Общество 
9.08.2014

Азат Хаким: «Австралия поражает обилием диких животных. Особенно кенгуру, которые бросаются под колеса автомобилей»

Как скала-хамелеон стала для российского летчика и предпринимателя «местом силы»

Немногим из наших читателей посчастливилось слетать в Австралию, для некоторых это остается заветной мечтой на всю жизнь. Известный татарстанский бизнесмен, владелец группы компаний «Тулпар» Азат Хаким, побывавший в стране антиподов не один раз, в своей очередной статье, подготовленной специально для «БИЗНЕС Online», рассказывает, как нашел на дальнем материке новый источник энергии, почему бампер у джипа называется «кенгурятником» и отчего в Австралию хочется возвращаться снова и снова.


5 ЛЕТ БЕЗ ВЫЕЗДА ЗА ГРАНИЦУ

В Австралию меня тянуло с самого детства. И так получается, что на протяжении жизни меня постоянно что-то связывает с этой страной. Наверное, нет другого такого же места на свете, куда бы меня так сильно тянуло обратно, как в Австралию. Я подсчитал, что в сумме полтора года своей жизни прожил именно в этой стране. Конечно, нет смысла приезжать туда на неделю. За это время вы просто ничего не сможете прочувствовать. Пока пройдет период акклиматизации, пока привыкание к новой обстановке. Нужно как минимум дней 20, чтобы полностью ощутить дух Австралии. А еще лучше, ехать на месяц. В этом самобытном месте так много интересного и удивительного, что даже у меня, казалось бы, человека земного (несмотря на «небесную работу»), каждый день как маленькая жизнь.

Еще в 1990 году, когда в Казани проходил первый съезд Всемирного конгресса татарского народа, я познакомился и подружился с австралийскими татарами. Семья Садри была первой из наших, кто появился на континенте. До этого они жили в Китае, в Синьцзян-Уйгурском автономном округе в городе Кулжа. Там в середине прошлого века насчитывалось около 10 тыс. татар. Была у них своя школа и театр. Когда началась культурная революция в Китае, многие попали под репрессию, а остальные старались уехать из страны. Семья Садри решила попытать счастье в Австралии, куда в 1975 году они и переехали. Так, своими захватывающими рассказами они распалили во мне огромное желание обязательно побывать в Австралии.

Я даже чуть не уехал работать туда. Было это в 1988 году. Тогда местная авиакомпания Qantas лишилась всех своих пилотов из-за забастовки, организованной профсоюзом летчиков. Лидеры профсоюза решили устроить демарш против руководства компании, уговорив всех пилотов написать заявление об увольнении. Подобная мера подразумевала выплату вознаграждений по местному законодательству. Профсоюз ожидал, что руководство пойдет на уступки. Однако боссы компании не прогнулись и вместо этого уволили всех своих пилотов, после чего было принято решение набрать новый состав из летчиков со всего мира. Теперь уже в контракте был обязательный пункт, в котором оговаривалось, что работник не будет вступать в профсоюзы.

В нашей стране в те годы в воздухе витал запах перемен, и ничего хорошего ждать не приходилось. Я в то время летал по военным и заводским аэродромам и, конечно же, видел, что ситуация день ото дня ухудшается. Начал искать возможности, как продолжить свою карьеру за рубежом. Отправил запрос в Австралию... и получил положительный ответ. Они готовы были взять меня в штат. Для этого я должен был выучить английский в короткий срок. Однако тогда поехать в Австралию мне не удалось. Я совсем забыл, что на тот момент работал на закрытом предприятии и в течение пяти лет не имел права выезжать за границу...

СКАЛА-ХАМЕЛЕОН

В 1992 году моей супруге посчастливилось побывать в Австралии. Вернулась она из поездки в полном восторге. Я же попал туда только в 1995-м. Причем получилось это довольно неожиданно.

На тот момент созданная мной авиакомпания уже функционировала и мы активно работали на авиационном рынке. Однажды мне позвонила австралийская компания, занимавшаяся обслуживанием вертолетов в Папуа-Новой Гвинее, предложила контракт, который мы в итоге заключили на пять лет. Кстати, это был наш первый международный опыт. Далее последовали ежегодные поездки с инспекциями два раза в год в Папуа. Причем каждый раз через Австралию. Так я, наверное, и влюбился в эту страну.

Австралия меня сильно поражает. Страна очень развита по уровню жизни и доходам населения. Огромный континент и всего 23 млн. населения! Жители страны законопослушны, очень доброжелательны и приветливы. Даже продавец бакалеи не поленится лишний раз улыбнуться и спросить как настроение. А несколько раз, когда я не мог найти нужную мне улицу или дорогу, представляете, австралийские автомобилисты не только останавливались подсказать путь, но даже сопровождали меня до нужного места. Хотя им было и вовсе не по пути.

Естественно, не оставляет меня равнодушным и природа Австралии. Страна растянулась от экватора почти до Антарктиды. Там есть практически все виды климата. Думаю, это одна из немногих стран в мире, где россиянин может чувствовать себя как дома.

В Австралии есть на что посмотреть. Например, там расположено одно из удивительных мест нашей планеты — скала Улуру.

Улуру находится в самом центре материка и является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Она невысокая — 348 м в высоту и 9 км в диаметре. Считается, что она образовалась более 700 млн. лет назад, но ученые до сих пор спорят о происхождении этого чуда света. Мне же кажется, что она инопланетного происхождения. Удивительно то, что в зависимости от времени суток гора приобретает разный окрас. В позднее время скала значительно темнее, чем в дневное, а когда солнце поднимается все выше над горизонтом, Улуру вспыхивает пурпурно-красным цветом, затем озаряется розовым, а к полудню становится золотой. Такую фантастическую игру цвета вы можете наблюдать весь день.

Скала располагается в пустыне, но возле нее жили и живут люди. В местном журнале я вычитал, что по наскальным рисункам ученые определили, что аборигены Австралии жили здесь еще 10 тыс. лет назад. Казалось бы, как можно выжить в пустыне, где практически отсутствует растительность, а температура воздуха днем прогревается выше 40 градусов?! Ответ прост: возле Улуру находится источник, из которого бьет вода чистейшая, кристальная, ледяная (!). Именно она и помогает выживать австралийским аборигенам в таких экстремальных условиях.

Я слышал, что с 1985 года правительство Австралии передало Улуру в аренду местному племени анангу на 99 лет, поэтому именно австралийские аборигены являются официальными хозяевами этих мест. Они считают его священным. Аборигены не препятствуют потоку туристов к Урулу, ведь для племени это хорошая возможность заработать. 20% от стоимости каждого входного билета (примерно 6 австралийских долларов) достается именно им.

Туристы любят совершать восхождение на скалу, однако это крайне небезопасно. Поверхность горы как наждачная бумага. Зацепиться не за что. Я сам был там 6 раз. Однажды даже забрался на Улуру, но больше этого делать не буду. Да и вовсе необязательно лезть на вершину. Достаточно обойти ее по кругу, и уже чувствуешь, как тело наполняется особым зарядом энергии.

И еще. Если и существует понятие «места силы», то для меня оно находится именно здесь (так обычно называют особые зоны на планете Земля, имеющие сконцентрированную энергетику, влияющую на сознание живых существприм. ред.). Каждый раз, приезжая в Австралию, думаю, что не поеду к скале, столько раз уже был возле нее, все уже видел. Однако беру машину и вновь держу путь к Улуру. Особенная она все-таки...

КАК ПОЯВИЛСЯ «КЕНГУРЯТНИК»

Путешествовать к скале Улуру лучше на машине. От Аделаиды, откуда я обычно начинаю путешествовать, это примерно 1,7 тыс. километров. Несмотря на то, что в Австралии правостороннее движение, никаких проблем с вождением не возникает. Все строго соблюдают правила.

Путешествовать я посоветовал бы на джипе с большим запасом топлива. Ведь там можно проехать 400 - 500 км и не встретить ни одной заправки. Зато по дороге можно встретить много чего другого интересного.

Меня предупреждали, что не стоит передвигаться ночью по автостраде. Но мы же русские, мы все делаем на авось...

Очередная моя поездка к Улуру... Километров за 170 до горы пришлось снизить скорость до 50 км в час. Этот участок дороги я преодолевал более трех часов. Причиной тому — дикие кенгуру, которые в огромном количестве собираются вдоль автотрассы, особенно ближе к рассвету, под утро. Почему там собираются? Может быть, вдоль дороги трава более сочная? Не знаю. Однако животные постоянно лезут под колеса автомобиля. Именно там я и понял, почему передний бампер у крупногабаритных автомобилей называют «кенгурятником». В Австралии ездят огромные автопоезда. По четыре прицепа. Средняя скорость по трассе — 100 км в час. Понятно, что резко остановиться такая махина не может. Поэтому обязательно спереди машины установлены «кенгурятники», чтобы отбрасывать животных в сторону.

Днем кенгуру увидеть практически невозможно. Из-за жары они отдыхают где-то в тени. Зато ночью их просто немерено. Там же по дороге попадаются дикие лошади, верблюды, страусы. Впечатление от увиденного трудно описать.

ЗАЧЕМ СРУБАТЬ СВОИ ДЕРЕВЬЯ, КОГДА ЕСТЬ ЧУЖИЕ?

В Австралии очень чистый воздух. Цвет неба такой голубой, какой можно увидеть, наверное, только в полете. Ночью звезд на небе безмерное множество.

Животный мир Австралии очень богат. Здесь, наверное, одно из тех мест, где обитает большое количество редких животных, которых нельзя встретить ни на одном другом материке. Редкие хищники, встречающиеся только в Австралии: сумчатый муравьед, сумчатая куница и тасманийский дьявол не превосходит по размерам обычную кошку. Единственное крупное плотоядное млекопитающее — дикая собака динго.

В Австралии огромнейшее разнообразие птиц. Здесь и эму, и лирохвосты, и кукабарры. Кстати, даже вороны в Австралии поют, а не каркают.

Люди живут просто в раю. При всем при этом австралийцы очень бережно относятся к природным богатствам. У них очень мало химического производства. Они стараются не вырубать деревья, древесину закупают в Малайзии и Новой Зеландии. Австралийцы стараются не размещать у себя в стране все то, что может нанести урон экологии.

По сути, Австралия — это страна эмигрантов. Там неважно, кто ты по национальности, какой у тебя цвет кожи, знаешь ли ты язык. Главное — соблюдать законы данной страны, тогда ты будешь чувствовать себя комфортно в любой части материка.

В эту страну постоянно хочется вернуться, и я надеюсь, что в январе следующего года я вновь это сделаю. Тем более что почти за 20 лет у меня там появилось много друзей.

А с вами, уважаемые читатели «БИЗНЕС Online», я хочу поделиться рецептом приготовления шашлыка, которому меня научили в Австралии. Поверьте, попробовав однажды приготовить этот изумительный шашлык, вы навсегда возьмете его в свою практику.

Нужно взять 3 кг баранины. Желательно свежую, а не мороженую. Тщательно промыть мясо в холодной воде. Добавьте соль, красный перец и зиру (зиру, кстати, можно взять чуть больше, чем остальные специи) и все тщательно перемешайте. За 15 - 20 минут до жарки необходимо выжать в мясо одно киви и тщательно перемешать. Предупреждаю: больше одного киви выжимать не нужно, иначе у вас мясо просто слетит с шампура, т.к. оно получается очень мягким и нежным. Мы всегда стараемся все улучшить, добавить своего, но в данном случае делать этого не стоит. Строго соблюдайте рецепт и технологию. Жаря шашлык, почаще его переворачивайте. Мясо важно не пережарить и не пересушить. Жарится мясо примерно в два раза быстрее, чем обычно. Ну вот, изумительный австралийский шашлык готов. Приятного аппетита!

Азат Хаким

Читайте также:

Азат Хаким: «Многие слышали про пантотерапию, но толком об этом мало кто знает»

Азат Хаким: «Крымчане думали, что сразу после присоединения к России на них прольется манна небесная»

Азат Хаким: «Все знали про огромные долги, но ждали чуда. В авиации чудес не бывает, а бывают трагедии»

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (14) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Timur
    9.08.2014 14:01

    Причиной тому — дикие кенгуру, которые в огромном количестве собираются вдоль автотрассы, особенно ближе к рассвету, под утро. Почему там собираются? Может быть, вдоль дороги трава более сочная?За день поверхность дороги аккумулирует тепло,ночью отдает.У нас, здесь В России,надо опасаться лошадей.Если у лошади ноги здоровые,лошадь спит стоя,не ложится.Остерегайтесь лошади стоящего посреди дороги на асфальте,знайте-спит.Знаю случаи, когда люди убивались при ударе об лошадь.

  • Timur
    9.08.2014 14:10

    Отдельно возьмите и тщательно перемешайте соль, красный перец и зиру (зиру, кстати, можно взять чуть больше, чем остальные специи)Уважаемый Хаким,сколько специи и соли надобно? Треба,рецепт в следующий раз составляйте грамотно, как летчик, который выверяет каждый свой "чих".Иначе буду воспринимать Вас случайно выжившим пилотом при наличии других здравых членов экипажа.

  • Анонимно
    9.08.2014 14:11

    Спасибо за статью!

  • Анонимно
    9.08.2014 17:01

    Не читал. Но вызывает уважение!

  • Анонимно
    9.08.2014 20:34

    Здорово!!! А как с визами туда для россиян? Сколько стоит снимать жилье и питание? На месяц сколько нужно денег чтобы прожить там ?

  • Анонимно
    9.08.2014 21:05

    Чтото Азат пиарится много. В президенты 2015 готовится?

  • Анонимно
    9.08.2014 21:54

    А еще Австралия поражает своим "тявканьем" в адрес России и страшными санкциями.

  • Анонимно
    9.08.2014 23:54

    Хаким создал одну из самых хорошо организованных и эффективных компаний (Тулпар). Я работал там несколько лет назад, поражался, насколько там спокойная дружелюбная атмосфера в коллективе, полное отсутствие мелочной опеки со стороны начальства, наоборот- максимальное доверие к сотруднику на его участке.И совершенно нетипичное (для Казани) отношение к работникам. Хорошо работаешь- получаешь хорошее дополнительное вознаграждение. Хаким не жадничает. Поэтому Тулпар держится на плаву, что люди работают не за страх а за совесть. И каждый знает свой маневр и выполняет его. В этом году и я побывал в Австралии, в городе Перт. Больше всего запомнились люди- улыбчивые, добродушные, простодушные до наивности. Большие дети. У них там обманывать не принято, и они не ожидают подвоха ни от кого. Еще обратил внимание, когда проезжал мимо строек- работают свои, местные. Никаких азиатов-негров-гастарбайтеров. Т.е. и азиаты и негры есть, но относительно немного, и не на стройках, а просто в толпе. В целом очень приятная страна.

  • Анонимно
    10.08.2014 01:05

    "Отдельно возьмите и тщательно перемешайте соль, красный перец и зиру (зиру, кстати, можно взять чуть больше, чем остальные специи), добавить в мясо и поставить мариноваться на 3 - 5 часов. За 15 - 20 минут до жарки необходимо выжать в мясо одно киви и тщательно перемешать".Я не очень-то понял, в чем же маринуется 3 -5 часов мясо? Насколько я себе представляю, чтобы мариноваться, надо что-то кислое, с содержанием кислоты (уксус, лимонный сок, кефир и т.д). Если маринадом будет сок киви, то его написано добавлять только за 15 - 20 минут до готовки.Может автор дополнительные пояснения по рецепту даст?

    • Timur
      10.08.2014 13:22

      То же самое и я просил прояснить.Видимо соль,красный перец и зиру на глазок шпарит.Глаз набитый,осталось морду набить..)))

    • Анонимно
      11.08.2014 14:55

      Добрый день. Уточнения и дополнения по рецепту.Мясо маринуется в собственном соку, которое получается от соли, перца и зиры. Кислое для мяса противопоказано, т.к. перебивает вкус самого мяса, а киви содержит щелочь, которая и доводит мясо до кондиции, но важно не передержать (не более 20 минут).Соль, перец и зиру действительно добавляете "на глазок". Человек, который хоть иногда готовит, это поймет.А.М.Хаким

  • Анонимно
    10.08.2014 10:15

    Статья интересная, но поверхностная, нужно еще больше информации, побольше мелких деталей

  • Анонимно
    10.08.2014 10:33

    Совет хакиму прочитать книгу ф.сибгатуллина "татары и евреи" там полностью раскрыта тема, которую хаким хочет довести до масс.

  • Анонимно
    10.08.2014 13:01

    Хаким полностью оправдывает значение своей фамилии-пытается донести до серой массы свое мировозрение и отношение к кенгуру.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль