Общество 
23.06.2014

«Список ЮНЕСКО – это не очередь за деньгами, но...»

Болгарский заповедник стал вторым признанным объектом всемирного наследия в Татарстане после Казанского Кремля

Сегодня Болгарский историко-археологический комплекс наконец был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Соответствующее решение, к безмерной радости команды госсоветника РТ Минтимера Шаймиева, для которого это стало личным вызовом на целых 15 лет, было принято на 38-й сессии комитета в Катаре. Экспертов ЮНЕСКО в этом году не смутили «новоделы», построенные на территории заповедника. Скорее, наоборот: они положительно оценили защитные сооружения над руинами исторических ценностей и реставрационные работы благодаря изменениям в номинировании памятника. Эксперты «БИЗНЕС Online» напоминают, что в России теперь 26 объектов под знаком ЮНЕСКО, два из которых находятся в Татарстане.

БОЛГАР ПОПАЛ В СПИСОК ЮНЕСКО СПУСТЯ 15 ЛЕТ ПОСЛЕ ПЕРВОЙ ПОПЫТКИ

Сегодня ЮНЕСКО наконец включило Болгарский историко-археологический комплекс в список всемирного наследия. Об этом стало известно в ходе 38-й сессии комитета всемирного наследия в Дохе (государство Катар), где в настоящее время находится делегация Татарстана под руководством госсоветника РТ Минтимера Шаймиева, в которую входят директор фонда «Возрождение» Татьяна Ларионова, министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин, глава Спасского района РТ Камиль Нугаев и другие. По традиции, после удара молоточка (почти как в суде!) решение озвучила Аль Маясса бинт Хамад бин Халифа Аль Тани — сестра эмира Катара, которая на правах принимающей страны председательствует на нынешней сессии.

Болгарский историко-археологический комплекс стал 1002-м объектом, включенным в список, уточняет пресс-служба президента РТ.

print_9852.jpg

Для госсоветника РТ Минтимера Шаймиева включение Болгара в список ЮНЕСКО стало личным вызовом на целых 15 лет

Завтра Шаймиев расскажет в ходе специальной пресс-конференции о том, как Татарстану удалось добиться включения Болгара в заветный список. Пока же напомним, что вопрос вхождения заповедника в список обсуждается комитетом ЮНЕСКО не впервые. Он был заявлен еще в 2000 году, но проект с тех пор не раз отправлялся на доработку. На заседании в прошлом году заявка Болгара получила рекомендацию «не включать» — тогда Болгар критиковали за новоделы. Основные претензии эксперты международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ICOMOS) выдвинули к масштабному строительству на территории заповедника. В частности, в отчете говорится о том, что возведенные в 2010 году дом лекаря и сувенирные лавки близко расположены к исторической мечети. У представителей ЮНЕСКО были претензии и к памятному знаку, как пишут эксперты, это «большое здание, похожее на мечеть, с позолоченным куполом, которое расположилось рядом с исторической мечетью. Возведение последнего оказало серьезное негативное (визуальное) воздействие на объект и его пейзаж»...

Но заявку тогда не отозвали, в целом на заседании в Пномпене объект был одобрен, надо было лишь доработать документы и переделать заявку. Республика получила новый шанс (по сути, последний) на включение в список. И, по версии источника «БИЗНЕС Online», власти Татарстана пошли ва-банк: в случае отказа шансов на номинацию больше не было бы. При этом заявка по объекту была отправлена на краткосрочную доработку (referral) совместно со специалистами консультативных органов ЮНЕСКО.

95976418.jpg
28 августа 2012 года в ходе своего визита в Татарстан Владимир Путин посетил историко-культурный музей-заповедник в Болгаре (фото: kremlin.ru)

Выводы были сделаны. Болгар в этом году номинировался в другой категории, пояснил газете «БИЗНЕС Online» Рафаэль Хакимов — директор института истории им. Марджани АН РТ. На этот раз для экспертов была проведена более детальная разъяснительная работа, издана специальная книга с пояснением проводимой научной работы, рассказал он. Были также учтены пожелания экспертов. Например, палаточный городок был выведен за территорию заповедника, представлены стандарты охраны. И в принципе эксперты ЮНЕСКО остались довольны.

Сегодня эксперт международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) Бритта Рудольфф высоко оценила работу по сохранению исторических объектов, проведенных в Болгаре, особо отметив защитные сооружения, построенные над руинами древних объектов. Эксперт отметила, что работа шла в тесном контакте со специалистами. Были выполнены все требования ИКОМОСА.

А новые сооружения, по ее словам, не повлияли на историческую ценность представленной исторической территории. «В целом ИКОМОС поддерживает номинацию Болгар для включения в список всемирного наследия, — заявила Рудольфф. — Наши представители будут следить за тем, как ведутся работы на этой территории и как идет сохранение этого исторического наследия».

Постоянные представители стран-членов комитета всемирного наследия при ЮНЕСКО — Ливана, Филиппин, Казахстана, Сенегала, Польши, Японии, Катара, Индии, Германии, Финляндии, Колумбии, Алжира, Сербии, Малайзии, Турции — поддержали заявку Татарстана.

ДЕНЬГАМИ ЮНЕСКО НЕ ЗАНИМАЕТСЯ, НО ДАЕТ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРИЗНАНИЕ

Перспективы Болгарского заповедника в качестве участника списка всемирного наследия газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты.

Зиля Валеева — директор музея-заповедника «Казанский Кремль» (входит в список ЮНЕСКО):

— В один ряд с величайшими памятниками человечества включен Булгар — случилось то, что должно было случиться. Все приезжающие эксперты ни разу не высказали сомнений в том, что в этом списке заповедник должен был быть. И все эти годы шла серьезнейшая работа — протокол международных организаций очень непростой, необходимо было соблюсти все международные нормы, правила, подготовить еще и саму номинацию.

Сегодня мы видим не только прямой, но и косвенный результат — тот опыт, который получила республика в ходе этого процесса. Можно назвать это победой, показатель того, как можно и нужно работать с памятниками. Город привлекает не тошлько специалистов, но и туристов. Болгар вошел в десятку наиболее интересных малых городов для туризма в масштабах России. Под руководством госсоветника РТ Минтимера Шариповича Шаймиева и при поддержке президента республики Рустама Нургалиевича Минниханова достигнут результат.

Также это знак международного доверия для всей России. По России немногим более 20 памятников, в основном они сосредоточены в Москве и Петербурге. Татарстан же теперь имеет два памятника, входящих в список ЮНЕСКО — Казанский кремль и Болгарский историко-археологический комплекс.

Список ЮНЕСКО — это не совсем очередь за деньгами. Хотя, чтобы сохранить памятники, в последние годы и правительство республики, и федеральное правительство выделяли средства. А сколько людей, благотворителей, которые вносили еще примерно такие же средства на реставрацию! То, что сделано в Булгарах, это много. Но значимость события — это вхождение в международный, общепризнанный перечень культурных ценностей, узнаваемый всеми. Это путеводитель для всего мирового сообщества.

print_613325_748703.jpg
Директор фонда «Возрождение» Татьяна Ларионова, министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин

Ольга Астафьева — замдекана кафедры ЮНЕСКО РАНХиГС, профессор:

— Любое включение любого объекта в список ЮНЕСКО означает повышение его статуса для всего мира. И это всегда выступает притягательной силой, повышает обязанности государства или собственника памятника по его сохранению. Поэтому для любого объекта это большой плюс. Каждое государство стремится, чтобы таких памятников было больше — и тут же начинается реставрация, посетителей становится больше. Так что это дело хорошее. Главное, чтобы был правильно проведен мониторинг, чтобы решение было принято объективно — тут у ЮНЕСКО есть соответствующие возможности.

Если говорить о финансировании, то у нас действует закон об охране культурного наследия, есть бюджетирование. И поэтому понятно, что какие-либо бюджетные статьи сиюминутно не поменяются, это неразумно с точки зрения любой экономической системы. Но это в любом случае возможно в перспективе. Кроме того, включение в этот список дает больше шансов на получение внебюджетной поддержки.

Но у ЮНЕСКО задача состоит в том, чтобы пропагандировать эти объекты, и включение в этот список привлечет интерес инвесторов.

В России было 25 объектов, включенных в список, и это не только архитектурные, музейные территории вроде Московского кремля или Новодевичьего монастыря, но и природные объекты. Например, леса Карелии, Камчатка... Недавно в список была включена Дербентская крепость. В России очень много объектов, которые были бы достойны включения в этот список, и войти в него очень и очень непросто. Есть масса факторов, поэтому говорить о том, что будет следующее, сложно, но дай Бог, чтобы список ЮНЕСКО пополнялся объектами на российской территории.

Рамиль Хайрутдинов — директор института международных отношений, истории и востоковедения КФУ:

— Ставить вопрос о материальном во главу угла, думаю, неверно. ЮНЕСКО не занимается выделением средств, это вопросы самого государства, которое может привлекать свои средства или спонсоров для реализации конкретных программ. Речь идет прежде всего о мировом признании культуры Татарстана, ее мусульманской составляющей. Право на это признание добыто в жесткой борьбе, к которой прибегают все государства мира, борющиеся за включение своих объектов в список ЮНЕСКО. Это и достижение России, Татарстана с точки зрения продвижения историко-культурного наследия на мировой арене.

Была проделана колоссальная работа, необходимо было в деталях познакомить экспертов со всеми нюансами истории и жизни объектов заповедника. В этой работе участвовали и Минтимер Шаймиев, и Зиля Валеева, и Светлана Персова, и Айрат Ситдиков, и ваш собеседник, и многие, многие другие люди. Поэтому для нас сегодня — настоящий праздник, время праздновать большую победу.

Дивиденды, и немалые, это еще принесет. Это включение во все мировые справочники, привлекательность и открытость для международного туризма возрастает в разы. Так что можно говорить о возникновении на карте России еще одной всемирно признанной точки притяжения для туризма. Все усилия, которые были связаны с этим местом — со строительством инфраструктуры, развитием различных программ, будут востребованы. Это не только развитие республиканского туризма — это выход на международную арену, вхождение в международные туристические маршруты.

IMG_4759.jpg
Болгарский историко-археологический комплекс стал 1002-м объектом, включенным в список

Низами Мамедов — профессор кафедры управления и организации социальных систем ИГСУП РАНХиГС, эксперт ЮНЕСКО:

— Природные заповедники, особо охраняемые территории имеют значение не только как исторические, культурные объекты, но и с точки зрения сохранения территорий. Это поддержка стабильности биосферы. То, что Болгар включен в список ЮНЕСКО, это плюс и для Татарстана, и для России в целом.

Денег ЮНЕСКО не дает, но попадание в этот список — серьезное усиление позиций для защиты финансирования внутри самой страны, на территории которой находится объект. Кроме того, культурные, природные памятники служат в образовательных, воспитательных целях, не говоря уже о развитии познавательного туризма. Так что Татарстан можно поздравить с тем, что эта заявка наконец удовлетворена и Болгар получил официальный статус и признание на международном уровне.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (100) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    23.06.2014 11:32

    ПОЗДРАВЛЯЕМ УВАЖАЕМГО МИНТИМЕРА ШАРИПОВИЧА С ДОСТОЙНОЙ ПОБЕДОЙ!!!

  • Анонимно
    23.06.2014 11:34

    Минтимер эфэнде - молодец и громаднейший умница!

  • Анонимно
    23.06.2014 11:34

    Вот какой молодец бабай у нас!

  • Анонимно
    23.06.2014 11:36

    Минтимер Шарипович - великий человек !!!

  • Анонимно
    23.06.2014 11:36

    Ура....а!Всех поздравляю!М.Ш. Шаймиев молодец!!!!

  • Анонимно
    23.06.2014 11:38

    Молодец "Бабай", его заслуга!

  • Анонимно
    23.06.2014 11:38

    ВИВАТ!!!! БАБАЙ БУЛДЫРДЫ !!!

  • Анонимно
    23.06.2014 11:40

    Ай- да мудрый Минтимер Шарипович!Добился своего! Молодец!!!!!!!

  • ЧеКа
    23.06.2014 11:40

    Бо -почему не красной строкой.. Реально это прорыв особенно в плане привлечения туристов. Теперь надо и со Свияжском также войти в список ЮНЕСКО..

  • Анонимно
    23.06.2014 11:42

    Круто!

  • Анонимно
    23.06.2014 11:48

    Бабай булдырды. Как сказал когда-то свой знаменитый лозунг - так следует своим словам и подает пример для всех татарстанцев! Молодец!

  • Анонимно
    23.06.2014 11:50

    Вот у него все получается, прямо алтын бабай у нас, повезло нам

  • Анонимно
    23.06.2014 11:55

    Наконец-то! Поздравляю! Я это предчувствовал, когда смотрел, как Минтимер Шарипович точным утаром разбил горшок на Лаишевском сабантуе. Можете посмотреть видео. Кстати, это наблюдали послы стран исламского сотрудничества - Алжира, Ирана,Ирака, Пакистана,Саудовской Аравии, Катара и др Яш?сен Болгар!Римзиль Валеевhttp://www.business-gazeta.ru/readblog/2683/3557/

  • Анонимно
    23.06.2014 11:55

    Поздравляем президента, первого президента и весь Татарстан!

  • Анонимно
    23.06.2014 11:56

    Додавил Бабай,молодец!

  • Timur
    23.06.2014 12:00

    ПОЗДРАВЛЯЕМ УВАЖАЕМГО МИНТИМЕРА ШАРИПОВИЧА С ДОСТОЙНОЙ ПОБЕДОЙ!!!Присоединяюсь!

  • Анонимно
    23.06.2014 12:03

    Молодец Бабай! Лучше его нет в Татарстане!

    • Анонимно
      23.06.2014 20:18

      Почему только в Татартсане!. Такой бабай на весь мир бабай!Отдыхали в Турции, Египете. Когда разговор зашел, откуда мы. Мы ответили. Нам сказали : У Вас президент -хороший, умный бабай, уважаем. Мы Вас тоже уважаем и любим БАБАЙ!

  • Анонимно
    23.06.2014 12:04

    Бабай - мОлодец!

  • Анонимно
    23.06.2014 12:15

    ДА БИЗНЕС ОНЛАЙН КРАСНОЙ СТРОКОЙ ПОЖАЛУЙСТА! ЭТО ПОБЕДА ВСЕГО ТАТАРСКОГО НАРОДА! БУДЬТЕ ТАК ЛЮБЕЗНЫ!

  • Анонимно
    23.06.2014 12:18

    Шаймиев может!Его деятельность - пример остальным, которые после 60 лет выходят на пенсию, надевают тюбетейку и перестают работать и созидать ! Успехов и долгой жизни!

  • Анонимно
    23.06.2014 12:25

    Молодец!!!!!! Минтимер Шарипович!!!!! (Вахитовы)

  • Анонимно
    23.06.2014 12:29

    БО, срочно поместите эту новость Красной строкой!!!
    Это эпохальное событие!

  • Анонимно
    23.06.2014 12:34

    Спасибо БАБАЮ!

  • Анонимно
    23.06.2014 12:35

    БАБАЙ, СЕЗГЭ ЗУР РЭХМЭТ. Хэзер туризм тизрэк устерелэ башларга тиеш.

  • Анонимно
    23.06.2014 12:38

    Новодел в памятники - это реально круто...

  • Анонимно
    23.06.2014 12:40

    Молодиц Рустам Нургалей улы и всегда добивается своего и умеет расставлять кадры даже пенсионеров!

  • Значит ли это, что дана отмажка на строительство новоделов в заповеднике?

    • Анонимно
      23.06.2014 13:09

      Везде критикуете действия татар, вы бы лучше поддерживали татар, например поднимите вопрос о присвоение регионального статуса татарскому языке в регионах, где татары исторически проживают в значительном количестве! Как никак вас русские считают экспертом, возможно и прислушаются

      • А чем Вам не нравится мое замечание? Разве он не понастроил там новоделов? Или Вы считаете это нормальной практикой?

        • Анонимно
          24.06.2014 12:27

          Он не только построил, но и многое восстановил, то что разрушалось, а вы только критикуете и ничего не делаете для татарского народа

          • т.е. Вы оправдываете новоделы? Я как историк просто вижу, что новоделы не украшают, а обесценивают историческую значимость старины

            • Анонимно
              24.06.2014 13:27

              Я говорю, что вы кроме критики ничего не делаете на пользу республики и на пользу татарского народа! А новоделы везде есть вся старая Москва разрушается и перестраивается по новому! В Европе в Германии все города были разрушены ковровыми бомбежками, но ничего они заново отстроили, в том же виде в каком и было или в том же архитектурно стиле и это не считается новоделом!

              • Анонимно
                24.06.2014 16:53

                Тоже мне, нашли что привести в пример. В Москве - реконструкция методом "ковровых бомбёжек". Колонизация собственной страны. Одна варварски снесённая Московская Соборная Мечеть чего стоит.

                • Анонимно
                  25.06.2014 00:28

                  Чувствую под анонимом вы же и пишете Раис Сулейманов, чтобы сложилось впечатление, что вас поддерживают, однако вы грубо ошибаетесь не поддерживают вас татары и не нужны вы им, вот и злоба исходит от вас на всех татар

              • Анонимно
                24.06.2014 17:12

                Вы видимо не были в Европе... Как там это было сделано - не сравнить в Болгарах. Я плакала, когда увидела этот новодел. Зачем он был нужен, кому? В ханских усыпальницах никто не живет! Это был заповедник - где ничего нельзя было делать. А ваш коммент - простой примитивизм

                • Анонимно
                  24.06.2014 18:48

                  Вы видимо бы радовались бы если бы вообще не реконструировали бы Болгары, а так у татар появилось еще одна гордость за свою историю, свою архитектуру и вы плачете!

    • Анонимно
      23.06.2014 17:58

      Ложка дегтя

    • Timur
      24.06.2014 07:16

      Бузишь,Раиска? Не подобает директору института стратегических исследований,хотя и бывшего,наводить тень на плетень.Дана отмаЖка,пишешь с ошибками.Только не подумай,что я тебя упрекаю.Дам тебе лёгкий совет,когда я пишу претенциозно,по народному -накатываю бочку,то всегда, свои предложения прогоняю через "ОРФО",чего и ВАМ желаю!

  • Анонимно
    23.06.2014 12:48

    На самом деле молодец. На пустом месте построил заново древнее городище да еще сумел про толкнуть его в памятники ЮНЕСКО!

    • Анонимно
      23.06.2014 22:34

      Это не пустое место, а исторический архитектурный памятник, имеющий всемирное значение.

  • Анонимно
    23.06.2014 12:50

    Спасибо большое специалистам Минкульта и специалистам фонда Возрождение, в первую очередь.

    • Анонимно
      24.06.2014 09:32

      Тоже вот читаю комменты, ведь основной вал работы были выполнены МинКультом и фондом Возрождение, а про них ни слова. Люди старались и долго шли к этому знаменательному событию. Ничуть не уменьшаю при этом и роль Минтимира Шариповича.Насколько мне известно у нас теперь 26 объектов, включённых в список ЮНЕСКО, 2 теперь Татарстанских. Спасибо Минкульту и фонду Возрождение за их труд! Молодцы!

  • Анонимно
    23.06.2014 13:06

    Теперь турпоток должен увеличиться, только надо углубить фарватер для причала крупных лайнеров в Булгаре

  • Анонимно
    23.06.2014 13:07

    МОЛОДЕЦ МИНТИМИР ШАРИПОВИЧЬ!

  • Анонимно
    23.06.2014 13:07

    Додумайтесь, что мы делали бы без Минтимера Шариповича!Он нам еще очень пригодиться в наступающие тяжелые времена. С уважением, АФМ.

  • Анонимно
    23.06.2014 13:07

    Что это даст, кроме взносов из бюджета РТ в общак ЮНЕСКО?

    • ЧеКа
      23.06.2014 13:27

      Все государства усиленно пытаются туда попасть со своими об"ектами ,чтоб только делать взносы в Юнеско..Вот еще деревья сажают -чтоб только деньги отмыть, а рабочие места создаются - чтоб людей работать заставлять..Молодцы мы с тобой ..Разоблачили всех..

  • Анонимно
    23.06.2014 13:15

    Минтимер Шариповичу рахмат.

  • Анонимно
    23.06.2014 13:17

    Бабай - человек года в РТ!

  • Анонимно
    23.06.2014 13:42

    Нет, реально. Объясните что даст Татарстану вхождение Болгар в ЮНЕСКО? Кроме призрачных надежд на увеличение турпотоков?

    • Анонимно
      23.06.2014 14:23

      Ты чо не понял? Бабай зарабатывает авторитет у народа,чтобы на выборах выставить своего племянника!

      • Анонимно
        23.06.2014 16:40

        Обязательно пытаться очернять людей? Бабай давно уже завоевал авторитет у народа и без сегодняшней победы.

      • Анонимно
        23.06.2014 18:02

        У бабая без вашего участия авторитет имеется,

    • Анонимно
      24.06.2014 09:40

      Далёкому от этого человеку не понять всей значимости данного события.

  • Анонимно
    23.06.2014 14:08

    Гордимся!

  • Анонимно
    23.06.2014 14:45

    Юнеско вообще опустилось ниже плинтуса

    • Анонимно
      23.06.2014 21:38

      Юнеско уже давно подразделение ЦРУ,видимо пора ко второй украине готовиться

  • Анонимно
    23.06.2014 16:05

    Бабай как всегда молодец.

  • Анонимно
    23.06.2014 16:11

    Молодец, Бабай. Теперь Свияжск

  • Анонимно
    23.06.2014 18:58

    Поздравляем!Очень сильно.

  • Анонимно
    23.06.2014 18:59

    Минтимер Шарипович-не просто политик,а настоящий гоударственный деятель. Мало таких в Российском истеблишменте. Это реальная победа нас всех. Это знак признания нашего вклада в мировую цивилизацию. Это серьезный посыл будущим поколениям. Спасибо всем,кто проделал за столь короткий срок гигантскую работу,верно определил идеологию развития. МИНТИМЕР ШАРИПОВИЧ,здоровья и удачи Вам. Мы гордимся Вами.

  • Анонимно
    23.06.2014 19:45

    Наш Бабай красавчик! Рахмэт сезгэ!

  • Анонимно
    23.06.2014 20:02

    Еще бы сделать Шаймиева почетным руководителем Рубина!Он бы вернул Бердыева и наладил работу,не сомневаюсь....Богачев курирует Уникс,Шаймиев Рубин....Чего в этом дурного?

  • Анонимно
    23.06.2014 20:07

    Очень хорошо, что у комментаторов такая дружная позиция. Свершилось великое дело, а вспомните сколько препятствий и даже злопыхательства на страницах одной газеты было по поводу Болгара и деятельности М.Ш.Шаймиева. Да и в БО один борзописец хронически лезущий в историю и попадающий в нее скандальным образом, пытался принизить Болгар и даже заявлял, что они пришли только с Батыем. Знаю, что на членов комиссии в Катаре пытались давить проамериканские лоббисты, но ее члены, за исключением двоих устояли.Присоединяюсь к поздравлениям М.Ш.Шаймиева с одержанной победой.

    • Анонимно
      24.06.2014 02:17

      Надо памятник Батыю поставить ,как основателю Булгара.

  • Анонимно
    23.06.2014 20:23

    Сделано почти невозможное. М.Шаймиев - может (булдыра). Поздравления всем!

  • Анонимно
    23.06.2014 21:08

    МШ, поздравляю всю команду! Соз булдырдыгыз! ;) оч.рад. это реально большая Победа, которая будет еще оценена должным образом, т.к. все гениальное оценивается в будущем, например, творения/творчество А.Гауди... но я не сравниваю, ведь это разные вещи. спс) эту Победу стоит отметить, пойду выпью кефира/катык/наринэ. ;) с ув., Дамир.

  • Анонимно
    23.06.2014 21:30

    Объясните пож.,что значит в этом году заявлялись в другой номинации?

  • Анонимно
    23.06.2014 21:42

    Комментаторы,теперь для полного вам счастья осталось 14 сентября проголосовать за...ну вы сами знаете за кого. Не стоит забывать что политика это исскусная игра и сценарий пишется на самом верху. Все делается для того чтобы вот таких как вы осчастливить и создать ощущение псевдоблагополучия. Рисуют вам радужную картинку,как в телевизоре, и вы не снимая розовых очков по другому и не видите что рядом. Что, мир изменился или вы жить лучше стали? Лучше бы социальные проблемы руководители решали, но вы обманываться рады. Такова сущность. Поэтому изречение про то каков народ, таковы и правители верно. Доктор Живаго.

    • Timur
      24.06.2014 07:25

      Ну,коли бы и так,проделана большая работа,есть результат.Чем же вы не довольны? В прочем,я знаю,ваше недовольство кроется в длине минуты которая зависит от того, по какую сторону от двери в туалете вы находитесь.

      • Анонимно
        24.06.2014 09:38

        Ещё один...очередной, коих много. У них везде заговоры и плохой Путин, всё им плохо живётся и нет света в конце тоннеля. И по иксу им, что каждый занимается своим делом и везде есть проблемы (без них не бывает). Ведь МинКульт, Возрождение и Шаймиев "Лучше бы социальные проблемы руководители решали".Нет смысла в полемику вступать.

  • Анонимно
    23.06.2014 22:36

    Минтимер Шарипович - наш Джавахарлал Неру!

  • Анонимно
    23.06.2014 23:07

    Но в первоначальных планах по включению в список Юнеско было одновременно два объекта- Болгар и Свияжск.Почему Свияжском не стали заниматься, не понятно.Было бы справедливо обоими объектами одновременно заниматься.

  • Анонимно
    23.06.2014 23:09

    Минтимер абый, котлыйбыз! Булдырдыгыз! Горурланабыз! Ильясовлар Радик-Альбина, балалар.

  • Анонимно
    24.06.2014 00:24

    Свияжский монастырь даже легче пройдет как объект Юнеско. Одна деревянная церковь, в которой молился сам Иван Грозный чего стоит.

  • Анонимно
    24.06.2014 00:59

    Горжусь. Молодцы.

  • Анонимно
    24.06.2014 04:22

    отлищно!!!

  • Анонимно
    24.06.2014 08:20

    Надо выйти с просьбой чтобы нашего самого справедливого порядочного ВЕЛИКОГО ЧЕЛОВЕКА-Российское Государство выдвинула на соискания Н О Б Е Л Ь С К О Й премии-такого ВЕЛИКОГО Т А Т А Р С Т А Н Ц А каким является МИНТИМЕР ШАРИПОВИЧ ШАЙМИЕВ при жизни необходимо УВЕКОВЕЧИТЬ.....

  • Анонимно
    24.06.2014 08:21

    Аллага шокер халкыбызнын Бабаебыз бар, миллэтне hэм динне кайгыртырга, мэчетлэребезне салырга.

  • Анонимно
    24.06.2014 09:32

    0.7. 25. Этот Тимур даже верную мысль обязательно облекает в форму хамства. То про туалет не к месту, то "тыканье" людей намного выше его по интеллекту вроде Р.Сулейманова или И.Гафурова. Но это видно у него генетика. Сам писал, что в любой семье есть один, мягко говоря, "неудачный". Пусть конечно продолжает комментировать, нередко читаю не без интереса, но нормы приличия надо соблюдать.Все таки БО не забор.

  • Анонимно
    24.06.2014 10:35

    Зачем с таким подобострастием и комплиментарно?Еще никто толком не вник,во что это обходится и обойдется в будущем.Надо сохранять памятники древности в независимости входят они в списки ЮНЕСКО или нет.Да и о тех,кто принимают " поло?ительные" решения наслышаны.(Скандал в Катаре с чемпионатом мира по футболу 2018 года) Поменьше эйфории,побольше дела.Пусть такой деловой как бабай займется с проблемами ЖКХ

  • Анонимно
    24.06.2014 10:36

    Эфэрин, Минтимер Шарипович!!! Сезне hэм Татарстанны чын кунелдэн котлыйбыз!

  • Анонимно
    24.06.2014 11:40

    Модератор.У этого тимура надо убирать его тыканье, запанибратство и хамство.Это ему только вредит.Иногда у него встречаются интересные мысли но в хамской оболочке теряются.Думаю, что по здравому размышлению, за такую "правку" будет только благодарен.

  • Анонимно
    24.06.2014 11:58

    Это наша общая победа! Жители Татарстана тоже в душе очень болели за это! Спасибо всем!

  • Анонимно
    24.06.2014 12:26

    Обьект пользуеться заслуженно большим интересом у населения,ездим ежегодно в Булгар на Изге Болгар Жыены и другого региона.Браво Булгар,Браво Шаймеев,Браво Татарстан.

  • Анонимно
    24.06.2014 13:40

    Кто нибудь знает сколько стоило это денег? Он что свои деньги отдавал? ЮНЭСКО просто вовремя соориентировалось - что можно за это брать деньги. Сейчас же полно " организаций " , которые присвоят тебе чего хочешь- только плати деньги. Будешь хоть ветераном куликовской битвы. Причем получишь сертификат из какого нибудь Лондонского исторического университета- академии. Если уж к мнению ООН мало кто прислушивается, то к мнению ЮНЭСКО и подавно . А так конечно - круто! Мы в юнэске! Давайте дотащим и Свияжск с Раифой ! Вот тогда вообще будем впереди планеты всей- как всегда!

  • Анонимно
    24.06.2014 13:42

    Модератор.Надеюсь, что Вы не забыли, что ждем репортажа с пресс конференции М.Ш.Шаймиева. Его надо сразу поставить на первой странице. День конечно радостный, и настрой у комментаторов такой же.Нам бы еще Алжир обыграть послезавтра и тогда июнь завершится в полном плюсе.

    • Анонимно
      24.06.2014 17:20

      Я сравниваю медадь ЮНЕСКО как медаль за отвагу погибшим журналистам. Им посмертно дали эту медаль, и Болгару также - посмертно. Его уже нет, это другой Болгар. Тот прежний, который мы все любили, который был заповедником, остался на картинках. А этот (((. Ну радуйтесь хотя бы медальке, что скажешь

  • Анонимно
    24.06.2014 15:38

    Надо убрать церковь с территории городище "Болгар". "Болгар" - это священное место для мусульман, где впервые в России был принят Ислам. Также хочется отметить, что нужно бережнее проводить археологические раскопки и проводить профилактические беседы с жителями близлежащих сел о необходимости сохранения памятников истории и культуры на территории городища.

    • Анонимно
      24.06.2014 20:25

      Офигел? А ничего, что русские люди в Болгаре живут?

    • Анонимно
      24.06.2014 22:19

      Ислам там появился только в 17 ом веке, и то не в начале. А до этого и потом вместе с ним всегда было православие. Булгары - это от русского слова - волгари . Те кто жили вдоль волги. Морочат вам головы местные " историки " , а вы поддаетесь. Почитайте сайт " новая хронология".

      • Анонимно
        25.06.2014 09:15

        Ане наоборот ли,знаток истории.Волга в древности называлась ИТИЛЬ.Нынешнее название на тат -Идель.

        • Анонимно
          25.06.2014 15:41

          Все правильно- Итиль. Но зто с середины 17 века , когда все поволжъе ниже самары отделились от Романовской Московии и стали великой Тартарией со столицей сначала в Астрахани , потом в Тобольске. Но Романовы с помощью запада их воевали. Было две войны - с Разиным и сПугачевым . В результате Волга опять стала Волгой. А вообще , если интересно - то в самом начале Волга называлась - Ра. Читайте Носовского и Фоменко ( сайт - новая хронология)

  • Анонимно
    25.06.2014 10:02

    22.19. какой то бред несет, или это у него озорной стеб. Специально для него сообщаю, что один романист советских времен написал , что слово этруски ( поясняю для него, это древнейшие жители Аппениннского полуострова предшественники римлян)происходит от сокращения фразы "это русские".А у нас в Татарстане был книговед который считал, что Колумба встречали возгласом "Исэнмесез Христофор ага".Так, что в исторических "пампасах" раскрывая "аммоналы" прошлого кто только не резвится.

    • Анонимно
      25.06.2014 14:52

      Вы похоже не в курсе , что этрусские надписи расшифрованы. И расшифровать их смогли только носители русского языка. Потому что это и был старославянский алфавит. ( новая хронология- сайт)

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль