Банки 
26.06.2014

Екатерина Петелина, ВТБ24: «Нас выручает то, что в России ипотека менее «длинная», чем в развитых странах»

По мнению топ-менеджера второго по величине розничного банка России, рынок ипотеки страны в 2014 году вырастет на 25%

В 2011 - 2012 годах на фоне агрессивного продвижения банками необеспеченного потребкредитования населения порядка 15 млн. россиян перешли из небанкаризованного в обслуживаемый банками сегмент. Но в 2013 - 2014 годах акцент сместился на ипотеку — менее маржинальный и более длительный с точки зрения размещения пассивов продукт, который могут позволить себе не все банки. О том, как ведущие игроки меняли свои стратегии, что для них значит рынок Татарстана и как крупный госбанк зарабатывает на трудностях других игроков, в интервью «БИЗНЕС Online» рассказала заместитель президента-председателя правления ВТБ24 Екатерина Петелина.


460-999.jpg

«ЗДЕСЬ НАША ДОЛЯ РЫНКА ВЫШЕ, ЧЕМ В СРЕДНЕМ ПО СТРАНЕ»

— Екатерина Владимировна, насколько важное место Татарстан занимает в бизнесе ВТБ24?

— Республика Татарстан с точки зрения банковской системы является развитым регионом с высокими рыночными позициями. Так, если смотреть по России, то доля рынка Республики Татарстан составляет около 2 процентов в портфеле банковской системы по кредитам и привлеченным средствам населения. Это достаточно высокий показатель, учитывая, что Москва составляет примерно 30 - 40 процентов рынка, а Санкт-Петербург — около 10 процентов. Татарстан по объемам розничного рынка сопоставим с такими сильными регионами, как, например, Нижегородская, Самарская, Ростовская области или Краснодарский край. При этом для ВТБ24 этот регион имеет очень важное место в структуре бизнеса, так как здесь наша доля рынка выше, чем в среднем по стране. Например, в кредитовании физлиц доля ВТБ24 составляет 14 процентов, мы занимаем второе место по этому показателю.

— Будут ли какие-либо специальные банковские продукты для Татарстана, Казани, в том числе как пилотного региона?

— Готовится запуск комбинированного депозитного продукта. Одним из пилотных регионов, где этот продукт будет внедрен, является Татарстан. Само предложение интересно сочетанием депозита и накопительного страхования жизни. К примеру, человек принес 600 тысяч рублей: 300 тысяч в депозит и 300 тысяч в инвестиционную часть, страхование жизни. Мы считаем, что состоятельные клиенты Татарстана будут заинтересованы этим продуктом. В целом основная линейка продуктов у нас разрабатывается централизованно.

Многие участники рынка отмечают наличие серьезных местных банков в РТ. Отличается ли ваше поведение, стратегия в РТ от поведения, стратегии в других регионах?

— Безусловно, такие особенности учитываются в клиентской стратегии. То есть если сами продукты централизованные, то стратегия работы с клиентами, стратегия продаж — это другой вопрос, при решении которого учитывается региональная специфика. Татарстан действительно выделяется наличием нескольких мощных региональных банков с серьезными позициями. Как правило, местные игроки имеют большую скорость и гибкость в принятии решений. Менеджмент, собственники, сам банк и его клиент — все находятся в одном регионе. Поэтому и мы должны, сохраняя контроль над рисками, доходностью и все преимущества централизованного управления, уметь принимать решения быстро и гибко.

РЫНОК ИПОТЕКИ ВЫРАСТЕТ НА 25%

— Какие кредитные продукты станут локомотивами роста во второй половине 2014 года?

— В 2011 - 2012 годах драйверами роста кредитования физлиц были потребительские необеспеченные кредиты для массового и нижнемассового сегмента. Основным драйвером служил рост числа людей, которые пользуются услугами банков. Порядка 15 миллионов россиян перешли из небанкаризованного в обслуживаемый банками сегмент. Это объясняется, с одной стороны, тем, что у банков появился аппетит к работе с этим сегментом, они создали интересные продукты для этого сектора. С другой, люди сами «привыкли к банкам», решили, что не хотят откладывать жизнь на завтра, а хотят жить сегодняшним днем и позволять себе то, чего раньше позволить не могли: отпуск, ремонт, бытовую технику.

В 2013 - 2014 годах акцент сместился на ипотеку, что в целом хорошо, так как ипотека — это обеспеченный кредит, то есть значительно менее рискованный продукт. В то же время ипотека — это продукт, для которого необходимо длинное фондирование, что могут позволить себе не все банки. Плюс ипотека низкомаржинальна, на потребительском кредите при нормальном управлении рисками и ценообразованием банк зарабатывает маржу в два-три раза больше. Так что получается, что ипотека снижает риски, но оказывает дополнительное давление на маржу.

Другим продуктом, демонстрирующим высокий рост, являются кредитные карты. И как средство кредитования это удобные деньги, которые можно иметь «на всякий случай», и как средство платежа.

— В первом квартале мы отметили бурный рост спроса на ипотеку на фоне волатильности валютных курсов и повышенной геополитической напряженности. Прогнозируете ли вы снижение спроса на ипотеку во второй половине 2014 года?

— Да, за первый квартал ипотека выросла на 10 процентов при росте рынка в целом — на 3 процента. Но было бы, неверное, просто аппроксимировать цифры первого квартала 2014 года на весь год. Тем не менее мы прогнозируем, что в текущем году рынок ипотеки вырастет на 25 процентво и будет превышать темп роста кредитования в целом (18 - 20 процентов). ВТБ24 при этом и по ипотеке, и по кредитам в целом будет двигаться быстрее рынка. Для примера: мы уже сейчас обгоняем рынок кредитования физлиц почти в 2 раза — по итогам 5 месяцев 2014 года банковская система РФ показала прирост на 5,6 процента, а ВТБ24 — на 11,4 процента.

СИТУАЦИЯ С ЛИКВИДНОСТЬЮ ДОСТАТОЧНО НАПРЯЖЕННАЯ

— Какие меры принимает ВТБ24 для поиска «длинных» денег? Насколько активны вы в международных заимствованиях?

— Международные заимствования производятся через казначейство головной компании ОАО «Банк ВТБ». В розничном ВТБ24 основная доля пассивов — депозиты физлиц. При этом депозиты ВТБ24 долгосрочные, более «длинные», чем в среднем по банкам РФ. Такая особенность объясняется тем, что мы ориентируемся на состоятельных вкладчиков, которые размещают средства в больших объемах и на длительные сроки. По банку в целом более 80 процентов ресурсов сформировано вкладами суммой более 1 миллиона рублей. Для Татарстана это также актуально: здесь размер среднего вклада составляет 1,74 миллиона рублей. Доля вкладов с суммой более 1 миллиона рублей в общем портфеле вкладов — 83 процента.

Также нас выручает то, что в России ипотека менее «длинная», чем в развитых странах — средний срок погашения по ипотеке 5 - 7 лет, даже если кредит берется изначально на 10 - 15 лет.

Также мы активно используем инструмент секьюритизации. Особенно как раз в ипотеке, но, кстати, и в автокредитах тоже.

Дефицит «длинных» денег по системе в целом связан со слабым развитием в России таких институтов, как страхование жизни, пенсионные фонды. На развитых международных рынках именно эти участники располагают огромными запасами 20 - 30-летних денег.

— А как обстоят дела в целом с ликвидностью на рынке?

В этом году ситуация достаточно напряженная. За первые 5 месяцев в системе произошел отток средств физлиц (минус 1,2 процента). В десятке крупнейших банков РФ рост по привлеченным средствам физлиц продемонстрировали только три участника: ВТБ24, Банк Москвы (также входит в группу «ВТБ») и Россельхозбанк. По объемам прироста ВТБ24 — абсолютный чемпион: объем прироста за первые 5 месяцев года составил почти 30 миллиардов рублей.

«ПРИВЛЕКЛИ 200 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК ИЗ «ЗАЧИЩЕННЫХ» БАНКОВ»

— Во второй половине 2013 - в начале 2014 года была «зачистка» неблагонадежных банков. На вашем бизнесе отразился данный процесс?

— Отразился и отразился позитивно. Во-первых, мы выиграли достаточно много конкурсов АСВ в качестве агента по возмещению средств вкладчиков. ВТБ24 провел примерно треть выплат, которые организовало агентство. При этом когда вкладчики приходят за выплатой, им предлагается разместить свои средства в нашем банке, и порядка 50 процентов таких клиентов удается удержать. Таким образом, мы привлекли около 200 тысяч человек, что можно назвать прямым эффектом.

Есть еще и косвенный эффект. То, что происходит в сознании людей при появлении угроз и кризисных ситуаций: они начинают серьезнее думать не только о ставке, но и о степени надежности банка. Клиенты начинают думать не только о том, сколько можно заработать, но и том, как сохранить заработанное, что стимулирует движение капиталов в крупные, надежные банки, как в случае с ВТБ24. Такая тенденция называется flight to quality. И это, кстати, касается не только физлиц, но и малого бизнеса.

— Как отразились трудности банка «БТА-Казань» на бизнесе ВТБ24 в Татарстане?

— Многие клиенты из этого банка пришли на обслуживание в ВТБ24. Кто-то открыл расчетный счет своей фирмы и в спешном порядке уведомил контрагентов о новых реквизитах, кто-то открыл депозит. Конкретно посчитать, какой объем мы получили, достаточно сложно. Точно можно сказать, что специалистам, отвечающим за открытие расчетных счетов юридических лиц, пришлось серьезно «перерабатывать», чтобы ВТБ24 смог качественно и в приемлемые сроки удовлетворить потребности клиентов.

Не нужно думать, что мы как госбанк радуемся проблемам других игроков. Это не так. Но мы, безусловно, приветствуем движение Банка России к повышению прозрачности рынка и более жесткому контролю за соблюдением всех нормативов.

ЕСТЬ СПЕЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА, НАПОМИНАЮЩАЯ «ЛЕГО»

— В какой форме планирует развитие розничного бизнеса группа «ВТБ»? Какие форматы отделений являются для вас приоритетными?

— У нас есть четкое разделение ролей и сегментов. Если мы говорим о недавно созданном «Лето Банке», его фокус — это работа с массовым сегментом, продуктовый ряд: потребительские кредиты и карты. Здесь требуются легкая сеть, отделения малого формата, без кассы, отличающиеся от банковского офиса. Если говорить о ВТБ24, это банк, ориентирующийся прежде всего на состоятельный сегмент, а также на зарплатных клиентов, корпоративный канал. Мы развиваемся как универсальный банк, предоставляющий всю линейку продуктов: ипотека, автокредиты, кредитование малого и среднего бизнеса. Что касается формата точек продаж, то в ВТБ24 есть специальная система, напоминающая конструктор «Лего». Это означает, что есть продуктовые модули, например, модуль ипотечного кредитования, модуль кредитования малого бизнеса и другие. И есть формат точки «стандарт» — обычная фронт-линия, которая продает базовые продукты, к которому могут прикрепляться эти модули. Есть также формат «мини», который используется, как правило, в зарплатных проектах или в небольших районах, где нет необходимости в стандартном офисе, но есть необходимость предоставлять хороший и доступный сервис для сотрудников конкретного предприятия/района.

— А что насчет удаленных каналов?

— Сегодня работа с удаленными каналами — интернет-банком, мобильным банком, банкоматами — один из фокусов нашей работы. Требования клиентов ясны: иметь доступ к информации и услугам 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Кроме того, клиенты, которые пользуются удаленными каналами, более лояльны и более доходны для банка. Это подтверждается и международными исследованиями, и нашей собственной практикой.

В конце прошлого года мы запустили совершенно новую систему интернет-банка. Буквально на днях будет запущена специальная платформа мобильного банка с расширенным функционалом и очень дружелюбным интерфейсом. И теперь мы сосредоточены на том, чтобы клиенты активнее пользовались нашим интернет-банком. Это нужно клиентам для улучшения доступа к банковским услугам, и это нужно нам как банку. Когда клиент совершает операции в удаленном доступе, это означает, что сеть может заниматься продажами. Не менее важный аспект, чтобы все каналы (контакт-центр, интернет-банкинг, фронт-линия) были грамотно взаимоувязаны и работали в единой логике, позволяющей начать операцию в одном канале и без проблем закончить в другом. Разработка и внедрение новой, мультиканальной модели обслуживания — это наша стратегическая цель до конца 2016 года.

— Хорошим тоном у топ-менеджмента считается владение акциями компании. У вас есть акции ВТБ?

— Да, есть. Я приобрела их на IPO (первичное размещение акций на бирже) и не продала в период «бай-бэка» (выкуп компанией своих акций с рынка). Могу сказать, что сегодня котировки акций в большей мере зависят от общей экономической ситуации, отношения инвесторов к развивающимся рынкам, событий на Украине, чем от операционных показателей конкретных компаний.


Справка

Екатерина Петелина родилась в 1973 году в Нижнем Новгороде.

В 1996 году с отличием окончила Нижегородский государственный университет им. Лобачевского, в 2003 году с отличием завершила обучение в университете Emory, город Атланта, США, получив степень МВА.

После окончания университета с 1993 по 2000 год занимала должность эксперта отдела внешних связей и рекламы, эксперта отдела маркетинга, эксперта отдела продвижения банковских продуктов АО «НБД-Банк».

С 2000 по 2003 год работала в НОУ «Учебный центр «Практика» в должности менеджера. Стала одним из создателей первой частной школы для региональных ТV-компаний.

В 2002 - 2003 годах являлась экспертом управления стратегии и маркетинга компании John H.Harland Company, Atlanta, GA, USA.

В 2003 - 2006 годах являлась консультантом московского представительства компании «МакКинзи и Компания, Инк. ФСЮ». Работала на проекте разработки стратегии запуска розничного бизнеса и создания специализированного розничного банка в рамках группы «ВТБ».

В 2006 году пришла в ОАО «Банк ВТБ», возглавив направление стратегии и корпоративного развития. Занимаемые должности: вице-президент, начальник управления корпоративного развития и стратегии, старший вице-президент, начальник управления корпоративного развития и стратегии, старший вице-президент, руководитель департамента стратегии и корпоративного развития.

С 2010 года вошла в состав правления банка ВТБ. Отвечала за разработку и реализацию стратегии головного банка и дочерних компаний во всех направлениях бизнеса и регионах присутствия, занималась построением системы управления группой «ВТБ», руководила приоритетными кросс-функциональными проектами банка и группы «ВТБ».

В банке ВТБ24 с мая 2012 года. С 5 июля 2012 года заместитель президента-председателя правления, директор департамента розничного бизнеса. С 17 октября 2013 года заместитель президента-председателя правления.

Член наблюдательного совета банка ВТБ 24 (ЗАО), ПАО ВТБ Банк, член совета директоров ООО СК «ВТБ Страхование», ОАО «Банк Москвы», ОАО «Лето Банк», ОАО «Столичная страховая группа», ОАО «Страховая группа МСК», ООО «Программа Коллекция».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (3) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    26.06.2014 13:21

    Банк западного уровня

  • Анонимно
    26.06.2014 17:44

    Один из тех, кто делает погоду на банковском рынке. Обслуживанием в Казани доволен.

  • Анонимно
    27.06.2014 18:28

    работаю с ВТБ24 - Набережные Челны. По моему один из лучших банков нашего региона по кредитным продуктам. Из плюсов - дешевые кредиты и быстрая работа кредитного отдела. Минус - это операционное обслуживание юр.лиц - всего два окна и очередь, иногда по часу ожидания (для сравнения в ККБ и Акбарсе не более 15 минут и всегда свободно). Еще банк клиент "тупит" периодически - мы с несколькими банками работаем поэтому есть с чем сравнивать...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль