Общество 
10.07.2014

...И жалости не возникает: казанскому ТЮЗу нужна «крепкая рука»

Московский режиссер Туфан Имамутдинов выпустил премьеру в не самом благополучном татарстанском театре

Премьера, которую сыграли вчера в казанском ТЮЗе, может кардинально изменить не очень бурную творческую жизнь этого театра. В приглашении поставить спектакль в Казани режиссера Туфана Имамутдинова кроется интрига. Какая — узнавала побывавшая на спектакле корреспондент «БИЗНЕС Online».


НЕ ПОСТУПИЛ К САЛАВАТУ И СТАЛ РЕЖИССЕРОМ

Туфан Имамутдинов — наш земляк, он родился и вырос в Набережных Челнах. Поступал на эстрадное отделение университета культуры на курс к Салавату и не поступил. Поучился в Елабужском культпросветучилище, но все-таки тяга к режиссуре пересилила. И Туфан оказался в ГИТИСе, который в 2011 году благополучно окончил. А далее для выходца из провинции, который не имел поддержки в столице и мог опираться только на собственный талант и трудолюбие, началась прямо-таки звездная карьера. В активе Имамутдинова три постановки в театре наций, спектакль в театре им. Маяковского. Есть и лауреатство на международных конкурсах, и постановки в Европе. Правда, пока не в топовых театрах, но лиха беда начало. Евгений Миронов, Миндаугас Карбаускис абы кого не пригласят. Да и Марина Неелова (она играла у него в «Стеклянном зверинце») не с каждым режиссером станет работать. Так что с работой у Туфана все в полном порядке. Кстати, отметился он и на родине, поставив в прошлом году спектакль в Набережных Челнах.

Между тем в казанском ТЮЗе сложилась особая ситуация. Уже второй год, после безвременного ухода из жизни Владимира Чигишева, кресло главного режиссера пустует, и ни для кого не секрет, что министерство культуры РТ ищет человека, который мог бы ТЮЗ возглавить. Назывались три фамилии режиссеров, которые должны были получить постановки в ближайшее время в этом театре, Имамутдинов — один из них. Захочет ли он взвалить на себя эту ношу? Пока «тайна сия велика есть».

Год назад в интервью нашему изданию Имамутдинов был категоричен: «Во-первых, возникает некое привыкание, во-вторых, в стационарных театрах существует некая очередность, ты не можешь подряд ставить спектакли. Если очень повезет, в год поставишь максимум два спектакля, а, как правило, молодые режиссеры ставят один. А если ты к определенному театру прикреплен, то постановки на стороне тоже не приветствуются. Поэтому нужно было выбирать: или выпускать в год по три спектакля в разных театрах и странах, набирая тем самым опыт (а мне кажется, пока молодой, это нужно делать), или довольствоваться одним спектаклем в год, выход которого всегда стоит под вопросом. Если договор подписан, там все сроки указаны, финансирование определено, значит, спектакль все равно выйдет. А в стационарном театре худрук решает, будут показывать подготовленный тобой спектакль зрителям или нет. Одним словом, я выбрал «вольные» условия. Можно и в родном городе поработать, и за границей, а с прикрепленным театром — это тяжелая история».

Но прошел год, и многое могло измениться. Да и речь в Казани идет не о должности очередного режиссера, а о кресле главного.

ХОЛОДНО...

Для дебюта в Казани Туфан выбрал пьесу белорусского автора Дмитрия Богославского «Любовь людей», определенную автором как «мистическая драма». Пусть полетят в меня камни, но скажу, что не вижу резона в этом выборе. Пьеса — откровенный «нуар» и не очень сильна драматургически. В ней слышны очень тихие отголоски «Леди Макбет Мценского уезда», но без проработки характеров, свойственной Николаю Лескову. Образы в «Любви людей», увы, грешат схематизмом, а мистицизм... Это не интеллектуальный мистицизм Метерлинка или Блока, а, скорее, нечто напоминающее фольклорную страшилку. При этом пьеса Богославского в свое время вошла в шорт-листы независимой литературной премии в номинации «Драматургия» драматургического конкурса «Евразия-2011», а также в список победителей конкурса «Любимовка-2011». И в этом можно усмотреть некую тенденцию.

Впрочем, Имамутдинов выжал из пьесы все, что можно. Одна из удач — заказ музыки молодому татарстанскому композитору Эльмиру Низамову, который мистицизм-то как раз хорошо прочувствовал... Режиссер выстроил зрелище стильное, не грешащее эклектикой, «посадил» его на железный режиссерский каркас. Мрачная история про жену, убившую мужа, а затем убитую новым избранником, про душный мрак действительности, в котором пребывает определенная часть нашего населения, получилась целостной. И пугающей.

Но той свечи в финале, которая дает хоть какую-то надежду, что, в принципе, в традициях русской литературы, увы, нет. И жалости к персонажам не возникает. Но этот вопрос, конечно, не к режиссеру, а к драматургу. «А так жить холодно», — говаривала одна из героинь Александра Островского. И героям спектакля Имамутдинова холодно — они словно пленники бесконечной зимы, постоянно идущего снега. Спектакль (автор сценографии — Лилия Имамутдинова) решен нарочито почти в монохромной гамме — темные брусья, которые, поворачиваясь, составляют основу конструкции, и белый снег... Бедность эмоций у главной героини и откровенно «пионерские», характерные тюзовские интонации у некоторых ее партнеров.

НЕ КАЖДЫЙ МОЖЕТ БЫТЬ ПАГАНИНИ

А теперь представьте такую ситуацию. Предположим, что в город N приезжает великий пианист. Горовиц, Ван Клиберн, Денис Мацуев — кому кто больше нравится. Но в городе нет приличного инструмента, и музыканту приходится играть на рассохшемся пианино. Оно годами стояло в подсобке, и его никто не настраивал. Как полагаете, хорошо ли сыграет музыкант? Конечно, он приложит все мастерство и талант, чтобы выступить достойно. Но есть вещи, которые скрыть невозможно. Конечно, могут возразить: Паганини-то играл с оборванными струнами! Играл, но очевидно, что оставшиеся струны были качественными. И не каждый может быть Паганини, и не каждому это нужно.

По спектаклю чувствовалось: Имамутдинов — тот режиссер, что любит и, хочется верить, старательно работает с актерами. Но труппа ТЮЗа отнюдь не звездная, она — это очевидно — весьма проблемная. В «Любви людей» можно было заметить исполнителей, просто-таки не владеющих профессией, ее азами. То есть видеть и слышать партнера, общаться с ним, быть заразительным и органичным. Это печально, но это так. В спектакле можно заметить с десяток эпизодов, которые прекрасно разработаны режиссером, но не наполнены актерами, их болью и страстью. Ощущение возникало такое, что вышел человек из-за кулис, проговорил положенный текст, снова ушел за кулисы до следующего выхода. И это не «пичалька», как сейчас принято говорить, а самая настоящая печаль. И тот, кто рано или поздно сядет в кресло главного режиссера ТЮЗа, с этим непременно столкнется. И должен будет что-то решать, если, конечно, захочет видеть себя в этом театре всерьез и надолго и будет ставить перед собой задачу вывести театр из того состояния, в котором он сейчас пребывает.

Разумеется, безболезненным для труппы это не будет, хотя здоровые силы, которые, конечно же, есть в театре, такую радикальную операцию должны будут приветствовать. Кто станет таким «антикризисным управляющим», покажет время. Но, судя по спектаклю «Любовь людей», без этого обойтись уже невозможно. Крепкая режиссерская рука необходима театру.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (42) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    10.07.2014 08:54

    какой был великолепный театр! один из лучших ТЮЗов в России! были великолепные спектакли для молодежи, они вдохновляли, вселяли веру в прекрасное. А потом пришел Чигишев и стал показывать жуткую чернуху, где все стало плохо, все умерли, спились и снаркоманились((( зачем детям и молодежи ходить в театр, чтобы смотреть на то, чего и так в жизни полно? дети должны ходить в театр чтобы отвлечься от повседневности, от пьяного папы и скандальной мамы, от наркоманов в подьезде и проституток за углом. вот они вырвались в театр, и что видят? то же самое... это печально, господа... театр - это все-таки разнообразное искусство, а не дешевый сериал по центральному каналу(((

    • Анонимно
      10.07.2014 11:00

      А причем тут Чигишев! Вчерашний мрак поставил совсем не он. И к примеру , что, в спектакле "Здравствуйте, я ваша тетя!" "... все стало плохо, все умерли, спились и снаркоманились" ?!

  • Анонимно
    10.07.2014 10:10

    Критик явно не в духе, что не трудно понять. Но дело не в актерах, о них у меня самые хорошие отзывы."Юному зрителю" этот спектакль покажется просто мрачной чернухой о какой-то далекой деревне с незамысловатым сюжетом.На мой взгляд в спектакле нет мистики, зато есть жутко реалистичная безысходность. Тема "Холодно..." доносится до взрослого зрителя сполна. После спектакля выходишь каким-то опустошенным и обессиленным. Хоть я был очень впечатлен, к сожалению, не думаю, что могу посоветовать пойти на этот спектакль широкому кругу зрителей.

    • Анонимно
      10.07.2014 10:50

      Полностью согласна. Актеры играли великолепно! А вот сам спектакль оочень мрачен...

    • Анонимно
      10.07.2014 11:12

      Полностью согласна! Игра актеров великолепна! А вот сам спектакль очень мрачный.

  • Анонимно
    10.07.2014 10:21

    Солидарен с автором на все100! ! ! ! Просто так устал от вчерашнего действа. Просто пожалел, что пошел на поводу жены. Не будьте мужики подкаблучниками.

  • Анонимно
    10.07.2014 10:39

    Маргинальная труппа, об этом всем известно. Надо крепкого режиссера, чтобы навел порядок, научил дисциплине. А потом уж можно будет и о творчестве говорить.

    • Анонимно
      10.07.2014 11:01

      У всех есть свой зритель! Все просто: не нравится - можно не посещать театр !

    • Анонимно
      10.07.2014 11:02

      но ведь она такой не была((( Спектакли 10-летней давности реально крутые были! Один продавец дождя чего стоил!

      • Анонимно
        10.07.2014 11:10

        Все просто : нужно больше хороших позитивных постановок ! ))"Женитьба Бальзаминова" и "Здравствуйте, я Ваша тетя!" отнюдь не десятилетней давности, а зрителю очень нравится ))

        • Анонимно
          10.07.2014 13:11

          Да вы что!!!! Спектакли, которые вы назвали - образцы пошлости и безвкусицы, с бездарными актерскими работами. Особенно это касается Ерыгина и Ненашевой.

          • Анонимно
            10.07.2014 13:39

            Если все так плохо, зачем Вы туда вообще ходите?

          • Анонимно
            10.07.2014 13:43

            Кстати, ни в одном из упомянутых спектаклей не играет Р.Ерыгин )))

            • Анонимно
              10.07.2014 15:58

              Его в других спектаклях хватает, накушались уже. В "Пигмалионе" - ну просто позорище! А еще в главные режиссеры, говорят, рвется.

  • Анонимно
    10.07.2014 11:24

    Был в Казани единственный интересные театр, который не чехова ставит. туда было интересно ходить, показывали что-то нетривиальное, молодые актеры себя проявляли. а сейчас- болото болотом, и никому не нужное стремление к академичности.

  • Анонимно
    10.07.2014 11:29

    плюшевый театр и плюшевые спектакли..Единственный , к-рый можно смотреть -Розовая мама, остальное чушь несусветная в исполнении Ерыгина, от которого просто тошнит уже...как вспомню Отелло,типа Отелло..)бр.р..)

    • Sergei19
      10.07.2014 16:15

      Если Вам не нравится театр, то зачем туда ходите? Ходите в кинотеатр. А Ерыгин очень талантливый артист, если он играет, то можно смело идти на спектакль. Согласен, что некоторые постановки слабые и только игра актеров вытягивает спектакль. Ерыгин своей прекрасной игрой вытягивает любой спектакль! Актерский состав самобытный, неповторимый, лучший в Казани: Ненашева, Купцов, Мосейко, Меркушин, Зильбер, Ерыгин, Царьков, Фалалеев, Кочнева и др. ТЮЗ- FOREVER!!!

  • Анонимно
    10.07.2014 12:30

    " И жалости не возникает" . Точно автор озвучил впечатление после спектакля. Вроде все есть , а почему-то не затронул никак этот спектакль.

  • Анонимно
    10.07.2014 12:36

    Юный зритель смотреть это не будет!!!!!! Уверяю вас!и не потому что он этот спектакль какой- то сложный , а потому что он скучный!!!!

  • Анонимно
    10.07.2014 12:54

    Крепкая рука? Это точно обозначено.

  • Анонимно
    10.07.2014 13:16

    Театр юного зрителя.... Это к чему- то обязывает? Название просто так? Или уберите это или все- таки направление должно быть? Это не означает , что только колобка ставить и обманывать ребенка и прятать от него дурные стороны жизни, но к вечной тоске и скорби готовить юное существо как- то обидно. А впрочем и в колобке заложены трагические ноты нашего земного существования.

  • Анонимно
    10.07.2014 13:45

    А где вообще казанским школьникам вживую посмотреть те классические произведения, которые проходят по литературе? ТЮЗ - он вообще-то и для этого тоже. И для сказок для малышни! А чернуху пусть взрослые театры ставят.

  • Анонимно
    10.07.2014 14:36

    Какая отвратительная постановка. Откуда взяли этого режисера, но не из Театра наций, Фарид Бикчентаев скажи что нибудь или забери его к себе на пару лет поучиться . Мне кажется что ТЮЗ последнее время сделали помойкой,обидно.В ТЮЗе нормальный коллектив, нужна не плетка а талантливый режиссер .Господин министр КУЛЬУРЫ,Ирада завами слово не позорте Казань!

  • Анонимно
    10.07.2014 15:06

    С такими великолепными артистами бесспорно надо ставить ни такой спектакль-поверьте взрослому человеку трудно воспринимается этот спектакль и при этом тем более постоянно в каждом \кадре\пьянка и это в период когда ВЛАСТЬ повела борьбу со всеми вредными привычками.......правильно было бы если в таком молодежном театре поднимали темы о том чего не должна делать молодежь-для чего тогда мы постоянно вторим молодежи что надо беречь здоровье смолоду...и показывать это через Великих НАШИХ ЛИЧНОСТЕЙ-которых так много как в нашем городе так и вообще в России .все мы знаем пламенные слова -пройдут года и поднимет детская рука мои года мое богатство и мне кажется вот этого и не хватает в спектакле ......

  • Анонимно
    10.07.2014 16:27

    Про великолепных артистов господин хороший вы перегнули. Артисты то и самая главная беда этого спектакля . Главный герой ... От него ощущение без полости или психического заболевания. И за что его любить? И чего ему надо этому здоровому мужику? Какие- то все выдуманные , неживые. Потому и веры нет в происходящее.Нет глубины. Все поверхностно.

  • Анонимно
    10.07.2014 16:30

    Давно хотелось узнать мнение на БО о ТЮЗе. Сама очень любила этот театр, лет 10-15 назад. Последние годы не хожу туда совсем. Пошловато стало, неловко чуствуешь себя в зале перед юными. Стареющие актеры видно считают очень уместными и смешными двусмысленные шутки и пошлость. Но не за этим мы ходим в театр.

  • Анонимно
    10.07.2014 16:32

    Не надо Бикчентаева. Норвежская пьеса из этой же оперы. И стремление к подобному прослеживается. Наверное мода!!!!!!! Лежат на книжном прилавке книги под названием"Модно" Ужас!!!!! А о чем сердце болит?????!!!!!!

  • Анонимно
    10.07.2014 21:57

    К сожалению, нынешний зритель привык к голивудскому "хэппи-энду". Мы не понимаем и не принимаем драму. И недосказанность. Такие спектакли -индикатор подготовки зрителя, его зрелости. Мне кажется, казанской театральной жизни не хватает таких философских драм. Было обидно, когда зритель уходил с "Божественной комедии" Данте-Някрошюса, с постановок Додина.... Мы привыкли, что театр - это зрелище. Не любим "долгих и скучных" постановок. В этом и есть наша провинциальность. Но в действительности искусство - это "фитнес" для души. Давайте запретим Кафку, Достоевского, даже Гоголя и Куприна - ведь это зачастую мрачно и скучно. Пусть наша душа, как и тело, будут рыхлой и ленивой.... Мне понравился спектакль.

  • Анонимно
    10.07.2014 22:45

    Вот только не надо про неподготовленность зрителя и про индикатор. И называть имена Додина и ему равных с явлением вчерашнего спектакля это нелепо. Чуть что так сразу начинаете про зрителей , а мы такие сложные со своими постановками. Одно дело Данте, а тут слабая пьеса , пустая можно сказать. Вам понравилось( один из комментариев) и слава богу и значит вам этого достаточно, а для меня это плоско. Я не считаю себя неподготовленным. И что значит неподготовленный? Иные произведения очень сложные и человек Что- то не понимает , но отзывается его сердце, а меня вчера как тесто замешивали- замешивали и ничего не слепили .И кроме неприязни к этим пустым людишкам нечего не возникло.

  • Анонимно
    10.07.2014 22:57

    Что ж вы такие имена святые ставите рядом с какой- то дешевкой? Ваш комментарий образец провинциальности. Кто- то что- то вам сказал и вы решили , надо вот так! Все не понимают , а я такой продвинутый. Как можно с этим опусом упоминать Кафку и пр. Достоевского??!!! Вы читали этих авторов или понаслышке?

    • Анонимно
      11.07.2014 07:21

      Всех перечисленных авторов читал, и не только их; на спектакли перечисленные ходил; не навязываю своего мнения. То, что спектакль вызвал полярные мнения, уже хорошо. Сегодня репертуарный театр в России переживает не лучшие времена, как и искусство в целом. Балансируя между бизнесом и творчеством, многие режиссеры боятся экспериментов. У нас практически не осталось авторского кино. Мало востребовано современное изобразительное искусство. Я уже не говорю про эстраду - там откровенный масскульт. Кто из сидящих в блогах, за редким исключением, знает и читает современных авторов? Мы отвыкаем от корректных коммуникаций, поливая друг друга грязью в блогах. Это мое ощущение. Я его не навязываю. Просто спектакль был о том, что мы разучились быть счастливыми, любить то, что у нас есть, общаться с близкими людьми.

  • merkushin
    11.07.2014 11:50

    По-моему, с одной стороны эта журналистка имеет довольно поверхностное представление о театре, с другой стороны - она пристрастна, поскольку ее идеалом, судя по ее статьям и публичным выступлениям, является Качаловский театр в его сегодняшнем состоянии, следовательно, вкусу этой журналистки нельзя доверять - он очевидно на ущербе.

  • Анонимно
    11.07.2014 16:44

    Столько произведений в распоряжении театров юного зрителя,вся школьная программа чего стоит.Ну почему надо такую черноту ставить,ее,извините,в жизни столько,что обкушались.В ТЮЗ давно не хожу,а если и выбираюсь,то одни расстройства-стыдно смотреть во что превращаются любимые артисты моей молодости:Кочнева,Юрченко,Мосейко,Царьков,про молодежь ничего не могу сказать,они там словно одно лицо.На данной премьере оказался,признаюсь,шел с тяжелым сердцем.Статью воспринять сложно,потому что есть свое мнение о спектакле,на который вынужден был пойти.Да и говорить нечего.Жаль,очень жаль и актеров и зрителей,и режиссера.Не получилось!И если этот человек возглавит наш ТЮЗ-очень грустно!

  • Анонимно
    11.07.2014 22:25

    Если данный автор ругает спектакль, то будьте уверены - его стоит посмотреть.

    • Анонимно
      11.07.2014 23:53

      Конечно, стоит. Чтобы убедиться в правоте рецензента. Так что - вперед!

  • Анонимно
    11.07.2014 22:52

    Некий господин merkushin не являетесь ли вы артистом ТЮЗа, есть там такой артист, комментариям которого нельзя доверять , так как он давно не в форме, очевидно на ущербе по причине застоя его театра, его души и зависти к своим коллегам , а это дело недостойное, постыдное.

    • Анонимно
      11.07.2014 23:56

      Да, успешным театрам завидуют, а у нас в городе успешны Камаловский, Качаловский и оперный.

      • Анонимно
        14.07.2014 14:00

        Это верно!Был на последней премьере в Качалова, были и первые лица республики, и режиссер Камал театра и актеры татарские, на премьере в нашем татарском театре были качаловские артисты и их руководитель.А артистов ТЮЗа нигде не видно, начальство их в лицо не знаю, может и приходит, а вот артисты никуда не приходят и не смотрят, только по разным праздникам выступают как скоморохи,а потом с потолка вдруг свое мнение высказывают! Зависть плохое чувство!

    • Анонимно
      12.07.2014 18:30

      Можно не любить актера, но зачем же его оскорблять?

  • Анонимно
    12.07.2014 18:48

    А кто оскорбил актера? Прежде всего актер не должен так высказываться. Дело актера - сцена!!!! А если ты давно ничего не играешь , не можешь, не убеждаешь, не получается, кривляешься на подмостках и вдруг пытаешься осуждать людей ярких, убедительных, востребованных то это трясется твоя зависливая душонка. Удачи тебе актер!!!!!!

  • Анонимно
    13.07.2014 23:22

    Да,действительно,стыдно...если это на самом деле и есть Михаил Меркушин,артист с регалиями...Некрасиво по отношению к журналистке и специалисту,некрасиво и просто ревностно,по-детски!

  • Анонимно
    14.07.2014 10:25

    Здравствуйте!Я в ТЮЗ ходила с детьми, сейчас хожу с внуком.Сегодняшние сказки нам не нравятся, очень жалко, что совсем маленькие детки не могут посмотреть хорошего представления в детском театре! А такие представления, которые показали 9 июля взрослые тоже смотреть не хотят, извините!Верим, что как-то в лучшую сторону изменится ситуауия в казанском ТЮЗе!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль