Политика 
19.07.2014

Феномен Лукашенко: 11 мгновений белорусской весны

Как «последнему диктатору Европы» за 20 лет удалось построить состоявшееся государство

Лукашенко повторил в 90-е годы XX века в Беларуси то, что делали Кальвин и Лютер при зарождении капитализма в XV - XVI веках, считает ульяновский политический и общественный деятель, социолог Камиль Биберсов. В своей статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», он подводит итоги 20-летней работы белорусского лидера и делает вывод: только созданная им государственная модель позволит странам Евразийского союза избавиться от унизительной роли «младшего брата» (по отношению к Китаю) или «вечно догоняющего» (по отношению к Западу).

1. А СЛОНА-ТО И НЕ ЗАМЕТИЛИ

На этой неделе исполнилось 20 лет с момента прихода к власти в Беларуси Александра Лукашенко. Что это за человек, что ему удалось из задуманного, а что нет? Что им двигало? Чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю начать издалека.

Итак, Европа, конец XV века. Зарождается капитализм, и право разбогатеть появляется не только у дворянства, но и у простолюдинов. И это опасно. Да, «голубая кровь» не отличалась высокой «моралите», но хотя бы лицемерно придерживалась ее. А для «низов» мораль — «свет далекой звезды». А где нет морали, но появляются деньги (небольшие или очень большие) — катастрофа.

Да, деньги умного делают независимее, но дурака — глупее (а каждый из нас по-своему «дурак»). И так устроен мир, что «дураков» больше. А это эпидемия аморальности, что уничтожает и личность, и государство.

Превентивной реакцией на аморальный и дикий капитализм стало возникновение протестантства Кальвина и Лютера. Гении осознали необходимость сдерживающих мер. Иначе — хаос. (Человек слаб). И создается жесткая регламентация и цеховых правил, и личной повседневной жизни: аскетизм, не тратить заработанное на удовольствия, ограничения во всем, жесткое морализаторство, а где-то и диктат.

В городках, где господствовал кальвинизм, утром на ратушной площади выстраивались ремесленники и торговцы: короткая молитва, наставления о том, что нельзя обманывать, делать некачественный товар, осматривался внешний вид, чтобы не допустить ношения дорогих украшений, и т.д. И по рабочим местам.

Протестантизм уберег Западную Европу и Северную Америку от вакханалии перехода феодализма в капитализм. Да, период первоначального накопительства кишит безобразиями. Но в «дикий капитализм» удалось вколотить «генеральную линию»: морально-этические ориентиры и человеческое начало. Кстати, это было и у староверов в России. Сформировалась идеология обязательная и для «верхов», и для «низов»: дисциплина, бережливость, уважение к ближнему, высокопочтимость вне зависимости от ранга.

В 1994 году ситуацию, чреватую вселенской разнузданностью в Республике Беларусь, осознал только что пришедший через выборы к власти Лукашенко. «Необходим карантин. Иначе апокалипсис». Что побудило Лукашенко? Первое, историческое образование? Интуиция неординарной личности? Трудно сказать. Но факт, что только Лукашенко из всех политиков распавшегося СССР, учуял чрезвычайную необходимость действий протестантов XV - XVI веков. Лукашенко повторил в 90-е годы в РБ то (с учетом данностей ХХ века), что делали Кальвин и Лютер при зарождении капитализма в XV - XVI веках. И теперь Европа — это Европа. Так почему Лютер и Кальвин — непререкаемые родоначальники притягательной Европы, а Лукашенко — «диктатор», а его режим — «авторитарный»?

2. ИЗБАВЬТЕСЬ ОТ ПОДРОСТКОВОСТИ И МИР УВИДИТЕ ИНАЧЕ

Запад определяет миропорядок. И это неоспоримо. Что такое миропорядок? Это когда язык межличностного и межгосударственного общения — английский. И это будет всегда (трудно представить, чтобы английский заменили русским, тем более китайским.) Это когда почти 100% научных открытий принадлежит Западу. Это когда Китай без рынка сбыта и технологий Запада — никто. Это когда БРИКС, созданный как противовес Западу, лишь копирует социально-экономические, образовательные, экологические и иные стандарты Запада. Это когда «цвет нации» РФ, африканско-азиатских режимов и арабские нефтяные шейхи неудержимо стремятся на Запад (а это сообразительная публика), а не горят желанием обустраиваться на ПМЖ на 1/6 суши земли под названием РФ. Да, и просто оглядитесь вокруг — все если не китайское, то западное.

Запад диктует параметры остальному миру — от бейсболок и ковбойских штанов до серьезных фундаментальных парадигм. И потуги всяческих политфункционеров от real politics и «экспертов-ниспровергателей» не способны разрушить приоритет Запада.

Запад неидеален. История Запада знает кризисы, катаклизмы, трагические ошибки. Но Запад демонстрирует живучесть, способность к самосовершенствованию и умение упорно наращивать культурологическое и технологическое превосходство.

Сегодня «энтузиасты», бегущие впереди паровоза, вышесказанное о Западе объявят крамолой. Но украино-крымская «горячка» пройдет, и опять займут подобающее место неоднократные высказывания Путина о том, что РФ — часть европейской (западной) цивилизации. Для особо упертых: «Европа и Россия относятся к единой цивилизации» (17 04.2014 г. В. Путин). И для окончательно «отмороженных»: «Мы часть мирового сообщества» (09.07.2014 г. В. Путин).

Да, в начале ХХI века Запад аморфный, странноватый, «измельчал» и «гриппует». Но к власти неотвратимо придут новые де голи, рузвельты, тетчеры и рейганы. И даже с учетом их постоянной, эстафетной конфронтации с Россией, это будут адекватные, достойные люди и в действиях, и в восприятии мира (не «пустышки».) И выздоровевший Запад заявит: «Лукашенко — тот лидер, что продемонстрировал, как из коммунизма входить в демократию и рынок. С минимальными потерям».

3. СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ, ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ

Ответственность, трудолюбие — генетический код белорусов. И Лукашенко пресек развращение нации оголтелостью «рыночных свобод». Что окаянно намутили на Украине и в РФ «либерал-мождахеды». (Да, в РФ и на Украине некоторые из контуженного «реформами» социума пытаются «загнать обратно джина в бутылку». Но, тщетно). В РБ вышколенная, некоррумпированная бюрократия. Абсолютно ликвидирована организованная преступность. Власть подотчетна народу.

В такие территории идут инвестиции. И надо лишь грамотно и аккуратно посодействовать международным инвесторам, преодолеть стереотипы.

В РБ нет колоссальных природных ресурсов. РБ не имеет выхода к мировому океану, что не способствует экономике. Но ведь Швейцария, Люксембург, Австрия тоже лишены сырьевого изобилия и морских побережий и процветают. И кропотливое («молекулярное») изучение опыта этих стран даст «золотой ключик» к пониманию формулы успеха.

СССР и соцлагерь канули в лету. «Триумфальное шествие капитализма» — глобальный процесс. Даже коммунистический Китай, мощно и талантливо продвигает рыночные реформы (как, впрочем, и коммунистический Вьетнам). Китай, не чураясь ничем, не изображая из себя обиженного и непонятого Западом, ни на кого не задираясь, хладнокровно, без псевдоидеологических «заморочек», избегая медийной истерики и псевдополитической конфронтации, селективно вбирает в себя все лучшее, что есть на Западе (и в России). И невозмутимо матереет. Китай занят решением внутренних проблем, что неотвратимо ведет в международный «клуб доминирующих». У Китая нет времени и желания заниматься ерундой. И не быть в «тренде» со всеми — нерационально.

Так и Беларусь под руководством Лукашенко теперь готова для «десантирования» в капитализм. Стартовые условия идеальны.

А, может, имеет смысл приглядеться к скандинавской версии? И пошагово, с аптекарской скрупулезностью входить в этот формат? Скандинавский капитализм (как всякий капитализм) «без лирики», но там незыблемая святость — рядовой человек. И «хозяева жизни» прошли «дрессировку» на предмет социальной солидарности с «низами». Это когда дифференцированные налоги. Это когда политиков, «торгующих влиянием», сажают за решетку. Это когда в Финляндии за нарушение ПДД штраф не «под общую гребенку», а с учетом финансового состояния (один финн заплатил несколько десятков тысяч евро). Это когда руководители FinAir рядовым сотрудникам срезали зарплату, ссылаясь на экономические трудности, а себе увеличили, а через месяц руководство уволили. И еще много «интересненького» и в Швеции, и в Норвегии.

4. ВАСИЛЬ ИВАНЫЧ! ТЫ ЗА БОЛЬШЕВИКОВ АЛИ ЗА КОММУНИСТОВ?

В каждом социуме есть «несжимаемый остаток несогласия». И это подлинная оппозиция. Она носитель нового и конструктивного, что в итоге побеждает. В РБ ситуация другая. Нет той группы людей, способных дать обществу более оптимальный вариант развития РБ, нежели вариант Лукашенко.

Что предлагает так называемая оппозиция в РБ? Украинский вариант? Российский вариант? Но это не образцы для подражания. Европейский вариант? Но он уже есть в РБ. Оппозиция за демонтаж системы? Но это экстремизм. Какой смысл гробить устройство общества, выстроенное по европейским лекалам?

В США есть республиканцы и демократы. Но критика партии власти оппозицией — не сокрушение основ, созданных 200 лет назад отцами-основателями, а суть дискуссий в том, как системе придать максимальную жизнеспособность. В таком же формате проходят политические схватки между социал-демократами и христианскими демократами в Германии.

Да, в РБ необходима оппозиция. Но не та, что есть, с беспредметной схоластикой ни о чем, а качественно иная. И вектор ее оппозиционности должен быть направлен на те злоупотребления буржуазии и бюрократии, где Лукашенко «не досмотрел», и требуется «подчистить». И необходимо делать это максимально гласно. И это будет не марионеточная «оппозиция его величества», а действительная оппозиция, когда буржуазия и бюрократия контролируются не только государством, но и испытывают прессинг тысяч рядовых граждан РБ. А президент РБ — арбитр «над схваткой».

5. КТО ПОНИМАЕТ, ТОТ ПОНИМАЕТ

Сегодня в Беларуси идут поиски консолидирующей национальной идеи (государственной идеологии). Это требование времени по выстраиванию структурированной внутренней политики. К сожалению, на постсоветском пространстве доминирует инфантильно-неполноценное понимание внутренней политики: создание партий, принятие программ (которые, как правило, не выполняются), лозунги, межпартийные дискуссии, съезды, выборы. И на этом все. В итоге эффект «пустого барабанчика», когда электорат эту «движуху» оценивает так: «они или тявкают на власть» или «собачатся между собой», а мы сами по себе».

И это есть лишь партийная внутренняя политика. Ее ущербность в том, что партии выражают интересы определенных сегментов населения, а не всех граждан. И часто вырождаются в подобие секты. И главное: при малейшем сбое государственной машины, политическая дифференциация незрелого общества по партиям вызывает раздрай.

Но есть государственная внутренняя политика, когда обозначают единые национальные приоритеты, и социум консолидируется. И эта консолидация первична, а уже потом партийные предпочтения. И основа консолидации — государственная идеология, где обозначены цели, которые беспрекословно поддерживаются всеми гражданами. (И «верхами», и «низами»). Но не принуждением, а безоговорочным пониманием их истинности.

Отсутствие государственной идеологии — самоубийство. Это понимает и Путин, который неоднократно заявлял о необходимости государственной идеологии в РФ. Пагубное отсутствие консолидирующей идеологии взорвало Украину в 2014 году.

Идеология, если максимально упростить, сводится к нескольким принципам. И они суть динамичного, устойчивого государства. Идеология ценна и тем, что все граждане, без исключения, участвуют в строительстве государственности, и они не игнорируются, не отодвинуты. И ощущают свою причастность к грандиозному проекту. Подтягиваются до уровня государственного человека, а не прозябают в состоянии «я никто, и зовут меня никак». И это ключевой момент в идеологии.

Политика — это сермяжная, черновая работа, а не дефиле «яйцеголовых» на подиуме. И не мельтешение партийных начальничков. Это работа в повседневной жизни по исправлению того, что мешает жить рядовому труженику, тормозит экономику, не дает совершенствоваться социуму. Политика — это когда и провластные партии, и оппозиционные обязаны доказывать нации, что именно они эффективнее всех могут внедрить в жизнь эту идеологию. Вот тут должна быть конкуренция. Пустословие полемик ничего не решает.

6. А ВЫ ВСЕ ГДЕ БЫЛИ?

Идеология — это институализация общества, приближающая граждан к подлинному пониманию «общечеловеческих ценностей», которые бездарно трактовались Горбачевым и дискредитировались, а часть тогдашних «перестроечных лидеров» изощренно их использовали как инструмент демонтажа СССР. И Беларусь сегодня настойчиво работает над возвращением подлинного понимания «общечеловеческих ценностей» и их реабилитации.

7. ИРРАЦИОНАЛЬНОСТЬ ЗАШКАЛИВАЕТ

Прочитал дикую фразу: «кровожадный Лукашенко» (?!) В 1993 году Ельцин расстрелял из танков оппозиционный Верховный совет РФ. По разным данным погибло от 300 до 800 человек. В двух чеченских войнах человеческие потери превысили 33 тыс. человек. В апреле 2014 годав центре Киева 86 убитых «небесной сотни» майдана. Около 50 заживо сгоревших в Одессе. И финал ничтожности четырех президентов «демократической» Украины (с 1992 г.) — ад гражданской войны в Луганской и Донецкой областях, где число убитых и искалеченных приближается к тысяче. И это только начало.

Кто может обвинить Лукашенко в таких «мясорубках»? Белоруссия единственная из славянских республик СССР, где удалось избежать человеческого месива. Но Ельцин и череда из четырех профнепригодных «демократических» украинских президентов (каждый из них нагромоздил предпосылки к трагедии 2014 года), были и есть рукопожатны на Западе. А Лукашенко — «кровожадный» изгой. Кто объяснит эту логику?

8. ХВАТИТ ПРИДУРИВАТЬСЯ, РЕБЯТА

Претензия Запада к Лукашенко: нарушение международных избирательных стандартов и стандартов в области прав человека. Но на Украине были «выборы», «партии», «свободная пресса», «оппозиция». А итоги к 2014 году?

Еще претензия: Лукашенко несменяем. Но именно Лукашенко выстроил реальность, способную трансформироваться в европейский капитализм. На Украине с 1991 года сменились четыре президента. В РФ — два. Но Украина — в руинах, а в РФ — проблемы. И не проблемы роста, а проблемы тупика.

И еще упрек Запада: нет широкомасштабной приватизации. Но норвежский Statоil — государственный. А израильские кибуцы — это советские колхозы, но более жесткий вариант. И почему Запад этим не озаботился?

Я не знаю, ратифицировала ли Белоруссия статью 20 конвенции ООН о коррупции (в РФ ратификация заблокирована). А в «демократической» Украине 22 мая 2014 г. господин Байден удрученно констатирует: «У вас раковая опухоль коррупции». Но Байден невозмутимо восседает за одним столом с теми, кто пестовал коррупцию на Украине.

В РФ изуверская, наглая коррупция на всех уровнях, объяснимая только категориями перевернутого мира, но Россия до последнего времени — член «большой восьмерки».

Сегодня понятно: политический и финансовый истеблишмент РФ и Украины — похоронная команда цивилизованного капитализма. Но где претензии Запада к ним? Коррупция — это западный стандарт? Ну очень хотелось бы, чтобы господин Байден приехал в Беларусь, досконально все проанализировал. И ему не пришлось бы с кисло-брезгливой физиономией, как в Киеве, ставить диагноз «раковая опухоль коррупции». Но Лукашенко — «супостат». И подвергается остракизму. Как это понимать?

9. ГЕГЕЛЬ ВСЕГДА ПРАВ

28-й президент США Вудро Вильсон как-то сказал, что «величие страны определяется величием ее рядовых граждан». Высокий статус рядового человека в Беларуси не продекларирован, а реален. Лукашенко категорически не позволил бюрократии и буржуазии растоптать «простого» труженика. Не отдал нацию на растерзание барыгам, которые игнорируют все и вся, и социум для них — не соотечественники, не «человек — это звучит гордо», а «твари дрожащие».

Приведу еще одну замечательную цитату губернатора штата Техас Рика Перри, правого республиканца: «Есть «капитализм предпринимателей» и есть «капитализм стервятников». «Стервятники» навязывают обществу и государству социал-дарвинизм, доходящий до расчеловечивания и дьявольщины. Лукашенко в корне пресек вылупление популяции «избранных», готовых сбиться в стаю, чтобы изнасиловать мир, а не совершенствовать его.

Сенатор-республиканец Лугар о «приватизации» в РФ, последующем «ошкуривании» населения, «распиле» бюджетного «бабла» «только своими»: «Воруют у собственного народа». В Беларуси нет мародеров (как в РФ и на Украине), что нагло рассовали по карманам гигантскую мегасобственность, созданную каторжным трудом в лишениях и страданиях народами Российской Империи за 300 лет династии Романовых и за 75 лет коммунистической власти в СССР. И теперешняя «элита» бесится от наворованных миллиардов. Но «хапка» им мало. Они додавливают народ сверхэксплуатацией. А подачки, что перепадают «плебсу» — из разряда «на, докури окурок».

Папа Римский Франциск 26 ноября 2013 года сказал: «Править миром должны не деньги, диктат капитала — это новая тирания». А в Библии сказано: «Не пускать менял в Храм». Строительство государства (власти) — это возведение Храма. И «менял» (особей с рефлексами крыс и с абсолютным отсутствием государственного мышления), категорически нельзя допускать во власть. «Менялы» не умеют созидать. Они только воруют и разрушают. Для них «деньги важнее людей». Это вопреки заповедям Библии. И Лукашенко соблюл постулаты Библии.

Кто же такой Лукашенко? Адепт протестантства? Католик? Приверженец фундаментальных основ американской демократии? Республиканец США? А достопочтимые Кальвин, Лютер, Вудро Вильсон, Рик Перри, Лугар, Папа Римский Франциск — бывшие коммунисты, диктаторы, приверженцы тоталитаризма? Что это? Феерия сюрреалистической метаморфозы? Нет. Нельзя рассматривать мир как примитивной мотивчик простенький дудочки. Мир — полифония симфонического оркестра. Каждый из перечисленных — на своем месте. И они разные. Но их объединяет совестливое ощущение гигантской ответственности, приверженность к идеалам высокой морали, отстаивание гуманизма и отторжение всего, что противоречит здравому смыслу.

Но почему они не вместе? Почему нет диалога между ними? Почему порознь? Я убежден: жизнь неотвратимо исправит эту ситуацию. По какому-то недоразумению искусственно выстроенная конструкция непонимания Западом Лукашенко обречена рухнуть. Трава пробивает асфальт.

10. У КОГО-ТО В РАНЦЕ МАРШАЛЬСКИЙ ЖЕЗЛ, А У КОГО-ТО — ОТ МЕРТВОГО ОСЛА УШИ

В истории нет линейных и стерильных процессов. А смена формаций — гибельный тектонический разлом. В колыбели буржуазной демократии — Англии — переход от феодализма к капитализму — ужас Кромвеля, луддиты и «овцы съели людей». И много отвратительного и преступного. В Белоруссии «овцы» не съели людей. На судьбоносном этапе РБ в Лукашенко выкристаллизовалось то подлинно народное, глубинное, интеллектуально-интуитивное, что позволило пройти «дорожную карту» «между Сциллой и Харибдой» без потрясений и филигранно.

Лукашенко — единственный из постсоветских славянских лидеров, который воздвиг «состоявшееся государство». Украина? В 2014 году — хаос и распад национального масштаба. Россия? Представьте только на миг, что Россия без нефти и газа, данных Богом? И что тогда Россия?

Лукашенко сделал все возможное и даже невозможное для выстраивания цивилизованного социума. И сегодня у Беларуси уникальная перспектива. В РБ человеческий материал, способный на стратегический прорыв. В РБ вызревает социальная инженерия, способная подтянуть республику к мировым значениям. Почему так произошло, а не иначе? Как объяснить? А все банально и просто: роль личности в истории еще никто не отменял.

11. ВПЕРЕД И ВЫШЕ

Президент Казахстана Назарбаев: «Сила любого государства — в его народе». «Чтобы государство состоялось, необходимы дух нации, достоинство нации, вера в нацию».

Президент России Путин: «России нужна новая консолидирующая идея. Если кто-то предложит нечто подобное в новых условиях, это было бы здорово, «создать новый народ».

Президент РБ Лукашенко: «Нужна национальная идея, которая понятна и академику, и крестьянину». «Идеология для государства — это то же самое, что иммунная система для живого организма».

Президенты чувствуют потребность в идеологии. Лидеры нащупали то звено, за которое вытаскивается цепь. Но работа экспертов в этой сфере тянется вяло, эпизодически, а часто тема халтурно дискредитируется. По крайней мере, это происходит в России.

Казахстан, Россия, Беларусь в единой сцепке — самодостаточная, и если с умом, ни от кого не зависящая цивилизация. И она должна быть конкурентоспособной по отношению к цивилизации Запада, к цивилизации Китая. И речь идет не о конфронтации, а о состязательности.

Можно сколько угодно принимать помпезные «программы развития», тасовать колоду высокопоставленных чиновников, суетиться в прочих «верхушечных» выкрутасах, но на финише неотвратимый «кирдык». Как стать конкурентоспособным? Ответ прост: выковать «внизу» первостепенный, генерирующий ресурс — это инициативный, творческий человек. И таких должно быть миллионы. Идеология «взращивает» таких людей. И у идеологии еще свойство — моральная мобилизация нации (не путать с милитаристской или с авральной).

В конце 80-х - начале 90-х в СССР произошел разрыв единой социальной ткани (и между нациями, и главное — внутри наций). Предполагать, что все само собой рассосется, — государственно-управленческий идиотизм. Аллармизм неуместен, но вопрос стоит критически остро: быть или не быть. Да, окончательно можно и не сгинуть, но и от унизительной роли «младшего брата» (по отношению к Китаю) или «вечно догоняющего» (по отношению к Западу) не избавиться.

Идеология — не академические упражнения, а способ развития, курс на экономические и политические сверхдостижения.

Беларусь более всех продвинулась в поиске продуктивной идеологической концепции. Это и интенсивный процесс, и личное участие Лукашенко: «У меня на столе 10 книг по идеологии, но ни одна из них не устраивает».

РБ, РК, РФ должны скооперироваться. И в этой команде роль первопроходца у Беларуси. Почему? Выработка идеологии подкреплена с 1994 года конкретными делами на государственном уровне. И тут есть, чему поучится.

И если взглянуть на процесс футуристически — новые принципы социально-экономического функционирования, позитивные результаты этого на определенном этапе возможно транслировать (как один из вариантов современной идеологии) в Западную Европу и Северную Америку, не ограничиваясь интеллектуально — информационным пространством ЕАЭС. И это не фантазии. Чем мы хуже остальных?

И это будет не экспорт идеологии (как делали коммунисты), а равноправный вклад в интернациональную копилку идей, которые изменяют мир.

Камиль Биберсов

Справка

Камиль Биберсов — ульяновский политический и общественный деятель.

В 1990 - 1993 — депутат ульяновского городского и областного советов.

1986 -1990 — социолог ульяновского горисполкома.

В 1999 - 2001 — руководитель и спонсор регионального отделения социал-демократической партии Горбачева.

В 1998 - 2002 — советник президента банка «Авангард» (Москва).

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (35) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    19.07.2014 12:19

    Надо поблагодарить БО за публикацию этой великолепной аналитической статьи. Может быть я впервые прочитал такой фундаментальный анализ "феномена Лукашенко" и согласен с ним.В РФ то же хватало негатива по отношению в Лукашенко, причем и на высшем уровне, вспомним оценки его Медведевым и телефильм по НТВ.

  • Анонимно
    19.07.2014 12:58

    Только в этой статье не сказано, чем отличается ситуация в Белоруссии от Украины. Так вот двумя существенными вещами. Первое. В отличии от Украины, да и России тоже, он там единственный и самый главный хозяин страны. Всех остальных посадил или в кутузку или отправил на тот свет. А раз так, он может себе позволить и золотые унитазы в самолете, купленного у Ниязова, такого же бывшего диктатора в Туркмении, да и не только в самолете. Никто не может сказать что-то против. Это сразу же признается как покушение на государственность Белоруссии, на ее устои. Ну и как диктатор, он готовит своего сына на свое место, чтобы обеспечить себе спокойную старость. Ни Янукович, ни Путин этого сделать не могут. Страны большие, много разных интересов у людей, у влиятельных групп. И во-вторых, никто в России не возмущается тем, что Белоруссия имеет долгов перед Россией почти 40 млрд. долларов. Но и это не все. Каждый год Белоруссия изымает из бюджета России за счет таможенных платежей при продаже нефтепродуктов на многие миллиарды долларов, да и не только нефти. Кроме того, аренда МО РФ военных баз в Белоруссии тоже обходиться в копеечку. Так что живут они за счет России не хило при населении почти в 10 млн. человек. А это две наши республики. Конечно, в свое время Татарстан добивался таких же прав в СССР, как и Белоруссия, но не получилось, хотя по уровню производства, не считая добычу нефти, мы стояли на одном месте с ними. Но то, что получилось у батьки, не получилось у бабая.

    • Анонимно
      21.07.2014 09:13

      Чтобы рассуждать о "золотых унитазах" какого-нибудь великого человека нужно хотя бы,как минимум,их видеть,да и само рассуждение о них очень наглядно характеризует такого "мыслителя" ,и его дальнейшие откровения сильно припахивают,сами знаете чем

  • Timur
    19.07.2014 13:06

    Лукашенко не образец для по дрожания,но в отличии от Российской власти есть в нем черты отца нации.На протяжении 20 лет ведя "карточную игру" с Российским руководством он оказался более шулеристым нежели те кто говорили на словах, котлеты отдельно,мухи отдельно.Все что он выторговал у Россиян,он вложил в свое производство,модернизировав ключевые отрасли, по сути на наши деньги.Что мы делаем,со стратегами купленными западом,я имею ввиду бывшего лучшего мирового министра-Кудрина,который захныкал все деньги в Америку.Теперь еще вопрос,вернут ли их они нам,али нет?Ни дорог,ни производства,бензин и солярка дорожают.Все это в конечном счете как тяжелые гири тянут пловца ко дну.Когда в России найдется человек, способный разумно выстроить экономическую политику при несметных богатствах,как земных так и человеческих? В окружении Путина таких людей лично я не вижу.

  • Анонимно
    19.07.2014 13:40

    Лукашенко - это политический манипулятор, ловко одевший на себя маску лидера некой белорусской нации! Не стоит так много о нём писать - он этого не заслужил! И вряд ли заслужит! Не будем забывать что частично ресурсообеспечение (горючее, автотранспорт)карательной операции на Украине и на стороне Украины! Лукашенко взял на себя! А это более чем серьёзно! К нему есть вопросы!

    • Анонимно
      19.07.2014 14:08

      То, что написано о поведении Лукашенко, если это правда, в отношении поддержки карательной операции хунтистов, серьезно меняет мое отношение к нему.Но сейчас России не до этого.Гамбургский счет предъявим позже.

  • Анонимно
    19.07.2014 13:56

    Да Лукашенко молодец. Супер президент. Я этого человека уважаю. Он не развалил республику. Он хозяйственник . Нам такого президента. Успехов ему и процветания.

  • Анонимно
    19.07.2014 14:29

    Кто поет дифирамбы Батьке, почему-то забывают о пропавших без вести лидеров белорусской оппозиции.

  • Анонимно
    19.07.2014 14:52

    Батьку на российский трон!

    • Анонимно
      19.07.2014 23:29

      Как вы хотите стать подданными царя, т.е. крепостными-рабами. Видимо, душа просит.

      • Анонимно
        20.07.2014 10:29

        В Испании-монархия,Великобритания-корлевство,а вы чуть что рабы,рабы....У Батьки законы работают,а у нас "что дышло-куда повернёшь,то и вышло"

  • Анонимно
    19.07.2014 15:01

    Оппозиционеров надо давить везде. Из за этих людей всегда страдают простой народ. Вот же пример перед носом что творится на Украине. Это же ужас. Во всем виновата оппозиция их надо просто уничтожить на майдане. Лукашенко молодец сохранил мир и спокойствие в Республике. Таи все заводы и фабрики государственные. Чиновники ездят в обычных машинах. Итд итп

  • raf
    19.07.2014 15:07

    Лукашенко совершил ошибку в оценке событий на Украине.Его ждут боевые столкновения с белорусскими ополченцами,которые учатся воевать на Востоке и Юго-Востоке Украины.

    • Анонимно
      19.07.2014 21:23

      Армия белоруссии отлично подготовлена и фору даст даже нашей армии не то что кучке всякого сброда

  • Анонимно
    19.07.2014 16:19

    Нашел кому петь дифирамбы!Экономика Белоруссии процветает за счет дешевых российских энергоносителей и российских же кредитов.Так что пресловутое белорусское экономическое чудо это не более чем миф.

    • Анонимно
      28.07.2014 22:50

      Не знаю, что есть миф, но знаю про одну реальность: Татарстан ездит на белорусских трамваях и автобусах и ест белорусские молочные продукты. Приведите мне обратный пример

  • Анонимно
    19.07.2014 16:26

    Есть еще умные люди.Однако не сказано о роли гражданского общества,из которого прорастают политические движения и партии.Проблематична,но демократию пока еще никто не отменил.Если умный Лукошенко этого упустить,его система выродится,а после его ухода начнется вакханалия.Нужно создавать систему противовесов,рассчитывать на мораль элиты глупо.Человек власти и капитала всегда ущербный.Период эффективности авторитаризма для Белорусь уже пройден,пока не поздно нужно ослабить вожжи.

  • Анонимно
    19.07.2014 16:58

    Ехал на авто из Германии в Россию. Через Брест. Польская таможня заняла 45 минут. Белорусская- 6 часов (при этом перед нами стояло всего 2 авто!!!) Просто у одного из них были какие то проблемы а убрать его в сторону и продолжить обслуживать остальных нельзя. Вот такое отношение вот такие порядки в Белоруссии.

  • Анонимно
    19.07.2014 19:28

    Какая страна, Белоруссия живет за счет российских денег, каждый 2 года в долг даем, то 10 млрд то 11 млрд, и все прощаем. нет ни экономики толком ни индустрии так аграрная отсталая страна, в долгах как шелках.

  • Анонимно
    19.07.2014 20:49

    Мощная статья. Конечно В РБ не все идеально, но у нас что ли лучше? Там, по крайней мере, есть фундамент, а у нас ничего нет.

  • Анонимно
    19.07.2014 21:36

    У Лукашенко есть чему поучиться.....

  • Анонимно
    19.07.2014 21:52

    Пусть будет один долларовый миллиардер- Лукашенко, чем более сотни в России. Путина.

  • Анонимно
    19.07.2014 22:17

    Надо брать пример с Белоруссии.Дороги отличные,сельское хозяйство работает, промышленность конкурентоспособно, чиновники думают о стране а не о своем кармане.

    • Анонимно
      20.07.2014 14:37

      Поддерживаю комментарий. Цены на все приемлемые, люди добрые - есть конечно кто ближе к полякам им такой порядок не нравиться. Инвестров зарубежных не пускает. Руководителей предприятий обязывает ежегодно строить жилье. Да много чего - все красиво, чисто, везде порядок, дороги шикарные.

  • Анонимно
    19.07.2014 22:40

    Так-то оно так, но как объяснить присутствие Батьки на инаугурации Порошенко? С ним не все так просто, как и с Назарбаевым.

  • Анонимно
    20.07.2014 00:08

    Батьку зауважал когда приобрел в магазине обувку с маркой РБ, кухонный гарнитур из РБ и другие добротные вещи. Это показатель того, что белорусы умеют производить качественно, стильно, добротно. Дауд

  • Анонимно
    20.07.2014 08:23

    Комментаторы восхваляют Лукашенко. 1. Собственного производства там нет- только отвертоная сборка из импортных европейских запчастей. 2. Самая основная статья доходов-перепродажа российской нефти с рентабельностью 100-150%. Периодическое Обострение отношений с Россией-только способ вытрясти в том или ином виде дополнительные деньги.

    • Анонимно
      21.07.2014 09:42

      Если верить вам,горе-эксперт вы наш,то,МАЗ,МТЗ,БелАЗ-это немецкие заводы.И что значит сиё выражение "...перепродажа с рентабельностью 100-150%,где вы,светоч экономической науки,нахватались такой дури?

  • Анонимно
    20.07.2014 08:34

    Еще раз говорю Лукошенко супер президент. Сельское хозяйство не отсталое а передовое. 2010 году Белоруссия всю Россию снабжало картофелем всю Россию. А вы говорите. Там все фабрики и заводы государственные. У них на всех полках товары местные. А продукты питания свежие и качественные по госту. Я был там и знаю. Дороги от границы России до Минска прямые ровные и широкие . Дорога платная нашими деньгами 20 рублей за 100 км. И никаких гайшников. Люди вежливые культурные у них на улицах вообще не мусорят. На окнах первого этажа нигде нет железных решеток а у нас по 3 этаж решетках. Общественный транспорт ездит по расписанию. У них даже все Райпо работает. У нас Татарстане их вообще не осталось. Дома все ремонтированные. Цены не дорогие. Сначало съездить надо а патом сплетни пустите. У нас все разворовали богатеют только чиновники. Дорог вообще нет. Колхозы и совхозы умерли это заслуга команды экс президента рт.

    • Анонимно
      20.07.2014 22:34

      Правда, мне тоже очень нравится бывать в Белоруссии.

  • Анонимно
    20.07.2014 09:25

    Три изотопа водорода(родом родящий): протий,дейтерий и тритий.Это Русь, Беларусь и Украина.Беларусь- это как белый гриб,головной то есть. Голова там.

  • Анонимно
    20.07.2014 11:35

    На этом свете не бывает ангелов, на земле невозможно построить рай, иначе зачем нужен был бы рай божий и ад. Потому и у Лукашенко есть недостатки, промахи, ошибки. Но государство построил, конечно же, правильно. И то, что в начале пути, пока еще государство не устоялось, не окрепло,убирал оппозицию, как мы уничтожаем сорняки в огороде для лучшего прорастания растений, поддерживаю. Исхожу из такой мысли: пока ребенок маленький, у нас хватает терпения, выдержки, нежности, обучать его держать ложку, несмотря на то, что каждая ложечка - это опрокинутая еда на слюнявчик, стол или пол, надо потом стирать, убирать. Без лишних слов дадим подзатыльник тому, что обидит малыша. Мы понимаем, что ребенок маленький, еще только учится, потому терпеливы. Ну а когда подрастет и немного извилины начинают ворочаться, требуем, чтобы придерживался общепринятых требований,и уже поблажки не даем. Да еще требуем, чтобы не ябедничал, не бежал к нам за подмогой, а научился постоят ь за себя. Некоторые особо продвинутые родаки еще и научат, как постоять за себя. При строительстве государства так же надо вначале опекать младенца, оберегать от негатива и сорняков, а становление государства - это не чепуха. Короче, правильно сделал Батька. А то, что многое за счет России - так и Татарстан многое выпросил за то, что в свое время нефть у нас качали без разбора, ничего не оставляя на развитие республики. Теперь вернули. Так и Беларусь потеряла 25% населения в ВОВ, что помогло в победе, а теперь требует свой гешефт. Все правильно. Потому и государство устоялось. Потому и боятся его, как и Китай, Беларусь - образец современного на данном этапе развития экономики государство.

  • Анонимно
    21.07.2014 10:55

    Все в точку. абсолютно всё!

  • Анонимно
    22.07.2014 11:36

    Поклон и большое человеческое спасибо за статью!Удачи нам Всем!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль