Общество 
20.06.2014

Болгар идет в список ЮНЕСКО: попытка четвертая

После отрицательной рекомендации экспертов всемирной организации Татарстан сменил тактику

Сегодня государственный советник РТ Минтимер Шаймиев отправился в Катар, в столице которого он принимает участие в заседании комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, которое продлится до 25 июня. Главный вопрос — включение в список всемирного наследия ЮНЕСКО 36 объектов, среди которых в категории «Культурные объекты» заявлен Болгарский историко-археологический комплекс. Это не первая попытка попасть в список, но, как отметили эксперты «БИЗНЕС Online», спустя 15 лет после первой заявки сейчас шансы самые реальные.

СОСТАВИТ ЛИ БОЛГАР КОМПАНИЮ КРЕМЛЮ В СПИСКЕ ЮНЕСКО?

Сегодня государственный советник РТ Минтимер Шаймиев отправится в Катар. В городе Доха он примет участие в заседании комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, которое стартовало в пятницу, 13 июня, и продлится до 25 июня.

Главный для Татарстана вопрос в повестке дня — включение в список ЮНЕСКО Болгарского историко-археологического комплекса. Возрождение Болгара, как известно, в последние несколько лет курирует первый президент РТ Шаймиев.

В настоящее время список ЮНЕСКО насчитывает 981 объект (включая 25 российских, среди которых есть и Казанский Кремль), и, как отметил на открытии сегодняшнего мероприятия премьер-министр Катара Абдулла бин Нассер бин Халифа Аль Тани, в этом году число объектов, включенных в список, приблизится к тысяче. «Это настоящее достижение в рамках Конвенции об охране всемирного наследия, свидетельствующее об ее успехе», — цитирует его сайт ЮНЕСКО.

На этот раз комитет всемирного наследия рассмотрит 36 кандидатур на включение в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В категории «Культурные объекты» помимо Болгара (а он стал единственным представителем России) будут рассматривать Великий канал в Китае, каменные шары племени Дикис доколумбового периода в Коста-Рике, вестверк эпохи Каролингов и аббатство Корвей в Германии, цитадель Эрбиль в Ираке, древние города царства Пью в Мьянме, завод Неллефабрик в Нидерландах и др. В категории «Природные объекты» представлены, например, Ваттовое море в Дании и Германии, Большой Гималайский национальный парк в Индии, природный заповедник горной цепи Хамигуйтан на Филиппинах... Есть еще категория «Смешанные и культурные объекты», где будут представлены древний город майя Калакмуль и охраняемые тропические леса в Мексике, ландшафтный комплекс Чанг Ан во Вьетнаме и другие.

ЭКСПЕРТОВ СМУТИЛИ НОВОДЕЛЫ

Вопрос о включении Болгар в список ЮНЕСКО поднимается на комитете не первый раз. Впервые он был заявлен в 2000 году и рассмотрен на 24-й и 25-й сессиях комитета в Австралии и Финляндии. Однако каждый раз проект отправлялся на доработку. На последнем заседании, которое состоялось в прошлом году в Камбодже, заявка Болгара получила рекомендацию «не включать» (газета «БИЗНЕС Online» писала об этом в материале «ЮНЕСКО раскритиковала Болгар за новоделы»). Основные претензии эксперты международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ICOMOS) выдвинули к масштабному строительству на территории заповедника. В частности, в отчете говорится о том, что возведенные в 2010 году дом лекаря и сувенирные лавки близко расположены к исторической мечети. У представителей ЮНЕСКО были претензии и к памятному знаку, как пишут эксперты, это «большое здание, похожее на мечеть, с позолоченным куполом, которое расположилось рядом с исторической мечетью. Возведение последнего оказало серьезное негативное (визуальное) воздействие на объект и его пейзаж»...

Тем не менее, очевидно, после разъяснений со стороны Татарстана комитет решил еще раз обсудить заявку. «Это означает, что заявитель вновь может подать заявку с незначительными изменениями в той же номинации в ближайшее время», — рассказал тогда представитель пресс-службы 37-й сессии комитета всемирного наследия Рони Амелан. Источники «БИЗНЕС Online» тогда отмечали, что Татарстан решил с Болгаром «идти до конца». «Несмотря на критику, заявку по Болгару не отозвали. Если будет получен отказ, то больше Россия не сможет его номинировать. Власти республики, по сути, пошли ва-банк», — сказал наш собеседник.

Летом прошлого года Шаймиев рассказал СМИ, что заявка по объекту отправлена на краткосрочную доработку (referral), которая будет вестись в течение года совместно со специалистами консультативных органов комитета всемирного наследия — международного совета по охране памятников и достопримечательных мест и международного союза охраны природы. «Что очень важно, если изначально Болгар был представлен только по III категории, то эксперты ЮНЕСКО предложили нам в условиях referral провести Болгар и по VI категории, и мы с удовольствием это принимаем», — сказал тогда Шаймиев. Он пояснил, что III категория подчеркивает значение Болгара как уникального свидетельства существования государств Волжская Булгария и Золотая Орда в X - XIV веках, цивилизации, которая положила начало татарской нации, а VI подчеркивает роль духовности, особенности веры, культуры, обычаев, традиций, социальных и нравственных норм жизни татарского народа в геокультурном регионе мира. «Работы предстоит много, но, полагаю, мы сумеем подготовиться к заседанию комитета в Катаре и доложим о проделанной работе по уже признанному объекту всемирного наследия», — сказал госсоветник.

ДЛЯ БОЛГАРА СМЕНИЛИ КАТЕГОРИЮ

С тех пор эксперты ЮНЕСКО неоднократно приезжали в Татарстан.

В конце прошлого года Шаймиев на пресс-конференции заявил, что претензии экспертов удалось снять, вопросов по документам на Болгар больше нет, и поэтому он надеется на положительное решение вопроса. А во время визита посла Ирака в РФ Исмаила Шафика Мухсина президент РТ Рустам Минниханов попросил его поддержать кандидатуру Болгара.

Выводы были сделаны, и теперь Болгар номинируется в другой категории, пояснил газете «БИЗНЕС Online» Рафаэль Хакимов — директор Института истории им. Марджани АН РТ. «Мы должны были сказать, о чем идет речь, что охраняется. Одно дело, когда речь идет об археологических объектах, другое — о культуре, о цивилизации. Когда речь идет о культурных объектах, за любое разрушение выставляется большой минус и заявка не принимается. Когда речь идет о цивилизации, тогда это другая номинация. И она вполне подходит для нас и даже лучшим образом, поскольку подчеркивает наши истоки, сохранение именно такого облика города, который воплощает татаро-болгарскую цивилизацию. То, что татарская цивилизация, особый татарский мир возникли в Болгаре — сомнений никаких нет. Сама система охраны и научное обеспечение экспертов ЮНЕСКО очень даже впечатлили».

Хакимов отметил, что на этот раз для экспертов была проведена более детальная разъяснительная работа, издана специальная книга с пояснением проводимой научной работы. Были также учтены пожелания экспертов, например, палаточный городок был выведен за территорию заповедника, представлены стандарты охраны.

Рафаэль Хакимов: «У меня есть большая надежда на то, что все это пройдет нормально»

«Я встречался с экспертами — они остались довольны. У меня есть большая надежда на то, что все это пройдет нормально», — отметил он.

Если же Болгару все такие не удастся войти в список наследия ЮНЕСКО, то подать заявку повторно будет крайне сложно, такая практика не приветствуется.

ЕСЛИ ЕЩЕ УЧИТЫВАТЬ МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВТОРИТЕТ ШАЙМИЕВА

Эксперты прокомментировали для «БИЗНЕС Online» шансы Болгара на попадание в список ЮНЕСКО.

Зиля Валеева — директор музея-заповедника «Казанский Кремль», председатель комитета комиссии РФ по делам ЮНЕСКО в РТ:

— Серьезных замечаний к Болгару не было. Всегда есть вопросы обеспечения сохранности памятников, в разных государствах разный климат. В наших неблагоприятных погодных условиях, при резких перепадах температур, стоял вопрос консервации и сохранения памятников. В последние годы именно у нас были применены самые современные технологии, что позволило и памятники сохранить, и создать привлекательную для туристов инфраструктуру.

Болгар имеет абсолютно реальный шанс попасть в список наследия ЮНЕСКО. В последние годы проведены очень серьезные комплексные работы по сохранности памятников, а также научные работы по доказательству того, что Болгар действительно вправе занять место в списке мирового наследия. То, что необходимо было отработать со всеми экспертами и институтами ЮНЕСКО, эта работа проделана. Есть основания надеяться на то, что шансы реальны. Я настроена очень оптимистично и считаю, что все должно получиться.

Низами Мамедов — профессор кафедры управления и организации социальных систем Института государственной службы и управления персоналом РАНХиГС, доктор философских наук, эксперт ЮНЕСКО:

— В прошлый раз, видимо, не было тех формальных обоснований, которые требуются в таких случаях положениями ЮНЕСКО. В этот раз, мне кажется, все взвешено и соответствует требованиям, поэтому шансы очень большие. Если еще учитывать международный авторитет Шаймиева, то, думаю, шансы очень хорошие. Мне представляется, что Болгар — очень ценный памятник природы. Чем больше будет наших памятников в списке, тем это больше обеспечит их сохранность. Если в список войти не удастся, то никто не ограничивал число раз на заявку. Однако мне представляется, что в этот раз мы туда попадем.

Справка

В ходе сессии комитет рассмотрит заявки от следующих претендентов.

Природные объекты: Дельта Окаванго (Ботсвана), карстовые отложения в Южном Китае (фаза II) [расширение объекта «Карстовые отложения в Южном Китае»] (Китай), Стевнс Клинт (Дания), Ваттовое море (Дания и Германия) [расширение объекта «Ваттовое море» (Германия/Нидерланды)], тектоно-вулканическая формация Шен-де-Пюи и разлом Лимань (Франция), Большой Гималайский национальный парк (Индия), природный заповедник горной цепи Хамигуйтан (Филиппины), Беловежская Пуща (Беларусь/Польша) [расширение объекта «Беловежская Пуща / Бяловежа» (Беларусь/Польша)].

Смешанные и культурные объекты: древний город майя Калакмуль и охраняемые тропические леса [расширение объекта «Древний город майя Калакмуль, штат Кампече»] (Мексика), ландшафтный комплекс Чанг Ан (Вьетнам).

Культурные объекты: Кхапак-Ньян — сеть дорог в Андах (Аргентина, Боливия, Чили, Колумбия, Эквадор, Перу), Великий канал (Китай), поселения вождей и каменные шары племени Дикис доколумбового периода (Коста-Рика), пещера с наскальными рисунками Пон-д’Арк, известная как пещера Шове-Пон-д’Арк, Ардеш (Франция), вестверк эпохи Каролингов и аббатство Корвей (Германия), культурный ландшафт Тонго-Тенгзуг народа талленси (Гана), Рани-ки-вав (колодец шагов королевы) в городе Патан, Гуджарат (Индия), Шахри-Сухте (Иран), цитадель Эрбиль (Ирак), пещеры Мареши и Бейт Гуврина в Иудейской низменности, как микрокосм Земли пещер (Израиль), ландшафт виноградников Пьемонта: Ланге, Роеро и Монферрато (Италия), фабрика по производству шелка в Томиока и сопутствующие объекты (Япония), Шелковый путь: начальный участок Шелкового пути, сеть маршрутов Тянь-Шанского коридора (Киргизстан, Китай и Казахстан), культурный ландшафт горы Муланже (Малави), древние города царства Пью (Мьянма), завод Неллефабрик (Нидерланды), Намхансансон (Республика Корея), Болгарский историко-археологический комплекс (Российская Федерация), Историческая Джидда, ворота Макка (Саудовская Аравия), Шелковый путь: коридор Пенджикент-Самарканд-Пойкент (Таджикистан и Узбекистан), Бурса и Кумаликизик: рождение Османской империи (Турция), Пергамон и его многогранный культурный ландшафт (Турция), Хор-Дубай (Дубай-Крик) (Объединенные Арабские Эмираты), монументальные земляные сооружения Поверти-Пойнт (Соединенные Штаты Америки), культурный ландшафт Баротсе (Замбия).

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (84) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    20.06.2014 09:31

    МШ, удачи Вам и Вашему детищу! спс. ;) с ув., Дамир.

  • Анонимно
    20.06.2014 09:40

    Ну, братья-арабы, не подведите!

  • Анонимно
    20.06.2014 09:45

    В принципе, такие новые там объекты как речвокзал-музей или мечеть не помешают. Перестарались с попыткой реставрации некоторых древностей. Например, конусный купол на главной башне выглядит как боеголовка межконтинентальной ракеты.

  • Анонимно
    20.06.2014 09:48

    Респект Бабаю!

  • Анонимно
    20.06.2014 10:07

    Унышлар!!!!!

  • Анонимно
    20.06.2014 10:26

    Шарипч давай!!!

  • Анонимно
    20.06.2014 10:28

    Наш Бабай!

  • Анонимно
    20.06.2014 10:49

    Там от "Великого древнего Булгара" ничего уже не осталось...

  • Анонимно
    20.06.2014 10:50

    Успехов Вам Минтимер Шаймиевич!Мы с Вами!!!

  • Анонимно
    20.06.2014 11:00

    М.Шаймеев-один из выдающихся руководитель в истории татар,так распорядилась история,а Шаймеев в силу своего интеллекта и характера-борца воспользовался ситуацией с полна.Была видимо и удача что попал в элиту,но и сам не сплоховал.Проявил свой характер свойственному только татарину,совмещать личные интересы с государственными,не обижая ни себя ни государства.

  • Анонимно
    20.06.2014 11:26

    Бабай я думаю решит этот вопрос с легкостью.

  • Анонимно
    20.06.2014 13:12

    У Шаймиева нет историко-культурноо мышления. Если было бы, оо не стал бы строить новоделы и хотеть установить там Хранительницу

  • Анонимно
    20.06.2014 13:20

    Эту Хранительницу пусть у себя дома ставить. Такую чудовище как можно на Булгаре поставить. Это же кошмар. Только Татарстане такое возможно.

  • Анонимно
    20.06.2014 13:25

    История народа и Бабай с народом!

  • Анонимно
    20.06.2014 14:10

    В этот список не включают новоделы.Как бы поэтому и Казанский Кремль из этого списка не исключили.

  • Анонимно
    20.06.2014 14:36

    Интересно,булгары применяли катапульты и баллисты,и вообще была ли у них артиллерия на вооружении.

  • Анонимно
    20.06.2014 14:38

    и что там охранять?

    • Анонимно
      20.06.2014 16:44

      Новостройки могут развалиться. Сейчас же сам знаешь, как строят.

  • Анонимно
    20.06.2014 14:45

    Бабай, молодец! Без булдырабыз!

  • Анонимно
    20.06.2014 14:50

    Кто нибудь пожалуйста скажите, что дает включение в этот список этих объектов. Какие плюсы?

  • Анонимно
    20.06.2014 14:52

    Я часто бываю в Болгарии. И там мне рассказали одну историю. Что македонцы до сих пор болгар называют татарами. Вывод: болгары и есть татары. И хватит уж спорить. На чем тогда воспитывать молодежь?

    • Анонимно
      20.06.2014 16:32

      Для молодежи установили Казан - там ночами кальяны греют, а в Булгаре не доделали Хранительницу - не хватает символа для Катара. Вот на этом и воспитывать... всех!

    • Анонимно
      20.06.2014 16:43

      Ну если македонцы говорят, тогда конечно.

      • Анонимно
        20.06.2014 17:25

        Так болгары у македонцев забрали половину их территории, как известно.

        • Анонимно
          20.06.2014 23:12

          и как их ещё называть после этого?

        • Анонимно
          21.06.2014 03:00

          На самом деле македонцы - придуманный народ. Это те же болгары из Тракии, часть которой после 1 мировой войны захватила Югославия.

  • Анонимно
    20.06.2014 16:27

    Сиразин всю историю под себя и тенгриянцев пытается перекроить,волю дай и Чингиз Хана мишар-тенгриянцем наречет? История-дело тонкое,предвзятых мнений быть не должно!!!

  • Анонимно
    20.06.2014 16:33

    шо, опять?

  • Анонимно
    20.06.2014 16:42

    Модератор. Конечно понимаю, что Сиразин любимец газеты. Но нельзя же отставлять без ответа такой бред: болгары пришли с Батыем, а Мохамед пришел в Казань по заданию Москвы. Это вредит и репутации БО. Прошу пропустить мой ответ. Он весьма корректный, учитывая, что пишет фермер о истории.У него это хроническое, помню писал, что дед служил в мусульманском гвардейском полку Колчака в Сибири в 1916 г.,а тот еще командовал тогда флотом на Черном море.Нельзя так безнаказанно издеваться над историей.

    • Анонимно
      20.06.2014 17:20

      любой фермер мечтает стать историком!

      • Анонимно
        20.06.2014 17:42

        Надеюсь, что в Катаре не читают, бред Сиразина,а то ведь могут и задуматься над тем надо ли включать Болгар.Любое ёрничество, все же имеет предел.Он его перешел.Нельзя так демонстраивно и невежественно измывтся над историей своего народа

    • Анонимно
      20.06.2014 17:20

      Сиразин в комментах БО своим ежедневным тенгрианским самовосхвалением всем порядком надоел,но он видно здесь персона .нон грата. и трогать и удалять его идеи в комментах почему то запрещено?

  • Анонимно
    20.06.2014 16:57

    Сколько можно, по любому поводу читать всю эту "сиразиаду"? Его чушь нельзя комментировать ибо она не имеет ничего общего с историей. Но он еще пытается иронизировать по поводу Болгара. Видно постоянное тесное общение с козами не способствует развитию исторического мышления.

  • Анонимно
    20.06.2014 17:22

    Сиразин открой свой блог в ЖЖ или еще где газету и печатайся много и от души исключительно для своих подписчиков,а здесь от ваших комментов......просто перебор!!!

  • Анонимно
    20.06.2014 18:05

    17. 42.Не беспокойтесь. В Катаре люди серьезные и всякую чушь не читают. Мы в списке 4 -е, и кажется это единственный памятник связанный с исламом.Учитывая ряд обстоятельств и мудрость М.Ш.Шаймиева, шансы попасть в список намного большие чем, допустим нашей сборной попасть в полуфинал ЧМ. Если все получится наверное стоит БО обратится к нему с просьбой рассказать как все это было.Думаю, что он не откажет многочисленным читателям самой авторитетной деловой газеты РТ.Со своей стороны тоже напишу письмо с такой просьбой, уверен, что дойдет.Дело за малым - попасть!

    • Анонимно
      20.06.2014 18:58

      Волжская Болгария это чувашское государство.

      • Анонимно
        20.06.2014 20:48

        Верьте больше советским историкам-сказочникам! То-то я смотрю все чуваши - мусульмане)) принявшие ислам 1125 лет назад в Болгаре))

        • Анонимно
          20.06.2014 21:31

          В том то и дело что булгары не принимали ислама тогда и никогда не были тюрками как и мы чуваши и марийцы.

          • Анонимно
            20.06.2014 21:51

            Чуваши тюрки, язык булгарский, единственный из булгарской группы, татарский язык относится к кыпчакской группе, марийцы вообще финны.

      • Анонимно
        20.06.2014 20:57

        через пару поколений чуваши растворятся в других народах...

      • Анонимно
        21.06.2014 03:04

        Истории не известно ни одно чувашское государство. Зато татарских хоть отбавляй.

    • Анонимно
      20.06.2014 19:25

      Официальная версия красивше. Булгары приняли ислам,потом разбили войско Батыя у Самарской луки в 1223 году,Батый обиделся и собрал всех татар и в 1236 году разгромил город Булгар,казань,Алабугу и Биляр и с тех пор там одни развалины,которые Бабай восстановил и теперь Юнеско его признает как Столицу Волжской Булгарии,а нашу республику переименуют в Булгарскую,так как мы не какие не татары,а волжские булгары.

  • Анонимно
    20.06.2014 20:16

    18.58.Берите выше. У меня есть книга чувашского поэта и историка который на полном серьезе утверждает, что Атилла, чуваш, а до него Заратуштра тоже из них.Знай наших!Впрочем у нас Нурихан Фаттах тоже утверждал, что критские письмена древне татарские.А в русской литературе был романист считавший, что этруски, это русские.Но это литература, а не учебники истории.А история наука строгая и требует подтверждения многими источниками.Я бы не стал заниматься дешевым зубоскальством о монете которую нашли в Кремле. Она прошла самую строгую экспертизу независимых историков и признана заслуживающей доверия.

    • ЧеКа
      20.06.2014 20:31

      С романистом утверждавшим что этруски - это русские я согласен. Просто русских по научному в те времена называли "этнические русские" и тогдашние блогеры для удобства сократили до "этруски"..Как-то так)..

  • Анонимно
    20.06.2014 20:38

    молодец Р. Хакимов! Согласен с ним на 100%. В Болгаре истоки нашей татаро-болгарской цивилизации! Юнеско признает нас!

  • Анонимно
    20.06.2014 20:45

    Не сдаваться! Юнеско и все нас признают. Татарлар алга))

    • Анонимно
      20.06.2014 21:27

      Булгары это чуваши, в этом никто не сомневается кроме татарских историков, изучайте историю не только по Хакимову.

      • Анонимно
        20.06.2014 21:47

        В Болгарии тоже чуваш считают потомками Волжских болгар.

        • Анонимно
          20.06.2014 22:35

          В Болгарии татар тоже считаю потомками волжских булгар, это одни из наших предков.

  • Анонимно
    20.06.2014 21:52

    Господин М.Сиразин явно эпатирует и излагает собственное мнение. Значит на всех древних картах Болгарское царство было, а у Сиразина - нет. Тогда Казанское ханство на базе чего возникло? Понятно, что компоненты татарской нации очень различны (как в общем,у всех наций в мире). Заслуживает внимания коммент автора, где указывается на миграцию из Кубани. Это не новость, с другой стороны, т.к.татары-мишаре относятся к понтийской расе (а это и есть Причерноморье, Кубань). Но это лишь одна ветвь татар. Есть еще и алтайцы, монголоиды (скорее, казахи, а также жители района Байкала), славяне, угро-фины. Весь этот борщ варился именно в булгарский период. И Болгар является колыбелью татаро-булгарской цивилизации. Кстати, добавлю, что японцы - прямые родственники татар, т.е. ее алтайской ветви (в т.ч. башкир). Вот такие мы многокорневые.

  • Анонимно
    20.06.2014 22:00

    Для 21-27. Мол, булгары - это чуваши. Однако факты говорят о том, что да, чуваши - это действительно булгары. Но не единственный компонент булгар. Условно говоря, булгарское царство было разновидностью ранне-средневековой империи, и в него входило много народов. Чуваши входили в так называемый второй круг Булгарского царства. Очень жаль, что чуваши - это крайне малочисленный народ и быть единственным империообразующим народом быть просто не мог. Насчет таланта чуваш не спорю - народ сильный, тюркский (а значит, арийский).

    • Анонимно
      20.06.2014 22:37

      Чуваши единственные сохранившиеся потомки булгар. Татарский язык это кипчакский язык, к булгарм отношения не имеющий.

  • Анонимно
    20.06.2014 22:24

    Господин М.Сиразин, если вы докажете, что в наших краях были войска Тимерхана и они кого-то здесь разгромили, вам надо давать академика истории. Максимум кого сюда могла занести нелегкая - это Субедей, может бывал и Батый.

  • Анонимно
    20.06.2014 22:31

    Минтемер абый!Молодеешь за помните это Имя Железный человек!Хитер как еврей,добрый как татарин:))Почет и уважуха!!!

  • Анонимно
    20.06.2014 22:37

    Служил Сиразин летописцем
    Мурат историю писал
    Совместно с конюхом-артистом
    Он публику БО достал

    Тенгре считал наш фермер Богом
    Не знал, что глобус это шар
    Прослыл он спорах демагогом
    Но был кумиром для лошар

    Его пример - другим наука
    Учитесь хорошо друзья
    Иначе ежедневно мука
    На ферме, где живет свинья

  • Анонимно
    20.06.2014 22:43

    Мне больше нравятся идеи французского философа М.Фуко о том, что история - это всегда проекции проблем современности. Никакой точности и достоверности нет, есть обоснования потребностей современников. Мы живем галлюцинациями по поводу прошлого. Кто сильно против, рекомендую самим убедиться, почитав школьные учебники истории за последние 25-30 лет.

  • Анонимно
    20.06.2014 23:00

    Ничего не понял, где правда то?

  • Анонимно
    21.06.2014 00:48

    Надеюсь, он там, в Катаре, не будет распространяться о своих идеях по продвижению чудищ Намдакова.

  • Анонимно
    21.06.2014 02:11

    Мурат Галиевич, ну, правда, сколько можно.История - дело неблагодарное. И пишет ее победитель. Зря вы отвлекаетесь от своей настоящей благородной работы...

  • Анонимно
    21.06.2014 09:57

    Модератор.Что так и будет висеть эта угроза любимца БО Сиразина лишить званий и степеней ученых?Почему не пропускаете ответ на это невежество.Говорил с родственниками Р.Г.Фахрутдинова, они возмущены заявлением о том, что тот писал десятки неправильных книг, пока его не поправил владелец, прогоревшей Куркачинской конторы по изготовлению красок Сиразин. Очевидно они дадут разъяснение.Если уж позволили этому невеже поучать всех, то хотя бы не пропускайте его поползновения причислить себя к советчикам ученых.В данном случае это неуважение к памяти выдающегося археолога. Не удивлюсь, если напишет, что именно он дал совет М.Х.Хасанову создать АН РТ.

  • Анонимно
    21.06.2014 11:33

    Еще раз убеждаюсь, что Фахрутдинов правильно прогнал от себя продавца красок Сиразина, который болтал, а не помогал, хотя обещал многое. Чашу терпения его переполнило, то , что краскототер и будущий фермер крутился около демократов и выступал против суверенитета.Отсюда и его затаенная злоба против Шаймиева, которая постоянно прорывается в его писульках.Насчет совести спрашивать у вас, то же самое , что у дам из известного заведения осведомляться о девственности.Чего стоит ваше заявление что Шаймиев и Хакимов подбросили монетку в Кремле, что бы организовать 1000 летие Казани.Сколько вам заплатили за это? И сколько добавили за то, что написали, что Болгар оживился с приходом в наши края Ивана Грозного.Полагаю, что модератор пропустит это корректное пояснение к тому, что представляет из себя фермер.А доносы ваши на татарских историков очевидно оплатят по повышенной таксе.

  • Анонимно
    21.06.2014 11:44

    Внимательно прочитав фермера и комментарии к нему предлагаю установить единицу лжи в истории, назвав ее "сираз".Даже те кто вольно или невольно ошибаются в оценке событий тянут максимум на 0.3 сираза. У фермера абсолютный рекорд на который никто не покушается.Если кроме книги Гиннеса учредят книгу "Вринеса" в истории, то фермер займет там первое место.

    • Анонимно
      21.06.2014 12:16

      Женщины , которые продают себя на улице тоже не называют своего имени и поэтому плюнь на этого анонима ,Мурат!

  • Анонимно
    21.06.2014 13:24

    Новодел он и в Африке новодел - как ты Его не называй

  • Анонимно
    21.06.2014 14:21

    13. 24. Не надо насчет "новодела" это уже "сираз", хотя и небольшой так 0.1.Все исторические памятники имеют инфраструктуру для туристов, а основные объекты Болгара это подлинники, чудом сохранившиеся во время погрома татарской культуры в лихих 16 - 17 веках. Тогда мечети и другие памятники как пишут в летописях "метали" и "разметывали".Остановили это Петр Великий и особенно Екатерина Великая.

  • Анонимно
    23.06.2014 14:11

    Модератор прошу опубликовать следующее сообщение.Поздравляю всех жителей Татарстана, и коллектив БО особо, за внимание к этой проблеме, с тем, что Болгар включен сегодня в список ЮНЕСКО 1002 объектом мирового культурного наследия. Особая благодарность М.Ш.Шаймиву за огромный вклад в осуществление этого проекта.Думаю, что посрамлены разные "фермеры" и прочие скептики и злопыхатели с их бредом наводящим тень на наше прошлое.Не хочу в этот радостный день называть всю грязь которую они кидали в историческое прошлое татар и болгар включая и 1000 летие Казани. Думаю, что это событие обязательно войдет и в единый учебник истории России.Я в шутку уже писал, что у Болгара шансов намного больше чем у сборной России попасть в полуфинал ЧМ по футболу. Вчера они снова огорчили но синьор Капелла обещает выиграть у Алжира. Ждем 26 июня.

  • Анонимно
    23.06.2014 14:35

    14. 17. Полностью присоединяюсь к Вашему мнению по поводу этого события. Конечно во всем этом огромна и роль М.Ш.Шаймиева. А злопыхателей и упреков в его адрес хватало, в том числе, к сожалению и на страницах популярной газеты. Очевидно М.Ш.Шаймиев проведет по приезде пресс - конференцию по этому поводу. Надеюсь, что корреспондент БО подробно расскажет нам о ней.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль