Общество 
9.08.2014

Рафаэль Хакимов: «Власть имущие, желающие развязать войну, хорошо знают, что надо обязательно отыскать или создать первого мертвого»

Закон дележа — самый древний закон, и собственно с него начинается понятие справедливости

Цивилизация делает успехи по всему миру, но первобытное состояние легко возвращается, как только ослабевают социальные обручи в виде ценностей, норм поведения, морали, считает вице-президент академии наук РТ, директор Института истории им. Марджани Рафаэль Хакимов. Он продолжает знакомить читателей «БИЗНЕС Online» со своими размышлениями о феномене человеческой стаи и отмечает, что в условиях социального кризиса, когда речь заходит о физическом или экономическом выживании, привычные общественные структуры перестают работать и появляются самые различные группы: криминальные, политические, экономические, религиозные и т.д. Как эмбрион повторяет все стадии эволюции, так и стая воспроизводит путь человеческой социализации.

Словно бритва, рассвет полоснул по глазам,
Отворились курки, как волшебный сезам,
Появились стрелки, на помине легки,-
И взлетели стрекозы с протухшей реки,
И потеха пошла — в две руки, в две руки!

Вы легли на живот и убрали клыки.
Даже тот, даже тот, кто нырял под флажки,
Чуял волчие ямы подушками лап;
Тот, кого даже пуля догнать не могла б,-
Тоже в страхе взопрел и прилег — и ослаб.

Чтобы жизнь улыбалась волкам — не слыхал,-
Зря мы любим ее, однолюбы.
Вот у смерти — красивый широкий оскал
И здоровые, крепкие зубы.

Улыбнемся же волчей ухмылкой врагу -
Псам еще не намылены холки!
Но — на татуированном кровью снегу
Наша роспись: мы больше не волки!...

Владимир Высоцкий. Охота с вертолета.

СУМЕРКИ ИМПЕРИИ ВЫВОДЯТ НА ТРОПУ ВОЙНУ ОБОРОТНЕЙ

Государство всегда именуют отечеством, когда готовятся к убийству людей.

Фридрих Дюрренматт

Путь человечества к цивилизации проходит сквозь тернии, которые время от времени разрушают всякую видимость прогресса. Эволюционная точка зрения не может объяснить, почему Австро-Венгерская империя, бывшая наряду с Францией законодателем самых передовых идей и культуры, вдруг начинает разрушительную мировую войну и сама погибает как государство. Германия, достигшая между двумя мировыми войнами вершин западной цивилизации, неожиданно порождает прямо противоположное явление — фашизм. Россия, совершившая революцию для построения самого справедливого строя в мире, скатывается к сталинизму с концлагерями и переселениями целых народов. Имперский строй, как воплощение достижений цивилизации, насаждавший европейскую высокую культуру, на вершине своего могущества и блеска вдруг распадается под ударами не столько колониальных народов, сколько в силу неуемного шовинизма и патриотического психоза. Сумерки империи выводят на тропу войны оборотней, превращающихся из культурных людей в свою противоположность — разрушителей цивилизации.

Кризисные ситуации вызывают к жизни многие первобытные явления, дремлющие под спудом цивилизации, задавленные тяжестью социальных структур и ролевых игр. Достаточно небольшого толчка, чтобы накопившаяся энергия выплеснулась со всей разрушительной силой.

В годы перестройки улицы Казани кишели бандитскими группировками, они получили название «казанский феномен». Борьба с организованной преступностью стала одним из значимых факторов становления суверенитета республики. Затем мы увидели так называемое «возрождение» ислама в виде самостоятельных конкурирующих общин, доходивших до жестких «разборок». В Дагестане они и вовсе взялись за оружие для борьбы друг с другом. Так называемые джамааты вели себя как волчьи стаи.

Сегодня в Киеве и на Донбассе в полной мере проявилось первобытное поведение невесть откуда вылупившихся военных стай, к которым слетелись из разных стран опытные коллеги. Цивилизация делает успехи по всему миру, но первобытное состояние легко возвращается, как только ослабевают социальные обручи в виде ценностей, норм поведения, морали, и тогда группа товарищей легко превращается в бандитскую шайку, а радикальная религиозная община — в отряд террористов, поднимающих знамя всемирного халифата.

Проявления первобытных инстинктов пытаются объяснить в терминах политологии, за стихийным выбросом дикой энергии ищут чью-то направляющую руку, горящие покрышки на майдане называют революцией «правого сектора», хотя там нет никакой идеологии, а есть скопление разных банд. Народные республики на юго-востоке Украины возникли в одночасье, без «парада суверенитетов», без каких-либо сепаратистских партий и десятилетий борьбы за национальное достоинство. Иллюзион...

Человеческая стая в отличие от сословия, класса, страты, профессионального слоя воплощает незакрепощенную мобильность, ничем не связанную ни с территорией, ни с собственностью, ни с какой-либо структурой. В условиях социального кризиса, когда государственная структура не способна сдерживать разнонаправленные импульсы, человек как бы возвращается к первоначальному состоянию и начинает самостоятельно искать решение возникших проблем. Если речь заходит о физическом или экономическом выживании, то привычные структуры перестают работать и появляются самые различные группы: криминальные, политические, экономические, религиозные и т.д. Как эмбрион повторяет все стадии эволюции, так и стая воспроизводит путь человеческой социализации.

ВОЙНА НАЧИНАЕТСЯ С ПЕРВОЙ ЖЕРТВЫ

Кто это возле меня засмеялся так тихо?
Лихо мое, одноглазое, дикое Лихо!
Лихо ко мне привязалось давно, с колыбели,
Лихо стояло и возле крестильной купели,
Лихо за мною идет неотступною тенью,
Лихо уложит меня и в могилу.
Лихо ужасное, враг и любви и забвенью,
Кто тебе дал эту силу?

Лихо ко мне прижимается, шепчет мне тихо:
«Я - бесталанное, всеми гонимое Лихо!
В чьем бы дому для себя уголок ни нашло я,
Всяк меня гонит, не зная минуты покоя.
Только тебе побороться со мной недосужно,—
Странно мечтая, стремишься ты к мукам,
Вот почему я с твоею душою так дружно,
Как отголосок со звуком».

Федор Сологуб. Лихо.

Самая естественная стая — та, от которой, собственно, и происходит Homo sapiens — охотничья стая. Она возникает для добычи опасного и сильного зверя, с которым в одиночку невозможно справиться, или же речь идет о массовой добыче. Охота сплачивает стаю, а степень консолидации определяет успех охоты. Когда жертва настигнута, наступает следующая стадия: дележ убитого зверя. И здесь существует опасность раскола между теми, кто столпился вокруг жертвы. Дележ должен происходить по определенным правилам, обеспечивающим сохранение порядка в первичной стае, иначе охотники могут перегрызть друг другу горло.

Закон дележа — самый древний закон, и собственно с него начинается понятие справедливости. Не случайно, в Коране есть отдельная сура «Добыча» — мусульманам предписывается справедливый раздел добычи. Сегодня в таких случаях употребляют философские категории равенства и справедливости, но в основе лежит тот же факт: своим успехом ты обязан обществу, а потому добычу должен по справедливости разделить между соратниками, часть отдать обществу, а еще долю выделить Аллаху в лице его представителей — они тоже не прочь поживиться.

Охотничья стая легко трансформируется в военную, где жертвой становится не зверь, а человек. Военная стая предполагает наличие другой человеческой стаи в качестве врага, даже если на данный момент врага еще нет, все равно потенциально он уже должен существовать — это исходная позиция.

Война начинается с первой жертвы, как правило, из-за убийства соплеменника. Ему следует отомстить. Для начала войны нужно, собравшись вокруг мертвого, оплакать его. Из скорбного плача рождается чувство мести, что собственно и превращает охотничью стаю в военную. Именно первый мертвый член стаи, будит во всех остальных ощущение надвигающейся угрозы.

Значение первого мертвого трудно переоценить. Власть имущие, желающие развязать войну, хорошо знают, что надо обязательно отыскать или создать первого мертвого. Не имеет большого значения, кем он является в обществе. Это может быть человек, не имеющий особого влияния, иногда даже совсем неизвестный. Важна его смерть, все другое не играет роли: люди должны верить, что ответственность за это несет враг. Оплакивание кристаллизует волю стаи, превращая ее в «машину войны».

Насколько устойчивы и даже в какой-то мере ритуальны все стадии поведения стаи, показывают современные события. Последний израильско-палестинский конфликт начался с убийства израильских юношей, а затем последовало убийство арабского мальчика из сектора Газа. Обе стороны начали процесс оплакивания, что подняло жажду мести на должный уровень, и началась конкретная наземная операция армии Израиля, с одной стороны, и ракетный обстрел еврейских городов боевиками «Хамаса» с другой. Вокруг каждой стороны быстро появились сторонники и сочувствующие по всему миру. Изначально было известно, что ни одна из сторон не добьется победы, но каждая сторона могла рассчитывать на финансовую и военную помощь.

ПРЕИМУЩЕСТВО СТАИ

Главное препятствие к прогрессу человеческого рода –
то, что люди прислушиваются не к тем,
кто говорит наиболее разумно,
а к тем, кто говорит наиболее громко.

Артур Шопенгауэр

По характеру военная стая близка охотничьей. Не случайно у Чингизхана в обязательном порядке проводилась облавная охота, которая отчасти пополняла запасы продовольствия, а главное — поддерживала боевую и тактическую выучку воинов. Как пишет средневековый летописец Джувейни: «Любой, кому надлежит воевать, должен быть обучен обращению с оружием. Он должен быть знаком с преследованием, чтобы знать, как охотники подбираются к дичи, как они сохраняют порядок, как они окружают дичь в зависимости от числа охотников. Когда они начинают погоню, им необходимо сначала послать разведчиков, которым следует получить информацию. Когда (монголы) не заняты войной, они должны предаваться охоте и приучать к этому свою армию. Целью является не преследование как таковое, а тренировка воинов, которые должны обрести силу и стать опытными в обращении с луком и в других упражнениях». По существу облавная охота и была войной, но только не против людей, а против зверей, причем часть зверей отпускалась на волю для размножения, ведь главное состояло в том, чтобы научить воинов окружать жертву, а трофеи были отдельной темой.

Победоносная война завершается дележом добычи (как на охоте), проще говоря, грабежом, что является естественным продолжением победы, особенно если не было реальной угрозы для стаи и людей, можно было увлечь на войну только перспективой грабежа.

Сколько сегодня военизированных стай слетелось в Украину по обе стороны баррикад — один Бог знает. Когда по всему миру перманентно вспыхивают локальные войны, обязательно возникает наемничество как профессия. Наемники воюют не только за вознаграждение, но и мотивируются возможностью мародерства.

В случае войны грабеж всегда дозволен. Кто рискнет помешать в этом своим людям? Да и зачем? Однако для регулярной армии опасность полного разложения войск при этом столь велика, что всегда изобретались средства восстановления воинского духа. Лучшим средством были празднования победы. Церемония триумфа — обязательный элемент закрепления победы с разделом добычи и совместной трапезой. Вместе едят то, что вместе добыто. Этот ритуал совместного поглощения и усвоения укрепляет солидарность, а в своей религиозной форме становится причастием. Успех всегда привлекает сторонников и первичные стаи начинают обрастать массой. Все формы верований, мифы, ритуалы и церемонии исполнены этим желанием преумножения.

Преимущество стаи в ощущении единства. В нее не только входит относительно мало народу — 10 - 20 человек, редко больше, но эти немногие хорошо знают друг друга. Они всегда жили вместе, встречаются ежедневно, множество совместных предприятий научило их точно оценивать возможности друг друга. Стая не может сразу вырасти: вокруг слишком мало людей, живущих в сходных условиях. Стая может выработать определенные ритуалы, скрепляющие братские узы. Если стая все же прирастает, это происходит квантообразно и при взаимном согласии всех участвующих. Одна стая сталкивается с другой, и, если дело не кончается побоищем, они могут на время соединиться, чтобы предпринять что-нибудь сообща. Но ощущение раздельности в сознании обеих групп сохраняется, в пылу совместного дела оно может исчезать, но лишь на мгновения. Оно обязательно возникнет снова при дележе «добычи» или в других церемониях. Квантовое стайное чувство — исходная позиция.

Масса, вдруг возникающая там, где только что ничего не было, — явление столь же загадочное, сколь и универсальное. Но для массового движения нужны стаи, способные к кристаллизации аморфной массы. Только тогда наступает процесс приумножения стаи и превращение ее в массовое явление. Любая стая, будь она в военной, религиозной, политической, экономической или еще какой-то другой форме, однажды возникнув, стремится к размножению. Любой успех способствует преумножению адептов стаи.

Кристаллообразные стаи притягивают своей энергией, высвобождающей энергию других. Для этого должны быть ослаблены социальные обручи, а негибкость государственных структур должна дойти до абсурда, т.е. стать неспособной гасить недовольство, но упорствовать в своей тупости. Но об этом — в следующей статье.

К лесу — там хоть немногих из вас сберегу!
К лесу, волки, — труднее убить на бегу!
Уносите же ноги, спасайте щенков!
Я мечусь на глазах полупьяных стрелков
И скликаю заблудшие души волков.

Те, кто жив, затаились на том берегу.
Что могу я один? Ничего не могу!
Отказали глаза, притупилось чутье...
Где вы, волки, былое лесное зверье,
Где же ты, желтоглазое племя мое?!

...Я живу, но теперь окружают меня
Звери, волчих не знавшие кличей,-
Это псы, отдаленная наша родня,
Мы их раньше считали добычей.

Улыбаюсь я волчей ухмылкой врагу,
Обнажаю гнилые осколки.
Но — на татуированном кровью снегу
Наша роспись: мы больше не волки!

Владимир Высоцкий. Охота с вертолета.

Читайте также:

Рафаэль Хакимов: «Стая, начавшись как неформальная группа, может превратиться в мощную социальную силу»

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (24) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    9.08.2014 11:10

    хорошая тема.

  • Анонимно
    9.08.2014 11:50

    Великолепная статья! Очень актуальная. Что называется "вечнуха" - затрагивает вечные вопросы: что есть человек, добро, зло, справедливость и т.д. Вопросы философские,а не научные. Современная российская (да и мировая) антропология к большому сожалению практически не затрагивает эти вопросы (хотя в них вся суть антропологии). А простой обыватель, занятый гонкой на выживание, даже не подозревает о существовании этих вопросов.К приведенному уважаемым академиком перечню "стай": "Любая стая, будь она в военной, религиозной, политической, экономической или еще какой-то другой форме, однажды возникнув, стремится к размножению" - я бы добавил "научную стаю" и "государственную стаю", как самые организованные и беспощадные.Так что же есть человек?

  • Анонимно
    9.08.2014 11:51

    Такова природа человека . Человек, общество ,государство проходит разные стадии в своем развитии , но у всех один промежуточный итог смерть . Затем цикл повторяется вновь . Буре .

  • Анонимно
    9.08.2014 13:11

    Чем дальше развивается научно-технический прогресс,тем меньше задействованы извилины гомо сапиенс, где кроются разум,понятие справедливости,человечность,доброта,сочуствие к ближнему.

    • Анонимно
      9.08.2014 14:06

      Заранее прошу извинить, но у вас как раз этих извилин мало, и научно-технический прогресс тут не при чем. Если не научно-технический прогресс, то давно бы такие как вы друг друга убивали бы и ели без всякого понятия о справедливости и человечности. Говорите спасибо тем, кто этот прогресс развивает, хотя бы потому как уже почти восьмидесяти лет нет мировых войн. Людей накормили, одели и обули.

      • Анонимно
        9.08.2014 14:24

        Я так понял ,у вас извилин побольше моих."хотя бы потому как уже почти восьмидесяти лет нет мировых войн.Людей накормили ,одели,обули."Одет ,обут,что еще надо.Ты где живешь мастодонт,в подвале?

        • Анонимно
          9.08.2014 18:46

          В отличии от тебя, живущего в пещере, живу нормально, работаю, пользуюсь плодами научно-технического прогресса. Собрать бы вас и на необитаемый остров, подальше от благ научно-технического прогресса. Там бы друг другу показывали человеколюбие, отрывая другу другу головы.

  • Анонимно
    9.08.2014 13:20

    Извините за критику, ничего личного, но мелковата статья для уровня Вице-президента Академии Наук.Видна какая то попытка "что-то" систематизировать, но нет структуры ни в тексте, ни в мыслях.Если уже браться за серьезные темы - то надо полностью излагать свои мысли, без утайки. Иначе, как в этой статье - один абзац пишем, три в уме, а четыре вообще страшно даже и подумать, а уж тем более выразить в интернет ресурсе.Отдельные отрывки из исторических сюжетов тоже смотрятся как неприякаянные лоскуты из мыслей.Читайте больше классику - Л.Н.Гумилева, к примеру. В его работах он не боится говорить все полностью и подтверждает это реальными фактами, а не тем, что однажды бывало в Казани, да Рязани.С уважением,и надеждой на качество!М.

    • Анонимно
      9.08.2014 21:53

      Деловая электронная газета "БО" - это не ВАКовский журнал, статьи из которого не читают даже авторы (и соавторы). Тексты в интернет-изданиях должны быть или доступны для большинства, или понятны для той или иной "стаи", или будить мысль читателя. Статья в ВАКовском журнале должна обладать научной новизной, практической значимостью и т.д. и т.п. И при всем при этом абсолютное большинство ВАКовских статей не читают даже специалисты (и это нормально на нынешнем этапе развития постнеклассической науки), не говоря уж о массовом читателе. Если есть пример обратного - как научный журнал со статьей аналогичной обсуждаемой статье (или даже на другую тему) зачитали до дыр - приведите, пожалуйста; буду благодарен.Научно-популярные статьи уважаемого академика Р.С. Хакимова читают тысячи посетителей сайта "БО" (сотни оставляют комментарии)- значит они нужны. Если зайти на сайт РИНЦ, то можно увидеть, что научные статьи не читаются (на них нет ссылок, если за 40 лет на 10 статей ученого автора есть по 10 ссылок, то это уже считается очень хорошим результатом) и особенно по истории (по квантовой физике читают больше).Поэтому не будем использовать критерии, применяемые в официальной науке к очень интересной газете "БО". Да и сама статья уважаемого Рафаэля Сибгатовича очень интересная. Он прошел очень большой и интересный путь, имеет огромный опыт в различных областях жизнедеятельности. Судя по всему и у Вас статья уважаемого академика Р.С. Хакимова вызвала вопросы и размышления. Спасибо ему за то, что он тратит свое время и делится своими размышлениями с читателями "БО".

  • Анонимно
    9.08.2014 13:43

    Размышляя над статьей,приходишь к мысли ,что простой человек являеться просто винтиком и игрушкой в этой схватке.Чувствуется какая то обреченность татар в современном мире,особенно в России,где не выгодно сушествовании других нации кроме русских.

  • Анонимно
    9.08.2014 16:15

    Р.Хакимов описал механизм создания горячей точки. Может возникнуть такая точка где угодно. И нас в Татарстане тоже. Это предупреждение. Кто хочет услышать - тот услышит.Не поддаваться на провокации - так его понимаю.

  • Анонимно
    9.08.2014 17:29

    Хочу заметить, что стадные инстинкты толпы возникают при низкой организации самого общества или низких показателях IQ у челнов этого общества. Нацизм в Германии возник при низкой организации общества, после поражения в войне и возникновении Веймарской республики. Это был своеобразный отклик немцев на низкую организацию своего общества, но как и в всегда возникли крайности. Возникло суперорганизованное общество, но оно не могло просуществовать долго при высоком IQ общества. Для этого нужна была война или баланс сил в этом обществе. Выбрали войну. Но и в этом случае ее существование было не долгим. Другой момент - это низкий интеллект челнов общества. Тут можно долго водить за нос, опираясь на стадные инстинкты.

  • Анонимно
    9.08.2014 18:49

    Уважаемый автор, можно в продолжении немного подробнее о "Квантовом стайном чувстве". Вы считаете, что длина волны де-Бройля сравнима со средним масштабом длин элементарных чувственных возбуждений в стае?

  • Анонимно
    9.08.2014 21:59

    "Успешный и известный" в местных кругах Р.Х. в данном опусе замылил национальные и клановые стаи. Тема для РТ актуальная. Или он о них не хочет распространяться? Для чего тогда весь этот сыр-бор? Или автор в этой теме научно несостоятелен? Впрочем цитирование поэтических произведений говорит о том, что автор на научность и не претендует. Остается претензия на наукообразность. А смысл так лажаться?

    • Анонимно
      9.08.2014 22:19

      Поэтические произведения (Тору, Евангелие Коран и др.) цитируют не только в научных исторических статьях, но и в физических, химических и математических статьях. Эти ссылки только украшают научный труд.

    • Анонимно
      9.08.2014 22:19

      Поэтические произведения (Тору, Евангелие Коран и др.) цитируют не только в научных исторических статьях, но и в физических, химических и математических статьях. Эти ссылки только украшают научный труд.

      • Анонимно
        10.08.2014 08:49

        Вы себя видимо не утруждаете. Ограничиваетесь научно-популярными журналами. Там без украшений никак. Настоящие серьезные научные работы в кружева не рядятся.

    • Анонимно
      10.08.2014 12:31

      09.08.2014 21:59 "А смысл так лажаться?" Судя по вашей реплике, есть необходимость таких граждан, как вы, призвать к раздумьям о текущей и будущей ситуации в обществе. Озлобленные и не интересующиеся "общими" проблемами люди склонны принимать иррациональные (даже во вред себе) политические решения, когда по закону или по воле судеб им предоставляется такая возможность."Осуждая" автора, вы прячетесь за своей грубостью и анонимностью, вместо того, что написать свою статью-заметку здесь (или в другом ресурсе), хотя бы под конкретным "ником".Насколько я понимаю, политология, социология, психология, философия не являются профилем возглавляемого автором статьи учреждения. Поэтому он волен "изощряться" в своих выступлениях здесь не взирая на форму, эстетику и степень "научности".Невольно напрашивается вольтеровское: "Я не согласен с вашим мнением, но я готов..." и далее по тексту.

  • Анонимно
    10.08.2014 07:45

    хорошая статья! А кому не нравится, пусть свою напишут, правда вряд ли кто ее будет читать...

  • Анонимно
    10.08.2014 15:54

    Нравственный закон вселенной: то, что я вижу вокруг себя , есть прямое продолжение меня! То есть, если во мне есть чувство вины, страх что меня не любят, различные виды злобы, то это я вижу в окружающих людях.Во мне этого пока мало, но то, что это я увидел в других,говорит о том, что это есть у меня внутри и будет расти.Если я не буду ежедневно трудиться(как в песне: и день и ночь) по освобождению (на волю) своих страхов, чувства вины и злобы.Должна быть ежедневная очистка склада(души) от ненужного и наносного.Стая (сто "Я") подчиняется конечно своим законам.Недостатки каждого множатся во сто раз.Циклы человеческого развития идут два шага вперед,один назад, но вектор конечно- всегда вперед.Раз уж даже на кухне не уживаются две хозЯйки, что говорить о масштабах страны или континентов.Где-то на рубеже 12-14 веков, из целого состояния ума, начал отделяться оперативный ум-эго.Предки назвали его Кощей безсмертный, Змей Гордынец. Главный его лозунг, что он безсмертный. Смерть его в яйце(коконе наших представлений о жизни) и только тогда, когда ломаешь иглу(веру, что только так нужно думать и жить), то кощей или Змий умирает.К сожалению работа с самым главным инструментом к выживанию(Разумом) у нас не практикуется совсем.Изучая законы его работы и его ус(трой)ство можно выйти за пределы той Субъективной реальности, что прописано у нас в голове.Чувство хозяина своей жизни позволяет челоВЕКУ не стать частичкой стаи.По сути стая- это женское начало в природе: свобода, равенство и братство...Вертикаль власти(мужское начало) пока ушла в тень. Материализм вышел на поверхность сознания общества, маятник качнулся туда. Придет время- качнемся в духовность, вертикаль власти опять займет свое законное место в обществе,но это уже будет другая спираль развития.Люди наевшись материальности, с более глубоким осознанием воспринут невидимое-духовность.Духовность это понимание своего места в этом прекрасном мире, поиска смысла(с мыслью) жизни.Раньше говорили-Скума(предназначение жизни). На этом пути ставили меты(метки по жизни).Живя так, конечно не скатишься к стае.Идти прямым путем,это призыв пророка пользоваться своей головой.Раньше охотой называли-желание жить.А цель всегда ставиться умом-эгом. На это указывает мягкий знак на конце слова,пустое это все...

  • Анонимно
    10.08.2014 18:44

    Эзотерический этюд.

  • Анонимно
    10.08.2014 19:33

    Как всегда и обычно, академик представил набор банальностей, сдобренных безразмерными поэтическими эпиграфами, которые только отвлекают внимание от сомнительного содержания текста. Главное, автор противоречит сам себе, тому, что было написано им в предыдущих БО-публикациях. Так, в предпоследнем опусе он утверждал, что история человечества не есть история войн, что принципы пролетарского интернационализма и российского федерализма были заложены еще в XVI веке великим другом татарского народа Иваном Грозным и его верным соратником из касимовской вотчины товарищем Шах-Али во главе легендарной и неувядаемой татарской конницы. По его авторитетному мнению, никакого захвата и резни Казани не было, а татары так полюбили московитов, что спустя, пару десятилетий спасали русское государство от смуты, затеянной врагами отечества, хотя совершенно не владели при этом русским языком вплоть до второй половины ХХ века. А в этой своей публикации академик утверждает нечто противоположное, оказывается, человечество, несмотря на все достижения цивилизации и НТР, моментально дичает, превращается в первобытную стаю и затевает войны. При этом, как всегда, ипташ Хакимов пренебрегает фактологией и научным анализом. Попробуем уж тогда произвести разбор полетов своими скромными силами.//Эволюционная точка зрения не может объяснить, почему Австро-Венгерская империя, бывшая наряду с Францией законодателем самых передовых идей и культуры, вдруг начинает разрушительную мировую войну и сама погибает как государство. Германия, достигшая между двумя мировыми войнами вершин западной цивилизации, неожиданно порождает прямо противоположное явление — фашизм// - Почему же, распад европейских империй как раз очень хорошо объясняется развитием капитализма и становлением современных буржуазных наций в XIX-XX веках. К началу ХХ века там уже сложились многие современные нации (венгры, поляки, чехи, словаки, хорваты, бошняки и др.), которые, естественно, стремились обрести собственные государства. Как только Австро-Венгрия ослабла в войне, центробежные силы национальных движений подневольных народов разнесли ее в щепки. То же самое происходило и в Российской империи: финны, поляки, балтийские народы, при первой возможности, вырвались из тюрьмы народов. Кстати, и наши татары не сидели сложа руки, весь 1917 год они создавали национальные политические структуры (парламент и правительство), а в ночь на 1 марта 1918 года провозгласили в Казани Республику Идель-Урал, к сожалению, она погибла в кровавых столкновениях с большевиками. Утверждать, что между двумя мировыми войнами Германия достигла вершин мировой цивилизации, значит, не представлять тогдашнюю ситуацию в стране. В сущности, 2МВ была продолжением 1МВ и чудовищной несправедливости послевоенного Версальского мира. До прихода нацистов к власти в 1933 году, страна переживала грандиозный экономический и моральный кризис. А с 1933 года она начала готовиться к войне, СССР ее к этому подталкивал, снабжал стратегическим сырьем, помогал обучению военных кадров в совместных учебных центрах. Пакт Молотова-Риббентропа был логическим следствием близости двух тоталитарных режимов. Вершинами мировой цивилизации там и не пахло.

  • Анонимно
    11.08.2014 13:43

    «Власть имущие, желающие развязать войну, хорошо знают, что надо обязательно отыскать или создать первого мертвого» - точно, тоже самое было и в Чечней.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль