Общество 
9.08.2014

Рустам Батыр: «Шейх Google бросил вызов муфтию Татарстана»

Социологи зафиксировали в мусульманском сообществе Татарстана ряд тревожных симптомов

На этой неделе в КФУ состоялось второе заседание экспертного совета по общественно-политическим и этно-конфессиональным вопросам. На заседании были представлены результаты масштабного социологического исследования, посвященного в том числе и анализу текущей ситуации в мусульманском сообществе Татарстана. В распоряжении нашего постоянного автора Рустама Батыра оказался текст исследования, которому был присвоен гриф «Для служебного пользования». В своей статье, подготовленной специально для «БИЗНЕС Online», первый заместитель муфтия РТ приводит некоторые заключения социологов о мусульманах республики, отмечает интересные культурные феномены, связанные с исламом в Татарстане, и неожиданно встает на защиту сторонников халифата, наличие которых в регионе было зафиксировано в рамках проведенного социологического мониторинга.

«ДЛЯ СЛУЖЕБНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ»

На этой неделе в КФУ состоялось второе заседание экспертного cовета по общественно-политическим и этно-конфессиональным вопросам. Совет был создан для компетентного анализа реальной ситуации в Республике Татарстан по наиболее значимым социальным проблемам. Не последнюю роль в появлении данного сообщества профессиональных экспертов сыграло то, что в последние годы Татарстану была объявлена негласная информационная война. Так, например, с подачи определенных деятелей некоторые СМИ пару лет назад растиражировали недостоверные слухи о 3 тыс. вооруженных ваххабитов в лесах Татарстана, чем нанесли республике определенный имиджевый урон. Не менее абсурдны были и cообщения в медийном пространстве о неких шариатских патрулях, якобы начавших действовать в Базарных Матаках, что при проверке оказалось абсолютной ложью (или осознанной дезинформацией?). Впрочем, серьезный анализ происходящих в республике процессов важен сам по себе и без оглядки на существующий новостной поток.

На прошедшем заседании были представлены результаты масштабного социологического исследования социально-политической, религиозной и межэтнической ситуации в республике. Представленному исследованию был присвоен гриф «Для служебного пользования». В данном посте мне бы хотелось предложить вниманию читателей некоторые интересные выжимки из оказавшегося в моем распоряжении доклада, касающиеся анализа ситуации в мусульманском сообществе республики Татарстан.

ТРИ ГРУППЫ И ТРИ ПОДГРУППЫ

Прежде всего стоит отметить, что социологическое исследование исламского сообщества республики охватило достаточно репрезентативную выборку — 1,2 тыс. человек, считающих себя мусульманами. Опрос проводился анонимно, что позволяло респондентам быть максимально откровенными.

Ученые зафиксировали значительную внутреннюю сегментацию мусульманского сообщества. В частности, исследователи выявили три сегмента: мусульмане с «этнокультурной» ориентацией, мусульмане с «индивидуальной» религиозностью и мусульмане с «догматической» религиозностью.

Первые две группы — это так называемые этнические мусульмане и представители нового культурного явления, когда человек ассоциирует себя с тем или иным религиозным течением, но при этом конструирует свою религиозность по собственному усмотрению. Впрочем, сами авторы доклада не конкретизировали данные понятия.

В основном их внимание было сосредоточено на третьей группе, которая, если так можно выразиться, представляет собой костяк мусульманского сообщества Татарстана. В данном сегменте (26,42% от общего числа респондентов) было дополнительно выделено еще три подгруппы мусульман:

1. «Мусульмане с догматической религиозностью, участвующие в совместных публичных религиозных практиках» (18,75%).

2. «Женщины-мусульманки с догматической религиозностью, участвующие в совместных публичных практиках» (2,25%)

3. «Мусульмане с догматической религиозностью, не участвующие в публичных совместных религиозных практиках» (5,42%).

Проще говоря, речь идет о прихожанах и прихожанках мечетей, а также о мусульманах, которые исполняют многие религиозные предписания, но при этом не ходят в мечеть. Анализ причин, по которым они не ходят в мечеть, исследователи оставили за скобками.

ОБЩИЙ ПОРТРЕТ МУСУЛЬМАН

Социологи отмечают, что среди мусульман с догматической религиозностью больше всего лиц с начальным и средним образованием и меньше людей с высшим образованием, чем среди остальных мусульман. Это неутешительный, хоть и не новый для религиоведения вывод, который говорит о том, что мусульмане Татарстана не воплощают в должной мере в жизнь идеалы ислама — религии знаний. Правда, здесь есть одно небольшое исключение: среди прихожанок (подгруппа №2) высок процент лиц с высшим образованием (63%). Как говорится, мелочь, но приятно (повторюсь: эта подгруппа составляет всего 2,25% от общего числа).

Также в унисон с религиоведческими теориями о компенсаторной функции религии исследователи отмечают, что уровень доходов у мусульман с «догматической» религиозностью несколько ниже, чем у остальных мусульман.

Гораздо интереснее оказались выводы о возрастном составе прихожан мечетей. Если в сельской местности преобладают (59,5%) пожилые люди (лица старше 51 года), то в крупных городах (Казань, Набережные Челны, Альметьевск, Нижнекамск) наблюдается обратная тенденция. Здесь количество респондентов, посещающих мечеть не реже одного раза в неделю, среди молодых людей 18 - 25 лет оказалось в 2 раза большим, чем среди респондентов более старших возрастных групп. Судя по всему, это не что иное, как консервативная реакция молодежи на существующие вызовы глобализации. Ведь именно молодые люди, непрестанно находящиеся на перекресте бурных информационных и поликультурных потоков крупных городов, больше остальных нуждаются в защите своей идентичности, в своеобразном зонтике, который помог бы им спастись от неопределенности и бессмысленности современного мира.

ИНТЕРЕСНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФЕНОМЕНЫ

Мусульмане-горожане отличаются еще и тем, что немного выше оценивают уровень своих знаний об исповедуемой ими религии. 36,3% респондентов-горожан оценили свои знания об исламе от 6 до 10 баллов. Среди жителей районов таких респондентов оказалось 31,2%.

Весьма интересен оказался и анализ источников знаний об исламе, которыми пользуются мусульмане нашего региона. Так, прихожане мечетей (подгруппа №1) ставят на первое место религиозную печатную литературу и периодические издания (33,3%), затем следует семья и старшие родственники (30,7%) и только затем проповеди священнослужителей (24%). Это означает, что о преобладании традиционалистских подходов в постижении ислама применительно к Татарстану не может быть и речи. Отсюда следует и другой вывод о том, что мусульманскому сообществу республики необходимо создавать больше таких структур, как издательский дом «Хузур» ДУМ РТ.

У прихожанок (подгруппа №2) среди приоритетных источников информации об исламе появляются также интернет, социальные сети и форумы — 11,1%. У мусульман «недогматической» религиозности (подгруппы №1, 3), данный источник информации примерно на том уже уровне — 10%. При этом здесь он опередил по распространенности даже проповеди мусульманских священнослужителей, набравших всего 9,3%. Таким образом, мы наблюдаем интересный социальный феномен, когда «шейх Google», как иногда в шутку мусульмане называют информационные ресурсы интернета, бросает вызов традиционным институтам религиозного просвещения. Ведь прежде подобным просвещением занимались исключительно имамы, муфтии и учителя веры.

Мусульманскому сообществу республики необходимо создавать больше таких структур, как издательский дом «Хузур» ДУМ РТ

ПРОТЕСТНЫЙ ХАЛИФАТ

Результаты проведенного исследования показывают, что абсолютное большинство респондентов не разделяет идею о том, что жизнь общества должна регулироваться религиозными нормами. Все-таки мусульмане Татарстана отчетливо осознают, что в условиях поликонфессиональности светский характер государства — единственный путь для достижения всеобщего баланса интересов и сохранения межрелигиозного мира.

При этом среди респондентов были выявлены и сторонников теократии — в пределах статистической погрешности. Так, только 9 человек из 1,2 тыс., причем среди молодых, считают себя активными приверженцами идеи халифата. Как говорится, в семье не без халифатиста. Во время презентации авторы доклада фиксацию подобного «чуда в перьях» поспешили назвать тревожным симптомом. Интересно, что среди тех, кто симпатизирует идее халифата, максимальное количество людей с незаконченным средним образованием.

При этом авторы доклада не уточнили, сколько людей среди них имеют хотя бы элементарные представления об исламе. Как показывает практика, у сторонников данной позиции настоящая каша в голове. Так, например, адепты «Хизб ут-Тахрира» построение халифата считают «короной фардов», т.е. главной религиозной обязанностью мусульманина, но при этом разрешают курение, что категорически запрещается серьезными богословами ислама, и борются с соблюдением правил дорожного движения. На какие только послабления не идут сектанты для заманивания новых сторонников в свои ряды.

В данном контексте необходимо иметь в виду и следующее. В действительности халифат, о котором говорят единичные респонденты, — это не реальный политический проект, не программа конкретных действий, а лишь специфическое выражение протестных настроений и показатель стремления к некоему общественному идеалу. В основном в среде халифатистов собираются крикливые горлопаны, а не люди дела. Так, один из активных адептов «Хизб ут-Тахрира» в Казани параллельно является членом коммунистической партии РФ и даже отстаивал ее интересы на последних выборах. Ему, видимо, все равно, с кем солидаризироваться в своей оппозиционности.

Протестные настроения присутствуют во всех социальных группах нашего общества. Ностальгия по СССР, современные монархисты России, сторонники халифата — все это не что иное, как свидетельство того, что часть людей не удовлетворена своим нынешним положением и ищет решение существующих социальных проблем в идеализированном прошлом. Просто у каждой протестной субкультуры есть своя характерная специфика. В мусульманском контексте она может обрести черты мечтаний о халифате.

В защиту татарстанских халифатистов стоит сказать и то, что слова у них, как правило, расходятся с делом. Так, когда месяц назад джихадисты объявили о создании Исламского Государства Ирака и Леванта (ИГИЛ), никто из местных адептов «Хизб ут-Тахрира» не набрался смелости поехать туда и помочь воплотить в жизнь то, к чему они так геройски призывали на своих страничках в соцсетях. Одно дело — махать флагами, и совсем другое — идти под пули.

ХОРОШИЙ ПРИМЕР

В рамках данного поста невозможно отразить все результаты масштабного социологического исследования. Однако для полноты картины стоит отметить, что религиозная проблематика в целом и ситуация в мусульманской умме Татарстана в частности находится на периферии интересов большинства татарстанцев. Так, в ответ на предложение назвать пять основных проблем города/района/республики жители нашего региона называли и рост коммунальных платежей, и плохие дороги, и высокие цены, и мусор на улицах, и очереди в поликлиниках, и отсутствие парковочных мест и еще много других нерешенных задач. Однако в двадцатку составленных таким образом проблем, которые в первую очередь волнуют людей, не вошло ничего, что было бы так или иначе связано с религиозным аспектом. Другими словами, так называемый «черный ноябрь» был хоть и крайне неприятным, но все же недоразумением, совершенно нехарактерным для Татарстана, про которое уже все давно забыли.

Отрадно и то, что 83,5% татарстанцев, как отмечено в исследовании, оценивают ситуацию в религиозной сфере республики как спокойную и стабильную. Вне всяких сомнений, мир и согласие на нашей земле — суммарное следствие ответственной жизненной позиции всех нас, всех татарстанцев, которые, как и в ряде других вопросов, показывают хороший пример для многих других регионов России.

Первый заместитель муфтия РТ
Рустам Батыр

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (23) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    9.08.2014 09:32

    "Другими словами, так называемый «черный ноябрь» был хоть и крайне неприятным, но все же недоразумением, совершенно нехарактерным для Татарстана, про которое уже все давно забыли". - Свежо предание, да верится с трудом.

  • Анонимно
    9.08.2014 09:48

    у казанских татар своеобразное понимание ислама.

  • Анонимно
    9.08.2014 10:12

    Хизбы мечтают о халифате, но хотят строить его мирным путем. Так что пассаж Р.Батрова, о их нежелании ехать воевать в Ирак - мимо кассы.

    • Анонимно
      9.08.2014 11:51

      Наложили в штаны хизбуты наши. Это тут им волю дали, вот и обнаглели. А там их быстро бы ножиком по горлу и в канаву. Пустословы!

    • Анонимно
      9.08.2014 15:13

      так ведь еще и сектантами их обозвали, несмотря на факты

  • Анонимно
    9.08.2014 10:29

    радует, что здравомыслящих людей - абсолютное большинство!

  • Анонимно
    9.08.2014 10:41

    кроме татар в мечетях полно неместных

  • Анонимно
    9.08.2014 13:12

    Было очень интересно узнать (из стенограммы), что на вопрос Терентьева "Откуда радикалы в Татарстане? Почему они появились?" Рафик Мухаметшин стал упрекать ДУМ РТ в недоработке, а Батров упрекал РИУ в этом.

    • Анонимно
      9.08.2014 14:49

      Р.Мухаметшина трудно переспорить. Всю жизнь научный коммунизм читал студентам да и доктор он политических наук.

  • Анонимно
    9.08.2014 13:41

    Благодарен Р.Батрову за, как всегда, обстоятельный анализ очень важной темы.Не надо бездельникам заниматься стебом по этой злободневной проблеме.А их тут вижу, и без "сиразок" хватает.У меня два вопроса к автору и читателям. 1. Почему это исследование получило гриф ДСП, то есть только для служебного пользования. Это что боязнь серьезного обсуждения или опасение за достоверность выводов? Интересно кто из серьезных социологов участвовал в сборе данных и главное в их анализе и выводах? Что тоже ДСП? Полагаю, что информационная атака на РТ и ДУМ будет продолжатся. Тут опасны не свои придурки с их "генералами без трусов", а более серьезные и очевидно про плаченные вбросы. Может опять узнаем что у нас ваххабиты толпой по лесопосадкам бегают или исламские патрули у "Кастрюльки" на Казанке появились и проверяют нравственную чистоту новобрачных.Помните как по Базарным Матакам такой вброс был?

    • Анонимно
      9.08.2014 13:59

      Рустам, сам писал этот комментарий что ли? или кого-то из пресс-службы ДУМ РТ попросил?

  • Анонимно
    9.08.2014 20:53

    Такие как Сиразин и Сулейманов очень нужны нам, верующим в "Единого Него"-создателя всего и вся. Вера, духовность человека в миру истинны в минуты, когда их пытаются растоптать, замарать, а также на смертном одре.

  • Анонимно
    10.08.2014 10:18

    Мусульмане разных народностей одевают ту одежду,которую носили и до ислама,арабы арабскую,индонезийцы индонезийскую,татары татарскую.А тенгрианство это мертвая религия никакого влияния не оказывающая сегодня на татар за исключением редких единиц,эта религия осталась жить в истории.Уважаемый Сиразин,если вы хотите призывать к вашей религии,пожалуйста делайте это только без оскорблений других религий и людей,вы задеваете религиозные чувства многих людей,не считайте себя умнее других!Вся официальная духовная жизнь в республике и в стране целом происходит с ведома и решения властей и Шаймиев тут не причем,если Дум рт и его сотрудники что то организовывают и получают какие то зарплаты,то это решение государства значит так надо!

    • Анонимно
      10.08.2014 11:31

      Это так, неправильно призывать к своему правильному, поступая неправильно к правильному другого. Если даже ощущение Бога, и знание о Нем ограничено осознанием Его Неба.

  • Анонимно
    10.08.2014 14:25

    Для того, чтобы на пути к выводам о чем-либо не ошибиться нам нужно разбирать используемые определения и термины, понять их значение, причину появления, перевод на родной язык, место к обсуждаемой жизненной ситуации, являются ли определения синонимами либо, напротив, отражают разный смысл в зависимости от угла зрения. ВЕРА, ВЕРУЮЩИЙ, ВЕРУЮЩИЙ В ЕДИНОГО БОГА, МУСЛИМ, МУСУЛЬМАНИН, МАГОМЕТЯНИН, МУЛЛА, ХАЗРЯТ, КЛЕРИКАЛ, ЛИЦЕМЕР, ГРЕШНИК, ТЕНГРИАНЕЦ, МНОГОБОЖИЕ, КРЕСТЬЯНИН, ТРУД, ФЕРМЕР, ДАРМОЕД, САДАКА, МИЛОСТЫНЯ, ПЬЯНСТВО, ТУНЕЯДСТВО.

  • Анонимно
    10.08.2014 18:22

    Ali.

    Вовь Батров , поднял тонкую тему.
    В Татарстане и России в целом религия вышла из подвалов лет 25 ть назад. О каком фундаментальном знании религии можно говорить в столь короткий период времени.
    Уверен , пройдёт 25-30 лет и у нас появятся образованные имамы и шейхи. Радует то что мы видим молодых людей в наших мечетях и это хороший знак тк другая часть молодёжи тусуется у "Казан" на набережной Казанки.
    В некоторых комментариях писали о том , что в Казани много мечетей - это неправда.! Попытайтесь найти мечеть в центре Советесго района , его нет.! Да и хороших имамов в Казани немного. Был в мечети Антляр на ул. Газовой , хороший имама - проповедник , так его уволили за вахабизм. Посещая его проповеди , ни разу не слышал о призыве жить по этому маззабу.
    Он был умным , поэтому его и съели.

  • Анонимно
    10.08.2014 23:05

    Вывод: нет доверия имамам, лучше книги почитать, и уж точно не издательство дум Рт . Сколько денег съедает этот отдел аппарата президента? Самигуллин, Батров... Какая разница кто там, на них сколько бюджетных денег уходит? Еще удивляется ... Протестные акции...

  • Анонимно
    11.08.2014 09:17

    Не пользуюсь гуглом принципиально, у них в конторе гомосексуалисты и поклоняются они "духу гаража"...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль