Общество 
1.07.2014

«Казань частенько упрекают в том, что ее улицы и площади отнюдь не наполнены скульптурами»

Стартовавший в казанском кремле международный симпозиум скульпторов посвятили памяти Ильдара Ханова

Разнообразить новыми скульптурами небогатую малыми архитектурными формами Казань — такую цель поставили организаторы международного симпозиума мастеров, стартовавшего накануне в Казанском кремле. Скульпторы из Турции, Азербайджана и других стран будут трудиться на глазах у публики и представят свои работы на суд общественности уже через 20 дней. Побывавшая на открытии симпозиума корреспондент «БИЗНЕС Online» выяснила, каким образом переживет второе рождение одна из скульптур Ильдара Ханова, наблюдала, как директор музея-заповедника Зиля Валеева лихо начала «отсекать лишнее» у огромного камня, и, естественно, узнала, куда затем будут помещены выполненные мастерами работы, на изготовление которых будет потрачено более 1 млн. рублей.


Зиля Валеева (слева): «Казань в этом году — культурная столица тюркского мира, и произведения, которые создадут скульпторы, они навсегда будут вещественными знаками этого необычного для нас года»
Зиля Валеева (слева): «Казань в этом году — культурная столица тюркского мира, и произведения, которые создадут скульпторы, навсегда будут вещественными знаками этого необычного для нас года»

КАМНИ ПРОПОЮТ СВОЮ «МЕЛОДИЮ»

В бывшем дворе когда-то находившегося в Кремле Спасо-Преображенского монастыря расставлены 8 тентов, под каждым из которых расположен большой камень известняка — их специально к симпозиуму привезли из Лениногорского района Татарстана. Через три недели эти камни станут произведениями искусства.

«Тема симпозиума — этническая история, духовная культура, тюркский фольклор. Мы назвали симпозиум «Мелодия в камне», все будет зависеть от фантазии творца, мы не вводим ограничение стилистических возможностей», — рассказывает куратор симпозиума, кандидат искусствоведения Рауза Султанова. По ее словам, цель симпозиума весьма благородная. Скульпторы постараются своими работами облагородить урбанизированную среду, не забыв про национальный колорит и своеобразие Казани. Столицу Татарстана частенько упрекают в том, что пространство ее улиц и площадей отнюдь не наполнено скульптурами, вносящими особый шарм в городскую среду. Так что есть возможность, хотя бы частично, ситуацию изменить.

«Казань в этом году — культурная столица тюркского мира, и произведения, которые создадут скульпторы, навсегда будут вещественными знаками этого необычного для нас года», — сказала, открывая симпозиум, директор музея-заповедника «Казанский Кремль» Зиля Валеева.

Скульпторы будут работать 20 дней. Каждый из них представил несколько различных эскизов той работы, которую бы мастеру хотелось оставить в Казани. Искусствоведы и дирекция музея выбрали из множества эскизов один, именно эта работа будет воплощена в камне. «Наверняка во время работы наших мастеров вокруг них будут собираться зрители, конечно, это же интересно, когда на твоих глазах рождается произведение искусства. Но, с другой стороны, люди увидят, как тяжел труд скульпторов», — полагает первый заместитель министра культуры РТ Ирада Аюпова.

Среди организаторов симпозиума — министерство культуры РТ, музей-заповедник «Казанский Кремль», ИЯЛИ им. Ибрагимова, казанский филиал МГАХИ им. Сурикова и союз художников РФ в РТ. Фиксирует проект министерство культуры РТ, бюджет симпозиума — немногим более миллиона рублей.

С «ГАРМОНИЕЙ» В ДУШЕ

Хотя у симпозиума есть название, он тем не менее посвящен памяти замечательного скульптора и художника Ильдара Ханова, ушедшего из жизни более года назад. В свое время Ханов, получивший образование в суриковском институте, вернулся в Татарстан и буквально взорвал республику новыми идеями в скульптуре. Его работы находятся в Набережных Челнах, Арске, Аксубаевском районе. Его вселенский храм, объединивший несколько религий, построенный художником в Аракчино, стал одной из визитных карточек Татарстана.

...Небольшая, около метра высотой, золотистая скульптура стоит под одним из тентов. Ее элементы похожи на несущийся вверх водяной столб, который, на первый взгляд, кажется хаотичным, но при пристальном взгляде видишь ту гармонию, которая его пронизывает.

Ильдар Ханов не всегда давал названия своим работам
Ильдар Ханов не всегда давал названия своим работам

«Ильдар Ханов не всегда давал названия своим работам, а эту его скульптуру мы взяли на себя смелость назвать «Гармония», — рассказывает спутница жизни Ханова Рауза Султанова, отдающая сейчас много сил увековечению памяти художника и сохранению его творческого наследия.

«Гармонию», но только увеличенную масштабно, выполнит на симпозиуме ученик Ханова Фаниль Валиуллин — выпускник казанского филиала суриковского института. Таким образом получится, что незримо Ханов — один из участников симпозиума в Кремле.

Рауза Султанова
Рауза Султанова

По идее устроителей симпозиума, одна из работ, победительница, останется на территории Кремля. Семь остальных украсят казанские улицы и площади.

«Именно сейчас важно осмыслить и оживить язык тюркского пластического мышления. Пригласив для участия в нем представителей различных регионов страны и зарубежья, Казань еще раз подтвердит свое право в этом году быть культурной столицей тюркского мира», — полагает Султанова.

УБИРАЕМ «ВСЕ ЛИШНЕЕ»

Как известно, Роден, когда его спрашивали, как он творит, говорил о том, что от камня надо просто отсечь «все лишнее». Первой выполнять эту процедуру начала директор музея-заповедника Валеева, сделав несколько символичных ударов тяжелым инструментом по камню.

Уже сегодня в 10 утра, пока площадка для работы находится еще в тени, начнут работу участники симпозиума. Среди них, например, известный турецкий скульптор Метин Кар, окончивший скульптурное отделение университета в Мармаре и сейчас работающий в Стамбуле. На его счету — десятки престижных выставок во всем мире.

Второй участник-иностранец — Мамед Рашидов из Баку. Выпускник национальной академии искусств Азербайджана постоянно презентует свои работы не только на родине, но и в Турции, Австрии, России и других странах.

Из Уфы для участия в симпозиуме прибыл Руслан Нигматуллин — лауреат государственной премии Башкортостана в области литературы, архитектуры и искусства, участник многочисленных международных фестивалей и симпозиумов. Крым представляет Айдер Алиев — выпускник отделения монументальной живописи института в Ташкенте, его работы находятся во многих музеях и частных коллекциях в Москве, Германии, Польше, Венгрии.

Еще один скульптор Тагир Субханкулов хорошо известен казанцам. Его работы есть в НКЦ «Казань», а также в частных коллекциях Англии, Германии, Испании, Канады, США, Финляндии, Швейцарии, Люксембурга, Швеции. Субханкулов живет и работает в Москве, он член международной творческой организации художников «Солнечный квадрат».

Татарстан представляют два автора — это Рустам Габбасов, чьи работы хранятся в ГМИИ РТ и пермской картинной галерее, и его коллега — один из самых титулованных скульпторов Татарстана Ася Миннуллина. Выпускница мухинского училища, лауреат Госпремии РТ им. Тукая хорошо известна казанцам своими работами, которые давно уже стали украшением города.

19 июля будет объявлено имя скульптора, чья работа останется в казанском кремле
19 июля будет объявлено имя скульптора, чья работа останется в Казанском кремле

Кстати, Миннуллина — не просто участник симпозиума. На нее возложена еще одна обязанность — она будет курировать группу ребят, недавних выпускников и студентов филиала суриковского института. Они на симпозиуме будут выступать в роли подмастерьев, помогая скульпторам, а заодно и проходя этот своеобразный мастер-класс.

19 июля на площадке будет объявлено имя скульптора, чья работа останется в Казанском кремле.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (14) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    1.07.2014 08:20

    отличная идея! Спасибо всем участникам и организаторам!

  • Анонимно
    1.07.2014 09:28

    казанские дворы и дворики также нуждаются в духовном обогащении. Готов ли муниципалитет оплатить малую скульптуру во дворах?

    • Анонимно
      1.07.2014 15:58

      думаю, что готов. хотя бы потому, что эта идея озвучивалась мэром. привлечение студентов-скульпторов также считаю хорошим знаком. Дворами надо заняться. Если уж стремимся к европейской столице

  • Анонимно
    1.07.2014 11:08

    А почему Махмуд Гасимов не участвует? Он не менее титулованный скульптор чем Габбасов и Минуллина

    • Анонимно
      1.07.2014 12:06

      Может быть банально не пригласили? Или занят другими проектами - людей вроде него надо "забивать" заранее.

  • Анонимно
    1.07.2014 12:04

    Скульптуры не помешают. На каждом шагу их устанавливать не стоит, а вот возле разных государственных учереждений - самое оно!

    • Анонимно
      1.07.2014 16:02

      Этого добра у нас навалом. Во дворах самое то, это же малая скульптурная композиция. Элементарная небольшая альпийская горка с фигурой какой-либо. Уже что-то, чем простой неухоженный пустырь

      • Анонимно
        1.07.2014 18:17

        Во дворах, главное, чтобы местная шпана не разбомбила потом эти скульптуры.

      • Анонимно
        1.07.2014 18:17

        Во дворах, главное, чтобы местная шпана не разбомбила потом эти скульптуры.

    • Анонимно
      1.07.2014 18:16

      Нужно разработать концепцию городских скульптур. И чтобы они гармонично смотрелись на территории города.

  • Анонимно
    1.07.2014 18:10

    Скульптуры украшают, согласен. Но помнится мне, что не угодишь вкусам нашего народа...

  • Анонимно
    1.07.2014 18:17

    Идея нравится. Молодцы!

  • Анонимно
    1.07.2014 20:58

    Надо кладбища разрешить прямо во дворах. На кладбищах пусть красивые памятники делают. Очень духовно будет

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль