Общество 
22.06.2014

Римзиль Валеев: «Судьба народов России решится не в резервации или в деревне, а в городах»

Форум «полковников» и «генералов» национальных изданий и телерадиоканалов констатировал кризис отрасли

Нормальная и спокойная жизнь уходит из быта и информационного поля. Стоит ли удивляться тому, что реальная жизнь тоже все чаще становится похожей на экранные сражения и мордобой — спрашивает читателей «БИЗНЕС Online» известный журналист и общественный деятель Римзиль Валеев. В своей очередной статье он обдумывает вопрос падения спроса на национальную периодику, которое проявляет отрыв от культурной среды, и призывает разработать новую систему поддержки изданий.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ

На этой неделе в Казани милиция и особенно сотрудники ГИБДД были по-особому внимательны и четко следили за порядком. Как оказалось, в столице Татарстана проходят более чем важные мероприятия, о которых говорилось крайне скупо и сдержанно. В КРК «Корстон» представители 60 стран собрались на V международную встречу руководителей, курирующих вопросы безопасности. Формат более чем «скромный»: одна страна — один человек. Россию представлял секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев.

Я не вникал, о чем говорили секретари советов безопасности, помощники президентов и премьер-министров, министры, руководители спецслужб, а также профильных международных организаций системы ООН. Кроме меня и других журналистов, там не было представителей США, Германии, Франции, которые не нашли время приехать в Казань, вероятно, в связи с занятостью. Удалось узнать из интернета, что представители спецслужб обсуждали вопросы борьбы с международной наркомафией и прочие актуальные для всего мира проблемы.

Как оказалось, это был не единственный форум со специфическим уклоном. Случайно заглянув в Дом дружбы народов, обнаружил там интереснейшее совещание руководителей системы исполнения наказания. В красивой белой парадной форме, полковники и майоры МВД были деловиты и торжественны, в приподнятом настроении. Тоже, видимо, нечасто случаются общероссийские форумы коллег, выполняющих специфические задачи. Я даже успел познакомиться в лифте с симпатичной женщиной с генеральскими погонами, которая любезно разрешила запечатлеть ее на мобильник.

«ГЕНЕРАЛЫ» МИКРОФОНА И ПЕРА

Впрочем, для меня самым важным оказался еще один общероссийский форум, который проходил на этой неделе в Казани. На форум «Многоликая Россия» собрались коллеги из этнических и региональных СМИ. Вот здесь все было понятно и интересно. И не менее важно, чем в упомянутых выше грандиозных встречах, устроенных без лишней шумихи. «БИЗНЕС Online» и другие информационные ресурсы об этом подробно писали.

Хочу поделиться мыслями, которые созвучны с идеями форума «полковников» и «генералов» национальных изданий и телерадиоканалов. В многонациональной России данный «контингент» причастен к решению важнейших общегосударственных задач. Ведь сохранение и развитие этносов, их языков и культур, межнациональный мир и согласие в обществе — наиболее гуманная и полезная миссия, освобождающая генералов спецлужб и органы внутренних дел от многих хлопот. Городские и областные газеты, местное телевидение, региональное радио, издания на национальных языках, освещающие культурное многообразие и духовные богатства этносов, — это тоже «специальная служба» с высокой миссией.

Во встрече Михаила Сеславинского с Ильдаром Халиковым принял участие Ирек Миннахметов

В НАШИХ РУКАХ И ЯД, И ЛЕКАРСТВО

Форум «Многоликая Россия» действительно был интересным по тематике, по составу участников и экспертов, организаторов. Здесь был собран практически цвет российских медиаменеджеров, насколько это возможно в современной практике исполнительной власти РФ и РТ. Президент Татарстана встречался с руководителем федерального агентства «Роспечать» Михаилом Сеславинским и при участии руководителя агентства «Татмедиа» Ирека Миннахметова обсудил важные стороны бытия этой непростой отрасли.

Мне понравилась лекция Маргариты Лянге — президента межрегиональной общественной организации «Гильдия межэтнической журналистики». Она на конкретных примерах показала, как СМИ раскрывают душу и благородные помыслы народов и как иные журналисты последовательно разжигают ненависть, нетерпимость к представителям «не нашей» национальности.

Особенно запал в душу список тем, которые считаются «неподъемными» для обсуждения в эфире и печатных СМИ. Он полностью совпал с перечнем тем, которые невольно затрагиваются, когда приходится выступать в прессе и на собраниях. Кризис (якобы!) мультикультурализма, интеграция мигрантов, депрофессионализация журналистов, разные уровни идентичности, баланс этнических интересов...

А ведь это не шуточные, не мелкие проблемы. Условием возможного перемирия в войне на юго-востоке Украины выдвигается требование децентрализации власти, соблюдения прав населения целых регионов на родной язык. Ради своей культуры и языка люди идут под минометный обстрел, иногда из-за прав на свою самобытность проливается кровь, рушатся здания.

В таких случаях чувствуешь гордость за нашу республику, за позитивные явления, за богатство культурной палитры. Большое число национальных культурных центров, опыт этнического развития не только русских и татар. Например, первый чувашский театр и первая чувашская газета родились в Казани. Удмуртские классы Балтасинского района признаются элитными даже для самой Удмуртии. Недавно в государственной филармонии имени Тукая состоялся концерт молодого певца Аршака Алтуняна, половина его репертуара — армянские песни, другая половина состоит из татарских песен. Татарская девочка Альбина Шагимуратова, вернувшаяся с родителями из Узбекистана, стала оперной звездой, исполняет партии в татарской, русской и зарубежной операх. И на таком уровне, что постоянно летает по европейским столицам и заокеанским городам.

Альбина Шагимуратова
Альбина Шагимуратова

Столь же успешных национальных изданий, телерадиоканалов и культурных проектов встретишь очень редко, в исключительных случаях. Может быть, не все удается показать, передать нашей продвинутой и «глобализированной» молодежи. Может быть, не хватает времени и любознательности, чтобы познакомиться ближе с проявлениями национальной культуры...

«НЕНАЦИОНАЛЬНОЙ» ЖУРНАЛИСТИКИ НЕ БЫВАЕТ

Народный поэт Татарстана Равиль Файзуллин вот уже два месяца публикует в газете «Мэдэни жомга» очерки об истории союза писателей РТ, которому в этом году исполнилось 80 лет. В июле предстоит праздновать 25-летие журнала «Идель».

Много ли люди знают об удивительных событиях из культурной жизни родного края? В очередной публикации Равиль Файзуллин написал, что в 1960 - 1990 годах случился небывалый взлет в литературной и культурной жизни Татарстана. Как?! В застойные годы, в условиях советского режима?! Автор приводит произведения, события, премьеры, книги, авторов... Они впечатляют.

Кстати, крупнейшие позитивные перемены в национальной культуре произошли, когда Татарской АССР руководил Семен Данилович Игнатьев — «варяг» из Москвы, нетатарин, поработавший при Сталине руководителем МГБ.

Таковы парадоксы власти и культурного развития.

Равиль Файзуллин (справа)
Равиль Файзуллин (справа)

Вот еще пример. Евтушенко, Рождественский, Ахмадуллина, Вознесенский, Высоцкий, Окуджава — знаковые личности русской культуры — тоже жили в те самые кошмарные годы, столь же счастливые для проявления духа и таланта таких личностей. То же самое можно сказать о классиках, живших в XIX веке. А ведь крупные личности и реальные классики есть и в татарской литературе. Много ли вы слышали о них?

Известны впечатляющие неоднозначные факты о различных эпохах татарской истории и литературы. Правда, их знают только те, кто читает и пишет по-татарски или интересуется культурой Татарстана.

А сколько удивительных случаев раскрываются в книгах, журналах, газетах, изданных на татарском языке! Увы, они доступны лишь меньшинству, так как большинство даже самих татар не увлекается чтением изданий на национальном языке. Остается незамеченным целый пласт культуры.

Кандидат физико-математических наук Марат Лутфуллин считает большинство татар (состоявшихся, занимающих важные места в обществе) безграмотными. В некоторых странах лица, не владеющие родным языком и культурой, не признаются профессионально компетентными. Это другая, сложная тема, но она касается и этнических СМИ.

Кстати, разве можно считать русскоязычные журналы и газеты «ненациональными»? А телевидение, радио, интернет? А Александр Сергеевич Пушкин и другие классики (часто у них довольно сложное происхождение) разве не являются высшим проявлением национального духа?

Иногда я спрашиваю русскоязычных филологов: кто же был первым русским поэтом? Говорят, Пушкин. Его же признают создателем современного литературного языка. Вспоминают Жуковского, Ломоносова, Фонвизина, Дмитрия Кантемира. Даже «Слово о полку Игореве» и «Повесть временных лет». Но все равно большинство слабо представляет корни русской культуры.

А о татарской, мордовской литературе и культуре других народов я просто молчу. Они для «избранных». Что можно сказать о периодических изданиях, электронных СМИ, работающих на этнические сообщества в условиях моноязычия? Они остаются зашифрованным каналом духовных сокровищ, загадочной подземной рекой...

СУДЬБЫ «АБОРИГЕНОВ» РЕШАЮТСЯ В ГОРОДАХ

Принято считать, что аборигены-индейцы могут выжить в резервации, в привычной для себя среде, где-то на лоне природы. Колыбелью татарского народа признана деревня. Именно там дети растут в языковой и культурной среде, осваивают традиции, получают трудовую закалку. Но сейчас эта истина тоже теряет смысл. Благодаря телевидению, интернету и системе образования татарская или башкирская молодежь в интернете переписывается по-русски, теряя навыки родного языка, отрываясь от культурной среды, кстати, все более утопая уже не в море русской массовой культуры, а в международной, преимущественно англоязычной. Хорошо, если молодежь сумеет стать многоязычной (владеющей родным, русским и иностранным языком). А если по привычке будут пользоваться каким-либо одним языком?

Думаю, этнические СМИ призваны тут сыграть особую роль. Потому что они предполагают фактическое многоязычие — мечта цивилизованного общества. Немало газет, электронных изданий, сайтов, работающих на русском, татарском, английском языках. Но, как правило, они слабо раскручены или недостаточно популярны.

Вся беда в том, что этнические СМИ плохо приживаются в городах. Поэтому даже татарские газеты часто работают на сельскую аудиторию, не рассчитывая на городского читателя и на молодежь. Результат плачевный. Читательская (татарская) аудитория стареет или переходит на другие источники информации. Тиражи татарских изданий падают. Да и тиражи русскоязычных изданий тоже падают. Куда уходит публика?

Не факт, что на качественные интернет-ресурсы и телеканал «Культура». Скорее всего, она пополняет аудиторию каналов, где каждые три минуты убивают, насилуют, взрывают, где романтизируются бандиты и разворачиваются любовные сцены в тюрьмах и ментовских кабинетах. Нормальная и спокойная жизнь уходит из быта и информационного поля. Стоит ли удивляться тому, что реальная жизнь тоже все чаще становится похожей на экранные сражения и мордобой?

У этой проблемы разных аспектов много. Возьмем тиражи газет и журналов. Через неделю завершается подписка на них. Цены выросли на 25 - 40% из-за прекращения дотирования почтовых расходов. Пострадают все, особенно этнические издания. Появляется еще один очаг напряжения, повод для проклятий в адрес властей. Поэтому участники форума приняли резолюцию с требованием к федеральной власти вернуть дотацию почте.

А так же поддерживать этнические, детские, социально значимые СМИ. Обратят ли на них внимание?

Не стоит ждать, что вопросы рассосутся сами по себе. Никакая система не выживет без модернизации. Городская газета «Шахри Казан» печатается с тиражом в 3 тыс. (тираж «толстушки» по пятницам — 7 тыс.) экземпляров. Раньше, при «совдепии», тиражи татарских изданий насчитывались сотнями тысяч. Общая цифра достигала 1,5 - 2 млн. экземпляров. Сейчас частные татарские газеты набирают 20 - 30 тыс., нередко обгоняя русскоязычные издания. Все равно для миллионного города, где живут 500 тыс. татар, 3 - 7 тыс. экземпляров единственной татарской городской газеты мало. «Шахри Казан» — хорошая газета, но не городская, не информационная, а культурно-просветительская. Поэтому я на этой неделе написал открытое письмо вновь назначенному главному редактору Гульнаре Сабировой. Речь там о том, что судьба народа решается не в деревне, в городе. Если знаете язык, можете познакомиться в татарском издании электронной газеты «Интертат».

А с теми, кто не осилит эту публикацию, можем поговорить позже. Не так просто определиться, что читать, что смотреть, как познакомиться с корнями и обычаями? Тема-то важная.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (85) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    22.06.2014 09:38

    Забыли главное-совесть и профессионализм!

  • Анонимно
    22.06.2014 09:53

    Дорогой Римзиль! Вы забываете про "оттепель", которая до сих пор даже зрительно предстает перед глазами тех, кто успел пожить в ту "эпоху".

  • Анонимно
    22.06.2014 10:00

    Ну,Римзиль,не позорьтесь такими "статьями"!(ВЫ умный человек,думаю,не обидитесь.)Вам бы раскрыть причин"КАТАСТРОФЫ" печатных СМИ республики!Вы настолько насмешили меня назвав "причину" тиража в 3 экз.Шахри Казан-еще раз,пожалуйста, прочтите свою статью,и подумайте не обижаясь! В "Культурно-просветительской области" нет информации,интересной,волнующей,типа как НЕприсуждение премии Ф.Сибгатуллину?Вы назовите одну газету где по ДОСТОИНСТВУ оценили произведения Ф,С.!Им же интересны его личные качества,и кто писал,а волнующие,информационные вопросы в его книгах КТО раскрыл?

  • Анонимно
    22.06.2014 10:14

    Первый раз слышу! Татары точно из деревень расползаются по миру. И башкиры с чувашами, и марийцы. В городе им хана. Все станут продвинутыми шариковыми.

  • Анонимно
    22.06.2014 11:44

    Как всегда интересно и проблемно пишет Р.Валеев, по моему, наряду с Р.С.Хакимовым, главный колумнист БО. Ряд проблем поднятых им злободневен но уже не решаем.Не думаю, что татарские газеты увеличат тираж, читают их обычно люди старшего возраста и пенсионеры.Процесс уже необратим. Нам бы сохранить разговорный язык в семьях.К сожалению мало, что дает и преподавание татарского языка в школах.Хотя всякое бывает, внук моего знакомого русский и в классе где половина татар лучше всех говорит и пишет по татарски.Хорошо, что вспомнили Игнатьева, только он Семен Денисович, а не Данилович.Как говорил Сибгат Хаким этот русский сделал для татарской культуры больше любого руководителя из татар.Кстати ему в сентябре этого года было бы 110 лет. Считаю, что его имя должна носить одна из улиц города.Чьих только имен там нет, люди возможно хорошие и Шуртыгин, Бондаренко, и другие партхоздеятели, но их заслуги несравнимы с тем, что сделал за три с небольшим года С.Д.Игнатьев. Именно по его инициативе например учредили Тукаевскую премию и установили памятник ему в центре.Правде его преемник Табеев под предлогом отсутствия денег отменил присуждение на 5 лет. Но видно пристыдили из Москвы потом восстановили.Кстати он не "варяг" из Москвы, а приехал из Башкирии где тоже работал первым секретарем обкома партии.Будем ждать развития темы в продолжении статьи.

    • Анонимно
      22.06.2014 12:25

      Ума и совести,думаю,Вам Римзиль хватает,чего конкретно не хватает-смелости,чтоб по достоинству оценить ЗАСЛУГУ НЕзависимых газет Республики в области языковой Государственной политики,имея 20-30 тысячные тиражи?Это мы ИХ сегодня должны благодарить,нет что ВЫ,преклоняться перед ними, за настырную,умелую работу в области языковой политики!Придет день-их выдвинут ,именно их,на Тукаевскую премию!Выдвинет НАРОД,который сегодня их и читает,в основном,в деревнях!Какой огромный потенциал в их лице сегодня остается вне внимания Государственных мужей!Это не простительная роскошь сегодня!знакум

  • Анонимно
    22.06.2014 12:23

    Все равно для миллионного города, где живут 500 тыс. татар, 3 - 7 тыс. экземпляров единственной татарской городской газеты мало--------------------------------Спрос рождает предложение

    • Анонимно
      22.06.2014 13:35

      Не нужно сказки рассказывать,откуда в Казани 500 тыщ татар,их и в самой Татари-то меньше половины от общего числа населения республики.

      • Анонимно
        22.06.2014 15:47

        Смотрите перепись населения 2010 г. по Татарстану, и все встанет на свои места.

        • Анонимно
          22.06.2014 16:30

          Знаем мы татарские переписи! Знаем, что любого в татарина запишут.

          • Анонимно
            22.06.2014 19:42

            Это объективные переписи! В Татарстане татары превалирует! В СССР было примерное равное количество татар и русских, что и отражается в переписи 1989 года, но начиная с 90-х вследствие возврата татар из СНГ число татар начинает преобладать в РТ, а в последствии начнет преобладать и в Казани! Другое дело когда в РБ 500 000 татар записали в башкир это уже не объективно. Или перепись в мордовии когда 2002 русских было 540717, а в 2010 443737, т.е. уменьшилось на 100 тыс, а мордовцев увеличилось на 50 тыс, сразу видно не объективно. Так что будьте объективны в комментариях

  • Анонимно
    22.06.2014 12:41

    Тема есть, вопрос созрел, кто будет решать? Назначенные депутаты, действующая власть?

  • Анонимно
    22.06.2014 12:54

    Пишите так интересно, чтобы вас читали на любом языке, как Толстой, Тукай, Достоевский. А сосать с бюджета под прикрытием спасения нации, много ума не надо!

  • Анонимно
    22.06.2014 12:56

    Есть большой вопрос в связи с национальными СМИ - школы обязывают их закупать, прямо ежегодные подписки делать и на газеты, и на журналы. Лежат, естественно, нечитанными. А ведь деньги у школ не лишние!

  • Анонимно
    22.06.2014 13:13

    Все действительное разумно, все разумное действительно. Тираж татарских изданий точно отражает заинтересованность в них у населения. Суверенизация Татарстана не смогла сильно изменить тренд на исчезновение татарского языка. Сами татары предпочитают общаться на русском. Например, я своего ребенка татарина хотел бы обучить грамотному владению русским языком, на котором у него сформировался бы понятийный аппарат. И это правильно, так как на своем корявом татарском я смогу сформировать соответствующее. В связи с глобализацией мира, татарский язык получает еще один мощный удар. Конкуренцию начинает создавать английский язык. А важность знания его с учетом глобализации экономики трудно переоценить. Что же делать? Делать то, что и происходит. Дотирировать издание татарских изданий (не всех конечно, а наиболее профильных), как представляющих исчезающий татарский язык. И это не прихоть. Он реально исчезает. В татарских деревнях говорят на русском, не меньше, чем на татарском. Уроки татарского в обычных школах дают ученикам либо понимание татарского языка на довольно примитивном кухонном уровне, либо создают эффект негативного отторжения из-за его навязанности. Нельзя объять необъятное. Людям приходится на чем-то сосредотачиваться. Так и в выборе языка. Люди выбирают оптимальный вариант.

    • Анонимно
      22.06.2014 13:55

      Всю жизнь восторгаюсь чувашами-прекрасно владеющими татарским,иногда даже лучще нас-татар!А необходимости в языке никогда не отпадет.Знаю многих,живущих за пределами республики,и прекрасно говорящих на татарском!Зависит от семьи!И САМОЕ ГЛАВНОЕ от культуры!Если человек не только русским и английским,и своим РОДНЫМ-татарским владеет хорошо,и не стесняется своего языка и веры,значит,у него культура высокая!знакум

    • Timur
      22.06.2014 15:05

      Например, я своего ребенка татарина хотел бы обучить грамотному владению русским языком, на котором у него сформировался бы понятийный аппарат. Глубокое заблуждение,ребенок татарин прежде всего должен знать татарский для преемственности поколений и полноценного духовного развития.Татарина, не воспитывая в русской семье и в то же время огораживая его от татарского, сверх меры не дальновидность. Придумайте что нибудь попроче, возможно, достигнете отсутствия результата.Вам нужен манкурт? Или в лучшем случае уличный хулиган? Вы молоды или не молоды,но на вас уже отыгрались те кто позволил вам коверкать язык родной матери,не позволяйте глупости идти по этапу,итогом будет то, незрелым можете оставаться вечно присовокупив своего внука.

  • Вот и я думаю, что можно на пост премьер-министра руководителя - "варяга" и русского. Если Семен Игнатьев, русский, "варяг", сделал так много для татарской культуры, то что мешает повторить такой опыт?

    • Timur
      22.06.2014 14:45

      Раис,не путай времена.Не сравнивай татарина Табеева,выполняющий роль,как бы сказать помягче, что бы модератор пропустил,ну роль собаки на сене,или свободно мыслящего и без оков русского.Теперь времена изменились,никто кроме татарина лучше не сделает для своей исторической Родины кроме татарина.Бывает исключения,к примеру ты,хочешь Татарстан сделать лучше,но методами Табеева.

      • Если президент в Татарстане татарин, то почему премьер-министром не может быть русский?П.С. Мы с Вами не знакомы, поэтому не стоит проявлять свою фамильярность и обращаться на "ты". И скидка на возраст не оправдание для этого.

        • Timur
          22.06.2014 16:22

          Понимаешь,Раис,ты не заслуживаешь обращение на вы,так что терпи,история еще даст тебе соответствующую оценку.

          • Анонимно
            22.06.2014 17:42

            Вам бы, Тимур, тоже не помешало развить свой понятийный аппарат да и нравственный кстати тоже! Хамство вас не красит! История могу кому ещё даст оценку, вы же лично вне этого процесса, и как то неумно на него уповать!

        • Анонимно
          22.06.2014 17:06

          В принципе вы правы почему русский не может быть премьером в Татарстане когда русский народ второй по численности в Татарстане, может возможно так и нужно, но в тоже время почему татарам не предоставляются министерские портфели скажем в Ульяновской области, почему татарские, чувашские и мордовские языки не имеют статус региональных языков в Самарской, Ульяновской, Пензенской. А то как получается все народы равны, а один ровней, так мы не построим великую Россию

    • Анонимно
      22.06.2014 16:00

      Премьер-министр должен знать в совершенстве татарский язык, быть патриотом Татарстана. К тому же, он в последствии может оказаться преемником на должность Президента. Лучше татарина о Татарстане и всем татарском народе никто не позаботится.

      • Анонимно
        22.06.2014 16:33

        Почему русский не может знать в совершенстве татарский язык?

        • Анонимно
          22.06.2014 17:59

          Я не знаю почему на данный момент нет крупного русского политика со знанием татарского языка. Это не ко мне вопрос. Что касается Украины, то как раз мы и видим к чему приводит унитарная политика Центра и великодержавный шовинизм. В отношении Татарстана я указал одни из многих критериев для Президента и Премьер-министра Татарстана: знание татарского языка, патриот Республики, а не рупор Москвы, отстаивание интересов всего татарского народа (интересы всего русского народа отстаивает Россия), естественно и всего многонационального народа Республики.

          • Анонимно
            22.06.2014 20:33

            В Конституции России всё прописано! К чему писать вилами по воде!

      • Анонимно
        22.06.2014 17:12

        Мы уже видим, к чему эта политика привела на Украине! Три украинских президента фактически убили республику! Национальность и знание мовы - это не гарантия успеха! Надо делать выводы на чужих ошибках! Татарстан и для других народов такой же родной дом с равными правами и обязанностями, как и вся Россия для 70% татар живущих вне территории Татарстана! Шовинизм - это путь в никуда!

        • Анонимно
          22.06.2014 17:47

          Без андый малай тугел.

        • Анонимно
          22.06.2014 17:50

          Полностью с Вами согласен шовинизм путь в никуда. Необходимо сохранить гармоничное развитие наших народов татарского и русского в РТ, для этого необходимо пресекать деятельность различных радикальных исламистских группировок в РТ с одной стороны так и пресекать деятельность различных фашистских русских группировок с другой стороны. Необходимо привлекать к ответственности как татарских националистов, так и русских из ОРКов.

          • Анонимно
            23.06.2014 20:21

            Радикальные политические и тем более религиозные организации (в ФСБ есть соответствующий перечень!) вне всякого должны быть жестко локализованы от общественной жизни! Такие как Хизбут-аль-Тахрир, Братья-мусульмане и прочее! Но извините как может ОРК РТ общество русской культуры попасть в этот список??? Экстремизма лично в их действиях не вижу, люди занимаются просветительской деятельностью, и никто не вправе им в этом мешать! Может быть вы мне укажете на их совершенные противозаконные действия? Если у них есть деяния связанные с грубым нарушением законодательства, то это надо при участии общественности рассматривать, а если это неумные попытки ретивых исполнителей от власти разогнать русскую организацию, то надо разбираться уже с этими исполнителями и их "инициативами"! Опять же при участии общественности и СМИ!

  • Анонимно
    22.06.2014 14:07

    Согласен с 12. 54.У нас более 300 членов и членш союза писателей РТ.Много ли из них известных не только русским но и самим татарам? В свое время имена Наджми, Баширова, Абсалямова, Ахунова,Фаттаха,Мустафина,Ерикеева, можно добавить еще десяток фамилий знала вся страна.А сейчас большинство из них известны только бухгалтерии выписывающей гонорары и материальную помощь.Все таки при советской системе, критерий отбора в союз был строже и справедливее.За пару худосочных сборников стихов или прозы не принимали.Надо больше переводить их на русский язык, на нем читают и большинство татар.Недавно лауреатом стал Имамом, говорят роман написал интересный, а русского перевода до сих пор нет.

    • Анонимно
      22.06.2014 15:05

      Ув.Римзиль,до Лутфуллина по этому вопросу 2006 году очень жестко высказался Туфан ага Миннуллин.Он привел даже конкретный пример.Вспомните,о ком,и о какой отрасли-и весь ответ на ваши размышления по этой тематике!знакум

  • Анонимно
    22.06.2014 14:46

    По моему, проблема с печатными изданиями существует во всем мире и не зависит от того, на каком языке оно.Наверное, не надо все сводить к национальной проблеме.Что касается юго-востока Украины- по моему, это не люди этого региона взялись за оружие и " из-за прав на свою самобытность проливается кровь"- это их вынудили взяться за оружие ради сохранения жизни, выживания в местах, где они родились и жили.

  • Анонимно
    22.06.2014 14:58

    13. 31. Сулейманову. Игнатьев был 1 - секретарь обкома, а не премьер, а это две большие разницы.Власть его была большей чем сейчас у президента РТ. Недавно прочитал книгу " Семен Игнатьев. Свет и тени биографии сталинского министра", половина ее посвящена его деятельности в Татарии и дает много материала для размышлений.Именно после ее чтения я и написал, что его имя должна носить одна из улиц Казани.

    • Анонимно
      22.06.2014 15:46

      А власти хватит у сегодняшних правильно написать название этой улицы,да и деревень тоже?А Игнатьевскую ,горячую,бесплатную кашу в школьном дворе запомнил на всю жизнь,поэтому благодарен Семену Денисовичу!знакум

  • Анонимно
    22.06.2014 16:20

    15. 46. Про бесплатную кашу для школьников слышу впервые. Если так то он вдвойне молодец.

    • Анонимно
      22.06.2014 17:06

      это при нем начали кормить детей-сирот бесплатно,в деревнях один раз в сутки горячей едой.Мы называли тот угол школьного двора "площадкой".знакум

  • Анонимно
    22.06.2014 16:37

    В регионах вообще не должно быть должности премьера. Зачем она. Президент или глава региона и так отвечает за экономику региона.

  • Анонимно
    22.06.2014 17:06

    16. 37.Ваше предложение уже реализовано.Глава Башкортостана является и премьер министром.

  • Анонимно
    22.06.2014 17:51

    Татары должны доминировать, властвовать,побеждать и поддерживать друг друга на территории своих предков.

  • Анонимно
    22.06.2014 17:56

    17.06.Вы правы.Позвонил ветерану помнящему ту эпоху и работавшему в обкоме.Горячий завтрак для школьников у СДИ была идея фикс. Он требовал это от всех секретарей райкомов. Формы были разные но в школах начали кормить бесплатно.По тем временам это большое достижение.Но сняли его не за это, он чрезмерно увлекся восстановлением престижа татарского языка и школы, заявив на пленуме национальная школа идет к разрушению, я этого не допущу.Ему приписали, что он сторонник национальной замкнутости и отправили на пенсию в 55 лет. На его место пришел интернационалист Табеев. Обо все этом можете прочитать в книге которую я называл, ее написал человек работавший с ним.

    • Анонимно
      22.06.2014 18:46

      Видите,как решали судьбу народа в деревнях!Малолетних,голодных сирот спасали в прямом смысле.Это Советская власть постаралась,которую любят теперь во всю ругать.И люди высочайшей культуры,порядочности,интеллекта вот так заботились о молодом поколении.Заметьте,не о долларах миллиардных заботились.Видите,даже через 57 лет доброе дело как отзывается!!!знакум

  • Анонимно
    22.06.2014 18:47

    Читал, что Игнатьев был человеком Хрущева и принял активное участие в заговоре против Берии. За что-то его потом отправили в ссылку Башкирию, а затем в Татарию. Игнатьев выбрал преемником Табеева, которого потом поддерживал Брежнев. При Табееве говорить о национальном развитии не приходится. Но зато был подлинный интернационализм, что тоже неплохо.

    • Timur
      23.06.2014 06:55

      При Табееве говорить о национальном развитии не приходится. Но зато был подлинный интернационализм, что тоже неплохо.Хорошо,модератор,об интернационализме в упрощенной форме. Интернационализм в действии Советского образца -это двойные стандарты,говорилось и писалось одно,на самом деле было раздвоение личности.В принципе,все понимали, где мы живем,кроме тех 20 % -ректорат Жириновского.Очень много детей высокопоставленных чиновников,партийных функционеров,становились пьяницами и аморальными личностями.Я думал над этой проблемой,так же как и Татарском феномене формирования уличных преступных группировок.Если в семье родители говорят об одном,но по жизни делают другое,с трибуны вещают третье (призывать к моральным ценностям будучи аморальными)то у такого ребенка происходит раздвоение личности.Дальше путь в никуда -это,в лучшем случае пьяница,в худшем,наркоман конченный.Ну,ради смеха приведу положительный пример.Запрет разговора на дикарском языке привел Сибгатулина в историческую действительность.Действия той коварной и ангажированной женщины помогли ему стать историком.

  • Анонимно
    22.06.2014 19:26

    18. 47. Этот подлинный интернационалист почти зачеркнул все, что делал Игнатьев и даже Тукаевскую премию прекратил давать, денег не хватало. Хотя "охотничьи домики" понастроил во всех "злачных" районах.. Правда через пять лет премию восстановили, в Москве предупредили интернационалиста, что не надо народ без надобности раздражать раздражать.

  • Анонимно
    22.06.2014 21:00

    Господин Сиразин, я русский, и меня удивляет, что Вы считаете, что после татарской школы можно стать только пастухом или татарским писателем.Знаю немало ученых, хороших инженеров закончивших татарскую школу. Не верю, что писатель мог сказать такое, вы лжете как всегда.Артистов же обмазали дальше некуда, пьяницы и интеллект у них низкий.Не помню, что бы русские чуваши или мари так отзывались о своей школе, культуре и ее деятелях.Только человек озлобленный на свой народ или психически больной может так отзываться о культурных ценностях своего народа и его носителях.

  • Анонимно
    22.06.2014 21:17

    Модератор. убедительно просим вас снять всю эту клеветническую оценку Сиразиным татарской школы и артистов.Это не красит и газету, тем более никто не возражает. А может просто не пропускаете возражения. Но зачем вам такое нужно?

  • Анонимно
    22.06.2014 21:21

    Русские женьщины если даже выходят замуж за американца ,своих детей обучает на русский язык,а татаркиесли выходят замуж даже за русского,дети незнают татарского языка,да что там говорить,порой и сами матери незнают татарского,мне кажеться татары обречены на вымирание

    • Анонимно
      22.06.2014 21:51

      Ну это на первых порах, а ее внуки в Америки уже не вспоминают, что они русские. А так любой человек далекий от своих корней теряет свою национальную принадлежность.

    • Анонимно
      22.06.2014 22:42

      они не знают английский вот и обучают на русский

    • Анонимно
      22.06.2014 22:43

      Это Вам кажется,что обречены на вымирание. Но этого не произойдет. так как картина мира меняется в пользу татар. А также других угнетенных народов.

  • Анонимно
    22.06.2014 22:29

    если хорошо заплатят я татарином запишусь и ислам приму.

  • Анонимно
    22.06.2014 22:46

    Шахри Казан бик тиз станет желтой газетенкой при таких делах

    • Анонимно
      22.06.2014 23:06

      Сегодня госзаказ на предсказания и гороскопы?НЕт,не Шахри КАзан имею ввиду,Тут просто в одном комментарии что то пытались оправдать госзаказом.Догадываюсь,моожет кого то интересует очень после очередного провала дальнейшее место работы!знакум

  • Анонимно
    22.06.2014 23:07

    Лучше стать желтоватой, но нужной газетой, чем мертвой!

  • Анонимно
    23.06.2014 07:13

    Напомню, что первые решительные шаги по спасению татарской школы сделали в 1958 году С.Д.Игнатьев и К.Ф.Фасеев. Советую всем прочитать правдивую исповедь о том, что происходило тогда в мемуарах "К.Фасеев. Вспоминая прошлое. К. 1999г.". Главу о том как Игнатьев и он поплатились за это он назвал весьма хлестко " Стоп! Приехали".Тираж был маленький, но думаю, что в библиотеках еще сохранилась.Она очень не понравилась Табееву, но он ничего уже не мог поделать, книга вышла в свет при Шаймиеве. Говорили, что он поблагодарил автора за правдивое изложение событий и добрые слова о С.Д.Игнатьеве. Кстати и книга об Игнатьеве вышедшая в Казани в 2О12 году появилась при его поддержке, о чем написано на титульном листе.

    • Анонимно
      23.06.2014 09:19

      Спасибо Вам за теплые слова о Камиль ага!Знаете,я первый раз встречаю такой отзыв об этом очень порядочном человеке!Его титаническую работу, как вы выразились, по спасению татарского языка НЕзаслуженно забыли!Вот он именно за ЭТО и пострадал.знакум

  • Анонимно
    23.06.2014 09:04

    7.13. Книга называется "Вспоминая прошедшее", а не прошлое. Очень правдивая и подробная обо всех руководителях начиная с Муратова и до Игнатьева. Автор весьма негативно оценивает деятельность Табеева и пишет о его негативной роли в развитии татарской культуры и нарушении им норм морали.Кому же такое понравится. Недавно вышла толстая книга о Ф.А.Табееве написанная двумя московскими дамами по его заказу.Ну прямо "Житие святого".Но в ней нет ничего о его деятельности в области школ и культуры.А то, что экономист и хозяйственник был сильный бесспорно. Это ему мы обязаны созданием Камаза, туда он послал и легендарного Р.К.Беляева. Игнатьев "выбил" нам "Оргсинтез", Табеев "Камаз".

  • Анонимно
    23.06.2014 10:03

    09.19. знакум.Я его знал лично.Он действительно великий человек, кончил татарскую школу, из которой выходят не только пастухи, как считает фермер.Знал великолепно татарский и русский, был "правой рукой" Игнатьева. Его сняли с должности Председателя Президиума Верховного Совета ТАССР одновременно с освобождением Игнатьева от должности первого секретаря обкома.На месте городских властей, дал бы улицам имена этих двух людей имеющих огромные заслуги перед Татарстаном.А книгу постарайтесь прочитать. Сейчас написано много воспоминаний но по правдивости книга К.Ф.Фасеева не имеет себе равных.Он и о своих ошибках пишет, чего у других "воспоминателей" нет.

    • Анонимно
      23.06.2014 12:44

      А вы кто такой? Хотелоссь бы знать в лицо друзей Фасеева.Племянник.

  • Анонимно
    23.06.2014 14:54

    14.11. историку.К сожалению вы правы в том, что татарский язык ушел или уходит и ряда сфер и особенно науки.А татарскую школу один борзописец назвал поставщиком пастухов.Конечно нельзя дважды войти в одну и ту же текущую воду. Но напомню всем, что в ругаемый всеми кому не лень советский период, до войны, на областной партийной конференции отчетный доклад сразу же дублировался на татарском языке, широкое распространение получили "коренизированные" группы, а для ряда должностных лиц имеющих дело с населением было обязательным знание языка на уровне понятия сути обсуждения или просьбы.У меня даже сохранился раритет, выпущенный в 1926 г."Русско -татарско - эсперанто словарик".Тогда многие возлагали на него надежду, что это будет язык мировой революции.Интересна и мысль о роли соц. сетей как средства общения на татарском языке молодежи. Слышу об этом впервые.

    • Анонимно
      23.06.2014 15:53

      Уважаемый!Согласен с Вами,Мурат переборщил.Я тоже не согласен в этом вопросе с ним.НО...Сколько прекрасных,умных,информативных комментарий было у него!Неужели мы опустимся на уровень,нет,нет не пастухов-среди них тоже немало профессионалов и воспитанных,а на уровень потерявших человеческое обличие?И начнем друг друга обзывать самими же уважаемом БО?Генерал армии Махмут ага,бывший и нынешний Президенты Академии наук,крупные деятели химической науки республики,многие,закончили татарскую школу!Знаю,многие будут меня ругать,но скажу-во многом не согласен ФаритХайрулловичем Мухаметшиным,Министром сельхоза Марат Готовичем Ахметовым.Вы бы послушали их татарский,да и русский тоже-как красиво!И литературно!Такого говора редко услышишь даже в коридорах филфаков!В перерывах заседаний Госсовета если постоите минут 5 в коридоре,рядом с чиновниками,некоторыми,да,теперь уже городскими-услышите такой чистый говор татарский,удивитесь и наслаждаетесь...Другое дело,многим видимо наплевать сегодняшнее состояние языка и название деревни,написанное на древнем пыш-пышканском!знакум

  • Анонимно
    23.06.2014 19:46

    Модератор. Вы наверное уже знаете, что завтра , кажется в 10. М.Ш.Шаймиев проведет пресс -конференцию по итогам работы в Катаре и включении Болгара в давно ожидаемый список.Еще раз повторю просьбу об освещении в БО этой встречи. Возможно корреспондент задаст и вопрос, о том, кто там выступал против наших предложений. Пока знаю на уровне неофициальной информации,поэтому называть не буду. Возможно МШШ скажет более откровенно, вопрос то уже решен мы получили более двух третей голосов.Даже больше чем ожидали.

  • Анонимно
    24.06.2014 03:17

    Тут один товарищ, который свои посты с нумерации начинает, занимается апологией коммунистического сатрапа С.Игнатьева. Ну да, был министром МГБ, преследовал, уничтожал сограждан, сажал, отправлял их в лагеря и тюрьмы ГУЛАГа. А потом Семен Денисович вдруг стал белым и пушистым, приехал в Татарию и стал кормить сироток кашкой, спасать татарский язык и прочие благие дела совершать. При этом апологеты, конечно, умалчивают, откуда взялись эти оравы сирот и почему татарский язык оказался в том положении, что его надо было спасать. А причина простая и очевидная - это так называемая советская власть, скрывавшийся под этим невинным именем коммунистический тоталитаризм. Ну представьте себе, будь у татар свое свободное государство, неужели бы там проводились все эти раскулачивания и прочие репрессии, осуществлялся национальный гнет, да так, татарский язык и татарскую школу надо было бы спасать? И вот, спустя уже полвека с лишним, простодушные активисты уже на форумах инета продолжают рассуждать, как спасти все тот же татарский язык. Не будет у татар своего самостоятельного государства, язык никакие припарки не спасут. Это очевидно, как дважды два равно четырем. И даже, если Казань переименуют в какой-нибудь Ново-Игнатьевск, это делу не поможет. Так что, достал уже этот "игнатьевец", своей надоевшей апологией прислужника режима. Теперь о Камиле Фатыховиче Фасееве. Мне довелось его близко знать, человек он был неплохой, душевный, но такой закаменевший коммунист, что просто до сих пор диву даешься. Он писал книжки с критикой антикоммунистов и буржуазных националистов, в частности, со страшной силой нападал на Гаяза Исхаки и Али Акыша, деятелей татарской политической эмиграции, посвятивших жизнь освобождению родного народа. К сожалению, с выдающимся татарским литератором и политическим деятелем Гаязом Исхаки мне не довелось познакомиться, он умер в 1954 году в Стамбуле. А вот с Али Акышом я имел счастье быть лично знакомым, это случилось летом 1990 года в Казани, накануне провозглашения суверенитета Татарстана. И скажу прямо, более доброго, бескорыстного, искреннего и преданного делу свободы татарского народа, человека я в жизни не встречал. Это был такой человек, который последнюю рубаху снимет ради ближнего. В первый свой визит в Казань в 1990 году он привез компьютер для ТОЦ, который стоил 4 тысячи дойчмарок (это были очень приличные деньги для пенсионера). Али-ага в Казани со всей татарской интеллигенцией перезнакомился и подружился, все его сразу за своего приняли и полюбили. И вот он приехал в 1992 году в Казань на I Всемирный конгресс татар, а к этому мероприятию был приурочен и Международный форум тюркологов. Мы с ним вместе пошли тогда в здание Академии наук РТ, где проходило это мероприятие и в кулуарах общались со многими татарскими учеными-гуманитариями, а также с иностранными гостями. Там к нам подошел профессор Яхья Абдуллин, который при советах тоже писал книги и статьи с критикой "буржуазного националиста" Али Акыша. Яхъя-ага, кстати, фронтовик-инвалид, при мне попросил прощения у Али Акыша, сказал, что он заблуждался и теперь раскаивается за свои прежние труды. Это был по-настоящему благородный поступок Яхьи-ага, урыны жэннэттэ булсын! Али Акыш настолько растрогался, что даже прослезился. Они пожали друг другу руки и расстались друзьями. После этого Али-ага, растроганный, попросил меня познакомить его с Камилем Фасеевым, видимо, ожидая такого же дружеского общения с ним. Ипташ Фасеев находился в другом конце зала и мы двинулись к нему. Камиль Фатыхович, увидев, что мы направляемся к нему, развернулся и, хромая (у него не было одной ноги), поскакал к выходу. Вот такая история, как говорится, "два мира - два Шапиро". Кстати, мне довелось познакомиться и с племянником Камиля Фатыховича, филологом Фазылом Фасеевым, научным сотрудником ИЯЛИ. Я с удивлением услышал от него, что он принципиальный антикоммунист.Талгат Бареев.

  • Анонимно
    24.06.2014 08:45

    Камиль Фасеев хромал, но безногим его не считаю. И с головой, совестью у него было в порядке, особенно на фоне других. Это поколение не могло поклоняться антисоветской татарской эмиграции. Это естественно. Никто не говорит, что Али Акыш был злодеем. Просто его роль в истории несколько преувеличена, даже гимназия в Челнах носит его имя. Ни Максуди, ни Исхаки, ни Арат, ни Фарит Аги, ни Гариф Султан такой чести не удостоены. Али бабай был добрым, щедрым человеком, денег не жалел, но на компьютер для ТОЦ дал Ильдар Идриси и другие татары попомгли ему. Говорят, что Талгату Барееву для миссионерской деятельности Али Акыш из своей пенсии отстегивал весьма значительно. И молодец Талгат, добро не забывает. Но это не значит, что Игнатьев плохой человек. Его роль в развитии татар больше, чем А.А.

  • Анонимно
    24.06.2014 10:58

    Прочитал клевету Бареева на К.Ф.Фасеева. Не комментирую, ибо ничего более гнусного об этом великом человеке никто, даже люди недолюбливавшие партию, служению которой он посвятил всю жизнь, не читал.Всем советую прочитать книгу К.Ф.Фасеева " Вспоминая прошедшее" - самое правдивое и самокритичное изложение событий связанных с попыткой С.Д.Игнатьева и самого Камиля Фатыховича остановить разрушение татарской школы.Им удалось "приостановить" этот процесс, но оба поплатились должностями: С.Д.Игнатьев в возрасте 55 лет был отправлен на пенсию " в связи с пошатнувшимся здоровьем", К.Ф.Фасеев едва достигнувший 40 лет снят с поста Председателя президиума Верховного Совета ТАССР.Оба они потом занималиссь наукой. Фасеев стал доктором наук профессором КГУ, Игнатьев написал уникальную книгу "Мысли и изречения разных времен и народов". Книга Игнатьева и воспоминания Фасеева сейчас библиографическая редкость.Правде веду переговоры с одним "не бедным" человеком о переиздании книги Фасеева - правдивом документе эпохи,охватывающем период с 1937 г по конец лихих 90 - х годов.Особенно впечатляет его описание 1937 года в сельской глубинке и "эпохи Игнатьева".Что касается бареевской клеветы на обоих, то Сибгат Хаким, говорил, об Игнатьеве, что этот русский человек сделал для татар больше любого руководящего татарина.А они были всякие. Игнатьев учредил Тукаевскую премию, сделав председателем комиссии по ее присуждению Фасеева, а его преемник отменил ее на 5 лет, заявив, что денег не хватает. Аргумент конечно издевательский, учитывая сколько стоили "охотничьи домики" сыпью покрывшие республику.

    • Анонимно
      24.06.2014 16:01

      Пожелаю Вам удачи в переиздании этих книг. Интересно прочесть будет. Заинтриговали.

  • Анонимно
    24.06.2014 17:03

    16. 01. спасибо за интерес. Речь идет только о книге Фасеева 114 стр, малого формата.Кстати можете ее прочитать в библиотеке КГУ. А энциклопедия мудрых мыслей С.Д.Игнатьева - почти 700 страниц большого формата.Ее могла переиздать и Москва.Он сделал то, что под силу только целому институту, работал над ней 20 лет.Для меня она настольная, читаю и поражаюсь его эрудиции.

    • Анонимно
      24.06.2014 21:36

      Теперь совсем интересно стало. А в библиотеку КГУ можно попасть и простым смертным с улицы? И есть ли там энциклопедия Игнатьева? Посмотреть-полистать хотелось бы.... Вообще, умение признавать свои ошибки и не застывать в прежних стереотипах свойственно духовным и благородным, щедрым и великодушным людям. Мелочный, завистливый, тщеславный человек никогда и ни за что не признает своей ошибки. Это выше его сил.

  • Анонимно
    24.06.2014 19:00

    В статье речь идет о том, что судьба татар и других народов решается не в деревне, а в городах. Надо выписывать или покупать газеты на родном языке, книги, журналы, ходить в театр, водить детей и внуков в национальные классы и школы, разговаривать между собой на родном, чтобы другие слушали и привыкали. Кто против этой идеи? Я согласен, точно сказано!

    • Анонимно
      24.06.2014 21:29

      Вы описали идеальную картину, все с этим согласятся, что так будет очень хорошо и правильно. Но... Как подвести ишака к водопою, если он упрямо не хочет пить?Всё дело в том, КАК создать такую среду, где люди будут себя именно ТАК вести, вышеописанным идеальным способом в отношении родного (кроме русского) языка.

  • Анонимно
    25.06.2014 02:39

    Ответ 21.36.Не знаю насчет библиотеки КГУ, но обе они есть в национальной библиотеке, куда попасть легче " с улицы".Модератор. Возможно надоел этот библиографический разговор но прошу пропустить.Стремление к знаниям надо поощрять.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль