Общество 
28.06.2014

Рафаэль Хакимов: «Приверженность шариату, увы, стала одной из причин заката Золотой Орды»

О «НОВОМ ВАРВАРСТВЕ» НЫНЕШНЕГО КАПИТАЛИЗМА, О ЦИВИЛИЗАЦИИ СОЦИАЛИЗМА И МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ, КОТОРОЙ В СВОЕ ВРЕМЯ ПОМЕШАЛ ЗАПРЕТ НА БАНКОВСКИЙ ПРОЦЕНТ

Россия веками пыталась уйти от своего природного евразийского пути и подражать европейским империям. В этом стремлении Россия не заметила, что сама Европа начала поворачиваться к религиозной терпимости, которая некогда культивировалась Чингизханом, отмечает вице-президент академии наук РТ Рафаэль Хакимов. В материале, подготовленном специально для «БИЗНЕС Online», он размышляет о том, от какого же наследства мы отказались вместе с Петром І.

ELG_3235.jpg

«ВОЗВРАЩЕНИЕ К СРЕДНЕВЕКОВЬЮ — ЭТО НЕ МЕТАФОРА, НЕ АЛЛЕГОРИЯ, А САМАЯ БУКВАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ»

...С гордой осанкою, с лицами сытыми...
Ноги торчат в стременах.
Серую пыль поднимают копытами

И колеи оставляют изрытыми...

Все на холеных конях.

Нет им конца. Заостренными пиками
В солнечном свете пестрят.
Воздух наполнили песней и криками,
И огоньками звериными, дикими
Черные очи горят...

Прочь! Не тревожьте поддельным веселием

Мертвого, рабского сна.
Скоро порадуют вас новоселием,
Хлебом и солью, крестьянским изделием...
Крепче нажать стремена!

Скоро столкнется с звериными силами
Дело великой любви!
Скоро покроется поле могилами,
Синие пики обнимутся с вилами
И обагрятся в крови!

Осип Мандельштам

Вопрос о цивилизованности общества не так прост, как может показаться на первый взгляд. Появление на наших улицах иномарок, фастфудов, крутых мобильников и компьютеров вовсе не говорит о цивилизованности, хотя уметь держать нож и вилку — тоже признак культуры. Если говорят, что мы должны стать цивилизованными, то имеют в виду некие западные стандарты.

Сравнивая себя с Европой, необходимо констатировать, что за последние годы мы далеко продвинулись в сторону Средневековья. Вернулся первоначальный дикий необузданный воровской капитализм. При этом теневая экономика занимает минимум 50%. Вернулись к жизни первобытные шайки молодежи. Если раньше они промышляли по большим дорогам и водным торговым путям, как ушкуйники, то сегодня они обитатели городских джунглей и пригородов. Государственные должности, как встарь, отдаются на кормление. В жизни общества политические партии меньше значат, нежели авторитетные кланы. Финансовая система работает на отмывание грязных денег или занимается спекуляцией на биржах. Сегодня гораздо выгоднее открыть банк, нежели его грабить. В сельском хозяйстве пытаются вернуть крепостнические порядки и только общая деградация АПК спасает село от феодализации, зато в городах мигрантов превратили в дешевую бесправную рабскую силу.

Религия тоже вернулась к средневековому фанатизму, забыв период реформации и Просвещения. Если бы все свелось к схоластическим пустым, но довольно безобидным спорам, то это было бы полбеды — сегодня мусульмане не чураются и более жестких мер. Наука же свелась к ремесленным поделкам в лабораториях, напоминающих гаражи. Система образования предпочитает софистику, когда готовят не к труду, а предлагают технологии обмана государства, клиента, населения, учат как обойти законы и не платить налоги, в лучшем случае готовят к достойной жизни на Западе.

Литература, телевидение, СМИ напоминают клоаку. Культ силы, победа над врагом любым способом, обогащение как самоценность заменили хитросплетения идеологий. «Герои», окруженные шутами и священнослужителями, торжественно шествуют по хоромам, где звучит попса, заглушая остатки разумных речей юродствующей профессуры.

Возвращение к Средневековью — это не метафора, не аллегория, а самая буквальная реальность. Технические достижения Запада, попадая в руки россиян, становятся не способом приобщения к цивилизации, а всего лишь орудием уничтожения конкурента. Вокруг все стали врагами и непрерывно идут бои без правил.

«ДЛЯ СОЦИАЛИЗМА СТРАНА НЕ СОЗРЕЛА, НО И МОНАРХИЮ ДАЛЬШЕ НЕВОЗМОЖНО БЫЛО СОХРАНИТЬ»

Социализм построить, конечно, можно,
но для этого надо выбрать страну, которую не жалко.

Отто фон Бисмарк

По сравнению с нынешним положением социализм, который яростно отвергли, был высокой цивилизацией. В качестве аргумента против времен «застоя» звучит отсутствие политических свобод и неспособность социализма конкурировать с капитализмом. Зато теперь Россия будто бы может конкурировать с Западом...

Переход к социализму, пожалуй, был преждевременным. Ленин был прав, когда считал, что нужна вначале общая цивилизованность, культурная революция. Для социализма страна не созрела, но и монархию дальше невозможно было сохранить, а альтернативой царизму были только и исключительно социалисты всех мастей.

Беда России была не в социалистической революции, а в ожесточении, которое охватило страну. Эта жестокость была ответом на столыпинскую реакционную политику, распутинское распутство, на бессмысленность войны, голод и безземелье. У России не было особого выбора, кроме социализма. Но в рамках социализма можно было выбирать. Ленин был прав в том, что нельзя построить социализм в отдельно взятой стране. Сталин с этим не согласился, он отверг и «перманентную революцию» Троцкого. Реальный социализм благодаря Сталину дискредитировал мировое коммунистическое движение. Беда состояла не в социалистическом выборе, а в том, что был выбран самый жестокий, самый несправедливый путь ко всеобщему равноправию. Как говорил Уинстон Черчилль, «первая трагедия России — рождение Ленина; вторая — его смерть».

Оглядываясь назад, мы задаемся вопросом: почему же ни монархия, ни социалисты не смогли удержать власть, а революционные порывы, перестройки приводят к разорению и деградации? Почему любой поворот судьбы в России тянет не вперед к цивилизации, а назад к Средневековью? Почему сегодня повторяются старые ошибки? По сути дела нужно ответить на вопрос о том, что значит цивилизованность для России — это подражание Западу или что-то другое? Почему в России, как только отвергают Запад, вспоминают о монархии, т.е. о Средневековье, будто наши нерешенные проблемы остались там. Видимо, в прошлых веках остались упущенные возможности.

Европоцентризм глубоко сидит в нашем сознании, даже когда мы ругаем Запад. Мы стали вечно догоняющей страной. Даже в эпоху строительства самого передового в мире строя — коммунизма — звучал лозунг: «Догоним и перегоним Америку!» Сознание, как и поведение, оказалось вторичным, подчиненным, догоняющим, а не прорывным.

Когда же началось это «догоняющее» мышление, низкопоклонство перед Европой? Конечно, с Петра I, жаждавшего, чтобы Россию приняли в семью европейских народов. Для этого он подражал голландцам и шведам, заставлял носить европейские кафтаны и стричь бороды.

Европейцы же насмехались над ним. «Ведь немногим более 100 лет тому назад они были настоящими татарами, — писал маркиз Астольф де Кюстин. — И под внешним лоском европейской элегантности большинство этих выскочек цивилизации сохраняет медвежью шкуру — они лишь надели ее мехом внутрь. Но достаточно их чуть-чуть поскрести — и вы увидите, как шерсть вылезает наружу и топорщится».

Для того, чтобы выглядеть европейцем, Петр отверг все татарское. Он предал историю своей страны. От какого же наследства мы отказались вместе с Петром?

Петр I был прав в том, что завершилась золотоордынская эпоха, нужно было менять законы, систему образования, развивать промышленность. Но вместо политических свобод и налоговых льгот, он взял у Европы технологии для производства оружия, тем самым начал укреплять абсолютизм. Обучение европейским знаниям и сопровождавшее его вольнодумство проникало прежде всего в военные училища, а вместе с этим настраивало дворянство на перевороты и восстания. После его смерти Петербург охватила волна гвардейских заговоров, и все это закончилось восстанием декабристов.

Петр был прав — татарское наследие, действительно, устарело, но в нем было незыблемое, связанное не столько с народом, сколько с евразийским пространством, где накапливались достижения, навыки многих поколений самых разных народов: славян, тюрков, финно-угров. До Российской империи на этой же территории существовали грандиозные империи, которые она унаследовала. Большевизм Петра проявился в том, что он, не поняв и не приняв основы страны, особенности пространства и культуры, отвергнул все старое и начал строить новый мир. Он хотел прошлое разрушить до основания, для чего даже историю начал переписывать под европейские каноны, как будто Россия начиналась где-то в полурусском Киеве или полушведском Новгороде, но только не в полутатарской Москве. Для этого он даже столицу перенес на ингермандландские болота, к мелководью Финского залива, чтобы быть ближе к Европе и морю и подальше от Азии и Великой Степи.

КАК ЖЕ ТОГДА ОБХОДИЛИСЬ БЕЗ МОБИЛЬНИКОВ?

Невозможно отмахнуться от той тысячелетней истории, которая протекала на территории России. Скифы, гунны, тюрки, татары волна за волной покрывали громадное пространство Евразии, формируя ее этнический ландшафт. Нравится это или не нравится, но именно Золотая Орда была предтечей великой России во всех смыслах: географическом, политическом, ментальном. Орда остановила междоусобицу мелких русских княжеств. Междоусобица была исконной чертой русских, а строительство империй было привилегией татар. Для примирения русских князей татары пользовались силой, иначе бы удельные князья разнесли в клочья Святую Русь. «Гроза ханского гнева сдерживала забияк, — пишет Ключевский, — милостью, т.е. произволом, хана не раз предупреждалась или останавливалась опустошительная усобица. Власть хана была грубым татарским ножом, разрезавшим узлы, в какие умели потомки Всеволода III запутывать дела своей земли. Русские летописцы не напрасно называли поганых агарян батогом божиим, вразумляющим грешников, чтобы привести их на путь покаяния».

Каким образом грандиозная татарская империя могла управлять сотнями народов с различными культурами и традициями? У немногочисленных татар и монгол не хватило бы людей для размещения войск в гарнизонах. Не жестокая сила определяла прочность империи. На чем же тогда держалась Золотая Орда в течение трех столетий? И почему она все же распалась, несмотря на свое могущество?

Золотоордынская цивилизация не только была одной из самых развитых в Средние века, но и обладала рядом преимуществ по сравнению с римско-европейской моделью империи. «Римский путь» склонялся к унификации и гомогенности. Все граждане были римлянами с единой культурой, остальные считались варварами, с которыми можно было поступать как с дикими зверьми. Этим путем пошли все европейские империи. Альтернативный «евразийский путь» был предложен татарами. Он опирался на более ранние тюркские и в целом кочевые традиции. Этот путь открыто предпочитал разнородность как фундамент имперского правления. Ордынская терпимость предоставляла всем народам, религиям, культурам возможность развиваться свободно. Завоевывая территории и целые народы, татары сохраняли традиционные законы и обычаи народов, тем самым ослабевало сопротивление новым порядкам. А поскольку татарская дань была более, чем щадящей (10%), то новый строй оказывался привлекательным.

Чингизхан был терпим к любой религии: язычеству, тенгрианству, христианству, несторианству, манихейству, исламу, буддизму и т.д. Но он не терпел атеистов, и для этого у него была уважительная причина. Законы считались данными от Бога, причем любого божества. Законы соблюдались не из страха перед властью, а боялись Божьей кары. Именно поэтому все ханы освобождали священнослужителей от налогового бремени, чтобы те воспитывали законопослушное население, соблюдающее исконные для данного народа законы и традиции. Не случайно расцвет православных монастырей приходится на период Золотой Орды. Законопослушность племен и народов обеспечивалась не карательной системой, а верой в душе, причем верой в собственного Бога.

Золотоордынскую цивилизацию отличала управляемость государства на громадных территориях с разнородным населением. Сегодня трудно наладить систему контроля в России даже при наличии современных средств коммуникации. Как же тогда обходились без мобильников? В Золотой Орде поддерживалась великолепная система дорог и почтовой службы. Для эффективного управления была создана сеть почтовых станций (ямов) с ямщиками, которая служила для доставки сообщений и приказов, обслуживания дипломатов, торговцев и путешественников. Ям был снабжен фуражом, кормом и питьем для проезжающих. Ибн-Арабшах вспоминает: «Выезжают, бывало, караваны из Хорезма и едут себе на телегах спокойно, без страха, без опаски, вдоль до [самого] Крыма, а переход [этот] около 3 месяцев... Караваны не возили с собою ни продовольствия, ни корма для лошадей, и не брали с собою проводника вследствие многочисленности [тамошних] народов, да обилия безопасности, еды и питья у [живущих там] людей...» Каждый участок управлялся особым «дорожным губернатором», который полностью отвечал за порядок и безопасность в пределах своего участка. Была специальная повинность по охране дорог, которая называлась «караулом». Все приезжие люди и провозимые товары регистрировались и собиралась специальная дорожная пошлина.

В особых случаях, когда известие или лицо должно было быть доставлено срочно, едущему выдавалась табличка с изображением сокола; каждая станция, как только услышит колокольчик скачущих, тотчас обязана была приготовить лошадей так, чтобы перепряжка могла быть незамедлительной. Обладающий такой табличкой мог, в случае падежа лошади в пути, отобрать коней у любого встречного.

Эти дороги великий хан приказал обсадить большими деревьями; в пустынных местностях дорога обозначалась столбиками, камнями. Для переправы через реки жители окрестных селений содержали паромы. В ХIII - XIV вв. русские беспрепятственно ездили не только в Орду, но и в Каракорум, а купцы из Европы могли проследовать в Китай. Сухопутные дороги соединялись с важнейшими портами на Черном море. Города Каффа (Феодосия), Солдайа (Судак), Тана (Азов), в которых генуэзцы имели собственные кварталы, Пантекапеум (Керчь), Коп (Кубань), где обосновались венецианцы, были международными центрами торговли. В то время Европа представляла жалкое зрелище по сравнению с почтовой службой Золотой Орды. В ХIХ в. эта система была разрушена и, например, Пржевальский уже с трудом ходил этими же путями.

Города Черноморского побережья представляли собой своеобразные свободные экономические зоны Средневековья. В «Слове Кутлуг-Тимура, правителя Крыма, венецианским послам господину Джованни Квирини и господину Франческо Бону, послам к хану, венецианцам» от 20 сентября 1358 г. записано: «Если ваши корабли будут приходить в Провато, Калитру или Солдаию (Порт Провато находился в непосредственной близости от Каффы (нынешней Феодосии) и назывался по-тюркски Янгишехр. Порт Калитра (нынешний Коктебель) находился в 10 километрах к юго-западу от Провато. Далее на юго-запад в 35 - 37 км от Калитры находился порт Солдая (нынешний Судак) — прим. авт.), то внутри этих трех городов и портов, в какой бы порт им не понадобилось войти, при покупке необходимого вам надлежит платить мне сообразно тому, что вы платили Рамадану. Если их купцы будут производить торговлю, то должны платить 3%; если они не будут торговать, то не должны ничего платить; пусть не взимается с них больше ничего. Кто бы ни был не должен несправедливо наносить им ущерб и притеснение; и если кто-либо захочет их нанести, мы не допустим. Мы должны охранять и защищать иностранцев, чтобы они могли чувствовать себя спокойно и производить свою торговлю».

ЗАКАТ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ

Генуя и Венеция не случайно стали местом зарождения капитализма. Они обогащались за счет торговли с Ордой. Главным экспортным товаром Орды было зерно, прежде всего пшеница, особенно ценная в Европе, где голод в те времена был обычным явлением. Генуэзцы и венецианцы покупали также осетра, другую рыбу, соль, шелк, воск, кожу, меха, хлопок, мастику, металл, полезные ископаемые и рабов.

Не только низкие налоги и хорошие дороги делали экономику эффективной. Бату-хан везде и всюду собирал людей знания, ремесленников, архитекторов, врачей, поэтов и т.д. В те стародавние времена знания в основном передавались устно и через навыки. Книги не были основным источником практических знаний. Нужны были сами носители этих знаний и они высоко ценились.

Распад Золотой Орды говорит о кризисе татарской цивилизации, в которой наследственное право вступило в противоречие с задачами развития государства в меняющихся экономических условиях. Основными историческими конкурентами Орды выступили не русские, а европейцы, которые начали переходить к капиталистическим отношениям, а Золотая Орда, имея все предпосылки, не сумела этого сделать.

Время Узбек-хана, совершившего исламскую революцию в 1313 году, — вершина могущества Золотой Орды. Все условия для процветания были созданы предшественниками Узбек-хана. Золотая Орда после объявления ислама государственной религией оказалась под давлением шариата, который запрещал банковский процент. Скрытый процент уже существовал в торговых сделках, нужно было его официально закрепить. Без концентрации капитала, банковского процента невозможно было вести рискованные крупные торговые операции и развивать сельское хозяйство, зависящее от капризов погоды. Приверженность шариату стало главным тормозом экономики. Узбек-хан пользовался плодами расцвета Золотой Орды, но не он был причиной этого расцвета, наоборот, он создал последующие проблемы. К внутренним политическим распрям Золотой Орды, связанным с престолонаследием, добавилась Черная Смерть (чума), опустошившая города, через которые и шла основная торговля. Можно назвать и другие причины распада Золотой Орды, но важно отметить, что с торжеством ислама модернизация экономики остановилась, наступил закат великой цивилизации.

ЕВРАЗИЙСТВО ПРОТИВ ВИЗАНТИЙСКОЙ ДЕРЖАВНОСТИ

После распада Золотой Орды русская мысль обратилась к близким по вере византийским традициям, соединила ордынскую державность с православием, после чего татарские идеи приобрели совершенно новую, христианско-византийскую оболочку. Сегодня любят к месту и не к месту вспоминать Византию, но к тому времени «Царьград» в политическом отношении был совершенно дряхлым. Византийские традиции задолго до начала московской экспансии прервались полностью, оставшись символическим воспоминанием.

Напротив, золотоордынские государственные порядки были обыденностью. «Есть кое-какие указания на то, что первые цари смотрели на себя как на наследников монгольских ханов, — пишет Ричард Пайпс. — Хотя под церковным влиянием они иногда ссылались на византийский образец, они не называли себя преемниками византийских императоров... Уже во время последнего наступления на Казань и Астрахань Иван называл их своей вотчиной; это утверждение могло значить лишь одно — что он смотрел на себя, как на наследника хана Золотой Орды».

Москва себя видела наследницей Орды, более того, она звала на службу татар. При Василии, отце Грозного, с князем Глинским (потомком Мамая) выехала из Литвы целая «толпа», размещенная в Муромском уезде. В 1535 году в правление Елены Глинской, выехало на службу государя московского 300 семейств «литвы» с женами и детьми. Среди этой «литвы», скорее всего, большинство было татар, ибо Москва приглашала людей ратных, а в Великом княжестве Литовском военную службу несли ордынцы. Вместе с царевичем Касимом, бывшем при Василии Темном в казанском плену, выехал целый военный отряд, который был размещен в Городце на Оке, где возникло Касимовское ханство. Иван Грозный приглашал многих мурз и раздавал земли во многих уездах.

Российская историография, продолжая традиции европейских историков, формировала образ татар как жестоких дикарей, а золотоордынский период пыталась представить как случайный и несущественный. Вопреки евразийской природе России, ее хотели переделать под римско-византийские традиции, объявить православной державой. Но в природе евразийства лежит веротерпимость, что несовместимо с доминированием православия и византийской державностью.

Основная проблема нынешней России — цивилизационная. Она веками пыталась уйти от евразийского пути и подражать европейским империям. Она в этом стремлении не заметила, что сама Европа начала поворачиваться к религиозной терпимости, которая некогда насаждалась Чингизханом.

Существуют незыблемые ценности, на которых держится государство: веротерпимость, низкие налоги и люди знания. Эти черты отличали золотоордынскую цивилизацию. Это наше наследие, которое не следовало бы забывать.

Поля черны, поля темны

Влеки-влеки шипящим паром.
Прижмись доскам гробовым нарам —
Часы протяжны и грустны.

Какой угрюмый полустанок
Проклятый остров средь морей,
Несчастный каторжник приманок,
Бегущий зоркости дверей.

Плывет коптящий стеарин,
Вокруг безмерная Россия,
Необозначенный Мессия
Еще не сознанных годин.

Давид Бурлюк

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (152) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    28.06.2014 11:48

    приятно снова узнать позицию.

  • Анонимно
    28.06.2014 11:54

    Вообще ни о чем статья.

  • Анонимно
    28.06.2014 12:01

    Мудрость Рафаэля Хакимова ограничивается русской и европейской поэзией. Все свои сентенции он притягивает к этой поэзии, которая по своей сущности ничего общего не имеет с Истиной. Да, к мудрецам он не относится. Его взгляды ложны.

  • Анонимно
    28.06.2014 12:23

    Россия по мнения Хакимова де якобы терзается евразийским выбором??? Глупость несусветная! Попытка выдать желаемое за действительное!)Труд итальянского историка Мавро Орбини показывает, что история России много длиннее, чем это сегодня пытается представить современная наука.Папский аббат Мавро Орбини написал свою «Историографию» в 1601 году. Вот небольшой отрывок из неё: «Русский народ является самым древним на земле народом, от которого произошли все остальные народы. Империя мужеством своих воинов и лучшим в мире оружием тысячелетиями держала всю вселенную в повиновении и покорности. Русские всегда владели всей Азией, Африкой, Персией, Египтом, Грецией, Македонией, Иллирией, Моравией, Шлёнской землёй, Чехией, Польшей, всеми берегами Балтийского моря, Италией и многими другими странами и землями...».В Москве в Исторической библиотеке в отделе редких книг хранятся шесть экземпляров книги, изданной в С.-Петербурге в 1722 г. Орбини Мавро (Мауро) «Книга историография початия имени, славы и разширения народа славянского. Собрана из многих книг исторических, через господина Мароурбина Архимандрита Рагужского. Переведена с итальянского на российский язык и напечатана ..... в Санкт-Петербургской Типографии, 1722, августа в 20 день».Мавро Орбини, итальянца, да к тому же говорящего о русских ровно 400 лет тому назад в предвзятости не обвинишь и потому его слова, особенно что «Русский народ является самым древним на Земле народом, от которого произошли все остальные народы», мы должны выбить золотом на самом видном месте.Европейцы, как люди «особо культурные», наверняка об этом знают или, по крайней мере, наслышаны. Сознание того, что они вторичны по отношению к русским, не дает им покоя, мучаясь в комплексах неполноценности, они не только уничтожают информацию, но ещё и поучают.Да, Р. С. в приводимой вами в качестве аргумента фразе "Европейцы же насмехались над ним. «Ведь немногим более 100 лет тому назад они были настоящими татарами, — писал маркиз Астольф де Кюсти" - ошибка! Вы в очередной раз вместо слово "таРтары", как написано у цитируемого вами автора в оригинале, вы же почему-то написали "татары". Это искажает смысл сказанного маркизом! Речь идёт о всех жителях Великой Тартарии! И о нынешних русских и о нынешних татарах (которые тогда были в том числе и булгарами и кыпчаками и ногайцами и т. д)! Убедительная просьба поаккуратнее с цитатами!)

    • Анонимно
      28.06.2014 12:55

      Очевидно когда Хакимов пишет про "татарскую цивилизацию" вероятно он пишет про таРтарскую русскую цивилизацию? Но то что в писательстве Хакимова присутствует свидомизм -это факт! Украинцам также мозги разжижали. Прямо-таки калька методички из Госдепа США. Разделяй и властвуй - югославский вариант. У нас этот номер не пройдёт! Фальшивые теории надо рубить на корню!

      • Анонимно
        28.06.2014 13:10

        Вы ели тартар? Я ел в французском ресторане в центральной западной Африке. Фарш. Битое мясо которое кочевники клали под седло. Именно так по представлению европейцев питались тартары сказал мне хозяин ресторана француз. Это Русское таРское блюдо? Если да тогда и маца кошерная ваше все родное

        • Анонимно
          28.06.2014 13:27

          Под седло говорите кочевники клали!!! Седло то, слово русское - сед _седалище ло_лошадь!) Где кочевники по вашему брали седла, выпиливали из коряг? У кочевников друг мой сёдел не было, металл они обрабатывать не могли, а без стали седла не сделать!! Поменьше слушайте галлов ...или там франков!

          • Анонимно
            28.06.2014 13:36

            вот слово "быд" и "ло" - точно не татарское.

          • Анонимно
            28.06.2014 13:54

            А может от слова sit? Ассирийцы тоже славянами были?)))) Погугли когда "ияр" появилось ))) азу сходи купи

            • Анонимно
              28.06.2014 14:49

              Вся Ассирия полностью входила в Русь! Крушение Ассирии обусловлено вынужденным выводом русско-татарских войск!

          • Анонимно
            28.06.2014 14:10

            Кстати пресловутый "ЯРЛЫК на княжение" - тоже чисто русское слово! и ПОРОХ и ШЕЛК тоже!

            • Анонимно
              28.06.2014 20:05

              А также: башмак, алмаз, казна, батрак, балда, сазан, таракан, баклажан, балаган; сундук, урюк, утюг, чубук, чугун, башлык, ярлык, балык, шашлык; каланча, алыча, парча, саранча, епанча!))

          • Анонимно
            28.06.2014 14:55

            //Седло то, слово русское - сед _седалище ло_лошадь!) Где кочевники по вашему брали седла, выпиливали из коряг// - Ну, Вы и лингвист великий, я смотрю. Что же, у кочевников до прихода к русским седел не было? В татарском языке есть свое слово ИЯР для обозначения седла. Кочевые народы обитали по соседству с развитыми городами Китая и Центральной Азии, где обработка металла началась, как минимум, на тысячу лет раньше, чем на Руси.

            • Анонимно
              28.06.2014 15:17

              А когда по вашему на Руси началась выплавка железа и производство сталей? Или ключевым в вашем месседже является словосочетание "на тысячу лет раньше, чем на Руси,"? Для ответа мне нужен временной ориентир! Дайте мне его и я продолжу мысль!

              • Анонимно
                28.06.2014 15:33

                тюрки - начали плавить железо, а за Окой не находят тигли для плавки - а вот на Урале или в Мариуполе в курганах - множество. ТОлько "русских" там нет. Видимо "русские" после патриарха Никона стали переписывать историю после трехпертсного крещения, забыв старую веру..

                • Анонимно
                  28.06.2014 18:04

                  Производство железа на территории Руси было известно с незапамятных времен. В результате археологических раскопок в районах, прилегающих к Новгороду, Владимиру, Ярославлю, Пскову, Смоленску, Рязани, Мурому, Туле, Киеву, Вышгороду, Переяславлю, Вжищу, а также в районе Ладожского озера и в других местах обнаружены сотни мест с остатками плавильных горшков, сыродутных горнов, так называемых «волчьих ям» и соответствующие орудия производства древней металлургии. В одной из волчьих ям, выкопанной применявшей для выплавки железа, близ села Подмоклого в южной части Подмосковного угольного бассейна, была найдена монета, датированная 189 годом Мусульманской эры, что соответствует началу IX века современного летоисчисления. Это значит, что железо на Руси умели выплавлять еще в те далёкие, глубоко дохристианские времена. Фамилии русского народа буквально кричат нам о распространённости металлургии повсеместно по территории древней Руси: Кузнецов, Ковалёв, Коваль, Коваленко, Ковальчук.Больше информации на http://voprosik.net/metallurgiya-drevnej-rusi

              • Анонимно
                28.06.2014 15:35

                А Вы про какую Русь спрашиваете? Про киевскую или московскую?

              • Анонимно
                28.06.2014 15:45

                В Волжской Болгарии еще в VIII-IX веках плавили чугун и железо, изготавливали оружие, тогда еще русской государственности, как таковой, вообще не было. Кстати, на гербе Казанского Ханства было изображении золотоордынской тамги - стремени от седла. По-татарски стремя будет озэнге.

                • Анонимно
                  28.06.2014 16:57

                  В Болгаре нет чисто русских или чисто болгарских слоёв, обе культуры там присутствуют в сопоставимой степени! Логику улавливаете? Славяне жили на этих землях задолго до того как! ...тысячелетия! И потом - вы знаете на флагах у скольки стран есть наш АК-74? Наличие того или иного предмета на флаге ничего не доказывает!

                  • Анонимно
                    28.06.2014 17:54

                    Да не славяне там жили, а финно-угры, это их земля была. Только к сожалению сегодня они стали стесняться своих корней и переписываются в славян.

                    • Анонимно
                      28.06.2014 19:07

                      А как же артефакты? Они принадлежат русской культуре! А эта штука упрямая! Болгарские находки также говорят и о том, что в X-XIV вв. жители Киевской Руси, а потом и русских княжеств, часто бывали в городе, и не только "проездом". Имеются каменные иконки и кресты, металлические иконки, бронзовая церковная утварь: подсвечник, держатель лампады, остатки цепочки от лампады. Подобные вещи вряд ли могли купить исповедовавшие ислам булгары. О постоянном проживании в Болгаре русских, наличии русского ремесленного квартала, говорят остатки жилищ с соответствующими находками.

                      • Анонимно
                        28.06.2014 19:50

                        Так финно-угры что по Вашему мусульмане? Их потомки и сейчас населяют Поволжье,(мари, мордва, удмурты и т.д.), но всё больше ассимилировались, а многие просто отказались от своего рода и стали манкуртами.

                        • Анонимно
                          28.06.2014 23:13

                          Они даааааалеко не "манкурты" (как вы изволили выразится!)! Эти народы также достойны уважения! Они чтут свои традиции и культуру!

                    • Анонимно
                      28.06.2014 19:23

                      Какая еще их земля? это земля одного из великих предков tатар, булгар. Это наша Родина! Что Украины вам мало? Украина, Молдова, Грузия - молодцы. Сбежали в ЕС из тюрьмы строгого режима. По-хорошему, завидую им!

                      • Анонимно
                        28.06.2014 19:54

                        Булгары пришли на землю финно-угров. Правда до Булгар, тут побывали Гунны и это в честь их называется река Итиль (Волга), потом стала называться Идель. Аттила царь Гуннов здесь пас свои табуны.

                      • Анонимно
                        28.06.2014 21:39

                        Это контролируемые западом элиты увели народы в зоны гейропейских ценностей! Но скоро всё встанет на свои места! В той же Украине жить в одном государстве с русскими хотели бы около 70% жителей! Опрос проходил на всей территории Украины включая западные области!

                        • Анонимно
                          29.06.2014 08:44

                          чушь полная! скиньте ссылку на этот опрос. Украина уходит в ЕС и Молдова с Грузией тоже. Армения не вошла в Таможенный Союз. Белоруссия без Лукашенко туда тоже поспешит в своё время, все от вас бегут как из тюрьмы народов.

            • Анонимно
              28.06.2014 17:38

              На территории — Грузия, Средняя Азия, Алтай производилась тигельная плавка за 2000-5000 лет до нашей эры. А Алтай это прородина татар, у современных Алтайцев язык очень похож на татарский.

          • Анонимно
            28.06.2014 22:38

            Не несите глупости про кочевников. Читайте больше книг и больше напрягайте извилины.

          • Анонимно
            29.06.2014 22:44

            Вот только слова: чугун, кирпич и деньги - татарские.

          • Анонимно
            29.06.2014 22:53

            Поржал. ))) Вы, попробуйте на коне без стремян, без седла, с деревяными доспехами повоевать. Вы, батенька, коней изучали по книжкам, похоже. А, понял вас, сначала они купили оружие, седла у "цивилизованных", а потом завоевали мир, ух какие хитрые. Или, может, у кочевников были большие прилипающиеся и пружинистые попы, воевать и целый день на коне без седла и т.д. скакать. Ну, думайте прежде чем писать, всадник вы наш.)

    • Анонимно
      28.06.2014 13:35

      на дату внимание обратите - аккурат заказ ПЕтра слова тюрки заменены на "русские" - заказ о переименовании народа он выполнил 400 лет назад и очень предвзято, за деньги царские.

    • Анонимно
      28.06.2014 14:46

      //Вы в очередной раз вместо слово "таРтары", как написано у цитируемого вами автора в оригинале, вы же почему-то написали "татары". Это искажает смысл сказанного маркизом! Речь идёт о всех жителях Великой Тартарии!// - Откройте словари английского, французского, испанского, итальянского языков, Вы увидите, что единственное значение слова TARTAR - ТАТАРИН (и прилагательное ТАТАРСКИЙ). Чего тут фантазировать, если бы в европейских языках на ряду с tartar было еще отдельное слово tatar и значения этих слов различались, то Вы могли бы настаивать на своей правоте. Кстати, в немецком языке, в отличие от других европейских языков, используется форма tatar в значении татарин. Да, в средние века все жители Grand Tartaria (Великой Татарии!) в Европе воспринимались именно как татары, в том числе и русские. Это название Grand Tartaria пошло от венецианцев и генуэзцев, имевших тесные торгово-экономические связи с Золотой Ордой, т.е. государством татар.

      • Анонимно
        28.06.2014 15:52

        ваша аргументация не убедительна и лишена логики! ...вам ведомо русское значение слова ТАТАР? Что означало это слово у русских в момент своего появления?

        • Анонимно
          28.06.2014 16:37

          //...вам ведомо русское значение слова ТАТАР? Что означало это слово у русских в момент своего появления?// - Конечно, ведомо, ТАТАР - название народа, к которому имею честь принадлежать и я. Это название было известно миру задолго до появления на свете русских, как отдельного народа. Вы покажите, в чем неубедительна моя аргументация и в чем лишена логики. А так, это пустое сотрясение воздуха.

          • Анонимно
            28.06.2014 21:30

            Принадлежность к тому или иному народу, в первую очередь - это ответственность перед этим народом и только потом уже честь (если повезет!)! Негодяев и подлецов увы, хватает везде! Но это так, мысль вслух! Вот выдержка одного из авторов "Многие комментаторы рассматривают вопрос о предках современных татар, пытаясь выставить в качестве оных какой-то один народ.Этногенез (происхождение) татарского народа - очень сложный вопрос. Его никоим образом нельзя свести к одному предку. Для этногенеза татар характерна высокая многослойность: гунны, булгары, хазары, центральноазиатские татары, кимаки, кыпчаки, ногаи, угро-финский и монгольский элементы и др.И мерить одной теорией этногенеза(булгарской/ монгольской/тюркской) историю татар никак нельзя.В предках у татар и те, кто завоевывал город Булгар и те, кто его защищал, а также те кто защищал Казань и те,кто завоевывал её вместе с Иваном Грозным.Поэтому "непосвященным" и нежелающим разобраться в тяжелейшей теме, размышления Р.Хакимова могут показаться "бредом"Кстати, советую почитать Широкград "Русские и татары в одном строю". В аннотации приведены следущие тезисы:"Злой татарин, вторжение диких орд кочевников, иго и прочие стереотипы мы познаем с детства из школьных учебников и трудов классиков. Увы, в течение трех веков велась умышленная фальсификация взаимоотношений русских и татар. На самом деле в 90 % битв XIII-XV вв. русские и татары были не врагами, а соратниками. Вериться с трудом?..."

            • Анонимно
              29.06.2014 12:26

              Нам верится охотно. Но кому очень выгодно насаждать миф о том , что на протяжении веков татары и русские всегда были противниками? Кто иснользует закон " разделяй и властвуй"? Кто-то очень боится ,что два народа в дружбе станут сильными и непобедимыми. Посмотрите на авторов учебников по истории и все станет ясно.

  • Timur
    28.06.2014 12:25

    Спасибо,Вам,Рафаэль Хакимов! Очень познавательно,главное,тема поднятая в статье,как нельзя актуальна сегодня для будущего России.Существуют незыблемые ценности, на которых держится государство: веротерпимость, низкие налоги и люди знания.Уважаемый академик,указал на три постулата,сдерживая которых в разумной пропорции,можно жить и процветать.В России,все три вида так или иначе разбалансированы.Люди знания заменены на людей преданных,налоги -чистая обдираловка,РПЦ доминирует,обвязана с властью круговой порукой,друг друга кормят,одни деньгами,другие идеологией поддержки,умалчивая и не показывая обществу недостатки власти,по этому, не пользуются большой поддержкой и авторитетом народа.Выступление,своего рода,Апрельские тезисы,от ученого,умного,с гражданской позицией гражданина своей страны.

  • Анонимно
    28.06.2014 12:29

    Отличная научная статья

    • Анонимно
      28.06.2014 13:11

      ничего научного в ней нет! коктейль из "правдивых мифов" от Хакимова и историографического шарлатанства! он действительно академик?

      • Анонимно
        28.06.2014 17:49

        А Вы хотя-бы историк, чтобы критиковать без разбора?

        • Анонимно
          28.06.2014 21:52

          Ну зря Вы так! Я четко разбираю кого надо критиковать, а кого не надо! Типа как в пословице, на то в море и щука, чтобы карась не дремал! И наоборот!

  • Анонимно
    28.06.2014 12:46

    Мир меняется, кто не может соответствовать новому, тот проигрывает, прошлые заслуги не помогут.

  • Анонимно
    28.06.2014 12:48

    Надо иногда выдавать щелбаны, молодец автор!Классный троллинг, так и надо!

  • Анонимно
    28.06.2014 12:48

    Процент банковский запрещен в исламе а вот фьючерсов и опционы по будущим сделкам и доходности разрешены. То есть можно продавать будущий урожай и контрактовать.И потом развал орды был связан с децентрализацией и междуусобицей так как чингизидом был образно каждый второй. Экономика орды была построена на сборе дани и быстром обогащении за счет завоеваний. Когда завоевано было все что можно началось деление на независимые суверенные улусы в каждом из которых был свой мини хан, началась децентрализация что и привело к перерождению орды кочевой в орду аграрную. Иван пошел по пути Тимуджина, объединил сильной рукой, сепаратистов истреблял. Сталин то же пошел по примерно по такому пути.А ранее этим путем шли все цивилизации от древнего Египта до древнего Китая.

    • Анонимно
      28.06.2014 16:00

      Правильно мыслите. Религия, как уверование, не способно разрушить государство, построенное по территориальному принципу. Надо искать реальные причины. Задним числом приписывать ислам в качестве причины развала империи - не научно.

  • Анонимно
    28.06.2014 13:10

    Каждая империя приходит к распаду. Но ни одна империя, кроме Золотой Орды, не столкнулась с такой беспощадно-жестокой, коварной системой как православие. Все народы (даже самые крошечные) в мире обрели независимость, только в России этого не произошло.

    • Анонимно
      28.06.2014 13:48

      Индейцы в Северной Америке тоже обрели независимость? Они не столкнулись с беспощадной-жестокой, коварной системой?

      • Анонимно
        28.06.2014 14:31

        Люди с европейскими ценностями индейцев вырезали как скот! А курды в Турции, а баски в Испании, а уйгуры в Китае, а русские в странах Прибалтики тоже не получили никакой независимости! Нигде в СНГ русские не создали своих не то, что независимых государств, автономий не создали! Русские - это самый разделённый народ Европы! Это надо решать! Это проблема №1!!!

        • Анонимно
          28.06.2014 14:49

          Уже занимаются.

        • Анонимно
          28.06.2014 14:58

          Порошенко решит.

        • Анонимно
          28.06.2014 15:36

          футбол в Бразилии это подтверждает.

          • Анонимно
            28.06.2014 17:15

            Всё наше общество напоминает нашу сборную по футболу! Яблоко от яблони! Такие же инертные, не творческие, не желающие новых побед! Ладно хоть с Путиным повезло!

            • Анонимно
              29.06.2014 01:30

              Странное умозаключение! Виновато общество, не везет правителю на свой народ? А от него ничего не зависит? Законы, правительство, госдума, силовики, суды и прочее все в его руках, только проблемы у страны как снежный ком нарастают. И не надо искать врагов извне. Главные враги - алчность, глупость и неверие в свой народ тех, от кого зависит судьба страны.

        • Анонимно
          28.06.2014 19:17

          ну тогда возьмите и создайте Русскую Республику в составе России на исконно русских землях. а почему русские в Прибалтике должны получать независимость?

          • Анонимно
            28.06.2014 20:29

            Зачем изобретать велосипед? Россия и есть та самая русская республика! Это не отменяет в ней автономного проживания народов исконно её населяющих! Так было веками. А вся Прибалтика (Литовская Русь) - это исторически русская земля! Пример - Тарту (изначально город Юрьев) и русские в Прибалтике обязаны обладать если на особыми исключительными, то как минимум равными правами с прибалтами! И кстати Львов тоже наш - русский! Всё до великой китайской стены исторически (подчеркиваю исторически!) относится к Руси Великой, которую запад именовал Тартарией!

            • Анонимно
              29.06.2014 08:29

              А Луна и Марс тоже русским принадлежат?

            • Анонимно
              29.06.2014 08:54

              если много народу думает также как и вы, то у России впереди будет очень много испытаний. История России - это захват огнем и мечом соседних территорий, и это не делает эти территории исконно русскими. У того же "друга" России Китая большие территориальные претензии к России и они предъявят счет когда встанут на ноги. Мир всем!

      • Анонимно
        28.06.2014 15:12

        Да, Перу и Боливия - это государства индейцев. Президент Боливии Эво Моралис - индеец из племени Аймара. Президент Перу Ольянта Умала - индеец из племени Кечуа. Он также возглавляет политическую партию индейцев. Покойный президент Венесуэлы Уго Чавес тоже был индейцем. А в Северной Америке сложилось немножко по другому. США много раз официально приносили извинения своим индейцам. Президент США ежегодно устраивает официальные приемы в Белом доме в честь индейских вождей. Многочисленные индейские резервации США наделены бесчисленными привилегиями, они не платят налоги, они экстерриториальные, т.е там не действуют федеральные и штатные законы, индейцы живут по своим законам и т.д.

  • Анонимно
    28.06.2014 13:27

    О точке зрения 12. 48. Объединение в одну последовательную триаду Чинисхана, Грозного и Сталина, что то новое.Но замечу, что И.В.Сталин хорошо знал историю, не помню его высказываний о Чингисе, но Грозного он весьма уважал.И даже обругал киношников которые "представили прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов наподобие американского Ку -Клукс -Клана" оформив это как постановление ЦК партии.

  • Анонимно
    28.06.2014 13:30

    Отличная статья. Ваши статьи очень нужны.Рафаэль Сибгатович здоровья вам и счастья. Зуфар.

  • Анонимно
    28.06.2014 13:30

    >>>Наука же свелась к ремесленным поделкам в лабораториях, напоминающих гаражи. Напоминающие средневековые цеха.

  • Анонимно
    28.06.2014 14:14

    Как только выступит мудрейший и храбрейший Р.Хакимов,так тут же из разных грязных подворотен поднимают лай завистники и негодяи.. Веди дальше свой караван дружище Рафаэль,мы ценим тебя!!!

  • Анонимно
    28.06.2014 14:23

    Правильно сказали,что Орда означала порядок.Основой все германской мощи и успехов во всем было понятие "Орднунг"- порядок.Может это тоже к немцам из орды пришло?

    • Анонимно
      28.06.2014 14:34

      От гуннов и атиллы

    • Анонимно
      28.06.2014 15:35

      немцы и стояли Ордой против Рима всегда. У них даже речь татарксая до сих пор - глагол в конце мысли, а не вначале...

    • Анонимно
      28.06.2014 17:45

      Если не путать немцев и германцев, то всё встанет на свои места. Германские племена они тюркского происхождения - это к сведению.

    • Анонимно
      28.06.2014 20:05

      Слово "орда" на карунице (русская руническая письменность) являются графическими символами 2-х значений - "сила и свет"! Фактически - это древний русский спецназ походное (необоронительное) войско, в чьи функции входила оборона на подступах и отражение набегов! Руна "ор" - сила (орало, орудие, оружее) и руна "да" - свет, сияние. Эти 2 руны наносили на стяги! Стяги красные, руны белые! Собственно вот! Мотайте на ус!

      • Анонимно
        28.06.2014 22:02

        Чего Вы выдумали ещё? Слово Орда - древнетюркское слово: ordu( Орда- Урта по татарски, что обозначает середина, центр). Именно в центре располагался шатёр Хана. И чтобы до него дойти нужно было пройти семь кругов (окружающих Хана) - отсюда "семь кругов ада".

        • Анонимно
          28.06.2014 22:44

          А вы что думаете, тюрки слова не заимствовали? Про семь кругов ада вы мне кажется загнули ..это из Данте!

          • Анонимно
            29.06.2014 10:05

            В тюркских языках 8000 однокоренных слов. О чём Вы, какие заимствования?

          • Анонимно
            29.06.2014 10:32

            А Вы считаете Данте не разбирался в истории? Кроме того не требует особых доказательств что у Германцев тюркские корни. Аттила был тюрком и он же был отцом многих Европейских народов, кроме того это он покорил Рим.

            • Анонимно
              29.06.2014 15:07

              При всем уважении к Атилле, но до Рима он не дошел и был разбит

              • Анонимно
                1.07.2014 22:05

                Почитайте "Полынь Половецкого поля" М.Аджи, многое встанет на места.

      • Анонимно
        28.06.2014 22:14

        "Русская руническая письменность" из разряда не доказанных гипотез. Что доказано, то что до Кирилла с Мефодием на Руси писали "чертами и резами".

        • Анонимно
          28.06.2014 23:08

          Кем не доказанных? Я их знаю, десятки книг по этой тематике есть, артефакты есть, а оказывается "гипотеза не доказана"!..смешно!) Черты и резы - это бытовое простонародное письмо ..руны же жреческое! Луну и Солнце, что тоже надо доказывать? Они есть и этого достаточно!

  • Анонимно
    28.06.2014 14:38

    Статья Хакимова знаковая. Комментарии в основном по делу и оппоненты тоже приводят тексты и свою трактовку.Только не надо подобно Сиразину использовать ее в своих антирелигиозных целях и приписывать Хакимову, то что он не пишет.Особенно невежественно его утверждение о клерикалах кормящихся не невежестве народа.Я человек не мечетный но с муллами знаком. Не встречал среди них лиц карикатурно - сиразинского типа, люди достойные.Может мне просто повезло?

  • Анонимно
    28.06.2014 14:55

    Вопрос к 12.37. Не подскажете где Сталин назвал опричников прогрессивным войском?Что то не верится, в его время контрреволюционеров ругали "царские опричники".

  • Анонимно
    28.06.2014 15:10

    Для 14.55. Цитата из постановления "о кинофильме "Большая жизнь" от 4 сентября 1946 г. Постановление о фильм посвященном жизни шахтеров Донбасса и в нем появляется вставка не имеющая отношение к теме. О том, что режиссер С.Эйнштейн обнаружил свое невежество в изображении исторических фактов в фильме Иван Грозный и далее приведенная цитата.Судя по воспоминаниям она была сформулирована им.Он так же считал, что Грозный допустил ошибку не искоренив до конца несколько крамольных боярских семейств.

  • Анонимно
    28.06.2014 15:34

    Сайт журнала «Золотоордынское обозрение» («Golden Horde Review»): http://goldhorde.ru/

  • Анонимно
    28.06.2014 16:18

    Выступив против шариата, г-н Хакимов показал настоящее лицо своего "евроислама".

  • Анонимно
    28.06.2014 17:39

    относительно ислама Хакимов несет чушь. Взял да связал развал государства с религией Что, в Московском царстве что ли после развала Золотой орды присутствовала "концентрация капиталов", "банковские проценты", "развитое сельское хозяйство". Почему то ислам не помешал развиваться Османской империи, под которой до 19 века находилось пол Европы

  • Анонимно
    28.06.2014 18:54

    17. 39. Не надо сходу называть версию Хакимова чушью.Возможно он через чур осовременил термины говоря о банковском капитале и т.д применительно к Орде и его наследнице Москве.Насчет османской империи там шел тот же процесс только более медленный. Она к 19 веку превратилась в "больного человека" Европы. В каковом качестве пребывала до ренессанса Ататюрка.А вот Батый как строитель Булгара это как вы назвали чушь причем вредоносная, принижаюшая сделанное нашими предками.

    • Анонимно
      29.06.2014 10:16

      Уважаемый! Вы утверждаете , что и Османская империя угасала из-за процентов. Теперь самые развитые страны , которые развились из-за процентов, ( сюда не надо включать страны ближнего Востока) будут угасать из-за процентов. А проценты-это, по существу, скрытый грабеж. За все придется ответить.

  • Анонимно
    28.06.2014 19:14

    В Западной истории есть похожая теория, что Римская империя развалилась благодаря принятию христианства. То что шариат развалил Орду, для меня значит, что радикальный ислам развалил, а не просто ислам. Я против радикального ислама, когда группа богословов определяют структура управления государством как в Иране, например. Я за светское государство и считаю, что религия это личное дело каждого и не надо смешивать ее с государством. религия - отдельно, государство - отдельно. Большинство татар - мусульмане, это наша религия и она сохранится не смотря ни на что.

    • Анонимно
      28.06.2014 21:37

      А чем радикальный ислам будет отличаться от той идеологии, которую навязывали в ССР под названием коммунизм. За нее тоже убивали и вешали.

  • Ветер
    28.06.2014 19:17

    Спасибо, Рафаэль Сибгатович.Стремление все унифицировать связано с желанием упростить управление сложными системами. Это расчетливый подход холодных прагматиков. Многие великие умы видели труднообъяснимое мессианское начало Евразийского пространства именно в этом уникальном богатстве многообразия.Спустившись к роднику с высеченной горы, и оказавшись в чудесной долине с пчелами, муравьями, жуками и непередаваемым ароматом и красотой цветов. Нам же не приходит в голову выжечь все каленым железом и заполнить исключительно газонной травой, приведя долину к единому стандарту. В этом случае мы нарушим сакральную природную гармонию. Хотя относительно плюрализма желаний обобщенных выводов делать, тоже не стоит.Взглянув на историю противостояний вспоминаются строчки Гребенщикова: «По новым данным разведки мы воевали сами с собой». Для умелого использования всего потенциала Евразии необходимо как выразился Рафаэль Сибгатович понимать и принимать основы страны, особенности пространства и культуры. В этом случае будет господствовать мессианский дух и атмосфера новаторства. Волны эмиграции являющиеся также утечкой мозгов и борьбой за умы и сердца, потекут вспять войдя в плодотворное и животворящее русло. Для Татар потрясателей Вселенной, характерны широкий размах мысли и реализация грандиозных планов. Расточительно в современных реалиях игнорировать этот фактор.Я люблю этот город вязевый,Пусть обрюзг он и пусть одрях.Золотая дремотная АзияОпочила на куполах.С. А. Есенин

  • Анонимно
    28.06.2014 19:25

    Рафаэль Сибгатович, напишите, пожалуйста, статью об ассоциации Украины , Молдовы и Грузии с Евросоюзом и последствия для них и России. Было бы очень интересно узнать ваше мнение! Я рад за эти три бывшие Советские республики, они на свободе!

    • Анонимно
      29.06.2014 16:09

      Да! Порадуемся за них, они наконец-то независимы! От них теперь ничего не зависит! УрЯ)

      • Анонимно
        29.06.2014 22:44

        Татарстану надо тоже укреплять отношения с Европой и Америкой. Нужно развивать связи!

  • Анонимно
    28.06.2014 19:41

    Не совсем согласен с автором, что в СССР был социализм.Социализм- это нынешняя Швеция с Норвегией. А СССР - это страшное государство,хотя и с чувством юмора. Очень походящее,кстати, как раз-таки на очень чтимое Р.Хакимовым золотоордынское правление. Чем Сталин не хан. Насчет шариата в России также не уверен. Не уверен в том, что он вообще практиковался. Например по исследованиям некоторых ученых,у татар-мишар практиковался суфийский ислам (то есть,практически вольнодумство). Какой же это шариат с его жесткой кодификцией и регламентацией. Автор статьи все крутится вокруг идеи "почему же мы отстаем от Европы", ищет происки врагов. А все просто.Надо посмотреть в зеркало. Кто мы? И православные и российские мусульмане,как раз с точки зрения современной жизни являются фундаменталистами,ортодоксами. Петра 1 ругаем.Но забываем,что даже с тех пор в этих конфессиях не было реформации. Это, как всегда бывает,и хорошо и плохо. Хорошо, что все осталось почти первозданно. Плохо,что отвращает людей от труда и поворачивает от бренной земной жизни к жизни вечной.Но хорошо это,или плохо,каждый решает сам.

  • Анонимно
    28.06.2014 21:06

    ну вот сегодня разрешены проценты ,а толку...мир до сих пор не вышел из кризиса

  • Анонимно
    28.06.2014 23:34

    Ростовщичество-тупиковый путь. Это ясно всем прогрессивным людям.

  • Анонимно
    29.06.2014 09:38

    Смотрите документальный сериал "Романовы "- больше пользы, чем эта проплаченная фальсификация истории.

    • Анонимно
      29.06.2014 10:02

      Романовы вообще захватчики престола Российского, они не имея на то права узурпировали власть!

  • Анонимно
    29.06.2014 10:19

    Р. Хакимову все не дает покоя, что его прожект евроислама провалился. Банковский процент - вчерашний день. Тоже мне нашел "причину" развала Золотой Орды (Улуса Джучи).

  • Анонимно
    29.06.2014 10:55

    Чем больше живу и размышляю, тем больше согласен с Хакимовым что мы живём как в феодальном строе.Давно уже понял что должности во власти "отданы на кормление", взять хотя-бы МВД. А про министров и Глав МО - тоже сомнению не подлежит!

  • Анонимно
    29.06.2014 12:07

    Чингисхану нужен памятник, как основателю Империи.

  • Анонимно
    29.06.2014 12:43

    12. 07.Согласен с необходимостью установить памятник Чингисхану. В Лондоне установлен прекрасный памятник работы, всеми ругаемого в Казани, Д.Намдакова, есть такой вроде бы и в Китае.А вот где установить в России большой вопрос.Хотя вроде бы он прямого отношения к разорению Руси и не имел, но чингисиды поработали здорово.

  • Анонимно
    29.06.2014 14:05

    Умная статья умного автора. На мой взгляд, следовало все-таки подчеркнуть, что корни большинства проблем современной России лежат в исторически формировавшейся российской культуре. Может быть, Р. Хакимов выступит и на эту тему.

    • Анонимно
      29.06.2014 16:12

      Странно было бы, если бы в мире где-то было по-другому)))Обычно проблемы немцов в немцах, венгров, допустим, в венграх , русских - естественно в русских. Это только у вас москали во всем виноваты)))

  • Анонимно
    29.06.2014 16:51

    Господство в мыслях Р.Хакимова атеистического мировозрения и желания приподнести себя как обновителя религиозных догм, взять тот же непонятный даже самим европейцам "евроислам", не для кого не секрет... Но очередная глупость о том, что государство погубил запрещенный банковский процент в шариате, еще раз говорит о не далекости суждений оного и скажу даже еще большее, полном отсутсвии знания и понимания основ экономики сторящихся на принципах шариата... Молю Всевышнего пусть в этот Священный месяц даст ему своей милости и глубокого познания Творца всего сущего на этой Земле.

  • Анонимно
    29.06.2014 17:33

    История Золотой Орды темна и неизвестна. Ученые, тем не менее, делят ее на три периода...

  • Анонимно
    29.06.2014 17:49

    Попал случайно на эти коменты - почитал и просто ужаснулся! Тут сформировался какой-то муждусобойчик который оперирует вселенскими терминами и более того серьезно спорит друг с другом! Весь вопрос только в том что все националистические и религиозные опусы и споры о великом татарском народе очень смахивает на размышления великих украинских историков. Прямо слово в слово и про то как Русь образовалась из Украины и про лингвистические экспертизы и про великую нацию укров от которых все произошло-КОНЧАЕТСЯ ЭТО ВСЕ ДВУМЯ ВАРИАНТАМИ ИЛИ БОЛЬНИЦЕЙ ИЛИ если этим пропитываются власти-ВОЙНОЙ!!

  • Всё ближе подступаем мы к разгадкеПричин заката Золотой Орды.Имея все для лидерства задаткиОна распалась из-за ерунды.Френдила Русь вовсю с европеизмом,В том уши тамплиерские торчат.Проверку не прошла капитализмом,Фатальная ошибка – шариат.Проценты банков были не в законе.А это тормоз. Нужен капитал.Идти вперёд нельзя на этом фоне,Поэтому и драйв Орды пропал.Добавились проблемы и с царями,Из них был Пётр первый большевик.Татары разругались с москалями,Орда пошла к распаду напрямик.P.S.Зачётно пишет академик,По разному, но об одном.Признать он просит без полемик:Чингиз был строгим добрячком.Татар жестокость – это мифы,Расхожий, мол стереотип.Когда косили Запад тифы,Ярлык обидный к ним прилип. В том обвинил он тамплиеров,Они порочили татар. Хотя самих их, изуверов,Европа помнит как кошмар.Раскрыв татар предначертанье,Историк византийство пнул.Сказав при этом люди знаньяНужны, иначе караул.

  • Анонимно
    29.06.2014 19:54

    Многие глубокие древние языки, в том числе и татарский, отвергнуты, как устаревшие, не соответствующие неким европейским стандартам коммуникаций. Однако, история ещё заставит цивилизацию содрогнуться за неумение сохранить малого в большом, различного в общем, за низведение великих, основанных на глубоком знании бытия языков всех народов мира до уровня бытового разговорного.Многолетние изучения систем(от системы под названием "человек", "семья", "род", "этнос" и вплоть до планетарных) привели мои поиски к осознанию того, что вся Вселенная глубоко символична. И чем более глубок и многозначителен открываемый символ, тем больше ресурсов может извлечь человечество для своего эволюционного подъёма.Татарский язык, как правопреемник тюркского наследия способен раскрыть уникальные возможности для медицины, астрономии, физики и многих других наук.Начну с более глобального и завершу наиболее практичным. Задумавшись о нашей планете Земля, попытался найти перевод этого слова на русском языке. Поднял словари Ожегова, Даля, старо-церковный словарь и некоторые менее значительные словари и нашёл следующие объяснения: "пустошь", "остров", "почва", "территория", "владения" и много других незначительных, не несущих глубокого смысла. Но обратившись к созвучному татарскому слову «??мл?» получил более многозначительную разгадку. Слово «??мл?» переводится как предложение («логос»), узел (не только слов), основа, средоточие. Многим знакомо слово «чакра», «чакры» - энергетические центры человека, которые ещё называют окном в мир, местом пересечения сфер, синтеза тонких тел, перекрёстками энергий. Центральную сердечную чакру человека называют «чашей», «основой», «узлом», «средоточием», «солнечным сплетением», «центральным солнцем человека». Планеты тоже являются чакрами Солнечной системы, местами космического синтеза. Поэтому слово Земля, прежде всего, не почва, не пустошь, не территория, а символ планеты со всем её глубоким смыслом. Т.е. слово это заимствовано из тюркского.Теперь о более практичном. Много лет разбираю символику болезней и много успешных нахождений. На организованные встречи приходят нередко передовые медицинские работники. Ищем причины различных блокировок в органах или триадах органов организма человека. И болезни дыхательных систем, как астма, бронхит, пневмония, туберкулез и др. соприкасаем с эмоциональной составляющей человека или его генетической родовой историей. Перевод такого органа дыхательной системы, как лёгкие, с татарского переводится «?пк?», что несёт в себе другое значение, как «обида». Раскрытие глубоких символов болезни позволяет в причинном поле найти комплекс причин. Чем основательнее диагностика, тем больше ресурсов для излечения. И ещё довольно много таких нахождений. Поэтому игнорирование языков народов, их нивелирование, стирание будет толкать человечество к невежеству, к однобокости, к сползанию к качествам мира животных до уровня инстинктов.

    • Анонимно
      29.06.2014 22:43

      Очень интересная заметка про языки-символы. Только есть просьба не ставить вопросительный знак вместо требуемой буквы. Мы же разумные люди, по близкой русской букве можем понять свою родную букву и слово по татарски. А вопросительный знак вместо букв выглядит эстетически слишком безобразно.

  • Анонимно
    29.06.2014 20:43

    Спасибо Р.Хакимову за объективный обзор, который подтверждается другими источниками (достаточно набрать в поисковике: гунны, древние тюрки, татары, булгары(болгары),протатары, Империя Чингис - хана и тому подобные). Его иные критики похоже дальше учебника истории не читали, это их проблемы. У каждого своя логика, кругозор, уровень и т.д. Согласен, любая идеология начинает тормозить развитие общества, когда подчиняет(подминает) под себя все виды деятельности человека(общества), но вначале это быстрый рост, прогресс. Подтверждение этому в любом учебнике истории (смена формаций, "измы" и т.д.) Крах всего этого по В.И.Ульянову "Шаг вперёд - два назад")))).История повторяется, уроки извлекаются(кем-то).

  • Bifq
    29.06.2014 21:18

    Единомыслие - одновариантность развития, однобокость, исключаются другие варианты прогресса, может лучшие. А религии(как и идеологии), также развиваются от простого к сложному, хотим мы этого или нет.Притом берут(считается всё лучшее??) ценное из предыдущих и процесс идёт.Тут у каждого(государства, человека, групп общества) свои выгоды, человеческий фактор присутствует. А правит всем логика, если его нет, проигрыш обеспечен.(ЧМ-2014 тому подтверждение, там + другие качества: выносливость,тактика и т.д.)

  • Bifq
    29.06.2014 23:34

    Никто не против религии. Без веры и надежды жить невозможно.Просто у каждого своя вера. Своя Правда у каждого( у преступника - одна, у судьи - другая). Если вера в Справедливость в этом мире попрана, есть Справедливость в лучшем из миров. А отстаивая свою (справедливость), можешь стать грешником и преступником. Основные ценности всех религий - совпадают. Люди молятся практически об одном и том же, просят об одном и том же. Спрашивал у разных религиозных деятелей, так ли это и они соглашались со мной. Просто правила(догмы), которые были приняты тысячи лет назад, для молодёжи не очень привлекательны и понятны.Каждая религия требует Единомыслия для своих единоверцев. Шаг вправо или влево, -ты в Аду.

  • Анонимно
    29.06.2014 23:35

    Главная причина падения Золотой Орды (мудрой середины)это сработка закона перекидывания монады. Империя пыталась высоко взлететь к Солнцу(Духу), что забыла про низ(женщину) и поэтому она (земля) ее и обрушила вниз.Вспомним про Тридентский собор 1545 года и последующая канонизация библии. Обозвали женщину ведьмой и повесили на нее вину (история об Адаме и Еве и о змие-желания человека), чтобы ею управлять. Отстранили от общественной и политической жизни, затем загнали на работу, чтобы еще и с женщин собирать налоги(по решению илюминатов выдумали феминизацию). Это теория имеет подтверждение в Сказании "О Полку Игореве"(Хор-Христос). Где прямо говорится,что до тех пор пока не вернем женщину на ее законное место в мире, так и будем падать вниз из-за мужской гордыни.Да и история о казни(казать путь) Христа об этом прямо и говорит.На казни присутствовали: мама Христа(Крест-соединение мужского и женского начал) и Мария Магдалина(земная женщина).Когда человек освобождается от прежних наставлений и знаний и припомощи земной женщины катает себя в целое, то он попадает в Рай (при жизни -воскрешает). Распятие это и есть отражение процесса преображения человека. Человек проходя тиры характеров , переходит в человека любящего, то есть попадает в Золотое царство-золотую орду, центр которого был Владимир(владеющий миром) и это знание-учение было распространено в городах Золотого кольца.Христианство хотело миную земную жизнь СРАЗУ попасть на небо, но законы природы нельзя обойти. За гордыней Золотой Орды(силы) внутри все эти годы росла слабость.Попробуй поскачи на одной ноге,далеко не проскачешь. Когда женщине одели паранджу и заперли дома,дни Золотой Орды были сочтены. Целое Троя(Троян) разрушилась, когда Парис из трех героинь(составляющих женскую Трою) выбрал Афродиту(любовь), потому что из женщины ушла мудрость и жертвенность. Мир стал мужским.Из мужчины ушло состояние Героя и Царя(в голове) и он стал просто любовником(вспомним французские романы о любви).Да принятие шариата конечно способствовало распаду Орды, но дело по большому счету в колебаниях маятника инь и ян.Человечеству был необходим опыт жизни в материализме, чтобы оБОГатившись стать человеком Разумным.Разум и есть тот инструмент, что отличает его от всего остального в мире. Инструмент к выживанию.Разум-единый ум.Соединение мужского и женского ума.Пока пользовались двумя языками:арабским и русским-развивающие оба полушария мозга(Ной по арабски), то Орда процветала.Удар был нанесен точно и верно,многократные переделки языка и слов, переписывание азбуки,вбивание клиньев между Турцией и Русью сделали свое дело,Орда утратило свое влияние. Пока не вернем смысл в слова, женщину на свое законное место(женское по природе отпушенное)и начнем пользоваться Разумом, так и будет как Икар(кара) падать все время вниз. Спасибо Рафаэлю Хакимову за статью размышления! Удачи.И пожелание зреть в корень.

  • Анонимно
    30.06.2014 07:21

    Пора издавать сборник нетленок Н.З.Абдрахманова, они остроумны но без хамства. Правда некий Сиразин его всячески и по хамски обругал за нетленку посвященную его умственному уровню, усмотрев в ней оскорбление его огромного вклада в историю.И модератор пропустил.Но у того хроническая зависть к талантливым людям. В моем комментарии хамства нет и надеюсь, что модератор пропустит. Таланты надо поддерживать. Я некоторые "абдрахманизмы" выписывю и использую со ссылкой на БО. Людям они нравятся и, по моему мнению, способствуют росту популярности газеты.

  • Анонимно
    30.06.2014 15:33

    Если модератор не возражает то позволю себе отвлечься от проблемы производства комбикормов фермером, при всей её актуальности для читателей БО , к теме обозначенной Хакимовым. Думаю, что в конце статьи он доступно для каждого сформулировал триаду благоденствия любого государства - порядок и безопасность, низкие налоги и знания.Так вот с последним компонентом в РФ, а следовательно и в РТ дела обстоят неблагополучно.Применительно к РТ это не только коррупционные скандалы в КНИТУ -КХТИ, постоянные споры туда ли идет ПФУ и кого готовит КНИТУ -КАИ. Гораздо опаснее другое: независимые исследования, и беседы с преподавателями вузов показывают, что катастрофически падает уровень знаний выпускников школ.И это не только в гуманитарном цикле но и точных науках.Недавно провели эксперимент: вопросы ЕГЭ 2013 г. задали выпускникам школ окончивших ее 10 -15 лет тому назад.Их знания оказались в три -четыре раза выше тех которые показали современные.Можно конечно спорить о корректности критериев, но тенденция убийственная.Мы идем к уровню школы в США, где героиня наших хитов Джен Псаки на полном серьезе утверждает, что беженцы из Донбасса просто туристы приехавшие подышать свежим воздухом в горах около Ростова, а в случае плохого поведения Белоруссии 6 флот США подойдет к ее побережью.Сейчас в Казани министр Д.Ливанов проводит федеральное совещание о задачах школ и вузов на 2015 - 2017 гг. Возможно корреспонденту БО удастся взять интервью если уж не у Ливанова, то хотя бы у нашего министра о том, что ждет нас в ближайшем будущем.

  • Анонимно
    1.07.2014 07:41

    Времена меняются, люди меняются, религии меняются, может пора создать новую религию ( например РОССИЙСКУЮ ) опираясь на сомом хорошем из того что было.

  • starr
    1.07.2014 21:11

    Если статью читали внимательно, то там написано что приверженность шариату развалила Орду. ША-РИ-АТ, а не Ислам. То есть главенствование религиозных законов над гражданским законом. Такая постановка вопроса и сейчас запросто развалит любое нормальное многонациональное образование. Начните жить "по шариату" или "по инквизиции", в общем - по религиозному суду, и вашему государству/республике придет конец.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль