Культура 
5.09.2014

Рустам Батыр: «А что эти фильмы делают на казанском кинофестивале?»

Cуществует ли такое понятие, как «мусульманское кино»

Сегодня в столице Татарстана начинает свою работу международный казанский фестиваль мусульманского кино. В министерстве культуры РТ прошла пресс-конференция по итогам работы отборочной комиссии кинофорума, на ней вновь обсуждали вопрос о том, что же такое мусульманское кино? Чем оно отличается от обычного? И вообще, имеет ли право на существование подобное словосочетание? Первый заместитель муфтия РТ и член отборочной комиссии казанского кинофестиваля Рустам Батыр просмотрел значительную часть присланных работ и имеет свое собственное мнение на этот счет. В своей статье, подготовленной специально для «БИЗНЕС Online», он предлагает не путать мусульманское кино с исламским и рассказывает о том, какие негласные критерии отбора картин существуют на казанском кинофоруме.

111.jpg
(фото: www.tatcenter.ru)

НЕПОНЯТНОЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

В этом году казанский фестиваль мусульманского кино отмечает юбилей — свое первое десятилетие. Мусульманский кинофестиваль уже давно стал неотъемлемой частью культурного ландшафта нашей республики и в определенном смысле одной из ее визитных карточек. Этого события ежегодно ждут многие казанцы, по нему столицу Татарстана все больше узнают в России и далеко за ее пределами.

Но что интересно, каждый год снова и снова обсуждается вопрос о том, а что же такое мусульманское кино? Чем оно отличается от обычного? И вообще, имеет ли право на существование подобное словосочетание? Об этом сегодня вновь шла речь в министерстве культуры РТ на специальной пресс-конференции, проведенной с участием членов отборочной комиссии в связи с началом работы казанского кинофорума.

Вроде бы все мы, так или иначе, интуитивно понимаем, что имеется в виду под мусульманским кино, однако содержательное обсуждение этого вопроса можно встретить нечасто. Попробуем сегодня, в первый день работы X международного казанского фестиваля мусульманского кино, хотя бы частично восполнить данный пробел.

МУСУЛЬМАНСКОЕ — ЭТО НЕ ИСЛАМСКОЕ

Начать, пожалуй, следует с того, что в контексте исламской цивилизации часто проводят грань между такими, на первый взгляд, малоразличимыми понятиями как «исламское» и «мусульманское». Например, когда говорят об исламском праве, то нередко имеют в виду доктринальное право, то, каким оно должно быть согласно религиозному идеалу ислама. А если речь заходит о мусульманском праве, то здесь, как правило, подразумевается действующее законодательство мусульманских стран, то, какими законами регулируется их жизнь в реальности. Как известно, законодательство многих стран в исламском мире формировалось под влиянием (и даже прямым заимствованием) западных правовых систем, например, знаменитого Кодекса Наполеона.

Подобная бинарность в оттенках смыслов прослеживается и в сфере культуры. Так, выставка работ британского музея V&A Jameel Prize, в течение нынешнего лета экспонировавшаяся в казанском центре «Эрмитаж», собрала работы, которые отражают, скорее, общие реалии мусульманской культуры, нежели религиозные каноны ислама. На выставке были представлены «ковер» из специй, напоминающий рисунок традиционной палестинской плитки, бижутерия из пластика, воссоздающая украшения мусульманских африканских народов, ковры Азербайджана с элементами современной обработки и т.д. Причем некоторые работы были выполнены художниками, которые не имеют прямого отношения к исламу ни по своему мировоззрению, ни своими этническими корнями.

Таким образом, понятие мусульманского намного шире понятия исламского. Мусульманское — это то, что в том или ином аспекте отражает объективно существующие реалии мусульманских народов. А исламское — это то, что очерчено рамками догматов исламской религии. При этом первое включает в себя второе.

ЧТО ТАКОЕ ИСЛАМСКОЕ КИНО?

Данное различение важно иметь в виду, чтобы понимать, что казанский кинофестиваль собирает на своей площадке не исламское кино, а прежде всего мусульманское. Разница же между этими двумя понятиями, как мы увидели выше, весьма существенная.

Исламское кино тоже существует. Это, во-первых, картины, которые являются продолжением религиозной проповеди ислама и повествуют, например, о Божьих посланниках и мусульманских праведниках. К сожалению, таких работ российский зритель видел немного. А во-вторых, это киноленты, снятые с полным соблюдением исламских канонов. Иначе говоря, в этих картинах не будет показано даже пряди женских волос, не говоря уже о чем-то большем. Более того, зритель во время просмотра будет уверен, что канону ислама соответствует не только визуальный ряд фильма, но и то, что остается за кадром.

Приведу один пример. Много лет тому назад мне довелось посмотреть по одному из саудийских телеканалов фильм местного производства. Представьте такую картину: уставший муж возвращается после тяжелого рабочего дня к себе домой. Его на пороге встречает жена. В общем, обычная семейная сцена. Однако, судя по всему, актеры не были в реальной жизни супругами. Поэтому в картине мы видим, как жена общается со своим мужем, стоя на весьма почтительном расстоянии от него, полностью укутавшись в хиджаб, что для внутрисемейной жизни мусульман на самом деле абсурдно. Никаких объятий, никаких супружеских и дежурных поцелуев — ничего, что бы могло насторожить нравственную полицию Королевства Саудовская Аравия.

ЧЕТЫРЕ СМЫСЛОВЫХ МОДУСА

Отборочная комиссия казанского кинофестиваля часто сталкивается с работами, которые, если так можно выразиться, находятся в пограничной зоне мусульманской смысловой ойкумены, когда картина связана с ней лишь тонкой ниточкой географической или этнической привязки. Например, два года назад на фестивале был представлен документальный фильм «Аптека на Проломной» про знаменитую казанскую аптеку. А в прошлом году в рамках кинофестиваля показали фильм про Рудольфа Нуриева «Мятежный демон». Стоит ли включать подобные работы в фестиваль мусульманского кино, не опасаясь размыть его концептуальные основы — вопрос непростой.

Сами конкурсанты, присылающие свои работы на казанский кинофорум, часто исходят из широкого толкования сферы мусульманского кино, по сути, отождествляя его с понятием общечеловеческого или, как стали говорить в таких случаях, гуманного кино. «В программу форума отбираются фильмы, — говорится также и в пресс-релизе фестиваля, — несущие идеи миротворчества, веротерпимости, толерантности, рассказывающие о способах построения межнационального диалога вне зависимости от вероисповедания автора».

Поэтому на фестивале нередко появляются фильмы, которые ни в каком аспекте, даже призрачном, не имеют в себе и оттенка мусульманской составляющей. Например, в этом году в рамках кинофестиваля будет показан фильм «И цирк приехал...» (Армения) про то, как заезжие цирковые актеры развлекали детишек в глухой армянской деревне. Добрый, милый фильм. Но при чем здесь мусульманское кино? Или, например, фильмы «Я — хакас» (Хакасия) или «Крик Чайки» (Якутия), которые будут демонстрироваться в рамках года ТЮРКСОЙ. Тоже хорошие картины для семейного просмотра. Но опять таки, что они делают на фестивале мусульманского кино? Впрочем, данные киноработы будут показаны в рамках внеконкурсной программы.

Хотя, с другой стороны, наличие подобных работ не стоит воспринимать исключительно сквозь призму их концептуального соответствия/несоответствия. Одна из важных задач казанского кинофестиваля состоит в том, чтобы содействовать развитию татарстанского кинематографа. Поэтому важно представлять вниманию профессионального сообщества республики обзорную панораму последних трендов в мире современного кино, даже если это и будет несколько выпадать из внутримусульманского контекста. Вот почему подобные внеконкурсные программы все же необходимы.

Понимание мусульманского кино как общечеловеческого позволяет также реализовывать девиз казанского кинофорума «через диалог культур к культуре диалога». Ведь картины, несущие идею диалога культур в широком смысле этого слова, крайне нужны нашему обществу. Однако, как мне кажется, все-таки при отборе фильмов для конкурсной программы важно исходить из следующего тезиса. Все мусульманское действительно является общечеловеческим, но не все общечеловеческое является мусульманским. А казанский фестиваль должен представлять вниманию зрителя прежде всего мусульманское кино. Впрочем, картин, не имеющих привязок к мусульманской культуре, было больше на начальном этапе развития кинофестиваля, который с каждым годом в концептуальном отношении становится все выдержаннее и последовательнее.

Итак, у нас получается четыре смысловых модуса: исламское кино, мусульманское кино со стопроцентным попаданием, условно мусульманское кино и общечеловеческое кино. К слову сказать, жюри казанского кинофестиваля данную градацию могло бы учитывать при оценке фильмов. По-крайней мере в тех случаях, когда нужно вынести суждение о двух равнозначных с художественной точки зрения работах.

НЕГЛАСНЫЕ ФИЛЬТРЫ ОТБОРА

Есть еще два негласных фильтра, которые определяют характер работ, отбираемых в программу казанского кинофестиваля.

Во-первых, в представленных картинах не должно быть нарушения общепринятых норм этики. Так, в фильмах не должно быть откровенных сцен или же ненормативной лексики. Фильмы казанского кинофестиваля отбираются таким образом, чтобы их можно было посмотреть всей семьей. Критерий относительный, но крайне важный.

Во-вторых, идейное содержание картин не должно быть направлено против интересов мусульманской культуры, ведь иначе ни о каком диалоге культур не может быть и речи. Когда в 2011 году разразился скандал по поводу картины «Чужая», где снималась, как потом выяснилось, бывшая порноактирса турецкого происхождения Сибель Кекилли, получившая в Казани главный приз за лучшую женскую роль, то нарушен был именно этот критерий. И дело здесь не в сомнительном прошлом кинозвезды (каждый в жизни может оступиться), а в антиисламском настрое как актрисы, так и самой картины. Все-таки работы, побеждающие на мусульманском кинофестивале, не должны нарушать определенную идейно-ценностную направленность.

ИЗЮМИНКА КИНОФЕСТИВАЛЯ

За годы существования казанского фестиваля мусульманского кино не раз звучали призывы убрать из его концепции и названия мусульманскую составляющую. Возможно, это обуславливалось тем, что не все понимают до конца концептуальную сторону вопроса. Возможно, кого-то тяготят определенные нравственные ограничения, которые накладывает на формат кинофорума его мусульманский фрейм.

Однако отказываться от изначальной идеи, как мне кажется, ни в коем случае нельзя. Ведь именно мусульманская составляющая придает казанскому фестивалю определенную изюминку, которая отличает его на фоне других многочисленных кинофорумов как в России, так и за рубежом. Иначе он может просто затеряться. И слава Богу, пока в республике это хорошо понимают.

Рустам Батыр

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (28) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    5.09.2014 13:56

    Ну наконец-то кто-то толком объяснил, что такое мусульманское кино!

  • NIYAZ
    5.09.2014 13:56

    еще раз:никому не нужный фестиваль.пустая трата денег.

  • Анонимно
    5.09.2014 14:55

    Кстати очень понравилаь Сибель Кекилли в роли Шай в Игре престолов

  • al-kazani
    5.09.2014 15:14

    Я бы сильно удивился, если бы Батров сказал что-то против т.н. "фестиваля мусульманского кино", всё-таки одна рука кормит. Будучи хорошим софистом, Батров находит оправдание сему непонятному явлению:"Мусульманское — это то, что в том или ином аспекте отражает объективно существующие реалии мусульманских народов. А исламское — это то, что очерчено рамками догматов исламской религии."Данные определения - не более чем вольная трактовка товарища Батрова и не более того. "Объективно существующих реалий мусульманских народов" - очень много и очень много из них никак не вяжутся с исламом и поэтому никак не могут называться мусульманскими. Даже с точки зрения этимиологии данных слов, одно - это производное от другого.Развивая же последовательность данной логики, можно придумать много интересных сочетаний, которые, по Батрову, будут вполне оправданными. Как вариант, на примере не самой благополучной татарской деревни, можно будет вполне обоснованно использовать такие сочетания как "мусульманское пьянство", или "мусульманское свиноводство", или "мусульманская нечистоплотность". Однако любой здоровый разум отвергнет эту глупость, сколько бы букв не настрочил товарищ Батров.

    • Анонимно
      5.09.2014 15:44

      А что вам мешает дать свое определение?

      • al-kazani
        5.09.2014 16:28

        просто Казанский кинофестиваль чем не устраивает?

        • Анонимно
          5.09.2014 20:26

          похоже на Каннский, попахивает плагиатом, ну и потом "городских" фестивалей куча, затеряемся, а конфесиальных мало, и они как правило религиозны, в отличие от нас, принимающих всех и всёбыл на втором фестивале, открывали фильмом про сербов, так там и тетки голые были, и сцены интима, просто фильм был про мусульман сербии

          • Анонимно
            5.09.2014 20:37

            Сейчас такого нет. Это при Гусман Хазратн подобный бардак был

            • NIYAZ
              6.09.2014 01:19

              Не надо на него грязь лить, после него вообще ничего не осталось, пустые мечети только(уже на замках).

  • Анонимно
    5.09.2014 15:16

    Полностью согласен с Ниязом, очередное протокольное мероприятие не несущее за собой никакой духовной и моральной нагрузки...

    • Анонимно
      5.09.2014 15:35

      Даешь женщину-муфтия!Долой ущемление женщин по половому признаку!Во многих мероприятиях религиозных с совместным участием мужщин и женщин наблюдаю как женщины ведут себя БЕРЛИННЫ АЛГАН КБЕК,а муллы сидят ПЛЕНДА КАЛГАН КЕБЕК!В реальной жизни женщины уже берут вверх,а искусство отстает!Пора уже и погребальные вопросы передать женщинам!Они же умнее,они же больше знают!Кино из всех искусств является важнейшим,как считал Ленин.Но сегодня кино играет ли ту воспитательную,просветительскую роль?А что писал вверху-жесточайшая ирония,и поймите правильно!знакум

  • Анонимно
    5.09.2014 15:42

    Казанский Кинофестиваль повышает статус республики. На него надо смотреть в контексте не только культуры, но и политики

  • Анонимно
    5.09.2014 15:49

    Наверно, не на народные деньги, а на деньги меценатов и их объединений, можно проводить сколько угодно фестивалей под лозунгом "больше фестивалей хороших и разных". Но вот на деньги налогоплательщиков и добровольных пожертвований верующих любых конфессий, на мой взгляд, необходимо жестко следить (вплоть до цензуры!) за моральной и нравственной стороной, фильмов ежедневно показываемых прокатчиками-коммерсантами для широкого зрителя, особенно детям и подросткам. Вот тогда это будет государственная политика по формированию духовного образа граждан отечества. А проведение в узком междусобойчике подобных фестивалей на фоне безнаказанной массовой демонстрации сцен насилия, нецензурщины, разврата и пр., только еще больше позволяет пропагандистам таких "либеральных ценностей" утверждать, что у нас мол толерантность и кто хочет тот смотрит мусульманское, христианское, семейное и пр. жанры. пропагандирующие консервативные ценности, а кто хочет погорячее смотрит боевики, ужасы, разврат и другое кино западно-либерального толка. Да бесспорно, мы живем в светской стране и конституция гарантирует множество свобод. Вот только если так воплощать эти нормы в жизнь - тогда борьбу за светлые души наших детей мы уже проиграли...

    • Анонимно
      5.09.2014 16:00

      Сразу видно, что человек не смотрел фильмов мусульманского Кинофестиваля. Да нет там никого насилия. Все как раз наоборот. Вы о чем вообще пишите?

      • Анонимно
        5.09.2014 16:51

        А кто говорил о моральном уровне фестивальных фильмов? Сразу видно, что Вы читали комментарий на который возмущаетесь по-диагонали и ничего из него не поняли.

  • maximteregul
    5.09.2014 16:00

    Сарай тирэсе дин эхеллэрнен эше гел авыр. Хэкимиятнен ботен эшлэрен дини яктан дореслеген расларга кирэк.

  • Анонимно
    5.09.2014 16:15

    От статьи так и веет махровым средневековьем

  • Анонимно
    5.09.2014 16:23

    Ислам - религия, ее приверженцы - мусульмане.Зачем придумывать велосипед.Можно ли в исламском/мусульманском фильме показывать, как человек ест свинину или как боевики в Сирии борются за создание исламского государства, убивая мирных жителей (ведь борьба с неверными, джихад, не противоречит исламу) или про войну палестинцев за свою землю? А вообще кино бывает хорошим и плохим.

  • Анонимно
    5.09.2014 16:41

    Мусульманин (араб. ?????? [муслим], женская форма ?????? [муслимат]) — последователь ислама. Арабское слово муслим означает «тот, который покоряется (Аллаху)» или «тот, который предаётся (Аллаху)» по аналогии со словом ислам — «примирение», «принятие». Вариант В. М. Пороховой: «Прямая калька арабского слова „мусульманин“ — „человек, предавшийся Аллаху“». Священная книга мусульман — Коран. Мусульмане верят, что Коран — это слово Божье, переданное через ангела Джибриля (Гавриил) пророку Мухаммеду. Мусульмане следуют Корану, а также учению и практике Мухаммеда, записанных в традиционных сборниках хадисов (сунне)[1].Коранические пророки и посланники, а также их последователи называются мусульманами. Так в 52 аяте суры Аль Имран апостолы пророка Исы говорят ему: «Мы — помощники Аллаха. Мы уверовали в Аллаха. Будь же свидетелем того, что мы являемся мусульманами!»[9]. До ниспослания Корана мусульмане обязаны были следовать Таурату (Торе), Забуру (Псалтирю) и Инджилю (Евангелию), ниспосланное пророку Мусе, Давуду и Исе. Это я понимаю про мусульман и мусульманское. Согласно вашей теории водка и свинина тоже может быть «мусульманская»? Исходя из вашей теории происходит подмена понятий. Может я ошибаюсь?

  • Анонимно
    5.09.2014 17:01

    Извиняюсь за неведение, т.к. не отличаюсь глубиной познания ислама, хотел бы узнать том, что приветствуется ли вообще канонами ислама съемка любых фильмов? Ведь почти во всех фильмах так или иначе запечатлены изображения людей и животных? Спасибо.

    • Анонимно
      5.09.2014 18:22

      Не будучи посвящен в тонкости религиозных воззрений, могу объяснить откуда взялся такой выдуманный запрет в исламе. Хотя, как вы может знаете, есть средневековые персидские гравюры с изображениями лиц в книгах. То есть не не всегда был запрет, да есть ли он в реальном исламе? Есть очень четкая заповедь в христианстве - "Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им" Этой заповедью Господь Бог запрещает идолопоклонство, то есть запрещает создавать себе для почитания кумиров и идолов, почитать подобия или изображения того, что мы видим на небе (солнца, луны, звезд), и того, что находится на земле (растений, животных, людей) или находится в водах (рыб). Господь запрещает поклоняться и служить этим кумирам вместо истинного Бога как это делают язычники.В православии про эту заповедь забыли. Кстати, Льва Толстого как раз предали анафеме из-за этих вопросов первосвященнику как еретические. В исламе решили, что надо этой заповеди подчинятся неукоснительно, потому и нет изображений на стенах, нет икон святых. Хотя те же христианские святые почитаются и в исламе. Потому или следует понимать религию как догму, т.е. принимать ее без осмысления, без контекста. Но можно пытаться осмысливать то, что лежит в их основе, и не быть догматиком. Можно творить себе кумиров, вождей, лидеров без сомнения, а можно подвергать сомнению то, что эти "кумиры" творят на самом деле. Сегодня это очень актуально. Мы как раз опять вступили во времена, когда толпа начинает творить себе кумиров и идти за ними без оглядки. Это касается и тех, кто творит всякие безобразия от имени ислама, так и тех, кто готов по первому слову "вождя" идти на войну, убивать себе подобных. Упс

  • Анонимно
    5.09.2014 17:09

    Есть опасность и скоро она будет больной и неуправляемой

    • Анонимно
      5.09.2014 18:45

      Похоже в Татарстане пока этого не понимают и претензиями на центры "мировых" тюркских, мусульманских, исламских, всемирнотатарских и тд и тп организаций роют себе в будущем яму и выпускают джина, которого в бутылку назад не упакуешь. Не стоят амбиции этого

  • Анонимно
    6.09.2014 00:38

    А Батров вообще-то прав

  • Анонимно
    6.09.2014 08:22

    Главная тема наших дней - придумать повод для распила бюджета. Неважно - иннополис это или фестиваль мусульманского кино.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль