участием хотя бы 150 стран (хотя в прошлом году в связи с Универсиадой нечто подобное уже произошло). Сама идея распространения ритуального фольклорного праздника, открытого для всех, просто замечательна и востребована.

Ренессанс Сабантуев особый размах получил после изменения советской системы. После развала Союза надо было с «той» жизни взять самое ценное, которое не оказалось за бортом жизни при большевистском устройстве страны. Но в советские годы народные и национальные праздник были зажаты так, что Сабантуй начал превращаться в слет передовиков, концерт художественной самодеятельности и районную спартакиаду. Вот почему Сабантуй, как и Каравон, — нынешние любимые праздники Татарстана — вызывают огромный прилив энтузиазма и положительную энергию.

«Экспорт» Сабантуя за пределы Татарстана начался в 2002 году, накануне Всероссийской переписи. Первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев издал указ о поддержке татар российских регионов в проведении национального праздника. Давняя мечта татар российских областей стала явью. Теперь в большинстве регионов России проводится Сабантуй. Его поддерживают (как правило) администрация и региональная власть. На праздник приходят первые лица области и города. Появился серьезный повод для встреч Президента Татарстана Рустама Минниханова с губернаторами областей и мэрами крупных столиц. В «сабантуйный» процесс втягиваются русские и другие народы, живущие рядом с татарами и башкирами. Этот сгусток радости и творчества нравится всем!

Сабантуй вскрывает проблемы современного села. Все реже проходят такие праздники в обычных селах — финансы поют под гармошку! Частно не увидишь конские скачки, мало где выживают лошади помимо специальных скакунов. Поэтому бурно развиваются моторизованные соревнования. Не секрет, что в дни Сабантуя резко подскакивают ставки певцов и музыкантов. Но не смотря ни на что, в любую погоду Сабантуй поднимает флаг над майданом, демонстрируя самодостаточность его устроителей.

IMG_1760.jpg

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ РАУТ В ЛАИШЕВО КАК ШЕДЕВР НЕМАТЕРИАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ

Желание написать эти заметки появились недавно в Лаишево, где довелось побывать на районном Сабантуе. Предвижу скепсис иных читателей: ну, чем могут удивить лаишевцы? Когда известно, КАКИЕ проходят праздники в Челнах, Нижнекамске, Альметьевске, Казани! Пусть не обижаются бавлинцы, булгульминцы, азнакаевцы — везде отношение к этому священносдействию трепетное, хотя он связано с хлопотами и проблемами. На такое дело не жалко! Так думают почти везде.

И правда, самый крутой праздник, устраиваемый в селе Мингер Сабинского района по инициативе семьи Минахметовых с соревнованиями на багги, квадрациклах, по ловле рыб и т.д. т.п., выступлениями мегазвезд эстрады, множеством площадок, фейерверками в финале вряд ли можно сравнить с чем-либо.

Пусть ломают голову устроители латиноамериканских карнавалов. Рождается новая субкультура, которая порой может не радовать специалистов по нематериальному наследию и сторонников чистого фольклора. Но сохраняя и возвращая исконно народные древние элементы бытия, народ, особенно такая продвинутая республика, как Татарстан, не просто повторяет действия прошлых веков. Происходит созидание нового, на основе старых традиций. Каждая эпоха рождает своих героев! И свои формы бытия. Только не забывая настоящих корней и эталонных образцов народной жизни. Не каждый район, не каждое село и не любая татарская община с местной властью способны вытянуть настоящий Сабантуй, который экзаменует власть и общественность. Не у всех находятся средства на подарки. И кадры, способные устроить Сабантуй. Но на сам праздник, организацию мероприятия сил должно хватить везде, если взяться как следует. Если работают толковые люди.

print_9804.jpg

Можно спорить по поводу Сабантуев, проводимых в парках и на стадионах. Придется еще побороться за вхождение в список шедевров нематериального наследия, дожидаться вхождения России в Конвенцию по этому наследию.

Думать об особенностях отраслевых и фирменных, корпоративных сабантуев. Каждый район, каждый регион и каждая отрасль трактует Сабантуй по-своему. Никого не удивляет сабантуй пожарников, сотрудников МВД, врачей, педагогов. В этом году театральный Сабантуй проходит в Челнах, а раньше он с участием московских актеров проходил в Альдырмыш, в Казани, Сабах и Тюлячинском районе.

Все проводят Сабантуй на свой лад. Даже мы, сотрудники независимых СМИ, проводили пару раз свой Сабантуй. Здорово! Совсем не так, как праздник «казенных» журналистов.

Разумеется, у классического Сабантуя есть своя методика, классические сценарии. Министерство культуры РТ с конгрессом татар проводят курсы по обучению организаторов и режиссеров, которым вручаются сертификаты! Непростой вопрос – экономика, государственно-частное партнерство, привлечение спонсоров, состязание благотворителей, народные промыслы, реклама. Многое еще ждет развития, отбора, интеграции с большим и массовым бизнесом, массовыми коммуникациями.

В сабантуе все заточено на добро, открытие друзей, презентации своей истории и быта. Ради этого дня стоит трудиться целый год, чтобы однажды предъявить свои достижения. И удивить людей самыми простыми и гениальными вещами. Немало здесь и культурологии, и политики. И, как оказалось, и дипломатии. Пока еще не было Сабантуя МИД РФ, но это дело поправимое!

Сразу после закрытия недавно прошедшего KazanSummit 2014, послов стран исламского сотрудничество повезли на Лаишевский сабантуй. Лично я ехал с некоторой тревогой: все-таки исламские страны, а Лаишево традиционно русский, православный район, хотя татары тоже там живут.

Но на месте оказалось, что Лаишево по цивилизованности не только формально, но и реально город! Не случайно в район идут инвестиции. Скоро в районе Усад и аэропорта поднимется новый город «Смарт сити». Руководитель агентства инвестиционного развития РТ Линар Якупов сказал, что когда заработает «Смарт сити», все увидят реальные плоды проектов, связанных с форумами Казанского саммита исламских стран.

На Лаишевском сабантуе уровень организации был высок, сценическая трактовка, вокал и танца достойны небольшой независимой страны. После открытия Сабантуя, достойного крупных столиц, когда начали награждать героев посевной большую стаю послов исламских стран их радушный поводырь Минтимер Шаймиев и глава муниципального района Михаил Афанасьев повели по маршруту народного гуляния. Для меня на этом Сабантуй и завершился, так как обход прикамских берегов был полон неожиданностей и замечательных сюрпризов.

Уже не думалось, где как борются, когда начнутся скачки – разве можно все увидеть.

print_9828.jpg

Почти под каждым большим деревом ожидали домики – пасека, дом хлеба, дом лекаря, дом рыбака и т.д. И в каждом доме – интересные люди, костюмы, этнографические предметы, кушанья… Когда известный лаишевский ансамбль грянул приветственную русскую песню, искушенные дипломаты были близки к обмороку столь убедительному импульсу доброй воли.

После бесстрашно пробовали все предлагаемые продукты, включая мясо и рыбу, разложенную под жарким солнцем. Про булку, квас, чак-чак и не говорю.

Чрезвычайные и полномочные послы Алжира, Ирана, Ирака, Саудовской Аравии, Катар и других стран, позабыв фраки, соревновались в беге с коромыслом, кидали палки, играя в городки, пробовали чеканить монеты.

И глазами опытных разведчиков всматривались в речную даль и разглядывали шалаши, трогали чучела зверей и животных, в большом количестве выставленных по маршруту. Было видно, что лес на берегу Камы и этнграфические подворья – «фишка» лаишевцев, и эти дома, оборудование выставок каждый год служат устроителям сабантуя. Просто река и лес, богатства природы просто люди – что может быть замечательнее и убедительнее.

Повидавшие на своем веку многое дипломаты были удивлены натуральностью и многообразием жизни, смекалкой и предприимчивостью хозяев.

Трудно рассказать обо всем, что предлагалось участникам Лаишевского сабантуя. Где-то после первой трети маршрута от чувства беспомощности (невозможно все запомнить рассказать) я схватился за айпад, кое-что подснял на видео. И очень горжусь, что был единственным оператором, зафиксировавшим, как Минтимер Шарипович учит зарубежных гостей пользоваться инвентарем, а потом, и сам берет палку и с завязанными глазами мастерски разбивает горшок. Все верно – в политике и дипломатии самые сложные операции выполняются «наизусть», четко ориентируясь во времени и пространстве. Дипломаты ахнули точности удара Минтимера Шариповича. Ну, а местный народ почти не удивился – а как же, это же Шаймиев!

Внимательно смотрел на реакцию дипломатов, расспрашивал их насчет увиденного здесь. Культура быта, экономика, межнациональная и религиозная ситуация, настрой людей произвели на них самое позитивное впечатление. Многим хотелось вернуться еще раз. И тогда подумалось – Сабантуй в Лаишево тоже способен повлиять на ход мировой политики.

print_9820.jpg
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (25) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    15.06.2014 09:09

    достали своим круглогодичным примитивом: колхозники пашут - горожане пляшут...

  • Анонимно
    15.06.2014 09:28

    А ты попей пиво, ложись на диван перед телевизором с мордобоем и убийствами. Или выходи во двор, лупить домино. Главное, не слушай песен, своих и чужих, плюнь на народные традиции. Мы же крутые, сплошь городские.

  • Анонимно
    15.06.2014 11:04

    Сабантуй приносит пользу не только всему человечеству - всей вселенной!

  • Анонимно
    15.06.2014 11:23

    Молодец Минтимер Шарипович! На все руки мастер!

  • Анонимно
    15.06.2014 12:07

    Все это происходит (фото и видео) в Лаишево? Круто!

  • Анонимно
    15.06.2014 12:17

    Красиво жить не запретишь, молодцы татары! Сабантуй - это законсировированный быть одного из древнейших народов, думаю, что можно выразиться так. Плачь Башкортостан - таких выдающихся деятелей, как Римзиль и его супруга Зиль, потерял ты в результате нерасторопноости. А ведь вмесете начинали. Кто мы теперь, и кто они!Рауль Тухватуллин--0--.

  • Анонимно
    15.06.2014 12:29

    Согласен с Римзилем Валеевым, что Сабантуй надо и можно продвигать. Весь мир отмечает День святого Патрика или Хеллоуин. Немного старания и Сабантуй тоже может быть не менее удачливым праздником. Только небольшая ложка дегтя. С нынешним руководством Минкульта далеко не уйдем.

  • Анонимно
    15.06.2014 13:55

    Надо не злословить, а поблагодарить Валеева за интересный материал.Кстати для меня было интересно узнать что легендарный "красный паша" Хакимов, первый нарком просвещения ТАССР из его деревни.Что касается сабантуя, то он для татар и тюрков в целом, всегда был аналогом олимпиад. Неслучайно в старой книге читаю "В настоящее время сад Аркадия служит с 1923 г. местом где устраивается народная Олимпиада - Сабан - Туй"

  • Анонимно
    15.06.2014 15:16

    Пассаж хвалебный про Сабантуй во Владивостоке удивил. Я понимаю-мифы надо создавать. Но когда Сабантуй устроили в день торгового флота (исконный праздник приморцев), перекрыв весь центр Владивостока, и люди не зная Сабантуя уже его ненавидели, это надо суметь. В результате на трибунах было триста татар с Приморья и 1000 гостей из Казани. Затратив миллионы на перемещение этих коллективов на тысячи километров. Как это называть?

    • Анонимно
      15.06.2014 16:59

      Наверняка власти знали про это,умышленно устроили противостояние,столкнули лбами.

  • Анонимно
    15.06.2014 17:48

    15. 16.Не особенно верю цифрам - 300 местных татар и 1000 приезжих.Но при любом варианте такая модель проведения праздника это только компрометация его.

  • Анонимно
    15.06.2014 19:12

    Сабантуй-праздник плуга. Не было бы плуга, то у людей не оставалось бы свободного времени и современной цивилизации не было бы вообще. По всему земному шару. Нету времени, нету культуры народов,нету изобретений , все время поиски пищи...

  • Анонимно
    15.06.2014 22:33

    Рамзиль Абы . А как Вы относитесь к такого рода " сабантуев" как проводится в Менгере с Бони М и,мотогонками и прочими наворотами цивилизации,ничего общего не имеющих с татарской культурой и историей?

  • Анонимно
    15.06.2014 23:17

    Правильно и хорошо описал Римзиль сабантуй на его родине .Советую ему побывать на сабантуях в кряшенских деревнях на Троицу ,в Чук ,в Петров день и на Казанскую. Пусть он опишет эти сабантуи и сравнит. Очень хочется проверить его на журналистичешскую проф.состоятельность,если конечно это ему не слабо? Кряшен Татарстана.

  • Анонимно
    16.06.2014 00:02

    Модернизация сабантуя, новые навороты и классический фольклорный праздник - противоречивая штука. Можно сказать, праздник "по мотивам" сабантуя тоже востребован. Не запретишь!

  • Анонимно
    16.06.2014 01:38

    Сабантуй прочно вошел в нашу жизнь. Советская власть необъяснимо лояльно относилось к этому более чем национальному празднику. Однако что это за праздник, которого не было, к примеру, у татар-мишар, в том же 19 веке? Скорее всего, в связи с образованием в 1917 году татарской социалистической нации, потребовались атрибуты единения этой ново испеченной нации (можно было бы и обойтись статусом татарский народ, но Ленин был щедр к инородцам). Сабантуй и стал одним из этих атрибутов, наряду с Тукаем, чак-чаком и башней Сююмбике. В наше время, Сабантуй очень даже напоминает кость для черни - мол, ешьте, пейте, веселитесь. Очень все по-русски - есть бояре, а есть чернь. Особые шатры и пологи для бояр, и знойное солнце для трудового народа - не знакомы ли вам эти эпизоды "праздника"? Но дело сделано, и это праздник стал знаковым для всего мира. Ненавистная Эйфелева башня стала симовомо Парижа.

  • Ну вот зачем в конце статьи надо было обязательно подлизнуть МШШ? Ну к чему это угодничество, г-н Валеев? Статья начиналась хорошо, а в конце вот надо было обязательно Вам перед чиновником №2 выслужиться? Зачем? А еще называете себе журналистом независимых СМИ!

    • Анонимно
      16.06.2014 10:40

      Раис, это норамально, когда замечают 77 летнего батыра сабантуя. А ты не завидуй! Лучше займись спортом, развивай культурный уровень. Не стоит возмущаться любой доброй вести о татарах.

  • Анонимно
    16.06.2014 07:33

    13.55. 15. 06./В саду Аркадия с 1923 г. проводили народную олимпиаду - сабантуй./ Читал толстые монографии и тьму статей,об этом празднике, вроде бы и диссертацию на этом кто то защитил, но про сабантуй в саду Аркадия и сравнение его с олимпиадой там ничего нет.Сад был бы в конце среднего Кабана. Как называется старая книга о сабантуе - татарской олимпиаде проводившейся в Аркадии с 1923 г.? Значит советская власть впервые с 1552 г восстановила сабантуй в Казани и в прошлом году можно было отметить его 90 летие. Но никто не знал. А сколько ученых кормилось на сабантуе. Валеев сейчас главный "сабантуйщик" может прояснит почему пропустили эту дату?

  • Анонимно
    16.06.2014 10:36

    Страдающему бессонницей Сулейманову. Что уж Вы так Валеева обозвали "подлизнуть".Он отдал МШШ должное и это называется на цивилизованном языке "политес".Не хочу использовать фермерский принцип дискуссии " сам дурак" но позволю напомнить, что в комментарии о празднике в Болгаре Вы увидели только дождь и грязь. А праздник был и хотя богословы заспорили чему он равняется 0.5 или 0.25 хаджа, народ приехал не по разнарядке и радовался.Посмотрите видео материалы БО, они передают атмосферу праздника и не "постановочные" а реальные. Ибо место, как говорят православные "намоленное".Кстати скажу, что там еще Екатерина Великая встречалась с паломниками мусульманами и беседовала с имамом, который хорошо знал русский язык. Кстати это была первая в истории встреча российского монарха,с мусульманами на таком демократическом уровне, не с ханами или князьями.Можно было и памятный знак поставить.

  • Анонимно
    17.06.2014 18:13

    Необходимо вернуть все праздники, а не только один! А их много! Сабантуй, Каргатуй, Нардуган и др.!

  • Анонимно
    7.07.2014 11:18

    супер

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль