Машиностроение 
27.06.2014

Сергей Когогин: «Деофшоризация акций КАМАЗа завершится после соглашения с «Даймлером»

Как депутат Еретнов поспорил с Чемезовым о дивидендах, неуступчивых немцах и туманном будущем Челнов

Сегодня в ходе собрания акционеров ОАО «КАМАЗ», прошедшего в Набережных Челнах, гендиректор корпорации Сергей Когогин заявил «БИЗНЕС Online», что доступные акции автогиганта будут выкуплены из офшоров после того, как будет подписано его обновленное соглашение с «Даймлером» о технологическом сотрудничестве. А член совета директоров Рубен Варданян добавил от имени «консорциума акционеров», у которого КАМАЗ выкупил 3,7% кипрских акций, что планирует «провести с командой Когогина еще несколько лет». Тем временем гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов в ответ на эмоциональную речь миноритария заявил, что госкорпорации достаточно 49,2% КАМАЗа и она никогда не будет выкупать дополнительно его акции.


Рубен Варданян и Сергей Когогин

«ЕСЛИ ВЫ ЗАМЕТИЛИ, МИНФИН УБРАЛ ИЗ СПИСКА ОФШОРОВ КИПР...»

Сегодня на общем собрании акционеров ОАО «КАМАЗ» в Набережных Челнах было принято решение о том, что акционеры предприятия получат дивиденды по итогам 2013 года в размере 29 копеек за обыкновенную акцию. Собрание прошло под руководством гендиректора госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова, посетил его и президент Татарстана Рустам Минниханов — сразу после аналогичного собрания в Альметьевске на площадке ОАО «Татнефть». Также в автоград приехали члены совета директоров КАМАЗа — управляющий директор ЗАО «Сбербанк КИБ» Рубен Варданян, председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев и другие. В голосовании с учетом разосланных бюллетеней приняли участие держатели 625,9 млн. акций ОАО, что составило 88,5% от общего числа обыкновенных акций. Привилегированных акций у КАМАЗа нет.

Общая сумма дивидендов по акциям КАМАЗа за 2013 год была утверждена на уровне 205,6 млн. рублей. Это 10% от чистой прибыли ОАО по РСБУ — она составила 2,1 млрд. рублей (-50,5% к уровню 2012 года). Остальная часть прибыли общества распределена между резервным фондом компании (102,8 млн. рублей), погашением убытков прошлых лет (520,9 млн. рублей) и инвестиционной программой (1,2 млрд. рублей). Отметим, что по итогам 2012 года дивиденды выплачивались в размере 69 копеек на одну акцию, общий размер выплат тогда составил 487,99 млн. рублей, и это были первые дивиденды, которые получили камазовские акционеры за 20 лет. Таким образом, закрепить положительный опыт в 2013 году корпорации удалось, сократив долю своих акционеров при дележе прибыли более чем вдвое. На сегодня номинальная цена акции составляет 50 рублей, в 2013 году ценовой максимум акция КАМАЗа показала в октябре, достигнув отметки в 66 рублей, минимум был зафиксирован в июне — 26,73 рубля.

Наиболее острой темой собрания стали вопросы деофшоризации КАМАЗа и его отношений с «Даймлером». Во время пресс-конференции, прошедшей после заседания, на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», какими темпами КАМАЗ намерен деофшоризацию осуществлять, Когогин сообщил, что после подписания с «Даймлером» соглашения в новой редакции корпорация сможет полностью выкупить доступные офшорные акции.

— Полностью мы эти действия не проведем, у нас ведь там есть компании, на которые мы повлиять не можем, — добавил Когогин. — И еще, если вы заметили, минфин России убрал Кипр из списка офшоров.

Варданян также сообщил «БИЗНЕС Online» от имени группы крупнейших частных акционеров, что они выступают за открытость в этом вопросе, и выразил полную солидарность так называемого «консорциума инвесторов» с решениями руководства КАМАЗа.

— Да, нам надо было урегулировать работу с «Даймлером», — подкрепил он слова Когогина со своей стороны. — И я хочу сказать, что акционеры сыграли большую роль в становлении КАМАЗа за последние 10 лет, и мы горды тем, что вместе с Сергеем Анатольевичем помогали и в приводе «Даймлера», и в переговорах с ним, и в финансировании КАМАЗа. Я считаю КАМАЗ одним из лучших своих проектов, и очень рад, что 10 лет провел вместе с ним. И проведу еще несколько лет с Сергеем Анатольевичем и его командой.

Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее

«ЧТО БУДЕТ С КАМАЗОМ БЕЗ «ДАЙМЛЕРА»?»

Отмена сделки по выкупу «Даймлером» крупного пакета акций КАМАЗа, что само по себе уже не новость, тем не менее вызвала полемику на собрании. Когогин подчеркнул с места в президиуме, что взаимодействие с немцами, которое всех сильно беспокоит, на данном этапе никак не связано с уровнем присутствия «Даймлера» в уставном капитале КАМАЗа. «Когда стало понятно, что изменение доли невозможно, компании пришли к технологическому сотрудничеству», — отметил он, сообщив также, что речь в новом соглашении с несостоявшимся стратегическим партнером идет в том числе о передаче КАМАЗу технологий производства кабин.

— Мы намерены расширять наши совместные предприятия, — заявил Когогин. — Смею сообщить акционерам, что все продажи «Даймлер Тракс» — то есть в области коммерческого транспорта — осуществляются в России через СП Mercedes-Benz Trucks Vostok, где 50 процентов принадлежит КАМАЗу. Расширение этого совместного предприятия позволит нам выйти на новый уровень технологического сотрудничества по производству не только автомобилей Mercedes в Российской Федерации, но и автокомпонентов. Их перечень будет согласовываться дополнительного, но уже можно сказать, что это один из крупнейших налогоплательщиков Татарстана.

Отметим, что вопрос об открытости в теме размещения и движения акций КАМАЗа Варданян на пресс-конференции поднял неспроста, как и Когогин поделился подробностями отношений с «Даймлером». Дело в том, что на собрании из числа акционеров единственным выступающим оказался депутат челнинского горсовета и рядовой акционер КАМАЗа Сергей Еретнов, которому удалось спровоцировать к диалогу не только гендиректора КАМАЗа, но и Чемезова, и президента республики.

Еретнов ожидаемо обратил внимание на размер дивидендов, чем заслужил не бурные, но все же аплодисменты из зала. Еретнов, по его собственным словам, получил 175 акций в наследство от отца и в этом году получит по ним 78 рублей. Но начал он с отказа «Даймлера» выкупить крупный пакет акций и перспективами КАМАЗа в этой связи.

— К сожалению, нам так и не дали ответа, что будет с КАМАЗом в связи с отказом Mercedes покупать большой пакет акций, — начал акционер. — На мой взгляд, закрылось окно технологических возможностей, которое возникало с приходом на КАМАЗ ведущего производителя грузовиков в мире. (В этом месте руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев, смотревший трансляцию собрания вместе с журналистами, отметил, что год назад Еретнов, наоборот, критиковал КАМАЗ за излишне тесные контакты с «Даймлером»авт.) Я думаю, «Даймлер» ни за какие деньги не продаст КАМАЗу технологии, чтобы растить себе конкурента.

«Я ВСЕГДА БЫЛ ПРОТИВ ТОГО, ЧТОБЫ КАМАЗ ПРОДАВАЛИ ИНОСТРАННОЙ КОМПАНИИ...»

Еретнов отметил достижения КАМАЗа за два последних года — и в экономике, и на поприще борьбы с коррупцией, но не без ремарки — развиваться КАМАЗ, по словам акционера, стал благодаря выкупившим 10% акций немцам. В нынешних обстоятельствах, по мнению спикера, Китай раздавит КАМАЗ в течение 10 лет. «И черт с ним, с КАМАЗом, но что будет с городом?» — обратил вопрос в зал Еретнов, уже, надо полагать, как депутат.

«Что думает господин Чемезов по этому поводу? После того, как сделка с Mercedes была провалена, господин Чемезов на конференции в Питере признал, что пакет немцам продавали втридорога — за 2,4 миллиарда, при этом господин Чемезов сказал, что все равно найдет деньги и выкупит пакет акций у кипрского офшора. Зачем тратить на это громадные деньги?»

Спикер предложил держателям акций на Кипре «сидеть и радоваться», хотя радоваться особо нечему, учитывая размер дивидендов.

«Выглядят эти выплаты, как говорил Ленин, по форме правильно, а по существу — издевательство. Папе, который всю жизнь проработал на КАМАЗе, начислили 78 рублей, а господин Когогин за свои 5 процентов получит миллион долларов (по официальным данным, доля Когогина в уставном капитале компании составляет 0,0028% — авт.) Так почему бы господину Чемезову не выкупить оставшиеся акции у пенсионеров, чем из кипрского офшора? Купите у них по 100 тысяч, пусть хоть на старости лет почувствуют, что получили что-то от КАМАЗа, а не жалкие 78 рублей! Если государство готово потратить огромные деньги на выкуп акций у анонимных держателей, представляет которых здесь, как я понимаю, господин Варданян, пусть потратит на выкуп у своих акционеров».

Первым отвечать вызвался Чемезов.

— Уважаемый господин Еретнов, — сказал гендиректор «Ростеха». — Я хотел бы вам посоветовать более уважительно относится к предприятию, акционером которого вы являетесь. Говорить «черт с ним»... Во-вторых, я никогда ничего не обещал по поводу приобретения акций «Ростехом». «Ростеху» достаточно 49,2 процента акций, и «Ростех» никогда не будет приобретать дополнительного количества акций.

Тут решил взять слово с места и президент.

— Господин Еретнов высказал опасения по КАМАЗу, что будет, раз «Даймлер» не оказался стратегическим партнером, — сказал Минниханов. — Нам важно сохранить КАМАЗ российским, татарстанским. Честно скажу, я всегда был против того, чтобы КАМАЗ продавали иностранной компании. Я уверен, что совместная работа «Ростеха», руководства республики и КАМАЗа даст плоды — мы будем отстаивать интересы КАМАЗа на федеральном уровне и продвигать на новые рынки. В воскресенье у нас как раз поездка в Туркменистан.

«БИЗНЕС Online» готовит подробный репортаж с собрания акционеров КАМАЗа.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (9) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    27.06.2014 20:06

    Эрнст / Где новая кабина, господа? Какие перспективы у предприятия вообще? До меня доходит информация, что все будет собираться из немецких кусков, и даже более - штамповаться из немецкого металла. А сколько все это будет СТОИТЬ?

  • Анонимно
    27.06.2014 20:17

    ы все боимся...в республике разгул силовиков.

  • Анонимно
    27.06.2014 20:53

    С каждым разом продавать грузовики в Туркменистане будет трудно. Причина - в конкуренции с Россией за рынки сбыта газа. Об этом редко пишут,но ситуация такова, что по газу мы задвигаем Туркменистан и терпение его гордого властителя наверное уже лопнуло. Поэтому поездка будет с крайне слабым результатом. По собранию впечатление такое, что Р.Варданян пытается сделать хорошую мину при плохой игре. Да и Чемезов стал неискренним,явно выгораживает бездарное руководство КАМАЗа. Ну Минниханов в целом правильно ратует за республиканский статус предприятия,но по факту у Республики нет столько денег,чтобы не просто модернизировать КАМАЗ, но и победить в мировой конкуренции автопроизводителей. Ситуация с КАМАЗом крайне непростая,если не сказать предбанкротная.

  • Анонимно
    27.06.2014 22:20

    Прав Минниханов туркмены гораздо интереснее немцев. Интересно посмотреть на плоды этой кооперации. А в целом Еретнов ошибается. Крупный бизнес, прежде всего, должен заботиться об интересах богатых людей, как в туркмении.

  • Анонимно
    27.06.2014 22:34

    КамАЗ это прошлое... Смеритесь и забудьте.
    давайте попросим китайцев пусть наладят сборку своих грузовиков и сохранят рабочие места.
    Семью Когогиных за такой результат работы раньше бы на Колыму отправили !!! Так бездарно управлять таким гигантом и при всём при этом получать миллионы в виде з/п и разного рода бонусы.

  • Анонимно
    28.06.2014 07:12

    Г-н Афанасьев, ау всегда оперативный вы наш, где вы? Чемезов как раз обещал довыкупить акции, есть даже запись пресс-конференции по этому поводу, зачем он так врет то сейчас? Выкуп оффшорных акций Когогиных означает пенсионный вклад им за счет налогоплательщиков, простых работяг КамАЗа, так г-н Афанасьев? Ваш хозяин устал и уходит? :)

  • Анонимно
    28.06.2014 09:08

    Чемезов обещал выкупить акции КАМАЗа из офшоров за счет государства,по цене почти в три раза выше курсовой, тонко подметил независимый депутат Еретнов, но Чемезов все отрицал, концепция поменялась на Восток, но видимо подзабыл, что говорил журналистам ИТАР-ТАСС на питерском форуме...Daimler отказался от планов по увеличению своей доли в ОАО «КАМАЗ»24.05.2014 12:38Daimler отказался от планов по увеличению своей доли в ОАО «КАМАЗ» за счет покупки акций, принадлежащих бывшим владельцам «Тройки диалог». Об этом в кулуарах ПМЭФ сообщил генеральный директор ГК «Ростех» Сергей Чемезов, пишет ИТАР-ТАСС.Пакет могут приобрести РФПИ, ВЭБ либо ГК «Ростех», ориентируясь на цену в 2,4 млрд. долларов за 100% «КАМАЗа».«Никак не можем договориться с немцами по цене, поэтому сегодня «Тройка диалог» будет продавать пакет. А кто приобретать - либо мы, если нам государство денег даст, либо ВЭБ, либо РФПИ», - сказал он.Чемезов отметил, что стороны не смогли договориться по цене. Daimler, по словам Чемезова, был готов либо приобретать контрольный пакет, либо требовал снизить цену. Однако на это не была согласна другая сторона. «Ростех» в переговорах исходил из цены в 2,4-2,5 млрд. долларов за весь «КАМАЗ», сказал он, добавив, что сейчас КАМАЗ стоит еще меньше. В свою очередь «Ростех», даже если приобретет пакет «Тройки диалог», впоследствии перепродаст его, когда КАМАЗ вырастет в цене, отметил глава госкорпорации. Контроль над предприятием госкомпания намерена сохранить в среднесрочной перспективе.«Для Daimler двери мы не закрыли», - добавил Чемезов, сказав, что «Тройку диалог» устраивает оценка в 2,4 млрд. долларов, и сторона не намерена держать пакет.

  • Анонимно
    29.06.2014 09:34

    Буржуи делят пирог, предприятие вся страна строила, а теперь какие то непонятные субъекты решают все

  • Анонимно
    30.06.2014 09:57

    Ставка на Запад, особенно после ввода санций против РФ (см. Чемезов)обанкротилась и не имеет никакой перспективы. Попытка любой ценой остаться в друзьях Запада контпродуктивна. Ставка д.б.сделана на собственные, российские силы и пора сворачивать сотрудничество с Западом. Наша страна первой полетела в космос. И что мы не сможем сделать автомобили, лучше западных? Сможем. Просто надо заняться внутренней российской политикой, а не проблемами распродажи советского наследства.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль