Машиностроение 
8.07.2014

«Такой огромный авиазавод, как казанский, не должен выпускать лишь полтора-два самолета в год»

Будучи в Казани, Сергей Шойгу хотел осмотреть Ту-334, но сделать ЭТО ЕМУ не удалось

Завершилась длившаяся с середины прошлого десятилетия эпопея Казанского авиазавода с парой самолетов Ту-214ОН, создававшихся по программе «Открытое небо», — на днях военным передали вторую машину. По словам экспертов «БИЗНЕС Online», это была большая и сложная работа, ее успешное завершение демонстрирует то, что завод, несмотря ни на что, еще жив.

«...С ПУГАЮЩЕЙ ТОЧНОСТЬЮ»

4 июля самолет Ту-214ОН был передан заказчику, сообщила пресс-служба Казанского авиационного завода им. Горбунова (КАЗ). Машина перелетела к месту базирования, на подмосковный аэродром Чкаловский. Это второй самолет программы «Договора открытого неба» (ДОН), построенный в Казани. Первенец взлетел 1 июня 2011 года, а военным (программу курирует генштаб) его передали в августе 2013-го. Второй борт начали строить в 2009 году (первый полет — 18 декабря 2013-го). Эти два самолета должны заменить летающие сегодня по программе ОН порядком устаревшие Ту-154М-ЛК1 и Ан-30Б.

Цель ДОН, который подписали 34 страны, — мониторинг военной деятельности друг друга и соблюдения действующих договоров в области контроля над вооружениями. Режим открытого неба позволяет «легальным разведчикам» совершать облеты территорий друг друга, знакомиться с военной инфраструктурой, отслеживать изменения в ней. При этом состав и характеристики спецаппаратуры на борту ограничены, а во время полета маршрут и работа приборов контролируются представителями наблюдаемой стороны... Россия, например, инспектирует американский ядерный арсенал. Интересно, что инспектирующая сторона должна за 72 часа уведомить о полете — это позволит укрыть уязвимое или секретное военное оборудование. «БИЗНЕС Online» писал о том, что сегодня американские военные с разведчиками пытаются убедить Белый дом отказать Ту-214ОН в полетах над США — дескать, борт оснащен комплектом электронной аппаратуры обнаружения, который «позволит Москве следить за американскими ядерными объектами с пугающей точностью и детальностью». Российская сторона такие намерения отрицает.

Экипаж самолета — пять человек: командир, второй пилот, бортинженер, штурман и радист-переводчик (в кабине летчиков предусмотрено место для контролера от наблюдаемой стороны). В отсеке операторов — пять автоматизированных рабочих мест. Общее число членов миссии и группы сопровождения в наблюдательном полете может достигать 31 человека, в транзитном перелете — 56 человек. Добавим, что Ту-214ОН весьма дороги: первый стоит 2,348 млрд., второй — 2,535 млрд. рублей.

«ЭТО НЕ ЭКОНОМИКА!»

Кое-что о программе Ту-214ОН, в частности о сотрудничестве с КАЗом, газете «БИЗНЕС Online» рассказал заместитель генерального конструктора ОАО «Концерн «Вега», главный конструктор авиационной системы наблюдения «Открытое небо» Вартан Шахгеданов.

— Вартан Нерсесович, как оцените работу Казанского авиазавода?

— Очень хорошее, тесное взаимодействие, в том числе с новым руководством, особенно с заместителем технического директора Сергеем Шмаровым. На последнем этапе все было просто блестяще. Но в целом мое мнение: такой огромный завод не должен выпускать лишь полтора-два самолета в год. Все строится достаточно долго, и очень увеличиваются цены. Когда-то давно планировали на каждый самолет 1 миллион долларов, потом — 1 миллиард 300 миллионов рублей, а получилось — 1 миллиард 900 миллионов. Второй самолет уже проектировался из расчета 2 миллиарда 300 миллионов. Это не экономика!

— Эти две машины чем-то отличаются друг от друга?

— Они совершенно идентичны. Да и не могут отличаться. Дело в том, что это не самолет с аппаратурой, как, например, Ту-214Р, а авиационная система наблюдения. Ее изюминка в том, что она самодостаточна. В ее составе обязательно должно быть все, и поэтому она помимо самого самолета и бортовой аппаратуры включает наземную аппаратуру обработки результатов наблюдательного полета, комплекс наземных тест-объектов, по которым можно в любой момент проверить качество бортовой аппаратуры, еще учебно-тренировочные средства, которые состоят из двух учебных классов и процедурных тренажеров. Все это завязано в один узел, и два разных самолета было бы очень трудно увязать в такую систему.

— Что дальше будет с машинами?

— Оба самолета сейчас находятся в Чкаловском. Наземную часть, согласно решению начальника генштаба, мы должны передать на базу в Кубинке. После ВВС должны решить, куда пойдут учебно-тренировочные средства. Пока ясно только, что учебный класс по самолету пойдет в Чкаловское, все остальное не определено... И на этом наша опытно-конструкторская работа заканчивается. Следующий шаг — эксплуатация. Будут ли нас привлекать, будут ли отказы, ремонты, предсказать невозможно. Когда мы взлетели первый раз на предварительных испытаниях и у нас вдруг все заработало, я даже удивился — система-то очень большая. Думаю, опытная эксплуатация должна пройти успешно.

— Решены ли проблемы с международной сертификацией российских самолетов по программе «Открытое небо»?

— США подписали формат сертификации Ан-30Б с цифровым аппаратом отечественного производства. И после этого выдвинули столько усложнений этого вопроса!.. Я сейчас посадил двух аспирантов, и мы трудимся для рекомендаций МИДу, как из этого положения выходить... На мой взгляд, Ту-214 будет проще им предъявить. В основном потому, что самые большие вопросы вызывают цифровые фотоаппараты, а на Ту-214 у нас немецкие фотоаппараты, то есть аппараты американских союзников, досконально им известные, они даже закупили их программное обеспечение для изучения.

— Правда ли, что один Ту-214 предназначен для полетов над Европой, а второй — над Северной Америкой?

— Нет, они могут летать где угодно. Но, конечно, их главное предназначение — работа за океаном, потому что Ан-30 океан перелететь почти не может: один раз перелетел — чуть не погиб.

«СИЛЬНО СОМНЕВАЮСЬ, ЧТО ТУ-334 КОГДА-НИБУДЬ ПРОПУСТЯТ»

Среди прочего Шахгеданов рассказал о любопытном эпизоде создания российского самолета для «Открытого неба». Оказывается, изначально «Вега» выступала за то, чтобы носителем был не Ту-214, а Ту-334.

«Ту-334 для нас очень удобный самолет, — отметил заместитель генерального конструктора «Веги». — Во-первых, Ту-214 великоват, а это экономика производства и самолета. Между тем по летным характеристикам Ту-334 точно так же, с посадкой в Кефлавике (крупнейший аэропорт Исландииавт.), долетит до США. И места для аппаратуры в нем хватает.

Во-вторых, что очень важно, у Ту-334 двигатели, можно сказать, наверху — это оптимально. В частности, я очень беспокоился, не будут ли выхлопные струи двигателей Ту-214 мешать работе инфракрасной аппаратуры. Мы очень долго с Туполевым работали над этой темой, и, слава богу, все оказалось благополучно... Радиолокатор надо располагать в центре масс, потому что на него очень влияют крен, тангаж — все эти углы. На Ту-334 так расположить аппаратуру удобнее... Кабина у Ту-334 точно такая же, как на Ту-214, то есть все, что сейчас сделали по Ту-214, туда легко перенести. Но я сильно сомневаюсь, что Ту-334 когда-нибудь пропустят. Это дело ОАКа, а он ставку делает на «Суперджет» и МС-21.

Сергей Шойгу хотел осмотреть Ту-334, но не получилось
Сергей Шойгу хотел осмотреть Ту-334, но не получилось (фото: http://www.tupolev.ru/)

Словом, если бы сейчас встал вопрос о том, чтобы сделать самолет ОН поменьше, я бы выступал за Ту-334, хотя многие и говорят, что он устаревший. Кстати, во время недавнего посещения Казанского авиазавода Сергей Шойгу интересовался этим самолетом, даже хотел пойти посмотреть, но, насколько я знаю, не дошел. Получилось так, что у Шойгу была программа, Ту-334 специально готовили для осмотра — министр им интересовался. Потом что-то такое произошло, и он бегом пробежал по Ту-214, ничего не спросив, и улетел».

Любопытное дополнение сделал источник «БИЗНЕС Online» в авиаотрасли: «Неудавшийся осмотр Шойгу напоминает мне историю с бывшим министром обороны Сергеем Ивановым. Перед его визитом на КАПО приехал его адъютант. Чью уж команду он выполнял, не знаю, но он сделал все так, чтобы Иванов не дошел до Ту-334... А так, самолет готовый стоит, опытная эксплуатация возможна».

Что касается Ту-214ОН, то источник отметил сложность работы и ее имиджевую важность для предприятия: «Работа важная — самолеты напичканы современной аппаратурой. И поэтому факт ее выполнения говорит о том, что казанский завод еще жив. Люди видят, что хоть только и спецборта, но он еще делает». О том же «БИЗНЕС Online» рассказал советник премьер-министра РТ Назир Киреев: «Я бы сказал, что, сдав вторую машину, КАПО подтвердило сохранение квалификации — там же проблема с кадрами. То есть это уже большое достижение. Впрочем, Эдуард Соркин (директор Казанского инженерного центра ОАО «Туполев»авт.) сегодня начал привлекать понемножечку товарищей, которые некогда ушли с завода. Это дает результаты».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (39) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    8.07.2014 08:47

    Боинг 737 который упал выпускается с 1967 года и он не устаревший, а наш Ту-334 устарел??? , да он в разы лучше боингов и дешевле в эксплуатации

    • Анонимно
      8.07.2014 11:19

      наши самолеты все без исключения дороже в эксплуатации, странно, что вы этого не знали.Они тяжелые, двигатели и без того прожорливые)

      • Анонимно
        8.07.2014 13:12

        Если не нравятся наши двигатели, то вариант и с импортными двигателями RS. Это все же лучше, чем покупать подержанные самолеты из Африки.

        • Анонимно
          8.07.2014 15:43

          наши руководители очень мудрые,а значит подержанные самолеты из Африки лучший вариант,чем производить отечественные.

        • Анонимно
          8.07.2014 18:47

          Организуй свою авиакомпанию и вперед.

    • Анонимно
      8.07.2014 18:42

      С 1967 года там одно название, упавший боинг - это второе поколение 737-го, первый полет в 1984.

  • Анонимно
    8.07.2014 09:40

    А адъютанты проплаченные погосяном работают на совесть ведь миллиарды уплыть могут,да и привлечь можно за растрату бюджетных средств.Да уж жаль что граждан авиастроение похоронили окончательно . Сухой жжет на 70% из иностранных зап частей если будут серьезные санкции из 30% оставшихся что то сделать и как то полететь не получиться . Настолько больно и обидно наблюдать за исчезновением нашего гражд авиастроения!

  • Анонимно
    8.07.2014 09:48

    а какой красавец то, не то что 737...

  • Анонимно
    8.07.2014 10:21

    У России летателные аппараты всегда на голову выше остальных,отстают по начинке,как всегда,электроника ненадежна,что у самолетов что у лада гранта.

    • Анонимно
      8.07.2014 18:16

      А импортная начинка у погосяновского супер-пупера не обеспечивает его надежности в эксплуатации. Средний налет у этого "красавца" составляет 4-6 часов.Каждый пятнадцатый вылет по причине отказов не происходит по расписанию, а то и заменяется на другие самолеты. Этот самолет убыточен в авиакомпаниях. И это при том, что закупаются они по льготной цене, которая производителю приносит одни убытки. Они выросли уже выросли до 14 млрд. рублей. Да что говорить! Супер-пупер приобретается на деньги упономоченного банка государства и впихивается авиакомпаниям. На днях из фирмы ушел знаменитый менеджер по продажам самолетов, который должен был спасти проект. Самое интересное, что вся начинка МС-21 полностью повторяет погосяновского первенца. И это очень устраивает инициаторов проекта. Самолет появится не ранее 23-24 года, все они уже будут на пенсии и купаться в море вокруг Канаров.

      • Анонимно
        8.07.2014 18:52

        Я тебя удивлю, но такая статистика у всех новых самолетов, к тому же созданных с нуля.

        • Анонимно
          8.07.2014 21:05

          И правда удивил! "Новый самолет" взлетел в... 2008 году, начал поставляться в 2010 году. Сегодня какой год???

    • Анонимно
      8.07.2014 18:46

      Интересно, как аппараты могут быть на голову выше, отставая в начинке?

  • Анонимно
    8.07.2014 10:29

    Не пререживай друг - сухой не будет летать массово. Ему экономика не позволит. Пиндосы не прозволят. А массово будут летать только боинги. А иначе зачем эта возня с Украиной. Будет Европе газ от союзника по спец.цене (из-за военной поддержки)и себестоимость европейских Аирбасов взлетит. Да так взлетит,что мелкие европейцы будут покупать исключительно боинги.

  • Анонимно
    8.07.2014 11:03

    Да, видимо настолько силен проект ТУ-334, что Погосян с его командой бояться его как огня.

  • Анонимно
    8.07.2014 12:30

    "...Такой огромный завод не должен выпускать лишь полтора-два самолета в год." Напомню: Основной сборочный завод Боинг в день выпускает по 1 - 1,5 самолета, до 450 самолетов в год. По части экономики этим по моему сказано всё. Кто у нас в России (а ранее в СССР) распылял авиазаводы, мотивируя это необходимостью занять население, сейчас сказать наверно сложно.

    • Анонимно
      8.07.2014 15:50

      "Распыляли" авиазаводы не для занятости, а исходя из уровня подготовки кадров в конкретной части союза и возможности простроить именно "дробное" производство как защиту от уничтожения в первые часы возможной войны - одним ударом в одно место.

    • Анонимно
      10.07.2014 09:30

      У сша тоже когда-то было три производителя гражданской ат, теперь один на 5 площадках, и что?

  • Анонимно
    8.07.2014 13:15

    « ... Неудавшийся осмотр Шойгу напоминает историю с бывшим министром обороны Сергеем Ивановым. Перед его визитом на КАПО приехал его адъютант. Чью уж команду он выполнял, не знаю, но он сделал все так, чтобы Иванов не дошел до Ту-334... А так, самолет готовый стоит, опытная эксплуатация возможна... Это дело ОАКа, а он ставку делает на «Суперджет» и МС-21 ... »Это не ОАКа, а что ни на есть "клоака", в которой сгинули сотни млрд.руб. А в итоге на суперджете почти все зарубежное, авионика, например, на 98% импортная.

    • Анонимно
      8.07.2014 15:17

      Причем по комфорту пассажиров суперджет ТОЧНО проигывает ВСЕМ современным зарубежным аналогам

      • Анонимно
        8.07.2014 18:43

        Сдается мне, ты ни на суперджете не летал, ни на зарубежных аналогах.

  • Анонимно
    8.07.2014 15:37

    За уши не оттащиш многомиллиардной суперкормушки

  • Анонимно
    8.07.2014 17:13

    Кстати, скоро выборы, а развал авиапрома "успешный" итог 20-летней деятельности едроссов.

  • Анонимно
    8.07.2014 18:55

    ТУ-334 может быть и хороший самолет,но летать он наверное не будет,пока у власти Путин и его команда.Зря вы Погосяна ругаете,он кто,мелкая сошка,что скажут то и делает,когда на кону миллиарды они и Юго-Восток Украины с его русским населением сдали.

    • Анонимно
      8.07.2014 21:27

      ...зря защищаете Погосяна. Он ничего не боится в этом мире, кроме... Ту-334 и... Ту-204. Даже стоящие сегодня на КАПО два самолета он стремиться никакому начальству не показывать. Он сделал все, чтобы они не были проданы, когда у нас появилось два покупателя. Он знает - как только Ту-334 взлетит с пассажирами и они увидят, что на ближнемагистральных линиях появился самолет с роскошным, как у магистрального самолета, салоном, бесшумный, способный приземляться на полосах, на которых СУПЕРДЖЕТ и мечтать не может приземлиться, то это будет последним днем, который прояснит умы всех людей в том, что у Погосяна фактически нет самолета. А есть только Ту-334! И вот зная это и борясь с ним Погосян довел до штучного выпуска самолетов не только в КАПО, а и в целой... стране. В 2010 году Россия продала... 6 самолетов, в том числе 2 самолета выпустили мы на завое по... госзаказу. Может быть за такие заслуги предложите ему орден выписать? Раз уж вы его так жалеете.

    • Анонимно
      10.07.2014 09:28

      Очень хорошо! Патетика на уровне 4+,теперь давайте слезу....

  • Анонимно
    8.07.2014 20:57

    Лучше скажите кто их делать будет? Все спецы уже либо на пенсии, либо ушли из профессии. Молодняк без навыков и склонности к труду? А Вы готовы летать на таких аппаратах, созданных кое как?

  • Анонимно
    9.07.2014 16:28

    «Такой огромный авиазавод, как казанский, не должен выпускать лишь полтора-два самолета в год»------------------------------------это можно говорить будучи практически на всех машиностроительных гигантах где министр Шойгу был или будет. КамАЗ, например. На гигантских площадях этих заводов можно было бы выпускать от чайника и эл.утюга, микроволновки и пылесоса до всякой другой всячины, что во времена СССР выпускались в стране, а не закупались.

    • Анонимно
      9.07.2014 19:25

      На таких площадях, какие занимает КАМАЗ, можно было полностью завалить страну больше- и среднегрузами, и еще многими товарами, если организовать современное производство. Сегодня это невозможно, т.к. нет такого производства. Более того, на КАМАЗе уже нет полного цикла производства заготовок и агрегатов для самого автомобиля КАМАЗ.

  • Анонимно
    9.07.2014 18:05

    Дождёмся когда китайцы поднимут в небо свой самолёт..

  • Анонимно
    10.07.2014 21:44

    вот интересно почему мы не можем выпускать ТУ-330 и ТУ-204 без шойгу или кого нибть другого министра . есть спрос делай и продавай или не так??

    • Анонимно
      11.07.2014 08:41

      Да потому, что нет такого завода, который в прошлом году назывался КАПО. Еще нет такой самостоятельной фирмы, которая называлась ОКБ Туполева. КАПО отдали под Туполей, Туполей отдали под ОАК. ОАК с самого начала возглавили два человека Федоров и Погосян, которые все государевы средства направили на свои личные проекты. Первый - на перетащенный в Иркутск МС-21, второй - аж на Суперсамолет. Они и стали гнобить все остальное, чтобы заведомо не было конкурентов еще не существующим самолетам. У нас на заводе есть документация и подготвлено во многом производство под Ту-330, прекрасный транспортник, способный приземляться на упрощенно подготовленные полосы. Но он конкурент еще не существующему индийско-российскому транспортнику, на который Погосян запросил 600 млн долларов. Если учесть, что на супер-пупер он запрашивал всего 30 млн., а израсходовал более трех миллиардов, то станет ясно во сколько обойдется российско-индийский. Подготвлено производство под Ту-334. Ну о нем здесь уже говорилось. Одно можно сказать: Погосян сделает себе харакири или вспорит живот любому другому, который позволит взлететь Ту-334. Мы успели подготовить производство под региональный самолет. КМПО сделало для него двигатель АИ-22, но и его запретили даже упоминать. Вот и судите, как нам в этой ситуации самим выпускать Ту-330 и Ту-334, если правительство нас лишило самостоятельности. Мы отданы вот таким "патриотам" российской авиации. Федоров, например, лишившись поста в ОАК тепеь осваивает в России канадский самолет... Интересно, чем займется Погосян, когда тоже лишится поста?

  • Анонимно
    20.08.2014 19:15

    Ту-334 - музей имени Мотор Сич

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль