Общество 
22.06.2014

Почему в Египте при полном отсутствии гаишников мало аварий на дорогах

На весь 20-миллионный Каир приходится всего 4 светофора

Люди, впервые оказывающиеся в Каире, шокированы от того, что происходит на местных дорогах: полицейских нет, светофоров нет, каждый едет как хочет. Казанская журналистка Лилия Ахмадеева, постоянно проживающая в стране пирамид, в своей очередной статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», рассказывает о любопытном феномене самоорганизации дорожного движения, который при всей кажущейся хаотичности справляется с главным — здесь редки серьезные аварии.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПОЛЕЗНЫЕ ВОЛОНТЕРЫ

Каждый, кто бывал в Каире, наверняка обращал внимание на хаотичность дорожного движения и кажущееся отсутствие каких-либо правил. На весь 20-миллионный мегаполис приходится всего 4 (!) светофора. Сложных перекрестков почти нет, поэтому задача передвижения частично облегчается за счет системы круговых U-образных развязок. Пробки и заторы возникают не чаще, чем в любом другом крупном городе мира. Как правило, если на перекрестке образовалось скопление транспорта и движение затруднено, за дело берется какой-нибудь энергичный доброволец, выполняя функцию регулировщика.

Это вообще в национальном характере египтян — добровольная помощь другим. Поэтому вместо того чтобы кричать друг на друга и нецензурно ругаться, каирские водители выходят из машин и спокойно «разруливают» обстановку. Нередко в дело вступают прохожие. Несколько раз на моих глазах заторы рассасывались буквально за минуту-другую благодаря какому-нибудь (нередко довольно оборванному) уличному бездельнику, который с улыбкой и прибаутками руководил процессом.

ПОЛИЦИЮ ЗАМЕНЯЮТ ПРАВИЛА ЗДРАВОГО СМЫСЛА

Соблюдение ППД никто не контролирует — в Египте отсутствует автодорожная инспекция. На штраф можно нарваться в одном случае — слишком наглая парковка (например, на третьей линии на оживленной магистрали или напротив важного государственного учреждения). Однако не зря я оговорилась, что отсутствие правил только кажущееся. На самом деле они существуют — правила здравого смысла и самосохранения. Не подрезай, держи дистанцию, сигналь в местах ограниченной видимости, перестраивайся с включенным поворотником. Так что, можно сказать, египетские водители контролируют друг друга.

Конечно, разъезжать по Каиру без водительских прав не получится. Время от времени тут и там возникают полицейские чек-пойнты, где автомобили останавливают на предмет проверки документов и подозрительных личностей. Сказать, чтобы строго наказывали за просроченные права, нельзя. Признаться, однажды попались и мы с мужем, но полицейским быстро был предъявлен маленький ребенок и объяснение «времени не было». На том и расстались.

ВОДИТЕЛЬ МАРШРУТОК И В АФРИКЕ ВОДИТЕЛЬ МАРШРУТОК

Скоростной режим никто, конечно же, не соблюдает. Первое время, сидя в движущемся автомобиле, я просто-напросто от страха прикрывала глаза. Потом это чувство ушло. Каирские водители хоть и лихачи, но все-таки довольно виртуозны. Секрет прост — никто не ожидает от других участников движения вежливого поведения на дороге. В любую секунду перед тобой может «вынырнуть» другая машина, кто-то слишком резко перестроится или выскочит со второстепенной дороги. Такое случается — есть же новички, к примеру, или крайне разнузданные водители маршруток. Поэтому автомобилисты Каира всегда «на стреме». Как им удается контролировать ситуацию, учитывая, что египтяне страшно болтливы и любят разговаривать во время езды по мобильнику, я так и не поняла. В общем, несмотря на некоторый водительский стаж, приобретенный в России, садиться в Египте за руль я пока не планирую.

К слову, быть пешеходом в Каире — занятие тоже не для слабонервных. Все потому, что здесь пешеходных переходов ровно столько же, сколько и светофоров, то есть практически нет. Египтяне неспешно переходят проезжую часть в любом месте, даже самом оживленном, отвернув голову от движения. Что делают бешено мчащиеся автомобилисты? Тормозят... и никто при этом не жалуется.

ОТ ПОЖАТИЯ РУК ДО ДРАКИ

Удивительно, но стать свидетелем аварии на дорогах Каира можно крайне редко. Лично мне за два года «посчастливилось» увидеть последствия ДТП всего пару раз. Частично я уже привела объяснение этому странному факту — нет никаких правил, а значит, никто не ждет их соблюдения. Многие водители вообще разъезжают без боковых зеркал — «потеряли» когда-то при парковке, или снес какой-нибудь «чайник» — да так и не удосужились установить новые. Складывается ощущение, что такая беспечность обоснована опытом — рядом с этим автомобилем другие участники движения будут вдвойне начеку, а значит, ничего плохого не случится. Объедут стороной.

Все знают, какое количество ДТП случается по вине пьяных водителей в некоторых иных, скажем так, государствах. Поэтому другая версия безаварийного феномена в стране пирамид звучит очень просто: египтяне почти не употребляют алкоголь.

Здесь следует сразу оговорить некоторые детали. Все, о чем я пишу, касается жителей Каира в массе своей. У читателя блога могут возникнуть вопросы: а как же тогда пугающие новости об авариях, которые время от времени происходят на автострадах Египта с пассажирскими (а иногда и туристическими) автобусами?

Если честно, я затрудняюсь ответить на этот вопрос. Возможно, причина кроется в низкой зарплате водителей, которая привлекает только неквалифицированные кадры, а также особенностях управления крупногабаритным транспортом при отсутствии у работников специального образования и других «болезнях отрасли».

Что же происходит, когда, скажем, два автомобиля в Каире попадают в ДТП? На ум приходит сценарий с вызовом полиции, составлением протокола и схемы ДТП, обращением в страховую компанию. Ан нет. Стражей порядка вызывают в самых крайних случаях. Если две машины просто «поцеловались», то дело решается простым междусобойчиком, в спектре от мирного пожатия рук до драки. В основном же водители долго и эмоционально торгуются, выясняя степень вины и размер ущерба. Тут же находятся и словоохотливые свидетели, вступающие в разговор. Если стороны пришли к согласию, то при наличии денег у виноватой стороны конфликт исчерпывается после передачи пострадавшей некоторой суммы наличных.

Обязательного страхования автогражданской ответственности в Египте нет. Вообще, я не знаю ни одного египтянина, чья машина была бы застрахована. Возможно, полис оформляют владельцы супердорогих иномарок, да и то в случае покупки в кредит. Кстати, такого количества дорогих «мятых» автомобилей до сих пор видеть мне не доводилось. Каирцы не зациклены на ремонте и закрашивании каждой царапины. Просто климат в Египте сухой и жаркий, металл в гораздо меньшей степени подвержен коррозии, так что... «как-нибудь потом, инша Аллах».

АВТОВАЗ — ЛИДЕР ЕГИПЕТСКОГО РЫНКА

В столице Египта ездят на всем. Общественный транспорт в Каире ужасен (грязь, толчея, духота), поэтому каждый горожанин, за исключением последнего бедняка, стремится всеми правдами и неправдами приобрести собственное средство передвижения. Откуда у небогатых египтян деньги? Во-первых, наследство. Во-вторых, приданое и подарок на свадьбу. В-третьих, кредит. Машина покупается на долгие-долгие годы, благо, опять же, нет острой необходимости в косметическом ремонте из-за жаркого и сухого климата.

Строго говоря, для египтян все, что ездит, — это «иномарка», так как собственного производства нет, но я употребляю это слово со смыслом. Потому что в Египте есть еще автомобили «Лада». Да-да, в Каире есть целый завод, выпускающий «семерки» и «десятки», крайне популярные среди местного населения за простоту эксплуатации и дешевизну запчастей. «Семерки» адаптированы к жаркому климату, и в отличие от отечественной «классики» имеют ГУР, кондиционер, кожаный салон. Цена этого чуда техники около $10 тысяч. Это гораздо дороже, чем в России, даже с учетом модернизированной комплектации. Просто в Египте в среднем цены на автомобили выше из-за ввозных пошлин, благодаря чему даже самое захудалое детище азиатского автопрома (причем сильно б/у) проигрывает пред лицом продукции АвтоВАЗа.

БЕНЗИН ДЕШЕВЛЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА

В последние годы из-за общей атмосферы безнаказанности, которую принесла с собой революция, в Каире во множестве расплодились так называемые «тук-туки». Для тех, кто никогда не сталкивался с данным видом транспорта, популярным в странах Азии, поясню: речь идет о малогабаритном возке с двигателем, как у мопеда, и крытым пассажирским сидением на 2 человека. «Тук-туки» снуют между «настоящими» автомобилями, создавая риск для себя и других участников движения, нередко управляются подростками. На большие расстояния они не передвигаются, скорее, выполняя роль внутрирайонного транспорта. Например, могут подвести домохозяек с рынка до места проживания.

Очень популярны в Каире мопеды. Это единственное доступное для бедных слоев населения средство передвижения, причем семейное. Нередко на дорогах Каира можно наблюдать такую картину: за рулем мопеда отец семейства, чуть ли не на руле сидит его сын, позади водителя — жена с младенцем на руках, а за ней на последнем сантиметре сиденья пристроился еще один отпрыск. Мопед расходует мало бензина, который, в свою очередь, стоит в Каире 1 фунт (5 рублей) за АИ-80. Это дешевле, чем общественный транспорт, и ездить на мопеде, пусть и впятером, в жару приятнее.

Кроме этого в Каире до сих пор популярным остается гужевой транспорт. Ослиные упряжки на арабском востоке еще никто не отменял.

ОТ УСЛУГ ПАРКОВЩИКА НЕВОЗМОЖНО ОТКАЗАТЬСЯ

Как в любом перенаселенном мегаполисе, в Каире большие проблемы с парковкой. В поисках свободного места приходится проводить немало времени. Гипермаркеты и моллы имеют платные подземные стоянки, а бесплатно на уровне земли можно припарковаться только возле «Икеи». Никаких специальных мест или карманов почти не бывает ни во дворах, ни возле государственных учреждений. Редкое исключение составляют элитные жилищные проекты. В Каире паркуются просто — вдоль проезжей части, в большинстве случаев в два ряда. Любопытно, что, паркуясь в оживленном месте и перекрывая выезд другим автомобилистам, водители нередко оставляют машину с опущенным ручником — чтобы в случае чего заинтересованные лица могли просто «оттолкать» ее в сторонку.

Как правило, любое оживленное место (напротив продуктового магазина или поликлиники, например) бывает оккупировано самозваными «парковщиками». Это некие дяди, которые сигналами помогают автомобилю занять освободившееся место, а отъезжающему — безопасно удалиться. От «услуги» невозможно отказаться. Можно не платить, но так не принято. Даже если парковщик подскочил в последний момент, когда вы уже готовы открыть дверь автомобиля и выйти, нужно дать монетку, иначе громкие проклятия на вашу голову обеспечены. Больших размахов парковочная мафия приобретает в местах высокой проходимости, возле рынков. Там нелегальные парковщики берут мзду посущественнее, и никому не придет в голову отказываться, а то с автомобилем может случиться что-нибудь нехорошее. Все-таки машина у египтянина, как дама сердца у рыцаря, — одна и на всю жизнь.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (16) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    22.06.2014 09:56

    По примеру Каира можно еще от больниц и роддомов отказаться.

  • Анонимно
    22.06.2014 10:05

    Спасибо за статью, Лилия! Очень интересно получилось.Раньше в Хургаде меня удивляло отсутствие каких-либо правил дорожного движения, а оказывается, их и официально то нет :-)А в Египте есть прокат автомобилей? В курортных городах таксисты разводят руками.

  • Анонимно
    22.06.2014 11:48

    Там не аварий мало (аварий то как раз там полно, с таким то движением). Там нет отчётности за аварии, т.к. нет регуляторов. Получается на чиновничьем языке там нет аварий, т.к. нет бумажки про аварию:)

  • Анонимно
    22.06.2014 12:05

    так и быть,командируем тогда туда на полгода нашего мэра,развязки ,сабантуи,велосипеды гарантированно появятся через полгода, а оттуда привезем опыт безгаишного существования,то-то уменьшится дтп сразу... как такую статью пропустили, непонятно.. Слава свободе слова, инша аллах..

  • Timur
    22.06.2014 12:50

    Интересно пишет Лилия Ахмадеева,очень наблюдательно и познавательно,читая, создается впечатление, что уже сам ты в потоке движения управляемой здравым смыслом. Да,в России такой номер не проканает,поубиваются половина ездунов.Забегает в кафе мужичок и говорит:-"Братцы тунеядцы,срочно опохмелите,после недельной пьянки забыл как завести трактор, не помню с какой стороны пускач".Разговорились,жалуется на утухалово памяти, пойло технарское, что привозят аж с самого Красноярска,разводят спиртягу с водой и продают по 15 рублей.Потом, разузнал точку продажи в Мариинске,выяснилось-крышуют менты.Вот и я спрашиваю,зачем нам вертикаль,когда кругом бардак и беспорядок и люди добрые мрут как мухи на встречке.Когда же придет на ум нашим правителям здравый смысл,глядишь и мы бы стали жить чуть более безопасно.И еще более обидно на здравый смысл,вернее на его попирание со стороны властей.Платят хорошие деньги для увеличения детишек,но людей, возможно, родителей сих детишек, в рассвете сил помогают отправлять на тот свет своим бездействием,равнодушием,наплевательским отношением по строительству дорог.Ни в одной цевилизованной стране нет встречек,ну, а мы покорители космоса,не понятно, какого хрена летаем, катаем туристов,гробим миллиарды народных денег, за место того, что бы строить цевильные и безопасные дороги.Только не подумайте про меня что я замшелый противник развития космоса,нет,я ярый сторонник развития космоса,но только не путем катания туристов,с аварийным паданием на землю и списанием огромных денег не известно куда,можно только догадываться,в чей карман идут разварованные средства.У страны есть более приоритетные задачи,здравый смысл мне подсказывает -это строительство дорог.Вот,после этого,полеты в космос вполне уместны и будут людьми расцениваться как что то полезное и разумное.Нашей власти надобно запомнить золотое правило:-система обеспечения надежности всегда портит то, что защищает.Генниальность любого решения, простота и функциональность.Как пример,посмотрите на немцев и японцев,все что они делают- просто и добротно,при этом,убежден,в иследовании космоса нет ожиатажа с разбазариванием огромных средств, с пополнением отряда космонавтов.В то же время регионы, почти все,в долгах как в шелках.

    • Анонимно
      22.06.2014 17:03

      Потрясатель клавиатуры Тимур, конечно, во всем виноваты "правительствы", а совсем не те грамотные профессионалы, пишущие "ОжиАтаж" при наличии качественного советского образования и большого трудового стажа. Иногда Вас от Сиразина не отличишь. Народ достоин своего правительства!

      • Timur
        22.06.2014 18:19

        Вам видимо не известно,на сервере есть "накопитель" где что угодно могут сделать с комментарием,хорошо еще, что не теряются. Вам советую,буквоеду,на смысл налегайть,будет вам счастья. Если ты закладываешь носки в стиральную машину, ничего кроме носков он обратно не выдаст. Но эти носки, пройдя через довольно долгую стирку, некоим образом облагораживаются, и никто не решается критиковать их. Вы, что,дырки увидели,за то они чистые и благородным запахом.

        • Анонимно
          22.06.2014 18:53

          Смысла в Ваших пустопорожних комментах про грязные носки нет и подавно. Насчет "налегайть" не согласен, пишите уж тогда "налегайтен", херр официр ;-0)))

        • Анонимно
          23.06.2014 09:45

          Такая орфография перешибает весь "смысл" гениальных изречений.

        • Анонимно
          23.06.2014 14:26

          кто бы про смысл в комментариях говорил :)))))))))))))))))))

  • Анонимно
    22.06.2014 14:21

    С такими статьями лучше узнаешь жизнь египтян и Каира

  • Анонимно
    22.06.2014 17:00

    Это призыв в нищий убогий уровень Где правил нет т.е. народ полуграмотный и от этого вынужденная самоорганизация за которую радует автор

  • Анонимно
    22.06.2014 22:01

    в каире хорошо, можно справлять нужду где хочешь.

  • Анонимно
    22.06.2014 22:25

    Лиля - молодец, как всегда - подробно, качественно, на русском литературном. Ждем следующих материалов!

  • Анонимно
    23.06.2014 13:08

    Будучи в Узбекистане тоже удивился, за 1 месяц ни одной аварии. Хотя уверен, что кол-во реально сдающих и знающих ПДД намного меньше нашего.

  • Анонимно
    12.08.2016 22:38

    Только, что чуть не влетели лоб в лоб на трасе, хорошо была обочина и вылетели на нее. Пришлось водителю дать леща. Эти ... привыкнув ездить по деревенски, так же ездят и на трассе. Что вы видели всего две аварии, не поверю. Я за 3 недели, каждый раз как выезжал из Каира на Синай видел аварии, и не просто помятые машины. Машины все в ужасном состоянии. За колесами никто не следит, вот и бъются регулярно. Норма на полном ходу из впереди идущей машины выкинуть в окно банку из под Колы. Посему, грязища везде ужасная. Бедная Европа, куда эти туземцы стремятся в последнее время очень интенсивно. Если бы не работа, ноги бы моей здесь не было. И уже не думаю, что на отдых захочу в арабские страны.
    Хотя, может и отпустит. Мексика мне тж поначалу очень не нравилась

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль