Ретейл 
28.08.2014

«Белый ветер» сдувает с рынка

Цифровой рЕтейлер, близкий к группе Роберта Мусина, ушел из Татарстана по-английски

Сегодня в Казани закрылись магазины ретейлера «Белый ветер цифровой». Как стало известно корреспондентам «БИЗНЕС Online», ночью технику вывезли из ТРК «Тандем», на наших глазах опечатали магазины в ТК «Кольцо». На прошлой неделе был закрыт единственный магазин в Набережных Челнах (всего в России около 200 магазинов). При этом компания подала в Арбитражный суд заявление о банкротстве — долги составляют 7,2 млрд. рублей. Тем временем эксперты нашего издания назвали причиной неудачи ретейлера сосредоточение на слишком узкой нише и негибкую политику в online-продажах.

В ТАТАРСТАНЕ ПРЕКРАТИЛСЯ «БЕЛЫЙ ВЕТЕР»

Сегодня в Казани в ТЦ «Кольцо» был закрыт магазин бытовой техники «Белый ветер цифровой». Каких-либо объявлений на двери магазина не было, охранник торгового центра рассказал газете «БИЗНЕС Online», что еще вчера он работал, а сегодня просто не открылся. Корреспондент нашей газеты стал свидетелем, как сотрудники магазина собирали, судя по всему, свои вещи — товар для продажи оставался стоять на витринах. Вскоре те же самые охранники, очевидно, получив указание, опечатали двери магазина.

Закрытым оказался магазин и в ТК «Тандем», откуда, по словам работников соседних павильонов, технику вывезли еще ночью. В отличие от «Медиа Маркта», который заблаговременно объявил о распродаже в связи с закрытием своего гипермаркета на Петербургской, «Белый ветер» предпочел свернуть сеть по-английски...

У компании насчитывалось 192 магазина по всей России, причем 75 торговых точек она открыла за прошлый год (сеть основана в 1991 году, занимается продажами компьютеров, бытовой техники и мобильных устройств). Работали около 2 тыс. человек. В Казани работало три магазина — в ТРК «Кольцо», «Меге» и в торговом центре «Тандем». Еще один магазин был открыт в Набережных Челнах, в ТК «Торговый квартал». Как стало известно «БИЗНЕС Online», в автограде магазин, имея задолженность перед арендодателем, был закрыт еще на прошлой неделе.

Связаться с представителями компании для комментария газете «БИЗНЕС Online» не удалось.

Тем временем сегодня стало известно, что в Арбитражный суд Ульяновской области поступило заявление от ООО «БВЦ» о признании банкротом. По данным на 15 августа, задолженность «БВЦ» составляет 7,2 млрд. рублей, из них 4 млрд. рублей — долг перед поставщиками и подрядчиками, 3,1 млрд. рублей — долг по кредитам и займам и 3,6 млн. рублей — долг по зарплате перед работниками, сообщает федеральный «Коммерсантъ». Погасить задолженность невозможно из-за низкой рентабельности продаж и больших операционных расходов. Первое слушание состоится в суде 18 сентября.

Ночью технику вывезли из ТРК «Тандем», на глазах журналистов «БИЗНЕС Online» опечатали магазины в ТК «Кольцо»

При этом вчера стало известно, что иск к компании в столичный Арбитражный суд подала ЗАО «Сони Электроникс», которая требует взыскать с «Белого ветра» 100,1 млн. рублей задолженности, передает РАПСИ. Как сказано в сообщении, сеть магазинов электроники уже несколько месяцев не платит поставщикам, те, в свою очередь, в массовом порядке подают иски. С начала 2014 года к «Белому ветру цифровому» подано 14 исков о неисполнении обязательств. Общая сумма требований превышает 700 млн. рублей.

ООО «БВЦ» контролируется ООО «Концерн белый ветер», которое, в свою очередь, на 93% принадлежит ООО «Аида и Д», а еще 7% — у кипрской Pricenet Limited. Чистая прибыль по итогам 2012 года, согласно данным «Контур-Фокуса», составила 11 млн. рублей.

В 2007 году контрольный пакет сети «Белый ветер цифровой» у ее основателя московского бизнесмена Юрия Дубовицкого выкупил крупный ретейлер бытовой техники — сеть DOMO, которая, в свою очередь, была близка к группе ТФБ и контролировалась пулом собственников, ключевую роль в котором на тот момент играли известный в Татарстане банкир Роберт Мусин, директор «Спартака» Райхат Гарипов, депутата Госсовет РТ Антон Сайфутдинов и его партнер Эдуард Зиганшин. Позже состав акционеров казанской группы кардинально несколько раз менялся. Интересно, что долгое время исполнительную дирекцию «Белого ветра» возглавляли москвич из команды Дубовицкого, продолжая курс отца-основателя. А казанцы никогда — ни в момент сделки, ни после — не старались публично афишировать свое присутствие в этом федеральном ретейлере, что, по мнению ряда наблюдателей, могло объясняться сложной структурой собственности и наличием еще каких-то московских акционеров.

«Белый ветер» предпочел свернуть сеть по-английски...

«НЕ СМОГ КОНКУРИРОВАТЬ С СЕРЫМИ ИНТЕРНЕТ-КОМПАНИЯМИ?»

Один из представителей ретейлера на условиях анонимности рассказал газете «БИЗНЕС Online», что губительным для «Белового ветра» стало сосредоточение на очень узкой нише — продаже цифровой техники. «Пока рынок очень активно рос, до 2007 - 2008 года, это оправдывало себя, конкуренция в этом сегменте была не очень высокой, рынок рос опережающими темпами, и это было удобно, оплачивалась экспансия и так далее. После 2008 года на этот рынок быстро пришли цифровые сети типа «Евросети» и «Связного», которые стали точно так же продавать ноутбуки, — рассказал источник. — Более того, рынок цифровой техники начал очень быстро сжиматься, потому что рынок ноутбуков, на который делал акцент в том числе «Белый ветер», стал если не падающим, то стагнирующим».

Сказалась конкуренция со стороны крупных сотовых сетей. «Белый ветер» попытался расширить количество магазинов и ассортимент, но к тому моменту он уже просто не воспринимался как место для покупки телевизора или стиральной машины.

«Самая основная причина случившегося в том, что «Белый ветер» одним из последних пришел в online. К тому моменту уже тоже было достаточно тяжело конкурировать со всеми остальными компаниями. Более того, в online очень тяжелая ситуация с серыми интернет-игроками. В принципе, одной из причин можно назвать то, что «Белый ветер» не смог конкурировать с серыми интернет-компаниями, которые не платят налоги и ставят свои ценники иногда на десятки процентов ниже, чем ретейлеры, которые платят налоги. Соответственно, «Яндекс.Маркет» можно назвать потенциальным убийцей «Белого ветра», — отметил источник.

«БЕЛЫЙ ВЕТЕР» БЫЛ НЕ СТОЛЬ ГИБКИМ

Эксперты прокомментировали газете «БИЗНЕС Online» закрытие магазинов «Белый ветер цифровой».

Владимир Иванов — гендиректор ООО «Бизнес-Центр»:

— «Белый ветер цифровой» уже давно находился в тяжелом финансовом положении, это не эффект сегодняшнего дня. В течение долгого времени они занимали узкую нишу на рынке электроники, держали очень узкий сегмент дорогих цифровых аппаратов. Несколько лет назад «Белый ветер цифровой» был продан новому хозяину — татарстанской сети DOMO, которая на сегодняшний день и является его фактическим владельцем. Или можно сказать по другому: фактическими владельцами DOMO и «Белого ветра цифрового» являются одни и те же аффилированные лица.

Проблемы у этой сети были уже давно и давно должны были закончиться банкротством. У них все время были долги перед поставщиками, перед банками. Но нельзя все время жить в кредит, когда расходов больше, чем доходов. Финал будет один — банкротство, полный крах. А вторая причина банкротства, на мой взгляд, заключается в том, что они были ни то ни се. Они не смогли найти свою нишу на рынке. В «М-Видео», DOMO, «Техносиле» и других человек мог прийти и купить все что пожелает: от стиральной машины до телефона. А узкий сегмент не позволяет генерировать большие финансовые потоки.

«Белый ветер цифровой» был менее гибким, в отличие, например, от «Евросети» и «Связного», которые открывали свои магазины везде, чуть ли не на остановках. В Набережных Челнах один магазин компании «Белый ветер цифровой», в «Торговом квартале» — в самом дорогом торговом центре по аренде. А что такое один магазин на весь город? Это практически ноль, люди о нем не знают. Я считаю, что они так и не нашли свою нишу — быть элитарным или массовым магазином. Думаю, что это проблема менеджмента.

Максим Клягин — аналитик УК «Финам Менеджмент»:

— Судя по данным в открытом доступе, основным фактором дефолта компании выступает высокая долговая нагрузка, которую в условиях негативных изменений на рынке, сужения спроса и как следствие сокращения продаж и падения рентабельности компания оказалась не в состоянии эффективно обслуживать. Можно предположить, что акционеры, ориентируясь на предыдущую высокую динамику индустрии и значительный потенциал роста, а также учитывая вероятность максимально выгодно выйти из проекта в результате удачной сделки M&A (спрос на крупные профильные активы формировался на высоком уровне в рамках процесса консолидации рынка), проводили стратегию достаточно агрессивного роста. Естественно, преимущественно за счет внешнего финансирования. Это стало ключевым уязвимым моментом. В условиях спада в экономике, оттока ликвидности и повышения ставок, несбалансированный кредитный профиль, видимо, не позволяет провести рефинансирование на приемлемых условиях.

Александр Позднышев — директор аналитического департамента GKFX:

— На самом деле «Белый ветер цифровой» является примером того, что бизнес-модель, появившаяся в начале 90-х и успешно работавшая на протяжении едва ли не двух десятков лет, более не актуальна. Рынок ретейла цифровой техники за последние 5 лет изменился и не в пользу «Ветра»: ежегодно продажи интернет-магазинов растут на 30 процентов, их количество и подавно уже не поддается никакой статистике, а все потому, что бизнес-модель у них новая, низкозатратная. Чтобы организовать интернет-магазин, достаточно сделать копеечный сайт и своевременно отвечать на поступающие звонки, никаких затрат на аренду собственной сети продаж со штатом продавцов-консультантов и логистику. По большому счету шоу-румы с гаджетами и консультанты никому не нужны: нынешний потребитель выбирает товар задолго до похода в магазин и имеет о нем полное представление. Да, «Ветер» уже с незапамятных времен организовал собственный интернет-магазин, но продавал товар по ценам сети, да и не мог позволить себе торговать «серыми» аппаратами, которые стоят гораздо дешевле. Сейчас можно смело утверждать, что время сетевых магазинов наподобие «Белого ветра цифрового» уже подходит к концу, так что банкротство его вполне логично и закономерно.

Дина Сайфутдинова — бывший директор по маркетингу компании DOMO:

— То, что произошло, стало итогом целого комплекса проблем. Надо учитывать и внешние, и внутренние факторы, которые к этому привели, но совокупность всех этих факторов и привела к таким печальным последствиям. Рынок смарт-электроники, цифровых приборов за последние 7 лет очень сильно изменился. И эти тенденции надо было учитывать заранее, в 2007 - 2008 году, чтобы уже тогда стратегически перестраивать бизнес-модель. А бизнес-модель как была задана Дубовицким, так и не поменялась. Во всяком случае, я этого не увидела. В основном работали над тактическими задачами, а стратегические задачи не решали.

В 2007 - 2008 году в том формате, в каком она была представлена, «Белый ветер цифровой» была компанией-лидером. Она работала в формате Digital, который подразумевал отсутствие бытовой и кухонной техники — холодильников, стиральных машин — и у них у первых появлялись всякие новинки. Не успели о каком-то фотоаппарате или ноутбуке написать — он уже в этом магазине на полке. Продавцы были хорошо обучены, могли рассказать о любом приборе доступным и понятным языком. В большом количестве всегда были представлены аксессуары, что тоже немаловажно для такого формата. И в тот момент они держали рынок, были ньюсмейкерами на этом рынке и начинали развивать интернет-продажи. Было очень много хороших стратегических наработок. Все советы директоров всегда проводились с учетом последних трендов рынка, старались делать прогнозы на ближайшие три-пять лет. В соответствии с этим выстраивалась тактика, переходящая в стратегию. «Белый ветер» большое внимание уделял стратегическим моментам.

К сожалению, в 2007 году я ушла из совета директоров этой компании, куда входила почти год. Команда поменялась. И я не знаю, как потом строилась здесь работа. Но когда буквально две недели назад я по привычке зашла в этот магазин, мне нужен был ультрабук, я была обескуражена. То, что я там увидела, меня просто потрясло. Если раньше «Белый ветер», подчеркивая свое позиционирование эксперта на рынке цифровой техники, имел модельный ряд чуть больше, чем любой другой игрок на этом рынке, то сейчас этот модельный ряд не просто сужен. Этих товаров просто нет. Если ультрабуки представлены только тремя моделями в магазине, который торгует цифровой техникой, то это говорит об очень больших проблемах в компании...

Справка

«Белый ветер цифровой» создан в 1991 году. В 1992 году «Белый ветер» первым познакомил российских потребителей с портативными компьютерами и в течение целого года был единственной российской компанией, предлагавшей своим потребителям в числе прочего ноутбуки. По состоянию на начало 2014 года у сети насчитывалось 192 магазина по всей России. Работали около 2 тыс. человек. Компании принадлежат интернет-магазин www.digital.ru и проект DigitalRuTV на канале YouTube.

«Белый ветер» является обладателем следующих HR премий: The Best Intranet Russia 2009, «Работа года» — премия Mail.ru 2010, «Привлекательный работодатель» 2011, 2012, 2013 — премия SuperJob, «Лучшая компания-работодатель 2013 года» — «Белый ветер» в лонг-листе «Индекс лидерства», «Внутренний HR-бренд года» 2013, hh.ru.

ООО «БВЦ»

Генеральный директор — Аида Ильясова.
Уставный капитал: 360 000 100 рублей (на 06.09.2010).
Учредители: ООО «Концерн Белый Ветер».
По итогам 2012 года чистая прибыль составила 11 млн. рублей.

ООО «Концерн белый ветер»

Генеральный директор — Аида Ильясова.
Учредители: 93% ООО «Аида и Д», 7% — «Прайснет Лимитед» (Кипр).
По итогам 2012 года чистая прибыль составила 1,2 млн. рублей

Юрий Дубовицкий родился 20 июля 1960 года.

В 1983 году окончил МЭИ, в 1986 году получил ученую степень — кандидат технических наук.
Семейное положение: женат, есть дочь.
Хобби: предпринимательская деятельность в других областях бизнеса (издательский бизнес, спортивный бизнес, шоу-бизнес, ресторанный бизнес, автомобильный бизнес).
В 1991 году основал компанию «Белый ветер».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (48) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    28.08.2014 14:57

    Там все было дорого.

  • Анонимно
    28.08.2014 15:07

    МедиаМаркт, Белый ветер, кто следующий? Это рынок похоже давно живет в минус

    • Анонимно
      28.08.2014 23:02

      В минус живут хапуги которые думают что народ совсем тупой и будет покупать дороже. Юлмарт, Эльборадо,Ситилинк, упор идет на онлайн торговлю. Офлайн магазины остались далеко позади и нужны лишь для того, что бы физически пощупать и посмотреть товар. По мне так и этого сейчас не нужно: купить стиралку или телек спокойно можно ориентируясь на отзывы в сети. Единственным покупателем в оффлайне остаются люди не умеющие или не желающие пользоваться интернетом, а таких все меньше и меньше. Юлмарт хоть и дороже чуть чуть, но подкупает своей клиентоориентированностью: Вам никогда не будут трепать нервы ради товара явно сломавшегося по вине производителя в гарантийный период, просто поменяютв тот же день, это очень хорошо. А эльдорадо и ситилинк как правило самые дешевые, хотя у эльдорадо в последнее время с клиентами стало тоже значительно лучше, чем скажем лет 5-7 назад.

  • Анонимно
    28.08.2014 15:17

    Iphone у них всегда был первым официально в Казани.

  • Анонимно
    28.08.2014 15:46

    Вот оно - холодное дыхание кризиса!

  • Анонимно
    28.08.2014 15:48

    как ветром сдуло, белым ветром.

  • Анонимно
    28.08.2014 15:50

    ничего удивительного. кому нужны гаджеты по ценам в два раза дороже, чем в интернете?

  • Анонимно
    28.08.2014 15:53

    Вот секрет "удащливого бизнеса" набрать побольше кредитов, техники под реализацию, не платить зарплату и просто потихоньку все прокушивать. У всех последних банкротств одна схема в основании.

  • Анонимно
    28.08.2014 16:13

    И как это только компания обанкротилась при таком "удащливом" Генеральном директоре Аиде Валиевой?

  • Анонимно
    28.08.2014 16:28

    следующая будет зелено-красная компания

  • Анонимно
    28.08.2014 16:35

    Виноват не Яндекс.Маркет, виновато руководство этой сети, толи считающее людей дураками, толи просто застрявших в прошлом. Сейчас никто не делает покупки вслепую, все мониторят цены через инет. А в магазинах Белого ветра всегда было дорого, дороже даже белого импорта. В такой ситуации ясно, что сети типа Юлмарта задавят.

  • Анонимно
    28.08.2014 16:36

    Не удивлюсь если и компания Домо накроется....

  • Анонимно
    28.08.2014 16:39

    Бизнес по татарстански

  • Анонимно
    28.08.2014 16:49

    Зачем на "серый" ритейл то валить свои просчеты? Уплата налогов это не повод ставить конский ценник.

  • Анонимно
    28.08.2014 16:49

    Кризис наступает! Будет еще хуже, если война не закончится.

  • Анонимно
    28.08.2014 16:55

    В Челнах один маленький магазин и в этом магазине человек 8-10 продавцов. А в Связном - 3 человека.Вот ився модель бизнеса.

  • Анонимно
    28.08.2014 17:01

    Как отзывы то прорядились.

  • Анонимно
    28.08.2014 17:15

    Наш казанский 7й завод при СССР выпускал классную аппаратуру.Нужно все иностранные аудио-видео-фото магазины НЕМЕДЛЕННО ЗАКРЫТЬ! и переходить на классное и ОТЕЧЕСТВЕННОЕ!!!!!!

    • Анонимно
      29.08.2014 10:46

      Откуда Вы в Киеве знаете про закрытый 7 завод? Может и современное название слышали?)

  • Анонимно
    28.08.2014 17:20

    жаль только, что кредиторы ничего не получат. Не зря же компанию за неделю до заявления о банкротстве вывели в Ульяновск. Прежняя налоговая инспекция лишается права проводить какие-либо проверки и выставлять штрафные санкции даже за прежний период деятельности. А денюжки то уже тю-тю, бабайка унес.

  • Анонимно
    28.08.2014 17:25

    Вот благодаря тому, что таким компаниям кредиты "свои" банки дают под мизерные проценты и дутое обеспечение, остальным кредиты вылезают с огромными процентами - надо же как-то заранее невозвратный кредит обеспечить.

  • Анонимно
    28.08.2014 17:28

    Бизнес по татарски, скоро ДОМО сдует. Фактически он уже давно банкрот, пока держиться, так как банкам это не выгодно. Как только Ак барс перестал фнансировать Белый ветер, сдуло в сторону банкротства.

  • Анонимно
    28.08.2014 17:47

    Слушайте, ну у них же цены всегда были просто конские! Не надо даже с "серым" импортом в интернете сравнивать. Достаточно было сравнить даже с "белыми" продавцами в лице сетевых магазинов электроники. В Белом Ветре все было на 20-50% дороже, чем в соседнем магазине за углом. Хорошая была "выставка", чтобы покрутить-повертеть товар в руках и потом пойти купить его в другом месте.

  • Анонимно
    28.08.2014 20:55

    Вместо того чтобы писать всякую ерунду, то посмотрите что происходит вокруг ак барс аеро, авиакомпания Татарстан, вамин, лабиринт, бта банк и другие организации которые последнее время уходили. Ритейле падает т.к. Потребление падает , люди откладывают покупки и чаще тратят на продукты и квартплату.Почитайте ритейлер все онлайн магазины убыточные, просто кого то есть длинные деньги , а узкого то нет. Я в домо покупаю , здесь цены ниже, чем в м.видео, и понтов меньше.

    • Анонимно
      28.08.2014 22:21

      неумный вы человек, раз в Домо.

      • Анонимно
        28.08.2014 23:45

        В чем не умножать моя? Товары одинаковые , гарантия тоже одинаковая , цена была дешевле. Объяснили доступно , взял в рассрочку в акцию 0.0.24 , ни у кого из конкуренто не было такой кредитной акции без переплаты процентов. Может быть вы считать не умеете?

        • Анонимно
          29.08.2014 10:09

          у них и вправду можно купить в кредит под 0сам брал так правда на 4 месяца. нигде больше с нулевой ставкой в Казани не нашёл.

    • Анонимно
      28.08.2014 22:40

      Пиарщики домо проснулись: )

    • Анонимно
      28.08.2014 23:07

      Да ладно!!)) Не смешите выживают и получают прибыль умные компании, которые могут предложить что то большее, чем другие. Ритейл никогда не был убыточным, другое дело он был более прибыльным раньше это да! Домо??? Они еще живы??

  • Анонимно
    28.08.2014 22:56

    За все, что не берется группа ДОМО и менеджмент близкий к ней, все идет ко дну, кроме банка. А так вон посмотрите - Домо банкрот, обувная фабрика Спартак не выходит на рентабельность постоянно рефинансирует облигации за счет ТФБ, замечательный магазин Книжный двор умер и пр.

  • Анонимно
    28.08.2014 23:17

    Сейчас тренд это онлайн! только в сети можно будет конкурировать. Оффлайн магазины исключительно ради поддержки онлайн. Лет через десять все забудут что такое покупать технику для дома в оффлайн магазине, поверьте!

  • Анонимно
    28.08.2014 23:32

    дорогой магазин, туда ему и дорога. всю технику, которую покупаю, сто раз изучу, ттх, цены и проч. неужели в дорогой магазин пойду? пусть учатся работать или гуд бай.

  • Анонимно
    29.08.2014 01:46

    Никому уже ничего не нужно, кроме еды, квартплаты, транспорта и лекарств. Кризис! Сейчас все эти магазины и сети "не первой необходимости" будут лопаться один за другим!

  • Анонимно
    29.08.2014 10:09

    Там отвратительное обслуживание. Зашел, стал искать консультанта, крутился минут 5-10 кое-как нашел. Спросил про интересующий товар, на что получил ответ "Поищите где-то там, в той стороне". Я развернулся и ушел. Теперь понимаю, почему продажи у них плохие.

  • Анонимно
    29.08.2014 19:54

    Пишу с Кольца Белый ветер на месте

  • Анонимно
    30.08.2014 22:54

    Только кредитами нельзя развивать компанию, хоть и ты трижды банкир. Вот, что надо помнить ДОМО и Белый Ветер, а также "Аида и Д". Реально рассуждающие экономисты это давно предсказали им.

    • Анонимно
      31.08.2014 09:11

      В группе не слушают экономистов, там слушают льстецов , вот и результат. Все нормальные люди уже уволились

  • Вот, что люди про Белый ветер пишут http://t-itanium.livejournal.com/1405431.html

  • Анонимно
    4.09.2014 15:38

    Ну почему "...кроме банка". Я бы из Вашей цепочки и его не исключал. Сам ТФБ, получив, 10 ярдов на санацию БТА, вздохнул очень даже с облегчением...

  • Анонимно
    5.09.2014 20:11

    ВАЖНО

  • Анонимно
    5.09.2014 20:15

    Сотрудникам компании перестали выплачивать ОТПУСКНЫЕ, ничем не мотивируя. Зарплаты задерживают более чем на неделю. Сотрудники закрытых магазинов сидят дома и ждут не понятно чего (видимо специально ждут когда сами уволятся, дабы не выплачивать заработанные деньги)

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль