Общество 
14.08.2014

Волжский круизный бизнес сел на мель: пассажиров теплоходов возвращают автобусами

Из-за спада уровня воды в Волге многим теплоходам не удается подняться выше Нижнего Новгорода

Сегодня сразу в нескольких турагентствах «БИЗНЕС Online» сообщили о катастрофической ситуации в сфере круизного бизнеса в Волжском бассейне. Из-за небывало низкого уровня воды крупным теплоходам все лето заказан путь в Москву и Санкт-Петербург. Даже трехпалубным судам 10 августа запретили подниматься выше Нижнего Новгорода — в результате их приходится заменять автобусными турами, но на эту замену не согласны более трети клиентов. По мнению участников рынка, проблема Верхневолжского участка в районе Городца известна со времен СССР, но власти не хотят заниматься ее решением. Эксперты-гидрологи полагают, что причина обмеления Волги — засуха, и отмечают, что уровень воды может подняться быстро: достаточно пары дождливых дней.

ПОРТ НИЖНЕГО НОВГОРОДА НИ РАЗУ НЕ ПРИНЯЛ ЧЕТЫРЕХПАЛУБНЫЕ СУДА

Бизнес компаний, занимающихся круизным бизнесом на Волге, оказался на грани катастрофы. В этом сезоне, как оказалось, крупные теплоходы ни разу не преодолевали отмелей в районе Городца (близ Нижнего Новгорода). Крупным четырехпалубным круизным лайнерам с их низкой осадкой невозможно дойти ни до Москвы, ни до Санкт-Петербурга. Порт Нижнего Новгорода этим летом такие суда с трехметровой осадкой не принимал вовсе.

Так мало воды на Верхней Волге не было никогда, рассказали речники Первому каналу. Из-за малоснежной зимы паводок был минимальным, Рыбинское и Горьковское водохранилища не набрали расчетных запасов для полноценной навигации. Еще более осложнило ситуацию жаркое лето и отсутствие дождей. 30 км ниже Городецкого гидроузла стали настоящим бутылочным горлышком для больших теплоходов. Трехпалубникам пройти было можно, но расхождение судов, маневрирование на судовом ходу заставляло капитанов понервничать.

В результате бизнес круизных компаний оказался под угрозой — им приходится отменять десятки рейсов, менять маршруты теплоходов. Убытки несет и грузовой флот — сухогрузы и баржи по нескольку дней вынуждены были стоять у шлюзовых ворот. Чтобы дать судам возможность пройти по фарватеру, каскад верхневолжских водохранилищ перешел на специальный режим работы: вода копилась несколько дней, затем ее спускали, пропуская теплоходы.

Как рассказала «БИЗНЕС Online» руководитель казанского офиса компании «Инфофлот» Ирина Ермолко, крупные теплоходы не ходят по Волге с начала навигации — и разрешенная осадка судна все уменьшается, дойдя на сегодняшний день до 2,1 метра. Трехпалубные суда с их осадкой около 2,5 м еще несколько дней назад могли ходить раз в четыре дня, когда для них открывали шлюзы. Теперь и этот «ручеек» высох: с 10 августа их навигация в районе Городца закрыта, уровень воды в Волге поддерживают на гарантированном уровне. Ходить судам можно каждый день, но далеко не всем.

«На сегодня по Нижегородскому узлу принят режим со средними сбросными расходами 800 - 840 кубометров в секунду, но с гарантированной отметкой нижнего бьефа гидроузла, — рассказал в эфире «Вестей» Александр Баринов, руководитель Верхневолжского бассейнового управления федерального агентства водных ресурсов. — Это дает возможность речникам пропускать суда с осадкой 2 метра».

НА СРЕДНЕЙ ВОЛГЕ ВСЕ ПОКА СПОКОЙНО

Такая ситуация пока сложилась только в Верхневолжском бассейне. На Средней Волге уровень воды удерживается на проектных отметках — около 52,5 м по Куйбышевскому водохранилищу, сообщили «БИЗНЕС Online» в Средневолжском бассейновом водном управлении. Уровень воды сегодня, по данным управления гидрометцентра РТ, — 52,46 метра. Судя по графику колебания уровня, 5 августа он опускался ниже 52,4 метра. В прошлом году в эти дни уровень водохранилища был около 52,5 м и концу августа опустился практически до 52,3 метра. Сложнее ситуация в Саратовском водохранилище, где уровень долгое время держится ниже проектной отметки в 48 м на целых 20 см, отметили в Средневолжском управлении.

Насколько быстро может колебаться уровень Волги? Как пояснила «БИЗНЕС Online» завлаборатории гидрологии Института проблем экологии и недропользования академии наук РТ Асия Горшкова, проблема низкого уровня воды связана с засушливым летом и недостаточностью запасов воды после зимы. Однако буквально два дня хороших дождей могут изменить ситуацию — мелкие притоки поднимутся быстро, затем поднимется уровень Волги. Но таких дождей пока не прогнозируется.

СЛОЖНЕЕ ВСЕГО ОПЕРАТОРАМ КРУПНЫХ СУДОВ

По словам участников рынка, наибольшие сложности испытывает компания «Водоходъ». У этого оператора речных круизов, согласно сведениям на сайте компании, в управлении находятся 23 четырехпалубных теплохода. В их числе — 6 крупнейших речных лайнеров проекта 92-016 (например, «Георгий Жуков», «Мстислав Ростропович», «Семен Буденный» и другие), 8 теплоходов проекта 301 (такие как «Нижний Новгород», «Николай Чернышевский»), 6 судов проекта 302 («Русь», «Ленин»), 2 теплохода типа Q-040 («Александр Пушкин», «Максим Горький») и 1 судно самого комфортабельного в СССР проекта Q-056 («Лев Толстой»).

В самой компании, однако, журналистам «БИЗНЕС Online» не смогли оперативно рассказать о складывающейся ситуации, доступен лишь телефон горячей линии для клиентов. Однако на сайте компании можно проследить ряд новостей по замене маршрутов и по снятию круизов теплоходов, в том числе в связи с ситуацией у Городецкого шлюза.

Уточнить ситуацию с речными грузоперевозками в нашем регионе также не удалось. В судоходной компании «Татфлот» газете «БИЗНЕС Online» сообщили, что на вопросы журналистов может ответить только руководитель Тимур Зайнутдинов, и предложили направить запрос по электронной почте. Соединить с руководителем по телефону у секретаря возможности не оказалось — с 8 утра до 12:30 на рабочем месте он не появился, и запрос редакции сегодня остался без ответа.

«ОТ ПУТЕВОК ОТКАЗАЛИСЬ 30 - 40 ПРОЦЕНТОВ ПАССАЖИРОВ»

Как чувствует себя круизный бизнес этим летом? С таким вопросом корреспондент «БИЗНЕС Online» обратился к участникам рынка.

Ирина Ермолко — руководитель казанского офиса компании «Инфофлот»:

— С начала навигации не ходят четырехпалубные теплоходы по Волге, с 10 августа запретили трехпалубные теплоходы. Приходится все рейсы менять, пересаживать туристов на другие теплоходы, организовывать другие рейсы для трех наших судов.

У нас на трехпалубных теплоходах были запланированы рейсы до Костромы и Ярославля. Изменили маршрут — теплоход пойдет до Нижнего Новгорода, а потом пойдет в Елабугу. Естественно, туристы, которые не хотят ехать вниз по Волге, забирают деньги. От путевок отказались до 30 - 40 процентов клиентов.

Более того, у нас два теплохода успели уйти вверх по Волге и теперь не могут спуститься обратно к Казани. Они ушли с пассажирами, людей из Нижнего Новгорода привезли на автобусах в Казань, тут все нормально. Но у этих судов были и другие рейсы! Поскольку сейчас нет возможности спустить их обратно, мы будем думать, что же делать 20 - 25 августа. Мы либо изменим маршрут, либо предложим экскурсию до Ярославля и Костромы на автобусах. Стоимость путевки не меняется, экскурсии на автобусах будут за счет судовладельца.

Вячеслав Самолин — генеральный директор ТК «Волжские путешествия»:

— Навигация затруднена для тех, у кого теплоходы имеют низкую осадку. Это четырехпалубные теплоходы. Нашу компанию пока это не коснулось, у нас маленький теплоход с осадкой в полтора метра, и он проходит везде, кроме Оки. Мы даже успели дважды на Оку сходить в начале навигации.

Везет, говорите? Ну нельзя же, чтобы всю жизнь не везло. В последние годы много не везло...

Вообще, эта проблема на Волге не кончится никогда. По крайней мере до тех пор, пока не будет мимо Городецкого шлюза сделан обводной канал. Этот канал должен соединить Верхнюю и Среднюю Волгу. Городецкий шлюз более 40 лет не справляется с этой задачей. Еще в Советском Союзе существовала эта проблема, и есть проект этого обводного канала. Просто наша власть не хочет этим заниматься.

Евгения Казакова — заместитель генерального директора по туризму ЗАО «Адмирал»:

— Около Городца, выше Нижнего Новгорода, имеется гидроэлектростанция Волжская. Для того чтобы прошел теплоход, ему нужно выйти на другой уровень реки — подняться, если идет вверх по Волге, или спуститься, если идет вниз по Волге. Вот этот процесс не могут пройти теплоходы с низкой осадкой. Четырехпалубные теплоходы вообще не ходят, трехпалубные ходили выборочно.

Туроператоры вынуждены предлагать замену маршрутов. Например, из Казани в Санкт-Петербург на четырехпалубном теплоходе пройти нельзя, соответственно, туроператоры вынуждены были поменять маршруты. Самые «проблемные» маршруты — вверх по Волге, выше Нижнего Новгорода. Из Самары, Казани, Саратова и Волгограда попасть в Москву, Санкт-Петербург на четырехпалубных теплоходах в этом году невозможно.

Такая ситуация на Волге складывается на моей памяти впервые. Мало было снега, много ветров — в результате такое обмеление. Это касается не только Волги, но и Оки. В Оке вообще очень мало воды с самой весны. На Оке у нас тоже есть туры, например, маршрут до Рязани тоже был ограничен. У нас теплоход «Борис Полевой» небольшой осадки, порядка 1,7 метра, и то мы не смогли дойти до Рязани. Пришлось корректировать маршрут. Дошли по Оке до Мурома, а потом повернули и по Волге сделали маршрут до Ярославля. Туристов мы предупредили заранее, в принципе, претензий не было.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (19) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    14.08.2014 14:34

    разве в этом году засушливое лето?

    • Анонимно
      14.08.2014 14:49

      Министр СХ Ахметов говорил,что лето засушливое

    • Анонимно
      14.08.2014 15:36

      Если в Волге нет воды,значит жива еще правозащитная деятельность

  • Анонимно
    14.08.2014 15:27

    Помню весной МЧС во все горло кричало, что Нижнекамск половину затопит, а затем большая вода пойдет в волгу и там затопит просто огромные территории из-за обильных снегов, а также из -за того, в почве много воды. Вот интересно вообще наше руководство научится хотя бы врать немного более правдивие что-ли.

  • panzership
    14.08.2014 15:56

    Городец - известная проблема, не вчера появилась. Как и Чебоксарский гидроузел. В СССР проблему бросили на полпути, а России не до того сейчас, как же, Украина же.

  • Анонимно
    14.08.2014 16:44

    да неужели еще кому-то нужны эти круизы? необоснованно высокие цены и отвратный сервис, отсутствие безопасности - а теперь еще и плавать не могут.

  • Анонимно
    14.08.2014 16:58

    Лично для меня речной круиз - лучший отдых. Если я два раза за лето куда-нибудь не отправлюсь, считайте, не отдыхала. Свежий воздух, возможность покупаться, пожариться на солнце, прочитать несколько книг, посмотреть другие города, съездить на экскурсии... При этом мне не надо готовить да и кормят вкусно. Поэтому что может быть лучше? Так что будем надеяться, что все образуется....

  • Анонимно
    14.08.2014 18:14

    молодцы, стройте больше красивых коттеджей по берегам.

  • Анонимно
    14.08.2014 18:49

    Плавайте вниз по Волге. Было бы круто, если еще круизы по Каспию были с заходом в Иран.

    • Анонимно
      14.08.2014 20:39

      вообще-то мечта любого туриста - круиз по восточному и северо-восточному побережью Каспия

  • спокойрый
    14.08.2014 19:31

    если в кране нет воды ее выпили.... если в кране есть вода значит... .... туда старая народная мудрость а вообще то плохому танцору ... мешают

  • Анонимно
    14.08.2014 21:46

    Нижегородцы накосячили где то. У нас вода на уровне, все норм. Это ж Москва регулирует, с ней работать нужно

  • Анонимно
    15.08.2014 00:01

    У меня дача на Волге. Свой берег воды. Не ушла ни на сантиметр вода. Все нормально. И дождей много было в этом году, ливни даже - приезжаю поливать - земля мокрая.

  • Анонимно
    15.08.2014 00:15

    Неужели еще остались желающие рисковать своей жизнью после трагедии с булгарией? Булгария утонула, но бардак никуда не делся!

  • Анонимно
    15.08.2014 09:02

    Да вроде нормальный уровень..я рыбачить хожу всегда, вижу. Уровень такой же как и всегда, даже чуть выше чем обычно...

  • Анонимно
    15.08.2014 13:27

    Насчет безопасности и бардака это вы зря... Сейчас речников очень проверяют. И потом почитайте отзывы в интернете хотя бы, очень много людей, которые один раз сплавают, а потом каждое лето так отпуск проводят. Жить на Волге и не пользоваться этим видом отдыхом даже странно. Ведь чтобы полюбоваться волжскими просторами сюда и москвичи едут, и сибиряки. Волга - это бренд!

  • Анонимно
    16.10.2015 10:28

    Господа речники, здравствуйте.Убытки, о которых Вы пишете по перевозке грузов – это даже не вершина айсберга, это её кусок. Суммарные потери выше на порядок. Если немедленно не начать восстановление водного баланса рек, получим в 2015-2017 годах навигация вообще прекратиться, а Азовское море последует за Аральским. Циклы, о которых Вы упоминаете, бывают, извините за вольность, только у женщин. В природе работает только физика: Есть потепление – есть более высокое испарение. Похолодает – испарение снизится, и реки начнут восстанавливаться. Я в этом плане посоветую Вам почитать «Сталинский план преобразования природы.» Все ответы на восстановления рек, поверхностных и подпочвенных водоёмов, и резкого прироста производства продуктов питания там.С уважением, разработчик экологических программ, Виктор Родин.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль