Общество 
6.07.2014

Римзиль Валеев: «Шурале остается самой перспективной фигурой политического ландшафта»

Если благотворители, готовые вложить деньги в сохранение исторических памятников, не имеют льгот и других стимулов, значит, нужно менять законы

В эпоху доминирования материального мира и административных ресурсов люди с философским складом ума ищут новые ориентиры и опорные точки для ответов на вечные вопросы бытия. Известный журналист и общественный деятель Римзиль Валеев тоже отправился в путешествие в заказанские районы, в знаменитые леса, откуда произошел легендарный герой татарских мифов Шурале. В своей статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», он рассказывает о своей поездке и размышляет о природе и духовных богатствах, культурном наследии, не отрываясь при этом от политических реалий.


УБОЖЕСТВО ИНТЕЛЛЕКТА ИЛИ НЕДОРАБОТКА РЕКЛАМЫ?

Года два назад меня кровно оскорбил знакомый из другого города, который приехал погостить в Казани и погулять по ней. На мою критику за просиживание в престижном пивбаре в течение пяти часов он огрызнулся: «А что тут вас смотреть? Кроме Кремля и аквапарка, ни-че-го!» Я аж задохнулся от возмущения, выпалил что-то оскорбительное насчет интеллекта, непонимания культурных богатств, уникальных фактов и исторического опыта. До сих пор не проходят обида и желание унизить нигилиста, который даже в Кремле не посмотрел главные экспозиции, крутые музеи на Кремлевской, архитектурные прелести. Ему подавай аквапарк и пивнушку, блин...

И все же с тех пор стал присматриваться, что есть показать в Казани и как заинтересовать прелестями древнего города и продвинутой республики, еле скрывая раздражение аквапарком, гипермаркетами и другими «пылесосами» для сбора местных денег.

Большинство памятников архитектуры — замечательные атрибуты купеческого города конца XIX и начала ХХ века. После осмотра Казанского кремля и Свияжска можно посетить Зилантов монастырь, могилу графа Толстого — известного градоначальника Казани и деда Льва Толстого. Мечети татарской слободы, Булак. Но все равно восторга хватает на полдня, максимум на день.

Депутаты Госсовета РТ в Арском районе

Не удивительно, что основной поток туристов задерживается на день или два. Шансы на скорый отъезд или погружение в пивнушку довольно велики. Сейчас турист пошел требовательный, его ничем не удивишь после осмотра Колизея, Пизанской башни, византийских амфитеатров в Анатолии и, конечно, императорского быта Петродворца. Тем не менее наша изумительная Казань может завлечь деловыми или культурными мотивами, шаляпинским, нуриевским фестивалями, международными форумами и чемпионатами.

Городу нужны легенды, яркие страницы тысячелетнего прошлого. Есть легенда про Сююмбике, бросившуюся с башни, не желавшую выйти замуж за злобного царя. Летающий змей, университет, Лобачевский, Толстой, Горький, Ульяновы. Тукай, Джалиль, казненный в Германии за 10 месяцев до победы. 10 тыс. самолетов, собранных на авиазаводе им. Горбунова. Вертолеты, каучук, оперный театр, уезжающий надолго в европейские провинции. Убедительные факты и аргументы.

Из материальных, зримых вещей преимущественно предстают те же купеческие дома, «легендированные» крайне слабо. Туристу подавай саблю Чингисхана или седло Батыя, мимолетный казанский роман Александра Пушкина.

Но мне хочется увидеть следы 500-летней давностей, а еще лучше — того, что было 700 или 800 лет назад. Или даже 1000 лет назад? Что имеем? Кремлевский холм, озеро Кабан, река Казанка, впадающая в Волгу. Не факт, что берега сохранились в прежнем состоянии. И все. Купеческие особняки и церкви пушкинских времен я видел и в Ярославле, Суздале, Новгороде, Петербурге.

Все-таки Казань — обиталище народа с имперской историей, помнящего Золотую Орду, Батыя и проклятого Тамерлана, разрушившего Болгар. Хоть как-то хочется вообразить, как было здесь во времена переезда столицы из Болгара на устье Волги и Казанки.

Манящей рекламы, загадочных картин на этот счет явно мало, поэтому народ часто уезжает смотреть амфитеатры и следы гладиаторских боев. Пожалуй, мы, журналисты, рекламщики, пока слабовато раскрываем изюминку Казанского края. А то бы не отправился мой знакомый в пивбар на целый день...

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ШУРАЛЕ

Каждый год в декабре-январе туристы целыми поездами отправляются в Великий Устюг, на родину Деда Мороза, укрепляя бюджет Липецкой области. В прошлом году немалая часть новогодних туристов выбрали маршрут поближе — в Арский район, где фактически давно прописан Кыш Бабай — родной татарский брат Деда Мороза. Народу маршрут понравился: и ближе, и расходов поменьше, и интересно.

Жаль, я не смог посмотреть резиденцию Кыш Бабая. Но еще сильнее меня манили леса, где водятся (мои знакомые точно видели несколько раз!) симпатичные и страшноватые существа сугубо местной породы — Шурале! Прямо вместе с Кыш Бабаем круглый год обитает там это лесное существо.

Поэтому, узнав, что депутаты Госсовета едут в Заказанье посмотреть сохранение памятников культурного наследия, я попросил председателя депутатского комитета по этим вопросам Разиля Валеева взять одного недепутата с собой. Получилось! Транспорт, экскурсоводы, представители местной власти, ответственные за владения Кыш Бабая и Шурале, родниковая вода и питание — все гарантировано. Условия намного лучше, чем сервис для нормального туриста.

Я был настроен на игривый лад и праздник, полагая, что депутаты специально устроили себе пикник под занавес своего срока в парламенте. Время-то отпускное, погода отличная. И микроавтобусы удобные, и хозяева гостеприимные. Встречай гостей, Шурале-ипташ!

В Иске Казан

СТАРАЯ КАЗАНЬ — НЕ НАЗВАНИЕ ВОДКИ, А ПРЕЖНЯЯ СТОЛИЦА

Первая остановка — в деревне Камаево Высокогорского района, где и было первое поселение города после переезда из Болгара. Иске Казан — любимое место любителей истории. В 40 км от нынешней Казани стали жить-поживать «нью болгарцы» или жители Болгар-аль Джадит, то есть Нового Болгара. Почему они позже махнули на берег Волги и Казанки, мне неведомо. Говорят, что вдали от реки было спокойнее от нападения по воде, но без транспортной артерии трудно торговать, общаться с внешним миром. Развитие получила нынешняя версия Казани, на Волге. Но эпоха старой Казани — Иске Казан — не забыта. Благоустроены родники, можно увидеть гору и поле, речку, где располагалось поселение. А на краю Камаево (бывшее имение Камая-мурзы, наместника московской власти) несколько лет назад выстроен деревянный Кремль.

Это настоящая гордость Татарстана — сюда едут со всей России на рыцарские бои и другие фестивали. На фоне башен, укреплений и ворот можно снимать фильмы. Помню, мы с другом Ф.Камалом отсняли четыре коротких документальных фильма о реконструкции средневековых боев. Даю ссылку только на одну из них, найдите как-нибудь 10 минут для просмотра, вы убедитесь, насколько захватывающее это зрелище — реконструкция истории.

Прошло уже два года, но до сих пор волнует сюжет, который мы оформили музыкой Вагнера. Становится понятно, что война не игра... Тогда даже не подумал, кто построил это великолепное укрепление из дерева. Думал, государство. Столько средств, настоящего деревянного материала и души вложено! Депутаты смотрели на Иске-Казанский заповедник с изумлением. Собраны экспонаты, открыт замечательный музей. Он воспринимается как вход в глубокую историю. Настоящую и чисто казанскую историю культуры и быта. Иске-Казанский заповедник укрепляется, растет, но он до конца не оформлен и не получил статус государственного комплекса. Пока это просто шедевр частно-государственного партнерства и нескончаемой энергии депутата Госсовета, руководителя ОАО «Таттелеком» Лутфуллы Шафигуллина и его друзей.

Построенный и обустроенный ими деревянный Кремль — самый настоящий новодел. Но зато какую огромную правду он доносит! Именно такими были средневековые города нашего края.

Олеся Балтусова

Депутаты с большим уважением и почтением получали информацию об истории края. Оказалось, что вместе с членами комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам приехали представители министерства культуры, руководство трех заказанских районов в этот день всецело погрузились в проблемы культурного наследия. Приехали некоторые депутаты других комитетов и комиссии — вот какая важная повестка дня! И даже самый главный экскурсовод — помощник президента Татарстана Олеся Балтусова — тоже осматривала непривычные объекты старины. Разговоры о культурном наследии разворачивались не в городе, а в деревнях и лесах...

РАЛЛИ ПО ИСТОРИЧЕСКИМ МЕСТАМ

Короче, моя надежда отдохнуть на природе вместе с народными избранниками накрылась медным тазом. Дальше день превратился в авторалли по историческим местам. После осмотра Иске Казан разбились на две группы, чтобы охватить сразу Атнинский и Арский районы, посмотреть наиболее важные памятники истории культуры. Посмотрели старые и новые мечети и церкви. Не думал, что в «чисто татарском» Арском районе, где русские составляют менее 5%, имеется 6 церквей. Некоторые весьма крупные, все с богатой историей. Их в основном восстанавливают за счет средств хозяйств, района и прихожан. Впечатляют многочисленные музеи и в городе Арске, и в деревнях.

Оказалось, что в каждом из объектов наследия куча смысла и проблем. Информация уникальная, часто просто потрясающая. Я попал в группу, которая смотрит Арский район. Другая группа увидела в Атнинском районе дом купца Даутова и уникальный образец деревянного зодчества — трехэтажный дом, расположенный в селе Большой Менгер. Никогда еще в течение одного дня не приходилось получить такой объем информации, вызывающей стресс. Лесная тишина и знакомство с жилищем Шурале остались в мечтах.

Родник в Хотне

Когда обе группы, объехав свой маршрут длиной в 150 - 200 км, встретились у Святого Родника близ села Хотня, все «этнотуристы» были измотаны и возбуждены. Они попили знаменитую хотнинскую воду, полюбовались благоустройством родника. Оказалось, и здесь потрудился Шафигуллин, который за год привел в порядок еще Петропавловскую церковь, которую построил 1830 году Петр Алексеевич Перцов по проекту выдающегося архитектора Петра Пятницкого — создателя здания Казанского университета. Кстати, семья Перцовых и роль этой династии в отечественной истории требуют отдельного разговора.

В.В. Перцов с женой

Заседание комитета Госсовета состоялось в Кырлае, рядом с музеем Габдуллы Тукая. Если честно, то у меня не хватило сил и времени поинтересоваться насчет Тукая и его любимого героя Шурале. 74 объекта культурного наследия Арского района (а всего, за исключением Казани, их 1004 единицы). 310 памятников наследия федерального уровня. Муниципальных памятников намного больше. Некоторые из них настолько ценны, что их потеря была катастрофой. А всего в Татарстане объектов культуры и истории разного достоинства — 7 тысяч. Трудно доглядеть, нелегко сохранить.

Здание медресе в деревне Курсе построено в 1830 году. И стоит до сих пор. Глава Арского муниципального района Алмаз Назипов помнит наизусть каждую подробность исторических фактов. Их много, гораздо больше, чем денег. Депутаты искали выход из положения, так как объем затрат огромен. Приходится надеяться на частно-государственное партнерство. Но благотворители, партнеры государства, пока не имеют льгот и других стимулов, значит, нужно менять законы...

Медресе в деревне Курсе, построенное в 1830 году (родина Габденнасыра Курсави)

Огромное количество памятников находится в неудовлетворительном и аварийном состоянии. Мечеть в Береске Атнинского района построена на 5 - 6 лет раньше старейшей мечети Казани, носящей имя Марджани. Программы «Мирас» на его реставрацию записано 1 млн. рублей. Этого не хватит даже на проектирование. А ведь речь идет о мечети, построенной раньше мечети Марджани! Не хочется сопоставлять этот памятник с церквями и усадьбами купцов, построенными 100 - 150 лет назад, на которые программой «Мирас» записаны 10 - 20 и даже 30 млн. рублей. Национальных мотивов тут нет, каждый объект рассматривается отдельно. Но все-таки некоторые памятники уж очень старые и не имеют аналогов. Может, и хорошо, что столь горячий вопрос был рассмотрен гласно, с участием всех сторон, выработкой рекомендаций и мер государственной заботы.

КТО САМЫЙ ЦЕННЫЙ КАДР В ЗАКАЗАНЬЕ?

Не хочу политизировать вопрос сохранения памятников культурного наследия. Или акцентировать национальный аспект. Русская женщина Любовь Михайловна Осина — заместитель руководителя Арского района, по-татарски говорит не просто без акцента, а на уровне учителей татарской литературы или работников театра им. Камала. Из ее рассказов я убедился, что если нормальный любознательный человек окажется здесь, то он увлечется и останется надолго.

Именно в Заказанье выросла почти половина классиков татарской культуры и богословия. Их труды, биографии, книги популярных писателей настраивают на позитивный лад. В 80-годы я приезжал в эти края вместе с поэтом Сибгатом Хакимом и нынешним председателем конгресса татар, депутатом Госсовета от Арского района Ринатом Закировым в Урнякское сельское ПТУ, где будущих механизаторов учили по-татарски, настраивали на дружбу между народами. Такая же традиция к отношениям между этносами продолжается и сейчас. Разве что иногда родной язык оттесняется в общественной жизни города. А язык тоже культурное наследие, причем самое важное.

Сейчас райцентры превращаются в города, дома и улицы устраиваются по-городскому. Правда, еще не везде дороги, как в Германии. Они будут, если постараемся. А среда может исчезнуть. На заседании в Кырлае сказали о насущном — нужна этническая деревня, чтобы все было как раньше, каким видел село Тукай, где мог бы органично вписаться даже Шурале. Иначе в современном мегаполисе и поселках городского типа неуютно.

В Заказанье живут и работают сильные хозяйственники. Рустам Калимуллин (Высокая Гора), Ахат Хакимов (Атня), Алмаз Назиров (Арск) имеют такой опыт управления, что они узнаваемы во всем Татарстане. Отсюда же, из Заказанья, вышли самые крупные звезды культуры, науки, литературы. Есть тут авторитетные муниципальные руководители, предприниматели, партийные активисты и религиозные деятели.

И все же самым эффектным, влиятельным и популярным персонажем я считаю... того самого Шурале. Меняются времена, цари и порядки, но при любой системе читаешь бесхитростный стих Тукая о Кырлае и видишь перед собой легендарную фигуру Шурале. Он теперь видится защитником природы, лидером экологов, воспитателем, наивным простодушным существом, какими бывают самый добрые безвредные работяги.

В селе Хотня

В век компьютеров и интернета жесткость и космические конфликты вторгаются в детские души с ранних лет. Мне за них тревожно. Нужны магические существа из прошлого. Люди в них заинтересованы. О Шурале сняты документальные фильмы, а также несколько мультфильмов. Это показатель огромной популярности. О нем Фарит Яруллин написал балет, который ставился в Большом театре и в Праге, а недавно снова был поставлен в Санкт-Петербурге. Его лик украшал коробки с конфетами, папиросами. Замечательный детский парк напротив «Идель-Пресс» тоже был сначала назывался «Шурале». Зря думают, что это отрицательный персонаж. Он может быть милым, красивым, добрым, романтичным — он такой, как нормальный татарин.

Впрочем, национальная, религиозная и партийная принадлежность Шурале не установлена. Но он может украсить любой предвыборный список, если вдуматься. Вне зависимости от национальности и партийной принадлежности, Шурале остается самой перспективной фигурой политического ландшафта.

Он выживает в разных эпохах. Татарин по происхождению, он существо планетарного масштаба, по-моему. Может породниться с кем угодно. Привычка щекотать — только миф. Он рожден, чтобы щекотать душу и совесть. Его можно обмануть. Но он сам никого не обманет. А это большой дефицит сейчас. В изуродованном лесу, испачканной природе Шурале немыслим. Только как символ несчастной жертвы.

Он может быть по-настоящему благодарным таким дядям, как Лутфулла Шафигуллин и ему подобные. Все еще не до конца оцененный, он терпеливо ждет своего часа среди главных ценностей и брендов. Это наше все. Вот увидите.

Шурале — наше культурное наследие, которое нужно беречь, сохранить во что бы то ни стало. И создавать ему приличные условия существования. Иначе в округе не будет сносных условий для всего живого. Не дай Бог, убежит, если война, загорающаяся в некоторых местах бывшей страны, будет приближаться к нам. Все объекты культурного наследия защищают человека в человеке.

Мы еще поговорим о чудесах и памятниках Заказанья, которых не меньше, чем в 1000-летней Казани. Я верю: чтобы посмотреть на них, весь мир приедет к нам и спросит: «Кто это с длинными пальчиками? У нас такого нет?» Потом миллионы, десятки миллионов людей из разных стран тоже влюбятся в это непутевое существо. Они откроют для себя нас, нашу республику и наш народ.

Туристическая экскурсия в духе отпускника на этот раз не получилась. Но к Шурале я поеду в следующий раз, отдельно, без депутатов, еще кое-что расскажу. В культурном наследии очень много загадок и позитивной энергии. Оно как дорогое лекарство.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (47) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Timur
    6.07.2014 10:26

    Шурале-персонаж не однозначный,думаю пугать им детей не следует.В детстве мне рассказали что он людей чекочет до смерти,помню,на охоте с ночевкой в дремучем лесу этот персонаж в сознании проскальзывал более убедительно,нежели медведь.В России детей пугают "бабаем" что автоматом значит-татарин.От рождения до двух лет подсознание детей все пишет подобно магнитофонной записи,в дальнейшем служит либо двигателем,либо тормозом.Заметил,как только узнают мое имя,появляются элементы не доверия.Я сразу понимаю,сработал защитный механизм записанный на подсознание.Такому человеку надо время что бы он проникся к тебе доверием,но при первой же неудаче,проколе,подсознание сделает свое дело.В этом отношении "бабай" так же как и "Шурале" сделали свою пагубную роль.

    • Анонимно
      6.07.2014 12:31

      Рассуждения на этот раз заслуживающие внимание. Особенно о запечатленном подсознании.Не понял только негативная реакция на Ваш ник или на шурале или бабая?

    • Анонимно
      6.07.2014 19:35

      Бабайка-в русской мифологии,сказочное существо,злой дедушка,с татарами не связан никак.Не молите тут воду и не несите ересь.

    • Анонимно
      6.07.2014 19:38

      Тимур,во ты гонишь,знаешь рассказ про Тимура и кучу. его пацанов?Кажись они шебуршали не в Азнакаевском районе и не в Усадах..

  • Анонимно
    6.07.2014 10:30

    Весьма благодарен Р.Валееву за, как всегда, интересный рассказ о нашем крае и его размышления о более эффективном использовании историко -культурного ресурса в интересах республики.По известным причинам он не сказал, что Казанский кремлевский историко -культурный заповедник за последнее время преобразился и стал центром многих федеральных мероприятий.Во всем этом большая заслуга З.Р.Валеевой и ее команды.Места которые посетил автор памятны и мне. Около 20 лет тому назад выдающийся археолог Р.Г.Фахрутдинов показал Р.Хакимову с супругой и мне ряд тамошних уникальных мест. Особенно запомнилось посещение могилы родственницы казанского хана упокоившейся в деревне еще до гибели государства.Сохранилась и фотография где РГФ показывает нам это место.А потом Р.С. повез нас в деревню где родился Сибгат Хаким и показал его дом.Вот сколько личных воспоминаний пробудила статья. Наверное и у других читателей будут личные мотивы вспомнить прошлое. Полагаю, что в команде "колумнистов" БО Р.Валеев и Р.Хакимов занимают сейчас ведущее место. БФС

  • Анонимно
    6.07.2014 10:48

    Согласен: списке кандидатов в депутаты не хватает Шурале. Он прошел бы по одномандатному округу. В партии ему не надо вступать. Предлагаю организовать культурно-экологическую партию Шурале! Набрать 30 процентов мест в ГС РТ.

    • Timur
      6.07.2014 12:24

      Да,Шурале может быть полезен в Гос. совете,применительно к тем депутатам которые просиживают время.Вот таких, пусть бы он пощекотал.

      • Анонимно
        6.07.2014 13:08

        Вам надо обоим уважительно относится к труду Р.Валеева, а не заниматься пустозвонным стебом. Нехорошо господа эфедюки. Пока только у БФС прочитал комментарий по теме.Думаю, что есть и другие места могущие привлечь туристов, как своих, так и забугорных.Чистополь который осчастливил посещением сам Мединский, Елабуга, где не только Стахеевы и Цветаева, но "чертово городище" незнамо как датируемое но ооочень древнее.

  • Анонимно
    6.07.2014 12:30

    "Татарин по происхождению, он существо планетарного масштаба, по-моему. Может породниться с кем угодно. Привычка щекотать — только миф. Он рожден, чтобы щекотать душу и совесть. Его можно обмануть. Но он сам никого не обманет. А это большой дефицит сейчас. В изуродованном лесу, испачканной природе Шурале немыслим."Нынешнюю политику даже Шурале не выдержит. Обманут его. Как и весь народ надуют. Зря его искали депутаты.

  • Анонимно
    6.07.2014 13:38

    Нужно поработать нашим масс-медиа, как в случае с Лохнесским чудовищем. Поток туристов со всего мира в Кырлай, а заодно и в Казань, будет обеспечен. Нужно разместить в Инете, в новостных лентах фото и видеосвидетельства очевидцев, якобы видевших Шурале, вообщем, раскрутить эту легенду на мировой уровень. Это как история с монеткой, которую "нашли" в Кремле. Дарю идею. С помощью Шурале мы опять "булдырабыз".

    • Анонимно
      6.07.2014 15:39

      Господа- эфэнде и госпожи- ханум. Не надо зацикливаться только на Шурале. У Валеева тема шире.Кстати его неплохо раскручивали и в советское время. Сохранилась коробка папирос "Шурале" выпускаемых в 50 х года Казанской табачной фабрикой.По тем временам это был великолепный пиар.

  • БОБ
    6.07.2014 16:32

    "Каждый год в декабре-январе туристы целыми поездами отправляются в Великий Устюг, на родину Деда Мороза, укрепляя бюджет Липецкой области"Римзиль, а разве Великий Устюг уже не в Вологодской области?

    • Анонимно
      6.07.2014 18:14

      А мы все равно там не были. Может быть. Кыш бабайу нас.

  • Анонимно
    6.07.2014 18:30

    На смену Шурале пришла Хранительница.Мыслить необходимо масштабнее, в духе реалий времени и политической конъюнктуры...Восток дело тонкое, панимаешь. Дауд

  • Анонимно
    6.07.2014 19:50

    Римзиль дус, Великий же Устюг в Вологодской области, как можно восполнить бюджет Липецкой области? География...Твой давний знакомый Ирек из Альметьевска.

  • Анонимно
    6.07.2014 19:56

    Ну кто такой Шурале? Это всего лишь жалкий мужчина нетрадиционной сексуальной ориентации. За что, собственно, был изгнан из деревни,из рода своего и племени. Ну куда он пойдет? Конечно же в лес! А попробуй, поживи в лесу, через месяц ногти и растительность на лице, теле и голове так отрастут, будешь похожим на скотину. А рог на голове - это потому что жена гуляла, о не ублажал он ее, по причине известной. Так что, Шурале - это символ распущенности, и не надо из него национальный символ делать. Максимум - это бренд для гей клуба. Помнится, работал такой в Казани лет десять назад на ул.Н.Столбова.

    • Анонимно
      6.07.2014 21:23

      первый раз слышу про наш Шурале такое...

      • Анонимно
        6.07.2014 22:21

        Объясните мне бестолковому: Разиль Валеев и Римзиль Валеев разве это не один человек?

        • Анонимно
          7.07.2014 06:20

          Разиль Валеев - депутат и поэт. Родом из Нижнекамского района (работал в Союзе писаталей, в челнинском отделении СП, национальной библитеке РТ)Римзиль Валеев - журналист и общественный деятель. Родом из Башкирии. (работал в Комсомольской правде, журнале Идель и Всемирном конгрессе татар, Радио Азатлык)

      • Анонимно
        7.07.2014 09:19

        То что он в лесу пристает к мужчинам, и в итоге сует свой палец (а палец ли?!) в не ту расщелину, доказывает правоту о его сути. Да и живет он, судя по описаниям, только в заказанских (то есть не татарских, а в основном марийских, удмуртских и кировских) лесах. Так что, не татарин он, однозначно! А в Госсовет пройти может. Может даже возглавить объединенный список "зеленых" и "голубых". Так сказать, электоральная база имеется в достатке.

      • Анонимно
        7.07.2014 09:58

        Если бы Шурале имел гейские наклонности, давно его сделали героем западных фильмов и комиксов, избрали бы в Европарламент или сделали бы министром культуры (спорта)Голландии. Просто натуральный, искренний, простой лесной парень. Давно пора его сделать лидером лесоводов. Кула смотрит Наил Гамбарович, министр лесного хозяйства? А памятник Шурале есть в Казани? Шурале - это наша гордость и бренд. Нельзя его обижать!

        • Анонимно
          7.07.2014 12:35

          Памятник есть! Это за памятником Габдулле Тукаю. Вырубленный из дерева. В основном около него собираются иже с ним персонажи современности. Ну, вы поняли, да :))

    • Анонимно
      6.07.2014 22:46

      Теперь назвали бы такого мужика не Шурале, а короче Бомж он, которого выгнали из дома.

    • Анонимно
      6.07.2014 22:46

      Теперь назвали бы такого мужика не Шурале, а короче Бомж он, которого выгнали из дома.

  • Анонимно
    6.07.2014 20:08

    Чего уж греха таить, много уничтожено объектов, представляющих историческую ценность в тысячалетней Казани и слишком много настроено не представляющих никакой ценности новоделов. И главное обидно, что никто за это не отвечает.Интересно, Петропавловский собор удастся сохранить?

  • Анонимно
    6.07.2014 20:30

    Очень пронзительная,задушевная статья. Р.Валеев - мастер слова. Римзиль абы, пишите статьи новые о Казани,о Тукае,о нашем татарском народе и испытаниях, которые он перенес. Слово исцеляет душу. А татарская душа - в ранах.

  • Анонимно
    6.07.2014 22:38

    А ведь верно пишет Римзиль, что памятников 15 го и 17-18 века в Казани почти. Умиляемся купеческими домами прошлого века, а что осталось от татарского наследия средневековья - неизвестно. Посмотрел по ссылке из статьи рыцарские дома. http://zilant.tv/hronos/iske-kazan-bitva1chast/Интересно и романтично.Знай наших!

  • Анонимно
    6.07.2014 23:06

    Что там показать в купеческих домах, теперь многие олигархи намного лучше и больше строят дома. Вот, одного из современных можно показать на берегу Казанки, т.е жилой комплекс Мингазова В.В., там около 6 -и зданий, т.е целый комплекс, даже личный мечеть есть.

  • Анонимно
    6.07.2014 23:35

    Горжусь ген. Директором Таттелеком, за силы, которые он тратит на культуру моего народа!

  • Анонимно
    6.07.2014 23:36

    Шафигуллин Л Н спасибо за историю и орг. талант!

  • Анонимно
    6.07.2014 23:37

    Автор статьи молодец , а еще радует, что не забыл меценатов . Власть уже пора помогать восстанавливать культуру.

  • Анонимно
    7.07.2014 02:01

    Шурале никого не пугал никогда) С детства к нему относились с юмором) Простодушный,олуховатый лесной дух. Накрутили,понимаешь)

  • Анонимно
    7.07.2014 05:25

    армяне здесь жили.

  • Анонимно
    7.07.2014 06:46

    Спасибо меценатам, таким как ШафигуллинЛ Н , которые сохраняют культуру нашего народа, только на таких людях и держиться Держава!

  • Анонимно
    7.07.2014 08:22

    Габдулла ТукайШУРАЛЕЕсть аул вблизи Казани, по названию Кырлай.Даже куры в том Кырлае петь умеют... Дивный край!Хоть я родом не оттуда, но любовь к нему хранил,На земле его работал — сеял, жал и боронил.Он слывет большим аулом? Нет, напротив, невелик,А река, народа гордость,— просто маленький родник.Эта сторона лесная вечно в памяти жива.Бархатистым одеялом расстилается трава.Там ни холода, ни зноя никогда не знал народ:В свой черед подует ветер, в свой черед и дождь пойдет.От малины, земляники все в лесу пестрым-пестро,Набираешь в миг единый ягод полное ведро...и далееВсякий разум я теряю, только вспомню я Кырлай.Разумеется, что в этом удивительном лесу Встретишь волка, и медведя, и коварную лису.Здесь охотникам нередко видеть белок привелось, То промчится серый заяц, то мелькнет рогатый лось.Много здесь тропинок тайных и сокровищ, говорят. Много здесь зверей ужасных и чудовищ, говорят.Много сказок и поверий ходит по родной земле И о джиннах, и о пери, и о страшных шурале.Правда ль это? Бесконечен, словно небо, древний лес, И не меньше, чем на небе, может быть в лесу чудес.-------------------Прекрасные стихи , нашего великого поэта, спасибо, кто находит в себе силы сохранить культуру для наших детей. Народ выживает, только помню и почитая своих предков.

    • Анонимно
      7.07.2014 10:03

      Читаю Тукая и думаю как тяжело нынешним членам СП РТ рифмовать свои мысли. У Тукая все есть.По моему главное их сходство и связь с Тукаем, возможность получить премию его имени.

  • Анонимно
    7.07.2014 09:53

    автор сам себе противоречит. и, увы. поставленная перед материалом задача не выполнена...

  • Анонимно
    7.07.2014 12:52

    А него задача - сказать, что на мечеть в Береске (старше мечети Марджани) денег не дают, зато дают купеческим особнякам и церквям по 10-30 млн. Что в Казани не столь древние и не очень татарские памятники щедро восстанавливаются. Что Заказанье круче, колоритнее для туристов. И задача выполнена? Пусть признается сам автор.

  • Анонимно
    7.07.2014 14:56

    Автор хотел сказать, что в местные депутаты может попасть даже Шурале. Потому что кому туда попасть решает в республике один человек. Не избиратель, не партия, и даже не какое нибудь политбюро. ОДИН ЧЕЛОВЕК.

  • Анонимно
    7.07.2014 17:01

    B все же, почему бы не сделать Шурале символом и название экологической культурно-реставрационной партии. Как Якблоко, только наша покруче будет. А нашим депутатам по харизматичности до Шуры еще далеко!

  • Анонимно
    7.07.2014 22:03

    До этого я знал и уважал Р. Валеева как прекрасного поэта и активного депутата. В своих публикациях в БО плюс ко всему этому он предстал перед нами как талантливый публицист. Молодец! Так держать!

  • Анонимно
    8.07.2014 06:57

    Спасибо за статью! Спасибо Лутфулле Нурисламовичу и его команде! Спасибо Разиль Валееву и депутатам! От себя скажу приезжайте на святой родник, походите по уникальным местам, удивляйтесь природе Хотни, получите много сил и здоровья!

  • Анонимно
    8.07.2014 15:01

    Валеевых спутать, действительно, просто: только делают вид.

  • Анонимно
    9.07.2014 08:22

    Один пишет по русски, зная татарский, другой в 6 раз идет депутаты. Бунтарь с мандатом!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль