Общество 
21.07.2014

Как татары взяли Москву

Выходцы из Татарстана в столице России отвечают за информатизацию госструктур, реформы постлужковской системы и подготовку к ЧМ-2018 по футболу

Недавнее громкое назначение казанского бизнесмена Камиля Газизова ответственным за IТ-проекты госкорпорации «Ростех» — это, по подсчетам «БИЗНЕС Online», как минимум 30-й поход выходцев из Татарстана в крупные московские и федеральные гос- и бизнес-структуры за последнее время. Многочисленные назначения позволяют говорить о том, что в столице наряду с питерской, красноярской и другими группами влияния складывается и довольно заметная казанская. Эксперты считают, что специалисты из Татарстана востребованы за счет сильного лоббистского потенциала и высокого уровня профессионализма.

КАЗАНЦЫ У ПОДНОЖИЯ СТОЛИЧНОГО ОЛИМПА

После того как Камиль Газизов возглавил две 100-процентных IТ-«дочки» одной из крупнейших российских госкорпораций, возглавляемой близким соратником Владимира Путина Сергеем Чемезовым, «РТ-Электронные услуги» и «РТ-Информ», в специализированных СМИ появилась целая серия публикаций о так называемой группе «казанских айтишников» в окологосударственных структурах.

Безусловно, лидером группы является экс-министр информатизации и связи РТ Николай Никифоров, который в мае 2012 года был назначен министром связи и массовых коммуникаций РФ.

В свете назначения Никифорова в минсвязи федеральные СМИ стали активно интересоваться и рядом казанских предпринимателей и компаний, близких к новому руководству министерства. Среди них и венчурная «Стартобаза», возглавляемая супругой Никифорова Светланой (отдельные проекты компании, такие как «Автодория» или «Спикфон», могут претендовать на тиражирование в федеральном масштабе за счет госбюджета), и Тимур Якубов, возглавляющий разработчика СЭД «Практика», казанскую компанию «Системы документооборота» (эта система, к слову сказать, внедрялась и в правительстве Москвы), и компания «Барс Групп» Тимура Ахмерова, занимающая автоматизацией госорганов в регионах.

Тут же можно упомянуть и компанию «Иновентика», контролируемую депутатом Госсовета РТ Равилем Зиганшиным и специализирующуюся на облачных услугах. К слову сказать, одним из акционеров «Иновентики» является упомянутая выше компания «Стартобаза».

МАРАТ И ЕГО КОМАНДА

Однако самая масштабная (и намного менее заметная) миграция татарстанских чиновников и специалистов в последние годы произошла в сфере строительства. Ее драйвером стало назначение бывшего шефа татарстанского минстроя Марата Хуснуллина вице-мэром в правительстве Москвы. Приход Хуснуллина был, по сути дела, вызван сменой власти в Первопрестольной. Пришедшему в столицу в 2010 году Сергею Собянину нужно было провести зачистку команды предшественника Юрия Лужкова для того, чтобы в будущем опираться на людей, не интегрированных в московскую элиту. Смену кадров было решено проводить эволюционным, а не революционным путем.

Одним из самых влиятельных и капиталоемких блоков в лужковском правительстве был строительный во главе с Дедом — Владимиром Ресиным. После смены власти перевести стройкомплекс под контроль новой команды предстояло министру строительства РТ Хуснуллину. Его переход в Москву «БИЗНЕС Online» предсказал еще в сентябре 2010 года. Сначала Хуснуллин в мэрии Москвы был назначен начальником департамента городского строительства. И уже оттуда он плавно перешел на должность вице-мэра по строительству Москвы.

С этого момента и стартовало пришествие казанцев в стройкомплекс Москвы, так как Хуснуллин тоже нуждался в своей команде. Движение оказалось настолько масштабным (мы насчитали не менее 20 человек из Татарстана, перешедших на ответственные посты в московском стройкомплексе), что о нем активно заговорили федеральные СМИ. Они посвятили казанскому феномену серию публикаций, среди которых были и довольно скандальные.

Так, благодаря Михаилу Дворковичу, брату вице-премьера Аркадия Дворковича, получил широкую огласку конфликт с участием бывшего заместителя начальника управления госэкспертизы Татарстана Сергея Соколова. Он в январе 2011 года возглавил государственное автономное учреждение «Московская государственная экспертиза». Почти сразу рядом с «Мосгосэкспертизой» открылся офис казанского Института независимой экспертизы (ИНЭ), принадлежащего матери Соколова Наталье Соколовой. В то время начальник Соколова — председатель комитета по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов Олег Шахов — решил подчиненного уволить.

Когда скандал приобрел резонанс и Соколов ушел, его место в «Мосгосэкспертизе» занял Валерий Леонов — тоже выходец из Казани. Леонов с сентября 2003 года по март 2010 года работал на различных должностях в татарстанском минстрое, меньше года был министром строительства Амурской области (в то время регион возглавлял Николай Колесов), после чего перешел в ГАУ Москвы «Московская государственная экспертиза». Спустя пару месяцев после скандала Шахов ушел, а сам Соколов без шума был переведен в старейший проектный институт Москвы — ГУП «Моспромпроект». В настоящее время Соколов трудится первым заместителем директора — творческим руководителем ГУП «Моспромпроект».

Марат Хуснуллин и Сергей Соколов
Марат Хуснуллин и Сергей Соколов

СТРОЙКОМПЛЕКС ТАТАРСТАНА ПРИШЕЛ В ГОСТИ В СТОЛИЦУ

Одним из первых в Москву перебрался Рафик Загрутдинов — бывший замминистра строительства Татарстана. В Москву он приехал в декабре 2010 года, заняв пост руководителя департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Москвы.

Но вскоре пост был ликвидирован, и сейчас Загрутдинов трудится в качестве первого замруководителя департамента строительства, отвечает за финансовое управление. Владимир Швецов — бывший вице-премьер Татарстана, министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан с 2011 года — замруководителя департамента строительства, курирует в Москве строительство метро и транспортной инфраструктуры. Светлана Валдавина — бывший начальник государственной жилищной инспекции Татарстана, переехала в столицу в 2011 году на должность замдиректора управления капитального строительства Москвы, а в феврале 2013 года стала еще одним казанским заместителем руководителя департамента строительства.

В «Москомстройинвесте» работают сразу три выходца из Татарстана. Это Константин Тимофеев — бывший председатель правления казанского ИнтехБанка, затем руководитель московского филиала «АК БАРС» Банка. В феврале 2011 года он возглавил комитет по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства. Анастасия Пятова — бывший начальник отдела жилищной политики и регулирования процессов на рынке жилья в министерстве строительства Татарстана, в сентябре 2011 года стала заместителем председателя «Москомстройинвеста». Рафаэль Алиев — бывший топ-менеджер группы ASG, принадлежащей казанскому миллиардеру-рантье Алексею Семину, в мае 2013 года стал советником председателя «Москомстройинвеста» по вопросам сохранения объектов культурного наследия Москвы.

Переехал в Москву и бывший главный архитектор Казани Эрнст Мавлютов — в 2011 году возглавил НИПИ генплана Москвы. В феврале 2013 года его перевели в комитет по архитектуре и градостроительству на должность заместителя руководителя «Москомархитектуры», а НИПИ генплана возглавила Карима Нигматуллина — дочка известного академика Роберта Нигматуллина.

В аппарате вице-мэра трудится Ильдус Минниханов — бывший начальник отдела имущественных отношений министерства строительства Татарстана, а также бывший совладелец крупнейшего застройщика республики ОАО «Ипотечное агентство РТ». В Москве он работает с февраля 2011 года в качестве личного советника Хуснуллина. Наконец, еще один татарстанский специалист Ирина Романенко с апреля 2011 года стала заместителем руководителя департамента градостроительной политики и курирует финансы и корпоративное развитие. В республике она занимала должность начальника правового управления министерства строительства Татарстана. Последние упоминания в СМИ о Романенко приходятся на конец 2013 года. Сейчас на сайте департамента градостроительной политики среди заместителей ее фамилия не значится.

Из других чиновников можно отметить Ленара Губайдуллина — бывшего гендиректора «Татстроя», который в 2011 году возглавил ГУП «Мосэкострой» (занимается свалками и очистными сооружениями в Москве и Подмосковье), бывшего внешнего управляющего фирмы «Свей» Рустема Нагимова, а ныне начальника ГКУ Москвы «Управление подготовки территорий», и Альберта Суниева совладельца казанского дилера Mercedes, а ныне начальника ОАО «Управление экспериментальной застройки микрорайонов».

ГОСЗАКАЗ — ПОД КОНТРОЛЬ КАЗАНЦЕВ

Ключевую роль сегодня в стройкомплексе играют муниципальные компании, что в корне отличает собянинскую Москву от лужковской. Так, сегодня компания «Мосинжпроект» выполняет функции генерального подрядчика на самых капиталоемких объектах, таких как строительство новых станций московского метрополитена и транспортной инфраструктуры столицы. Она на 100% принадлежит мэрии Москвы.

В 2011 году Хуснуллин пригласил возглавить «Мосинжпроект» Константина Матвеева — бывшего директора ООО «Нефтегазинжиниринг» из Нижнекамска. Именно он и его команда вели строительство татарстанской стройки века — ТАНЕКО. Как говорят наши источники, из-за некоторых трений с «Татнефтью» Матвеев уехал в Москву, забрав с собой уникальные кадры, собранные со всего бывшего Союза. Теперь они трудятся в столичной инжиниринговой компании. Что интересно, замом Матвеева по корпоративному управлению трудится Павел Дудулин — экс-председатель совета директоров ОАО «ИнтехБанк» и начальник отдела в татарстанском минфине. Под руководством Матвеева «Мосинжпроект» увеличил за два года выручку в 44 раза — с 1 млрд. рублей в 2010 году до 44 млрд. рублей в 2012-м — и стал главным строителем московского метрополитена.

Одно из последних назначений произошло в июне этого года — заместителем руководителя департамента градостроительной политики города Москвы стал Павел Батайкин. В Татарстане он трудился в минстрое, был первым замглавы администрации Нурлатского района и города Нурлат РТ, депутатом Госсовета РТ. До перехода в градостроительный департамент он числился советником заместителя мэра Москвы.

Другое громкое назначение — в феврале этого года председателем комитета государственного строительного надзора Москвы («Мосгосстройнадзор») стал Олег Антосенко — когда-то правая рука казанского градоначальника Камиля Исхакова, в команде которого он курировал строительный комплекс.

Константин Матвеев
Константин Матвеев уехал в Москву, забрав с собой уникальные кадры, собранные со всего бывшего Союза (фото: www.mosinzhproekt.ru)

Без официальной должности в Москве работает Рашид Нуруллин — бывший начальник ГИСУ. В апреле этого года стало известно, что он будет курировать строительство Соборной мечети в Москве. Нуруллина также считают человеком из команды Хуснуллина. Оба являются уроженцами Чистополя, их трудовой путь не раз пересекался.

По похожей схеме в стройкомплексе Москвы работает Марс Газизуллин, который ранее был заместителем Хуснуллина в минстрое, а затем перешел в команду Зиганшина. Он был замгендиректора ТАИФа, затем аналогичную должность занял в ПСО «Казань». В декабре переходит в «Камгэсэнергострой», а уже оттуда — в Москву. В декабре 2013 года Хуснуллин на пресс-конференции заявил, что власти Москвы заключат контракт на 19 млрд. рублей с «Мосинжпроектом» на проектирование и реконструкцию большой спортивной арены «Лужники» к ЧМ-2018. Куратором проекта реконструкции и стал Газизуллин. Его, в частности, можно увидеть на фотографиях во время объезда «Лужников» рядом с Собяниным.

Павел Дудулин
Павел Дудулин экс-председатель совета директоров ОАО «ИнтехБанк» и начальник отдела в татарстанском минфине (фото: www.mosinzhproekt.ru)

ИЗ ОДНОЙ УНИВЕРСИАДЫ В ДРУГУЮ

Помимо строительного сектора татарстанские специалисты пригодились и в других отраслях.

Так, в мае этого года указом премьер-министра Дмитрия Медведева заместителем министра промышленности и торговли России назначена Гульназ Кадырова — уроженка Набережных Челнов, бывшая советница мэра Рафгата Алтынбаева по экономическим вопросам. По словам Алтынбаева, он до сих пор поддерживает отношения с Кадыровой — время от времени они созваниваются. Кстати, в период ее перевода в Москву в 2004 году на пост начальника управления экономики и финансов Роспромторга ходили слухи о том, что протекцию ей составил то ли Алтынбаев, то ли Ильдар Халиков, который к тому времени возглавил мэрию автограда.

Не осталось незамеченным и умение татарстанцев проводить масштабные мероприятия. Так, руководитель дирекции Универсиады-2013 Владимир Леонов в апреле написал заявление о досрочном сложении депутатских полномочий, а также покинул пост гендиректора ФК «Рубин». Сейчас он работает помощником вице-премьера РФ Игоря Шувалова и курирует подготовку к чемпионату мира 2018 года и Универсиаде в Красноярске в 2019 году. В некотором смысле это потенциальный лоббист номер один Татарстана в Москве, если говорить о спорте.

Гульназ Кадырова
Гульназ Кадырова — бывшая советница мэра Рафгата Алтынбаева по экономическим вопросам (фото: minpromtorg.gov.ru)

Осенью 2013 года 45-летнего главу минздрава РТ Айрата Фаррахова назначили на должность заместителя министра здравоохранения РФ. На новой должности он курировал финансово-экономический блок. Но... Говорят, не сработался с руководством минздрава.... Новое — неожиданное — назначение окончательно увело Фаррахова в сферу финансов. В мае этого года Медведев назначил его заместителем главы минфина РФ. Это свидетельствует как о том, что Фаррахова оценили в Москве на высшем уровне, так и о том, что его не бросили в Казани, то есть смогли переиграть карьерную траекторию.

В Москву переехала Елена Зяббарова — бывший замминистра финансов Татарстана, с марта 2011 года она занимает должность замруководителя департамента финансов Москвы. В октябре 2013 года назначена министром правительства Москвы, руководителем департамента финансов города Москвы.

Владимир Леонов
Владимир Леонов — помощник вице-премьера РФ Игоря Шувалова, курирует подготовку к чемпионату мира 2018 года и Универсиаде в Красноярске в 2019 году

Всего один год проработала в правительстве Московской области Марина Файрушина. В Татарстане она успела занять должности в ОАО «Татэнерго», в комитете РТ по тарифам, работала начальником отдела высшего, среднего профессионального образования и науки аппарата кабмина республики. В 2011 году перебралась в столицу, где была заместителем гендиректора ФГБУ «Российское энергетическое агентство» министерства энергетики РФ, затем — министром правительства Московской области по ценам и тарифам. В конце 2013 года Файрушина неожиданно покинула пост. Но в этом году она стала первым заместителем исполнительного директора НП «ЖКХ Развитие».

В Московскую область уехала также Елена Паткина. С апреля 2009 года она занимала пост руководителя территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в РТ, а с июня 2013 года — врио руководителя территориального управления Росимущества в Московской области.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ И СИЛЬНОЕ ЛОББИ

Эксперты высказали «БИЗНЕС Online» свое мнение о том, почему татарстанские специалисты востребованы в Москве и формируют ли они собственную группу влияния в столице.

Евгений Минченко — президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» (Москва):

— Татарстан, особенно при Минниханове, всегда славился качественной работой по лоббированию своих интересов на федеральном уровне. У меня есть товарищ-замминистра, и он рассказывает, что как только появляется какая-то новая федеральная программа, то на следующий же день в приемной сидят люди из Татарстана с готовыми пакетами предложений.

Татарстанские чиновники постоянно общались с федералами, попадали на глаза, проявляли хорошие деловые качества, соответственно, их приглашали в Москву. Плюс, если брать ситуацию с московским правительством, есть еще один момент. Когда Собянин еще планировал, что может стать преемником Путина, то он намеренно создавал для себя опору из региональных кадров, чтобы иметь возможность выйти на следующую избирательную кампанию.

Кроме этого, Татарстан — достаточно большой и раскрученный регион. Плюс тема привлечения национальных кадров — дескать, вот у нас на федеральном уровне есть баланс представителей разных национальностей.

В большей степени на слуху все-таки Николай Никифоров, а также те ребята, которые у Собянина занимаются строительной отраслью. Еще, например, глава управления внутренней политики администрации президента России Олег Морозов. Это мудрый и спокойный человек. Когда я в общении с кем-нибудь начинаю заводиться, представляю, как бы в этой ситуации повел себя Олег Викторович. И сразу расслабляюсь.

Сергей Собянин, Марат Хуснуллин и Марс Газизуллин на стадионе Лужники
Сергей Собянин, Марат Хуснуллин и Марс Газизуллин на стадионе «Лужники» (фото: www.mosinzhproekt.ru)

В Москве достаточно сильная татарская диаспора. Есть фактор взаимоподдержки. Все-таки это один из крупнейших российских этносов. Думаю, что без выходцев из Татарстана ближайшие 100 лет, а может, и больше федеральные органы власти России работать не будут.

В Москве с питерской группой влияния никто несопоставим. Конечно, казанская группа тоже существует. И питерцы, и казанцы неоднородны. Очень сильны сейчас красноярцы. Свердловчане еще со времен Ельцина — сейчас они стали потише, но все равно имеют серьезные позиции. Тюменцы в широком понимании. Традиционно сильное лобби у южных регионов. Челябинцы сейчас в меньшей степени влияют, расцвет челябинской группы пришелся на время позднего Ельцина — раннего Путина. Из заметных остался только Христенко.

Фарит Фазылзянов — экс-министр связи РТ:

— Думаю, что татарстанские специалисты востребованы в Москве в силу компетентности и лоббистских усилий руководства республики. Естественно, они привносят что-то новое. Я считаю, что основное преимущество руководителей из республики — это эффективная и компетентная система управления. В первую очередь это школа управленческих кадров, выращенная за последние 15 лет.

Я считаю, что первые два года особо показательны с точки зрения тех результатов, которых приехавшие в Москву люди смогли добиться. Если люди показывают кардинальные результаты на новом месте, то дальше все будет нормально.

Безусловно, наряду с питерской в Москве есть и казанская группа влияния. В первую очередь каждый регион воспитывает свою школу управленческих кадров. Естественно, люди достаточно тесно общаются. Я бы вообще не говорил о выходцах из того или иного региона. Играет роль компетентность. Я считаю, что наши кадры могут работать достаточно активно не только в России, но и за рубежом.

Лично моей мотивацией для переезда в Москву был дальнейший рост — профессиональный, карьерный. Я доволен.

Федеральные госструктуры Специалисты из Татарстана, перешедшие на работу в федеральные государственные структуры
ФИО Место работы в Татарстане (последнее) Место работы в Москве
Николай Никифоров министр информатизации и связи РТ министр связи и массовых коммуникаций РФ
Айрат Фаррахов министр здравоохранения РТ замминистра здравоохранения РФ, затем – заместитель министра финансов РФ
Гульназ Кадырова советник мэра Набережных Челнов по экономическим вопросам заместитель министра промышленности и торговли России
Владимир Леонов депутат Госсовета РТ, генеральный директор АНО «Исполнительная дирекция «Казань-2013», генеральный директор ФК «Рубин» помощник вице-премьера РФ Игоря Шувалова; курирует подготовку к чемпионату мира 2018 года и Универсиаде в Красноярске в 2019 году

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью

Сергей Валентей — научный руководитель Российского экономического университета им. Плеханова:

— Раз специалисты уходят в Москву, значит, в Москве лучше, чем в Татарстане. Исторически так сложилось, что в Казань едут из сел, деревень, малых городов, а в Москву едут из регионов из-за большего количества возможностей. Молодежь также чувствует, что в Москве больше возможностей для реализации. Что касается высшего руководящего состава, то в Москву едут расти. Ясно, что центральный уровень любого чиновника выше регионального и по статусу, и по всему остальному.

Наверное, каждый как специалист привносит с собой что-то новое. Но есть специфика. Чиновник не журналист и не ученый, действует в своих рамках, чаще всего не имеет права высказать свою точку зрения, он работает в рамках системы. Одно дело, что наиболее прогрессивные стекаются в центр, но, с другой стороны, это не очень хорошо для страны в целом. Давно обсуждается, что лучшие кадры уходят в Москву и Питер.

Москва — достаточно специфический город. Я москвич в третьем поколении, и таких очень немного в Москве. Много приезжих, Москва как некий котел. Поэтому думаю, что в Москве приживаться проще, хотя есть и сложности. У нас, например, более живой темп жизни. Я занимаюсь регионами, и это заметно. Есть проблема такого плана: в Москве очень часто люди, в регионе хорошо проявившие себя, не приживаются, не успевают за темпом. Они не привыкли к быстрому принятию решений, к очень жесткой системе отношений.

Думаю, что группы влияния, в том числе казанская, в Москве есть. Это естественно. Срабатывает чисто психологический фактор: если ты работаешь, ты хочешь быть в подчинении тех, кого знаешь и кому веришь. Когда начальник тащит из региона своих бывших подчиненных — это не открытие сегодняшнего дня, это было и в советский период. Да и вообще всегда, начиная с Древнего Рима. Другой вопрос, насколько это соответствует интересам государства. Хотя, думаю, те, кто вел с собой людей, думали лишь о том, насколько им будет спокойнее со своими людьми. Хотя, конечно, должны быть ограничения, и не случайно в советский период была такая практика (это касалось и партийных хозяйственных руководителей), когда руководители значительного звена долго не сидели, а перемещались вверх или очень часто по горизонтали. Допустим, первый секретарь Республики Бурятия был третьим секретарем где-нибудь в Средней Азии. В таких передвижениях была определенная логика, чтобы люди не превращались в местных баронов.

Госструктуры Москвы Специалисты из Татарстана, перешедшие на работу в госструктуры Москвы
ФИО Место работы в Татарстане (последнее) Место работы в Москве
Марат Хуснуллин министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства  РТ руководитель департамента строительства, затем – заместитель мэра Москвы.
Эрнст Мавлютов главный архитектор Казани глава НИПИ генплана Москвы, затем – заместитель председателя комитета по архитектуре и градостроительству
Павел Батайкин заместитель главы администрации Нурлатского района и города Нурлат РТ; депутат Госсовета РТ; доцент кафедры гражданского права Поволжского государственного университета заместитель руководителя департамента градостроительной политики города Москвы
Ирина Романенко начальник правового управления министерства строительства РТ заместитель руководителя департамента градостроительной политики исполкома Москвы (по состоянию на 2013 год)
Елена Зяббарова замминистра финансов Татарстана министр правительства Москвы, руководитель департамента финансов города Москвы

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью

Наталья Зубаревич — профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ:

— Понятно, почему татарстанские кадры уезжают в Москву. Татарстан демонстрирует результаты своей деятельности, находится на хорошем счету. Удивляться нечему.

Немалое количество людей уехали в Москву из Красноярского края — Новак, Хлопонин. Там работала и госпожа Голодец. Несколько регионов в последние годы стали поставщиками кадров для федеральных органов власти.

Привносят ли эти кадры что-то новое, не могу сказать, так как не работаю с ними. Работает Хуснуллин, у меня к нему отношение достаточно неоднозначное, но у Собянина, видимо, хорошее.

Не думаю, что есть казанская группа в Москве. Остальные все более автономны. Питерская — это группа, потому что у них общее прошлое, весьма специфическое, общие интересы. А люди из Красноярска, например, существуют достаточно автономно, на разных позициях. Красноярские и татарстанские группы я в Москве разглядеть не могу, а питерцы известны всем. Тут ничего объяснять не надо, поскольку это связано не только с их питерским происхождением, но с выходом из одной, известной всем структуры, корпорации. Ни выходцы из Татарстана, ни выходцы из Красноярска к этой корпорации не принадлежат.

Госструктуры Московской области Специалисты из Татарстана, перешедшие на работу в госструктуры Московской области
ФИО Место работы в Татарстане (последнее) Место работы в Москве
Марина Файрушина руководитель комитета РТ по тарифам с 24 июля 2012 года по 4 октября 2013 года – министр по ценам и тарифам Московской области; в настоящее время – первый заместитель исполнительного директора НП «ЖКХ Развитие»
Елена Паткина руководитель территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в РТ врио руководителя территориального управления росимущества в Московской области.

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью

Виктор Минин — политолог и политтехнолог (Москва):

— Начиная с определенного уровня бизнес без политики уже не обходится. Если вспомнить Москву при Лужкове, Москва не пускала татар, несмотря на отношения Лужкова и Шаймиева. Сеть «Бахетле», например, открывала свои первые магазины за пределами Москвы.

Тогда такого роста не было, но Татарстан отличался от других регионов некоторыми особенностями. Первая —у Татарстана есть «Татнефть», и эти нефтяные потоки, перераспределяясь, привели к тому, что республика быстро прошла первоначальное накопление капитала, началась экспансия на внешние рынки. А лучше Москвы рынков нет. Вторая — 25 лет элита в Татарстане не меняется, и даже смена президента не привела к жесткой зачистке. Элита осталась прежняя, и она накопила огромные ресурсы. Третья — основное управление по борьбе с экономическими преступлениями, которое возглавлял выходец из Татарстана, шли разговоры, как совместить приятное с полезным. Еще у Чубайса был любимчик Газизуллин. Распределение собственности в Татарстане вместе с российско-татарстанским договором пошло совершенно по-другому, и вся собственность Татарстана досталась татарам. Потом Татарстан накопил долги через газовые дела, и пришлось ее распределять. Еще одна особенность — татарское землячество было организовано одним из первых, оно было более сплоченное.

Сначала Татарстан строился очень правильно. Шаймиев строил закрытое акционерно-олигархическое общество вместе с советской элитой, из которой уже потом выросли бизнесмены. У нового президента мышление финансовое, новая стратегия, он вводит инновации во все сферы, прежде всего в финансовую. Исходя из этого, он строит новую модель. Одна из целей — это экспансия, захват внешних рынков. Самый главный рынок мирового уровня — это Москва, поэтому был сделан акцент на захват московских рынков и на поддержку тех, кто проводит экспансию на московские рынки.

Ну и в последнее время интересы Путина совпали с интересами татар. Путину надо было брать Москву под контроль. В России было несколько олигархических территорий — Оренбург, Уфа, они пали. Татария на две трети еще осталась под контролем татарской элиты, но федеральные структуры уже ведут экспансию. Еще была олигархическая Москва имени Лужкова. Все пало, кроме Татарстана, потому что у него особый статус в России. После смены лидера в Москве нужно было захватывать рынки, и в этом смысле лужковско-ресинская епархия должна была быть взята под контроль. А лучше всего для этого было использовать какую-нибудь региональную национальную элиту. В этом смысле лучше Татарстана не было. Хуснуллин, например, не лучше и не хуже. Но это позволило Путину быстро взять под контроль строительную отрасль.

Как показал опыт, татары — очень хорошие бизнесмены и управленцы. Они уже сделали выбор, уезжать отсюда или нет, и большинство решило остаться. Исходя из этих условий, они оказались лучше, чем другие.

Татары могут вживаться где хочешь. Они легко вписываются в московскую интернациональную тусовку. С точки зрения энергетики у татар есть еще особенность — они пассионарны.

Но думаю, что у них, как и у всех, сейчас стратегический тупик: куда развиваться дальше? В этом плане татарстанская элита на новом этапе будет вынуждена понять, что нужно заниматься инновациями еще и в области жизнеустройства, чтобы было хорошо, сытно и сладко не только элите, но и народу. А это совершенно другая идеология — воля и доля у всех. Этого я жду от татарстанской элиты как в Москве, так и в Татарстане.

Крупные федеральные бизнес-структуры Специалисты из Татарстана, перешедшие на работу в крупные федеральные бизнес-структуры
ФИО Место работы в Татарстане (последнее) Место работы в Москве
Фарит Фазылзянов министр связи и информатизации РТ директор направления инфокоммуникационных технологий в американской компании Russia Partners
Камиль Газизов глава аппарата гендиректора «Ак Барс Холдинга» и руководитель входящей в холдинг IT-компании «АйТиСи» генеральный директор «РТ-Электронные услуги» (100-процентная «дочка» «Ростеха»), генеральный директор «РТ-Информ»
Николай Колесов генеральный директор ООО «Доломит», генеральный директор ОАО «Завод Элекон» генеральный директор ОАО «Концерн «Радиоэлектронные технологии»

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью

Алексей Венедиктов — главный редактор радио «Эхо Москвы»:

— Я очень хорошо знаю мэрию Москвы, знаю, как она устроена. Знаете, я был главой общественных наблюдателей всей Москвы на выборах мэра Москвы, работал с оппозиционной командой, с претензиями к мэру, с мэрской командой. Смотрите, вы назвали Хуснуллина, я назвал Никифорова. Молодые, амбициозные, быстрые, делающие карьеру в Москве, стремящиеся перестроить мир. Это все имеет и плюсы, и минусы. И при этом не отрывающиеся, видимо, как мне кажется, от своих подпиток в Казани. Во всех смыслах этого слова. Сохраняющие связи, сохраняющие интересы, ожидающие, возможно, приезда других казанцев, о чем мы сегодня с вами говорили, лидера, во всяком случае. Ну это так всегда в Москве было: Владимир Владимирович у нас — лидер питерский, Борис Николаевич был лидером в Свердловске-Екатеринбурге, а Юрий Михайлович был лидером московским, я имею в виду федеральным лидером.

Очень важно, что люди, которые приезжают сейчас от вас, очень амбициозные. Я в этом вижу больше плюсов, чем минусов, даже когда их амбиции кажутся мне неподкрепленными и даже, я бы сказал, злонамеренными в отношении Москвы. Москву не понимают, не любят. А мы, москвичи, снобы. Мы не любим, когда нас не любят. Я Хуснуллину Марату это говорил, чтобы имел в виду.

Но мне амбиции нравятся... Особенно если они подтверждены компетентностью в какой-то области. Понимаете? Посмотрим, Никифоров, Хуснуллин и другие, они же становятся на широкий, но узкий участок, для Москвы это... политические участки. И это требует компетентности. Можно спорить по поводу градостроительных проектов: и собственно проектов, и смет, и вообще развития Москвы, можно спорить по поводу того, какую позицию занимает министерство связи. Но что еще важно, не сильно задирают нос. Вот министр Никифоров, скажем, совещание по поводу последнего закона об авторском праве в интернете проводил у меня здесь, в моем кабинете. Он говорит: послушай, давай у тебя соберем — ко мне как в кабинет все сядут, все замолчали, надулись и ждут, пока микрофон включат. И вот мы сели у меня в гостевой, 15 человек: он, его заместитель, из министерства культуры приехали, из минэкономики. И мы ля-ля-ля, тру-ля-ля, выработали общую позицию. Вот не задрал нос: давай приеду к тебе, какая проблема? Вот это важно. Это такое качество, которого у москвичей нет.

С чем связан массовый исход татарстанских чиновников и бизнесменов в Москву? (21.07.14-22.07.14)
39%Едут туда, где больше денег и возможностей
10%Это хитрый план казанского Кремля, чтобы лоббировать свои интересы в Москве
8%Путину больше не на кого опираться, чтобы возрождать Россию, так что это только начало исхода наших в Москву
17%Прежде всего они востребованы за профессионализм и желание работать с самоотдачей
4%Татары всегда ехали служить в Москву
22%В Татарстане больше некуда расти, вот и едут в Москву
Прием голосов по опросу закрыт
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (112) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    21.07.2014 08:24

    Легко ли живется русским во властных структурах Татарстана?

    • Анонимно
      21.07.2014 08:57

      Прекрасно им живется. Очень легко.

    • Анонимно
      21.07.2014 09:01

      Отлично живется, многие потом идут на повышение в Москву! Посмотрите сколько русских фамилий переехало из властных структур на повышение в Москву!

      • Анонимно
        21.07.2014 10:00

        Может быть они идут на повышение в Москву потому, что в Казани им ничего не светит?

        • Анонимно
          21.07.2014 10:21

          Вы такой наивный - вы реально думаете, что они вот так пришли в Москву сами и их сразу же поставили на такие высокие должности?

        • Анонимно
          21.07.2014 10:57

          На яйце швов не бывает, не ищите и успокойтесь.

        • Анонимно
          21.07.2014 11:03

          Очевидно вам также пора в Москву, видно достали вас тут татары.

        • Анонимно
          21.07.2014 11:16

          да ты прав, Никифорову в Татарстане жизни не давали и он решил поехать в Москву поработать министром

      • Анонимно
        21.07.2014 13:25

        Олег Морозов например

    • Анонимно
      22.07.2014 17:46

      Как же легко поссорить нас между собой... Один непродуманный (или очень хорошо продуманный_ шовинистический - националистический вопрос (кто куруче или кто дурак из нас) и все - понеслася. Не уподобляйтесь разговорам "москали" - "хохлы" - "кацапы", "россияне-галичане" а то как в песне "это мы москали его сало поели" за словами последует потасовка - америкосы только и ждут этого и предвкушают свалку и гражданскую войну. и так нас уже пытаются и по религиозному - межконфессиональному признаку и по национальному и по половому и по доходам и соц статусу - по всякому пытаются разделить и стравить. Возьмите хотя бы пример Израиля и Газы (Палестины) - они даже не помнят с чего все началось. А началось всего-то (смешно даже) что у Авраама было 2 сына один (точнее - второй исторически ежели) от законной жены (как потом сказали колено израилево - от еврейки в общем) - Исаак (Исхак), а другой (первый) от служанки - как потом сказали колено арабово - исмаил (Ишмаэль). И эти товарищи не захотели признать сына служанки-налолжницы законнорожденным - и этому бреду - вражде (отец-то законный) - уже несколько тысяч лет - только оружие все изощренее и обиды обиднее, ущербы существеннее и жерт поболее - а так вся эта свалка подогревается свежими обидами последних все-то 20-50 лет. Так что не уподобляйтесь, призываю Вас. Переживающий.

    • Анонимно
      22.07.2014 22:02

      Согласен с тем, что бы на пост президента РФ поставить татарина. Тогда татары согласятся видеть на посту президента РТ русского. А что, баш на баш:))

  • Анонимно
    21.07.2014 08:47

    После ивaна грозного 450 лет были только русские и русские евреи и даже говорить на татарском в Казани запрещали, была новокрещенская контора и т д, татары во власти стали понемногу появляться после 1917, так что сейчас их полноправная очередь.

    • Анонимно
      21.07.2014 09:52

      Что там было при Иване Грозном никто не помнит. А вот недавнее наше прошлое помнят многие. В советские времена на татарском языке говорили всегда и везде, более того - существовали татарские школы в которых преподавание велось на татарском языке и в которых, в том числе, учились не только татары и которых сегодня нет! - это факт. Так что, не надо драматизировать ))

      • Анонимно
        21.07.2014 10:59

        "более того существовали татарские школы" - вы это написали, как будто это было упущением советской власти, которая не конца искоренила татарские школы.

        • Анонимно
          21.07.2014 12:53

          Вы бы прочитали исходный пост. Автор, и Вы, не в курсе того как было и как стало. А я в курсе )

      • Анонимно
        21.07.2014 11:03

        Но есть но. Почему то ЕГЭ только на русском языке, это означает родители (татары) воле не воле будут вынуждены обучать своих детей только на русском языке - "это уже мирный атом".

        • Анонимно
          21.07.2014 12:58

          И в какие ВУЗы они пойдут со знанием татрскаго языка? И в каких вузах они будут учиться зная только татарский язык? Есть такие? Можете назвать? )Может Вы не помните, но была такая революционерка из 90-х по фамилии Байрамова. Тоже ратовала за татарский язык везде и всегда. А своих детей отправила учиться и жить за пределы Татарстана. А-яй-яй )

          • Анонимно
            21.07.2014 13:19

            Так вы же сами не даете открыть татарский университет. Боитесь наверное, что он российским Гарвардом станет.

            • Анонимно
              21.07.2014 13:55

              Исключительно общего блага ради!

            • Анонимно
              21.07.2014 15:28

              От "университетов" уже в глазах рябит. Попробуйте обозвать как-нибудь по-другому и будет Вам Гарвард на Волге )

            • Анонимно
              21.07.2014 23:23

              Кто не даёт открыть татарский универ, будьте добры представить документ или ссылку.

          • Анонимно
            21.07.2014 16:57

            Вот ходят по нашим улицам узбеки, таджики, армяне и говорят, даже нарочито громко, только на своих родных языках. Что в этом плохого?! Они осознанно это делают. Все нации считают себя великими. Но ведь они все прекрасно знают и русский язык, хотя Вам и не захотят показать, что знают. Можно только позавидовать им! Так что не ругайтесь, а учите языки.

            • Анонимно
              21.07.2014 17:03

              Поэтому разумнее всего было либо призвать их к порядку, или депортировать на Родину, в чужой монастырь, со своим уставом не лезут.

              • Анонимно
                21.07.2014 17:25

                Нужно быть терпимее. Разве они Вам мешают?

                • Анонимно
                  21.07.2014 18:18

                  Мешают, они ведут себя агрессивно и разнуздано, да и что там скрывать, Кавказцы иногда напрямую оскорбляют коренных жителей.

          • Анонимно
            22.07.2014 14:40

            Дело не в этом, я сам в школе учился только на татарском языке, ВУЗ окончил на русском без проблем. Мне не мешает не русский, не чувашский и ни какой другой язык, пусть любой разговаривает на своем языке. Дело в том что сегодняшняя политика направлена на русификацию всех и всего. Зачем это надо не понятно?

          • Анонимно
            2.09.2014 13:56

            Думаю, найдутся желающие. Не стоит утрировать что нет желающих. Самосознание и самоидентификация у молодежи присутствует. Не буду спорить, сугубо личное мнение. Спасибо.

      • Анонимно
        21.07.2014 16:47

        Это правда, что не было в школах урока татарского языка в советские времена, но в начале 80-ых ввели всё-таки... когда я школу закончила. Обидно, конечно, было. Английский язык изучали, немецкий, франзузский.Но Вы правы, лично я не стыдилась своего языка, говорила на нём везде и всегда!Мы были всегда, мы и сегодня есть, и будем всегда!

        • Анонимно
          21.07.2014 19:04

          Чудеса! Когда я учился в школе (70-е годы) у нас было 2 часа татарского языка (факультативы). А когда мои дети учились в школе (90-у годы) у них количество обязательных уроков татарского языка стало уже 6, а русского почему-то 2. Да ещё ежегодные экзамены по татарскому с 5 по 9 классы включительно.Так что не совсем понятно в какой школе и в какую историческую эпоху Вы учились.

          • Анонимно
            21.07.2014 22:27

            Вам адрес мой может ещё написать и где ключи от сейфа хранятся? Хорошо, я напишу! Это точно не Казань, а Бугульма. И закончила я школу в 1974 году. Кстати, по русскому языку на "отлично" училась я одна. Но свой татарский я всё равно знаю и люблю, хотя в школе даже факультатива по нему не было.

            • Анонимно
              21.07.2014 23:21

              вот и сиди в своей Бугульме, не суйся в Казань.

              • Анонимно
                23.07.2014 14:47

                Вот уж кто-кто, но Вы (в отличие от Вас я на "ТЫ" не перейду никогда!)мне не указ, где мне жить! Я живу везде! Сын живёт в Москве, старшая дочь - в Питере, а младшенькая - в Казани! Вот так-то... И Вам желаю счастья!

            • Анонимно
              22.07.2014 11:39

              Не надо так нервничать. И ключи от несуществующего сейфа тоже не нужны. И татарский язык любите не только Вы.Но то, что татарский язык никто не притеснял - это факт и не надо его отрицать ))

      • Азат Д
        21.07.2014 20:08

        Помню, кода в 80-х, при СССР «ущемляли», на телеканале «Татарстан» показывали татарские спектакли, на татарском языке, а сейчас в государстве Татарстан на местном канале мексиканский сериал, в переводе на татарский. Вот такая вот свобода, как ей воспользовались, однако.

  • Марат Ш
    21.07.2014 09:02

    Как татары взяли Москву, так начались там удивительные вещи. Например, недавняя ужасная авария в московском метро. А ведь это случилось после того, как одним из подрядчиков строительства московской подземки стал "Казметрострой". Хотя Хуснуллина с одной стороны понять можно - нужно сохранять рабочие места в условиях, когда в Казани у них на ближайшие 10 лет заказов не предвидится. А с другой стороны - но не ценой человеческих жизней!

    • Анонимно
      21.07.2014 09:22

      Казметрострой именно эту ветку ремонтировал.

    • Анонимно
      21.07.2014 09:38

      Казметстрой не проектировал ту ветку метро, где произошла авария. Таких болтунов, как вы нужно судить и сажать за пустословство.

      • Анонимно
        21.07.2014 10:22

        "Сажать за пустословство"...с вашим полетом мысли, вам самое место в госдуме.

      • Анонимно
        21.07.2014 11:26

        "...сажать за пустословство."------------------------Наверно вы один из тех бездарных инженеров "Казметростроя", раз так перевозбудились. Вижу что стыдно вам, поэтому анонимно мне угрожаете. Скажите лучше, почему после дождя в казанском метро с потолка вода капает? Тазики и вёдра ставят, чтобы воду собирать. Это ноу хау ваших высокоинтеллектуальных казметростроевских инженеров? После того, как вашим спецам Хуснуллин дал осваивать московский бюджет, там на станциях метро тоже подобный "дождик" ожидается?

      • Анонимно
        21.07.2014 11:26

        "...сажать за пустословство."------------------------Наверно вы один из тех бездарных инженеров "Казметростроя", раз так перевозбудились. Вижу что стыдно вам, поэтому анонимно мне угрожаете. Скажите лучше, почему после дождя в казанском метро с потолка вода капает? Тазики и вёдра ставят, чтобы воду собирать. Это ноу хау ваших высокоинтеллектуальных казметростроевских инженеров? После того, как вашим спецам Хуснуллин дал осваивать московский бюджет, там на станциях метро тоже подобный "дождик" ожидается?

        • Анонимно
          21.07.2014 11:48

          Причем тут проектировщики? Виноваты те, кто эксплуатировал ветку. Вы по-моему совершенно не понимаете разницу между проектированием и эксплуатацией.

    • Анонимно
      21.07.2014 10:15

      Авария произошла из-за русского авось и татарстанцы и вообще проектировщики тут ни причем.

      • Анонимно
        21.07.2014 12:04

        Прикрутили регулировщика автостоп проволокой, а путевые обходчики проходили много раз и ничего не замечали. При чем тут татары?

    • ЧеКа
      21.07.2014 10:43

      Обвинить в аварии Казметрострой мог либо дурак, либо неграмотный. Или два в одном - неграмотный дурак. Надеюсь что вы - Марат Ш., к таким не относитесь)..

    • Анонимно
      21.07.2014 13:01

      В Казани построили в Азино дома с плесенью,теперь в Москве достигать будут.

  • Анонимно
    21.07.2014 09:02

    Другой эффективной элиты в Эрэфии нет, кроме татарстанской. Это факт. Так что это начало. Казанец

    • Анонимно
      21.07.2014 09:18

      Вы Казанец очень скромны))))

      • Анонимно
        21.07.2014 09:55

        Назовите еще другой регион, где 20 лет шло развитие. Где современная столица, где развиваются производства (Елабуга и Нижнекамс, где социальные прорывные проекты (соципотека и др), где межнациональны

        • Марат Ш
          21.07.2014 10:29

          Кроме Москвы и Санкт Петербурга, все остальные регионы РФ удивительно друг на друга похожи. Серые, безликие и безнадёжные. Даже из богатого Ханты-Мансийского автономного округа люди рвутся навсегда уехать в Москву, в Питер, или, на худой конец(доживать на пенсии), в Краснодарский край.

          • Анонимно
            21.07.2014 10:59

            Про Ханты Мансийский правду сказал, - молодёжь в институты ( с последующим закреплением) Москвы, Питера, крайний случай Екатеринбург, Тюмень.

          • Анонимно
            21.07.2014 11:08

            И Черемшана, Муслюмово и прочих районов молодые так же хотят в Казань перебраться. Но не дальше, т.к. за пределами Татарстана они НИКТО!

            • Анонимно
              21.07.2014 11:51

              Вы знаете всех кто и куда уехал из районов? Об"ясните разницу почему условный черемшанин или муслюмовец за пределами Татарстана НИКТО. А условный житель из Ульяновской области по вашей логике- это ВСЕ.

            • Анонимно
              21.07.2014 12:21

              А кто это они? Чем особенны? Вы думаете те кто вышли из села Ивановка какой-нибудь Ярославской области - они ВСЕ?

            • Анонимно
              21.07.2014 12:39

              Какое самомнение. А там вне Татарстана вы сами то из себя что представляете?

            • Анонимно
              21.07.2014 14:00

              Да я боюсь, что и здесь то особо нечего не представляют (ведь все знают, что не место красит человека) иначе бы удовлетворенность была, а попытка указать на вопиющую несправедливость мира.

        • Анонимно
          21.07.2014 10:34

          Екатеринбург, Самара, Калуга и т.д. Вот там действительно ПРОИЗВОДСТВА!

          • Анонимно
            21.07.2014 11:02

            Да, Уралвагонзавод это круто. Сам Путин поддерживает их миллиардными гос заказами. Наш Камаз умудряется не обанкротиться на подачках в виде госзаказа, а УВЗ должен конечно процветать.Калуга и Самара - мелочь.

            • Анонимно
              21.07.2014 11:53

              Кроме КАМАЗа еще назови хоть одно производство грузовиков в России подобного класса? Вот тебе и ответ будет на твои же слова.

            • Анонимно
              21.07.2014 12:04

              Ну конечно - мелочь! Одни мы крупняки) Почитайте лучше про авто кластер калужской области. Там совсем без "подачек госзаказа" умудряются обходиться ;) Про технопарки почитайте и тд. И кстати пресловутой нефтяной иглы там как не было так и нет (где бы были мы, если б не наши доходы от нефти?). Почти 65% промпроизводства - машиностроение. Старайтесь дальше своего носа смотреть.

              • Анонимно
                21.07.2014 12:19

                Да чего стоит этот автокластер? По сути это большие ангары, куда завозят комплектующие, а тут их соединяют между собой.

                • Анонимно
                  21.07.2014 14:09

                  Аххаха) Приведите мне пример уникальной крутости РТ (можете своей лично) в Вашем понимании и я отвечу Вам в том же духе.С таким уровнем аргументации Вам только диван остается проминать, уж простите.

                  • Анонимно
                    21.07.2014 14:20

                    Видимо вы судите по тому, что в Калуге производят более менее крутые на ваш взгляд машины. Но вы ошибаетесь, их там как раз не производят. Они там прикурчивают двери, ставят колеса и все в этом роде. Там нет технологий.

                    • Анонимно
                      21.07.2014 15:42

                      Вы приводить примеры из реалий РТ будете?По поводу Вашей экспертизы я уже сформировал мнение.

                  • Марат Ш
                    21.07.2014 14:27

                    Уникальная крутость РТ это назвать обычный вещевой рынок красивым словом - "технополис". Крутость РТ это под видом "итэпарка" вязать нановеники и устраивать кормушку из республиканского бюджета для своих. Крутость РТ это осваивать реальные деньги под виртуальный и никому не нужный "смартсити". Да в РТ вообще изобретено очень много крутых креативных вещей. Бендер отдыхает!

              • Анонимно
                21.07.2014 12:20

                Просто татарстанцы в совершенстве освоили уникальное искусство пускания пыли в глаза и надувания щек. Немного крестьянской хитрости и активная жизненная позиция в отношения своего лукошка- И вот вам рецепт счастья.

                • Анонимно
                  21.07.2014 14:11

                  Пожалуй соглашусь, но есть и хорошее) Труд тоже есть и страсть к своей земле. Хотя конечно это, как мне кажется, свойственно большинству нормальных людей.

            • Анонимно
              21.07.2014 12:04

              Ну конечно - мелочь! Одни мы крупняки) Почитайте лучше про авто кластер калужской области. Там совсем без "подачек госзаказа" умудряются обходиться ;) Про технопарки почитайте и тд. И кстати пресловутой нефтяной иглы там как не было так и нет (где бы были мы, если б не наши доходы от нефти?). Почти 65% промпроизводства - машиностроение. Старайтесь дальше своего носа смотреть.

            • Анонимно
              21.07.2014 14:37

              УВЗ делает бронетехнику и много чего еще для внутреннего и внешних заказчиков. Теперь понятно откуда госзаказ?

        • Анонимно
          21.07.2014 10:58

          Таких много)

        • ЧеКа
          21.07.2014 11:40

          Для тех, кто хочет республику видеть не в лидерах, а наоборот. Жалко что ли).. Самый отсталый регион России - Татарстан. В остальных регионах все замечательно - дороги, промышленность, социальные проекты. Поэтому те кто постоянно и усиленно критикует Татарстан и татарстанцев - это самые честные, успешные и продвинутые товарищи, И татарстанцы должны быть благодарны им, иначе так и жили бы не зная истинного положения..Если где произошла авария на метро - это виноват Казметрострой, если авария на дороге -Камаз, если межнациональная разборка допустим между кавказцем и азиатом - то виноват соответственно татарин).Как-то так..

          • Марат Ш
            21.07.2014 21:35

            При чём тут Татарстан? Такой же отстойный регион, как и все остальные на необъятных просторах рашки. Помимо Москвы и Питера, всё остальное Failed State.

    • Анонимно
      21.07.2014 09:49

      Это начало Конца.))))

  • Анонимно
    21.07.2014 09:17

    насчет профессионализма я бы был скромнее.. смотря с кем сравнивать))

  • Анонимно
    21.07.2014 09:19

    эффективная элита это...извините те самые эффективные менеджеры которые так эффективно распоряжаются госденьгами?))

  • Анонимно
    21.07.2014 09:22

    Ну если учесть что в стране с 145 милл населения нет достойной замены ВВПутину то конечно татарстанцы также являются единственными эффективными и очень талантливыми.

  • Марат Ш
    21.07.2014 09:31

    Один раз уже татары пытались взять Амурскую область. Полагаю, не стоит напоминать, чем это закончилось. Некоторые из тех "захватчиков" до сих пор от заикания лечатся.

  • Анонимно
    21.07.2014 09:37

    Не понимаю при чем тут НАЦИЯ ВЕЗДЕ стали применять это !Человек имеет одну голову и другие органы одинаковое будь ТАТАРИНОМ или еще кем ПОЧЕМУ раньше это не обсуждалось ?ВСЕХ людей отличает УМ и ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ И СТАТЬ ТЕМ КЕМ ОН СЕЙЧАС СТАЛ !ОЧЕНЬ РАДА ЗА ВСЕХ КТО ПОДНЯЛСЯ ДО ТАКОГО УРОВНЯ МО -ЛОД-ЦЫ!!!!!!!!!!

  • Анонимно
    21.07.2014 10:26

    А Марат Мансурович Бариев как же? Генеральный секретарь Олимпийского комитета РФ.

  • Анонимно
    21.07.2014 11:01

    В Москве вообще спецы ценятся. Не важно из какого региона. Все технари-спецы в Москве из регионов. Москвичи местные манагеры почти все.

  • Анонимно
    21.07.2014 11:42

    Татары Московские и новые казанские совершенно разные люди. Выходцам из Казани лишь бы хапнуть.

  • -Скажи-ка дядя ведь не даромМосква так нравится татарам,И им на откуп отдана.Они и в мэрии и в ДумеЖивут в хоромах, а не в чуме.Не зря гордится вся Россия,Что в Форбсе есть их имена.-Да, были люди в наше время.Носить любили власти бремя. Батыры были, а что Вы?Своя досталась им всем доля:Порой их выгоняли с поля…Не будь на то Бабая воляНе видеть бы Москвы.-Москву им молча уступали,Досадно было, их не ждали,Ворчали старики:Пришли татары - командиры,Подряды им давай, квартиры,Ведут себя как рэкетиры,И всех зажали в кулаки.- У них и ушки на макушке,Всё контролируют братушки,Заказы только к ним идут.Не зря один рождён был хватом:Слуга царю, отец солдатам...Теперь Москва взята МаратомИ свой порядок наведут…-Забил он всюду кадры тугоИ думал угощу я друга!Но Татарстан не посрамлю!Что тут хитрить, готовы к бою;Пойдут вперёд ломить стеною,Ведь каждый дружит с головою,В свою попали колею. -Бывали в разных переделках,Знакомились на посиделках,И не теряли дальше связь.За ней контроль у Николая,В Москву пришла с ним тоже стая,Жена под боком дорогая,Надёжно в бизнесе сплетясь.-Вам не видать таких проектов,Они хозяева прожектов,Всё под себя подмять настрой.Татары двинулись как тучи,Один другого из них круче,Их кланы и в Москве живучи,Стоят все за собой горой.-Бабай сказал, сверкнув очами: Ребята!Не Казань ль за вами, Должны вы до конца стоять...Трещат пусть громче барабаны,Идут в атаку бусурманы,Залижем после свои раны.Москву не станем отдавать.

  • Анонимно
    21.07.2014 12:22

    Утонченная азиатская лесть и вассальная исполнительность вот что ценится сейчас в Москве.

    • Анонимно
      21.07.2014 13:17

      Дорогой, поверь - это ценится везде и всеми.

    • Анонимно
      23.07.2014 06:17

      Утонченная азиатская лесть рядом не стояла с лестью европейской.Взгляните на украинскую власть.Все продано и куплено,все построено на кумовстве и лести нижестоящих.А наши регионы?Там азиаты правят?Нет,свои русские в основном.И это не вчера началось.Так было на Руси и тысячу лет назад,когда азиаты даже не смотрели в эту сторону.

  • Анонимно
    21.07.2014 13:46

    Статья очень похожа на вброс. В действительности реальные деньги и должности совсем у другой нации, которых в Москве гораздо больше. А слова про татарстанцев, красноярцев, екатеринбуржцев и т. д. - просто для отвода глаз от реального положения вещей.

    • Анонимно
      21.07.2014 14:30

      Ну да. Конечно реальные деньги у другой нации (нация москвичей?). А нации татарстанцев и екатеринбуржцев курят в сторонке.

  • Анонимно
    21.07.2014 14:37

    Ali.

    Те кто не лижет - в оппозиции либо забыт как класс..:)).
    Каждому своё.

  • Анонимно
    21.07.2014 17:59

    себя не похвалишь - никто не похвалит. И не в домёк писунам (предположительно очень продвинутым татарам), что в каждом национальном субъекте РФ можно смело написать аналогичную статью: "Как башкиры взяли Москву", "Как калмыки взяли Москву", "Как чуваши взяли Москву"... Вот это уже отличительная национальная черта!

    • Анонимно
      23.07.2014 06:13

      Это правда.Хвалить себя некоторые любят.Постоянно можно слышать о широкой и загадочной русской душе,при этом миллионы детей брошены этими широкими душами и даже алименты не платят.О том,что кто-то не сдается никогда.)))Хотя история говорит о том,что сдается еще как,иногда на сотни лет сразу.В статье не сказано о татарах,там говорится о выходцах из Татарстана всех национальностей.А вы и здесь умудрились все перевернуть с ног на голову..Или это ваша национальная черта?

    • Анонимно
      23.07.2014 07:56

      Речь идет не о татарах,а о всех татарстанцах.Половина людей,о ком написано-русские.А вы и здесь увидели какую-то гадость.Это национальная особенность такая?

      • Анонимно
        23.07.2014 13:15

        Так вполне вероятно, что писал совсем не русский, а косящий под него.

  • Анонимно
    23.07.2014 12:14

    Далеко не полный список

  • Анонимно
    2.05.2016 20:55

    А кто такая Анна Меркулова, которая взглавояет сейчас все московские проектные институты? напишите кто знает а то про нее нет никакой информации Какое отношение она имеет к Хуснуллину

  • Анонимно
    1.08.2017 16:11

    Татарстанцы молодцы! Вперед, мы самые лучшие! Я рада за вас!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль