Маркетинг, СМИ и реклама 
25.07.2014

Печатные СМИ Татарстана: жизнь без почтового допинга

Как подписную кампанию спасали с помощью 5 тыС. бутылок подсолнечного масла

В июле татарстанские печатные СМИ оказались в совершенно новой реальности — впервые подписная кампания на второе полугодие прошла без дотаций на доставку газет и журналов, которые раньше выделялись из федерального бюджета. Как выяснил «БИЗНЕС Online», изучив итоги подписки, в результате получили подтверждение многие опасения почтовиков и издателей — тиражи целого ряда газет и журналов, и без того ранее снижавшиеся, перешли в состояние свободного падения: «Вечерняя Казань» потеряла каждого пятого читателя, каждого десятого — АИФ, а «Татарстан яшьлэре» впервые будет издаваться тиражом ниже 20 тыс. экземпляров.

ЖИЗНЬ БЕЗ ДОТАЦИЙ ИЗ КАЗНЫ

Самым сильным за последние годы падением завершилась подписная кампания на второе полугодие 2014 года. Судя по данным, которые опубликовали министерство связи и массовых коммуникаций РФ и ФГУП «Почта России», Татарстан оказался одним из антирекордсменов по величине спада. Подписные тиражи в республике упали на 37%. Интересно, что падение в РТ оказалось более значительным, чем во многих других регионах России. Так, в пределах 14% упали подписные тиражи в Москве, более чем на 30% подписные тиражи сократились в 13 российских регионах: Республике Адыгее (на 35,6%) и Хакасии (на 37,8%), Астраханской (на 34,3%), Владимирской (на 41%), Ивановской (на 34,4%), Нижегородской (на 34,4%), Новосибирской (на 32,6%), Томской (на 39%) и Челябинской областях (на 34,9%), Красноярском крае (на 30,3%), а также Калмыкии (на 30,3%), Северной Осетии-Алании (на 38,1%).

Главная причина ускорения падения в том, что впервые за последние годы кампания прошла без дотаций на подписку для печатных СМИ как со стороны федерального бюджета, так и со стороны почты России. Известно, что ранее объем таких дотаций составлял по 3 млрд. рублей в год — в сумме 6 миллиардов.

Паника в рядах издателей в связи с этим возникла еще в начале года — в феврале крупнейшие издатели страны (ИД «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Коммерсантъ», «Российская газета», «Московский комсомолец» и т.д.) направили письмо на имя Владимира Путина, в котором говорилось, что подписная кампания второго полугодия 2014-го находится под угрозой. Из-за секвестра субсидии цены подскочат, а тиражи снизятся. Если же называть вещи своими именами, перекрытие финансового крана, существовавшего за счет налогоплательщиков, поставило отрасль в полностью рыночные условия, которые оказались для нее серьезнейшим стрессом.

Впервые за последние годы подписная кампания прошла без дотаций на подписку для печатных СМИ как со стороны федерального бюджета, так и со стороны «Почты России»
Впервые за последние годы подписная кампания прошла без дотаций на подписку для печатных СМИ как со стороны федерального бюджета, так и со стороны почты России (фото: www.tatpochta.ru)

СЕКРЕТЫ ТИРАЖЕЙ

Серьезное падение тиражей печатных СМИ предрекла весной в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» руководитель «Татарстан почтасы» Регина Кузнецова.

«Падение тиражей, наверное, будет. Хотя я оптимист и хочется сказать, что мы сохраним тиражи на прежнем уровне. Но думаю, что падение будет не более чем на 20 процентов», — сказала она. Весенняя подписная кампания открывается с 1 апреля с новыми тарифами, сообщила тогда Кузнецова. Цены на издания в итоге выросли в среднем в полтора-два раза.

Регина Кузнецова держит данные о тиражах печатных СМИ в секрете
Регина Кузнецова держит данные о тиражах печатных СМИ в секрете

Проблемы, связанные с ростом цен и падением спроса, вызвали в Татарстане задержку подписной кампании — она завершилась не 30 июня, как обычно, а только 4 июля. А полных окончательных данных по тиражам СМИ в «Татмедиа» нет до сих пор, несмотря на то что издания доставляются читателям с новыми тиражами уже три недели. «БИЗНЕС Online» анализирует итоги подписных кампаний уже пять лет, по нашим наблюдениям, по мере ухудшения ситуации издатели и распространители печатных СМИ все позже и все менее охотно публикуют данные о тиражах. В «Татарстан почтасы» и вовсе перевели эти показатели в режим секретности — корреспонденту «БИЗНЕС Online» на минувшей неделе там заявили, что по договоренности с издателями эти данные не раскрываются. На наш взгляд, подобный сговор (иначе не назовешь) государственной (!) почты с издателями выглядит по меньшей мере странным. Для чего он предназначен? На наш взгляд, единственное объяснение — чтобы скрыть реальную картину от рекламодателей, которым предлагается ориентироваться не на подписные, а на общие тиражи, которые могут состоять в том числе и из заметного числа экземпляров, вовсе не поступающих читателю.

Тем не менее нам удалось получить данные о подписке и тиражах, которые позволяют получить более-менее адекватную картину ситуации на рынке. Они состоят из данных почты (они все-таки были получены нами благодаря минсвязи РТ, хотя и не во всей полноте), данных «Татмедиа» и опроса редакций.

Анализ тиражей и итогов полугодовых подписных кампаний мы основываем на данных о подписке, предоставленных нам «Татарстан почтасы». Другим источником информации для наших исследований стали данные по показателям отпечатанных тиражей газет и журналов республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа». Эти данные «со станка» можно считать наиболее полными, в основном ими мы и оперируем в таблице к этому материалу. Они, как правило, включают не только данные по подписке через «Татарстан почтасы», но и прочие способы распространения (альтернативную подписку, розницу и бесплатную раздачу) и, что особенно важно, нереализованные экземпляры.

МАССОВЫЕ ИЗДАНИЯ ТЕРЯЮТ В КОЛИЧЕСТВЕ

Итак, какая же ситуация складывается на рынке?

Рассмотрим сначала массовые издания. Грандиозные потери понесло ведущее печатное общественно-политическое СМИ «Вечерняя Казань». Ее тираж рухнул на целых 20%: отпечатанный тираж составляет 16 431 экземпляр, по подписке через почту уходит 15 516. Еще три года назад тираж «Вечерки» превышал 30 тыс. экземпляров, а в 90-е ее выписывало еще более значительное количество читателей (60 - 80 тыс. и более).

Существенные потери понесла «Комсомолка»: тираж «толстушки» снизился на 7%, ежедневки — на 9,6%.

Кстати, судя по полученным нами данным, падение тиражей ежедневных изданий — общая тенденция, которая развивается уже не первый год. В эпоху интернета она в полный рост ставит перед издателями вопрос, насколько сейчас необходима такая форма периодики.

АИФ, по его собственным данным, печатает 22 тыс. экземпляров — на 11% меньше, чем в минувшем полугодии. По данным почты, на него подписались 7655 человек — на 13% меньше, чем в первом полугодии. Если сопоставить эти данные, то получается, что АИФ в Татарстане распространяет в розницу более 14 тыс. экземпляров — цифра, прямо скажем, просто фантастическая в условиях общего падения печатной розницы.

У ежедневного выпуска «Комсомольской правды» в Татарстане тираж уменьшился на целых 17% — 7096 экземпляров, «толстушка» выросла на 8% (25 тыс. экземпляров).

Александр Латышев: «На протяжении уже многих лет мы целенаправленно занимаемся подпиской, и не пускаем дело на самотек»
Александр Латышев: «На протяжении уже многих лет мы целенаправленно занимаемся подпиской и не пускаем дело на самотек»

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПРЕССА

Основные официальные СМИ в республике благодаря адмресурсу продолжают оставаться на относительно ровном уровне, даже несмотря на существенное повышение цен. Но здесь также растет разрыв между данными подписки по почте и цифрами «со станка».

Так, подписной тираж «толстушки» главной официальной газеты «Республика Татарстан» составил 23 047 (падение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — 23%). Общий же тираж, согласно данным «со станка», составляет почти 33 тыс. — он по сравнению с предыдущей подписной кампанией уменьшился на 17%. Разница между этими цифрами говорит о том, что 10 тыс. экземпляров редакция реализует в розницу и по альтернативной подписке. Главный редактор газеты Александр Латышев рассказал «БИЗНЕС Online», что его сотрудники регулярно в течение года совершают поездки по районам, договариваясь о распространении там. Для печатного СМИ это серьезная цифра, и она предполагает неплохо отлаженную редакционную службу распространения.

«Толстушка» «Ватаным Татарстан» потеряла 7% — тираж составил 18 983 экземпляра. А ежедневный выпуск упал на целых 27%. Ощутимо потеряла тиражи газета «Шахри Казан»: «толстушка» похудела на 6% (7008 экземпляров), а ежедневный выпуск — на 14% (2722 экземпляра). Кстати, в разгар подписной кампании в газете сменился главный редактор — на место Мансура Муртазина, который фактически реанимировал издание несколько лет назад, пришла Гульнара Сабирова, ранее работавшая пресс-секретарем минздрава.

«Казанские ведомости» (речь о «толстушке») печатают 24 530 экземпляров (снижение за полгода на 10%), по подписке через почту уходит 20 662, то есть почти 4 тыс. — это тоже розница и альтернативная подписка. Интересно, что тираж ежедневки КВ при этом подрос — с 2 100 до 2 500 экземпляров.

ТАТАРОЯЗЫЧНАЯ ПРЕССА

Заметно снизились тиражи во втором полугодии 2014 года практически у всех татароязычных газет журналов, издаваемых «Татмедиа». Так, детский журнал «Салават купере» потерял 25% (тираж — 8980 экземпляров), «Магариф» — 14% (7915), «Чаян» — 12% (4261), «Ялкын» — 25% (2312), «Майдан» — 8% (2256), «Сююмбике» — 13% (7678). Исключение составил журнал «Казан утлары» — у него рост на 25% (3905 экземпляров) и «Сахна» — на 23% (1461).

Отпечатанный тираж газеты «Мэдэни Жомга» ненамного увеличился — почти на 4% (2,7 тыс. экземпляров).

У коммерческих татароязычных газет ситуация следующая. Газета «Татарстан яшьлэре» перешла рубеж в 20 тыс. экземпляров, во втором полугодии 2014 года ее тираж составил 18,1 тыс. экземпляра (минус 23% по сравнению с первым полугодием).

Как рассказали «БИЗНЕС Online» в газете «Ирек майданы», общий тираж издания на 1 июля 2014 года составил 30 539 экземпляров. В январе тираж составлял 34 726, то есть падение на 14%. В Татарстане по подписке распространяется 27 625 экземпляров газеты, а за пределами республики — 3004 экземпляра. Плюс к этим цифрам в розницу через киоски «Татарстан почтасы» расходится еще 700 экземпляров.

В газете «Юлдаш» сообщили, что тираж на второе полугодие 2014 года составил 19 тыс. экземпляров. Отпечатанный тираж в январе 2014 года составлял 26 тыс. экземпляров, то есть падение на 27%, а во втором полугодии 2013 года тираж был 25 тысяч. В газете «Акчарлак» рассказали, что тираж во втором полугодии — 33 тыс. экземпляров, тогда как в первом полугодии был 36 тысяч (падение на 9%).

У газеты «Безнен гэжит» общий тираж во втором полугодии 2014 года упал по сравнению с первым полугодием на 19% (18 тыс. экземпляров). В первом полугодии 2014 года и втором полугодии 2013 года тираж составлял 22 тыс. экземпляров.

ОПТИМИЗМ ФЕДЕРАЛОВ

Интересно, что федеральные издания показали рост. У некоторых изданий он составил несколько сотен процентов. Однако нужно отметить, что подъем этот все же весьма символический, поскольку количество экземпляров невелико и в общем насчитывает всего 1 - 2 тысячи.

Например, «толстушка» газеты «Труд-7» неожиданно прибавила сразу 250% (3 тыс. экземпляров), а ежедневный выпуск — 200% (1 тыс.). Подрос тираж «Ведомостей» — плюс 150% (1,5 тыс.). На прежнем уровне остался «Коммерсант» (тираж — 2 тыс. экземпляров).

Данные тиражей в Татарстане по нескольким федеральным изданиям нам получить не удалось. У «толстушки» «Российской газеты» тираж по региону Волга-Кама составляет 123,7 тыс. экземпляров, а у ежедневного издания — 12 тысяч. Регион охватывает Татарстан, Чувашию и Марий Эл. Известно, однако, что в прежние годы тираж «Российской газеты» составлял в нашей республике порядка 80 тыс. экземпляров. Известно, что для социально незащищенных слоев населения подписка на издание оформляется бесплатно — в этом, собственно, и заключается секрет внушительного тиража на протяжении уже многих лет. По подписке через «Татарстан почтасы» «Российская газета» распространяет 1343 экземпляра, а газета «Известия», которой сейчас владеет близкий к Кремлю издатель Арам Габрелянов, — 223 экземпляра. В данных «Татарстан почтасы» есть «МК в Поволжье» — по подписке расходится всего 69 экземпляров. Одним словом, тиражи большинства авторитетных федеральных СМИ находятся в РТ на символическом уровне.

«ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ РАБОТЫ С ЧИТАТЕЛЯМИ»

Газета «БИЗНЕС Online» предложила экспертам и участникам рынка прокомментировать итоги подписной кампании.

Раиф Усманов — главный редактор газеты «Ирек майданы»:

— Тиражи упали по всей стране, в том числе в Татарстане. Свысока падать всегда легче, потому что Татарстан всегда был одним из читающих регионов страны на душу населения. Раньше семьи выписывали по четыре-пять изданий одновременно. На мой взгляд, сейчас количество подписчиков у изданий не уменьшилось, просто уменьшилось количество выписываемых изданий. Но хочу отметить, что по результатам нашего анкетирования только одну газету и сейчас мало кто выписывает.

По ценам был резкий скачок. Были времена, когда мы увеличивали количество полос, периодичность выпуска, но мы никогда не позволяли резкого увеличения цен на подписку. В этом полугодии мы увеличили цену на треть — с 348 рублей до 447 рублей. В этом повышении нет ни одного нашего рубля, это все услуги почты. Со стороны почты это не совсем хорошо, но так резко увеличивать цены было нельзя. Мы выходим один раз в неделю, поэтому по нам еще не так сильно это ударило. Отмечу, что половина аудитории успела подписаться еще по льготным ценам — до 1 апреля. А вот на осень никакой определенности пока нет.

Наша газета очень сильно привязана к подписке. Нужно уменьшать себестоимость издания. Нам надо привлекать городскую аудиторию. Так, если смотреть по тиражам, в Казани по подписке расходятся 982 экземпляра, а в Арске — 2377, а Балтаси — 1717. Казань не выписывает из-за проблем с почтовыми ящиками и тому подобным. Поэтому в перспективе хотели бы увеличить распространение в розницу. Хотелось бы обратиться и к руководству республики, чтобы, может быть, компенсировалась часть расходов почты. Надо, чтобы рост цен был плавным.

Ирина Митрюшкина — директор АНО «Национальная тиражная служба Приволжья»:

— По газетам «Республика Татарстан» и «Ватаным Татарстан» я могу стопроцентно сказать, что подписка подтверждается, потому что мы проверяем их по бухгалтерским документам. Методика нашей службы заключается в том, что мы берем бухгалтерские документы и смотрим: чтобы издание было подписано и распространено, должен быть заключен договор с почтовой организацией. Также мы можем стопроцентно поручиться за «Вечернюю Казань».

Фарит Шагиахметов: «Мы организовывали акции, конкурсы, разыгрывали среди подписчиков iPad, 50 призов, организовали онлайн-подписку, очень много ездили по районам, ходили по предприятиям. Поэтому итоги подписной кампании оцениваю как более чем положительные»
Фарит Шагиахметов: «Мы организовывали акции, конкурсы, разыгрывали среди подписчиков iPad, 50 призов, организовали оnline-подписку, очень много ездили по районам, ходили по предприятиям. Поэтому итоги подписной кампании оцениваю как более чем положительные»

Фарит Шагиахметов — генеральный директор ОАО «Татмедиа»:

— Почта России прогнозировала падение тиражей по республике на 25 процентов. По данным минкомсвязи, падение по республике составило 37 процентов. А по нашему холдингу падение составило 6,3 процента. Я считаю, что это не просто хороший, а прекрасный результат. Мы организовывали акции, конкурсы, разыгрывали среди подписчиков iPad, 50 призов, организовали оnline-подписку, очень много ездили по районам, ходили по предприятиям. Поэтому итоги подписной кампании оцениваю как более чем положительные.

Было серьезное повышение цен на услуги доставки, плюс почта повысила цены на сортировку и транспортировку. Мы за счет уменьшения формата изданий, бумаги уменьшили вес, что дало нам большую экономию по услугам транспортировки и сортировки, соответственно, снизили стоимость подписки для читателей.

Институт подписки для нас самый актуальный. Альтернативные способы сегодня не получили соответствующего развития, какое могло бы быть. На днях мы провели совещание с «Татарстан почтасы» и очень позитивно видим будущее.

Сложно оценить причины сильного падения тиражей у некоторых республиканских изданий. Все это зависит от работы с читателями, формирования аудитории.

Регина Кузнецова — генеральный директор «Татарстан почтасы»:

— Предварительный анализ итогов подписной кампании на второе полугодие 2014 года позволяет говорить о том, что в Республике Татарстан наибольшее снижение тиражей пришлось на республиканские издания. При этом популярные и социально значимые газеты тиражи сократили незначительно.

По центральным изданиям практически сохранила тираж газета «Аргументы и факты», спад составил всего 0,6 процента, по «Российской газете» тираж вырос на 8,1 процента. По республиканским изданиям: по газете «Ватаным Татарстан» спад — 7,9 процента, по «Республике Татарстан» — 14,5 процентов, по «Казанским ведомостям» — 8,4 процента.

Как видно из таблицы, центральные и районные издания имеют незначительный спад 15 и 8 процентов соответственно. В целом же спад по тиражам составил 37 процентов.

Однако общие тиражи изданий включают редакционную и альтернативную подписку, розничные тиражи и другое, поэтому мы не можем сказать, как в целом на общих тиражах отразилось повышение тарифа на услуги связи.

В целях поддержки тиражей региональных и районных изданий почтой России была проведена стимулирующая акция, предусматривающая выдачу подарка — подсолнечного масла — клиенту, подписавшемуся на определенное издание из списка. В список УФПС «Татарстан почтасы» вошел 21 индекс республиканских изданий. Было выдано 5136 подарков.

Зуфар Хакимзянов — генеральный директор ЗАО «Горпечать»:

— В целом по России через подписку реализуется всего 36 процентов изданий, все остальное приходится на розничные продажи. Учитывая глобальные тенденции к сокращению спроса на печатные издания (все больше читателей переходят на электронные СМИ), итоги подписной кампании считаю удовлетворительными. Относительно колебаний продаж местных и федеральных изданий нужно прежде всего понимать, что такое местные издания. Все федеральные издания, имеющие региональную вкладку, мы относим к местным. Поэтому соотношение продаж местных и федеральных изданий постоянно остается в рамках 50 на 50 (плюс-минус 2 - 3 процента), а колебания продаж внутри каждой группы незначительны.

Ирина Лукашова — директор казанского филиала ЗАО «ИД «Комсомольская правда»:

— Больше всего пострадали местные СМИ. Важную роль здесь играет подписная цена, особенно составная ее часть — стоимость доставки, которая в этом году значительно возросла. Мы активно поработали на всех этапах подписной кампании — уже в период досрочной кампании мы собрали порядка 40 процентов, когда действовали прежние тарифы на доставку прессы. Это позволило не допустить значительного падения подписных тиражей. К тому же приросли по розничным продажам. Для нашего издания всегда преимущественное значение имела розница. Думаю, что и для остальных она будет приобретать все большую роль, если не решится вопрос с предоставлением субсидий на доставку прессы.

На данном этапе мы завершаем оформление документов по двум перспективным направлениям. У читателя будет возможность выбирать, где ему удобнее покупать «Комсомольскую правду» либо любое другое издание нашего издательского дома. Также продолжим работу по альтернативным каналам распространения. Со своей стороны мы, как и прежде, будем на связи со своим читателем. Будем направлять его в наиболее близкие и удобные для него точки распространения.

Александр Латышев — главный редактор газеты «Республика Татарстан»:

— Худшие ожидания не оправдались. Мы думали, что адекватно повышению стоимости подписки — а она подпрыгнула в два раза — понизится тираж. У нас снижение произошло примерно на 15 процентов. Предпринятые нами усилия дали результат: на протяжении уже многих лет мы целенаправленно занимаемся подпиской и не пускаем дело на самотек. Действует группа журналистов, которая еженедельно в течение полугода ездит в районы, встречается с главами администраций, почтовиками, населением, читателями. Благодаря этому удается сохранять интерес к газете практически на прежнем уровне.

По повышению цен на подписку картина пестрая. У нас, например, индекс для пенсионеров был 449 рублей, стал 773 рубля, для населения было 480, стало 804 рубля, для предприятий было 588 рублей, а стало 912. «Толстушка» была 218 рублей, стала 310. У федеральных и местных изданий разная картина по увеличению подписки. Мы относимся к республиканским изданиям, но сильно не полетели. Я полагаю, что остальным просто надо работать, а не сидеть сложа руки. У нас треть тиража занимает розница, которая не зависит от подписки. Розница позволяет не зависеть от подписки. Даже когда цены взлетели, мы все равно треть тиража отпускаем в розницу, и за счет этого удалось сохранить позиции.

Есть также общая тенденция по ежедневным и еженедельным изданиям. Почта России очень плохо работает в отношении доставки. Если ежедневная газета не приходит к утреннему чаю, то какой есть смысл в несвежих новостях? Объективная ситуация: люди от «ежедневки» уходят в сторону «толстушки», которая выходит раз в неделю. Растет значение еженедельного выпуска на фоне электронных изданий, телевидения, которые более оперативно подают информацию.

Рашит Ахметов — главный редактор газеты «Звезда Поволжья»:

— По второму полугодию 2014 года подписка немного снизилась, но летом обычно всегда так бывает. Однако самое главное не в этом, а в том, что идут неплатежи от киосков, компаний, продающих издания в розницу. Чуть ли не по году не платят, и непонятно, что с этим делать. Наверное, надо искать другие формы распространения.

У нас газета специфическая, читатель преданный, он привык читать бумажный вариант издания. Мы сделали сайт, один номер на нем просматривают примерно 15 тысяч человек.

В будущее я смотрю с оптимизмом. Все предсказания, что печатная пресса уйдет, а останется интернет, неверны, это совершенно разные типы распространения информации. Когда появилось кино, говорили, что книга умрет, но этого не произошло. Читатель, читая бумажные версии, рисует свой собственный мир, а электронное потребление подразумевает, что много не почитаешь. Для тех, кто любит размышлять, останется печатная версия. Для более поверхностного потребления — электроника.

Ильфат Файзрахманов — главный редактор общественно-политической газеты «Безнен гэжит» («Наша газета»):

— Я уже не раз говорил, что идет целенаправленная политика, чтобы поставить журналистику на колени, чтобы она была зависимой. В этом году ценовую политику можно объяснить только этим. Когда все в начале года заранее планировали свой бюджет, редакции не могли предвидеть, что произойдет такое. Повышается стоимость транспортных услуг, типографских услуг. Газетное издательство ставится в очень опасное положение, и мы теряем читателя.

Разговаривал с теми, кто знаком с сельскими читателями. Говорят, что те, кто раньше выписывал пять-шесть газет, теперь выписывают максимум две газеты из-за возросшей цены, а возможности ограничены.

У татароязычной прессы положение тяжелое. Но это коснулось и русскоязычных изданий. Почти все потеряли свой тираж по сравнению с прошлым годом. В августе я ожидаю рост. Пока летом есть традиционное затишье, тираж немного падает, потом восстанавливается. Но в этом году действительно все туговато. В изданиях вообще маловато свежих, острых, аналитических материалов.

Тиражи падают из-за отмены дотаций. Прежде всего влияет подписная цена. Все говорят, что цена повышается, а качество обслуживания — нет: газеты вовремя не доходят до адресатов, иногда теряются. Каждый месяц ценной бандеролью я отправляю читателям потерянные газеты, потому что они жалуются.

Такого тяжелого кризиса, как в этом году, еще не было. Были разные проблемные годы, но такого еще не было.

Тиражи печатных изданий по состоянию на второе полугодие 2014 года (подписные данные «Татмедиа»+тиражи изданий по собственным данным) Тиражи печатных изданий по состоянию на второе полугодие 2014 года (данные «Татмедиа»+тиражи изданий по собственным данным)
Наименование издания I п/г 2013 II п/г 2013 I п/г 2014 II п/г 2014 II п/г 2014 к I п/г 2014 (%)
1 «Российская газета», «толстушка» 85147 - 85000 123700* (по региону Волга-Кама) -
2 «Российская газета», ежедневная 2698 2494 2402 12000* (по региону Волга-Кама) -
3 «Комсомольская правда», «толстушка» 24532 24000 24800 25000* 108%
4 «Комсомольская правда», ежедневный выпуск 8128 8000 8550 7096* 83%
5 «Казанские ведомости», «толстушка» 28300 27150 27120 24530* 90%
6 «Казанские ведомости», ежедневная 2477 2400 2100 2500* 119%
7 «Аргументы и факты» 25331 21675 24675 22000* 89%
8 «Аргументы недели» (Татарстан) - 12861 15000 12000* 80%
9 «Вечерняя Казань» 22124 19411 20500 16431 80%
10 «Ватаным Татарстан», «толстушка» 19017 18753 18983 17637* 93%
11 «Ватаным Татарстан», ежедневный выпуск 10005 10001 8973 6500* 72%
12 Журнал «Магариф» 9128 8022 9100 7915 86%
13 Журнал «Салават Купере» 11300 9200 11900 8980 75%
14 «Татарстан яшьлэре» 27500 23429 23500 18100* 77%
15 «Республика Татарстан», ежедневный выпуск 10004 10003 10024 10005* 100%
16 «Республика Татарстан», «толстушка» 38713 36275 39269 32880* 84%
17 «Мэгърифэт» 6100 5200 - н/д -
18 «Шахри Казан», «толстушка» 8078 7410 7459 7008* 94%
19 «Сабантуй» 5933 5439 5353 4556 85%
20 Журнал «Чаян» 5076 4910 4834 4261 88%
21 «Сувар» 4392 4155 4531 н/д
22 Журнал «Татарстан» 5500 5748 5000 5500 110%
23 Журнал «Казан утлары» 4049 4008 3107 3905 125%
24 «Звезда Поволжья» 2800 3700 3300 3000* 90%
25 Журнал «Ялкын» 3046 2487 2848 2312 75%
26 «Шахри Казан», ежедневная 3404 3125 3136 2722* 87%
27 «Мэдэни жомга» 3058 3089 2600 2700* 104%
28 Журнал «Казань» 3193 3222 3195 3023 95%
29 «Коммерсант» 1558 1666 2000 2000* 100%
30 «Ведомости» 1000 1000 1000 1500* 150%
31 Журнал «Идель»  4161 4312 4256 4326 101,6%
32 Журнал «Майдан» 2900 2600 2450 2256 99,2%
33 Журнал «Сююмбике» 9393 9133 8760 7678 87%
34 Журнал «Сахна» 1806 1571 1181 1461 123%
35 «Известия» 1000 900 1000 - -
36 Казанский медицинский журнал 1018 - 995 952 95%
37 «Труд-7», «толстушка» 1000 - 1200 3000* 250%
38 «Труд», ежедневный выпуск 35 -200.00% 500 1000* 200%
39 Газета «Ирек майданы» н/д н/д 34726 30539 86%
40 Газета «Юлдаш» н/д н/д 26000 19000 73%
41 Газета «Акчарлак» н/д н/д 36000 33000 91%
42 «Безнен гэжит» н/д 22000 22000 18000 81%
- * - по собственным данным редакций (общий тираж – подписка+розница), подписной тираж по данным ОАО «Татмедиа»

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью

Результаты подписной кампании на II полугодие 2014 г., данные «Татарстан почтасы» Подписки2
п/п Наименование издания Тиражи (экз.) 1 п/г 2014 Тиражи (экз.) 2 п/г 2014 % выполнения
- Республиканская печать - - -
1 «Ватаным Татарстан» 18398 16877 91%
2 «Казанские ведомости» 23708 20662 87%
3 «Республика Татарстан» 29685 23047 77.60%
4 Сборник постановлений КМ РТ 1402 1367 97.50%
5 «Шахри Казан» 5245 4210 80%
6 «Звезда Поволжья 788 602 76%
7 «Татарстан» 2399 2137 89%
8 «Вечерняя Казань» 19482 15516 79.60%
9 «Татарстан яшьлэре» 22671 17588 77.50%
10 «МК» в Поволжье 128 69 54%
- Центральная печать - - -
1 «Известия» 369 223 60%
2 «Советский спорт» 336 195 58%
3 «Российская газета» 1522 1343 88%
4 «Аргументы и факты» 8826 7665 87%
5 «Комсомольская правда» 4049 3409 84%
- Общее освоение тиражей: 1670009 1044476 62.50%

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью

А вы выписали печатные СМИ на второе полугодие? (25.07.14-26.07.14)
5%Мне хватает бесплатных газет, которые бросают в почтовые ящики
9%Покупаю газеты и журналы в киосках и супермаркетах
12%Да, как обычно
21%Перестал выписывать их уже давно
52%Зачем нужны бумажные СМИ, когда есть интернет?
Ваш голос учтен
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (57) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    25.07.2014 08:16

    "Газета «Вечерняя Казань» потеряла каждого пятого читателя"Бывшие спичрайтеры горкома КПСС не вписались в капиталистическую экономику тем самым показав свою несостоятельность.Почему не берут пример с И. Дурманова редактора газеты "Честного Слова" регулярно выпускающего газету печатным тиражом не менее 6 000 экземпляров?Кризис на ЧС не распространяется?

  • starr
    25.07.2014 08:32

    Свежей информации с лихвой хватает в сети Интернет. А технической бумагой (бесплатными газетами и журналами) забиты все почтовые ящики города. Так что удивляться тут нечему. Вскоре бумажные тиражи должны еще сильнее упасть, потому что именно для этого и появились электронные издания - чтобы максимально заменить собой бумажные...

    • Анонимно
      25.07.2014 10:31

      вся свежая информация есть в Вконтакте. Не понятно зачем нужны вообще газеты

      • starr
        25.07.2014 11:23

        Соцсети юридически ни к чему не привлечешь. Ценность их информации - 0. Те же блоги куда предпочтительнее. Там есть невымышленный автор, отвечающий за свою писанину.

    • Анонимно
      25.07.2014 15:34

      Интернет вообще ни при чем. Издательства не просекают, что самым ходовым печатным изданием будкт не газеты а буквари, чтоб газеты и интернет по слогам разбирать.

  • Анонимно
    25.07.2014 08:44

    сравнивают с 90 гг.? Сейчас от славословия властям по ТВ тошнит, еще и читать это могут только чиновники.Реальный спрос - это розница, остальное - принудиловка

  • Был у родственников в деревне на прошлых выходных. Они рассказали, что их (тетка - бюджетница)заставляли подписываться на "Республику Татарстан" и районную газету. Именно заставляли. Если "Республику Татарстан" с трудом можно читать с ее культом личности главы Татарстана, то районная газета - это просто ужас! Глава района - просто святой!

    • starr
      25.07.2014 09:09

      Так и до сих пор заставляют. Каждый, имеющий статус чиновника, должен быть подписан минимум на одно республиканское издание...

      • Анонимно
        25.07.2014 09:39

        с 1 августа тиражи еще на 20 процентов ниже подпрыгнут?Ведь ззаставляли на месяц хотя бы подписаться.Вот все поэтому СВЕРХСЕКРЕТНО!

        • Анонимно
          25.07.2014 12:47

          как правило, тиражи с августа наоборт растут, т.к. подписываются "опоздавшие"

          • Анонимно
            25.07.2014 12:54

            по команде на редакционные деньги подписанные на один месяц 1300 экз.отпадут?

    • Анонимно
      25.07.2014 09:17

      Кто платит деньги, тот и заказывает музыку...

    • Анонимно
      25.07.2014 09:28

      Была хорошая формула -"Кто девушку кормит, то ее и "танцует". Все в силе и сейчас. Районки это личный бренд главы и не более того.

      • Анонимно
        25.07.2014 09:49

        Это поэтому тиражи" районок "взращивают"за счет бюджета?

  • Анонимно
    25.07.2014 09:13

    Читаю в основном БО. В розницу покупаю ЗП и КП. С удивление узнал о существовании некоторых изданий, да еще с большими тиражами, называть не буду. Рад что держится журнал "Казань" издание, как по содержанию, так и по полиграфии уникальное.Отмечу, что некоторые рекламные издания, особенно "Про город", отчасти и , "Ва банк" кроме "купи продай" начали давать интересные информационно познавательные материалы.Много "глянца" и "бумаги" непонятно для кого, но бесплатной.Кроме всего прочего, объясняю растущую популярность "электроники"у старшего возраста, тем, что читать мелкие газетные буквы все труднее.А БО например, читаю без труда, могу и увеличить размер букв.

    • Анонимно
      25.07.2014 11:16

      Отмечу, что некоторые рекламные издания, особенно "Про город", "Ва банк" и им подобные кроме "купи продай, быстрозаймы, колдунов и старых новостей" ничего не предлагают, а забивают почтовые ящики своей макулатурой, создавая тем самым большое кол-во проблем: теряются счета, письма,..ворам указывают на давно не появляющихся жильцов,..и конечно же экология, столько бумаги и свинца в краске, как все это нашей планете переработать. Давно пора нормализовать законодательно эту деятельность.

  • Анонимно
    25.07.2014 09:21

    Печатная пресса нужна. И в городе и селах. Инет есть не везде, и не все могут и ГЛАВНОЕ хотят им пользоваться.Предполагаю, что со временем печатные издания будут стоить очень не дешево и читать напечатанную газету, а не электронную - смогут позволить только очень обеспеченные)

  • Анонимно
    25.07.2014 09:23

    Уважаемый БО! Подписной тираж 2-го полугодия 2013 года у журналов выдан за печатный тираж 2-го полугодия 2014 года. Официальная информация есть в открытом доступе на сайте ОАО "ТАТМЕДИА". Можете посмотреть и сравнить.

  • Анонимно
    25.07.2014 09:42

    я считаю что печатные издания должны прекратить свое жалкое существование, давно уже есть множество устройств для чтения в электронном виде, и с каждым годом они доступнее.Все эти печатные издания нужны чиновникам, и больше никому! Берегите лес.А вот книги бумажные в хорошем переплете выпускать надо.Время и рынок и технические условия диктует свои условия. Время еще раз говорю печатных бюджетных изданий прошло. Пусть полностью переходят в интернет, станут интереснее народ будет читать. Но их никто не читает, никому это не нужно.

  • Анонимно
    25.07.2014 09:58

    Раньше я Вечерню Казань выписывал но патом перестал. Т.к у них в газете 40-55 % реклама.и читать ничего. Раньше много статей было и субботу выходила а сейчас 3 раза в неделю. Рекламы очень много. А Комсомольская правда вообще выходить с одним номером два номера. Вторник получаешь одна газета а написано вторник среда. Зачем выписывать то их. Лучшая газета это БО.

  • Анонимно
    25.07.2014 10:14

    Выживает более квалифицированный. Это показывает уровень журналистов работающих в этих изданиях... Все правильно, если тягомотину и ерунду пишут ну кто будет деньги платить чтобы это читать?

  • Анонимно
    25.07.2014 10:55

    А почему БО не публикует обзоры развития сайтов этих газет в сравнении со своими данными? Ведь такие идеи не раз высказывались в комментах. Видимо, это очень не выгодно БО. Гораздо проще писать о снижении тиражей, кстати, весьма необъективно. Вот и этот коммент тоже не будет опубликован, конечно. Ведь он не в тренде БО - такого "независимого" и "объективного" издания.

    • Анонимно
      25.07.2014 11:06

      Зеркало кривое?Так не делай подписку на редакционные,государством на зарплату журналистов выделенные деньги!

  • Анонимно
    25.07.2014 11:20

    ///Раиф Усманов — главный редактор газеты «Ирек майданы»:— Тиражи упали по всей стране, в том числе в Татарстане. Свысока падать всегда легче///Раиф, свысока падать всегда больнее

  • Анонимно
    25.07.2014 11:39

    Способ, оказывается, действенный...

  • Анонимно
    25.07.2014 11:59

    В статье речь идет о подписке. А подписной тираж "Акчарлак"а в этом полугодии упал здорово – до рекордных 25 тысяч, в графе же, видимо, указана цифра с розницей. С этой газеты недавно ушел Искандер Сирази, который учредил свою газету "Сиражи сузе"

  • Анонимно
    25.07.2014 12:21

    Упал уровень журналистики в РТ,ничего интересного не прочитаешь в республиканских печатных изданиях.Поэтому всю интересную для себя информацию я нахожу в БО. Правда,несколько лет назад выписывала газету "Сам хозяин".Но цена по подписке начала расти и я стала покупать газету в редакции .Услуги по доставке нашей почты оставляют желать лучшего.Впредь я ничего выписывать не собираюсь

    • Анонимно
      25.07.2014 12:51

      хотите за 5 копеек(тысяч)идеальное обслуживание?

    • Анонимно
      25.07.2014 12:56

      Очень полезный аналитический обзор сложившейся ситуации.Хорошо, что высказались и "первые лица" в том числе главный редактор БО. К сожалению падение тиражей "бумаги" явление мировое. Некоторые бумажные тигры и динозавры на западе или закрылись или стали иметь электронные варианты.Согласен с тем, что такое обилие бумажных рекламных и бесплатных изданий забивающих почтовые ящики и подоконники подъездов уже напоминает экологическую катастрофу.Вменил бы в обязанность некоторым СМИ с огромными тиражами, зарабатывающим на рекламе большие деньги, со финансировать лесопосадочные работы.

      • Анонимно
        25.07.2014 14:21

        "явление мировое"!Может тоже запад виноват?Сегодня 7 газет имеют тираж по 20-35 тысяч!!!Какой смысл содержать газет за наши деньги с тиражами по (СМЕХ)---2-3 тысячи экз?Многим нужно теплые места...

  • Анонимно
    25.07.2014 12:35

    О чем спорите? Газеты умерли уже давно. Просто спасал административный ресурс. Думаю, есть жизнь у газет "Ватаным Татарстан","Вечерняя казань" и "Казанские ведомости". Ближайшие года 3.Пока не поменяют концепцию доставки. Когда в 7:00 на кофейном/чайном столе столе дома, и в 8-9:00 в офисе свежая бесплатная газета последних новостей и аналитики с полезным советами и интервью с интересными людьми. Чем больше тираж, тем больше рекламы, за счет которой и содержаться газеты. чуточка господдержки за "передовичку" на первой полосе.Это справедливо.

  • Анонимно
    25.07.2014 13:58

    Да все уже пенсионеры читают электронные СМИ! Я и мои знакомые старушки читаем БО! Муж плохо видит, так он по ТВ новости смотрит, всё равно не читает...Зачем нам эти анализы и обзоры?! Пора прекращать газеты печатать, только зря бумагу изводить!Кто-то пишет про уровень журналистики плохо, а я считаю, что они молодцы!

  • Анонимно
    25.07.2014 14:33

    "Тем не менее нам удалось получить данные о подписке и тиражах, которые позволяют получить более-менее адекватную картину ситуации на рынке. Они состоят из данных почты (они все-таки были получены нами благодаря минсвязи РТ, хотя и не во всей полноте), данных «Татмедиа» и опроса редакций." Ключевое слово - более-менее адекватная картина?

    • Анонимно
      25.07.2014 14:42

      Неужели невооруженным глазом не видна "картина ситуации на рынке", дорогой товарищ?! Давайте беречь ЛЕС!

  • Анонимно
    25.07.2014 17:58

    всеми своими стараниями, пилящие под собой сук,вы рисуете --а король то голый

  • Анонимно
    25.07.2014 20:32

    Там главред говорил про комменты, что, зарегистрируйтесь и все ваши комментарии волшебным образом попадут на публикацию. Анонимность это один из составляющих вашего успеха. У людей есть возможность высказать точку зрения без персонификации т.к. это еще и безопасно. Это вы в мегаполисе находитесь и у вас что то наподобие демократии, а на селе и др.городах "советская власть не ушла", и если глава района шашку подымет,головы как "морковные огрызки лететь будут". Это касается всего и вся. Если я сам чиновник и хочу высказать точку зрения отличную от оффициальной т.к знаю как работает гос.аппарат и живет номенклатура власти и как у нас умеют давать информацию в эфир то светится под настоящим именем мне ни к чему. И правящей партией я тоже не доволен, а в администрации района такие вещи табу, и вы об этом прекрасно знайте. У нас государственные СМИ, да и большинство остальных строят работу таким образом что создают "культ личности" отдельных руководителей и занимаются тем что взращивают раболепие в умах, неудивительно, ведь крепостное право по историческим меркам отменено совсем недавно. Других методов не научено. Не должен народ боятся власть, только уважать. Это называется пропагандой,которая абсолютно теряет с каждым днем свою ценность для власти. Есть и другие источники информации и зарубежную прессу почитать есть возможность, анализировать социально-общественные и политические процессы, а у нас пока большой "аул и во главе один клан и разрастающиеся родственные ветви" и петь гимны во славу считаю это просто крестьянством. Далее по статистике хотелось бы сказать,коли уж начал. Ведомство,возглавляемое господином Кандиловым дает фантастиш цифры по заработной плате в РТ,это похоже на игру с цифрами ведомственного учета. А ведь цифры докладываются в Москву и бодро рапортуют о 30 тысячах в месяц. Но ведь это откровенная ложь. Пора либо кодифицировать по проффесиям и помесячно,либо иным образом менять систему учета по отраслям. Берут зарплату генерала и специалиста отдела получается среднее. Свой выбор 14 сентября для себя я сделал,и он не в пользу правящей партии...здесь на память пришла сцена из фильма "Бригада", где главный герой изображен на листовке с надписью "Братва рвется к власти". Время поменялось, а суть та же.... Доктор Живаго.

    • Анонимно
      26.07.2014 09:27

      Полагаю, что "Доктор Ж" в очень многом прав.Что же касается "анонимности" то это демократия на которой держится и БО. Есть несколько комментаторов, в отличие от фермера, весьма уважаемых - Хакимов, Валеев. Батров которым чего только не приходится выслушивать в свой адрес.Для большинства это неприемлемо По этому и анонимнсть. Правда иногда этим пытаются злоупотреблять, но тут уж модератор должен убирать всякое непотребство.

  • Анонимно
    25.07.2014 20:42

    Пока огромное количество людей старшего и среднего возраста привыкли читать и том числе газеты. И когда кто то утверждает, что пора перестать печатать печатные версии газет по меньшей мере неправильн. Пока хоть кто читает,культуру чтения нужно придавать в том числе иногда путём чтения газет. Что касается тиражей, то правильней говорить о читательской аудитории и здесь при падении печатных тиражей число читателей сайтов этих газет только растёт. Значит читатели верны тому или иному изданию. Интересно если БО поставить в такие условия как печатные СМИ как бы они пели

    • Анонимно
      25.07.2014 22:16

      не проще информационный листок о времяпровождении главы?кАК он заботится о нас!Тьфу,о своем кошелке.И что там в районке читать?

  • Анонимно
    25.07.2014 20:50

    Печатные СМИ не читают,т.к. неинтересно, особенно слабая журналстика в татарских СМИ. Спасибо БО. Его одного достаточно, чтобы жить адекватно, потому что эдесь более менее есть реальность.

  • Анонимно
    25.07.2014 21:20

    "Татмедиа" - место где много денег. А там где много денег, правды быть не может. Дали в зубы гл.редакторам большие зарплаты, они и молчат. Как делаются тиражи - отдельная тема. Ребенок моих соседей отказывался идти в садик без денег на подписку на журнал "Салават купере". Им там воспитательница сказала, что если придете без денег, в садик не пустим. Родители возмущались, но чтобы на ребенка не смотрели косо, подписались. Пролистала я этот журнал. Кто его делает, какие такие писатели, художники. Нет ни хороших рисунков, ни текстов, которые могли бы воспитать эстетический вкус у ребенка. Обязательная подписка под давлением на такое издание - преступление против детей. Руководство либо не читает журнал, либо ему всеравно, тираж же есть.А делать такие подписки это спекуляция. Кто то этим должен заняться и сказать стоп.

    • Анонимно
      25.07.2014 22:39

      А почему данные факты не фиксируйте и не обращайтесь в Прокуратуру РТ? Что это за привычка заставлять, вас разводят просто,говоря по современному. Вот вы молчите целыми родительскими комитетами по всей республике, а они отчеты строчат что план выполнили и чувствуют себя хозяевами положения. Я думаю вам не нужно рассказывать про руководителя республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа»

      • Анонимно
        25.07.2014 23:26

        Так его давно пора министром спорта!А татмедиа распустить за ненадобностью.Всех газет в свободное плавание!Освободившиеся миллиард на лечение детей!

  • Анонимно
    25.07.2014 22:45

    Это людям надо сказать стоп, номенклатуре чиновников не нужны эти газеты. Кого мы содержим? Сейчас капитализм -да, так пусть учатся выживать в условиях кап.отношений. У них в Татмедиа самый главный сам бизнесмен, знает что это такое. Ну так и учите, почему люди должны платить за навязываемые услуги, вам это еще боком выйдет господа удаЩливые!

  • Анонимно
    26.07.2014 11:18

    Кто сказал,что кто то содержит газеты они выживают сами. Денег на них нет давно, но плозоваться ххотят все и главы и власти выше. Глава когда ему угодно говорит вы татмедиавские,татмедиа ,что вы работает на территории главы. Вот так между молотом и наковальней. Пользоваться бесплатно хотят все. В самом татмедиа может и есть деньги филиалы выживают сами.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль